Рефетека.ру / Культура и искусство

Реферат: Биография и творчество Григория Ивановича Гуркина

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина

Педагогический факультет


Тема


БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО

ГРИГОРИЯ ИВАНОВИЧА ГУРКИНА


Бийск 2007г.

Введение


В коллекции графических изображений пейзажа алтайских художников Алтайском краевом музее изобразительных и прикладных искусств представлены работы Г.И. Гуркина. Ныне она занимает не только значительную художественную ценность, но представляет собой благодатное поле для проведение искусствоведческих оценок. Отдавая дань пейзажу, каждый из художников по-своему выделяет его место и роль в творчестве. Один из первых индустриальных пейзажей Алтая создан Г. И. Гуркиным в 1936г. Это полотно «Чемальская гидроэлектростанция». Творчество Григория Ивановича Гуркина неисчерпаемо. Оно принадлежит к выдающимся явлениям сибирского искусства. Огромный интерес оно представляет и в контексте развития искусства всей страны, ибо сочетает в себе национальное и общечеловеческое. Каждое поколение будет открывать искусства художника заново, настолько оно богато чувствами, мыслями, ассоциации ми.


Биография и творчество Г.И. Гуркина


Биография Г. И. Гуркина, его дореволюционное творчество, когда были созданы классические по, мироощущению и ясности полотна, изучены достаточно полно. Однако значительный интерес представляют и произведения, созданные в послереволюционные годы, трудные и сложные для художника, но удивительно плодотворные. Не его вина, что многие замыслы остались неосуществленными.

Г. И. Гуркин — ученик русской художественной школы, его творческая жизнь посвящена Алтаю. Для него, как и для многих выходцев из провинциальных областей России, путь в профессиональнее искусство начался в иконописной мастерской. Все биографы художника отмечают решающую роль а его судьбе Андрея Викторовича Анохина, убедившего друга в возможности и необходимости получать специальное образование в Петербурге.

Произведения молодого художника уже в годы учебы становятся популярными в среде знатоков и любителей искусства. Его этюды и рисунки экспонировались на Осенних академических выставкам, устраивались персональные показы в Академии художеств и в Обществе поощрения художников. Г. И. Гуркин стал участником выставок передвижников. Так на 31-й выставке Товарищества было представлено 5 его рисунков, а к 1903г. он стал экспонентов нерпой периодической выставки этюдов, рисунков, эскизов передвижников в Петербурге. Известно, что уже в этот период произведении Г. И. Гуркин охотно приобретали коллекционеры и любителя искусств. До сих пор его живописные пейзажи и рисунки украшают интерьеры квартир не только в Сибири. Благодаря мастерству автора этих работ слава о своеобразной красоте Алтая стала всеобщим достоянием.

В 1903г. Григорий Иванович поселился, на левом берегу Катуни, в с, Анос. Места эти в среднем течении Катуни - красивейшие, живописные, будто специально созданы природой ну, а может быть, это мы сейчас видим его глазами уникальные картины природы.

Усадьба художника с домом, мастерской, садом и небольшим водопадом вскоре стала центром, где каждое лето бывали путешественники и ученые, художники и писатели. Здесь были созданы основные произведения. Окрестности Аноса и отдельные уголки усадьбы запечатлены в многочисленных этюдах. В 1987г. в коллекцию музея поступило полотно, на котором усадьба художника под горой Ит-Кая, постройки, берег Катуни с аилами написаны целиком. Вид на них открывается как бы с высоты горы либо с высоты птичьего полета. Картина «С. Анос» (1909) экспонировалась на первой персональной выставке Г. И. Гуркина в Барнауле в 1911г. в Народном доме. Выставка называлась "Алтай в картинах, этюдах и рисунках».

Более 70 лет картина и два этюда «Юрта» и «Катунь», при устье Чемала бережно хранились и семье как память об Аносе, художнике, его воспевшем, и матери — Татьяне Акимовне. Все три произведения подарены музею ее дочерью Лидией Андреевной Шпрентерт. Благодаря поистине бесценному и бескорыстному дару мы глазами художника можем взглянуть ныне на те места, где прошли лучшие годы его жизни и творчества.

Художник Н. М. Котов справедливо назвал Анос «Меккой для художников, приезжающих на Алтай». Особенно много в дореволюционные годы в Аносе бывало томичей. В первом университетском городе Сибири сформировалась научная художественная интеллигенция, в среде которой высоко ценили и поддерживали талант и творческие стремления художника. Именно и Томске зимой 1907 — 1908 гг, состоялась «Неделя Гуркина» — первая его персональная выставка имевщая на редкость большой общественный резонанс. Гуркин стал знаменит, популярен.

Верное понимание политической ситуации, роли и места Кара Корумской Управы в гражданской войне на Алтае пришло к Г. И. Гуркину не сразу. Оно было выстрадано художником на основе личного опыта.

Если в политической и общественной борьбе Г. И. Гуркин не сразу нашел свое место и в этом вопросе остается много неясного, то на основании его произведений безошибочно и наглядно можно увидеть демократизм его творчества, одобрение тех. социальных перемен, которые пришли на Алтай после окончательной победы Советской власти. Именно творчество всегда проявляет истинное лицо художника.

В сентябре — ноябре 1921г. им уже были выполнены рисунки тувинских партизан, портреты С. Кочетова, А. Квитного, героев и руководителей партизанского движения в Туве.

Со второй половины 1921г. до возвращения на родину осенью 1925г. Г. И. Гуркин живет и работает в Атамановке (ныне с. Кочетово) и в Кызыле. В с. Атамановке находился штаб партизанского отряда, а 14 августа 1921г. здесь была провозглашена Тувинская Народная Республика. В Туву художник из Монголии перебирается с отрядом руководителя партизанского движения С. Кочетова.

Пребывание в Монголии, несмотря па всю сложность ситуаций, обогатило живописную палитру художника. Цвет в работах стал звучным, более открытым, воздушные дали чисты и прозрачны. Художник, вновь оказавшись лицом к лицу с природой, ощущал и талантливо передавал своеобразие цвета и света северо-западной Монголии.

Плодотворными для Г. И. Гуркина били и четыре года пребывания в Тувинской Народной Республике. Поразительное разнообразие тем, аспектов жизни республики и конечно, ее природа волновали воображение и нашли воплощение в рисунках и живописных работах. Если в живописи по прежнему преобладает пейзаж, то рисунки запечатлели многие стороны жизни тувинцев. Для решения многофигурных сцен художник часто использует круговую композицию, исследуя ее возможности для создания жанровых произведений. К ней прибегает он и в одном из эскизов к надуманной большой картине, посвященной древнему празднику тувинцев «Улу-Наир». Автор назвал эскиз «На празднике предков». Отличительной особенностью набросков, зарисовок и эскизов этой темы является стремление к передаче движений. Динамизм, напряжение борьбы достигаются прежде всего размещением фигур в пространстве листа, разнообразием их ракурсов. Для Г, И. Гуркина эти рисунки были новым завоеванием не только в плане тематического расширении творчества, но и в плане пластический находок, в развитии возможностей хоровой народной картины. Стремление накопить опыт для ее создания прослеживается во всем послереволюционном творчестве художника.

В период пребывания и Тувинской республике Г. И. Гуркин выполнил ряд важных заказов правительства. В 1924г. он сделал эскиз первого учебника с «География Танны-Тувинской земли».

Большой интерес представляют эскизы (25 листов) и обложка первого тувинского букваря. По работе Григория Ивановича над афишами и обложками в предшествующие годы можно судить о том, что он стремился максимально насытить лист содержанием для передачи смысла и духа издания или выставки. В обложке тувинского букваря он использует опыт, употребляя с чувством меры и такта новую символику. И орнаментальные мотивы включены герб и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Любимым символом новой жизни стало у художника изображение восходящего солнца.

Интересно, что « графических работах для печати художник идет по пути стилизации орнамента и всех мотивов листа, и том числе солнца и его лучей, понимаемых, как свет новой жизни. Аллегорический смысл изображений, почти символов, прочитывается сразу. В штриховом рисунке и живописи язык художника сложнее, изображения предполагают долгое рассматривание, вживание. Г, И. Гуркин прекрасно чувствовал специфику жанра и умело владел ей. Подтверждение этому - произведения 20 — 30-х гг. Среди них есть настоящие жемчужины пейзажной живописи.

Художник наблюдал, размышлял, рисовал все проявления жизни, но художественное осмысливание действительности, сокровенные чувства, свободно выражал присущим ему языком — пейзажными образами. В рисунках пейзаж встречается в этот период меньше, чем разнообразные жанровые мотивы, но в живописи он преобладает. Причем самые многочисленные картины с водоемами, озерами или реками. В них узнаешь руку мастера горных озер сразу, но сразу же чувствуешь и нечто неуловимое, отличающее эти пейзажные образы от предыдущих.

«Пейзаж. Озеро» (1924) — настоящее очарование природы, чудо умиротворения ее красотой, разумной гармоничной жизнью неба, озера, гор, растений. Пронзительная красота природы, особенно остро прочувствованная какие трудные для художника годы переоценки, осознания своего места в жизни.

«Горное озеро. Весна» (1923) — очень характерный пейзаж 20-я годов, Озеро, как в чаше, лежит среди гор, а оправой для него служит разнообразие проявления жизни — деревья, травы, цветы. Удивительна красота и богатство зеленого цвета; от темного, густого до изумрудного и совсем светлого, на дальних склонах гор. Красочный слой в этой работе как обычно у Гуркина очень тонок, любовными касаниями кисти написаны все детали. Удивительно чудо их жизни на холсте, вспоминается сказанное об А. Рублеве «аки дымом».

В названных пейзажах художника, как и во многих других работах послереволюционного периода, чувствуется поиски автора в темпераментности, большей пастозности мазки, в звучности и контраста и цвета воплотить жизнеутверждающий, мажорный образ природы. Порой не покидает от пейзажа чувство веселого перезвона красок, весеннего их разговора. Среди готовых работ — пейзаж с всадником «Кудюр - Тепкен».

Одной из любимых тем в творчестве Г. И. Гуркина была тема горной реки. Опоэтизированная к эпосе алтайцев Катунь воспета художником с любовью в целом ряде прекрасных полотен. В Туве Г. И, Гуркин неоднократно пишет Енисей. Дальний берег горист, но горы иные, чем в пейзажах Алтая, — пологие, коричневатые.

В творчестве Г. И. Гуркина немало и живописных портретов. В 1983г. коллекцию произведений Г. И. Гуркина в музее пополнил «Портрет П. Н. Губанова», привезенный из Кызыла.

Необходимо особо подчеркнуть, что никогда из творчества Г. И. Гуркина не уходила тема Алтая. В Монголии и Туве он не мог писать и рисовать с натуры, но Алтай продолжает жить в замыслах картин, в эскизах, порой так детально выполненных, что художник рисовал и раму на листе. Чаще всего это лист плохой серой бумаги, порой оборотная сторона ведомости, либо лист бухгалтерской книги или оборотная сторона репродукции. Художественные достоинства произведений от этого не ниже, проблема в другом — сохранность. И эта беда графики не только Г. И. Гуркина, по и огромной части наследия художников, которые не прекращали, подобно ему, творческой деятельности в первые послереволюционные годы.

Характерно, что эскизы 1920 — 1925 годов, посвященные Алтаю, являются выразительной летописью состояния души, настроения художника.

Эскиз 1921 г, апрель. Назвал его автор «Картина страдания. Томление духа». Ею замысел — борьба света и тени. Рисунок выполнен о-1ень приблизительно, вероятно, иго первое обращение к тепе. Ее ясно видит художник, душа полна страдания. «Черные цветы стоят прямо - гордо! Розовые — белые поникли!». Не хватало сил отработать эскиз окончательно, до деталей, что обычно присуще художнику. Чувство осталось и словах, поспешно записанных на полях: «Сегодня, 4 апреля, я болен! болен душевно. Нет сил, нет энергии, мучаюсь Томление духа!.. Что такое далеко? Что случилось? Что чувствует сердце?..»

В рисунках 1921 — 1922 гг. появляется тема, названная Г. И. Гуркиным «Свободный Алтай». Мечта о возрождении Родины, о том, что над ней восходит солнце новой жизни, может быть, наивно, но выразительно и трогательно передана ставшим постоянным мотивом восходящего солнца, щедро льющего свои лучи на землю. Вера в зарю новой жизни на Алтае была у художника так велика, что он выполняет целый ряд эскизов, а затем и картин, где воплощено благоденствие и процветание народа,

Лучи солнца, спет новой жизни, светильники в руках у алтайки учительницы ассоциируются в сознании и рисунках Григория Ивановича со светом просвещении, знания.

Вот рисунок тушью 1922 г, «Свободный Алтай», На фоне гор — прекрасный "Дворец науки и искусства*, перед ним фонтан (Аржан Кутук) источник сил, здоровья, мудрости Алтайка читает книгу ребенку, а слева — символическая фигура богатыря-алтайца, победившего зло и невежество, в руках его светильник знания и разума.

Какие бы эскизы о новой жизни своего народа не рисовал Григорий Иванович, в центре непременно возвышался Дворец науки и искусства, или Дворец народного творчества или школа.

В 1927г. в ноябре уже в Улале художник работает над эскизом плаката &Что нужно Автономной Ойротии!» На эскизе, в центре которого дети и алтайка, мать-учительница, со светильником в руках, автор пишет: «Источником возрождения новой, светлой культуры Автономной Ойротии должны быть: Школы, Наука, Знание! Все силы, нее средству только на это!»

Неоднократно художник использует еще один мотив для символического воплощения изменений на Родине — Тан-Чолпон, восходящая Утренняя Звезда.

На одном из рисунков сделана надпись: «Там родина моя, светлая мать, там мой Алтай». Тоскует, стремится в милые сердцу места немолодой уже художник. Когда, возвращение стало реальным и была удовлетворена просьба художника, в работах появились воодушевление и надежда.

Следующий, после возвращения, 1926г. был годом творческого подъема и успехов. Сибирская общественность приветствовала Г. И. Гуркипа. В 1925г. в редакции газеты "Советская Сибирь» в г. Новосибирске состоялась выставка работ художника. На ней было представлено более 200 произведений. Выставка расценивалась как отчет о напряженной творческой работе художника в Монголии и Туве.

В 1925г, появляются в творчестве Гуркина совсем необычные для предшествующего периода рисунки — эскизы общественных зданий, Это проекты школ, музея и целого художественного центра, где в комплексе художественная школа, музей, мастерские для художников.

Остро понимал художник еще в дореволюционное время необходимость просвещения народа, ту реальную возможность осуществления мечты увидел лишь сейчас. Он принимает активное участие в этом процессе, работая над плакатами, выполняя эскизы к первому алтайскому букварю, являлась инициатором создания художественной школы и картинной галереи при областном музее. Так, 18 декабря 1927 г. состоялось заседание президиума Ойротского исполнительного комитета по «заявлению художника Чорос-Гуркина об организации картинной галереи». Заседание постановило: организовать при музее галерею, а также изыскать средства для научных экспедиций по краю, в Туву и Хакасию. В инициативе и решений была проявлена своевременная забота о сохранении памятников истории и культуры. Наряду с ликвидные» неграмотности это должно было стать одной из главных задач культурной революции в стране.

Апрель 1926г. был знаменательным в жизни Г, И. Гуркина. Он стал участником двух выставок в Москве 15 апреля в музее Красной Армии и Флота открылась Сибирская выставка, организованная Обществом изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока. Наряду с Г. И. Гуркиным участие в ней принимали Я. Башилов, А. Васнецов, А. Никулин, Н. Шулпинов и другие художники. В центре внимания прессы — творчество крупнейшего живописца Сибири, нашего земляка. и этом же году состоялась восьмая выставка Ассоциации художников революционной России (АХРР). Она стала первой всесоюзной выставкой. Четыре работы Гуркина представляли на ней Алтай. Именно о них писал в статье о выставке знаток и строгий ценитель искусства нарком просвещения А. В. Луначарский, что замечательные но тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чорос - Гуркина. Двойная подпись с указанием на род — «Чорос», утверждающая принадлежность к своему народу, появлялась на картинах и рисунках художника в послереволюционное время. Это было проявлением не только национальной гордости, но надежды на расцвет малой нации в семье равноправных народов.

1926г. для Г. И. Гуркина был не только годом успешного участия в двух выставках в Москве, он стал еще и годом путешествия к Белухе, Целый ряд работ имеет в подписи дату — 1926 год, июль. Это действительно драгоценные живописные жемчужины — "Горное озеро, Вечер», «Горное озеро», «Курайские белки», «Охотник».

Интересной и не публиковавшейся ранее частью наследия Г. И. Гуркина являются цветные литографии, сделанные по его эскизам. Это прекрасная печатная графика на различные темы жизни Алтая в советское время. Главная цель этих красочных листов — пропаганда новой социалистической, действительности. Почти все они построены на противопоставлении прошлого настоящему.

В литографии Социалистического кооператива слева надпись — «Торговля К. Пузанова». Перед купцом стоит растерянный алтаец: так мало он получил ткани в обмен на пуды орехов. Справа — в кооперативе — изобилие товаров и довольные покупатели.

Важнейшие темы жизни Алтая стали темами этих литографий, игравших роль плаката и решенный, наглядным, доступным языком. «Какой должна быть Юрта ойрота», «Чистота — залог здоровья, Медицинское обслуживание алтайским детям», Матъ и дитя, «Социалистическое хозяйство». «О городничество» — на эти темы сохранились эскизы карандашные, акварельные в литографии. Они выпускались для национальных меньшинств в Москве в Издательстве Ассоциации Художников Революции, и, как свидетельствует надпись на одном из листов, печатались в Первой типолитографии Центриздата народов СССР. На одной из очень светлых по настроению нарядных литографий «Огородничество» напечатана подпись: «Онос» Чорос-Гуркин. 1928г

Здоровое, жизнерадостное настроение художник создает цветом, богатство, которого, сложность и тончайшие нюансы поразительны для печатной графики.

Судя но произведениям Г. И. Гуркина, которые хранится в музее плодотворными и многогранными по отражению жизни Горного Алтая стали в его творчестве 30-е годы. Все многочисленные, в основном графические работы этого периода можно разделить на дне основные группы:

1) историческое и мифологическое прошлое Алтая;

2} партизанское движение на Алтае и новая социальная действительность.

В 20 — 30-е годы художник, и немало выполнил и пейзажных рисунков, этюдов с натуры с пейзажным мотивом, однако главное направление его поисков — многофигурная хоровая композиция. В советское время к ней впервые обратился Г. И. Гуркин в Туве в рисунках на тему национального праздника «Улу-Наир». В 30-е годы он продолжает изучать ее возможности и эскизах на темы Колхозное собрание, «Читают газету», Комсомолка в юрте.

Целый ряд эскизов раскрывает тему кайчи — народного сказителя, исполнителя богатейшего наследия алтайских эпическиских сказаний. Образы сказаний, в частности один из центральных героев — Сартакпай, нашли воплощение в рисунках и живописных эскизах Г. И. Гуркина.

Художник видел и стремился отразить те отрадные перемены, которые свершались на Алтае. Он выполняет эскизы на темы «Индустриализация», с Появление трактора в колхозе, «Коллективная уборка хлеба». Опыт работы над ними не воплотился в живописное полотно, но был использован автором к плакатах.

Особенно много эскизов плакатов и пригласительных билетов выполнил Г. И. Гуркин к 10-летию автономной области. Как сообщала газета «Красная Ойротия» в апреле 1932г, в честь этой даты планировался целый комплекс мероприятий на 5 дней. Праздник должен был начаться демонстрацией, гулянием, просмотром кино и национального спектакля, открытием выставки. Праздничная пятидневка включала День животновода, День ударника, День физкультурника, детское утро, олимпиаду искусств и факельное шествие. В художественном оформлении праздник, принял деятельное участие Г. И. Гуркин, Февралем 1932г. помечены первые, эскизы, а в марте он представлял несколько карранюк к ибком КПСС10.

Интересно, что среди рисунков этого «ременп появился набросок уже к 15-летию Ойротии. Художник мечтал написать цветной ковер с ойротским орнаментом идея настенного панно увлекла его. В карандашных эскизах, появляются наброски различны вариантов изображения. Самое удивительное, что в орнамент покрыты целые сцены с юртами, лесом, людьми. Они помещены в углах. Изображение упрощено до символа и органична входит в ленту орнамента, Подписи расшифровывают содержание: «Монголия», «Урянхай», «Атамановка», «Киргизы». Три первых упоминались в тексте, как песта путешествий Г. И. Гуркина в 1920-1925 гг. Последняя, на первый взгляд, неожиданна, но закономерна в плане общей идеи произведении: единство родственных народов.

Панно плохо сохранилось: очень сильно почернело, частично утрачен красочный слой„ но все же просматривается красивая живопись центральной части с подписью «Алтай». Из заснеженных гор поднимается алое солнце, дарующее свет. Среди высоких сосен и прекрасных цветов — аул, всадник и мать-алтайка с детьми.

Эта тема, повторяющаяся в орнаменте, в. центральной части выполнена в пространственной композиция, славящей жизнь, сущностная ценность которой одинаково понимается всеми народами.

Важное место в рисунках художника занимает тема партизанского движения. Во-первых, судя по рисункам, художник работал над проектом «Памятника партизанам». Его пластическая идея близка одному из выдающихся памятников программы монументальной пропаганды первых лет Октября обелиску Д. Осипова «Советская конституция».

В рисунках на эту тему Г. И. Гуркин использует необычную для него композицию. В послереволюционной графике художника удивляет разнообразие и новизна замыслов и композиционных вариантов. В альбоме 1937г. главным для автора было стремление передать движение крупного отряда, к составе которого русские и алтайцы объединены под красным знаменем. Оно непременно присутствует в композициях развеваясь над группой всадников, наблюдавших с уступа горы за движением отряда. Художник пробует разные варианты соотношения воинов-всадников и горного пейзажа, добиваясь, чтобы в эскизе ощущались и огромные заснеженные пространства, и сплоченность отряда В 3 последних рисунках автор останавливается на оригинальной и выразительной композиции, развивающейся от первого плана в глубину пространства вслед за движением отряда. Каждый из этих рисунков опытной рукой художника мог быть воплощен в картину. Не случайно общий замысел Г. И. Гуркина мы узнаем в одном из произведений Н. П. Иванова «Алтайские партизаны».

Действительно, в советское время художник выполнил огромное количество рисунков, картин, но, что самое важное, он не просто развивал уже найденное, он все время был в поиске. Его по праву нужно считать одним из основоположников советского искусства па Алтае, будь то пейзаж, историко-революционная тема, индустриальные преобразования или образ В. И. Ленина. Целое поколение художников Алтая училось на его работах, особенно графических, ведь они неисчерпаемый кладезь тем и композиций. В период, когда творчество художника замалчивалось и практически не экспонировалось, было доступно только художникам, оно способствовало развитию искусства, сыграв роль творческой традиции. Это прекрасно, что такая высокая традиция была, но нужно помнить об этом и в полной мере оценивать место Г, И, Гуркина в искусстве советского Алтая.

Особенно велика и послереволюционном творчестве художника роль графики. Манера карандашного рисунка на протяжении творческого пути художника претерпевала изменения. В эскизах 1936 — 1937 гг. особенно на тему «Снежного похода», карандашные рисунки приобретают вполне самостоятельное значение, т. к. в них есть все, что составляет произведение; образ времени, состояние, настроение и уверенное, профессиональное мастерство. Оно проявляется и композиции, в красоте рисунка и и серебристой поверхности листа.

Поэтому закономерно говорить о втором рождении художника, более того, о расцвете его мастерства в области карандашного рисунка и о новых достижениях в живописи.

Эту мысль подтверждают прекрасные акварели Г. И. Гуркина. К акварели художник нередко обращался в 20 —30-е годы. Порой и масляная живопись в этот период выполнена на бумаге («Читают газету», Пионерка, «Горное озеро». Закат).

В начале 30-х гг. художник написал два акварельных пейзажа с горным озером. Нарядные, снежные они по сей день говорят о любовном отношении художника к натуре, сохраняют ликующую радость и вдохновение от ее совершенства. Григорий Иванович применял акварельные краски и для подцветки сюжетно-тематических композиций, выполненных карандашом. Школа для детей, жилища для алтайцев, чистые поселки среди гор на берегу Катуни, техника в колхозе написаны в красивый пленэрный пейзаж. Эта акварель представляет большой интерес как пример поисков обобщенного образа Родины, включающего в советское время не только пейзажный мотив, но и многообразные сцены жизни народа. Она воплощала и мечту художника о гармонии деятельности человека и его Матери-природы. Художник размышлял на эту тему, убеждают в том сохранившиеся на рисунках надписи. Г. И. Гуркина.

Б 1935г. художник написал необычную картину: в центре горного озера скала в виде женской головы в национальном головном уборе. Действительно, произведение было неожиданным для многих зрителей. но не для творческих поисков Г.И. Гуркина. Он воплотил разнообразные аспекты образа родного края, но было еще увлечение древним мифическим Алтаем преданий и легенд. «Сказка горе, «Легенда, гор», «Сон гор», «Алтай в стиле сказок старины, легенд» — так называл художник рисунки и эскизы на ату тему. Это одна из жемчужин в живописном наследии художника послереволюционного периода. Как и в картине 1936г., на эскизе в центре озера написана в профиле скала в виде женской головы. Работа поражает ощущением древности и тайны, праздничным сиянием чистых красок. Мы привыкли ценить в Г.И. Гуркине замечательного мастера тональной живописи, наследника традиций русского искусства второй половины XIX в. Однако эскизы «Алтай», целый ряд других произведений послереволюционного периода, выполненных в Монголии, Туве, на Алтае, открывают интересную страницу развития пред стояния природы и души.

В словах автора — суть поисков. Целенаправленный отказ от живописных, зачастую занимательных подробностей выбирает он как путь поисков величавого образа. В 1936г. выполнен в карандаше «Лесной пейзаж» небольшого размера, но как эпичны, монументальны и величавы сосны, стоящие стеной вдоль дороги!

Но, конечно, ничто не сравнится по грандиозности и глубине образа с картиной «Хан-Алтай». Она достойно завершила поиски художника и его творческий путь. Многое из задуманного Гуркин не успел воплотить, но сумел и дохнуть в последнюю свою большую картину раздумья о жизни и пережитом. Суть образа становится особенно зримой при сравнении картины 1336г. с первым вариантом «Хан-Алтая». Случилось так, что возвращение к теме почти через тридцатилетие не стало повторением или вариантом уже сказанного. При внешней похожести это две совершенно разные картины. Настолько разные, насколько разный в их основе жизненный опыт и оценкА. Различны и задачи художника. Не случайно, в 1936 г. художник вновь обращается именно к этому образу и пишет картину более аскетичную и суровую, менее повествовательную. Но какая в ней высота и величие духа, драматизм и просветление? Образ монументальный и героический, но и трагичный. Не только личная судьба, но и раздумья о природе, вечности, истории сформировали образ «Хан-Алтая» 1936г.

Заключение


Его по праву нужно считать одним из основоположников советского искусства па Алтае, будь то пейзаж, историко-революционная тема, индустриальные преобразования или образ В. И. Ленина. Целое поколение художников Алтая училось на его работах, особенно графических, ведь они неисчерпаемый кладезь тем и композиций.

В период, когда творчество художника замалчивалось и практически не экспонировалось, было доступно только художникам, оно способствовало развитию искусства, сыграв роль творческой традиции. Это прекрасно, что такая высокая традиция была, но нужно помнить об этом и в полной мере оценивать место Г, И, Гуркина в искусстве соне.тского Алтая.

Особенно велика и послереволюционном творчестве художника роль графики. Он был не только выдающимся художником, он был выдающимся, интересным человеком. Иначе непонятными были бы его обширные Связи с художниками, писателями, учеными, да иначе невозможно было бы высокое профессиональное мастерство и творчество, столь глубокое чувствами и мыслью.

живописец художник гуркин

Список используемой литературы


Искусство Алтая. Сост. И.К. Галкина, Барнаул, 1989Стрельцов С.А. Г.И. Гуркин. Л., 1966

Снитко Л.И. Первые художники Алтая. Л., 1983

Эдоков В.И. Мастер из Аноса. Барнаул, 1984

Эдоков В.И. Г.И. Гуркин Очерк о жизни и творчестве Горно-Алтайск, 1967

Г.И. Гуркин (1870-1937). Курайские белки. 1926., картон, м. 38Х53.

Рефетека ру refoteka@gmail.com