Рефетека.ру / Государство и право

Контрольная работа: Идеологическая политика в социальной сфере

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет нформатики и радиоэлектроники

ФЗВиДО


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу

Основы идеологии белорусского государства

Вариант №4

на тему

Идеологическая политика в социальной сфере


Выполнил:

ст.гр.403001

Галицкая Е.М.


Минск, 2009


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Перспективы и условия становления РБ в качестве социального государства

Сущность и содержание социальной политики на современном этапе развития Беларуси

Заключение

Литература


Введение


Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства. Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и т. д., а также предоставление образовательных, медицинских услуг и пособий семьям с детьми.


Перспективы и условия становления РБ в качестве социального государства

Социальная политика государства – одно из направлений его деятельности по регулированию социально – экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства в поддержании отношений как между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране.

Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика– это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества.

Государственная социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения.

Основные цели в области социальной политики:

• сокращение масштабов бедности;

• повышение доли трудовых доходов и их реального роста;

• улучшение качества жизни. Стратегия государства по улучшению качества жизни требует принятия мер по укреплению здоровья населения, расширения возможностей получения образования, улучшению условий труда и проживанию, расширению возможностей отдыха, обеспечению комфортных условий и др.

Важнейшими задачами социальной политики РБ на современном этапе являются:

•повышение трудовой и хозяйственной активности населения - предоставления каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом, предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное использование;

•регулирование доходов населения;

•целевая поддержка социально уязвимых групп населения;

•обеспечение занятости и поддержка работников, высвобождающихся в ходе структурной перестройки;

•реформа организационных структур и источников финансирования социальной инфраструктуры, пенсионного обеспечения, жилищная реформа.

Социальная политика, как и любая другая система регулирующих мер, может быть успешно реализована только в том случае, если достаточно четко определена ее цель. Теоретическое обоснование ее объекта в период перехода страны к постиндустриальному обществу позволяет предположить, что главной целью социальной политики Беларуси в долгосрочной перспективе является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для расширенного воспроизводства качественного человеческого капитала.

Реализация социальной политики основывается на следующих принципах:

регулирование доходов предпринимателей посредством налогового механизма

гарантия заработной платы наемных работников посредством законодательного утверждения минимальной заработной платы как обязательной базы в оплате труда;

защита уровня жизни населения посредством индексации заработной платы;

дифференцированный подход к социально-демографическим группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудовой способности, состава семьи;

формирование системы законодательно закрепленных социально-экономических гарантий, предоставляемых государством своим гражданам.

В Республике Беларусь сложилась собственная модель социально-экономического развития, в центре которой - человек с его потребностями и интересами. В ее основе лежит активная социальная политика государства, направленная на создание условий для наиболее полной реализации личности человека, его гармоничного физического и духовно-нравственного развития.

За предшествующие годы республика добилась значительных результатов в решении этих задач. Беларусь вместе с Россией и Казахстаном занимает лидирующие позиции в СНГ по уровню заработной платы и пенсионного обеспечения, имеет самые высокие показатели занятости населения, одни из самых низких показателей бедности.

Как уже было отмечено, главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на ближайшие годы - повышение уровня и качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики. До 2010 года предусматривается обеспечить существенное повышение уровня занятости населения, размеров заработной платы, пенсий, социальных выплат, дальнейшее развитие и совершенствование здравоохранения, культурно-образовательной сферы, укрепление социальных гарантий и стандартов. По данным показателям страна должна приблизиться к уровню развитых европейских государств.

Это выполнимо, но требует напряженной работы всех звеньев экономики, эффективного использования имеющихся ресурсов, инициативного, творческого труда на каждом рабочем месте.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ.

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.

Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение между этими источниками финансирования социального страхования в различных странах различно.

Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.

Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход, как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).

В качестве ориентиров государственной политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:

● рост реальных денежных доходов – 149–156 процентов;

● повышение реальной заработной платы как основного источника формирования доходов и важного стимула трудовой активности работников –‘ 152–158 процентов;

● снижение уровня малообеспеченности в два раза;

● совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

● дальнейшее развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в 1,5 раза.

социальный гарантия стандарт жизнь

2. Сущность и содержание социальной политики на современном этапе развития Беларуси


Сущность и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

Вторая группа – институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства. Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.

Главная цель социальной политики РБ - стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его некоторого роста. В дальнейшем предусматривается устойчивый рост жизни населения, для чего необходимо обеспечить прирост его реальных доходов на уровне не менее 4 - 5 % в год. В период до 2010 г. ставятся задачи последовательного повышения уровня и качества жизни на основе ежегодного прироста реальных доходов населения на менее 5 - 5,5 %.

Основная цель социальной политики на современном этапе – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения.

Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

Обеспечение максимально полной занятости - одна из ключевых задач пятилетки.

Состояние занятости и безработицы позволяют судить о национальном благополучии и эффективности выбранного пути экономического развития. По сравнению с рядом других стран, вступивших на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительного уровня безработицы. В рамках имеющихся финансовых возможностей осуществляется социальная поддержка безработных.

Достижению контролируемой ситуации на рынке труда служит реализация мероприятий ежегодно разрабатываемых программ содействия занятости населения. В рамках реализации такой программы на имевшиеся вакансии и созданные рабочие места трудоустроено более 100 тыс. человек, в том числе 64 тыс. безработных; оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 1,4 тыс. безработных; приняли участие в оплачиваемых общественных работах 44 тыс. человек, в том числе 29 тыс. безработных.

Ситуация на рынке рабочей силы города остается стабильной и управляемой. Обозначилась устойчивая тенденция увеличения спроса на рабочую силу. За последний год всеми субъектами хозяйствования за счет различных источников финансирования создано 3348 новых рабочих мест (72,0 % от задания). Численность занятых в экономике города с начала года возросла на 1,7 % и составила 92329 человек.

В республике на основе стабилизации экономики реализуется курс на поступательный рост заработной платы. Выполнение прогнозных показателей и заданий в этой области находится под постоянным пристальным контролем Главы государства, Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов. Это позволило за последние годы в несколько раз повысить средний размер заработной платы в стране с учетом динамики потребительских цен. По уровню оплаты труда республика занимает третье место среди государств СНГ.

Предприятиями и организациями города со среднемесячной заработной платой менее 400 долл. США составлены графики повышения заработной платы, разработаны системы мер по обеспечению их выполнения. Ход выполнения запланированных мероприятий находится на постоянном контроле в управлении по труду, занятости и социальной защите горисполкомов.

В отличие от других государств, идущих по пути рыночных преобразований, в республике в основном преодолены такие явления как задолженность и задержки с выплатой заработной платы.

Вместе с тем остается проблема низкого уровня заработной платы в организациях коммунальной формы собственности, расположенных в районах, а также в таких отраслях как сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность.

Одно из приоритетных направлений государственной социальной политики - повышение уровня пенсионного обеспечения. В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. пенсионеров. Из них более 1,9 млн. являются получателями основного вида пенсий - пенсии по возрасту.

Периодически производится перерасчет пенсий: трудовые - в привязке к росту средней заработной платы, социальные, а также надбавки к пенсиям - ежеквартально в связи с утверждением бюджета прожиточного минимума. Такой комбинированный механизм пересмотра размеров пенсий ведет к тому, что пенсии растут темпами не ниже зарплаты. К примеру, за пятилетку 2001-2006 гг. реальный размер пенсий (с учетом инфляции) увеличился в 2,5 раза (зарплата - в 2,4 раза). При этом пенсии выплачиваются своевременно, без каких-либо задержек.

Около 20% граждан после оформления пенсии продолжают работать, получая, таким образом, дополнительный доход.

Постоянные перерасчеты пенсий наряду с другими мерами обеспечивают относительно стабильную социальную защищенность пенсионеров. Так, в 2008 году по уровню среднедушевых доходов к малообеспеченным в республике относилось 8,4% всех семей, в том числе 13,7% семей с детьми и около 4% семей пенсионеров. По уровню пенсионного обеспечения Беларусь вместе с Россией и Казахстаном занимает лидирующие позиции среди государств - членов СНГ.

В городе наблюдается тенденция увеличения численности получателей пенсий. За период с 1 января 2006 года по настоящее время их численность увеличилась на 760 (49447 к 50207) получателей.

Соотношение получателей пенсии к численности населения города (218,4 тыс. человек) составляет 23 %.

Национальная пенсионная система, как и пенсионные системы большинства стран, построена на солидарном принципе, при котором финансирование пенсий осуществляется за счет страховых отчислений работающих. Поэтому финансовая нагрузка на пенсионную систему во многом зависит от соотношения численности работающих и пенсионеров. Начиная с 90-х годов она в Беларуси существенно возросла в связи с увеличением численности пенсионеров относительно числа работающих и в соответствии с демографическим прогнозом будет увеличиваться после 2010 года. Причем в республике удельный вес пенсионеров выше, чем в других государствах - членах СНГ: в Беларуси - 26%; России и Украине - 25; Азербайджане, Армении, Молдове - 17; Кыргызстане - 12, Таджикистане - 8%.

Это требует принятия мер противодействия возрастанию нагрузки на национальную пенсионную систему. В этих целях подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании», предусматривающий введение обязательного профессионального пенсионного страхования работников, занятых на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности. Предполагается, что средства на выплату досрочных пенсий будут формироваться за счет накопления целевых взносов работодателей за каждого такого работника. Это позволит постепенно освободить пенсионную систему от расходов на финансирование досрочных пенсий и будет стимулировать работодателей улучшать условия труда в организациях.

Главой государства поддержаны предложения Правительства о совершенствовании организационной структуры пенсионной системы путем объединения в Фонде социальной защиты населения функций учета плательщиков и сбора взносов на социальное страхование, назначения и выплаты пенсий. Это приведет к оптимизации движения финансовых средств, снижению накладных расходов, упрощению процедур оформления пенсии.

Социальная поддержка семей, воспитывающих детей, объективно выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики. Именно семья является первичной ячейкой общества, которая закладывает основополагающие предпосылки для формирования демографического, кадрово-экономического, культурного, духовно-нравственного потенциала страны.

Государственная поддержка семей с детьми в нашей стране осуществляется в различных формах: денежные выплаты на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии); денежная и натуральная материальная помощь; социальное обслуживание семьи; трудовые, налоговые и иные льготы. Увеличен размер единовременного пособия. Устранена дифференциация размеров пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Раньше такое пособие выплачивалось в разных размерах: матерям, в отношении которых уплачивались страховые взносы в Фонд социальной защиты населения, - в размере 65% бюджета прожиточного минимума; матерям, за которых взносы не уплачивались, - 35% БПМ.

С нынешнего года улучшены условия бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. Отменен категориальный подход при его назначении, право на такое обеспечение получили все семьи, имеющие детей данного возраста и располагающие определенным ограниченным доходом. При этом в два раза увеличен критерий нуждаемости - среднедушевой доход, учитываемый при назначении детского питания.

Законодательно установлено, что продление или заключение нового контракта с матерью, приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с ее согласия должно осуществляться на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет.

В последующие годы предусмотрено увеличение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, расширение налоговых льгот для родителей, имеющих несовершеннолетних детей. Будет усиливаться государственная поддержка семьи при строительстве (реконструкции) и приобретении жилья.

Государством значительное внимание уделяется также воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для них в стране функционирует широкая сеть детских школ-интернатов, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, оздоровительных лагерей для детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. В ряде таких центров созданы отделения постинтернатной адаптации, призванные оказывать содействие своим воспитанникам в приспособлении к самостоятельной жизни. С целью приближения условий жизни несовершеннолетних детей к условиям жизни биологической семьи внедряется практика их воспитания в приемных семьях, детских деревнях.

Для создания благоприятных условий жизнедеятельности семьи первостепенное значение имеют также меры, связанные с улучшением репродуктивного здоровья населения, охраной здоровья матери и ребенка, снижением заболеваемости и смертности населения. Комплекс социально-экономических, медицинских, организационных, идеологических и иных мер, направленных на поддержку семьи и народонаселения в целом, содержится в Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг.

Особое внимание в республике традиционно уделяется ветеранам войны и труда. Забота государства о ветеранах является свидетельством признания их заслуг перед обществом и направлена на оказание помощи в решении их жизненных проблем.

С целью улучшения положения пожилых людей, ветеранов войн, граждан, пострадавших от войн, и усиления их социальной защищенности реализуется Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 гг. (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2005 г. № 1488). В рамках Программы проводится обследование условий жизни данных категорий граждан, медицинское обследование, оказывается содействие в их лечении и оздоровлении, решении бытовых проблем, социально-правовой защите, занятии оплачиваемым посильным трудом, осуществляется социальное обслуживание, определение и содержание в домах-интернатах, предоставление социальных льгот и гарантий.

Для бывших узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, помимо указанных льгот, остаются: повышение размеров пенсий и льготное налогообложение; получение льготных кредитов, субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; безвозмездная передача в собственность занимаемых ими жилых помещений; первоочередное обслуживание в учреждениях здравоохранения; льготы в сфере трудовых отношений; первоочередное выделение кормов для скота.

Практически в полном объеме сохранены льготы для Героев Советского Союза, Беларуси, Социалистического Труда, кавалеров орденов; участников и инвалидов Великой Отечественной войны; инвалидов I и II групп.

Аналогичные подходы заложены и в Комплексной программе по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста до 2010 года (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2004 г. № 855). В соответствии с индивидуальными потребностями одиноких пожилых граждан на уровне сельских Советов, районов разрабатываются планы мероприятий по оказанию конкретной помощи таким гражданам. Проблемы, не требующие привлечения дополнительных финансовых средств, решаются в оперативном порядке.

Оказание социальной помощи ветеранам войны, труда, одиноким гражданам пожилого возраста основано на тесном взаимодействии органов социальной защиты, здравоохранения, бытового обслуживания, культуры, образования, предприятий торговли, узлов почтовой связи, организаций, где ранее работали пожилые люди. Это позволяет сделать помощь более многосторонней и оперативной.

Государство принимает активное участие в решении проблем инвалидов и инвалидности. Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на осуществление мер по предупреждению инвалидности, реабилитации инвалидов, обеспечению равенства и полноправного участия их в жизни общества.

В республике реализуется Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 гг. (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 1269). Создана сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих мероприятия по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.

Ключевая задача: интегрировать инвалидов в общество как полноправных членов, создать основополагающие условия для этого, уйдя от сторонней мелочной их опеки, чтобы инвалиды по максимуму самостоятельно могли справляться со своими каждодневными проблемами.

Одной из ключевых задач социального развития является предотвращение малообеспеченности (бедности). Государством осуществляется целенаправленная поддержка тех слоев населения, которые в силу объективных обстоятельств находятся в бедственном положении, не имея достаточных средств для удовлетворения своих основных жизненных потребностей и потребностей своей семьи.

В Республике Беларусь сформирована разветвленная система государственной социальной поддержки нуждающихся и социально уязвимых категорий граждан. В отличие от большинства бывших советских республик, которые по финансово-экономическим причинам переходного периода свернули преобладающую часть программ социальной поддержки населения, в Республике Беларусь не только сохранены ранее действовавшие программы, но и введен ряд новых: безналичные жилищные субсидии, адресная социальная помощь, система социальных стандартов. Получила развитие система социального обслуживания малообеспеченных граждан.

Важную роль в сокращении малообеспеченности играет поступательное повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, прежде всего - минимальной заработной платы и минимального размера пенсии по возрасту.

Во всем цивилизованном мире признан путь к здоровью через физическую культуру и массовый спорт. Это целесообразно и с экономической точки зрения. По данным ЮНЕСКО, 1 евро, вложенный в развитие массового спорта, позволяет сэкономить на медицинских расходах 12 евро. Жители западных стран активные занимаются спортом, и государство поддерживает их в этом.

Физическая культура - часть общей культуры человека. В нашей стране формирование здорового образа жизни через развитие массового спорта является частью государственной идеологии. Как неоднократно подчеркивал Президент страны А.Г. Лукашенко, развитие спорта в Беларуси - не благотворительность, не бездумная трата бюджетных средств, а реальная возможность оздоровления нации, прежде всего - через приобщение к нему подрастающего поколения.

Путь к здоровой нации лежит только через культ здорового образа жизни. Именно здоровье выступает сегодня главным человеческим и социальным капиталом.

Основополагающими принципами организации здравоохранения в Республике Беларусь выступают государственность, доступность и бесплатность медицинской помощи.

В настоящее время проводится работа по реформированию системы здравоохранения. При этом основное внимание уделяется профилактике заболеваний, развитию первичной медико-санитарной помощи, особенно на селе, совершенствованию специализированной медицинской помощи, лекарственному обеспечению, оснащению больниц и поликлиник современным оборудованием.

Введение основного социального стандарта в области медицины - финансирования здравоохранения в расчете на одного жителя - позволило оптимизировать распределение бюджетных средств и повысить эффективность их использования. По сравнению с предшествующим годом расходы на здравоохранение в целом увеличились на 19%.

В результате реализации мероприятий государственных и отраслевых программ в области охраны здоровья населения повысилась рождаемость и сократилась смертность.

Во всем мире состояние социального благополучия государства характеризуется показателями младенческой, детской и материнской смертности. Республика Беларусь выполнила задачу, поставленную Всемирной организацией здравоохранения для стран Европейского региона: снизить младенческую смертность до уровня, не превышающего 10 случаев на 1 тыс. детей, родившихся живыми.

Положительной тенденцией в области охраны материнства и детства становится то, что медицинской помощью мирового уровня могут воспользоваться не только жители столицы, но и регионов.

Новым этапом улучшения качества медицинской помощи для граждан республики станет реализация мероприятий Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг.

Система образования Беларуси динамично развивается. Сегодня она сопоставима с образовательными системами наиболее развитых государств мира и по эффективности, и по результатам обучения и воспитания. Это подтверждается, к примеру, победами белорусских студентов и школьников на международных предметных олимпиадах, ростом популярности высшего образования в нашей стране.

Совершенствуется законодательная база. В 2006 году принят Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», в июле 2007-го - «О высшем образовании».

Грамотное и всеобъемлющее правовое обеспечение - необходимое условие инновационного развития системы образования. Его цель шире, чем простая передача знаний новым поколениям. Это подготовка кадров для отраслей экономики и социальной сферы, участие в воспитании подрастающих поколений, формирование общественного сознания и культуры граждан. Реализация данных задач требует кардинальных изменений в образовательной сфере.

В системе дошкольного образования продолжает совершенствоваться многофункциональная сеть дошкольных учреждений, открываются новые специальные, санаторные и интегрированные группы.

Растет образовательный уровень педагогов, работающих в детских садах: 45% из них имеют высшее образование. Все больше родителей доверяют воспитание своих детей профессионалам. Если в 2001 году дошкольные учреждения посещали 69,3% детей, то в 2007-м этот показатель вырос до 82,3%.

Отечественными учеными и педагогами разработаны новые учебники и учебно-методические комплексы. К началу 2007/2008 учебного года подготовлено 126 наименований учебной литературы, из них только 24 переиздания, а 102 учебника - новые. Дальнейшее развитие получило использование учителями компьютерных, интерактивных и других современных технологий, расширяющих возможности обучения и воспитания детей.

Дальнейшее развитие школьного образования в Беларуси ставит новые актуальные проблемы. Например, как оптимизировать учебную нагрузку, чтобы и необходимые знания дать, и здоровье школьников сберечь. Предстоит также выяснить, какова отдача для реальной экономики от разделения на средние школы, гимназии, лицеи и колледжи. Ведь по закону в любом из таких учреждений возможно изучение предметов на углубленном уровне. Из года в год совершенствуется система централизованного тестирования. Тем не менее все вопросы школьной реформы решаются в соответствии с одним требованием: не нарушить базовые принципы отечественного образования - доступность, бесплатность и высокое качество.

Развитие профессионально-технического образования направлено на формирование открытой и доступной системы обучения, позволяющей максимально удовлетворить потребность экономики в квалифицированных рабочих (служащих). Профессионально-техническое образование в республике нацеливает на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, продолжение обучения в системе среднего специального или высшего образования.

Ситуация на рынке труда сегодня складывается таким образом, что наиболее востребованы именно рабочие специальности.

В системе среднего специального образования Республики Беларусь работают 123 государственных и 10 частных ссузов (техникумы, училища, колледжи), а также 53 профессионально-технических колледжа, 3 высших колледжа, где интегрируется подготовка специалистов на уровнях среднего специального и высшего образования, 6 учебных комплексов, созданных на базе общеобразовательных школ.

Идея непрерывного профессионального образования реализуется путем интеграции подготовки специалистов в учреждениях, относящихся к различным уровням образования (среднему специальному, высшему, профессионально-техническому). В республике появились новые типы учреждений образования - учебно-педагогические комплексы «гимназия-колледж», профессионально-технические колледжи, университетские комплексы.

Произошло изменение объемов и структуры подготовки специалистов. Теперь вузы будут выпускать больше работников для отраслей машиностроения, лесного хозяйства, транспорта, теплоэнергетики. Получение высшего образования в Республике Беларусь предоставляют 53 учреждения (из них государственных - 43, частных - 10). Ежегодно вузы республики выпускают более 50 тыс. специалистов с высшим образованием, полностью обеспечивая подготовку кадров по всем отраслям экономики и социальной сферы страны.

Развитие высшей школы в Беларуси идет в ногу со временем. За последние 10 лет перечень специальностей высшего образования обновлен более чем на 40%.

Престиж высшего образования постоянно растет. Прием на бюджетные места не снижается. В то же время общее количество студентов из года в год увеличивается, прежде всего, за счет «платников». Это говорит о том, что уровень благосостояния растет, и все больше людей имеют возможность учить своих детей за деньги, если те не прошли по конкурсу в высшее учебное заведение.

Сформирована двухступенчатая система высшего образования. Первая ступень направлена на подготовку квалифицированных специалистов для реального сектора экономики и социальной сферы. Вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает подготовку специалистов для научно-исследовательской, инновационной деятельности. Срок обучения - от 1 до 2 лет. Диплом магистра дает право на поступление в аспирантуру.

В республике создана система распределения и закрепления на местах молодых специалистов. Получив высшее образование за счет бюджетных средств, они распределяются на свое первое рабочее место. Закон Республики Беларусь «О высшем образовании» обязывает либо приступить к работе, либо вернуть государству затраченные средства. В 2008 году 98% выпускников прибыли на работу по распределению. К тем, кто не выполняет требований закона, применяют судебные санкции. Одно из приоритетных направлений государственной политики, обеспечивающей эффективное социальное развитие, - поддержка талантливой молодежи. За год, прошедший после утверждения Указом Президента Республики Беларусь Государственной программы «Молодые таланты Беларуси» на 2006-2010 гг., расширена сеть учреждений образования, работающих с талантливой молодежью. Значительно пополнился банк данных одаренной молодежи, созданный в специальном фонде Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. В настоящее время он содержит информацию о более чем 6 тыс. выпускников и их карьерном росте.

Система образования города имеет разветвленную сеть учреждений: дошкольное, общее среднее и профессионально-техническое образование, высшее. Функционируют 59 дошкольных; 34 общеобразовательных учреждений, в том числе 3 гимназии, учебный комплекс школа-колледж искусств, 2 вечерние общеобразовательные школы; 7 учреждений профессионально-технического образования, 5 средних специальных, 2 высших учебных заведения.

Особая роль при этом отводится дошкольному образованию. На данном этапе формируются не только первые жизненные навыки, но и самосознание ребенка.

Повышению качества дошкольного образования способствует развитие сети учреждений нового типа. В городе открыто 6 дошкольных учреждений с углубленным направлением в работе.

Образ жизни ребенка дошкольного возраста, напрямую зависит от условий пребывания, от организации образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Анализ здоровья дошкольников показал стабилизацию состояния здоровья детей в целом по городу. Этому способствовала работа 33 санаторных групп на базе дошкольных учреждений.

Очевидно, что позитивные преобразования происходят и в системе общего среднего образования, которое является очередным этапом становления личности.

Государством обеспечиваются возможности для всестороннего развития человека. Как отметил Президент Республики Беларусь на третьем Всебелорусском собрании, повышение качества среднего образования, в том числе на селе, является одним из приоритетов образования на предстоящую пятилетку.

Всемерная поддержка одаренных и талантливых учащихся - неизменный приоритет государственной политики. Совершенствуется механизм адресной поддержки одаренных учащихся. В текущем году 70 учащихся общеобразовательных учреждений Могилевской области награждены специальным фондом Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Совершенствуется воспитательная и идеологическая работа, нацеленная на создание целостной среды воспитывающей среды. Приоритетным становится формирование социально активной, граждански зрелой личности, способной противостоять негативным тенденциям и проявлениям.


Заключение


Таким образом, в РБ разработан и действует достаточно сложный и взаимоувязанный комплекс мер по проведению социальной политики в стране.

На современном этапе основной целью государственного регулирования отраслей социальной сферы является сохранение существующих социальных гарантий и стандартов в здравоохранении, образовании, культуре, в обеспечении жильем и коммунальными услугами и недопущение их снижения; сокращение масштабов социального расслоения общества в потреблении социальных услуг на основе стабилизации уровня жизни населения, роста его доходов. Именно эти направления социальной политики в РБ представляются наиболее важными.


Литература


Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.-Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-2004.- 690с.

Материалы с сайта http://www.president.gov.by/

Материалы с сайта http://mintrud.gov.by/

Материалы с сайта http://www.centraldepo.by/

Рефетека ру refoteka@gmail.com