Рефетека.ру / Международные отношения

Реферат: Государственное регулирование кризиса

Содержание:


1 Этапы развития финансового кризиса

2 Государственное регулирование кризиса

Список литературы

1 Этапы развития финансового кризиса


Финансовый кризис, охвативший страны Юго-Восточной Азии, а затем и Россию, явился самым серьезным и разрушительным среди всех финансовых катаклизмов, которые потрясали мировую экономику за последние несколько десятилетий, отмечают эксперты американского журнала «Business Week». Признаки негативных последствий кризиса уже начали появляться во всех странах. Стоимость акций большинства американских компаний снизилась на 25% и более. Экономическая депрессия в азиатских государствах углубляется. Развитие экономики Японии уже четвертый квартал подряд продолжает замедляться при отсутствии радикальных мер со стороны правительства страны. Государства Латинской Америки находятся на грани нового экономического спада.

Последствия финансового кризиса представляют угрозу для хозяйственного развития промышленно развитых стран не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Американские и западноевропейские компании разрабатывали свои стратегии на отдаленное будущее с учетом спроса на рынках развивающихся государств. Однако вследствие кризиса в этих странах уже появилась тенденция к уменьшению спроса, которая продолжится и в дальнейшем. Ситуация на фондовых рынках будет оставаться неблагоприятной. Стоимость акций крупных компаний будет снижаться в связи с ухудшением перспектив развития мировой торговли.

Растущая производительность труда в США на фоне снижения покупательского спроса за рубежом может привести к перепроизводству в стране и замедлению темпов прироста прибылей американских корпораций. Многие эксперты уже пересмотрели в сторону уменьшения свои прогнозы в отношении прибылей крупнейших компаний США в III квартале текущего года. Так, если в июле 1998г. экономисты исследовательской группы «First Call» прогнозировали увеличение в III квартале прибылей 500 самых крупных американских корпораций на 10%, то, в соответствии с прогнозом, подготовленным в сентябре, этот показатель был снижен до 3,7%. По мнению аналитиков «Standard & Poor’s», прибыль этих корпораций в 1998 г. уменьшится на 3,2%, а в 1999 г. снова возрастет (примерно на 5%).


2 Государственное регулирование кризиса

финансовый кризис банкротство спрос

Эпицентром мирового финансового кризиса остаются страны Азии. В последнее время кризис в этом регионе вступил в новую фазу, когда вовлеченные в него государства стали постепенно отступать от западной доктрины о том, что только глубокие структурные реформы и соблюдение правил свободной торговли могут помочь им выйти из сложной ситуации. На первый план выдвинулись проблемы высоких процентных ставок, рекордного увеличения числа банкротств и растущей социальной напряженности. Лишь Индонезия и Таиланд пока продолжают проводить реформы. Другие азиатские страны начали искать свои пути выхода из кризиса.

Япония, являющаяся самой большой страной, вовлеченной в финансовый кризис в Азии, по мнению экономистов «Nomura Research Institute», не может принять предложенный Соединенными Штатами вариант выхода из кризиса посредством закрытия ряда банков.

Эксперты института считают, что это вызовет цепную реакцию и приведет к широкой волне корпоративных банкротств, от которых японская экономика не сможет оправиться в течение многих лет.

Правительство Японии выбрало другой путь решения финансовых проблем. В соответствии с ним банки с незначительными активами будут объединяться с успешно действующими, предполагается постепенно ликвидировать безнадежные займы, деньги налогоплательщиков будут использоваться для восстановления финансовой системы. Однако, по мнению американских экспертов, этот план является слишком мягким и будет лишь способствовать сохранению слабой финансовой структуры в стране, а не ее укреплению и не убедит иностранных инвесторов в том, что экономика Японии снова вступила в период стабильного роста.

Правительство Китая еще весной 1997 г. разработало план, направленный на сохранение быстрых темпов развития национальной экономики. План предусматривал восстановление разваливающегося государственного сектора посредством притока в него инвестиций, общий объем которых до конца текущего столетия должен составить 750 млрд. долл. По мнению китайских официальных лиц, эти меры могли способствовать продолжению экономического роста на уровне 8% в год.

Но резкое снижение основных индексов на фондовых рынках США и Западной Европы, ухудшение положения в Японии и финансовый кризис в России препятствовали реализации данного плана и подтолкнули китайское правительство к принятию более радикальных мер для защиты национальной экономики. Было объявлено о дополнительном выпуске государственных облигаций на сумму 12 млрд. долл. Под проекты в области телекоммуникаций, электроэнергетики, жилищного строительства, транспорта и ирригации, а также о повышении общей банковской ссудной квоты со 108 млрд. долл. в 1997 г. до 120 млрд. в 1998 г. Государственные расходы на инфраструктурные проекты в текущем году, как ожидают, достигнут 398 млрд. долл.

Правительство Китая приняло решение замедлить проведение ряда реформ, так как они в настоящий момент негативно отражаются на экономике страны, положение в которой усугубляется сохраняющейся финансовой нестабильностью в азиатском регионе. Так, проходящая быстрыми темпами приватизация государственных предприятий уже привела к существенному росту безработицы в Китае. Скорее всего будет отложено и запланированное на 2000г. достижение полной конвертируемости национальной валюты - юаня. По мнению экспертов «Business Week», попытки китайского правительства защитить национальную экономику от негативных последствий финансового кризиса посредством замедления реформ в стране вряд ли принесут ожидаемые положительные результаты. Задержка в проведении реформ в Китае может ухудшить положение государственных предприятий и привести к дальнейшему ослаблению финансовой системы в стране. Тайвань, почти не пострадавший от азиатского финансового кризиса в 1997 г., в настоящее время находится на грани экономического спада. Согласно прогнозу, тайваньский экспорт в 1998 г. сократится на 8%. Безработица, до сих пор сохранявшаяся на низком уровне, начала расти. Крупные компании, такие как «President Enterprises», «China Airlines», «Formosa Plastics», уже объявили о существенном сокращении своих прибылей в I полугодии текущего года. Доверие потребителей резко снизилось.

Правительство Тайваня заявило, что страна уже не может избежать влияния отрицательных последствий азиатского финансового кризиса, и поэтому задача руководства заключается в том, чтобы уменьшить негативное воздействие этого фактора на национальную экономику. С этой целью предполагается прибегнуть к интервенции на фондовом рынке, ограничить торговлю валютой, а также краткосрочные сделки.

Если ранее усилия тайваньского правительства были направлены прежде всего на снижение хронического дефицита бюджета страны, что вынуждало ограничивать государственные расходы, то в настоящее время проблемы с бюджетом отодвинуты на второй план. В центре внимания руководства Тайваня - поддержка стабильного развития экономики страны, поэтому принято решение выделить значительные средства на осуществление инфраструктурных проектов и увеличить расходную часть бюджета.

В случае ухудшения ситуации на фондовом рынке правительство намерено вынудить государственные пенсионные фонды приобретать облигации. Предполагается принять меры для защиты национальной валюты - тайваньского доллара, заключающиеся, в частности, в ограничении краткосрочных сделок и введении запрета на деятельность хеджевых фондов.

В экономике Тайваня, отмечают эксперты «Business Week», уже действуют факторы, которые могут сдержать широкое распространение в стране последствий азиатского финансового кризиса. Так, тайваньские корпорации имеют небольшие долги; 60% займов, выпускаемых национальными банками, поступают в частный сектор.

С целью поддержки местного рынка администрация Гонконга (недавно возвращенного Китаю) перестала скупать акции, что способствовало некоторому улучшению экономического положения на этой территории.

Однако главная проблема осталась нерешенной: гонконгская экономика находится в слишком сильной зависимости от рынка недвижимости. Администрация может выбрать один из двух путей выхода из этой ситуации. Первый - вывести рынок недвижимости из-под влияния государства и способствовать тем самым его постепенному развалу, что нанесет огромный ущерб компаниям по продаже недвижимости и затронет сотни тысяч домовладельцев.

Второй путь - продолжение государственной интервенции на этом рынке для защиты связанных с ним банков и строительных организаций, что, вероятно, лишь только отсрочит развал рынка недвижимости.

Общая стоимость собственности в Гонконге в последнее время снизилась на 250 млрд. долл. Цена акций упала на 300 млрд. долл.

Согласно прогнозу, первый показатель может снизиться в ближайшее время еще на 50%, а второй - на 20%. Это ставит в сложное положение гонконгские банки, 44% заемных средств которых помещены в недвижимость. Высокие процентные ставки, достигшие в августе текущего года 12,33% с краткосрочных займов против 7,36% в аналогичном месяце 1997 г., оказывают давление как на банки, так и на заемщиков. В ближайшее время стоимость займов еще повысится в связи с тем, что, по данным американской компании «Standard & Poor’s» на 31 августа 1998 г., кредитный рейтинг Гонконга низился.

Препятствием дальнейшему развитию гонконгской экономики и ее выходу из финансового кризиса, по мнению американских экспертов, является ее опора на группу картелей. Банки договариваются между собой об установлении базовых процентных ставок. Искусственное поддержание курса национальной валюты по отношению к доллару США сдерживало рост финансовых издержек, что стимулировало экономический бум. Гонконгские компании заключали выгодные сделки с правительством, которые способствовали поддержанию цен на высоком уровне. Но, когда темпы хозяйственного развития страны начали замедляться, а процентные ставки расти, экономика, опирающаяся на группу картелей, оказалась нежизнеспособной.

Эксперты «Business Week» полагают, что первым шагом на пути выхода Гонконга из кризиса должно быть создание антимонопольной комиссии.

В конце августа текущего года финансовый кризис захватил и Россию. Стоимость импортных товаров возросла в среднем на 80 - 100%. Финансовые, торговые фирмы и компании-импортеры увольняют своих служащих. Согласно прогнозу, в ближайшее время около 200 тыс. занятых в финансовой сфере, в области страхования и туризма в России потеряют работу, а уровень безработицы значительно превысит зарегистрированные в последнее время 11%. Многие импортеры пока отказались подписывать договоры с российскими компаниями до стабилизации рубля и банковской системы в стране.

Финансовый кризис, отмечают эксперты «Business Week», может привести к банкротству ряда банков, а также российских и зарубежных компаний, действующих в сфере торговли и услуг.

Финансовый кризис в России и странах Азии особенно негативно повлиял на иностранные финансовые компании, действующие на этих рынках. Так, по данным «Credit Suisse First Boston», резкое ухудшение ситуации в России привело к сокращению прибыли этой компании на 254 млн. долл. Хеджевый (страховой) фонд «Long-Term Capital Management» потерял в августе текущего года 44% своих активов. По оценке американских экспертов, по меньшей мере четыре хеджевых фонда, действовавших в России, уже заявили о своем банкротстве.

В ближайшее время отрицательные последствия кризиса в России отразятся на положении большинства компаний Западной Европы.

Многие европейские банки вложили значительные средства в российскую экономику. Россия является одним из важнейших рынков сбыта для экспортеров из стран Западной Европы. В результате российского финансового кризиса темпы прироста западноевропейской экономики в 1999 г., по прогнозу экспертов «Business Week», могут быть на 0,5 - 1% ниже ожидаемых 3%.

Финансовый кризис в Азии, а затем и в России привел к ухудшению положения на фондовых рынках в странах Латинской Америки.

Стоимость акций на рынках ценных бумаг большинства государств этого региона резко снизилась (в Венесуэле, например, - на 72% в долларовом выражении). Кризис в России особенно негативно отразился на состоянии латиноамериканского фондового рынка. Так, цена акций на фондовом рынке Бразилии в конце августа уменьшилась в среднем на 40%, в Мексике и Аргентине - на 50% по сравнению с аналогичным показателем за январь текущего года, а в Чили стоимость акций упала до самого низкого с 1993 г. уровня. Причем падают в цене не только акции компаний, находящихся на грани банкротства, но и процветающих фирм.

Однако прежде, чем на фондовых рынках стран Латинской Америки произойдет подъем, стоимость акций будет снижаться, поэтому инвесторы должны выработать защитную тактику, которая заключается в том, чтобы вкладывать средства только в надежные компании, которые могут пережить девальвацию, высокую инфляцию и ухудшение положения на мировом финансовом рынке (в первую очередь это фирмы, имеющие небольшие долги и не сильно зависящие от экспорта).

Для стабилизации положения на мировом финансовом рынке, по мнению экспертов «Business Week», должны быть приняты следующие первоочередные меры:

центральные банки стран «большой семерки» должны договориться о скоординированном снижении процентных ставок с целью повышения стабильности мировой финансовой системы; США, Японии и государствам Западной Европы следует снизить ставки налогов, что стимулирует экономический рост этих государств;

правительства промышленно развитых стран должны списать безнадежные долги;

конгресс США должен одобрить предоставление МВФ 18 млрд. долл. На проведение политики стимулирования экономического роста в развивающихся странах;

правительству Японии следует снизить налоговые ставки и увеличить ликвидность банков для возобновления экономического подъема.

Промышленно развитые страны, считают эксперты «Business Week», в состоянии предотвратить дальнейшее углубление финансового кризиса. Главную роль в этом могут сыграть США, так как ситуация в экономике этой страны в последнее время является одной из самых благоприятных: федеральный бюджет сведен с положительным сальдо, темпы прироста производительности труда ускоряются, что обеспечивает защиту от резкого повышения инфляции.

Список литературы


Алиханов Максут. Кризис-2008: это было лишь начало. // Власть. 2009.

Бродский Б.Е. Информационная теория индивидуального выбора. М. Ситуационный центр ЦЭМИ РАН. 2008

Бродский Б.Е. Модели экономического обмена. Экономика и математические методы, 2008.

Вальман Л. Механизмы и последствия финансового кризиса в США. 2008 www.polit.ru

Похожие работы:

  1. • Экономическая политика Республики Беларусь
  2. • Роль государства в формировании современной рыночной ...
  3. • Государственное регулирование экономики
  4. • Государственное регулирование экономики
  5. • Государственное регулирование экономики
  6. • Государственное регулирование экономических отношений
  7. • Государственное регулирование экономики
  8. • Государственное регулирование маркетинга
  9. • Государственное регулирование экономики
  10. • государственное регулирование экономики России
  11. • Государственное регулирование в рыночных системах ...
  12. • Государственное регулирование экономики
  13. • Государственное регулирование экономики в ...
  14. • Государственное регулирование коммерческой ...
  15. • Государственное регулирование экономики
  16. • Государственное регулирование торговой ...
  17. • Государственное регулирование экономики
  18. • Государственное регулирование внешних ...
  19. • Государственное регулирование экономики
Рефетека ру refoteka@gmail.com