Рефетека.ру / Социология

Курсовая работа: Основные подходы к образованию


КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Общая социология

Тема: «Основные подходы к образованию. Образование как глобальная проблема общества»


Содержание


Введение

Современное состояние образования

Основные подходы к образованию

Образование как глобальная проблема общества

Образование XXI века (прогнозирование). Перспективы образования в Уральском регионе

Заключительная часть

Список используемой литературы


Введение


Образование – целенаправленная систематическая, познавательная деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений и навыков, а так же совокупность знаний полученных в результате обучения. Образование, это необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Образование, это вид деятельности миллиардов людей на планете. В него постоянно включается значительное большинство населения многих стран мира. Чем больше образование распространялось в мире, тем значительнее и количественно становилось его научное исследование.

Каждый этап в развитии образования связан с осмыслением основных идей и путей его совершенствования. В основе всего лежит содержание, форма, направленность образования, методы его осуществления, соотношение с воспитанием. Содержание образования всегда отражает определенный уровень знания. Это, как правило, подтвержденные практикой либо признанной теорией знания. На начальном этапе развития человеческого общества ими были знания, проверенные и достигнутые в повседневной деятельности, борьбе за жизнь и выживание. Образование выполняло функцию – передачи знаний, традиций, умений, приемов, навыков деятельности по принципу «делай, как я», имело четко выраженную личностную направленность, способствовало адаптации человека к условиям жизни, обучало, воспитывало и развивало его в той степени, в какой это было возможно в конкретных обстоятельствах. По мере развития человечества знания, передававшиеся в процессе повседневного, регулярного обучения, становились неотъемлемым элементом социальной жизнедеятельности, образа жизни общества и конкретных людей. Практика обучения и воспитания развивалась по пути совершенствования, прежде всего, личностно ориентированного образования, ведь оно выполняет важнейшую социальную роль связующего звена между обществом и конкретным человеком.

«Содержание образования – целостный процесс, характеризующийся, во-первых, условием опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека». (Ледиев В.С., «Содержание образования», М., 1989 г.).

Этапы развития образования определяли его как относительно самостоятельное и самодостаточное явление. Разумеется, автономия была относительной, всегда существовала зависимость (в той или иной степени) от государства и церкви. Образование как социальное явление и процесс, как социальная система, наконец, как социальный институт, являясь элементом общества, испытывает на себе влияние практически всех изменений, происходящих в нем. Образование, так или иначе, воздействует на общественную систему, заставляет реагировать на свои потребности и проблемы. Образование – это одна из важнейших сфер жизни общества и одно из наиболее значительных средств самореализации личности. В различных цивилизациях осуществляется передача накопленного опыта путем образования. На каждом новом этапе своего развития образование последовательно приобретает разные формы (в традиционном обществе оно осуществляется через институты подмастерья и духовного наставничества на смену им приходит школа с обучением большого количества новых предметов и т.д.). Образование, это сложный культурно-исторический процесс. Это еще и самоценность, самоцель. Суть в том, что образование необходимо человеку для удовлетворения потребности узнать нечто новое. Именно в такой роли образование и его разновидность – самообразование часто выступают источником научного и культурного процесса.

Содержание образования для своего эффективного усвоения в масштабах общества требует соответствующих учреждений, структур, институтов. Один из первых институтов – прошел длительную эволюцию в своем развитии от немассовой, доступной лишь немногим людям, до обязательной для большинства населения, образованной структуры. Чем больше образование распространялось в мире, в отдельных странах, тем значительнее, количественно и качественно – становились его научные исследования.

Появление потребностей в развитии образования и государства, производства, науки, культуры, семьи (равно как и у образования в развитии этих институтов) и взаимной заинтересованности означало переход к новому этапу образования. В заметной форме такие обоюдные потребности и интересы сформировались к концу XIX к началу XX века. Именно потребности и интересы сформировались к концу XIX – началу XX века. Именно потребности и интересы общества в развитии конкретных социальных институтов вызвали бурное развитие образования и его концепции – как на уровне педагогики, так и в целом всего социально-гуманитарного знания. Научные исследования, осуществленные в рамках тех или иных наук, означало формирование различных подходов к изучению образования.

С проблемой образования и воспитания напрямую связана проблема нарастающей варваризацией общества. Перечень печальных явлений одичания можно продолжат долго, они лежат в основе самых серьезных социальных болячек: эмоциональная и нравственная неразвитость, разрушение института семьи, проблемы человеческой личности и т.д.

Сегодня много говорят об утраченном интересе к книге. Рассуждают о том, как привить детям любовь к чтению, чтобы дети читали, размышляли, спорили, находя в книгах ответы не только на вопросы, касающиеся изучения того или иного школьного предмета, но и на свои личные.

Уровень преподавания в школах в целом в нашей стране заметно снизился, что нашло выражение, например, в том, что лучшие ученики на международных конкурсах по отдельным наукам вместо мест в первой десятке откатились в 4–5-й десяток. «…Самое печальное, что нынешнее поколение начинает отставать не только по количеству, но и по качеству знаний. Год от года недавние школьники – талантливые и слабые, усердные и ленивые – выглядят, в массе, всё более «серыми». Наступает момент, когда об этом хочется сказать как можно громче…». (председатель приемной комиссии исторического факультета МГУ).

Известно снижение общего уровня образованности в России за последние 10–15 лет. Не последнюю роль сыграло расширение числа некоторых коммерческих ВУЗов. Поступление в такого рода ВУЗы определялось, прежде всего, готовностью платить за обучение, экзамены при поступлении носили в основном формальный характер. Вследствие коммерциализации образования, численность студентов за последние 10–15 лет превосходит потребности народного хозяйства в притоке новых специалистов.

Последнее время стали уделять внимание вопросам родного языка. Все озабочены тем, насколько неграмотны нынешние выпускники. Мысли и эмоции выражаются двумя-тремя словами: «Супер», «Классно», «Вау». Беда в том, что язык улицы активно транслирует телевидение. «…Полное ощущение, что язык «уплывает»…». (С.Серова, профессор Российской академии театрального искусства). И это воспринимается не как культурная, а как национальная катастрофа. Язык – это святыня, по языку мы все – родные. Это огромное богатство, огромная ценность. Это то, что объединяет нацию. Сейчас это понимается на государственном уровне. Нынешний год объявлен годом русского языка.

Неблагополучная ситуация в обществе, неразбериха в школьных программах привела к тому, что нередко под предлогом новаций в школу внедряются сомнительные учения. К сожалению, немногие из педагогов отдают себе отчет в той опасности, которую моральный нигилизм несет незрелым душам. Обществам утрачивается целостность и широта образования, утрачивается его мировоззренческая функция, а её цели подменяются идеологическими суррогатами или тем, что образование сводится к приобретению только профессиональных навыков. Такой подход подрывает все структуру и традиции Российской образовательной системы.

Никто серьезно не исследует возможные последствия внедрения новых технологий в учебный процесс – в том числе и отдаленные – негативные как для ребенка, так и для системы образования. Например, известное тестирование, препятствует формированию умения связно и аргументировано излагать мысль, анализировать и обобщать материал. Сочинения абитуриентов последних лет иллюстрируют этот факт.

Здоровый консерватизм педагогов, осознающих, что дети – не материал для экспериментов, до последних лет защищал детей. Однако бурный инновационный процесс в образовании разрушил эту стабильность. Отсутствие государственной идеологии обеспечивает «окно» для проникновения в школу самых разных программ и пока не будут определены серьезные государственные приоритеты, говорить о единых школьных программах вряд ли приходится. Если раньше школа получала от государства политический, четко сформированный и для всех одинаковый социальный заказ на воспитание «нового человека», то теперь ясности в общих ценностных ориентирах стало куда меньше. И если всё общество сегодня горестно размышляет о своей молодежи, её бездуховности, безверии, агрессивности, то школе приходится срочно искать какой-то выход из этой ситуации на каждом шагу, каждый день.

Школа как социальный институт вряд ли может быть существенно лучше создавшего её общества. Общество учреждает и строит школу, разрабатывает для неё программы и учебники, определяет её цели и функции, обеспечивает тот или иной уровень её финансирования, задает правовые рамки её деятельности, размещает систему образования в начале или в конце школы своих приоритетов. И если общество больно, то наиболее тяжелое недомогание обязательно обнаружится и в школе, возрождение общества будет связано с обновлением школы и всего института образования. Необходимо заметить, что способность и функция опережения материального бытия общества, присущая образованию крайне важна, ведь опережающая, заглядывающая в завтрашний день реформа может ускорить ход обновления общества.

Вряд ли кто будет оспаривать, что цели образования тесно связаны с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование, и обратно – образование воздействует на жизнь. Понять систему образования данного общества – значит понять строй его жизни.

Образование есть не что иное, как культура индивида. По существу своему оно не может быть никогда завершено. Мы образовываемся всё жизнь, и нет такого определенного момента в нашей жизни, когда мы могли бы сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования. Только необразованный человек может утверждать, что он сполна разрешил для себя проблему образования. Об образовании в подлинном смысле слова можно говорить только там, где есть культура и задачей всякого образования является приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Истина есть такая же цель общего образования, как личность, свобода, право. Каждый должен быть приобщен к науке и к истине. Ибо нет двух знаний – научного и «обыкновенного», а всякое знание, если уже научное знание.


Современное состояние образования


К началу XX века образование приобрело качественно новые черты с точки зрения его роли и места в жизни общества, прежде всего капиталистического. Став реально массовым, образование превратилось в особую отрасль духовного производства, вместе с тем необходимость и возрастающее значение его было очевидно. Многообразные потребности материального производства в образованных работниках различного уровня обученности, подготовки и квалификации привели к формированию системы до профессионального и профессионального образования.

Государство увеличивает расходы на содержание и развитие института образования. На протяжении всего XX столетия подходы к образованию, сформулированные в рамках философской, социологической, экономической и других наук разрабатывались и детализировались.

Одной из проблем в области образования стала проблема изучения качества подготовки специалистов для учебных заведений. Народное хозяйство переживало серьезный кризис и спад, одной из причин которого считался невысокий профессионализм значительной части работников, рассматривавшийся в свою очередь, как следствие недостаточного качества подготовки специалистов.

Сегодня образование из локального вида деятельности (когда люди учились лишь в школе и профессиональном учебном заведении, после чего к учебе уже не обращались) стало превращаться в универсальное на протяжении всей активной жизнедеятельности человека. Для достижения этой цели, помощи человеку в реализации его образовательных потребностей понадобилось создание институциализированного непрерывного образования с соответствующими центрами, учреждениями, организациями, персоналом, оборудованием, техническим оснащением и т.д.

Возникла целая «индустрия» непрерывного образования. Всё более видное место в структуре образовательной деятельности занимают вопросы развития личности, вопросы самообразования.

Система образования в России начала XXI века стоит на пороге больших перемен, от разумного решения которых государством при участии бизнеса нельзя продвинуться дальше в подъеме культурного уровня и образованности населения страны. И эта задача неразрешима в условиях существующей социальной дифференциации, как в экономике, так и в доступе к образованию. Перспективы развития образования во многом зависят от коренного изменения курса социально-экономической политики.

Российской общество всё в большей степени фокусируется на бизнес – ценностях, коммерции, «полезном знании». Наши студенты приходят в университеты для получения полезных знаний, обеспечивающих наиболее эффективный и скорейший доступ к источникам капитала.

В советской системе образования высшая школа формировала у специалистов определенные представления о социальной реальности, основанные на идеологии марксизма – ленинизма. Нельзя отрицать эффективность её внедрения в мировоззрение целых поколений. Три «кита» советского образования – фундаментальность, систематичность и последовательность позволяли сохранить высокий образовательный уровень. В новой России утрата системных социальных знаний, ведущая к росту функциональной неграмотности, влияет не только на молодое поколение, но и на «взрослую» часть населения страны, вынужденную самостоятельно определяться в новой социальной реальности, изменять своё мировоззрение в условиях противоречивого развития социальных процессов.

Ориентации молодых рабочих на карьерный рост, чаще всего связаны с уходом из рабочих профессий, как не обеспечивающих в настоящее время реализацию их жизненных и творческих потребностей. Поэтому представление о новом мобильном интеллектуальном рабочем является пока лишь абстракцией. Обнажаются общероссийские проблемы, вызванные отсутствием эффективных механизмов регулирования воспроизводства образовательного потенциала этой категории работников.

Низкий социальный статус начального профессионального образования как в представлениях молодежи, так и в образовательных приоритетах государства, нестабильность социально – экономической ситуации в стране, не способствующей развитию инвестиций предприятий в подготовку кадров. Потребности предприятий в подготовке квалифицированных кадров образовательными учреждениями требуют установления прочных и регулируемых взаимосвязей системы образования и экономики, особенно в региональном аспекте.

Сегодня связь между современным, качественным образованием и эффективной экономикой, безопасностью государства для всех очевидна. Наша страна, ориентируясь на инновационный путь развития, нуждается в качественном обновлении системы образования, подготовки кадров – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта – «Образование».

Разработан ряд мер по качественной модернизации существующей в России сети профессионального образования. Начиная с 2007 года национальный проект – «Образование» пополнился новым направлением – государственной поддержкой подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

Промышленными предприятиями оказывается спонсорская помощь образовательным учреждениям, которые получили средства на материально – техническое оснащение и обеспечение доступа к программным средствам и мировой глобальной сети Интернет.

Один из самых интересных проектов в сфере образования и подготовки кадров реализует корпорация «ВСМПО – АВИСМА». При участии компании в Верхней Салде была создана широкая сеть межшкольных классов производственного обучения, заключены договоры на подготовку кадров для предприятия с профессиональным лицеем, организованны восемь политехнических классов. Ведется целенаправленная профессиональная подготовка кадров для предприятий «под заказ», формируется кадровый резерв.

Сегодня основной упор и государство, и частный бизнес делают на качество подготовки и обучения специалистов. Следует отметить, что в условиях сохранения численности трудовых ресурсов потребность в работниках с различным уровнем профессионального образования будет увеличиваться. Вопрос о необходимом уровне образования рабочих не вызывает разногласий у экспертов. Начальное профессиональное образование должно стать основной базой для подготовки рабочих. Но это лишь первый этап, которого ещё требуется достигнуть, потому что большинство рабочих в настоящее время вообще не имеют профессионального образования.

Информационный бум, развитие и смена технологий в промышленности, структурных изменений в экономике, миграции населения. В результате происходит быстрое устаревание приобретенных профессиональных, социальных и общекультурных знаний, потеря ими актуальности. Возникает необходимость дополнительного обучения и переучивания в процессе деятельности. Отсюда актуальность идеи массового непрерывного образования как способа преодоления возникших социальных и образовательных проблем.

Одной из важных проблем сегодняшнего образования является недостаточный образовательно-квалификационный уровень всего преподавательского корпуса.

Национальный проект – «Образование» делая акцент на высокий уровень образованности, позволяющий человеку быть востребованным в жизни, претендовать на интересную высокооплачиваемую работу. Среди основных направлений проекта можно выделить: интернетизацию российского образования; поддержку на конкурсной основе лучших учителей и школ; поощрение талантливых молодых людей; государственную поддержку инновационных образовательных программ.

В настоящее время в школах появилась новая ставка психолога. Психологию вводят наравне с традиционными дисциплинами, а в некоторых школах и с первого класса. Главной задачей на уроках психологии – социализировать ребенка, помочь ему найти место в нашем непростом мире. Для младших главное – развитие воображения, творческого мышления и умения познавать себя, у старших школьников большее значение имеет выбор будущей специальности, профессии.

Активно в отношении профориентации своих детей, участвуют родители. Ориентируя их на более устойчивые и менее зависящие от социально – политических изменений жизненные стратегии и ценности. При этом значимым становится содержание и качество получаемого образования. Образование воспринимается как содержательно востребованная составляющая профессиональной стратегии.

«…Думается, что школьный вопрос так важен для всей нашей жизни, что сопоставим по значению с проблемами экономическими… Текущее десятилетие можно назвать временем педагогических инноваций…, но генеральной идеи нет…, отсутствует решающее слово, которое пояснило бы конечную цель школьного образования…». (Председатель приемной комиссии исторического факультета МГУ).

Нищенское финансирование народного образования, отсутствие четкого социального заказа, неразработанность правовых основ, регулирующих деятельность органов народного образования, всё – это реалии нашего времени.

Вопрос об оплате труда преподавательского состава пока остается открытым, что заставляет некоторых ученых уезжать за границу.

Нашей высшей школе нужна молодая профессура, её нет. За годы после революции 1917 г. из страны уехали сотни ученых, экономистов и т.д. Научные разработки не внедряются в производство. Так, академик Сергей Петрович Капица создал аппарат – «МИКРОТРОН», с помощью его можно лечить онкологические заболевания. Уже излечены десятки людей. Но в массовое производство аппарат не выпускают чиновники. («Комсомольская правда», 14-21 февраля 2008 г.).

«…Пока Вы будите поставлять нам такие кадры, наша фирма будет процветать…». (Билл Гейтс, корпорация – «Майкрософт», (половина сотрудников этой фирмы – люди получившие образование в СССР) ).

Как положительный факт следует отметить, активизацию военно-патриотической и спортивной работы. Конкурс – смотр школьных музеев в г. Екатеринбурге. Это соревнование призвано воспитать у учащихся патриотизм, гражданское и историческое сознание. По условиям смотра необходимо составить отчеты об участии в акциях «Ветеран», «Милосердие», «Письмо из госпиталя», а также о шефской работе с ветеранами войн и тружениками тыла.

Наличие компьютерных классов в школах позволяют проводить Интернет – конкурсы и Всероссийские Интернет – олимпиады. В 2007 г. все школы Уральского федерального округа должны были подключиться к Интернету. В Свердловской области серьёзно материально поддерживается талантливая молодежь. Уже на протяжении 12 лет отличники учебы получают Губернаторскую стипендию. Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» проводит Всероссийские конкурсы. Например: «Лучший урок письма», цель которого – сохранить эпистолярный жанр. Темы различны, кроме того, этот конкурс и для учителей: за лучшую методическую разработку проведения урока письма.

В последние годы платное образование прочно вошло в нашу жизнь. У родителей теперь есть реальная возможность выбора формы обучения для своего ребенка. В настоящее время многое делается для поднятия престижа образования. Например, в нашем регионе, в наступившем 2008 году, по сравнению с 2007 годом, расходы на образование увеличились более чем на четыре миллиарда рублей. Образовательный комплекс г. Екатеринбурга занимает одно из ведущих мест в России. Есть все основания полагать, что положительная динамика в области развития образования в ближайшие годы сохранится. («Уральский рабочий» № 15 от 30.01.2008 г.).

Россия пока остается одной из наиболее образованных стран мира, и состояние отечественной системы образования волнует многие умы. Перспективы развития, вклад общества и государства в этот процесс заставляют представителей педагогики философской, социологической, психологической, экономической и других наук обратить специальное внимание на сферу образования.


Основные подходы к образованию


На протяжении всего XX столетия подходы к образованию разрабатывались и детализировались. На их основе возникали научные школы, формировались особые отрасли знания, получившие сегодня четко выраженный научный статус: философия образования; социология образования; экономика образования и т.д. Эти подходы дают возможность всестороннего и целостного изучения системы образования.

Первой наукой проявившей интерес к образованию стала педагогика. Само её возникновение в качестве отрасли научного знания, самостоятельной научной дисциплины находилось в тесной и непрерывной связи с развитием образования. Нельзя не признать связи между образованием и научно-педагогическим подходом к нему – исторически первым подходом к образованию в системе научного знания. Этот подход сформировался в XVII – XIX в.в.

В XVII веке Ян Коменский создает выдающееся педагогическое произведение «Великая дидактика», которое является началом современной науки о процессе энциклопедического обучения. Я. Коменский выступает с идеей разносторонних социальных преобразований. Он требовал установления международного сотрудничества в области науки и образования. Выдвинул идею всеобщего начального обучения на родном языке. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа». В основу познания и обучения он поставил чувственный опыт и теоретически обосновал, подробно раскрыл принцип наглядности. О наглядности говорили и педагоги – гуманисты, но это было простое снабжение книг рисунками, без теоретического обоснования, которое дал Я. Коменский. Он требовал, чтобы учения начиналось не со словесного толкования о вещах, но с предметного наблюдения над ними. Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Я. Коменский противопоставил требование сознательности учения. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понятно рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни».

Я. Коменский выдвинул требование посильности обучения для обучающихся – «Детям нужно давать для обучения только то, что доступно их возрасту». Его рекомендации принципов и правил учебной работы до сих пор, в основных чертах, применяются в общеобразовательных школах различных стран. Его учебники получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в XVII – XVIII в.в.

В XIX веке швейцарский педагог-демократ И.Г. Песталоцци (1746 – 1827 г.г.), основоположник теории начального образования, связывает обучение и развитие ребенка с психологией, он пишет: «…Целенаправленное воспитание необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармоничного развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества…». До И.Г. Песталоцци необходимость соединения умственного и физического труда в образовании обосновывали тем, что окружающий на мир познается более полно. Он же указал на то, что навыки, в крайне простых делах и затем в более сложных, дают возможность человеку умения действовать, так как разум, всего лучше развивается посредством занятий, связанных с трудом и практикой.

В середине XIX века об образовании высказывал свои мысли выдающийся немецкий педагог Адольф Дистервег (1790 – 1866 г.г.). Задача школы, по его мнению, заключается в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан. А. Дистервег видел в психологии «основу науки воспитания». Он подчеркивал, что ценность имеют только те знания и навыки, которые приобретены учеником самостоятельным путем. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. По его мнению, необходимо уделять основное внимание, в начале обучения, на развитие навыков самостоятельно работать над усвоением учебного материала. В средней школе, вооружать учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями. Наилучшей формой обучения А. Дистервег считал – вопросный способ преподавания, метод, который развивает творческое мышление ученика. Огромное значение А. Дистервег преподавал систематической работе учителя над собой.

Все классики, начиная с древних времен, акцентировали внимание в своих теориях образования и воспитания на развивающем индивидуально – личностном их характере. Вместе с тем, образование должно быть наполнено социальным содержанием. Если взять школу или класс, представляющий собой как бы социальный организм, то в нем можно наметить «позиции»: социальная активность (активное участие в жизни класса, их активность переходит на других); социальная пассивность (нужно приложить усилие, что бы заставить работать); псевдосоциальная активность (человек под видом заботы об общем занят устройством своих дел); антисоциальная активность (скучающие ученики и не могут чем-нибудь заняться, стараются тогда всему помешать и всё спутать).

Каждый ученик таков, как определяется его активность всей окружающей социальной ситуацией. Этот мотив социальной органичности и индивидуальности должен быть принят во внимание и использован в практике воспитания.

В последнее время социальное направление педагогики начинает изучать природу класса, сознавая всю важность этого вопроса в регуляции педагогического процесса. Педагогический процесс нельзя понимать только как обучение. Немецкий философ И. Гербарт (1776-1841 г.г.) говорил о «воспитывающем обучении», что очень тесно связано с современным преобладанием интеллектуализма. То есть единственный верный путь воздействия на душу ребенка – это область интеллекта. Организуя умственную жизнь ребенка, мы тем самым, воспитываем его. «…задача педагога – научить детей жить их детской жизнью» - педагог-просветитель С.Т. Шацкий («Годы исканий». При правильной постановке задачи обучения, дети оказываются по-настоящему заинтересованными и вовлеченными в педагогический процесс.

Еще Платон указывал на то, что каждый человек хранит идеи в себе, так что ничего нельзя вложить в человека, кроме того, что уже у него есть. Усвоение всякого побочного материала (в кружках, на дополнительных занятиях по интересам и т.д.), происходит иногда гораздо успешней, чем основного. Здесь первенствующую роль играет добровольный интерес. Педагогика не есть техника, но – творческая работа.

Успех обучения зависит от умения преподавателя определить соотношение между чувственным и смысловым материалом, приняв во внимание уровень развития учеников. Без чувственной стороны у детей нет интереса, без усвоения смысловой стороны – нет воспитания и развития ума.

Научная педагогика была, есть и остается философией образования. В системе педагогики вопрос о цели воспитания является главным. Нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания. Все учебные заведения (школы, училища, техникумы, институты) – есть виды социальной структуры включающие в себя: 1. Структура иерархическая, т.е. кто стоит выше, кто-то ниже. 2. Кооперация, т.е. сотрудничество. 3. Противопоставление одних другим, открытое и постоянное соперничество, т.е. борьба.

Иерархическая структура может покоиться на авторитете. Явление авторитета, одно из самых продуктивных социальных отношений, имеет громадное значение для умственной жизни и творчества. Но даже при наличии силы авторитета нельзя определить, во что она обратится. Это всецело зависит от обеих сторон, составляющих авторитет: высшей – учителя, и низшей – обучаемого. Присутствие авторитета, дающее опору и чувство уверенности ученику, влияет коренным образом на всю его установку. Это явление объясняет творческое значение авторитета, оно поднимает обучаемого на более высокий уровень, вызывает развитие, создает творческий скачок. В этой стимуляции творческих сил и заключается педагогическая ценность авторитета.

Ещё К.Д. Ушинский писал: «Личность может воспитать только личность». В настоящее время в наличии имеется большой арсенал методик, различных научных разработок и исследовательских работ, которые позволяют повысить профессионализм преподавателя. Необходимо осознать, что общая культура личности преподавателя есть та основа, на которой и строится любая воспитательная, общепедагогическая технология. «Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: механистичности, рутинности, банальности». (А. Дистервег).

Связывание педагогических проблем с темами современности есть плодотворная сила, которая определяет собой творческое настроение педагогической мысли. Проблемы педагогики не могут быть до конца поняты «автономно», они должны быть связаны с общими вопросами нашего времени. Проводимая в нашей стране экономическая реформа затрагивает все сферы деятельности человека, и образование не является исключением.

Впервые в своей истории российская общеобразовательная школа включается в сферу экономических отношений в системе общественного воспроизводства. Производимая его продукция – образовательные услуги, - предполагается потребителем точно так же как продукция других отраслей материального и не материального производства. Н.Г. Чернышевский (экономист, социолог, философ, демократ) считал распределение просвещения социально-педагогической проблемой, указывал на диалектику взаимосвязи политической власти и образования. Он отмечал, что педагогический труд отличается от других видов труда, тем, что окончательный результат его «не предмет, посторонний человеку, а сам человек». Ремесленное, профессиональное, техническое образование имеет экономическую ценность, так как оно делает человека более производительным работником, способным создавать «внешние предметы, ценностью которых может определяться ценность обучения». В данном случае труд педагога имеет экономическую ценность.

Школа является частью системы непрерывного образования, его базовым звеном, именно в ней человек получает систематические навыки учебной работы. Задача педагогики – научить учиться всю жизнь, в этом одно из главных предназначений школы как социально-педагогической системы. Целью образования Н.Г. Чернышевский видел в формировании передовых взглядов и убеждений, развитию в человеке сильных общественных стремлений, прогрессивных взглядов на общественную и личную жизнь. Мотив целостности в воспитательном воздействии на ребенка имеет огромное значение в русском педагогическом сознании, так как он созвучен мотиву целостности личности в русской философии.

По существу можно различить три направления в русской педагогической мысли: 1. Педагогический натурализм. 2. Педагогический идеализм. 3. Религиозно-педагогическое направление.

Педагогический натурализм – связан с философской мыслью, верой в природу ребенка, в возможность рационализации педагогического дела, вера в творческие силы ребенка, в его внутренние стремление к раскрытию своих сил, и что всякое внешнее влияние имеет тормозящее действие, устранение всякого авторитетного начала в взаимоотношении взрослых и детей, предоставление полной самостоятельности и инициативе ребенка. Правильное воспитание, как его понимает данное направление, есть необходимая база социального переустройства.

Основные идеи религиозно-педагогического направления могут быть выражены в следующих положениях: «…Основным процессом в жизни человека надо признать не физическую и не психическую сторону в нём, а духовную, которая носит залог целостности. Духовный процесс заключает в себе ключ к пониманию всего, что происходит в человеке». (Ректор Богословского Института в Париже, протопресвитер В.В. Зеньковский).

Одним из выдающихся представителей научного течения в педагогике был П.Ф. Лесгафт (1837-1909 г.г.). Через дисциплину тела, через физическое воспитание он искал того, чтобы сообщить дисциплину духу, вооружить личность для жизненной борьбы навыками к стойкости и выдержке. Эта духовная сторона физического воспитания имеет, по П.Ф. Лесгафту, огромное значение в путях социальной жизни, которая требует от каждого огромного развития задерживающих сил.

В педагогике существуют две основные стороны: 1. Цель педагогического воздействия – и эта сторона может быть освещена лишь философией. 2. Это тот материал, над которым работают педагоги (здесь решающее слово принадлежит психологии.

Педагогика тесно связана с социальным фактором. Социальная среда есть важнейший проводник формирующих человека сил. Через неё человек получает наследие опыта жизни предыдущих поколений. Социология, как важнейшая наука (термин – «Социология» впервые был определен французским мыслителем О.Контом в 1838 году), повлекла за собой возникновение социальной психологии и затем социальной педагогики.

Первое крупное имя в социальной педагогике, это Наторн (1854-1924 г.г.) – немецкий философ. Он формирует свои педагогические идеи в книге «Социальная педагогика»: «…Человек должен быть воспитан не для индивидуальной жизни, а для жизни с другими…».

В педагогических исследованиях в наши дни применяются следующие методы: 1. Социологии. 2. Философии. 3. Психологии.

Для сбора какой-либо информации, необходимой для решения педагогических проблем используются такие методы социологии как: анкетирование. Например, опросы – это произвольная беседа, целенаправленное собеседование, где учитываются и психологические факторы: атмосфера доверия, чувство такта, меры и т.д. Анкетирование – для получения оценки профессиональных и личностных качеств учителей, учебно-воспитательного процесса в целом или отдельных его сторон и т.д. Обобщение позволяет более глубоко оценить деятельность педагогов с принципиальных позиций.

Для определения уровня развития навыков, знаний, личностных характеристик в педагогической практике широко распространен метод психологической диагностики – тестирование. Вместе с тем в педагогике возможна интуитивная обработка информации, существующая на основе чувства, без какого-либо обоснования, с помощью доказательств. Можно отметить интересный философский подход в педагогике – абстрагирование. Речь идет о первоначальном отвлечении от конкретных фактов и поиске научно обоснованного алгоритма деятельности (ведь любые алгоритмы предполагают моделирование. Например: процесса обучения и т.д.).

Если рассмотреть философский подход к образованию, то можно отметить, что этот подход заключается в том, что предметом философии является закономерности функционирования и развития сферы образования во всех её аспектах: 1. Ценностно-целевой (цель и ценность получаемых знаний). 2. Системный. 3. Процессуальный (процесс получения знания). 4. Результативный (результат).

Философский подход к образованию дает возможность выявления реальных противоречий и коллизий, столь типичных для развития образования. Благодаря философскому подходу к образованию можно понять перспективы его развития, без чего нельзя выстроить ни стратегию, ни практику, ни политику в этой сфере общественной и личной жизни. Применение философского подхода к образованию позволяет выявить существо такого важнейшего явления современности, как единое мировое образовательное пространство, без осмысления интеграции с которым вряд ли можно рассчитывать на сколько-нибудь заметные достижения в области обучения.

Общие принципы положения философии (мировоззрение, учение об отношении человека к миру, всеобщие законы развития природы, общества и мышления, общие принципы бытия и познания и т.д.) применяются для анализа самых различных сторон образования, рассматриваемого и как система, и как процесс, и как деятельность, и как ценность, и как социальный институт.

Иная точка зрения на философию образования – содержание философии образования в основном совпадает с теоретико-методологической проблематикой педагогической науки.

До XIX столетия развитие образования на концептуальном уровне происходило в основном в системе педагогического знания, затем интерес к нему стали проявлять философы, писатели, широко мыслившие социальные и политические деятели, а в XX столетии сфера образования стала объектом внимания и исследовательского интереса социологов, психологов, экономистов и т.д.

И в заключении можно отметить, что педагогический подход к образованию – это формирование человека в ходе учебно-воспитательного процесса, с помощью определенных методов, средств и форм педагогической деятельности.

Стремление выявить личностные аспекты образования сближают педагогику с психологию с социологией. Социология образования может и должна заниматься вопросами учебного процесса, анализом содержания образования. Она призвана дать ответ на следующие вопросы: 1. В какой мере существующая система образования удовлетворяет общественные потребности в образованных, подготовленных людях, в том числе в специалистах в разных отраслях народного хозяйства. 2. В какой степени эта система удовлетворяет потребности и интересы самих обучающихся. 3. Что является стимулом образования: практические, инструментальные нужды или же превращение потребности в знаниях в самоцель личности. 4. Влияние образования на все системы общественной жизни. 5. Перспективы и тенденции развития образования, пути достижения оптимальной взаимосвязи всех элементов этой системы.

Началом социологии образования явились 10-30-е годы XX века. Это ранний этап социологии образования: определение предмета и задач; взаимоотношения с педагогикой; определения характера и содержания социологического изучения образования. 30-60-е годы, это этап развития эмпирических исследований в различных образовательных учреждениях (прежде всего в школах). 70-80-е годы, третий этап наряду с эмпирическими изысканиями, наметился заметный интерес к теоретическим проблемам образования (обоснование кризиса образования, его тесной связи с профессиональной и социальной структурой общества, выявление различных форм и видов неравенства в образовании, образование как глобальная проблема и т.д.). Наконец, четвертый этап, 90-е и последующие годы, это поворот социологии образования в сторону более глубокого изучения его содержания.

Основные подходы к определению задач социологии образования могут быть обозначены как исторический, методологический, теоретический, эмпирико-прикладной.

Исторический подход к определению задач социологии образования позволяет уловить основные тенденции, действующие в развитии образования и в социологической отрасли знаний, занятой его исследованиями, обнаружить метаморфозы социологии образования в связи с таким анализом.

Методологический подход требует выявления задач социологии образования в связи с её местом в системе социологической науки, взаимодействием с другими её отраслями – социологией молодежи, социологией знания, социологией профессии и т.д. Методологический подход нацеливает также на выявление связей между социологией образования, как отраслью социологической науки и специальными (частными) социологическими теориями образования. Методологический подход касается также проблем отраслевого развития и взаимодействия в самой социологии, а теоретический нацелен на выявление роли образования в развитии экономической, социальной, духовной сфер общественной жизни. Вместе с тем задачи такого же характера решаются в ходе изучения влияния социальных (экономических, политических, духовных) процессов на развитие образования.

Характеризуя теоретический подход к определению задач социологии образования, специально следует выделить необходимость исследования самообразования. Задача социологии образования (и самообразования как её подотрасли) состоит в изучении характера этого процесса, его тенденций и форм.

Эмпирические исследования, выполняемые в рамках социологии образования, решают задачи теоретического и практического характера. В качестве типичных исследований можно назвать работы в сфере изучения образовательных потребностей различных слоев населения: молодежи, иных социальных групп. По существу, речь идет о заказных, практических исследованиях, преследующих конкретные цели получения знания, которое могло бы быть использовано в интересах развития тех или иных образовательных структур, учреждений, систем, центров и т.д.

Ещё одним направлением эмпирических исследований является изучение социологии качества и эффективности образования.

Социологический подход к образованию нацелен прежде всего на определение места и роли образования в обществе. О выявлении диалектики, взаимодействия образования и различных подсистем общества: экономических, политических, социальных, культурных. Социология обращает внимание на взаимосвязи образования с различными общественными структурами, институтами и организациями. Её волнует эффективность образования, трактуемая в широком социально-экономическом и культурно-нравственном диапазоне. Социологию интересует влияние на образования труда, быта, свободного времени, условий жизни, ценностных ориентаций, различных форм и видов деятельности, а так же обратного воздействия образования как вида деятельности на разные стороны образа жизни человека (социальных групп).

Специфика социологического подхода к образованию состоит в том, чтобы анализировать степень удовлетворенности им различных социальных общностей, как непосредственно включенных в его систему, так и косвенно связанных с ней. Речь идет о выявлении социального самочувствия различных групп в сфере образования, факторах социального комфорта и дискомфорта (что особенно актуально для общества, совершающего переход к рыночным отношениям), готовностью людей продолжать образовательную деятельность в течение всей их жизни либо достаточно долгого времени.

Предметом социологии образования является проблемы процесса учения, в том числе его суть. Основные подходы к образованию в социологии это: деятельностный, системный, институциональный. Они позволяют четко разграничить объект и предмет характеризуемой отрасли знания. В качестве объекта рассматривается образование как система, выступающая в виде совокупности и взаимосвязи различных образовательных подсистем: дошкольного, школьного, профессионального, высшего и т.д., а так же объектом социологии образования является информация об образовании, собранная с помощью многочисленных методов социологического исследования, на основании самых разных источников. Предметом социологии образования является само образование, как социальный институт. Институциональный анализ ориентирует на выявление устойчивых форм организации образования.

Социальный институт образования обеспечивает в обществе устойчивость, социальный порядок, и не только в сфере образования, поскольку связан многообразными отношениями с другими социальными институтами (например: производства, науки, культуры, семьи) и оказывает на них сильное влияние.

Важнейшей функцией социального института образования является способствование соблюдению социального порядка и поддержанию морального климата в обществе (осуществляется контроль за отклоняющимся от установленных норм и принципов поведением).

Институт образования выполняет в обществе ряд вполне определенных экономических (формирование в обществе социально-профессиональной структуры и работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями), социальных, культурных функций. Вопрос заключается в том, какое по характеру и содержанию образование следует давать сегодня с точки зрения его востребованности на производстве и в обществе.

Социальные функции образования выражаются в том, что образование способствуют процессу социализации личности, изменению социальной структуры общества, социальной мобильности (переход людей из одной группы в другие – благодаря образованию).

Культурные функции социального института образования состоят в использовании личностью, социальной общностью его достижений для формирования и развития творческой деятельности, совершенствования культуры. Социологией образования изучаются группы людей, которым присущи: 1. Относительная однородность состава. 2. Устойчивость (по содержанию деятельности). 3. Способность к осуществлению многообразных видов деятельности. 4. Способность к взаимодействию с другими социальными группами. 5. Наличие внутренней структуры. 6. Вхождение в более широкие социальные общности.

Центральной задачей социологии является изучение человеческой деятельности, её проявления на уровне социальных общностей, внутри них и между ними. Социологии образования смотрят на школу как на «средство культурного воспроизводства». Они проводят «эмпирические исследования учительских методов для того, чтобы обнаружить эффективность некоторых из них».

Образование как социальный институт взаимосвязан с другими социальными институтами общества: государством, производством, культурой, наукой, семьей. Функционирование института образования, содержание его деятельности зависит и в материальном, и в социальном, и в духовном отношениях от состояния и развития государства, производства, науки, культуры, семьи. Вместе с тем система образования «отдает» своих выпускников, прежде всего этим системам и институтам.

На основе взаимосвязей социального института образования с другими социальными институтами можно выделить пять парадигм образования: 1. Государственно-образовательная. 2. Производственно-образовательная. 3. Научно-образовательная. 4. Культурно-образовательная. 5. Семейно-образовательная.

Основой государственно-образовательной парадигмы является выявление различного типа зависимостей между государством и образованием. Существует по меньшей мере три типа связи: жесткая, ослабленная, свободная.

В примитивном обществе, когда еще не сформировался институт государства (и образование как социальный институт тоже) естественно предположить отсутствие связи между государством и образованием. Образование понималось как передача навыков и традиций. Характер связей зависит прежде всего от типа государства, в рамках которого рассматривается образование. Эта зависимость выступает в двух основных разновидностях – экономической (материально-финансовой) и духовной (содержательно-идеологической).

Особенностью государственно-образовательной парадигмы заключается в том, что она позволяет рассматривать возможности и перспективы образования в тесной связи с типом, характером и уровнем развития государства. Такой подход допускает осуществление одного из вариантов общего прогнозирования развития образования.

Производственно-образовательная парадигма – рассматривает различные формы превращения требований производства в те или иные системы профессионального образования и подготовки кадров для него. Существуют соответствующие образовательные стандарты, выступающие средствами развития профессионального образования. Производственно-образовательная парадигма в значительной степени касается перспектив и процессов изменения этих стандартов.

Научно-образовательная парадигма – зависимость образования от науки (и наоборот) определяется тем, насколько полно и глубоко используются достижения науки в развитии образования, как они отражаются в его содержании. Эта зависимость определяет уровень образования: чем лучше используются новейшие достижения науки, тем он выше. Перспективы развития образования напрямую связаны с возможностями перевода достижений и языка науки в материал учебно-образовательного процесса. Насколько успешно будет развиваться этот процесс, зависят и перспективы науки. Научно-образовательная парадигма оказывается важным инструментом моделирования процессов, происходящих в образовании.

Культурно-образовательная парадигма – ни с одним социальным институтом образования не связано так прочно, как с культурой. И образование, и культура как социальные институты передают опыт поколений, сохраняют и воспроизводят ценности, организуют взаимодействие учреждений и групп людей в ходе производства, воспроизводства, сохранения и распределения духовных ценностей. Осуществлялись эти функции образованием и культурой на протяжении всего процесса развития общества.

Семейно-образовательная парадигма – семья выступает первичным «образовательным» институтом, именно с неё начинается обучение и воспитание. В этом смысле уровень развития образования зависит от этой базы. Связь между образованием и семьей зависит от прочности семьи как социального института. Раскрывая суть семейно-образовательной парадигмы, имеет смысл рассматривать несколько типов связей между семьей и образованием. Специфика их проявления состоит в том, что они существуют актуально, в каждый конкретный период общественного развития и в его рамках определенным образом соотносятся между собой. Так, в современных условиях применительно к России можно установить существование разных типов этих связей – жесткого, где в семье проблемы образования её членов является главным, и ослабленного где проблемы образования не главные, но занимают свое определенное место, и свободного и осознанного выбора и есть немало семей, в которых вопросы по образованию вообще не рассматриваются.

Развитие образования и новые его парадигмы определяются внешними, социальными зависимостями, главными среди которых оказываются общественные структуры и институты, в первую очередь государство, производство, наука, культура, семья.

Социология образования находится на пороге нового этапа своего развития. Хотелось бы отметить тот факт, что возрос интерес социологов к многочисленным проблемам социального неравенства в связи с развитием образования. Новым в социологии образования является и исследования самообразования, это направление крайне важно с учетом перспектив развития образования. Провозглашается тезис о том, что подлинное образование сопряжено со смещением акцентов в образовательной деятельности человека на самообразовательную в любых её формах.

В настоящее время и ближайшие годы возрастет роль исследований социологами качества и эффективности образования, в связи с постепенно осуществляющимся вступлением России в европейское образовательное пространство (так называемый – «Болонский процесс»), одним из требований к которому, является контроль и мониторинг качества образования.

Характеристика образования как сферы взаимодействия (либо столкновения) потребителя и продавца соответствующих услуг, их свободного рынка и механизмов государственного регулирования этой сферы, выявление маркетинговых аспектов образования, связанных с изучением общественных и индивидуально-личностных потребностей в нем, означает наличие связи между экономическим и социологическим подходами к образованию.

В рамках экономического подхода к образованию, образование рассматривается как один из важнейших социально-экономических ресурсов развития, как общества, так и личности. Повышение образовательного уровня работников влияет на рост общественной и индивидуальной производительности труда.

Известно, что впервые вопросы экономики образования были подняты ещё во второй половине XVIII века А. Смитом и Д. Стюартом. А. Смит приравнивал человека, получившего образование и затратившего на это много труда и времени, к одной из самых дорогих машин.

Суть экономического подхода к образованию в лаконичной форме может быть определена через диалектическое взаимодействие экономики и образования: 1. Как экономика общества влияет на образование, включая его в систему финансово-экономических отношений. 2. Какова экономическая эффективность образования. 3. Как образование влияет на развитие производства, экономики общества в целом.

На экономический подход к образованию в XX веке оказали наибольшее влияние два ведущих направления мировой экономической мысли: 1. Неоклассическое (представители направления считали, что образование подчиняется действию свободных рыночных механизмов, а государство создает лишь необходимые условия для этого, и не должно активно вмешиваться в сферу образования, потому что: а) Подавляет конкуренцию производителей образовательных услуг; б) Нарушает тем самым принцип социальной справедливости в сфере образования). 2. Кейсианское направление (его представители наоборот считают, что государство должно взять под контроль образование и его экономику. Свою точку зрения они обосновывают тем, что каждый конкретный человек может не осознавать в полной мере своих личных и общественных интересов, и это мешает развитию образования как производственного процесса).

В настоящее время происходит определенная интеграция двух этих направлений.

Составной частью экономического подхода к образованию является разработка образовательного маркетинга. Выявление потребности в образовательных услугах, их потребителей, заставляет конкурировать производителей этих услуг. Следовательно, подлинным хозяином на рынке образовательных услуг становится потребитель. Смысл экономического подхода к образованию в современном обществе состоит в том, чтобы показать необходимость ограниченного вмешательства государства в отраслевую экономику образования. Эта необходимость вызвана наличием у государства определенных экономических ресурсов, которые оно в состоянии направить на реализацию ряда программ развития образования.

Таким образом, цель экономического подхода состоит в том, чтобы показать разумные возможности и рациональные пропорции в сочетании свободного рынка образовательных услуг с механизмами государственного регулирования сферы образования в интересах потребителей этих услуг.


Образование как глобальная проблема общества


Образование в обществе выступает не только в качестве социального института, но и как система. Люди воспринимают образование как систему, включающую в себя различные ступени и уровни (дошкольное, школьное, профессиональное, высшее и т.д.).

В рамках системы образования – само образование рассматривается как самодостаточный феномен, не требующий выявление его связей с другими социальными институтами.

Каждая ступень образовательной системы функционирует автономно, без учета потребностей и интересов «предшественников» и «последователей». Разрыв между ними сказывается и на состоянии каждой подсистемы, и на учащихся, образ жизни которых нередко оказывается расколотым в сфере их образования и воспитания на ряд почти не связанных между собой ступени. Пока, к примеру, школа будет озабочена в первую очередь вопросами успеваемости и не станет ориентироваться в своей деятельности на потребности и интересы учащихся, перспективы их интеграции в последующую, «послешкольную» жизнь, ей как институту общества трудно рассчитывать на высокий авторитет в нем. ВУЗы, колледжи, училища, должны выполнять функции подготовки молодых людей не только к работе по полученной специальности, но и связанные с деятельностью в новых условиях перехода рынку. Следовательно, в основе нормального функционирования образования, как социального института, лежит удовлетворение потребностей в обучении, воспитании, социализации, профессиональной подготовки, имеющей как индивидуально-личностный, так и общественный характер, реализуемых отдельными людьми и учебными заведениями в их практической образовательной деятельности. По существу формируется и исследуется новая проблема социологии образования.

До недавнего прошлого вся система образования в нашей стране развивалась без малейшего учета потребностей, прежде всего конкретного человека. Строительство новых и расширение уже действующих учебных заведений ставилось в прямую зависимость от развития материального производства. Потребности и интересы конкретных людей никого не интересовали. Не ставилась задача не только их удовлетворения, но даже изучения и знания. К сожалению, образование в мире и сегодня больше повернуто в прошлое, чем в настоящее и будущее, рассчитано на усвоение готового знания, а не на подготовку к решению проблем.

Решение проблем образования в одной стране не может не сказаться на общемировой ситуации в этой сфере. Комплексное решение вопросов образования может быть эффективно предпринято только совместными усилиями ряда стран, либо даже всеобщими стараниями человечества. Необходимо иметь в виду реальную угрозу: страны с неразвитым образованием и низкими расходами на него никогда не сумеют вырваться в группу среднеразвитых, тем более высокоразвитых государств. К примеру, в большинстве африканских стран расходы на образование в расчете на душу населения в 90-100 раз ниже, чем в США или Канаде.

Сегодня известно, что каждый пятый житель планеты неграмотен. В нашей стране незначительные расходы государства на образование в течение 90-х годов конца XX столетия, выезд из страны сотен тысяч высокообразованных специалистов – фактор способный отбросить отечественную систему образования далеко назад.

В последнее время всё чаще звучат слова: «глобализм» и «глобализация». С точки зрения глобализации небезинтересно посмотреть и на предполагаемую реформу российского образования.

Унификация образования в России(двенадцатилетнее обучение) – смысл такого перехода лежит за пределами России: «Мы вынуждены вводить «двенадцатилетку», потому что все остальные страны уже на нее перешли» – В.М. Филиппов (Министр образования).

В русле глобальной унификации лежит и идея единого выпускного экзамена – это делается для подгонки под общемировой стандарт. Да, тестирование более технологично и облегчает работу проверяющему. Но то, что более технологично, вовсе не обязательно более качественно.

Сегодня мотивация к учебе становится чисто прагматической: не будешь учиться – не поступишь в ВУЗ – пойдешь служить в Армию.

Жизнь человека в трех основных и традиционных для него сферах – социальной, политической, и экономической – всё больше подменяется деятельностью в совершенно иных пространствах. Реальные социальные контакты замещаются виртуальным общением в рамках различных мировых коммуникационных систем (Интернет, телефон, телевидение и т.д.).

Необходимо обратить внимание на влияние информационных технологий на сферу образования, она сейчас распространяется и внедряется во все сферы жизни и деятельности человека и общества. В развитых странах разрабатываются сценарии жизни «информационного общества», предусматривающие распространение электронно-вычислительной техники (ЭВМ), обучение всех – от мала до велика основам программирования для последующей работы с персональными компьютерами в быту и на производстве. На информационную технологию существует две точки зрения.

Представители первой рассматривают её как революционную, направленную на радикальные общественные преобразования, освобождение личности, улучшение благосостояния людей и общества в целом.

Другие усматривают в информационной технологии новый источник власти. Это означает, что общество будет дифференцироваться по принципу доступа к информации, способности её воспринимать и адаптироваться к нововведениям, по принципу разделения граждан на информационно-бедных и информационно-богатых.

Благодаря Интернету создается единое образовательное поле. Специалисты всех областей, из разных стран мира, могут быть в курсе наилучших достижений в науке, музыке, экономике и т.д. Информационное поле раздвинуло свои границы.

Трудно предсказать, какими будут конкретные формы информационных изменений в нашей стране, и как они повлияют на развитие оборудования, но ясно видно, что будущее за информационными технологиями.

образование знание умение навык

Образование XXI века (прогнозирование). Перспективы образования в Уральском регионе


На рубеже XX-XXI веков возникли предпосылки для нового толкования парадигмального характера образования. Эти предпосылки приводят к поиску центральной, определяющей развитие образования, идеи. Значительное усиление роли образования в жизни индивида, многих социальных групп, общества в целом привело к осознанию растущей ценности образования.

Образование есть не только обучение и воспитание других, но и формирование самого себя. Самообразование имеет сугубо индивидуально-личностный характер. Пока в нашей стране, несмотря на появление широких возможностей для самообразования (компьютерные и информационные технологии), отсутствуют стимулы к его осуществлению. Наше общество практически не формирует предпосылок для развития самообразования, без которого ни сама система обучения и воспитания, ни вступление в цивилизованное информационное общество в полной мере не могут «состояться».

Необходимость самообразования как особого вида деятельности для многих профессиональных групп никак не учитывается и не фиксируется в нормативных документах. Этот вид деятельности не включается в рабочее время, а предоставление участнику производственно-трудового процесса в отдельных случаях нескольких часов для работы с литературой, в библиотеке рассматривается, чуть ли не как благодеяние руководителя.

Между тем нормативное закрепление самообразования как особого, крайне важного для ряда профессиональных групп общества вида деятельности является внешним времени и должно стать предметом государственной социальной политики в сферах образования и производственного труда.

Эта проблема становится ещё более настоятельной в условиях перехода в рыночной экономике, поскольку именно в ней в полной мере выявляется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям.

Понятно, что дальнейшие развитие сферы образования зависит во многом от позиции государства, его социальной политики, реального признания приоритетности этой сферы. Нужен активный поиск современных технологий развития образования. Не последнюю роль играет и прогнозирование.

Более значимым являются прогнозы краткосрочные (на 5-10 лет). Они более достоверны и ответственны. В случае необходимости могут быть внесены нередко существенные коррективы в прогнозируемые процессы. Краткосрочные прогнозы позволяют наметить тактические пути решения тех или иных проблем.

Долговременные прогнозы рассчитаны на глобальные, общие перспективы развития тех или иных процессов в образовании.

Разумеется, все общественные прогнозы, особенно в такой сложной, многофакторной сфере, какой является образование, носят вероятностный характер, и зависят от социально-экономической обстановки в стране, от создания условий естественного приоритета квалифицированного труда, высокой образованности, профессиональной компетентности, культуры.

В нашем городе планируется создание Большого евразийского университетского комплекса. Концепция создания этого учебно-научно-производственного комплекса рассчитана на три этапа. На первом этапе (до 2015 года) планируется построить студенческий городок и десять научно-образовательных центров, которые будут работать в интересах предприятий и ВУЗов региона. С учеными будут взаимодействовать специалисты промышленности, будут готовиться необходимые для предприятий кадры высшей квалификации. Создавая инновационные проекты, ученые намерены внедрять их в широкое производство.

Научно-образовательные центры – это первый этап создания университета XXI века и реального повышения конкурентоспособности промышленного комплекса.

Образование и подготовка кадров должны стать такими же лидирующими отраслями, как металлургия и машиностроение, чтобы они не только покрывали внутренние потребности региона, но и привлекали на Средний Урал дополнительные инвестиции. Это позволит сделать наш рынок одним из центров по подготовке специалистов в соответствии с мировыми стандартами, обеспечить не только потребности отечественной экономики, но и начать экспорт образовательных услуг.

Именно образовательная сфера всегда и неизбежно связана с самой многочисленной, работоспособной частью общества: то есть с теми, кто-либо учится сам, либо учит своих детей, либо совмещает то и другое. Эта часть общества в определенном смысле определяет всё общество и его будущее: отношения к своему образованию и к образованию своих детей формирует как структуру общества, так и его перспективы.

Поэтому сегодня достижение реальных успехов в образовательной сфере может определить успех развития нашей страны.


Заключительная часть


Молодое поколение есть наследие того, что собрано предыдущими поколениями. Не возможно отрицать, что настоящее поколение образование прошедшего, а потомки будут образованнее настоящего поколения.

Как всякое развитие, так и ход человеческого образования может быть ускорен и замедлен, остановлен на время, даже на несколько времени возвращен назад. Как ускорение, так и замедление образования, и вообще весь ход его зависит от молодого поколения; и власть его в этом случае простирается не только на настоящее, но и далеко в будущее.

Своей недеятельностью поколение может замедлить на всё время своего действования дальнейший ход образованности человечества.

Предшествовавшие поколения предоставляют новому поколению познания, ими накопленные: от него зависит, воспользоваться ими или нет; увеличить их сумму или уменьшить (забыть).

Если настоящее поколение умножит массу знаний, им наследованных, тогда влияние его деятельности распространится на всю будущность образования человечества.


Список используемой литературы


Гессен С.И., «Основы педагогики», изд. «Школа-пресс», г. Москва, 1995 г.

Зеньковский В.В., «Педагогика», изд. «Православный Свято-Тихоновский Богословский институт», г. Москва, 1996 г.

Кондаков М.И., Чернышевский Н.Г., «Избранные педагогические сочинения», изд. «Педагогика», г. Москва, 1983 г.

Ожегов С.И., «Словарь русского языка», изд. «Русский язык», г. Москва, 1989 г.

Прохоров А.М., «Советский энциклопедический словарь», изд. «Советская энциклопедия», г. Москва, 1982 г.

Журнал «Управление современной школой», методическое пособие для директоров школ, под ред. М.М. Поташника, изд. «Российская академия образования», г. Москва, 1992 г.

Газеты «Комсомольская правда» от 14-21 февраля 2007 г., «Областная газета» от 21 января 2008 г.

Похожие работы:

  1. • Анализ теорий цены и сущности рыночного подхода к её ...
  2. • Исследование интеллектуальной активности
  3. • Системный подход к построению основных терминов и ...
  4. • Компетентностный подход как основа обновления ...
  5. •  ... школы в системе дополнительного образования
  6. • Постнеклассическое естественнонаучное образование
  7. • Качество населения России
  8. •  ... как историко-культурный феномен европейского образования
  9. • Основные тенденции развития образования в ...
  10. • Оценка качества общего образования глазами школьников
  11. • Содержание образования как средство развития личности ...
  12. • Образование в системе философских концепций
  13. • О качествах человека и качестве образования
  14. • Учреждения дополнительного образования как составная часть ...
  15. • Культурологическая концепция преподавания русского языка
  16. • Проблемы обучения детей-мигрантов
  17. • Новые подходы к изучению иностранного языка
  18. • Статистический анализ образования
  19. • Государственный образовательный стандарт. Характеристика ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com