Рефетека.ру / Право

Реферат: Результаты творческой деятельности


РЕЗУЛЬТАТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАН

1. ПОНЯТИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПАТЕНТНОГО ПРАВА

ПОНЯТИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объектом правоотношения называется то благо, по поводу кото-рого субъекты вступают в правоотношение, то, на что направленоправоотношение. В соответствии с этим объектом гражданских право-отношений могут быть вещи, действия и нематериальные блага. В ст.128 ГК дается обширный перечень таких благ, которыеможно объединить в четыре группы: 1) имущество; 2) действия; 3)результаты интеллектуальной (творческой) деятельности; 4) немате-риальные блага. Интеллектуальной собственностью называются права на резуль-таты творческой деятельности человека и приравненные к ним средс-тва индивидуализации юридических лиц и выпускаемой ими продукцииили выполняемых услуг. Эти объекты регулируются специальным зако-нодательством. Закон об авторском праве регулирует авторскиеправа в связи с созданием и использованием произведений науки,литературы и искусства, а также смежные права, возникающие в свя-зи с созданием и использованием фонограмм, исполнений постановок,передач организаций эфирного и кабельного вещания.

Патентным законом РФ регулируются имущественные , а такжесвязанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в - 2 -связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений,полезных моделей и промышленных образцов. Такие объекты принятоназывать промышленной собственностью. Эти отношения регулируют идругие законы. При всей своей специфике в правовом регулировании каждого изперечисленных объектов общим является то, что нормы, о которыхидет речь, в конечном счете направлены на обеспечение использова-ния результатов соответствующей собственности, а равно средствиндивидуализации третьими лицами только с согласия лица, обладаю-щего таким правом. В этих нормах определяются также условия, пре-делы и способы защиты указанного права. Нужно иметь ввиду, что применение к интеллектуальной и про-мышленной собственности (результаты творческой деятельности) тер-мина "собственность" не означает, что они подпадают под общее по-нятие права собственности и являются разновидностью права собс-твенности, хотя такое заблуждение встречается.Своеобразие резул-ьтатов творческой деятельности в том, что они непосредственно несвязаны с правом собственности на материальный объект, в которомони выражены. В самом законе признак творчества не раскрывается, в связи счем в юридической литературе дается немало его определений.Так,В.И.Серебровский, пишет что творчество - это сознательный вбольшинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий своейцелью достижение определенного результата. О.С.Иоффе считает, чтотворчество является интеллектуальной деятельностью, завершающейсяпроизводящим актом, в результате которого появляются новые поня-тия , образы и (или) формы их воплощения, представляющие собойидеальное отражение объективной действительности (1;39). - 3 - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ

Авторское право, нормы которого регулируют отношения, возни-кающие в связи с созданием и использованием произведений науки,литературы и искусства , большинство российских ученых рассматри-вают в качестве особого института гражданского права. В отличиеот других институтов оно регулирует отношения, связанные с произ-водством и обменов результатов интеллектуального труда, которыесохраняются вне самого трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения неотделимы от их авто-ров и поэтому права последних носят личный и исключительный ха-рактер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние направовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделе-ние норм авторского права в относительно самостоятельное подраз-деление.

В качестве основных задач авторского права признают следую-щие: 1) авторское право должно стимулировать деятельность по соз-данию произведений науки, литературы и искусства, в целях чегоавторское право способствует созданию условий для занятия твор-ческой деятельностью, обеспечивает правовое признание и охранудостигнутых творческих результатов, закрепление за авторами правна использование созданных им произведений и получение доходов ит.д.; 2) создание условий для широкого использования произведенийв интересах общества, т.е. повышение уровня охраны прав авторовни в коем случае не должно препятствовать использованию их произ-ведений в целях образования и просвещения или служить помехой встремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушате- - 4 -лей знакомиться с ними.

Указанные задачи авторского права тесным образом связаны сего принципами, под которыми как всегда понимаются основные нача-ла, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей им-перативностью и общезначимостью. Они пронизывают содержание всейсистемы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную дея-тельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностяхучастников авторских правоотношений. К числу основных принципов российского авторского права, от-раженных в содержании его норм на современном этапе развития от-носят следующие положения.  2Принцип свободы творчества 0. Обеспечивая свободу творчестваохраняет все произведения науки, литературы и искусства независи-мо от их назначения , достоинств и способа выражения. В этих жецелях закон не ограничивает круг охраняемых произведений ка-ким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятель-ности, существующие в объективной форме. Творцы произведений сво-бодны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемыхими понятий или художественных образцов, а также самостоятельнорешают вопросы о выпуске своего произведения в свет, приданиипроизведению окончательной формы и т.п.  2Принцип сочетания интересов автора с интересами общества. 0 Воснове авторского права лежит признанное за автором монопольноеправо на использование созданного им произведения. Однако ничемне ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношениинеобнародованных произведений. Если же произведение с согласияавтора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произ-ведения не могут быть столь обширными , чтобы полностью игнориро- - 5 -вались интересы других граждан и общества в целом.  2Принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав. 0 В этомсостоит одно из существенных отличий российского авторского праваот авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторс-кому законодательству личные неимущественные права автора (правоавторства, право на имя и т.д.) не могут перейти к другим лицадаже если автор выразил на это свое согласие.

Подобное соглашениене будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэ-тому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядкеслужебного задания, личные неимущественные права сохраняются заавтором и должны быть во всех случаях обеспечены (ст. 14 Закона).  2Принцип свободы авторского договора. 0 Данный принцип заменилсобой присущий ранее действовавшему авторскому праву принцип нор-мативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по ав-торским договорам. Наиболее ярким выражением последнего было су-ществование так называемых типовых авторских договоров, которыеимели нормативное значение и подробно регламентировали отношенияавторов и пользователей произведений. И хотя в то же время типо-вые договоры ограждали авторов от произвола пользователей произ-ведений, гарантировали авторам определенный минимальный уровеньправ, они все же детально регламентировали ту сферу отношений,которая должна в принципе определяться прежде всего свободным во-леизъявлением самих сторон. Поэтому новое авторское право Россииотказывается от жесткой регламентации отношений сторон авторскогодоговора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских дого-воров, а также указываются условия, которые должны быть в обяза-тельном порядке согласованы сторонами.

Что касается законных ин-тересов авторов, то они обеспечиваются с одной стороны, запретом - 6 -включать в авторские договоры явно кабальные для авторов условия,например, условие о передаче прав на произведения, которые авторможет создать в будущем, и, с другой стороны, правилами предос-тавляющими авторам определенные права, например, по расторжениюдоговора по истечению пяти лет с даты его заключения, если конк-ретный срок договора сторонами не определен, или правами налагаю-щими на пользователей произведений определенные обязанности, нап-ример, по выплате автору аванса по договору заказа. Авторское право охраняет все результаты творческой деятель-ности, независимо от назначения и достоинства произведения, ононосит универсальный, всеобъемлющий характер. В любом произведениинауки, литературы и искусства следует различать содержание и фор-му.

Объекты авторского прав могут и должны быть выражены в ка-кой-либо объективной форме:письменной, устной (публичное произне-сение), звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространс-твенной (скульптура, модель, макет), другой. Формы художественнойлитературы, например, составляют художественные образы и языкпроизведения. Авторское право охраняет только форму произведения;элементы содержания (например, научные факты, гипотезы, идеи,систематизация и др.) поэтому являются "юридически безразличны-ми"(3,11).

Вместе с тем следует подчеркнуть, что произведение охраняет-ся авторским правом как нематериальный объект, и согласно ч.5ст.6 Закона авторское право на произведение не связано с правомсобственности на материальный объект в котором произведение выра-жено. Поскольку авторское право охраняет форму произведения,: тодля установления случаев нарушения авторских прав путем заимство- - 7 -вания, решающее значение имеют буквальные (для литературных про-изведений - словесные) совпадения; для этого составляют таблицысовпадений ("текст на такой-то странице в одном произведении со-ответствует тексту на такой-то странице в другом произведении").

В ст.8 Закона об авторском и смежных правах указывается, чтоне являются объектами авторского права: официальные документы(законы, судебные решения, др.); государственные символы и знаки,произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах,имеющих информационный характер.

Авторское право на произведения науки, литературы и искусс-тва возникает в силу факта его создания. Создатель произведениясчитается субъектом авторских прав автоматически, без необходи-мости получения какого либо разрешения и регистрации произведения. В российском авторском законодательстве установлена презумп-ция авторства, которая выражена в ч.2 ст. 9 Закона "при отсутс-твии доказательств иного автором произведения считается лицо,указанное в качестве, автора на оригинале или экземпляре его про-изведения". Соавторство возникает в случаях, когда произведение созданотворческим трудом двух и большего числа авторов.

Закон устанавли-вает, что авторское право на коллективное произведение принадле-жит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такоепроизведение одно целое или состоит из частей, которые могут бытьиспользованы самостоятельно.При "неделимом" соавторстве особыхправ для каждого автора не существует, так произведение нельзяразделить на части; при "раздельном" соавторстве каждый авторсохраняет право на созданную лично им часть коллективного произ-ведения (если только в соглашении не указано иное) (ст. 10 Зако- - 8 -на).

В отношении своего произведения автор пользуется правом ав-торства, под которым понимается совокупность определенных прав,принадлежащих автору. Коротко говоря, авторское право состоит втом, что автор использует произведение сам, а также выражает волюпо использованию своего произведения любым образом други лицам. Говоря о содержании авторских прав, следует обратиться кст.ст.15,16 Закона. Это: право авторства (личное правомочие, сос-тоящее в праве автора требовать признания своего автора). ;правона имя (право избрать способ указания своего имени при первом ипоследующем использовании своего произведения); право на защитурепутации автора ( при издании, публичном исполнении или ином ис-пользовании произведения воспрещается без согласия автора вноситькакие-либо изменения как в само произведение , так и в его назва-ние); право на обнародование ( состоит в выпуске в свет или вразрешении в этом). Теперь имущественные права, которые заключаются в исключи-тельных правах на использование произведения в любой форме и лю-бым способом.Это довольно обширный перечень прав на использование, перечисленный в ч.2 ст.16 Закона.

Размер и порядок исчисленияавторского вознаграждения за каждый вид использования произведе-ния устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах,заключаемых организациями, управляющими имущественными правамиавторов на коллективной основе, с пользователями. Существенноеотличие этих авторских прав от личных неимущественных в том, чтоони могут быть ограничены, что и устанавливается ст.ст.17-26 За-кона, причем такое ограничение возможно, если оно не наносит не-оправданного ущерба нормальному использованию произведения и не - 9 -ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.

Анализ таких изъятий позволяет объединить их в пять относи-тельно самостоятельных групп, которые включают близкие по целямслучаи свободного использования произведений. Первую из них обра-зуют те виды свободного использования результатов творческой дея-тельности, объединяющим признаком которых является необходимостьдоступа к произведениям в целях свободного распространения инфор-мации. Прежде всего допускается цитирование в объеме, оправданномцелью цитирования. В авторском праве цитирование означает включе-ние одного или нескольких отрывков из произведения одного авторав произведение другого. Условия допустимого цитирования следую-щие: без согласия автора - только в научны, критических и инфор-мационных целях, а также в обзорах печати и, во-вторых, цитиро-ваться могут только отрывки из произведений, обнародованных любымдопускаемым законом способом.

Законом разрешено использование правомерно обнародованныхпроизведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях,в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях  _учебного характе- _ра в объеме оправданном поставленной целью . (п.2 ст.19 Закона).Кроме того, разрешается воспроизведение в газетах, передача вэфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерноопубликованных в газетах или журналах статей по _ текущим экономи- _ческим, политическим, социальным и религиозным вопросам . в случа-ях, когда это не было специально запрещены автором. В Законе обавторском праве и смежных правах (ст.19) перечислены другие ана-логичные случаи свободного использования произведений, охраняемыхавторским правом.

Вторую группу изъятий из сферы авторского права составляют - 10 -случаи свободного репродуцирования правомерно опубликованных про-изведений в единичном экземпляре без извлечения прибыли (ст.20Закона), при этом понятием репродуцирования охватывается фотоко-пирование, ксерокопирование и другие способы факсимильного восп-роизведения произведений, при которых внешняя форма их выраженияостается неизменной. На современном этапе развития копировальнойтехники это составляет определенную проблему, которой Закон РФ"Об авторском праве и смежных правах" посвятил специальную статьюо масштабах допустимого репродуцирования. Во-первых, репродуциро-вать разрешается лишь правомерно опубликованные произведения;во-вторых, при репродуцировании обязательно указывается имя авто-ра, произведение которого используется, и источник заимствования;в-третьих, репродуцирование возможно лишь в единичном экземпляре;в-четвертых, при осуществлении репродуцирования не могут пресле-доваться коммерческие цели; в-пятых, в Законе определенно указы-ваются случаи и субъекты репродуцирования.

Третья группа случаев свободного использования произведенийвключает публичное исполнение музыкальных произведений во времяофициальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме оп-равданном характером таких церемоний (ст.29), и воспроизведениепроизведений для судебного производства в объеме, оправданномэтой целью.Объединяющим их признаком являются, во-первых, офици-альный характер использования произведений и, во-вторых, возмож-ность использования в указанных выше целях не только обнародован-ных, но и не обнародованных произведений.

Четвертая группа изъятий из сферы авторского права касаетсянекоторых случаев использования программ для ЭВМ и баз данных, атакже производства записей краткосрочного пользования, осущест- - 11 -вляемых организациями эфирного вещания.

По общему правилу, зак-репленному ст.25 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах",лицо, правомерно владеющее экземпляром программы или базы данных,вправе осуществлять любые действия, связанные с их функционирова-нием по прямому назначению. Наконец, пятую группу случаев свободного использования про-изведений образует их использование исключительно в личных целях.Строго говоря, в данном случае вообще нет использования произве-дения в том смысле, какой в него вкладывается законодательством,т.е. использования в виде промысла. Это случаи чтения книги, слу-шания магнитофонной записи и т.д. Закон исходит из того, что та-кое "использование" вообще не затрагивает авторских прав создате-ля произведения. К тому же его невозможно ни проконтролировать,ни регламентировать. В этой группе выделяются два случая свобод-ного использования для удовлетворения личных потребностей.

Сог-ласно первому случаю (ст.18), по общему правилу, любое заинтере-сованное лицо может изготовить для себя экземпляр произведения ииспользовать его для удовлетворения своих личных потребностей.Вместе с тем по прямому указанию закона только с согласия авторамогут воспроизводиться даже для использования только в личных це-лях: произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных соору-жений; базы данных или существенные части из них; программы дляЭВМ; книги (в полном объеме) и нотные тексты путем репродуцирова-ния. Второй из случаев использования произведения в личных целяхкасается воспроизведения аудиовизуальных произведений и звукоза-писей, которое может делаться без согласия автора, но с выплатойему вознаграждения (ст.26). - 12 -

Как отмечается в литературе, по ранее действовавшему авторс-кому законодательству, изъятия из авторских прав превышали вседопустимые в цивилизованном обществе пределы(1,176). Авторское право действует в течение определенного срока пос-ле чего прекращается и произведение переходит в общественное дос-тояние и может быть использовано любым лицом свободно. Авторскоеправо действует в течение жизни автора и 50 лет после его смерти,исчисляемых с 1 января года, следующим за годом смерти. Вместе стем личные неимущественные права охраняются бессрочно.

Эта охранаосуществляется либо специально уполномоченными органами РФ, либолицом, указанным автором в завещании(ч.2 ст.27 Закона).Закономустановлены и изъятия из правила о сроках действия авторскогоправа. Авторское право на произведение, обнародованное анонимноили под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты егоправомерного обнародования. Авторское право на произведение ,впервые выпущенное свет после смерти автора, действует в тече-ние 50 лет после его выпуска. Авторское право на произведение,созданное в соавторстве , действует в течение всей жизни и 50 летпосле смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

О защите авторских прав говорят в тех случаях, когда они на-рушены или могут быть нарушены, т.е. имеется угроза неправомерно-го вторжения в сферу авторского права, принадлежащего определен-ному лицу. По общему правилу физическое или юридическое лицо, котороене выполняет требований Закона об авторском и смежных правах, яв-ляется нарушителем авторских прав. Наиболее характерный случай нарушения авторских прав - ис-пользование произведения без договора с автором. Как уже отмеча- - 13 -лось, договор с автором должен быть заключен во всех случаях ис-пользования произведения, кроме специально установленных в законе(ст.ст.17-26). Ст. 49 Закона предусматриваются следующие формы защиты ав-торских прав: признание прав; восстановление положения, существо-вавшего до нарушения права, и прекращение действий, нарушающихправо или создающих угрозу его нарушения; возмещение убытков,включая упущенную выгоду; взыскание дохода, полученного нарушите-лем вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убыт-ков; выплата компенсации в сумме от 10 до 5000 минимальных разме-ров оплаты труда, устанавливаемых законодательством РФ, определя-емой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещенияубытков или взыскания доходов; принятие иных предусмотренных за-конодательными актами мер. За защитой своего права обладателиисключительных авторских прав вправе обратиться в установленномзаконом порядке в суд, арбитражный или третейский суд.

Не следует думать, что нарушителем авторских прав всегдавыступает издательство, а потерпевшей стороной - автор. Довольночасто автор нарушает права, которые он передал издательству: непредоставляет своего произведения или передает его издательству сопозданием, не в том объеме, который указан в договоре, с отступ-лением от согласованного плана или жанра; передает произведениедругому издательству в нарушение договора. Во всех этих случаяхоказываются нарушенными права, принадлежащие издательству по до-говору, и они защищаются по правилам, относящимся к авторскимправам.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПАТЕНТНОГО ПРАВА

В Российской Федерации создание изобретений и других призна-ваемых законов результатов технического творчества, а также свя-занные сним отношения регулируются актами гражданского законода-тельства, и в первую очередь речь идет о Патентном законе РФ от23 сентября 1992 г. С помощью гражданско-правового метода патент-ное право регулирует личные неимущественные и имущественные отно-шения, возникающие в связи с созданием и использованием изобрете-ний, полезных моделей и промышленных образцов. Сам термин "патентное право" лишь совсем недавно был возвра-щен в российское законодательство - в течении длительного временив Советском Союзе изобретения и другие технические новшества ох-ранялись в основном не патентами, а авторскими свидетельствами,которые лишь гарантировали обладателям личные права и право навознаграждение от пользователей, но не предоставляли им исключи-тельного права на использование созданных разработок. В настоящеевремя в России идет процесс восстановления общепринятой системыохраны технических новшеств, в связи с чем можно говорить о рос-сийском патентном праве.

Как и авторское право, патентное право имеет дело с охранойи использованием нематериальных благ, являющихся продуктами ин-теллектуального творчества. Изобретения, полезные модели, промыш-ленные образцы (объекты промышленной собственности), как и произ-ведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторским пра-вом также являются результатами мыслительной деятельности, иде-альные решения тех или иных технических или художественно-конс-трукторских задач. К изобретениям могут относится: устройство,способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений - 15 -и животных, а также применение известного ранее устройства, спо-соба, вещества, штамма по новому назначению. К полезным моделямотносится конструктивное выполнение средств производства и пред-метов потребления , а также их составных частей. К промышленнымобразцам относится художественное конструкторское решение, опре-деляющее его внешний вид.

Различия между объектами авторских прав и объектов промыш-ленной собственности заключается в том, что в произведениях нау-ки, литературы и искусства основная ценность и предмет правовойохраны - их художественная форма и язык, которые отражают их ори-гинальность, то в объектах патентного права ценность представляетсамо содержание тех решений, которые придуманы изобретателями. Вотличии от формы авторского произведения, которая фактически не-повторима и может быть лишь заимствована, решение в виде устройс-тва , способа, вещества, штамма или внешнего вида изделия можетбыть разработано другими лицами совершенно независимо от первогоего создателя. Поэтому патентное право строится на иных началах ипринципах, нежели те, которые применяются в сфере авторского пра-ва. Важность принципов патентного права состоит также и в том,что они служат базой для разрешения прямо не урегулированных за-коном ситуаций. Важнейшим отправным началом патентного права является приз-нание за патентообладателем исключительного права на использова-ние запатентованного объекта. Это, в соответствии с ч.2 ст.3 Па-тентного закона, означает, что только патентообладатель может ис-пользовать, т.е. изготавливать, применять, ввозить, продавать,ввозить, продавать и иным образом вводить в хозяйственный оборотзапатентованную разработку.

Отсюда следует, что все другие лица - 16 -должны воздерживаться от ее использования, не санкционированногопатентообладателем. То есть налицо явное вещное правоотношение,когда управомоченному субъекту противостоит неопределенный кругпассивно обязанных субъектов. Любое не санкционированное догово-ром или законом вторжение в исключительную сферу патентообладате-ля должно пресекаться, а нарушитель подвергаться предусмотреннымзаконом санкциям. Любое лицо, не являющееся патентообладателем,вправе использовать объект промышленной собственности, защищенныйпатентом, лишь с разрешения патентообладателя на основе лицензи-онного договора, который подлежит регистрации в Патентном ведомс-тве. В то же время, в чем на мой взгляд и состоит объективноепротиворечие общественных отношений , регулируемых авторским ипатентным правом, признание и всемерная охрана патентной монопо-лии должна сочетаться с защитой общественных интересов патентногоправа. Следовательно основной задачей патентного права, на мойвзгляд, является соблюдение разумного баланса интересов патенто-обладателя, с одной стороны, и интересов общества, с другой сто-роны. Это можно рассматривать как второе исходное начало, причеминтересы личности остаются как видно на первом месте.

Такое по-ложение в принципе соответствует современному пониманию отношениячеловека и общества. Впрочем, следует отметить, что данное проти-воречие свойственно и множеству других отраслей права , в первуюочередь сфере публичного права - уголовному праву, процессу ит.п. Вернемся к патентному праву. Одним из конкретных проявленийвторого принципа служит ограничение действия патента определеннымсроком , после истечения которого разработка поступает во всеоб- - 17 -щее пользование.

Так, согласно ч.3 ст.3 Патентного закона патентна изобретение действует в течении двадцати лет, свидетельство наполезную модель и патент на промышленный образец соответственно -пяти и десяти лет. Сроки действия последних двух документов, подт-верждающих права на объекты промышленной собственности, могут походатайству патентообладателя продлеваться решением Патентноговедомства соответственно на срок не более трех и пяти лет. Нача-лом течения срока действия всех трех патентов является дата пос-тупления заявки в Патентное ведомство.

Кроме того, условием предоставления патентно-правовой охранытой или иной разработке является внесение действительного вкладав уровень техники и тем самым обогащение общественных знаний. Непризнаются патентоспособными , т.е. не охраняются изобретения,полезные модели и промышленные образцы, которые противоречат об-щественным интересам, принципам гуманности и морали.

В тех же целях на основании ст. 21 Патентного закона Патент-ное ведомство в течении двух месяцев с даты поступления заявкипроводит по ней формальную экспертизу, в ходе которой кроме про-верки необходимых документов, рассматривается вопрос о том, отно-сится ли заявленное предложение к объектам, которым предоставля-ется правовая охрана.

При неиспользовании или недостаточном использовании патенто-обладателем объекта промышленной собственности в течении четырехлет (полезной модели - трех) любое лицо, желающее и готовое ис-пользовать охраняемый объект промышленной собственности, в случаеотказа патентообладателя от заключения лицензионного договора мо-жет обратиться в Высшую патентную палату РФ с ходатайством о пре-доставлении ему принудительной неисключительной лицензии( ч.4 - 18 -ст.10 ПЗ РФ).

Наконец ст. 11 Патентного закона в общественных интересахустанавливает случаи так называемого свободного использования за-патентованных разработок . Не признается нарушением исключитель-ного права патентообладателя проведение научного исследования илиэксперимента над средством, содержащим, объект промышленной собс-твенности; применение этих средств в чрезвычайных обстоятельствахс последующей выплатой патентообладателю соразмерной компенсации,а также в личных целях без получения дохода; разовое изготовлениелекарств в аптеках по рецептам врача и т.д.

Следующим принципом патентного права является предоставле-ние охраны лишь тем разработкам, которые в официальном порядкепризнаны патентоспособными изобретениями, полезными моделями ипромышленными образцами. Данное признание может осуществлятьсяразными путями, быть относительно сложным или, напротив, сведен-ным к предельно упрощенной формальной процедуре, которая, однако,обязательно. В этом состоит еще одно различие между авторским ипатентным правом. Авторское право охраняет любые творческие про-изведения, находящиеся в объективной форме. По патентному правуформальности , связанные с официальным признанием патентоспособ-ности разработки, являются обязательным условием охраны . Этопродиктовано целым рядом причин. К ним относятся и то, что реше-ния, которые охраняются патентным правом объективно могут повто-ряться, и то, что охрана должна предоставляется только тем разра-боткам которые обладают новизной и промышленной применимостью,(промышленные образцы также оригинальностью, а изобретения соот-ветствовать изобретательским уровнем) (ч.1 статей 4,5,6).

В соответствии со ст.2 Патентного закона Государственное - 19 -патентное ведомство РФ осуществляет единую политику в области ох-раны объектов промышленной собственности в РФ. Для получения ох-раны заинтересованное управомоченное лицо должно оформить и по-дать в Патентное ведомство особую заявку, которая рассматриваетсяпоследним с соблюдением определенной процедуры и в случае соот-ветствия заявленного требованиям закона удовлетворяется. Если за-явка на выдачу патента в Патентное ведомство не подавалась, раз-работка, которая объективно отвечает всем критериям патентоспо-собности, объектом охраны со стороны патентного права не стано-вится.

В функции Патентного ведомства входит принятие к рассмот-рению заявки на изобретения, полезные модели, промышленные образ-цы, проведение по ним экспертизы, государственная регистрация,выдача патентов, опубликование официальных сведений и др. Проце-дура получения патента регламентирована разделом V Патентного за-кона РФ.

В этой связи большое значение приобретает понятие приорите-та, которое неизвестно авторскому праву. На государственное приз-нание и охрану своих прав могут претендовать только те заявители,которые первыми подали правильно оформленную заявку на выдачупатента (ст.19 ПЗ РФ).

Наконец, в качестве принципа патентного права может рассмат-риваться положение, согласно которому законом признаются и охра-няются права и интересы не только патентообладателей, но и дейс-твительных создателей изобретений, полезных моделей и промышлен-ных образцов, право авторства, согласно ч.3 ст.7 ПЗ РФ, являетсянеотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно. Автором изоб-ретения, полезной модели, промышленного образца признается физи-ческое лицо, творческим трудом которого они созданы.Если в созда- - 20 -нии объекта промышленной собственности участвовало несколько фи-зических лиц, все они считаются его авторами и порядок пользова-ния правами, принадлежащими авторам определяется соглашением меж-ду ними. Согласно ч. 2 ст. 7 ПЗ РФ не признаются авторами лица,не внесшие творческого вклада в создание объекта промышленнойсобственности, а оказавшие автору только техническую, организаци-онную или материальную помощь либо только способствовавшие оформ-лению прав на него и его использованию. Данный принцип находит свое отражение прежде всего в том,что именно действительным разработчикам предоставляется возмож-ность получить патент и стать патентообладателем.

Данное правоосновано на самом факте создания патентоспособного решения и яв-ляется одним из основополагающих прав автора. Однако фигуры авто-ра и патентообладателя совпадают далеко не всегда, даже наоборот.Патент выдается автору объекта промышленной собственности; физи-ческим и (или) юридическим лицам при условии их согласия, которыеуказаны автором или его правоприемником в заявке на выдачу патен-та; работодателю, в определенных законом случаях (ч.1 ст.8 ПЗРФ). Согласно ч.2 ст.8 ПЗ РФ право на получение патента на объектпромышленной собственности, созданный работником в связи с выпол-нением служебных обязанностей или полученного от работодателяконкретного задания, принадлежит работодателю.

Причем в в догово-ре можно предусмотреть иное. Что касается интересов авторов, тоони гарантируются обязательной выплатой авторам особого вознаг-раждения, размер и порядок которого определяются на основе согла-шения работника и работодателя, а в случае спора устанавливаютсясудом. При этом выплачиваемое автору вознаграждение должно бытьсоразмерно той выгоде , которая получена работодателем или могла - 21 -быть им получена при надлежащем использовании объекта промышлен-ной собственности. Обязанность по выплате вознаграждения авторуработодатель несет не только тогда когда он реально получает па-тент, но и в случаях передачи работодателем права на получениепатента другому лицу, принятия им решения о сохранении объекта втайне или неполучения патента по поданной им заявке по причинам,зависящим от работодателя.

В случае смерти автора разработки или владельца патентасубъектами патентного права становятся их наследники. Наследова-ние изобретательских и патентных прав осуществляется в общем по-рядке и и происходит как по закону, так и по завещанию.

Однако при наследовании авторских прав к наследникам не переходят личныенеимущественные права авторов, в частности право авторства и пра-во на авторское имя, а только лишь те права, которые обеспечиваютимущественные интересы наследников. Например, право на подачу за-явки, на выдачу патента, на получение вознаграждения или компен-сации, если патент вправе получить работодатель умершего автора.Авторство же и другие личные неимущественные права умершего авто-ра в качестве общественно значимого интереса охраняются бессроч-но..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сергеев А.П. Авторское право России. - СПб.,1994.

2. Сергеев А.П. Патентное право. -М.,1995.

3. Гаврилов В.А. Авторское право. - М.,1989.

4. Закон Рф " Об авторском праве и смежных правах" от

9.07.93 г. // Ведомости РФ. 1993, №32, ст.1242.

5. Патентный Закон РФ от 23.09.92 г.// Ведомости РФ от 1992

№42, ст. 23 19.


Похожие работы:

  1. • Творческий характер произведения как признак ...
  2. • Проектирование внеаудиторной творческой деятельности ...
  3. • Развитие творческих способностей учащихся на уроках ...
  4. • Развитие творческой деятельности в младших школьников
  5. • Объекты интеллектуальной собственности
  6. • Развитие творческих способностей младших школьников ...
  7. • Оценка интеллектуальной собственности
  8. • Объекты интеллектуальной собственности
  9. • Формирование творческих способностей школьников в ...
  10. • Анализ развития творческих способностей учащихся на ...
  11. • Развитие творческих способностей детей среднего ...
  12. • Специфика творческого мышления
  13. • Развитие творческих способностей у учащихся на ...
  14. • Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
  15. • Теория творчества
  16. • Права на результаты интеллектуальной деятельности
  17. • Развитие творческих способностей детей на занятиях по ...
  18. • Развитие творческих способностей детей старшего ...
  19. • Авторское право
Рефетека ру refoteka@gmail.com