Рефетека.ру / Психология

Шпаргалка: Характеристика основных видов речи

Характеристика основных видов речи

В психологии различают два основных вида речи: вне­шнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (ди­алогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких чело­век.

Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; со­беседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориен­тировать ее).

Разновидностью диалогического общения является бе­седа, при которой диалог имеет тематическую направ­ленность.

Монологическая речь — длительное, последователь­ное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, по­этому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воз­действие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно из­меняется смысловая сторона. Монологическая речь — связ­ная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказа­тельности в изложении. Другое условие, неразрывно свя­занное с первым,— грамматически правильное построе­ние предложений.  

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться о выразительной. Выразительность же создается как язы­ковыми средствами (умение употребить слово, словосо­четание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыко­выми коммуникативными средствами (интонацией, сис­темой пауз, расчленением произношения какого-то сло­ва или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жес­тикуляцией).            

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собе­седником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающе­го, кроме самих слов, их порядка и организующих пред­ложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятель­ности. Она выступает как фаза планирования в практи­ческой и теоретической деятельности. По этому для внут­ренней речи, с одной стороны, характерна фрагментар­ность, отрывочность; С другой стороны, здесь исключают­ся недоразумения при восприятии ситуаций. Поэтому внут­ренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. 

Перевод внешней речи во. внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развер­тывания/структуры внутренней речи, построения ее в со­ответствии не только с логическими правилами, но и грам­матическими.                     

Информативность речи зависит прежде всего от цен­ности сообщаемых в ней фактов и от способности ее ав­тора к сообщению.                     

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смысло­вого содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, пра­вильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru


Похожие работы:

  1. • Характеристика возможностей ...
  2. •  ... фонематической стороны речи у дошкольников со стертой ...
  3. • Использование игр и игровых приемов в работе с ...
  4. • Особенности литературного произношения согласных ...
  5. • Характеристика и языковые ...
  6. • Стратегия как компонент деятельности речевого воздействия
  7. • Создание цифрового образовательного ресурса "Задачник ...
  8. • Способы выражения сомнения в современном немецком языке
  9. • Биологическое и социальное в психике человека
  10. • Взаимодействие СМИ и аудитории
  11. • Сказки как средство развития связной речи детей 4-5 ...
  12. • Проблемы письменной речи у детей с нарушением слуха
  13. • Точки зрения психологов о природе речи
  14. • Личные письма как жанр естественной письменной речи ...
  15. • Система Убеждающей Речи Как Гомеостаз: Ораторика, Гомилетика ...
  16. •  ... как метод формирования связной речи у детей с общим ...
  17. • Основные качества речи оратора
  18. • Формирование связной речи детей пятого года жизни на ...
  19. • Педагогические средства развития культуры речи ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com