Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Поэтизация труда в романе Д. Дефо "Робинзон Крузо"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

РЕФЕРАТ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

НА ТЕМУ: Поэтизация труда в романе Д. Дефо “Робинзон Крузо”

МОСКВА, 1996г

План:

1 . Введение  

2. Труд в романе Д.Дефо - сфера удивительного и радостного   

3. Труд как (фактор воспитания и испытания человека    

4. Религиозно-этические начала как основа поэтизации труда в романе Д.Двфо

5. Заключение  

6. Литература по теме 

Введение

Роман английского писателя Данизля Дефо /1660 * 1731 гг./ "Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо..." по праву принадлежит к числу наиболее читаемых про­изведений мировой литературы. Интерес к нему не иссякает как со стороны читателей, так и со стороны исследователей  англий­ского романа эпохи Просвещения, высоко оценивающих вклад пи­сателя в развитие национальных традиций жанра и всей западно­европейской беллетристики. Даниэль Дефо был одним из тех авто­ров-просветителей, которые своим творчеством заложили основы многих типов, жанровых разновидностей и форм романа Х1Х-ХХ вв..

Секрет небывалого успеха романа о приключениях Робинзона Крузо заключается, безусловно, в выборе темы: страсть героя к путешествиям - яркая примета времени, когда на карте еще были незаполненные места под надписью типа ; "Нераскрытые земли". Однако не только тематика, но и - прежде всего - способ ее раскрыйия до сих пор влекут читателей к этой книге. Занима­тельность ее заключается в авантюрной, поэтизированной "при­роде" основной сюжетной линии романа. "Робинзон Крузо на своем острове  - один, лишенный помощи себе подобных и всякого рода орудий, обеспечивающий себе, однако, питание и самосохранение и достигающий даже некоторого благополучия, - вот предмет..., который тысячью способов можно сделать занимательным..." , -писал французский философ Яан Жак Руссо в педагогическом трак­тате "Эмиль, или 0 воспитании".

Способ Д.Дэфо - поэтизация действительности, окружающей его героя на острове, оптимистическое, "боговдохновленное"отношение Робинзона Крузо ко всему, что доводится ему пережить. Поэтика, таким образом, является элементом литературно-эстетических взглядов автора, характерных для первых романистов эпохи Просвещения. На современном этапе развития отечественно­го литературоведения анализ поэтики выдающихся писателей, к числу которых, безусловно, принадлежит и Д.Дефо, рассматрива-ется как один из важнейших методов научного исследования,[2]

Целью настоящей работы является описание некоторых осо­бенностей художественного метода Даниэля Дефо, в частности, поэтизации, на примере отношения к труду Робинзона Крузо . Анализ текста романа позволит также выявить неразрывную связь творчества Дефо с литературными традициями и философско-этиче­скими взглядами эпохи Просвещения. 3 работе будут также сопоставлены взгляды на труд Д.Дефо, как автора-просветителя, и некоторые другие философские концепции отношения к труду.

Труд в романе "Робинзон Крузо" -сфера   радостного   и   удивительного

Даниэль Дефо, как великий писатель, расширил для потом­ков границы эстетического восприятия действительности, нашел свою сферу странного и удивительного, что во многом предопре­делило успех его произведения. "Удивительно, что почти никто не задумывался над тем, какое множество мелких работ надо про­извести, чтобы вырастить, сохранить, собрать, приготовить и выпечь обыкновенный кусок хлеба"[3],- размышляет Робинзон Крузо.

Понятно, что совокупность всех этих "мелких работ" и есть труд, в данном случае предподнесенный, прежде всего, как вынужден­ная, насущная необходимость для выживания на необитаемом ост­рове. Но тяготит ли она героя? Поразительно, но не смотря на прямые указания автора на то, что "оказавшись в самых перво­бытных условиях жизни", Робинзон Крузо ежедневно "приходил в отчаяние", у читателя не создается впечатления безысходности и безнадежности сложившейся ситуации. Ддя создания положитель­ного эффекта Д.Дефо изобретает целую систему художественно-изобразительных средств, возвышающих сам процесс труда с уров­ня физического на уровень духовный.

Чем, собственно, занимался Робинзон на необитаемом ос­трове? В первую очередь, разумеется прилагал все силы к тому, чтобы выжить. Но его необходимые усилия автор преподносит как приключения- приключения, связанные с делами самы­ми обыденными: изготовлением мебели, обжигом горшков, устрой­ством жилья, выращиванием хлеба, приручением коз. Так, пролив­ные дожди, не прекращавшиеся в течение почти двух недель, вы­нуждают героя ежедневно по два-три часа посвящать земляным ра­ботам и расширять свою пещеру. Поиск укромного местечка для новой партии коз выливается в обнаружение мест каннибальских пиршеств.

В описании трудовых процессов автор "Робинзона Крузо" проявляет, кроме всего прочего, изрядную изобретательность. Труд для него - не рутина, а увлекательный эксперимент по ос­воению мира. В том, что предпринимает на острове его герой, нет ничего невероятного, далекого от реальности. Напротив, автор стремится максимально последовательно и даже эмоциональ­но изобразить эволюцию трудовых навыков , апеллируя к фактам:

"...после двухмесячных неутомимых трудов, когда я наконец нашел глину, накопал ее, принес домой и начал работать, у ме­ня получилось только две больших безобразных глиняных посуди­ны..."[4] Кстати, как отмечают исследователи, у героя Дефо не получались поначалу лишь те вещи, процесс изготовления которых сам автор хорошо знал на собственном опыте и, следовательно, мог достоверно описать все "муки творчества". К обжигу глины это относится в полной мере, поскольку в конце ХVII в. Дефо был совладельцем кирпичного завода. Робинзону понадобился поч­ти год усилий, чтобы "вместо аляповатых грубых изделий" из под его рук вышли "аккуратные вещи правильной формы". Но глав­ное в представлении труда для Даниэля Дэфо даже не сам резуль­тат, а эмоциональное впечатление - то чувство восторга и удов­летворения от создания собственных рук, от преодоленных пре­пятствий, которое испытывает герой: "Но никогда я, кажется, так не радовался и не гордился своей сметкой, как в тот день, когда мне удалось сделать трубку," - сообщает Робинзон.[5] То же чувство восторга и наслаждения "плодами своих трудов" он испытывает и по завершении постройки шалаша.

Таким образом, именно изобретательность лежит в осно­ве поэтизации труда у Дефо. Отказываясь отчасти от традиций литературной игры, бывшей во времена писателя непреложным за­коном литературной прозы, Дефо, тем не менее, подсказывает: даже если перед читателем вымысел - игра, то не следует его отвергать, если он правдив и содержит "хорошую мораль". Мо­раль в данном случае  - радость и удивление, источником кото­рых является труд.

Труд в романе "Робинзон Крузо" как фактор воспитания и испытания человека

Описывая приключения Робинзона Крузо на необитаемом острова, Даниэль Дефо, (фактически, осуществляет художественный эксперимент, объектом исследования которого становится чело­век как "общественное животное". Согласно общеизвестной фило­софской концепции о труде, именно труд создал человека, выде­лив его из мира животных. Человек тем и отличается от живот­ного, что последние приспосабливаются к природе, а человек преобразует ее, приспосабливая к себе. Цель эксперимента, пред­водимого Д.Дефо,  - определить нравственный потенциал челове­ка, творческие возможности его рук и разума, реальность усо­вершенствования общества. Эксперимент подразумевал аналитиче­ское исследование природного /"животного"/ в человеке и социа­льного /"общественного"/, приобретенного в процессе взаимо­действия с другими людьми. Дефо выделяет две стадии экспери­мента - воспитание и испытание человека, которые мы попытаем­ся рассмотреть в более узком смысле - как фактор воздействия и побуждения к труду.

С точки зрения познавания воздействия труда на личность и, в свою очередь, воздействия трудовых усилий человека на окружающую действительность наиболее занимательна первая часть романа "Робинзон Крузо", в которой герой в одиночестве осваи­вает первозданный мир. Постепенно Робинзон овладевает искус­ством лепить я обжигать посуду, ловить и приручать коз, от примитивных видов работ он возвышается до самых сложных, осно­ванных на опыте и знании законов природы. Но вместе с тем герой начинает переосмысливать и жизненные ценности, воспиты­вать свою душу, смирять житейские волнения и страсти. Иоследователи творчества Д.Дефо полагают, например, что длительный процесс освоения Робинзоном гончарного мастерства символизи­рует процесс обуздания героем его греховных наклонностей и совершенствования собственной природы. И, если исходное духов­ное состояние героя - безнадежность, то труд, преодоление, чтение Библии и размышления превращают его в оптимиста, всег­да способного найти повод "возблагодарить Провидение".

Ддя Дефо как воплотителя идей раннего Просвещения роль труда в освоении природы человеком неотделима от духовного со­вершенствования героя, от познания природы через разум. Ориен­тируясь на Дж.Локка - основоположника английского деизма, Де­фо показывает, как через опыт, с помощью труда рук и разума Робинзон, бывший пуританин-мистик, приходит к цельной деистичекой концепции мироздания. Исповедь героя показывала, что после этого стало возможным покорение природы разумным Робин­зоном, которое автор изображает не как физическое освоение ос­трова, а как познание разумом законов природы. В результате вместо хищнической погоней за удачей, которой хотел заняться молодой, побуждаемый духом времени Робинзон, тот Робинзон, что оказывается на Острове Отчаяния, всего добивается своим трудом и возвращается домой - спустя тридцать пять лет - коммирсантом  - предпринимателем.

Эволюция сознания Робинзона Крузо, представленная Дефо, подтверждает верность основных просветительских концепций че­ловека: во-первых, человек даже в естественных условиях оста­ется "общественным животным"; во-вторых, одиночество противо­естественно. Вся жизнь героя на острове есть процесс возвра­щения человека, волею судьбы поставленного в естественные ус­ловия, в общественное состояние. Тем самым Дефо противопоставляет более ранним концепциям общественного уклада просветительскую программу усовершенствования человека и общества.[6]

Таким образом, труд в произведении Даниэля Дефо - эле­мент самовоспитания и самоусовершенствования личности героя.

"...Бесполезно было сидеть без дела сложа руки и мечтать о том, чего нельзя было получить." [7]Однако, сам процесс труда зачастую оказывается у Дефо мерилом самооценки героя. На про­тяжении всего романа Д.Дефо с иронией отмечает, что его герою свойственна гордыня, преувеличенное представление о своих возможностях. Наиболее явственно это проявилось в эпизоде о сооружении грандиозной лодки, когда Робинзон "тешился своей затеей, не давая себе труда рассчитать, хватит ли у него сил справиться с ней". Но та же мания величия обнаруживается и в первоначальном намерении соорудить загон для коз окружностью в две мили; чрезмерно большим и перегруженным оказывается плот, сооруженный Робинзоном в одну из ездок .яа корабль; чрезмерно расширенная им пещера становится доступной для хищников и ме­нее безопасной; и т.д.. Несмотря на присутствующую иронию, читателю, тем не менее, понятно, что автор с большой симпати­ей относится к человеку, который берет на себя труд делать много и даже сетует на постоянную нехватку времени. Этот факт -на первый взгляд абсурдный в условиях необитаемого острова -сам по себе является, во-первых, еще одним доказательством "общественной природы человека", а во-вторых, воспевает  труд как наиболее действенное лекарство от уныния и отчаяния.

Таким образом, во всех приключениях Робинзона Крузо имеет место просветительский эксперимент автора, состоящий из двух этапов - воспитания и испытания Человека. В более узком понимании - это эксперимент по воспитанию и самовоспи­танию человека трудом и испытания духовной зрелости, мораль­ных сил личности через труд же. Дефо изобразил сложный процесс становления и .развития личности и роль трудовой деятельности в нем.

Религиозно-этические начала как основа поэтизации труда в романе Д.Дефо

Первый роман Д.Дефо можно рассматривать как литературиый манифест  писателя-просветителя, в основе которого лежит концепция мира и человека, свойственная раннему этапу эпохи Просвещения. Мировоззрение человека того времени невозможно рассматривать вне влияния на его сознание религиозно-этиче­ских начал, и роман "Приключения Робинзона Крузо" - безуслов­ное тому доказательство. Многочисленные исследователи творче­ства Дефо не только находят в тексте романа прямые иллюзии с библейскими текстами, но и проводят аналогию между основной сюжетной линией "Приключений Робинзона Крузо" и некоторыми ветхозаветными историями.

Решение вопроса об истоках проповеди труда в этом кон­тексте более, чем просто: "Тяжелым трудом будешь добывать хлеб свой, пока не вернешься в землю, из которой взят",- сказал Бог Адаму, изгоняя его из рая. Трудолюбие же является одной из заповедей блаженства христианского вероучения. Все это Робинзону приходится осознавать и с благодрностыо принимать на необитаемом острове.

Размышления и чтение Библии открывают глаза Робинзону Крузо на мироздание, позволяют прийти к религиозному вос­приятию жизни. С определенного момента пребывания на острове он начинает воспринимать все, что с ним происходит, как Про­мысел Божий. И здесь нам автор открывает еще одну ипостась труда  - духовного совершенствования: "...как только ко мне вернулисв здоровье и силы, - сообщает герой, - я стал энергич­но работать над восполнением того, чего мне не хватало, и старался делать свою жизнь как можно более правильной."[8] В свете этих рассуждений можно предположить, что Робинзон Крузо упорно трудился на острове, благоустраивая свой быт, не толь­ко потому, что стремился к комфорту, но и потому - и для Де­фо-проповедника это, по-видимому, наиболее важно,- что "поз­нав истину", он перестал слепо стремиться к освобождению из заточения, начав со всей ответственностью воспринимать все то, что ниспосылал Господь. "...Человеку, постигшему истину, избавление от греха приносит больше счастья, чем избавление от страданий. Об избавлении... я больше не молился, я даже не думал о нем: таким пустяком стало оно мне казаться..."[9] -вот суть изменений, произошедших в сознании героя.

В этой связи пребывание героя на Острове Отчаяния можно сравнить с пустыней, по которой ветхозаветный Моисей сорок лет водил свой народ и которая стала символом освобожде­ния не столько физического, сколько духовного.

В среде отечественных литературоведов ранее не принято было обращать внимание на тот факт, что среди всех видов деятельности, совершаемой Робинзоном на острове, важнейшую роль Даниэль Дефо отводит именно работе духовной : "На первом пла­не стояли религиозные обязанности и чтение Священного Писания, -рассказывает Робинзон, - им я неизменно отводил известное вре­мя три раза в день. Вторым из ежедневных моих дел была охота, занимавшая у меня часа по три каждое утро, когда не было дож­дя. Третьим делом была сортировка, сушка и приготовление уби­той или пойманной дичи..." [10]

Так - в бесконечных трудах духовных и физических - Ро­бинзон избавляется от главных пороков цивилизованного общества: жадности, ленности, чревоугодия, лицемерия. Дефо так изобра­жает историю жизни на необитаемом острове, что становится оче­видным: непрекращающийся ни на минуту процесс познания мира и неустанный труд - естественное состояние человека, позволяю­щее ему обрести истинную свободу и счастье, доставляющее "ми­нуты невыразимой внутренней радости". Тем самым Даниэль Дефо, готовившийся некогда к духовной карьере и человек, безуслов­но, искренне верующий, и Дефо - выразитель наиболее прогрессив­ных взглядов своего времени - доказывает, что вся история ци­вилизаций есть ничто иное, как образование человека человече­ским трудом.[11]

10. Даниэль Дефо. Робинзон Крузо..., С. 104.

11. Антология мировой философии. T.I, - М., 1969, С.210-211.

Заключение

Концепция первостепенной роли труда в процессе,  совершенствования человека и общества в романе Даниэля Дефо  "Робинзон Крузо" отразила наиболее прогрессивные, демократические идеи эпохи раннего Просвещения. Воспользовавшись как и Дж. Локк в работе о государственном правлении, темой острова, на­ходящегося вне контактов с обществом,[12] Дефо на примере жизни Робинзона доказывает непреходящую ценность труда в общественно развитии и создании материальной и духовной базы общества. Величественный гимн труду и творческой деятельности разума, впервые в истории мировой литературы прозвучавший со страниц художественного произведения, стал резкой, бескомпромиссной критикой как феодального прошлого, так и буржуазного настоя­щего Англии начала ХVIII века. Именно труд и творческая деятельность разума способны, по глубокому убеждению Дефо, коренным образом изменить мир. Благодаря труду на необитаемом острове возникает своеобразная миницивилизация, создатель которой -разумный и, что немаловажно, верующий человек,

Достижения Робинзона Крузо воспевают триумф труда. Труд делает героя счастливым. Это не эмоции человека, который смот­рит на чьи-либо трудовые подвиги со стороны и восторгается увиденным, а поэтизация труда как творческого процесса, поз­нанного человеком изнутри и являющегося для него "неоценимой наградой и наслаждением".

Список использованной литературы:

1. Антология мировой философии. T.I, -М., 1969.

2. Даниэль Дефо. РобийЗОИКрузо. /Прим. К.Атаровой/ -М., 1998.

3. Папсуев В.В. Даниэль Дефо - романист. К пробле­ме генезиса романа нового времени в английской литературе ХУШ века. - М., 1983.

4. Шевель А.В. Лексические и структурно-композици­онные особенности текста английского романа начала XVIII века. /На материалах произведений Д.Дефо./ -Львов, 1987.

5. Шевель А.В. Структурно-композиционные особенности романов Д.Дефо. - Львов, 1985.

6. Урнов Д.М. Дефо. - М., 1978.


Похожие работы:

  1. • Поэтизация труда в романе Д. Дефо "Робинзон Крузо"
  2. • Библейские мотивы в романе Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"
  3. • Как труд помогает раскрыть содержание романа "Робинзон ...
  4. • Исследовательская деятельность учащихся
  5. • Робинзонада
  6. • История культуры XVIII века
  7. • Младой повеса пред дядиным гробом, в имении и ...
  8. • История зарубежной литературы
  9. • Культура и ответственность человека в ...
  10. • Сравнительная характеристика художественного воплощения ...
  11. • Развитие нравственных отношений младшего школьника на основе ...
  12. • Проблематика и поэтика памфлетов Даниеля Дефо
  13. • История чернил
  14. • Программно-методическое обеспечение спецкурса
  15. • Тайна Робинзона Крузо
  16. • Дом, который построил Свифт
  17. • Пушкин и английская литература
  18. • Англичане и их культурное наследие
  19. • Экзаменационные вопросы по история зарубежной литературы
Рефетека ру refoteka@gmail.com