Рефетека.ру / Педагогика

Доклад: Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума

Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. ГЛУБИНА мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверх­ностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умени­ем .человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения за­дач, в умении быстро менять действия при изменении об­становки.

Быстрота ума - способность человека быстро разо­браться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.          

 Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью. “Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между  людьми” (Айзек).

 Критичность ума — умение человека объективно оце­нивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне про­верять все выдвигаемые положения и выводы. К индивиду­альным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мыш­ления.

В настоящее время существуют как минимум три трак­товки понятия интеллекта:    

1. Биологическая трактовка: “способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации”

2. Педагогическая трактовка:“способность к обучению, обучаемость”

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как “способность адаптации средств к цели”. С точки зрения структурного подхода, интеллект—это со­вокупность тех или иных способностей.

Совокупность познавательных процессов человека оп­ределяет его интеллект. “Интеллект — это глобальная спо­собность действовать разумно, рационально мыслить и хо­рошо справляться с жизненными обстоятельствами” (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор О) и фактор 5, служащий показате­лем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уров­нем общего интеллекта, от которого зависит, как этот че­ловек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфи­ческие способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.  

Терстоун с помощью статистических методов исследо­вал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выде­лил семь таких потенций: 1) счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифмети­ческие действия; 2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, исполь­зуя наиболее подходящие слова; 3) вербальное восприя­тие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;4) пространственную ориентацию, или способность пред­ставлять себе различные предметы и формы в простран­стве; 5) память; 6) способность к рассуждению; 7) быс­троту восприятия сходств или различий между предмета­ми и изображениями.

Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, ис­ходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам Приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символи­ческим, семантическим, поведенческим).

По мнению Кэттела (196?), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который ле­жит в основе нашей способности к мышлению, абстраги­рованию м рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru


Похожие работы:

  1. • Индивидуальные особенности качества мышления
  2. • Особенности умственного развития младших школьников
  3. • Развитие продуктивного мышления на уроках математики
  4. • Учет индивидуальных особенностей сотрудников при ...
  5. • Индивидуальные особенности обучения школьников
  6. • Влияние индивидуально психологических особенностей на ...
  7. • Индивидуальное обучение детей младшего школьного ...
  8. • Основные виды мышления
  9. • Сущность и особенности мышления
  10. • Индивидуальный стиль познавательной деятельности учащегося
  11. • Мышление: особенности, содержание и виды
  12. • Психологические особенности профессионального мышления ...
  13. • Виды мышления
  14. • Культура умственного труда
  15. • Мышление как познавательный процесс
  16. • Обучаемость как принцип оценки умственного развития ...
  17. • Влияние индивидуальных особенностей личности на ...
  18. • Сравнительное иследование индивидуально ...
  19. • Изучение особенностей сферы общения у сотрудников ОАО ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com