Рефетека.ру / Экономика

Курсовая: Инфляция как неизбежный спутник современного экономического развития

Инфляция как неизбежный спутник современного экономического развития

Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы определены следующими положениями. Проблема инфляции в современной экономической теории является одной из самых сложных проблем. Помимо экономического она имеет социальный, и политический аспекты. Поэтому при анализе инфляции недостаточно принимать во внимание только конкретную общественно-экономическую систему, в которой протекает инфляционный процесс. Немаловажное значение для исследования имеет также учет социально-политической обстановки, обрамляющей этот процесс и привносящий в него специфические черты. Развитие экономики в частности, а в более широком смысле, историческое развитие общества делало инфляцию конкретного государства в отдельном временном периоде непохожей на своих предшественниц, существовавших ранее. Вместе с тем, необходимо рассматривать инфляцию как экономическое явление, то есть при рассмотрении этой проблемы стараться избежать привнесения в теорию инфляционного процесса черт политического характера. Да, совершенно очевидно, политическое развитие общества всегда идет вместе с экономическим. Политика и экономика взаимообусловливают свое существование, влияют друг на друга по принципу обратной связи. Но являясь объектом, прежде всего, научного экономического исследования, анализ инфляции должен не подменяться политическим, а дополняться последним.

1. Современные представления о сущности инфляции

В настоящее время присутствует четко выраженная тенденция свести определение инфляции к росту цен. Объяснить это можно следующими причинами. Когда мы говорим об инфляции вообще, а не только об ее определенном типе, следует всегда помнить о том, что она, с одной стороны, не должна представать перед нами неким застывшим и статичным явлением, а, с другой стороны, что особенно важно, выражать собой постоянную сущность, В той мере, в какой меняется система и характер общественно-экономических отношений, в той же мере должны, прежде всего, изменяться внешние проявления инфляции, при этом ее содержание (сущность) должны выражаться в одной и той же формуле. Те, кто принимает инфляцию за рост цен, обращают внимание на первое объясняющее обстоятельство, оставляя второе вне поля зрения.

Другая причина видится в том, что усилия многих экономистов, если говорить о нашей российской школе, сейчас направлены больше всего по пути поиска новых антиинфляционных рецептов, нежели на теоретическое изучение данной проблемы. Поступая таким образом, можно довольно быстро достичь определенного, но всего лишь сиюминутного конъюнктурного эффекта, что в результате только незначительно продвинет экономическую науку по пути обретения ею истинного и полного знания.

Таким образом, проанализировав некоторые подходы в определении инфляции, приходим к следующему выводу. Характеризуем ли мы инфляцию как рост общего уровня цен или как чрезмерное увеличение количества денег в обращении во всех этих случаях мы затрагиваем либо причины, либо следствия изучаемого экономического явления. Поэтому не всегда в определениях такого рода можно четко отделить причину от следствия. Тем самым, объектом экономического анализа становится не сущность инфляции, а ее проявления, которые, хотя и находятся в диалектической связи с сущностью объекта исследования, но истинного внутреннего содержания не вскрывают.

Известно, что в условиях металлического денежного обращения проблема инфляции в экономике с той очевидной неизбежностью как в условиях обращения бумажных денег проявиться не может. Исключение составят, пожалуй, единичные случаи, когда, например, в результате открытия морского пути в Америку и завоза в Испанию большого количества золота в экономиках государств Западной Европы возникло такое явление как “революция цен”.

Также следует исходить из предположения, что государство умышленно не "портит" монету, заставляя ее обесцениваться актом своего волеизъявления. Если в условиях такого обращения возникают отрицательные тенденции, имеющие под собой увеличение денежной массы сверх меры, необходимой для товарного обращения, они сводятся на нет склонностью населения к тезаврированию металлических денег в форме сокровища. По иному металлическое денежное обращение реагирует на повышение конъюнктуры при развитии экономики. Рост денежной массы при этом будет происходить как за счет привлечения ранее накопленных в виде сокровища денег, так и за счет производства новой чеканки монеты. Таким образом, основная степень прироста денежной массы будет определяться имеющимися в наличии запасами благородных металлов и интенсивностью их добычи. Такая низкая эластичность металлического денежного обращения в подобных условиях естественно сковывает процесс вос- производства в моменты его подъема и будет обратна эластичности денежной массы в фазе кризиса. Под эластичностью денежного обращения в данном случае следует понимать способность денежной массы гибко реагировать на изменения в экономической системе общества в разные фазы хозяйственного цикла. Столкновение с такой проблемой - проблемой односторонней эластичности металлических денег побудило государство, как органа, монополизировавшего эмиссию денег, сначала переходить к эмитированию бумажных денег, разменных на золото, а потом отменять золотое обеспечение. Таким образом, денежное обращение стало одним из первых сфер хозяйства, с которой началось вмешательство государства в экономическую жизнь. Когда была запрещена легальная конверсия, государственные казначейские билеты (бумажные деньги), оторвавшись от золотой стоимостной субстанции, получили собственное существование, что, естественно, и изменило их природу. Изменились также их функциональные свойства.

Единственная функция, которая не претерпела изменений у современных денег - это функция средства обращения. Очевидно, что не имея или, точнее, не обладая внутренней стоимостью, бумажные деньги не могут служить для населения средством для накопления или сохранения стоимости, поэтому характер эластичности бумажных денег прямо противоположен эластичности денег металлических. В любое время государство в состоянии выпустить в обращение сколь угодно нужное ему количество денежных знаков, чем может либо стимулировать экономическую активность, либо вызвать отрицательные последствия для экономики. Попав в оборот в моменты, предшествующие экономическому кризису, или в течение оного, такие деньги не могут тезаврироваться населением, так как не имеют внутренней ценности. Как правило, бумажные деньги (лишние деньги) стараются восполнить утрачиваемые функциональные свойства. Это происходит путем их перевода в такой товар, который может представлять собой надежное средство для сохранения стоимости, например, в товары длительного пользования, иностранную валюту. Последнее является наиболее идеальным, то есть лучшим средством для накопления, так как представляет собой не просто товар, а универсальное платежное средство, высоко ликвидный актив. Этим объясняется высокий спрос на валюту других государств в период национальных экономических кризисов.

Таким образом, в односторонней эластичности бумажных денег видится важнейшая предпосылка для развертывания инфляционного процесса. Эту предпосылку следует считать одной из определяющей сущности инфляции. Однако данная предпосылка может себя и не реализовать. Это зависит от двух условий: когда государство не использует эмиссий для покрытия возрастающих расходов; когда производство быстро реагирует на рост денежной массы. Из двух названных условий наиболее реально осуществимо первое, нежели второе. Но в этом случае государству приходится сталкиваться с большими социальными издержками.

Теперь коснемся второго условия, анализ которого представляется очень важным для рассмотрения сущности инфляции, поскольку рост цен на товарном рынке является не только функцией возрастающего платежеспособного спроса, обусловленного увеличением количества денег в обращении, но и функцией предложения, в свою очередь обусловленного производством товаров. Поэтому инертность производства в моменты сокращения или увеличения денежной массы может быть определена как вторая предпосылка инфляции.

Способность производства быстро реагировать на изменения экономической конъюнктуры в конечном счете зависит от состояния развития производственного потенциала общества, который определяется степенью развития производительных сил в системе производственных отношений, господствующей в рамках национальной экономики. Если возможности для наращивания выпуска промышленной продукции не исчерпаны, то не возникает инфляции. Как только достигается предел этих возможностей - наступает время для "подлинной" инфляции. В какой-то период еще можно увеличить выпуск продукции за счет экстенсивных факторов, но это приведет к росту издержек, что еще больше стимулирует ценоповышательный процесс. В такое время предложение товаров и услуг становится резко неэластичным и предпосылки, заложенные в основу формирования инфляции, наиболее полно себя реализуют без опосредования вторичных причин, усиливающих процесс роста цен.

Таким образом, внутреннее содержание инфляций видится в возможности и реализации двух предпосылок:

а) односторонней эластичности бумажных денег, ввиду того, что современными бумажными деньгами утрачена функция средства образования сокровищ;

б) инертности производства, в моменты увеличения количества денег в обращении.

Размышления по поводу сущности инфляционного процесса в конечном итоге должны привести к определению инфляции. Пока же мы выяснили, что ценоповышательный процесс есть функция двух переменных - денежной массы и товарного предложения, Поэтому в некотором смысле при построении формулы определения инфляции мы должны исходить из этого вывода. В формулу определения, на наш взгляд, не должны включаться характеристики причин, вызывающих инфляцию, в силу изменчивости инфляционного процесса. Если мы поступим подобным образом, то избавимся от необходимости описывать внешние проявления или последствия инфляции,

Все эти предварительные замечания позволяют нам дать следующее определение инфляции; инфляция есть всякая возникшая в экономике диспропорциональность между денежной и товарной массой. Из определения вытекают два случая проявления товарно-денежной диспропорциональности. В первом случае, когда денежная масса больше товарной, мы имеем собственно инфляционный процесс. Критерием его существования является рост общего уровня цен или дефицита товаров при административном контроле над ценами. Может возникнуть вопрос: насколько денежная масса должна быть больше товарной, чтобы судить о наличии в экономике инфляционного процесса. Однозначно и определенно точно ответить на этот вопрос возможно только при условии разрешения всех противоречий, связанных с поиском внутренней стоимости денег. Для нас достаточно знать: присутствует в экономик рост цен или нет (вопрос о том, как он измеряется, будет рассмотрен ниже). Если общий уровень цен в год составляет даже самую малую величину, пусть даже 1% и менее, в экономике наблюдается инфляционный процесс.

Во втором случае, когда денежная масса меньше товарной, возникает процесс, обратный инфляционному - в экономике присутствует дефляция.

В равной степени все то, что было выше сказано про случай товарно-денежной диспропорциональности, вызывающей инфляцию, можно отнести и к форме диспропорциональности, вызывающей инфляцию, Что характерно и для первого, и для второго случая: как инфляция, так и дефляция могут привести к губительным и одинаковым для экономики последствиям, вызвав депрессию, свертывание производства, безработицу и т.д, все это указывает на сходство обоих процессов по основным родовым признакам, и они таким образом, являются, хотя и разными по знаку, но тождественными по сути. Поэтому представленное определение будет верным и тогда, когда в нем будет вестись речь о дефляции.

2. Особенности научного подхода к определению механизма инфляции

Рассмотрим, в чем состоят преимущества данного определения. Во-первых, когда мы указываем на диспропорциональность, мы подразумеваем неравновесие спроса и предложения, и в этом случае уже нет необходимости указывать на внешние проявления такого неравновесия. Совершенно очевидно, в чем оно должно выразиться: или в росте цен, или в дефиците товаров. Во-вторых, указывая на отношение между товарной и денежной массой, мы избавляемся от необходимости определять инфляцию как моно- или многофакторное явление. В какие-то периоды в развитии экономической системы общества инфляция может являться как суть воздействия на нее одного фактора, например, чрезмерной эмиссии или как равнодействующая многих причин. В конечном итоге все должно свестись к возникновению диспропорциональности.

Представленное определение имеет ряд особенностей. Оно позволяет судить об инфляции не просто как об отношении между товарной и денежной массой, а как о способе достижения равновесия. Диспропорциональность является следствием вмешательства человека в объективный экономический процесс, и выражается в инфляции, как негативном экономическом явлении. Оно (явление инфляции) показывает собой степень возникшей диспропорциональности, так как находится в прямой связи с величиной вмешательства в экономику. С другой стороны, как бы это не было парадоксально, в этом видится и положительное значение инфляции, так как с помощью инфляции ликвидируется нарушенное равновесие.

Проблема диспропорциональности при анализе инфляции очень серьезна. Помимо неравновесия, существующего в товарно-денежном отношении, в экономике, как правило, могут присутствовать другие дисбалансы, например те, которые возникают на отдельных рынках. Одной из особенностей современной экономической теории является та, которая предполагает рассмотрение диспропорциональностей локальных без связи их с другими. А между тем, выскажем предположение, что все неравновесия связаны друг с другом, так как представляют собой выражение одной наиболее общей и глобальной. Инфляция же есть одно из выражений такой диспропорциональности. Поэтому ликвидировать ее - это не значит решить проблему роста цен. Она сразу же проявляется в другом качестве, на другом рынке, например, на рынке рабочей силы, и выразится в росте безработицы.

Эмпирически наблюдаемый факт взаимосвязи уровня инфляции и уровня занятости позволил Филлипсу вывести закономерность, получившей название "кривой Филлипса''. Помимо того, что эга теория говорит об обратной связи явлений, присущих разным рынкам, она частично доказывает предположение о переходном характере диспропор-циональности. Подобно тому как в физических процессах присутствует сохранение энергии, которая не исчезает, а сохраняется благодаря переходу из одного состояниям в другое, в экономике наблюдается аналогичное явление. Энергия в природе есть условие существования движения, как механического, так и биологического, то есть условие жизни любого процесса. В экономической системе условием ее развития является противоречие или диспропорциональность. Проявляясь в различных процессах, она выражается, в частности, в инфляции. Поэтому наиболее общим определением инфляции могло бы быть также и вот такое: инфляция есть одна из форм проявления глобальной диспропорциональности, являвшейся источником развития экономической системы общества. Поэтому, ведется ли речь об инфляции, или о безработице, мы всегда касаемся одного и того же объекта исследования. Ввиду того, что одной из задач настоящего исследования является анализ сущности инфляции, оставим дальнейшие размышления по поводу преемственности и всеобщности экономических процессов.

Теперь рассмотрим этапы развертывания инфляции, как внешнего выражения главного экономического противоречия. Другими словами, опишем формы инфляции, в которых она предстает. В современной экономической литературе присутствует несколько вариантов классификации форм и видов инфляции. В основу каждого из них положены различные критерии, но все они имеют одну методологическую основу - представление об инфляции как о росте уровня ценового.

В первую группу следует отнести те виды, которые разделяются по критерию внешнего проявления данного экономического феномена. Рост цен, не сдерживаемый действиями государственной власти, порождает открытую инфляцию, то есть инфляцию свободного конкурентного рынка. Это классическая форма изучаемого явления. Если в экономике присутствует сдерживаемый рост цен, то такая инфляция имеет форму подавленной или сдерживаемой. Внешними проявлениями такого типа исследуемого процесса выступают следующие явления; дефицит товаров и услуг, контролирование цен, нормирование и распределение товаров повышенного спроса, активизация "черного" рынка и другое.

Соответственно тому, каких масштабов достигает рост цен, можно разделить инфляцию на:

а) ползучую ,определяемую как рост цен на 1-4% в год;

б) галлопирующую , определяемую как рост цен на 10 % и выше;

в) гиперинфляцию (от англоязыного термина),определяемую П.Кейгеном как 50 % рост цен в течение месяца.

Степень влияния роста цен на состояние производства может служить критерием для образования еще одной группы форм инфляции. Например, если растущие цены стимулируют рост выпуска продукции, то это cross - инфляция. Развертывание ценоповышательного процесса может привести к возникновению чистой инфляции - это произойдет в тот момент, когда станут полностью использоваться возможности национальной экономики, рост цен не сможет приводить к выпуску дополнительной продукции. Если в экономике присутствуют элементы монополистического или олигополистического характера, для такой экономики характерна ползучая инфляция. Но указанный рост цен - на 1-4% в год должен приводить, как правило, к увеличению выпуска продукции на 1% в год. Галопирующая или гиперинфляция характеризуется резко ускоряющимся ростом среднего уровня цен с полным использованием производственных возможностей в течение одного или двух лет. Такая инфляция приводит к фактическому обесценению денег и заставляет прибегать к бартерным сделкам.

Все вышеперечисленные формы основываются на чисто экономическом анализе. Действительно, при первоначальном рассмотрении инфляция выступает как нарушение пропорциональности в сфере товарно-денежных отношений. Но она имеет также не менее серьезные последствия в области социально-политических отношений. Если обратиться к экономической истории стран, переживших времена сильных инфляционных потрясений (США периода Гражданской войны 1861-1865 гг,, Франция во времена Великой Французской Революции 1789 г., Германии 1923 г., Советский Союз в годы начала НЭПа, то можно отметить, что наиболее глубокая инфляция случалась в моменты острых социальных катаклизмов. Не считая послевоенных кризисов, особенное раскручивание инфляционной спирали приходится на моменты смены общественно-экономических укладов ,господствующих в национальных экономиках. В этой связи обращает на себя внимание мысль Гринберга А. о том, что существует особый тип инфляции, порождаемый ходом экономических реформ. Действительно, предположить то, что инфляционный процесс возникает вследствие проведения реформ, направленных на улучшение экономической системы, значит противоречить целевой логике реформ. Однако практика свидетельствует об обратном. Существо этого процесса было направлено на революционное кардинальное изменен экономики. Естественно, что подобное революционизирование должно, если проводить аналогии с исторической практикой социальных революций, сопровождаться аналогичными экономическими и социальными издержками; глубокой инфляцией, понижением уровня благосостояния населения, ростом безработицы и так далее. Желание выглядеть цивилизованным и смягчать подобные последствия заставляет государство идти на огромные расходы. Через систему индексации увеличиваются социальные пособия, возрастают ставки заработной платы. Демократизация в сфере производства вылилась в право работающих на забастовки и предоставление администрациям предприятий решать вопросы социальной политики за счет собственных средств, что еще более усугубляет экономическую ситуацию в стране. Поэтому государству приходится идти на огромные расходы. А чтобы покрыть их - прибегать к использованию печатного станка. С этой позиции об инфляции уже можно судить как о политическом феномене, как бы парадоксально это ни звучало.

3. Особенности скрытой инфляции в доперестроечной России

Если в экономике присутствует "ползучая" инфляция (4-5% в год) - рост цен стимулирует производство. Как только инфляция переходит рубеж от "ползучей" к галопирующей (10-15%) - производители перестают гибко реагировать на изменение ценовой конъюнктуры. Приближение инфляции от галопирующей к гиперинфляции с особой силой обостряет неопределенность в прогнозировании будущих инвестиций. Быстрый рост цен, где-то уже за чертой 20-25% в месяц, позволяет получать номинально высокие прибыли без увеличения дополнительной продукции.

Таким образом, высокий уровень цен служит источником формирования гиперинфляционной психологии и поведения как потребителей, так и производителей,

Несмотря на, казалось бы, очевидную доступность объяснения формирования высоких цен с помощью кривых спроса и предложения, полностью представленная модель не может объяснить и проиллюстрировать всю ту палитру условий и причин, вызывающих к жизни ценоповышательный процесс. Поэтому обратимся к анализу наиболее глубинных, долговременных факторов, определяющих инфляцию в России, да, пожалуй, и в любой другой стране, даже с незначитальным темпом роста среднего уровня цен, имеет генетическую связь с долговременными макроэкономическими процессами, определившими ту громадную несбалансированность между товарной и денежной массой, которая присутствует в экономике России .

Прежде всего необходимо обратить внимание на диспропорцию,сложившуюся при соотношении между 1 и 2 подразделениями общественного производства. В течение многих лег темпы роста 1 подразделения обгоняли темпы роста производства предметов потребления (2 подразделение). В результате этого постоянно возраставшему спросу на продукцию отраслей группы "Б", возникавшему в отраслях группы "А", не противостоял соответствующий объем предложения 2-го подразделения. К чему это привело? В первую очередь, к росту неудовлетворенного платежеспособного спроса и появлению подавленной инфляции. Противопоставить этому можно было только жесткую политику доходов. Например, в годы индустриализации и послевоенные годы в СССР проводились широкие кампании принудительной подписки населения на облигации государственного займа. Этим способом связывались излишние сбережения населения, В 1947 году в СССР была проведена денежная реформа, имевшая ярко выраженный конфискационный характер. Все это говорит о том, что инфляция не реализовывала свой потенциал только благодаря тому, что государственная политика имела своим стержнем объективное стремление поддержания крайне низкого уровня потребления .

В полную силу дисбаланс между производством продукции отраслей 1 подразделения общественного продукта и 2 подразделения через рост цен и товарных дефицитов проявился в то время, когда был ослаблен контроль за приростом доходов населения в связи:

- с ростом перевода предприятий на методы хозрасчетного финансирования ;

- развертыванием кооперативного движения;

- со снятием жестких ограничений на обналичивание безналичных денежных средств в 1990 году.

За период с 1985 по 1990 год товарные запасы в торговле сократились с 97 767 млн.рублей до 71 945 млн.рублей.

Несмотря на экономический характер существующей структурной диспропорциональности, причины ее появления и развития лежат в области политического и исторического становления ныне российского, а в прошлом советского государства.

Россия досоветского периода была преимущественно аграрной страной. В первые годы советской власти правящая партия большевиков столкнулась с тем, что социальная база социалистического государства - класс пролетариата - очень узка, и ее требовалось расширить. Этого можно было достигнуть, начав осуществлять всеобъемлющее переустройство экономики на базе крупного плана индустриализации. В результате этого приоритет был отдан строительству крупных предприятий тех отраслей, которые составляли основу промышленного потенциала страны. Преимущества в темпах роста отраслей группы "А" также требовала и возможность нападения на СССР. В условиях нестабильности внешнеполитической обстановки, в условиях развертывания "холодной войны" и гонки вооружений стремление постоянно сохранять на высоком уровне оборонный потенциал страны заставил советское руководство уделить повышенное внимание развитию тяжелых отраслей промышленности. Таким образом, в СССР сложилась гипертрофированная диспропорциональность между 1 и 2 подразделениями общественного производства.

Тесно связан с этой глубинной причиной инфляции также и сложившийся соответственно задачам построения коммунистического общества уровень обобществления промышленного производства. Иными словами далее мы должны обратить внимание на роль монополии в предопределении инфляционных тенденций.

Монополия, сложившаяся в экономической системе СССР и доставшаяся в наследство России, имеет два аспекта. Первый - монополизм в области промышленного производства, т.е. промышленные монополии. Второй связан с монополией общественной собственности на средства производства. Причем не так опасен для раскручивания маховика инфляции первый, сколько второй.

Роль монополистических объединений в инфляционном росте цен в экономической литературе изучена достаточно глубоко. Буквально до последнего времени им вменялась в вину одна из основных причин складывания инфляционной ситуации в капиталистических странах. С недавних пор эту критику перенесли на российскую экономику. Механизм воздействия монополий на рост цен достаточно прост, он проистекает из наличия неконкурентного или несовершенного рынка в стране, когда путем либо сговора, либо, действительно монопольного положения на рынке тем или иным производителям удается удерживать достаточно высокую (выше равновесной) цену на производимую продукцию.

В экономике современных передовых развитых стран противовес такому исключительному положению производителей составляют крупные промышленные объединения и корпорации других государств, и отрицательный эффект монополизма снижается. Появляются новые концептуальные формы рынка несовершенной конкуренции, например, олигополия, что тоже способствует снижению проявления инфляционных тенденций.

4. Предпосылки и особенности инфляции в России на современном этапе

В противовес этому, в российской экономике, отечественным монополистическим объединениям никто не противостоит, да и в ближайшее время никто не сможет составить действительной конкуренции. Причина этого кроется в том втором аспекте монополизма, связанном с монополистическим характером собственности на средства производства со стороны государства. В настоящее время уже достаточно явно осуществляется процесс разгосударствления государственного имущества. Но если мы хотим более основательно и точно вскрыть объективные причины инфляции, мы не должны оставить без внимания этот фактор.

Порожденный попыткой социалистического переустройства общества высокий уровень обобществления средств производства сформировал определенную структуру собственности. Деформации в этой структуре дали, в свою очередь, непосредственный толчок к появлению диспропорций, породивших нынешнюю инфляцию, поскольку на основе данной структуры была построена соответствующая экономическая система организации производства. Такая система оказалась не в состоянии быстро среагировать на появление диспропорций всякого рода в народном хозяйстве.

Рассмотренные формы диспропорциональностей - структуры общественного производства и структуры собственности - очень важны и для уяснения объективных причин возникновения и существования инфляции. Находясь в глубине макроэкономических процессов, они являют собой подоплеку всему происходящему в экономической системе не только Российского, но и всякого другого государства. В конечном счете, на них полностью ложится ответственность за возникновение в экономике кризисных ситуаций. Примером таких кризисов являются экономический кризис 70-х годов в западных странах, который породил высокую инфляцию. Разрешением этих кризисов стало изменение структуры общественного производства, изобретение и введение в производство новых ресурсосберегающих технологий и техники. Примером, но достаточно более крупного масштаба, может служить экономический кризис, протекающий в странах, реформирующих экономическую систему. Прежде чем этот системный кризис разрешится, экономике придется пройти через значительные потрясения и, в частности, пережить период глубокой инфляции. Поскольку мы определили инфляцию как одну из внешних форм выражения диспропорциональности, ее величина, ее сила всецело зависят от степени существующих в экономике диспропорций.

Нынешняя кризис в России - прежде всего системный. Следовательно, инфляция будет существовать до тех пор, пока системные преобразования не закончатся. Таким образом, анализ причин, определяющих инертность общественного производства, позволил преодолеть рамки тех теорий, которые видят в инфляции чисто денежный характер, и тем самым восполнить общую картину причин, приводящих к возникновению и развертыванию инфляционного процесса.

Кроме глубоких макроэкономических причин инфляции существует целый ряд внешних или непосредственных факторов, которые заставляют раскручиваться процесс роста цен. Их существование и действие, несмотря на то, что они носят внешний характер, не в меньшей степени влияет на накапливание и реализацию инфляционного потенциала, чем масштабные структурные диспропорции в экономике. Важнейшей особенностью таких факторов является более субъективный характер их возникновения, поскольку он (характер) напрямую связан с проводящейся в стране экономической политикой. Субъективизм этих факторов объясняется также и тем, что они влияют прежде всего на рост денежного предложения, то есть влияют на увеличение денежной эмиссии. Среди них выделю следующие:

- рост заработной платы и выплат по социальному обеспечению;

- рост кредитов частному и государственному сектору;

- рост доли дефицита государственного боджета, покрываемой эмиссией денег;

- увеличение государственных инвестиций;

- выплаты процентов по внешним и внутренним займам и другие;

- военные расходы.

Абсолютное большинство перечисленных факторов инфляции - те, влияние которых на эмиссию или рост денежного предложения зависит от силы воздействия социальных групп, желающих извлечь для себя дополнительные доходы. Объединяясь по корпоративным интересам, они заставляют государство увеличивать печатанье денег. Примером таких корпоративных групп могут быть профсоюзы рабочих или служащие, работающие на государственных предприятиях и в учреждениях, парламентское лобби руководителей промышленных предприятий, военное руководство и др. Все их действия, в той или иной степени, заставляют правительство идти на увеличение расходной части государственного бюджета, то есть увеличивать его дефицит.

До последнего времени дефицит государственного бюджета в СССР, России обусловливался тем, что правительство в рамках единой государственной монополии в производстве выступало единственным инвестором и руководителем производства. В его руках сосредотачивался контроль не только за инвестированием, но и за динамикой доходов населения, определение размеров военных расходов. Таким образом, монопольно ценгрализовав и сосредоточив политическую и экономическуо власть, государственные представительные и исполнительные органы, во-первых, путем административного контроля над ценами, а во-вторых, за счет жесткой политики доходов, подавляли открытое нарастание инфляционного потенциала. В первые "перестроечные" и последовавшие за ними годы изменялось соотношение в распределении экономических функций между государственным и негосударстаенным сектором. Прежде всего был потерян контроль над доходами и, в частности, над зарплатой работающих на негосударственных предприятиях и организациях. Во-вторых, децентрализация и демонополизация экономической власти центра послужили причиной снижения поступлений в доходную часть государственного бюджета. В-третьих, правительство, не желая снижать уровень промышленного производства, стало часто прибегать к внутренним займам у ЦБ и т.д.

В таких условиях, когда почти отсутствовала практика покрытия дефицита государственного бюджета продажей государственных обязательств, только с помощью денежной эмиссии можно было покрыть возраставшую расходную часть бюджета. Несмотря на то, что в самом кризисном 1992 году удалось удержать размеры дефицита бюджета в приемлемых для экономики размерах (около 5% к ВВП), проблема его дефицитности не была снята, а только переложена на другие "плечи". По моему мнению, такого "успеха" удалось достичь, решив проблему за счет кредитной эмиссии ЦБ России и возложив на него вину за высокую инфляцию, а, во-вторых, перенеся часть расходов в местные бюджеты, тем самым спрятав в них значительную часть федеральных расходов.

Среди многих других внешних причин, воздействующих на внешнее предложение, следует выделить рост доходов населения и, в частности, заработной платы. Когда государство сворачивает свою инвестиционную деятельность, военные расходы и так далее, этот фактор становится одним из важнейших, который влияет на рост цен.

В прошедшем десятилетии с 1980 по 1990 гг., наблюдалась устойчивая тенденция, направленная на превышение темпов оплаты труда над ростом цен. Так, за 1981-85 гг. средняя заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве РСФСР поднялась до 113,3%, а индекс розничных цен составил 110,7%, за 1986-90 гг. зарплата выросла до 140%, а цены - до 115,4%.

Доля зарплаты в общей массе доходов населения составила, и по-прежнему остается наиболее значительной - около трех четвертей, Поэтому динамика ее роста в той же степени, что и раньше, влияет на ценоповышательный процесс.

Среди других причин, вызывающих рост цен, следует также выделить влияние адаптивных инфляционных ожиданий, но к раскрытию их роли в раскручивании инфляционного механизма мы вернемся позднее.

Таким образом, мы можем придти к некоторым выводам:

1. Инфляция вызывается воздействием на нее нескольких причин, имеющих различную природу ;согласно тому, какие из этих групп превалируют, различают формы инфляционных механизмов.

2. Важнейшей особенностью российской инфляции является то, что генетически она связана с сформировавшимися в экономике структурными диспропорциональностями :собственности, структур общественного производства и т,д.

5. Анализ динамики инфляционного процесса

Для целей анализа динамики инфляционного процесса и для выработки конкретных мер защиты населения от последствий роста цен через систему компенсационных выплат важен учет динамики роста цен на потребительские товары и услуги. Он может быть осуществлен путем индексирования текущих и базисных показателей цен потребительского рынка. Помимо этого следует учитывать чисто инфляционные индексы, которые отличаются от ценовых суммарным агрегированным строением, включающим индексы факторов ценоповышательного процесса.

Данные о развитии инфляционного процесса можно получить аналитико-графическим способом. Если представить графически кривую роста общего уровня цен, соединяющую показатели этого роста для, разных периодов и потом перевести ее в систему логарифмических координат, то динамика процесса будет описываться прямой линией, а относительная скорость (темп) будет характеризоваться углом наклона этой прямой к оси времени. Как показывают экспертные оценки состояния развития роста цен в СССР за период с 1985 по 1991 год кривая инфляции представляла на графике линию, близкую к графику показательной функции. Характеристики темпов инфляции, которые могут быть получены на основе выше представленных методик, существенно отличаются друг от друга, но не противоречат в одном: и степень роста цен, и темп этого увеличения показывают, что за истекший временной период динамика инфляционного процесса характеризовалась исключительно внеэкономическими, в узком смысле этого слова, не рыночными факторами. Когда мы говорим о воздействии на уровень цен избыточного платежеспособного спроса, мы допускаем в большей степени гипотетический характер подобного воздействия, нежели реальный, свободно себя реализующий на практике.

Особенно сильными в инфляционном отношении зарекомендовали предпоследние три года (конец 1990 - 1993). Динамика инфляционного процесса в этот временной период определялась в основном не рыночными, внеэкономическими внешними обстоятельствами. Конец 1990 года был ознаменован тем, что в это время начался обвальный перевод безналичных денег в наличность, когда постановлением правительства была разрешена подобная конверсия. Среди других обстоятельств, подстегивавших потребительский спрос, особо выделяются следующие акции, как наиболее крупные:

а) повышение цен 2 апреля 1991 года;

б) либерализация цен 2 января 1992 года.

Нагнетание инфляционной напряженности приходилось в основном на периоды, непосредственно предшествующие проведению данных мероприятий, Так, в марте 1991 года темпы инфляции резко ускорились, несмотря на проведенную в январе месяце этого года частичной конфискационной денежной реформы по обману 50- и 100- рублевых купюр.

Временной лаг величиной в один месяц между Постановлением Кабинета Министров СССР о реформе розничных цен и моментом ее осуществления позволил наиболее полно реализовать себя накопленному неудовлетворенному спросу и самым худшим опасениям населения в отношении проводимой правительством денежной и ценовой политики. Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведений дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен.

Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того, чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка.

В конечном счете, подобные обстоятельства вылились в то, что инфляционный процесс стал приобретать чисто ценоповышательный характер за счет того, что снижался прирост избыточных сбережений, как одно из составляющих подавленной инфляции.

Момент проведения реформы значительно сократил темп роста инфляции, но сколько-нибудь кардинально не изменил ситуацию на потребительском рынке. В результате ее осуществления так и не было создано достаточно эффективных стимулов для расширения производства и услуг. Это объяснялось тем, что методика для калькулирования цен осталась прежней, основывающаяся на затратном принципе ценообразования. По ряду остродефицитных товаров цены не были повышены до равновесного, сформированного вольным рынком, ценового уровня. Это касалось таких товаров, как автомобили, бытовая электротехника и аппаратура, алкогольные напитки и др. Все это свидетельствует о том, что главной задачей предпринятой акции, если ее рассматривать вкупе с обменом денежных купюр крупного достоинства, было отнюдь не стимулирование производсгва потребительских товаров, а сокращение у населения избыточного денежного потенциала для того, чтобы свести лишнюю денежную наличность, находящуюся на руках у населения, по возможности ,к наиболее меньшей величине.

Желание побороться с ростом цен при проведении реформы сильно нагнетало спрос в период, предшествующий этой акции, что привело к тому, что в послереформенный период резко сократился товарооборот. В натуральном выражении объем покупок населения в первом полугодии 1991года сократился, по сравнению с дореформенным уровнем, на 50-60%. К середине мая запасы товаров в торговле выросли на 10 млрд. рублей. Это объяснялось не столько психологическим воздействием ресормы на поведение потребителей, сколько накопленными в феврале-марте запасами товаров. Естественно для этого случая и неестественно для целей реформирования вновь стал активизироваться процесс образования избыточных сбережений из-за резкого сокращения текущих расходов.

Как видно, ощутимых результатов апрельская "павловская" реформа цен не принесла, а еще более усугубила ситуацию на потребительском рынке товаров и услуг. Едва ли не единственным положительным моментом этого мероприятия следует считать сам факт доведения реформы, на которую долго не могло решиться правительство, исходя из крайне негативного отношения к повышению цен со стороны населения, популистских наклонностей самого правительства и тяжелого положения на потребительском рынке. Может быть, эта акция еще и могла бы внести позитивные изменения в кризисную экономическую ситуацию, если бы довольно ощутимый скачок в росте цен не был сведен на нет почти полным индексированием доходов населения. В полную мощность заработал эмиссионный механизм, за счет которого достигался не только прирост доходов, но и осуществлялась часть выплат из базового фонда заработной платы. В дальнейшем ситуация в росте цен принципиально не изменялась, поскольку потребительский рынок был предоставлен сам себе ввиду известных политических катаклизмов, последовавших после августовских событий. Когда же были достаточно укреплены властные структуры республиканских правительств, стали появляться ожидания новой реформы цен, которая на сей раз должна была покончить с практикой государственного ценообразования. К этому прибавилось также традиционное оживление предновогоднего спроса. Осознание того, что больше реформ цен не будет, что либерализация в области ценообразования приведет к постоянному изменению цен не только на неконтролируемом государством коммерческом и колхозном рынках, вылилось в мощнейший всплекс потребительского спроса. Постоянно подпитываемые наличной эмиссией инфляционные ожидания населения в 1991 году стали основным содержанием ценоповышательного процесса в период перехода к новой экономической системе хозяйствования.

Влияние инфляционных ожиданий на рост цен очень велико. Возникнув при избыточном спросе, они могут помешать его ослаблению, даже если уровень цен вырастет. Они же будут противостоять и снижению темпов инфляции. Анализируя динамику инфляционного процесса, протекающего в период перехода к рыночным отношениям, можно выделить два вида механизма инфляционных ожиданий:

1. Инфляционные ожидания периода, предшествуащего крупномасштабным акциям правительства, направленным на стабилизацию ситуации на потребительском рынке и в сфере денежного обращения. Учитывая конфискационный характер принимаемых правительственными органами мер, население стремится минимизировать потери, которые оно предполагает понести в будущем. Поэтому спрос возрастает до такой величины, что размеры его порой могут перекрыть запланированное органами власти повышение цен, и поэтому действие устанавливаемых новых предельных коэффициентов повышения цен на товары и услуги снижается. Этот механизм объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда реформы цен, и"павловская", и "гайдаровская", особенно это заметно по покупкам остродефицитных товаров, не привели к насыщению рынка товарами. Исключение могут составить лишь товары первой необходимости: продукты и товары разового пользования. Следовательно, при калькулировании будущего повышения цен требовалось учитывать не только текущие темпы роста инфляции, но и делать поправку на рост инфляционных ожиданий. В нашем случае их количественная оценка представляет определенную трудность, поскольку поведение потребителя зависело от непредсказуемого им темпа роста инфляции в будущем. Население строило свое поведение, исходя из мотива, что "будет только плохо", а поэтому старалось с наибольшей степенью максимизировать накопленные сбережения и денежную наличность, единственным способом сохранения текущей стоимости которой являлось приобретение товаров впрок.

2. Инфляционные ожидания, которые связаны с их классической формой. Они формируются и оказывают свое влияние на ценоповышательный процесс в условиях, лишенных форс-мажорных обстоятельств. Они строятся на основе предвидения будущих размеров инфляции, учитывая при этом ошибки в прошлых предсказаниях цен. Подобная форма ожиданий, на наш взгляд, пока у населения нашей страны не сформирована. Это объясняется нестабильностью политических и экономических процессов в период реформированиям социально-экономической системы общества. Если в странах с устойчивым темпом инфляции ее ожидания заставляют индексировать текущие и будущие номинальные доходы при заключении контрактов о найме выдаче денег в кредит, то в нашем случае их возникновение сдерживается тем, что в послереформенное время различные социальные группы прежде всего стараются возместить понесенный ими материальный ущерб от проведения ценовых акций, нежели эадумываются над тем, каков уровень инфляции будет через полгода или через год. В этом видятся как положительные, так и отрицательные черты. Отрицательная черта заключается в том, что этим самым сдерживается формирование рыночной психологии поведения у потребителей. Положительная - дает возможность правительственным органам более последовательно проводить политику доходов, идея которой заключена в сдерживании их роста, увеличении временного лага между актом повышения цен и моментом приспособления населения к ним.

Акт проведения реформы либерализации цен по сути мало что изменил на потребительском рынке, поскольку товарной интервенции не планировалось, предложение товаров не возросло. Практически не подорожали продукты, по сравнению с периодом, предшествующим либерализации цен, которые уже тогда продавались по свободным ценам. Это, в первую очередь, относится к некоторым продовольственным товарам. Положение усугублялось еще и тем, что правительство больше внимания уделяло финансовой стабилизации путем рестрикционной кредитно-денежной политики.

На макроэкономическом уровне также не удалось достичь тех целей, на достижение которых была направлена либерализация цен. По итогам 1992 года, не удалось решить задачу по оздоровлению государственных финансов. Потребительские цены выросли в 26 раз по сравнению с декабрем 1991 года, а оптовые цены в промышленности - в 34 раза. За год было эмитировано 1513 млрд. рублей и наличных денег, по сравнению с 28 млрд. рублей в 1990 году и 89 млрд. рублей в 1991году.

Обращая внимание на столь значительные показатели уровняяинфляции следует учитывать то обстоятельство, что в индексах цен для каждого месяца присутствует 3,5-кратное увеличение общего уровня цен, связанное с единовременным актом их либерализации. Поэтому корректней было бы считать за 100% не начало года, а момент, последовавший сразу же после повышения.

Несмотря на либерализацию цен в январе 1992 года, которая привела к их взвинчиванию, в дальнейшие месяцы происходило снижение их темпов роста. В определенной степени в этом свою роль сыграли "ценовой шок" и кризис наличности, которые, во-первых, ликвидировали "денежный навес", а, во-вторых, сбили потребительский спрос. Но к концу года темпы инфляции вновь возросли с 8 % в августе до 20.1% в декабре. Это явилось следствием смягччния жесткой монетарной политики, которая проводилась в первой половине 1992 года. Профинансировав взаимозадолженность предприятий вливаниями, ЦБ и правительство обострили ситуацию, связанную с инфляционной напряженностью.

Следующим аспектом анализа динамики инфляционного процесса и факторов, влиявших на его развитие, является исследование проблемы взаимосвязи роста цен и денежной массы в обращении. Поскольку усиленное (функционирование эмиссионного механизма присуще экономической системе переходного периода, рост наличных денег в обороте представляет собой необходимое условие развития инфляции. Проблема эмиссии заключает в себе ряд субпроблем. К числу некоторых из них относится проблема взаимодействия двух денежных оборотов: наличного и безналичного. Ранее существовало их четкое разделение. Наличные рубли не подлежали обмену на безналичные, а последние, в свой очередь, на первые. Предприятиям разрешалось использовать наличность только для выплаты заработной платы, и очень ччсто их излишние (безналичные активы конфисковывались посредством налогов с целью субсидированияяубыточных предприятий. С развитием перестроечных процессов запрет на перевод безналичных денег в наличные ослабевал. Большая часть этой суммы использовалась при увеличении ставок заработной платы, а не шла на народнохозяйственные цели. Это давало толчок к росту эмиссионной напряженности.

Третья проблема состоит в вычленении денежных потоков. До cих пор остается неясным вопрос о том, какая часть "горячих денег" является, действительно, "горячими деньгами" в доходах населения, ввиду того, что объемы реализации товаров в сфере частного торгового оборота вычисляются на уровне приблизительных оценок. Пока же наблюдается устойчивая зависимость между приростом денежной эмиссии и роста неотоваренныы денег.

Учитывая, что на долю Российской Федерации приходилось 2/3 денежного оборота рублевой зоны, анализ динамики роста денежной массы является достаточно репрезентативным для оценки ситуации в целом. Поэтому данные для СССР и России включены в одну таблицу.

Обращают на себя внимание данные сравнительного анализа динамики цен и темпа эмиссии в 1992 году .

Вместе с тем, что в среднем и темп прироста денежной массы и темп роста цен за год близки друг к другу, в первой половине года темп роста денежной наличности отставал от темпа роста цен, что послужило возникновению кризиса наличности, который усугубился еще и тем, что невиданных размеров приобрел оборот денег по неофициальным каналам реализации. В конце года темп роста денег относительно стабилизировался.

В целом же следует заключить, что в 1992 году в большей мере рост наличных денег зависел от роста цен.

Это позволяет еще более уточнить основное содержание и механизм российской инфляции, что может служить основным выводом.

Ранее мы уже пришли к заключению, что инфляция в России связана прежде всего со структурными диспропорциями в экономической системе. Эта подкрепляется также и тем, что рост денежной массы в прошедшем году обусловливался ростом цен и был вториччн по отношению к нему. Такое разделение, конечно же, условно, так как цены и денежная масса естественно взаимообусловливают свой рост, но необходимо для выявления основного содержания российской инфляции.

6. Выводы, заключение

Особенностью переживаемого сейчас страной кризиса является то, что он долгое время подавлялся централизованной системой директивного управления за счет экстенсивного использования природных и трудовых ресурсов, экспорта, сырья, административного повышения цен, эмиссионного финансирования и т.п. В 1989-1991 г.г. эти источники сохранения внешнеэкономической нагрузки на народное хозяйство были исчерпаны. Попытки решить проблемы путем перестройки командно-административной системы управления привели к распаду хозяяственных связей и замене государственного монополизма на корпоративный бюрократический и криминальный монополизм.

Диагностирование кризиса позволяет со стопроцентной вероятностью прогнозировать сценарий его развития и выхода из него. И наш, и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что из подобного кризиса нельзя выйти без радикального сокращения военных расходов и решительной конверсии, без составления бездефицитного бюджета. В отношении денежной реформы и либерализации цен были альтернативы. Германия и Россия проводили денежную реформу, а послевоенная Япония и Италия нет. Отказ от денежной реформы привел эти страны к гиперинфляции, которая на десятилетия понизила курс национальных валют. Следовательно, альтернатива состоит в выборе между денежной реформой и инфляцией.

В нашей стране либерализация ценообразования уже осуществляется в течение последних 25 лет. Сначала освобождались цены на продукцию машиностроения, затем на фрукты, овощи, картофель. В 1991 г. либерализацияяцен приняла лавинообразный характер.

Гипотетически можно рассуждать о том, что лучше было бы осуществлять либерализацию цен после формирования бездефицитного бюджета, конверсии и денежной реформы. Но поскольку либерализация цен стала уже фактом, задача состоит в этих условиях в сокращении расходов бюджета и в расширении производства товаров.

Государственная поддержка сельского хозяйства и сдерживание роста цен на продовольствие являются важнейшей антиинфляционной и антикризисной мерой. Спрос на продовольствие мало эластичен по отношению к ценам и поэтому при их либерализации на сельскохозяяственную продукцию они могут быть очень высокими. Рост цен на продовольствие при большой доле затрат на него в доходах населения приводит к возрастанию доходов, обеспеченных лишь инфляционной эмиссией. Гиперинфляция наступает именно тогда, когда в условиях спада производства допускается свободный рост цен на продовольствие. Поэтому не оправдан подход к приватизации в сельском хозяйстве как к средству выхода из кризиса без решения проблем бездефицитного бюджета, конверсии, структурной перестройки, ликвидности денег и т.п.

Либерализация цен и доходов будет сопровождаться умеренной инфляцией при расширении поставок товаров, но никак не при сокращении товарной массы. В этой связи актуальны следующие вопросы. Создана ли конкурентная среда для либерализации цен, есть ли условия для перелива капитала в производство дефицитной продукции, какую роль может играть конверсия в создании рыночной структуры экономики? Либерализация цен в рыночной экономике не означает любую свободу ценообразования, а лишь свободу, обеспечивающую конкуренцию производителей, оптового и розничного звеньев. Утверждения о том, что при рынке нет понятия спекуляции, лишены оснований. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное или прямо антиспекулятивное законодательство, которое запрещает спекуляцию в формах, наносящих ущерб производителям продукции путем монопольного взвинчивания цен. Эти законы применяются во всех рыночных учреждениях.

Преобладание государственных поставок обусловило у нас действие экономических отношений в хозяйственной сфере по законам классического монополизма. На предприятиях путем приписок, ухудшения качества продукции, вымывания дешевого ассортимента, а в оптовой и розничной торговле за счет порчи дешевых товаров и припрятывания дорогих создавался и воспроизводился искусственный дефицит.

На него устанавливаются монопольно высокие цены как теневого рынка, так и государственных каналов реализации.

Конкурентная среда должна создаваться на основе всемерного расширения предпринимательства. Пока предпринимательство у нас носило характер первоначального накопления финансового капитала и имущества непроизводственного назначения. Инфляционными способами рыночные структуры накопили уже миллиардные средства. Но этот процесс не может продолжаться длительный период. Либо инфляционный коммерческий капитал примет активную форму инвестиций в производство дефицитной продукции, либо наступит гиперинфляция, и относительный товарный дефицит перейдет в абсолютный.

Создание товарных рынков связано с переходом от государственно-монополистических структур к конкурентным. Сейчас ни в одной отрасли предприятия не несут экономической ответственности за удовлетворение спроса.

Даже в агропромышленном комплексе, где очевидна связь с конечным потреблением, преобладание государственных поставок позволяет при больших ресурсах продукции иметь ее устойчивый дефицит.

В промышленности положение усугубляется тем, что большинство предприятий вообще не работает на рынок, либо выпускает продукцию, выгодную в производстве, но не эффективную или даже ненужную для использования. Монополистические отношения характерны также для энергетики, транспорта, связи, строительной сферы обращения. Чтобы сломать, преодолеть этот всеобщий монополизм, требуется устранить его первоисточник - прямое государственное вмешательство в экономику. Прежде всего необходимо сократить военные заказы, которые через межотраслевые связи пронизывают все народное хозяйство и, помимо прямого расходования ресурсов, служат главным катализатором монополистических отношений.

Известно, что конверсия крупных военных предприятий требует времени. В одних случаях время необходимо для того, чтобы от выпуска единичных изделий малых и средних серий перейти к производству массовыми сериями. Это относится к производству компьютеров, средств связи, аудио- и видеотехники, электроники. В других придется менять состав изделий у предприятий-поставщиков, скажем, при переходе от выпуска военных самолетов на гражданские.

Конверсия нуждается в крупных инвестициях, как и сокращение армии требует значительных затрат на социальное обустройство бывших военнослужащих. В данной связи встает вопрос об источниках финансирования конверсии и военной реформы. Бюджетное финансирование в данном случае нецелесообразно по следующим причинам. Это не позволило бы избавиться от бюджетного дефицита. Нет никакой гарантии, что бюджетные ассигнования будут израсходованы на конверсию, а не на производство ненужного вооружения. Проблема решается при использовании для конверсии и трудоустройства военнослужащих свободных капиталов негосударственных организаций, а также зарубежных инвестиций. Таким образом увязывание происходит в единое целое решение проблемы дефицита бюджета, инфляции, предпринимательства, инвестиций, конверсии и рынка.

Инфляция - это своеобразный налог, которым государство путем выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег облагает денежные средства в национальной валюте юридических и физических лиц. В экономической литературе используется даже такой термин "инфляционный налог", это худший из всех видов налогов, так как в результате его применения страдают прежде всего физические лица с фиксированными или небольшими доходами (пенсионеры, инвалиды, государственные служащие, практически все лица наемного труда).

К этому налогу прибегают как к последнему средству покрытия бюджетного дефицита, когда другие источники пополнения казны (прямые и косвенные налоги, займы на внутреннем и внешнем рынках, продажа госсобственности и т.д.) не позволяют покрыть стремительно растущие государственные расходы. Превышение расходов над доходами, появление дыры в государственном бюджете, масштабная эмиссия пустых денег, переполнение каналов денежного обращения и бурный рост цен - все это ярко наблюдается в периоды войн, революций, других социально-экономических и политических катаклизмов.

Рост денежной массы в России в 1992 г. в 16,9 раз свидетельствует о том, что гиперинфляция в нашей стране является реальностью.

Следует отметить, что инфляционные процессы в нашей стране вызываются не не только экономическим спадом и бюджетным дефицитом. На протяжении десятилетий закладывались народнохозяйственные диспропорции (между отраслями промышленности, производящими средства производства и предметы потребления, между добывающими и перерабатывающими отраслями экономики, между промышленным и сельскохозяйственным производством и т.д.). Сюда же можно отнести и чрезвычайную милитаризацию экономики. В результате в экономическом организме давно нарушился обмен веществ.

Некоторое время денежная масса в нашей стране искусственно ограничивалась. Лишние деньги изымались из обращения в основном с помощью импорта и алкоголя. Потом ситуация резко изменилась. В результате падения добычи нефти резко сократились валютные поступления и, соответственно, импорт. уменьшились доходы госбюджета от продажи алкогольных напитков (кампания борьбы за всеобщую трезвость). Одновременно были развернуты широкие социальные программы, не подкрепленные реальными материальными ресурсами. В связи с созданием коммерческих структур (прежде всего банков) стало невозможным местное разграничение денежного оборота на наличный и безналичный. В результате наложения всех этих факторов вкупе с сохранившимся директивным управлением денежной массой мы на рубеже 1989-1990 г.г. вплотную подошли к гиперинфляции.

Правительство не смогло сдержать опасные инфляционные явления. Они стали нарастать как снежный ком, питаемые спадом производства, все возрастающей бюджетной эмиссией, безудержной кредитной экспансией коммерческих банков (т.н. кредитная инфляция), развалом единой денежной и банковской системы страны. В итоге мы получили то, что и должны были получить - гиперинфляцию на фоне резкого спада производства.

Превращение в прах сбережений населения, оборотных средств предприятий, обесценивание банковских капиталов и активов на фоне отрицательных процентных ставок, продолжающееся падение валютного курса рубля, отсутствие инвестиций и инвестиционной политики у предприятий, банков, да и у государства, бесперспективность рынка ценных бумаг вследствие неизбежной потери части вложенной в акции и облигации стоимости, вытеснение из платежного оборота рубля долларом, угроза перехода от товарно-денежных отношений к натуральному обмену - вот те прелести, которые несет гиперинфляция.

Некоторые говорят, что никакой гиперинфляции у нас нет, что нужно поддерживать производство и людей. Мол, нас пугают инфляцией, чтобы не давать денег на социальные программы и оказание помощи производителям. Другие считают, что и с гиперинфляцией жить тоже можно.

Между тем, гиперинфляция означает, что у нас нет надежды на подъем производства. Поэтому теряет всякий смысл формула: либо поддержка производства и жизненного уровня, либо подавление инфляции. При гиперинфляции падение производства обеспечено так же, как и при остром недостатке денег.

Причин тому много. Прежде всего нет надежного рубля. Люди теряют стимул к производству, больше склоняются к мелкой спекуляции, проворачивают операции в короткие сроки, чтобы получить побольше денег и снова включить их немедленно в оборот.

Потеря покупательной силы рубля в нашем положении означает натурализацию хозяйственных отношений, возвращение к бартеру.

В таких условиях не только не наступит подъем производства, а продолжится его спад. Гиперинфляция опасна тем, что вызывает не краткосрочную, а длительную депрессию.

Инвестиционный голод длится в стране уже четыре года, пожалуй с 1988 года началась открытая нехватка вложений. Инвестиций выделяется меньше, чем необходимо даже для простого воспроизводства, и они используются все хуже. Как ни странно, недоинвестирование началось у нас еще в середине семидесятых годов. Хотя номинальный объем вложений рос, эффективность падала, и реальный прирост капитала снижался.

Между инфляцией и гиперинфляцией есть некая техническая граница. Говорят, что это 50 процентов в месяц. Механизм экономической жизни таков, что инфляция имеет тенденцию распространяться от центра по всей стране, как волны от брошенного в тихий пруд камня. При этом одно из свойств инфляционного процесса - тяжело проходятся первые его 25 процентов, путь к ним кажется длинным. Набрать вторые 25 процентов куда как легче, оставшиеся полпути становятся короче. Достаточно каких-либо психологических факторов, изменения настроения покупателей, производителей, финансистов и т.д., которое носится в воздухе, чтобы ускорить инфляционное движение.

На вспышку инфляции, рост потребительских цен большое влияние оказали чисто психологические факторы. Они являлись следствием политических событий в стране. Достаточно было пройти седьмому Съезду, отправить в отставку Е.Гайдара, назначить В.Черномырдина премьер-министром (когда не было известно, какую линию он станет проводить, но все знали, что он производственник и захочет, наверное, спасать производство), чтобы у людей создалось определенное впечатление.

Так что с полным основанием можно сказать, что гиперинфляция - это явление прежде всего поведенческое. Можно не достигнуть критических 50 процентов, остановиться на 30, а гиперинфляция уже налицо. Можно дойти и до 60 процентов, а состояние нельзя назвать гиперинфляцией. Собственно, гиперинфляция наступает на самом деле, когда наблюдается характерное для нее поведение. Основной сигнал - бегство от рубля. Если даже бешенные цены перестают отпугивать покупателя, то гиперинфляция началась.

Список литературы

1. Политическая экономия. Учебник для высших учебных заведений. Под редакцией Медведева В.А. М.: Политиздат, 1988.

2. Макконнелл, Брю. Экономикс. Том 1. М.: Республика, 1992.

3. А.Амосов. Инфляция и кризис: пути выхода. М.: Пресса, 1992.

4. С.И.Лушин. Откуда взялась инфляция? Финансы N9, 1992.

5. Е.Ясин. Из пропасти кризиса выкарабкаться можно. Дело N2, экономическое приложение к газете "Российские вести". 1996 г.

6. Вопросы экономики N2, 1996.

7. Д.Воронин. Инфляция - худший из налогов. Дело N2, экономическое приложение к газете "Российские вести". 1995г.

8. В.Е.Маневич, В.Л.Перламутров. Об инфляционной политике. Финансы N8, 1993.

9. БорисовЕ., Волков Ф. Динамика и тенденции инфляции в России. 1995г.

10.Инфляция в России: причины, характер, перспективы. В.Герасименко. (Российский экономический журнал N 10, 1995 год).

11. Новая модель борьбы с инфляцией в 1995 г. в России. Л.Красавина. Посткриптум. 1994 г.

12. Особенности инфляционных процессов при переходе к рыночной экономике в России. Матлин А.М. 1993г.

13. Антиинфляционная политика : опыт стран,М.,Наука,1993г.

14. Колодко Г., Стабилизация инфляции в Польше, -Вопросы экономики-1991,№5.

15. Пинскер Б. "Инфляция в СССР типична для военного времени" - Общественные науки и современность, 1990, № 2, с. 95.

16. Инфляция в условиях современного капитализма / под ред. проф. Л.Красавиной/ -М,: 1980.

17. Гринберг Р. "Извлечем ли мы уроки?" Вопросы экономики, 1992 № 7.

18. Далин С. А. "Инфляция в эпохи социальных революций", - М, Наука, 1983.

19. Кейнс Дж.М. "Общая теория занятости, процента и денег" - М, Прогресс, 1978.

20. Лыкова Л. "Причины и структура инфляционного процесса". Вопросы экономики, 1992, № 2.

21. Меньшиков С.М. "Инфляция и кризис регулирования экономики" - М. : 1979.

22. Прохоров Максим Геннадьевич. Инфляция как неизбежный спутник современного экономического развития


Рефетека ру refoteka@gmail.com