Рефетека.ру / География

Реферат: Зарубежный опыт проведения переписи населения

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОГО  ОПЫТА  ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСЕЙ  НАСЕЛЕНИЯ

Несмотря на наличие в большинстве развитых стран регистров населения, традиционные переписи населения проводятся регулярно раз в 5 – 10 лет.

ООН направила во все страны мира предложения о проведении, Переписи населения на пороге третьего тысячелетия, рекомендовав составление подобных «фотопортретов» населения раз в 10 лет.

Перепись населения составляет основу национальной статистики каждой страны и является одним из наиболее важных источников сведений о демографической и социальной ситуации.

В развитых странах мира твердо убеждены, что выгоды, которые можно получить от переписи, значительно превышают затраты на ее проведение. Кроме того, перепись является своего рода стимулом политический жизни общества, способствует ее демократизации.

Собранная в ходе переписей информация используется только для статистических целей и является строго конфиденциальной и не может быть передана какой-либо организации или частному лицу.

Переписные анкеты разных стран очень похожи. Вместе с тем, в каждой стране используют свои приемы в подготовке к переписи, свои методы работы с населением, учитывая национальные особенности и традиции общества.

Приведем некоторые данные из опыта проведения последних переписей населения в зарубежных странах.

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ перепись населения проводится каждые 10 лет. Последняя 20-я перепись состоялась 29.04.2001 года. Строгие требования предъявляются там к социальным работникам, которых привлекают к проведению переписи. Они должны пройти специальный курс обучения, а за 3 дня до переписи объяснить всем жителям своего района, как правильно заполнять анкету. Социальные работники должны быть коммуникабельными, вежливыми, тактичными, терпеливыми, хорошо организованными, четко и ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Переписчики доставляли анкеты гражданам на дом, а заполненные анкеты граждане сами бесплатно отсылали по почте.

В ЧЕХИИ в ночь с 28 февраля на 1 марта 2001 года прошла перепись населения. Какие же сведения собирало чешское государство о своих обитателях? Формуляр анкеты состоял из 3-х частей:

1-я часть содержала вопросы личного характера (Ф.И.О., возраст, родной язык, вероисповедание). Кстати, кроме формуляра кассир-счетовод был обязан предоставить ему и шариковую ручку, коей необходимо было заполнять анкету. Вроде мелочь, а приятно.

2-я часть формуляра была рассчитана на владельцев домов. Вопросы касались технического состояния жилища, его расположения, оборудования.

3-я часть – была адресована хозяевам квартир: количество комнат, состояние мебели, наличие компьютера или мобильного телефона, способ отопления и даже число машин в гараже.

За уклонение от участия в переписи было предусмотрено наказание – денежный штраф в 10000 крон. За сохранность добытой информации счетоводы отвечали головой. Каждый счетовод давал подписку о неразглашении сведений и за ее нарушение болтливому чиновнику грозил штраф в 200000 крон. Все мешки с заполненными формулярами охранялись не хуже, чем золотые слитки в банковском сейфе. После первичной обработки данных части анкет, содержащих фамилию, имя, отчество были уничтожены, так что каждый человек превратился в безликую статистическую единицу.

В  США перепись населения прошла в марте 2000 года. Основным отличием ее от российской является способ сбора информации о населении. В США он проводится путем адресной рассылки всем жителям страны переписных анкет, которые после заполнения отсылаются обратно в Бюро по переписи населения США. На заключительном этапе специальные переписчики приходят в дома тех жителей, переписные анкеты которых не были получены Бюро переписи.

Убедившись, что система штрафов за уклонение от переписи не эффективна, американский конгресс согласился увеличить бюджет переписи в 6 раз. Деньги были потрачены, прежде всего, на рекламу переписи. Все школы получили бесплатные учебные материалы под названием «Для чего нужна перепись?» Как и на президентских выборах, детей призывали агитировать своих родителей участвовать в мероприятиях переписи. Платной стала и реклама переписи в СМИ. Реклама звучала на 17 языках.

Сосчитать каждого американца стоило 22 доллара. Итого 6 с лишним млрд. на все мероприятие. Для сравнения: Российский Госкомстат намерен сделать то же самое в 30 раз дешевле: за 22 руб. на человека.

По заключительным итогам переписи численность населения США на 1 апреля 2001 года составила 281421900 чел.

В  КИТАЕ  с 1 по 15 ноября 2000 года прошла 5-я по счету общенациональная перепись населения. Первоначально планировалось провести ее за 10 дней, однако гигантский объем работы не позволил уложиться за 10 дней, и перепись была продлена еще на 5 дней.

Численность населения в Китае на момент 0 час. 1 ноября 2000 года составила 1 млрд. 29533 млн. чел.

Всекитайская перепись населения должна дать ответ на главные вопросы: прокормит ли себя Китай в XXI веке, и принесла ли ожидаемые результаты проводимая на государственном уровне политика ограничения рождаемости под лозунгом «Одна семья – один ребенок».

Для проведения крупнейшей в истории человечества переписи населения были привлечены на добровольной основе 6 млн. переписчиков, которые посетили более чем 350 млн. семей. Переписи предшествовала крупномасштабная пропагандистская кампания. Помимо СМИ в ней были задействованы структуры, чем-то напоминающие канувшие в лету наши отечественные домкомы.

Китайские идеологи большое значение придали наглядной агитации. Перед переписью и непосредственно в ходе ее улицы городов и деревень пестрели плакатами и транспарантами. Наиболее используемыми были плакаты с изображением китайских мадонн с лозунгом «Один ребенок – счастье семьи». Девизом работы счетчиков был «В районе не пропустить ни один дом, в доме не пропустить ни одной квартиры, в квартире не пропустить ни 1 человека, у человека не пропустить ни 1 пункта анкеты, и каждый пункт не забыть записать». Несмотря на все пропагандистские усилия, китайские власти все же столкнулись с некоторым недоверием населения. Обещание сохранить в тайне полученные сведения не сняли страхов нелегальных мигрантов и родителей, нарушивших принцип политики «Одна семья – один ребенок». Дело в том, что за рождение второго ребенка родители обязаны выплатить крупные штрафы, которые семьям попросту непосильны. Ученые надеются, что перепись поможет разрешить загадку противоречащего естественным демографическим законам соотношения 12 к 10 между мальчиками и девочками в возрасте до 4-х лет. В лучшем случае девочек скрывают до рождения легального сына. Согласно представлениям большинства китайцев, именно сын в будущем сможет позаботиться об отце или матери. Проводимая же политика «Одна семья – один ребенок» ставит девочек в крайне незавидное положение.

По данным государственного статистического управления КНР в стране ежегодно появляется на свет около 17 млн. новорожденных. С учетом коэффициента смертности чистый ежегодный прирост китайского населения составляет около 10 млн. человек. За период между переписями 1990 и 2000 гг. население Китая увеличилось на 132,2 млн. человек, что почти равно численности населения России.


Похожие работы:

  1. • Перепись населения, особенности ее проведения
  2. • Перепись населения
  3. • Моделирование переписи населения
  4. • Перепись населения в России, её задачи и история ...
  5. • Первые переписи населения в России
  6. • Перепись населения России 2002 года
  7. • Перепись населения
  8. • Перепись населения в Российской Федерации
  9. • Демографическая политика России
  10. • Перепись населения
  11. • Всероссийская перепись населения 2002г.
  12. • Социально-экономическое значение переписи населения 2002 года
  13. • Организация и проведение наблюдения
  14. • Статистические методы изучения экономических явлений
  15. • Статистический анализ демографического развития России на ...
  16. • Компаративный анализ российского и зарубежного опыта ...
  17. • История становления демографии и первые переписи населения в ...
  18. • Зарубежный опыт по предоставлению коммунальных ...
  19. • Зарубежный опыт антикризисного управления
Рефетека ру refoteka@gmail.com