Рефетека.ру / Физкультура и спорт

Реферат: Планирование тренировочных нагрузок по плаванию в современном пятиборье

РОССИЙСКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

ВЫЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Москва – 1999г.

РОССИЙСКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АКДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА   ФЕХТОВАНИЯ

И  СОВРЕМЕННОГО ПЯТИБОРЬЯ

.              Тема  выпускной  квалификационной  работы:

               "Планирование тренировочных нагрузок по

              плаванию  в современном пятиборье в

                подготовительном периоде годичного цикла"

Исполнитель: студентка

4 курса факультета спортивных единоборств

Кузнецова  Е.А.

Научный руководитель:

доцент кафедры фехтования и современного пятиборья

Филимонов С.П.

Москва  -  1999г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………

Глава 1. Состояние вопроса в научно методической литературе………………………………………………………

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования…

2.1. Задачи исследования……………………………………

2.2. Методы исследования.………………………………….

2.3. Организация исследования..………………………….

Глава 3. Результаты исследования…………………………

Выводы……………………………………………………………

Библиография………………………………………………….

Введение

Советские, а теперь российские пятиборцы, как мужчины так и женщины, занимают ведущие позиции на международной арене. Сохранение этих позиций в условиях неуклонно возрастающего роста спортивных результатов, напряженной конкуренции в борьбе за мировое первенство требует постоянного совершенствования систем подготовки и, в первую очередь, повышение эффективности тренировочного процесса.

Качественное и эффективное построение тренировочного процесса с целью достижения высокоих спортивных результатов возможно только на основе закономерностей становления спортивного мастерства. Эти закономерности получают все более глубокое обоснование в исследованиях по физиологии, спортивной медицине, теории и методике физического воспитания и в практике подготовки спортсменов высокой квалификации.

В настоящее время как физиологи, так и специалисты в разных видах спорта концентрируют внимание на биологической сущности спортивной тренировки и медико-физиологической направленности ее научно-методического обеспечения. Этот подход становится профилирующим при рассмотрении вопросов о физической нагрузке, ее рациональных объемах и интенсивности в сочетании с отдыхом, восстановлением, реабилитацией.

В современном пятиборье, где необходимо добиваться развития у спортсменов широкого диапозона физических качеств, двигательных способностей, актуальность проблемы тренировочных нагрузок при построении учебно-тренировочного процесса более чем очевидна. В особенности это касается полготовки пятиборцев в плавании и беге.

После Олимпийских Игр в Атланте в правилах, программе, режимах проведения соревнований по современному пятиборью произошли различные изменения. Дистанция плавания была сокращена до 200м и фактически, если до этого дистанцию в плавании в пятиборье можно было, с достаточным основанием, отнести к средней, стала спринтерской!

Изменение дистанции плавания в сторону спринтерской потребовало внесения необходимых корректив в методику тренировки. В практике стал накапливаться опыт подготовки пятиборцев в плавании на новой дистанции, однако он еще не получил методического обобщения и освещения в печатных источниках.

В данной работе предпринята попытка анализа накопленного опыта в аспекте оптимизации тренировочных нагрузок в плавании у пятиборцев в подготовительном периоде в соответствии с физиологической направленностью тренировочных упражнений, зонам энергообеспечения, присущим плаванию на новой дистанции.

Глава 1

Современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным, явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

Как пишет В.Н. Платонов в книге "Подготовка квалифицированных спортсменов", спортивная тренировка как важнейшая составляющая часть системы подготовки спортсмена представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих спортсменам достижения наивысших показателей в избранном виде спорта или какой-либо конкретной его дисциплине (32).

Плавание, наряду с легкоатлетическим кроссом, относится к так называемым "физическим" видам пятиборного комплекса. Соревновательная и тренировочная деятельность в этих видах пятиборья характеризуется значительными физическими нагрузками. Каждое упражнение из пятиборья предъявляет к организму спортсмена свои специфические требования. В плавании и беге в основе достижения высокого результата лежит физическое качество - выносливость.

Как известно, развитие выносливости в циклических видах спорта должно предусматривать рациональную дозировку тренировочных нагрузок с подбором правильного соотношения объема и интенсивности, а также эффективное планирование этих нагрузок.

Объем и интенсивность - основные показатели выполняемой тренировочной работы в плавании. Объем нагрузки является количественным показателем, который может выражаться временем, затраченным на тренировки, числом проведенных тренировок, общей длиной дистанции проплывания. Интенсивность нагрузки - показатель мощности проделанной тренировочной работы. Он выражается в проплывании отрезков или дистанции с учетом времени или скорости.

При построении и проведении тренировочного процесса по видам пятиборья следует руководствоваться общими педагогическими  и спортивными принципами. В то же время в пятиборье при рассмотрении этого вопроса нельзя не учитывать присущие ему особенности и закономерности. Эти особенности заключаются в следующем.

Своеобразие современного пятиборья состоит в том, что в многоборный комплекс вошли виды спорта, во многом различающиеся по характеру двигательной деятельности. Однако, несмотря на это, пятиборье следует представлять не как пять видов спорта, объединенных только правилами соревнований, а как многосторонний спортивный комплекс, включающий пять спортивных различных упражнений.

Учитывая выше сказанное, при подготовке пятиборцев, хорошо представляя закономерности каждого вида, следует преломлять их сквозь призму единства тренировочного процесса, выражающегося во взаимосовместимости и взаимовлиянии видов пятиборья.

В статье "Вопросы спортивной тренировки в современном пятиборье" заслуженный тренер, мастер спорта И.И. Александров как практик, рассматривая отдельные вопросы планирования тренировочного процесса пишет, что наблюдения показали; при равномерном распределении тренировочной нагрузки по пяти упражнениям пятиборья на определенном уровне мастерства рост спортивно-технических результатов замедляется, а иногда вообще останавливается (1).

Видимо, равномерное распределение тренировочной нагрузки по всем пяти видам пятиборья не создает нужной концентрации первичных процессов для развития необходимых навыков и качеств. Более целесообразен принцип временной концентрации усилий на определенных упражнениях пятиборья.

Проблема взаимосовместимости и взаимовлияния во многом предопределяет планирование и методику подготовки пятиборца. Входящие в пятиборье разнофакторные упражнения оказывают различное воздействие друг на друга. При этом отдельные из них плохо сосуществуют между собой, в определенной степени оказывают отрицательное воздействие одно на другое, затрудняя совершенствование параллельно в двух или нескольких упражнениях, поскольку развивает плохо совместимые качества, способности и навыки.

Вместе с этим, если рассматривать эту проблему с точки зрения построения одного тренировочного дня или недельного тренировочного цикла, то следует также учитывать, что при большом расходе энергетического потенциала в интенсивной тренировке в одном из видов пятиборья (при 3-5-ти тренировках в день) организм может не успеть восстановиться и прийти в состояние готовности к тренировке в другом, также требующем значительной затраты энергии.

В том случае, если иметь в виду более длительный по времени тренировочный цикл, то следует брать во внимание не столько совместимость или нет видов, сколько взаимовлияние тренировочных нагрузок в видах. Например, приведет ли к росту спортивных результатов параллельно высокие нагрузки в плавании, беге и фехтовании.

Отмечая явление взаимовлияние видов пятиборья следует выделить имеющий место положительный аспект этого явления, проявляющийся в том, что тренировка в одном виде пятиборья может оказывать и положительное влияние на отдельные стороны подготовки в другом, однако, как показывает практика, такой положительный перенос распространяется преимущественно на самые общие стороны подготовки, общие качества, например, общую выносливость, общую физическую подготовку.

Существенным фактором в тренировочном процессе пятиборцев является дефицит времени. Совершенно очевидно, что пятиборец не имеет возможности уделять ни одному из упражнений пятиборного комплекса столько времени, сколько необходимо уделять при подготовке в этом виде пловца или фехтовальщика и т.д. Так, годовой объем нагрузки лучших пловцов мира достиг 1200-1600 км, причем 80%, иногда 90% этого километража они проходят со скоростью, близкой к соревновательной. Разумеется, подобные нагрузки не выполнимы для спортсмена-пятиборца, поставленного перед необходимостью поднимать и поддерживать уровень спортивных результатов сразу в пяти видах спорта.

Следует также заметить и возникающие траты времени в связи с перемещениями, переездами от одной спортивной базы к другой, сменой экипировки, отдыхом и восстановлением между тренировками и т. д.

Наконец, в специализированных показателях развития физических качеств, способностей, анатомических, антропометрических и морфологических данных пятиборцы уступают фехтовальщикам, пловцам и т.д.

Из выше сказанного следует, что одним из основных условий успешной подготовки пятиборцев является рациональное планирование тренировки, умение найти правильное сочетание всех компонентов спортивной подготовки, т.е. максимальное использование положительного влияния одного вида пятиборья на другой.

Рациональное планирование предусматривает также правильную дозировку тренировочных и соревновательных нагрузок (как по объему; так и по интенсивности) подбор наиболее прогрессивных средств и методов тренировки.

Вопрос планирования тренировочной нагрузки в "физических" видах, в частности, в плавании находил различное освещение и трактовку как в практике, так и в методической литературе по современному пятиборью.

В учебнике для институтов физической культуры говорится, что в подготовительном периоде в тренировке по плаванию и бегу применяется большой объем нагрузки при относительно невысокой интенсивности с  задачей развития общей и специальной выносливости. На последующих этапах следует несколько снижать объем и постепенно наращивать интенсивность (37, 38, 39, 41).

Постепенное повышение тренировочных нагрузок должно происходить ступенчатообразно от одного недельного или двух недельного цикла к другому. При этом в каждом последующем цикле в одних случаях увеличивается объем нагрузок; в других - скорость; в третьих - сокращается интервал отдыха между отрезками плавания или бега.

По количеству учебно-тренировочных занятий в недельном цикле предусматривалось по всем видам 10-14 занятий при двух-трех тренировках в день, по плаванию - 3-4 тренировки в неделю.

Автор главы учебника по плаванию Крупкин Г.А. рекомендует для общей плавательной подготовки проплывание дистанций кролем на груди, на спине, брассом и дельфином до 1500-3000м, плавание с помощью одних ног до 1500м, с помощью одних рук до 1500м, в том числе с отягощением до 1000м, плавание в среднем темпе, преимущественно на ногах или руках, до 1500м, проплывание коротких отрезков 25-50м с наибольшей скоростью (28).

Для развития специальной выносливости автор рекомендует доведение метража плавания в одной тренировке до 4000м с интенсивностью проплывания отрезков или дистанции до 30-40% к общему объему плавания. При этом, если иметь в виду применение основных методов развития скоростной выносливости, то при тренировке 300-метровой дистанции общая длина отрезков, проплываемых с установленной скоростью должна превышать длину тренируемой дистанции в 2-4 раза что составляет: 25 м - 40-50 раз, 50м - 15-20 раз, 100м - 6-10 раз, 200м - 3-5 раз, 300м - 2-3 раза.

К концу 60-х годов в современном пятиборье продолжался поиск возможностей повышения спортивных результатов. Ряд специалистов и тренеров полагали, что резервом роста спортивного результата в плавании должно стать постоянное увеличение тренировочной нагрузки.

Так, С. Вайцеховский писал, что тенденция постоянно увеличивать тренировочные нагрузки должна преобладать в планировании подготовки пятиборцев. Увеличение нагрузки должно идти прежде всего по пути наращивания объема тренировочной работы, что является функциональной базы для повышения интенсивности нагрузки (4, 5, 6).

Л.Надори отмечал, что при осуществлении этого принципа в тренировочной работе возникает определенная зависимость между компонентами нагрузки. Когда предусматривается увеличение нагрузки за счет интенсивности, этому должно предшествовать оптимальное увеличение объема. После объемной работы необходимо повышать интенсивность нагрузки (30).

Следует отметить, что в эти годы становится понятным также, что чрезмерное повышение нагрузок может привести к застою в подготовке спортсмена, напрасной трате усилий. Практики стали высказываться за повышение эффективности воздействия тренировочных средств, исключение из тренировочной работы выполнение ”холостых” упражнений.

Тренер сборной команды страны на протяжении многих лет А. Ваньков  предупреждает, что повышать объем и интенсивность плавания нужно весьма осторожно. Он не рекомендует использовать и так называемые "холостые" упражнения, т.е. упражнения в плавании, не способствующие совершенствованию техники плавания способом кроль на груди.(8, 9, 10, 11).

В эти годы общий объем плавания на тренировке в подготовительном периоде с учетом исключения "холостых" упражнений составляет 3-4км. Продолжительность занятия в воде 90-120мин. Степень интенсивности плавания -75-80% максимальной скорости. В основном проплываются серии отрезков 15-20х50м, 10х100м, 5х200м, 3х300м или дистанции 800-1000м. В соревновательном периоде общий объем тренировки снижается до 3-3,5км. Интенсивность возрастает до 90-95% максимальной скорости. Проплывается серии отрезков 10-12х50м, 6х100м, 3-200м и дистанции до 600м. Основное внимание уделяется развитию скоростной выносливости с учетом дистанции 300м.

К середине 70-х годов тенденция к планомерному повышению тренировочной нагрузки сохраняется. Однако, это происходит на фоне стабилизации объема нагрузки за счет, главным образом - регулирования интенсивности.

Метраж проплывания на одном тренировочном занятии варьирует в пределах 3-4км, продолжительность занятия 1,5-2 часа. И только высоко квалифицированные пятиборцы выходили за эти рамки.

Так, например, выдающийся венгерский пятиборец неоднократный чемпион мира, чемпион Олимпийских Игр А. Бальцо при подготовке к ответственным соревнованиям доводил объем плавания до 5-6км (44).

Для выражения интенсивности, особенно в практической работе, наряду с такими показателями регулирования нагрузки как проплывание со скоростью в процентном соотношение от максимальной или  в "полсилы" , в "две трети", в "три четверти", в "полную силу", тренеры и специалисты стали перебегать к измерению ЧСС. Метод определения регулирования оценки интенсивности нагрузки в плавании по ЧСС позволяет более точно и избирательно воздействовать на организм спортсмена для решения определенных задач развития скорости, общей или специальной выносливости.

В зависимости от применяемого метода тренировки метраж интенсивного плавания при интервальной тренировке в среднем равнялся 1000м или 25-35% от общего метража плавания, при повторной тренировке соответственно 600м и 15-20%, переменный - 600-1000м и 15-35%.

Следует отметить, что на этом этапе развития современного пятиборья при планировании тренировочного процесса большое внимание уделяется проблеме концентрации и волнообразности тренировочных нагрузок в видах пятиборья и, в первую очередь, в плавании и беге (40).

В годовом планировании по плаванию также стали предусматриваться периоды концентрации тренировочной работы и периоды менее интенсивных тренировок, только поддерживающих определенный уровень тренированности. Такие периоды увязываются с календарем соревнований, индивидуальной направленностью подготовки пятиборцев и продолжаются от двух недель до двух месяцев. В период концентрации обычно проводятся три интенсивные тренировки и три "закупки", а в поддерживающий период - две тренировки и две "закупки" в неделю (30).

В методических рекомендациях по итогам подготовки и участия советских пятиборцев в чемпионате мира 1974 года подчеркивалось, что успешное выступление сборной команды страны базировалось на освоении высоких объемов тренировочной работы на основе использования методов концентрации тренировочных нагрузок. Интенсивность тренировочных нагрузок, с учетом применения методов концентрация, соответственно изменялась на основе помесячного чередования повышенного и поддерживающего режимов тренировочной работы в фехтовании, плавании и беге. Что касается верховой езды и стрельбы, то эти виды пятиборья, в общем контексте планирования нагрузки, в меньшей степени, подчас индивидуально, нуждаются в применении принципа концентрации нагрузки (43).

Начиная с середины 80-х годов и к настоящему времени развитие и совершенствование основных физических качеств в плавании у пятиборцев: скорости, общей и специальной выносливости, рассматриваются в аспекте применения тренировочных упражнений соответствующей физиологической направленностью. Специалистами плавания отмечается, что проплывание разных по длине дистанций с различной интенсивностью обеспечивается определенными вкладами аэробных и анаэробных источников энергоснабжения. При этом диапазон интенсивности плавательных нагрузок принято разделять на четыре основные зоны (с подзонами), различающиеся по преимущественному воздействию на ту или иную систему энергообеспечения организма спортсмена, и ряду физиологических показателей (2, 10, 11, 14, 45).

Первая зона - тренировочные  упражнения с аэробной направленностью. При выполнении этих упражнений затраты покрываются полностью аэробным источником энергии. В этой зоне преобладает липидный обмен, с уровнем молочной кислоты в крови не превышающим 1,5-2 ммоль/л, ЧСС - 120-140 уд/мин, уровень потребления кислорода от max МПК - 50-55%.

Для тренировочной работы, выполняемой в этой зоне, характерно длительное плавание с невысокой скоростью. Проплываются серии отрезков и дистанции от50 до1000 метров в спокойном темпе. Основная направленность такого режима тренировочной нагрузки - развитие общей выносливости. Плавание в режиме первой зоны практикуется также с целью восстановления, "откупывания" после напряженной тренировочной работы.

В первой зоне, как правило, выделяют подзону, которая характеризуется как зона анаэробного порога. Нагрузки в этой подзоне обеспечиваются предельной активацией аэробных процессов вплоть до границы анаэробного образования энергии. Концентрация лактата колеблется в пределах 2-4 ммоль/л, ЧСС - 140-160 уд/мин, уровень потребления кислорода 60-65%. Выполнение плавательных нагрузок на уровне анаэробного порога (ПАНО) увеличивает аэробную производительность, способствует улучшению аэробных возможностей, оптимизирует деятельность сердечно-сосудистой и других систем и, в конечном итоге, приводит к созданию надежного фундамента общей выносливости. При включении в тренировку скоростных режимов плавания, не превышающих скорости анаэробного порога, можно говорить и о развитии общей скоростной выносливости.

Для подзоны характерно как равномерное дистанционное плавание, так и плавание с переменной скоростью. Тренировочными упражнениями могут быть проплывание дистанций до 3-3,5км и серий отрезков 25-100м с интенсивностью до 80% от максимальной скорости.

Вторую зону называют зоной смешанного аэробно-анаэробного воздействия. Здесь принято выделять подзону, когда в большей мере преобладают аэробные процессы, и подзону , когда значительно активизируется анаэробный гликолиз. Уровень лактата в крови колеблется от 4 до 8 ммоль/л, ЧСС - 160-180 уд/мин, уровень потребления кислорода до 100%, работа может выполнятся в пределах 3-15 мин. Проплываются серии отрезков 25-100м и дистанции 1000-1500 метров с интенсивностью от 80-95%. Чем короче отрезки или дистанции проплывов, тем меньше паузы отдыха и больше повторений. Тренировочные нагрузки этой зоны служат основным средством для создания надежного фундамента общей скоростной выносливости.

Третья зона соответствует анаэробной гликолитической работе с резким усилением анаэробных процессов энергообеспечения. Её называют анаэробно-гликолитической. В зоне можно выделить три подзоны, когда работа идет за счет гликолитической емкости, мощности и максимального уровня гликолиза. Концентрация лактата в крови повышается от 8 ммоль/л до максимума, ЧСС - 185уд/мин и выше, уровень потребления  кислорода снижается, предельное время однократной работы до 3,5мин, общее время проплывания серий отрезков от 10 до 30 мин.

Нагрузки этой зоны применяются в базовом периоде подготовки для развития скоростной выносливости. При дозировании нагрузки преимущество отдается интервальному методу тренировки. Упражнениями являются проплывы дистанций 200-300 м и серий отрезков 25-100м с регулированием скорости проплывания и отдыха между повторениями. Интенсивность проплывания отрезков и дистанций приближается к максимальной.

Четвертую зону называют анаэробно-алактатной. Источником энергообеспечения является креатинфосфат. Креатинфосфата, входящего в состав мышечной клетки, в организме не много. При его расщеплении высвобождается много энергии, обеспечивающей высокую мощность работы, но её хватает лишь на непродолжительное время.

К этому виду нагрузок относятся упражнения скоростно-силового характера при максимальной интенсивности их выполнения и большими паузами отдыха между проплывами. Время однократной работы - 10-20сек. Такими упражнениями могут быть: повторное проплывание отрезков до25м, "выходы" на дистанцию со старта или с поворота, проплывание короткого отрезка до 25м с максимальной скоростью. Выполнение этих упражнений способствует повышению мощности гребка и абсолютной скорости плавания.

В общем распределении тренировочных нагрузок по плаванию в годовом цикле в современном пятиборье упражнения чисто аэробной направленности в среднем составляет до 30-45% от общего объема плавания, аэробно-смешанной направленности - 55-65%, анаэробно-гликолитической - 10-15%, анаэробно-алактатной - до 1%.

Для наглядности показатели зон физиологической направленности плавательной нагрузки сведены в таблицу.

                                                    Таблица 1

Зоны энергетического обеспечения и физиологические показатели

Планирование тренировочных нагрузок по плаванию  в современном пятиборье Показатели   Зоны

Особенности процессов энергообеспечения Концентрация молочной кислоты (ммоль/л) Уровень потребления О2 от max МПК (%) ЧСС мин рН Буфферная емкость Предельное время однократной или серийной работы
Аэробная Аэробная 1 Аэробная зона с липидным механизмом обеспечения 1,5-2 50-55 120-140 7,40 0 30мин, до 3-4 часов
Аэробная 2 Зона ПАНО, включение аэробного гликолиза жиров 2-4 60-65 140-160 7,38 -3 15-30мин, до 2-х часов
Аэробно-анаэробная, смешанная Аэробно-анаэробная Работа на уровне углеводного обмена, аэробный гликолиз, включается анаэробный гликолиз 4-6 70-80 160-170 7,33 -3 -6 10-15мин, до 1часа
Анаэробно-аэробная Работа на уровне МПК, анаэробный гликолиз до50% 6-8 90-100 170-180 7,28 -12 -14 3-10мин,30-50мин
Анаэробно-гликолитическая Гликолитическая 1 Зона работы за счет гликолитической емкости 8-12 80-90 180-185 7,28-7,22 -14 -16 2-3,5мин, 30-40мин
Гликолитическая  2 Зона работы за счет гликолитической мощности 12-16 70-80 185-200 7,22-7,14 -16 -17 1-2мин, 10-20мин
Гликолитическая 3 Зона max уровня гликолиза До20 и выше 60-70 200 и выше 7,14-7,04 До  -30 45сек- 1,5мин до10 мин
Алактатная Креатин-фосфатная Расщепление креотин фосфата max 50-60 max До 6,90 max 10-25сек, 2-3мин

Похожие работы:

  1. • Тренировки по плаванию спортсменов-многоборцев
  2. • Программирование физической подготовки футбольных ...
  3. • Информатизация отрасли физическая культура и спорт ...
  4. • Структура тренировочных нагрузок в занятиях с юными бегунами ...
  5. • Педагогические основы планирования интенсивности и ...
  6. • Срочный тренировочный эффект и систематизация специальных ...
  7. • Развитие специальной выносливости ...
  8. • Самоконтроль на тренировке
  9. • Восстановление организма после физической нагрузки
  10. • Управление тренировочным процессом в женской легкой атлетике
  11. • Информационное обеспечение студентов при самостоятельных ...
  12. • Методологические основы применения контрольных тестов для ...
  13. • Оптимизация тренировочного процесса гимнасток в ...
  14. • Концепция блоковой композиции в подготовке ...
  15. • Морфофункциональные возможности женщин в процессе ...
  16. • Методы подготовки спортсменок
  17. • Непрерывность спортивной тренировки и парадокс длительных ...
  18. • Основы методики самостоятельных занятий физическими ...
  19. • Женщина в современном спорте высших достижений