Рефетека.ру / Экономика

Дипломная работа: Управление прибылью и рентабельностью торгового предприятия

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет коммерции

Самарский институт (филиал)

Кафедра Мировой экономики и менеджмента

                                                                                 ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

                                                                            Зав. кафедрой

                                                                             _____________Л. П. Бородулина

                                                                            «____»________________ 2001 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:  Управление прибылью и рентабельностью торгового предприятия

 (на примере ООО «Импрод»)

студента: Суворова Сергея Владимировича

специальность: 060800 «Экономика и управление на предприятии (торговли)»

форма обучения: заочная

Научный руководитель___________

                                                                                                                                                                                (подпись)

__________________________

(дата)

Консультант____________________

(подпись)

__________________________

(дата)

Самара 2001 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..5

Глава 1. Экономическая сущность торговой прибыли…………………….8

1.1. Понятие прибыли, ее виды……………………...…………………………8

1.2. Порядок формирования прибыли………………………………………..13

1.3. Система показателей рентабельности торгового                                

 предприятия…….…..……………………………………………………….…..21

Глава 2. Характеристика управления и предпринимательской                                                           деятельности  ООО «Импрод»………………………………………………..26

2.1. Характеристика финансово-экономическая потенциала                         предприятия……………………………………………………………………...26

2.2. Характеристика предпринимательской деятельности                            предприятия…………………………..………………………………………….34

Глава 3. Управление прибыльностью и рентабельностью торгового предприятия………………………………………………………………….…38

3.1. Анализ формирования прибыли………….………………………………..38

3.2. Оценка показателей рентабельности торгового предприятия…………...47

3.3. Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения              рентабельности………………………………………………………………..…53

Заключение……………………………………………………………………...67

Список литературы…………………………………………………………….69

Приложения………………………………………………………….………….71

Введение

            Переход к рыночным отношениям в экономике России ставит по-новому и расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности, существенно изменились отношения предприятий с государством и другими субъектами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отношений, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия.

Торговые предприятия, с одной стороны, завершают производства, а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение значительной части личных потребностей населения в товарах и услугах. Существенная роль предприятия торговли в функционировании кредитно-финансовой системы: около 90% всей денежной наличности, поступающей в банки, составляет выручка от продажи товаров и услуг.

Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров, является функцией торгового предприятия (как оптового, так и розничного), которое осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета. Торговое предприятие имеет самостоятельный баланс, обладает основными и оборотными средствами и осуществляет законченный торговый процесс, начиная с закупки товаров от поставщиков и заканчивая их продажей.

Основная задача торгового предприятия – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.

Результат деятельности фирмы оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

Прибыльность деятельности любого торгового предприятия определяет его функционирование независимо от экономической политики государства. Прибыль как экономическая категория получила новое содержание в условиях перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются развитием конкуренции, свободного ценообразования, частной собственности на капитал и др. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления любой предпринимательской деятельности ( в том числе торговой), поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия через доход на вложенный капитал. Наемные работники также заинтересованы в прибыльности предприятия, которая в определенной мере является не только гарантом их занятости (долгосрочная перспектива), но и обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение социальных потребностей (краткосрочная перспектива). Кроме этого, прибыль предприятия через систему налоговых платежей позволяет формировать доходную часть государственных бюджетов всех уровней, создавая тем самым базу экономического развития государства в целом. Таким образом, обеспечивая интересы государства, собственников и персонала предприятий, прибыль является одним из важнейших показателей оценки эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Высокий уровень рентабельности дает преимущество любому предприятию в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и др., что определяет конкурентоспособность, а также степень его независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры. В связи с этим вопросы экономического анализа уровня рентабельности в торговле с целью выявления резервов для ее повышения приобретают исключительно важное значение.

К задачам управления прибылью можно отнести:

1. Обеспечение максимализации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия.

2. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия.

3. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

4. Обеспечение постоянного роста рыночной стоимости предприятия.

Основными задачами анализа прибыли являются:

1. Оценка достигнутого объема прибыли; изучение степени выполнения плана и динамики; выявление тенденций изменения прибыли.

2. Изучение структуры прибыли.

3. Определение и изменение факторов формирования прибыли.

4. Выявление резервов увеличения прибыли.

5. Разработка прогнозных показателей прибыли.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Общая экономическая теория определяет роль экономики так: «В реальной действительности прибыль – конечная цель и движущий мотив товарного производства и рыночной экономики. Это главный стимул и основной показатель эффективности любого предприятия и фирмы».[1] Действительно, трудно переоценить значение прибыли в общей системе стоимостных инструментов управления предприятием. Это обусловлено тем, что «… прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятия, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования».[2] Таким образом, финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток.

Глава 1. Экономическая сущность торговой прибыли

1.1. Понятие прибыли, ее виды

Прибыль в торговле является денежным выражением  стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).[3]

Прибылью для торговли служит разница между продажной ценой товаров и ценой их приобретения, включая издержки обращения.

Прибыль торгового предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.

Различают несколько прибылей: прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль.

Прибыль от реализации – это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.[4]

Балансовая прибыль – сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.

            Чистая прибыль представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.

            Внереализационная (дополнительная) деятельность также имеет доходы и затраты, что в конечном итоге образует результат нетто или чистую прибыль предприятия.

            Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:

- объем реализации;

- структура товарооборота;

- величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы);

- уровень налогообложения прибыли.

Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на  внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

политическая стабильность;

состояние экономики;

демографическая ситуация;

конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;

темпы инфляции;

ставка процента за кредит.

К внутренним факторам относятся:

объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);

производительность труда работников;

скорость оборачиваемости товаров;

наличие собственных оборотных средств;

эффективность использования основных фондов.

Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которую еще называют чистой прибылью.

Чистая прибыль может быть направлена на уплату местных налогов и сборов, образование резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов по средствам, взятым взаймы у других организаций. Из чистой прибыли уплачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней.

Изначально различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская (балансовая) прибыль определяется как разность между валовым доходом и бухгалтерскими издержками. Бухгалтерские издержки – это издержки, принимающие форму прямых платежей. Иначе их называют явными издержками.

Для оценки целесообразности осуществления той или иной предпринимательской деятельности, следует учитывать не только явные, но и неявные (имплицитные) издержки предприятия. Иногда их определяют как скрытые или вмененные издержки. Неявные издержки представляют собой издержки, не носящие денежный характер, то есть альтернативные издержки использования любых ресурсов (материальных, трудовых, денежных), принадлежащих владельцам предприятия или предприятию как юридическому лицу. Неявные издержки возникают вследствие утраченных возможностей осуществить иное альтернативное решение.

Сумма явных и имплицитных издержек составляет содержание совокупных (или экономических) издержек, и, соответственно, экономическая прибыль определяется как валовой доход за минусом совокупных издержек. Следовательно, «экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию)».[5] Таким образом, бухгалтерская прибыль отличается от экономической на величину имплицитных издержек.

В зависимости от условий формирования прибыли различают и другие ее виды (рис. 1).

условия формирования прибыли
Управление прибылью и рентабельностью торгового предприятия

Похожие работы:

  1. • Управление прибылью и рентабельностью торгового предприятия
  2. •  ... управления товарооборотом торгового предприятия ...
  3. • Повышение прибыли и рентабельности предприятия на примере ОАО ...
  4. • Экономические показатели деятельности торгового ...
  5. • Управленческий учет процесса реализации торговой ...
  6. • Резервы и пути экономии издержек обращения оптового ...
  7. • Спрос на торговом предприятии и методы анализа спроса
  8. • Прибыль и рентабельность коммерческого предприятия
  9. • Прибыль и рентабельность торгового предприятия
  10. • Повышение эффективности работы торгового предпрития ...
  11. • Анализ прибыли и рентабельности предприятия
  12. • Сущность рентабельности сельскохозяйственного ...
  13. • Статистический анализ прибыли и рентабельности ...
  14. • Основные показатели деятельности торгового ...
  15. • Анализ прибыли и рентабельности на примере ООО ...
  16. • Повышение эффективности работы торгового предприятия
  17. • Анализ торговли и прибыли торгового предприятия
  18. • Себестоимость, прибыль и рентабельность в системе ...
  19. • Показатели эффективности коммерческой деятельности ...