Рефетека.ру / Педагогика

Доклад: Способности

Общее понятие о способностях и их видах

     СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием ус­пешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

       Способность обнару­живается в процессе овладения дея­тельностью, в том, насколько инди­вид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее орга­низации и осуществления. Они тес­но связаны с общей направленно­стью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. В основе одинаковых достижений при выпол­нении какой-либо деятельности мо­гут лежать различные способности, в то же время одна и та же способность может быть условием успешности различных ви­дов деятельности.

       Одним из важных момен­тов в процессе обучения и воспита­ния является вопрос о  периодах, благоприятствующих ста­новлению тех или иных способностей. Предпола­гается, что  их формирование  про­исходит на основе задатков. Каче­ственный анализ способностей  направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осу­ществления какого-либо конкретно­го вида деятельности.

Количествен­ные измерения способностей  характеризуют меру их выраженности. Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности  способностей являются тесты .

Изучение конкретно-психоло­гических характеристик различных способностей позволяет выделить общие ка­чества индивида, отвечающие тре­бованиям не одного, а многих ви­дов деятельности , и специальные качества, отвечаю­щие более узкому кругу требований данной деятельности .

   Уровень и степень разви­тия способностей  выражают понятия таланта и гениальности.

Природа специальных способностей

          СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬ­НЫЕ (от лат. specialis — особый) — психологические особенности инди­вида, являющиеся возможностями успешного выполнения им опреде­ленного вида деятельности (музы­кальной, сценической, литературной и т. п.).  Их развитие  опирается на соответствующие задатки, напри­мер, музыкальный слух и память.

В настоящее время показано суще­ствование особых  возрастных пе­риодов, на протяжении которых раз­витие специальных способностей  происходит особенно бла­гоприятно. Так, для музыкальных способностей это период до пяти лет, когда активно формируется музы­кальный слух и память ребенка.

    В силу многозначности задатков воз­можно формирование специальных способностей  на до­статочно различающейся анатомо-физиологической основе. Таким об­разом, определенный уровень специальных способностей (математических, художественных и т. д.) может быть сформирован практически у любого здорового ре­бенка. Тем самым имеются реальные основания для направленного развития способностей детей в усло­виях специально организованного обучения.

Общие понятия о психике человека, ее структуре и функциях

                        ПСИХИКА (от греч. psychikos — душевный)—системное свойство высокоорганизованной материи, за­ключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в по­строении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и са­морегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

              В психике представлены и упорядочены собы­тия прошлого, настоящего и возмож­ного будущего. На уровне человека события прошлого выступают в дан­ных опыта, представлениях памяти; настоящего — в совокупности обра­зов, переживаний, умственных ак­тов; возможного будущего — в по­буждениях,  намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сно­видениях и т. п.

             У человека психика но­сит как осознанный, так и неосо­знанный характер, но и неосознан­ная  психика в этом случае качественно отличается от психики  животных. 

                    Определяющими признаками  психики  являются: отражение, дающее образ предметной среды, в которой дейст­вуют живые существа, их ориен­тация в этой среде и удовлетво­рение потребности в контактах с нею. Эти  контакты в свою очередь по принципу обратной связи контроли­руют правильность отражения. У че­ловека контрольной инстанцией служит социальная практика.

        Благода­ря обратной связи производится со­поставление результата действия с образом, возникновение которого опе­режает этот результат, предваряя его в качестве своеобразной мо­дели действительности. Тем самым психика выступает как единая циклич­ная система, имеющая историю и рефлекторная по своему типу.

        Рефлекторность означает первичность объективных условий жизни орга­низма и вторичность их воспроиз­ведения в  психике.

         Активность психики  проявляется  при отображении реальности, поскольку оно предполагает преобразование физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов, и в сфере по­буждений, придающих поведению энергию и стремительность, и при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вари­антов.

           Возникая на определенном уровне биологической эволюции, психика сама выступает в качестве одного из ее факторов, обеспечивая воз­растающую по сложности приспо­собляемость организмов к условиям их существования. С переходом к человеку психика приобретает качест­венно новую структуру, обусловлен­ную общественно-историческими за­кономерностями. Возникает созна­ние как ведущий уровень регуляции деятельности, формируется лич­ность, служащая источником выс­ших проявлений активности психики

Развитие способностей

         

    Способностями мы называем индивидуально-психологические особенности, а врожденными могут быть только анатомо-физиологические, но никак не психологические особенности. Поэтому в научном анализе нельзя говорить о врожденности спо­собностей. Врожденными могут быть лишь задатки, т. е. анатомо-физиологические  особенности, лежащие  в  основе  развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося главным образом в процессе вос­питания и обучения.

          Например, человек не может иметь музыкального слуха, в бук­вальном смысле слова “данного от природы”, а может иметь толь­ко “данные от природы” задатки к его развитию. Говоря о “врож­денных способностях”, мы всегда должны иметь в виду врож­денность не самих способностей, а лежащих в основе их развития задатков.               Способность существует только в движении, только в развитии. Развитие это осуществляется в процессе той или другой конкретной деятельности. А отсюда следует, что способность не существует без соответ­ствующей конкретной деятельности человека.

Всякая способность возникает и развивается в процессе такой деятельности, которая с необходимостью требует этой способности, которая без нее осуществляться не может. Никогда нельзя воспи­тать у ребенка какую-нибудь определенную способность, если ста­вить перед ним только такие задачи, которые могут быть разре­шены без ее помощи. Нельзя, например, воспитать у ребенка чув­ство ритма, основываясь лишь на игре по нотам, потому что играть по нотам можно, не прибегая к чувству ритма, а руководствуясь только арифметическим счетом. Но чувство ритма неизбежно раз­вивается в процессе таких видов деятельности, как воспроизведение по слуху какой-либо песни или передача в движениях ритма данной музыки, потому что эти задачи нельзя разрешить иначе, как на основе чувства ритма.

Признавая раннее проявление способностей одним из показателей хороших способностей, никак нельзя, однако, считать, что отсутствие такого раннего проявления в какой-либо мере есть показатель сла­бости или тем более отсутствия соответствующих способностей.

 Во-первых, возможность раннего проявления способности зависит не только от задатков ребенка, но и от воспитательных условий, в которых проходят первые годы его жизни. Во всех случаях, где наблюдается очень раннее проявление какой-либо способности, имеют место или прямые (хотя и не систематические) заботы родителей или других лиц о развитии этой способности, или, по крайней мере, условия, толкающие ребенка на занятия той деятель­ностью, в которой эта способность может развиться. При отсут­ствии этих условий способность не сможет проявиться.

 Во-вторых, у многих детей способности впервые начинают развиваться лишь в результате планомерной педагогической работы, и это ни в коем случае не свидетельствует о слабости этих способностей; наоборот, некоторые из таких детей впоследствии обнаруживают выдающиеся дарования в данной об­ласти.

Из сказанного следует, что никогда нельзя выносить отри­цательного решения о способностях данного ребенка к какой-либо деятельности до начала систематической и квалифицированной пе­дагогической работы по воспитанию этих способностей.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru


Похожие работы:

  1. • Характеристика способностей
  2. • Развитие художественно-творческих способностей детей ...
  3. • Развитие творческих способностей учащихся подросткового ...
  4. • Психологическая характеристика способностей человека
  5. •  ... важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х ...
  6. • Способности
  7. • Способности и их развитие
  8. •  ... и организаторских способностей подросткового и ...
  9. • Способности
  10. •  ... проявления творческих способностей у дошкольников
  11. • Педагогические способности и умения в структуре ...
  12. • Развитие творческих способностей младших школьников ...
  13. • Формирование творческих способностей школьников в ...
  14. • Изучение способностей и их влияние на выбор профессии
  15. • Исследование развития психомоторных способностей ...
  16. • Развитие полифонических музыкальных способностей у ...
  17. • Интеллектуальные способности одаренных детей в связи ...
  18. • Координационные способности волейболистов
  19. • Природа человеческих способностей
  20. • Педагогика способностей
Рефетека ру refoteka@gmail.com