Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Характеристики героинь Островского

Характеристики героинь Островского

В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни практически нет героев-мужчин. Героев в смысле положительных персонажей, занимающих центральное место в пьесе. Вместо них у Островского героини - любящие, страдающие души. Катерина Кабанова- лишь одна из их множества. Ее характер часто сравнивают с характером Ларисы Огудаловой из "Бесприданницы". Основанием для сравнения являются любовные страдания, равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале.

Катерина - истинно трагическая героиня, восстающая против законов старого общества.    

Два емких художественных символа скрепляют смысл "Грозы". Первый заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй - великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образов-символов - свобода. Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека- грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение. Катерина - истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила (и что приписал ей Добролюбов). Но свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному чувству, она нарушила патриархальный покой и неподвижность. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни (а Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого поэтического и живого в этом мире) в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, то есть сама жизнь.

Лариса- жертва обмана, ищущая любви, но не расчета.

Так же как и в «Грозе», в «Бесприданнице» через все творчество А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела смерть Лариса, человек «горячего сердца». Лариса - тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины. Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет никакого расчета, пошлости: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет» — замечает Кнуров. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже. Неопытность молодости и приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия, как бабочку пламя свечи. Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение, вид спорта: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». И как и Лариса,  в конечном итоге она находит покой.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Похожие работы:

  1. • Образ женщины XIX века в пьесах А. Н. Островского
  2. • Александр Николаевич Островский
  3. • Александр Островский
  4. • Драматургия Островского
  5. • Реализм пьес А.Н. Островского
  6. • Драма "Пучина" и ее место в драматургии А.Н.Островского
  7. • Героиня пьес Островского "Гроза", "Бесприданница", "Лес"
  8. •  ... на материале пьесы А.Н. Островского "Бесприданница"
  9. •  ... развитие Анны Ахматовой через лирическую героиню
  10. • Героиня пьес Островского "Гроза", "Бесприданница ...
  11. • Героини А. Н. Островского
  12. • Мое отношение к героине драмы Островского "Гроза"
  13. • Творческий путь А.Н. Островского
  14. • Понятие комического в пьесе Островского
  15. • Жизнь театра и судьба артиста в пьесах Островского
  16. • Героиня пьес А. Островского "Гроза", "Бесприданница ...
  17. • Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница"
  18. • Александр Николаевич Островский
  19. • Александр Николаевич Островский
Рефетека ру refoteka@gmail.com