Рефетека.ру / Экономика

Реферат: Национальная экономика и механизм ее развития

Национальная экономика и механизм ее развития

П.Г. Ермишин

1. Национальная экономика: цели и результаты

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.  

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:  

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.  

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.  

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.  

В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.  

Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:  

1. Стабильного роста национального объема производства;  

2. Высокого и стабильного уровня занятости;  

3. Стабильного уровня цен;  

4. Поддержание равновесного внешнего баланса.  

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.  

Ими являются:  

- фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);  

- денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);  

- политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);  

- внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).  

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов. В лекции об общественном производстве и его результатах эти показатели приводились (ВОП, НД, ВНП) и давалась характеристика каждому из них.  

Общей закономерностью рыночной экономики является цикличность ее развития: от подъема к спаду, за ним следует застой в производстве и деловой жизни (депрессия), который сменяется оживлением и подъемом. Кризисы стали периодически повторяться начиная с 1825 г.  

Цикличность рыночной экономики обусловлена объективными факторами. Материальной основой цикличности является физическое обновление основного капитала, хотя непосредственным толчком для кризиса могут быть самые разные причины, и прежде всего, денежно-кредитные потрясения.  

Если периодичность обычных кризисов составляет - 7- 12 лет, коротких циклов - 3-4 года, то длинные волны измеряются 40-60 годами. Последние связаны со структурным обновлением технологического способа производства.  

Кризисы сопровождаются безработицей, расстройством денежной системы, банкротствами, ухудшением жизни населения.  

Наряду с теорией цикличности и в противовес ей существует теория экономического равновесия. Она получила развитие в трудах представителей классической науки (А. Смит, Д. Рикардо) и имеет многих приверженцев среди современных экономистов. По этой теории сам рыночный механизм обеспечивает восстановление экономического равновесия и его поддержание, взаимную сбалансированность спроса и предложения, накопления и потребления, а также между производством средств производства и производством предметов потребления. Главным механизмом самонастройки экономических связей считается механизм свободной конкуренции.

2. Сущность и функции финансов

Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене.  

В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.  

Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма. На периферии этого организма финансовые отношения прекращаются. Здесь деньги уже выступают в своих естественных функциях как средства обращения или платежа. Но прежде чем дойти до этого конечного звена, они формируются и обслуживают всю совокупность хозяйственных связей и экономических отношений.  

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.  

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов. Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.  

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.  

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения.  

Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.  

В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага. Подробнее об этом шла речь в лекции "Об экономической роли и функциях современного государства". В Украине налоговая система находится еще в стадии становления.  

Соотношение доходной и расходной части бюджета может быть сбалансированным, но может быть и неравным. Чаще всего государства сталкиваются с ситуацией, при которой расходы превышают доходы. Практика бюджетного дефицита широко развита в мире. Но всегда существует некоторый предел, за границей которого начинаются нежелательные явления в экономике. Страна начинает жить в долг перед своим населением, другими государствами, разбазаривает свое национальное достояние и ухудшает условия жизни для будущих поколений. По расчетам МВФ бюджетный дефицит не должен превышать 2% от ВНП. Дефицит бюджета Украины составляет 6-7% и покрывается за счет кредитов НБУ (23%), внутренних займов - 33%, внешних займов - 44%. Естественно, эти цифры нестабильны, но пока годовые отклонения от них незначительны.

3. Фискальная политика государства и ее влияние на объем национального производства

Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Государство сильно своими финансами. США завершило 1997 год с нулевым дефицитом бюджета, высокой занятостью населения, а, следовательно, и с высоким его платежным спросом, что в свою очередь обеспечивает экономический рост национальной экономики. И в основе этого динамизма лежит эффективная финансовая политика государства, которая всегда подвижна и нацелена на разрешение крупных экономических программ: стимулирование хозяйственной активности предпринимателей, мелкого бизнеса, на борьбу с безработицей, с инфляцией и т.п.  

В развитых государствах через бюджеты распределяется примерно 1/5 валового национального продукта или 40-50 процентов годового национального дохода. Такие средства позволяют проводить структурную перестройку производства, осваивать новейшие технологии и разрабатывать крупномасштабные научно-технические программы.  

Процесс становления фискальной политики в Украине идет в сложной противоречивой обстановке. На первых этапах перестройки государство утеряло контроль за хозяйственной деятельностью, ценообразованием, не создало правовую основу налоговой системы. С возрастанием ставок налогообложения прекратился приток инвестиции в сферу материального производства, капитал сосредоточился в торгово-посреднической сфере, которая приняла криминальный характер. Собираемость налогов составляет 50-55 процентов от запланированных по бюджету сумм. Проявилось действие За-кона Спроса: чем выше ставки налогов тем меньше поступает денег в кассу. Налоговая служба стала такой многочисленной, что начинает работать сама на себя. С 1997 года создается система Государственного реестра физических лиц и начинает осуществляться сплошное декларирование доходов граждан. Однако при этом надо учитывать два момента: психологию населения, непривычной к четкой записи своих доходов и расходов, а также старушек и инженеров, торгующих семечками в местах массового прохода и скопления людей. Они вышли в людные места гонимые нуждой и поставить около них налогового инспектора с государственной кружкой было бы кощунством.  

В основу фискальной политики Украины предполагается ввести следующие принципы:  

- основу всей системы налогообложения должны составить прямые налоги на землю, имущество, капитал, доходы физических и юридических лиц и прибыль юридических лиц;  

- косвенные налоги должны применяться в форме акцизов с целью защиты собственного производителя, ограничения потребления отдельных видов товаров, а также на предметы роскоши и на доходы производителя-моноплиста;  

- применение при налогообложении дифференцированных ставок в зависимости от величины получаемого дохода;  

- ликвидация необоснованных льгот при налогообложении.

4. Влияние потребления и инвестиций на объем национального производства

Теоретическое обоснование фискальная политика получила в работах выдающегося английского ученого Дж. Кейнса и его последователей. В экономическую мысль эта теория вошла как теория государственного регулирования экономики, основными элементами которой являются потребление, сбережение, инвестиции, то есть модель совокупного спроса.  

Совокупный спрос включает потребительский спрос и спрос инвестиционный (расходы на капиталовложения). Потребление измеряется количеством товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода времени. На общее количество ресурсов, расходуемых на потребление влияют объективные и субъективные (психологические) факторы. Потребление движется в том же направление что и доход. Выше доход - больше покупок. Психологически же человек склонен не только к увеличению потребления по мере роста доходов, но и к сбережению. В распределении доходов скрещиваются две линии: предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. При возрастании общего дохода часть его пойдет на прирост потребления, а другая часть на прирост сбережения. Сбережение доходов и прибыли экономисты рассматривают как основу инвестиций. Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объемы производства и национального дохода.  

Сбережения и инвестиции могут осуществляться разными хозяйственными субъектами. Инвестор и тот, кто сберегает, совпадают в том случае, когда источником инвестиций являются накопления предприятий. Во второй половине ХХ столетия основным инвестором стало само населения, а источником их инвестирования являются его сбережения. Именно поэтому банки и другие кредитно-финансовые институты так активно охотятся за сберегаемой частью доходов населения.  

Но сбережения и инвестиции зависят от разных факторов. Объем инвестиций зависит от нормы прибыли. Поставим перед собой вопрос. Если вложения капитала в электронную промышленность обещает 15% прибыли, а покупка Государственных ценных бумаг дает 35% годовых (как это сложилось в России и Украине), то куда пойдет поток средств фирм? Естественно на покупку ценных бумаг. А государство за счет этих средств будет выплачивать заработную плату бюджетни-кам и латать свои другие прорехи. Прироста национального производства в этом случае не будет.  

Сбережения - это возрастающая функция процента, а по Кейнсу это функция дохода: чем выше уровень процента в банковских и сберегательных учреждениях на вклады населения, тем выше будет активность населения по сбережению части своего дохода.  

Рост инвестиций ведет к росту производства и национального дохода, вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, увеличивается занятость, а с ней и доход и потребление. Суть теории (эффекта) мультипликатора и заключается в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций, то есть инвестиции вызывают цепную реакцию в виде роста доходов и занятости. Мультипликатор определяется как отношение прироста дохода к приращению занятости.  

На макроуровне эффективность капитальных вложений определяется отношением прироста национального дохода к приросту капитальных вложений. Важным при установлении эффекта инвестирования является учет воздействия на окружающую среду, здоровье населения.  

Рыночная экономика автоматически не регулирует инвестиционную активность и сбережения. В сложной развитой экономике это функция государства, при этом его вмешательство должно быть обсчитано как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, то есть научно обоснованно.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.aup.ru/


Похожие работы:

  1. • политика протекционизма экономики Украины
  2. • Нарушение макроэкономического равновесия и ...
  3. • Экономическая теория как наука
  4. • Проблемы по обеспечению устойчивости национальной ...
  5. • Правовое регулирование свободных экономических зон
  6. • Теоретические основы смешанной формы правления на примере ...
  7. • Экономический рост и факторы его развития
  8. • Эффективность управления муниципальной территорией (на ...
  9. • Организация как объект управления
  10. • Конкурентоспроможність національної економіки і валютний курс ...
  11. • Формирование системы управленческого контроля на ...
  12. • Необходимость, сущность и формы государственного ...
  13. • Происхождение, сущность и функции денег
  14. • Основы управленческого контроля
  15. • Денежно-кредитная система и инструменты политики ...
  16. • Формы государства
  17. • Банковская система РФ
  18. • Принцип разделения властей
  19. • Разделение властей в государственном механизме
Рефетека ру refoteka@gmail.com