Рефетека.ру / Физкультура и спорт

Статья: Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7-14 лет средствами ушу

Доктор педагогических наук, профессор А.В. Гаськов

Аспирант И.В. Марковец

Бурятский государственный университет, Улан-Удэ

Для большинства людей слово ушу ассоциируется с китайской гимнастикой, а его синоним кун-фу, чаще употребляемое на западе, - с кинобоевиками Брюса Ли, Джеки Чана. Но эти представления отражают лишь часть гигантской "Системы систем", которая возникла в глубокой древности, совершенствовалась на протяжении тысячелетий и сохранила традиции до наших дней. Различие взглядов на нее не удивительно - ведь только основных их стилей насчитывается несколько тысяч. Ушу (в буквальном переводе "воинские искусства") - это и оздоровительная гимнастика, и спорт, и боевое искусство, и медицина, а в сущности это - путь духовного просветления наука жизни.

Известно, что психический, физический и духовный аспекты существования человека тесно связаны и влияют друг на друга: изменение психического состояния может вызвать изменения на физическом уровне духовного - на психофизическом и т.д. (Бреннан, 1994). Эти взаимосвязи учтены в методиках ушу. Как утверждают древние трактаты, занятия ушу всесторонне воздействует на человека, делают его более совершенным, расширяют его психофизические возможности, а значит, и возможности адаптации к ритму современной жизни. Универсальность системы ушу позволяет начинать занятия практически при любом состоянии здоровья и в любом возрасте.

Занятия ушу в детских оздоровительных группах проводятся инструктором-методистом ЛФК Республиканского врачебно-физ культурного диспансера И.В. Марковцом с 1992 г. В статье приведены результаты исследования физического и психологического состояния детей 7-14 лет, занимающихся в этих группах.

В период с 1995 по 1999 г. на базе школы-сада № 105 г. Улан-Удэ в ходе внедрения физкультурно-оздоровительной программы, одной из важных составляющих который были занятия ушу, изучалось влияние физических упражнений на уровень физического здоровья (УФЗ) и физической подготовленности (УФП) детей 3-10 лет (А.В. Гаськов и др., 2000). Обсуждая результаты проведенной работы, можно констатировать:

1. В целом за указанный период наблюдается устойчивый рост показателей уровня физического здоровья детей - с 8, 4 балла в сентябре 1995 г. до 11, 25 балла в апреле 1998 г. Повысился уровень их физической подготовленности: с 55, 3% в 1995 г. до 77, 5% в 1998 г.

2. Сравнение результатов тестирования УФП детей дополнительно занимавшихся ушу, и детей, занимавшихся только по оздоровительной программе, показало статистически достоверное преимущество первых по 4 из 7 показателей ОФП. В группе ушу ОФП детей улучшилась по подтягиванию , разгибанию рук в упоре лежа, динамометрии и гибкости.

3. Отмечена положительная динамика УФЗ детей, занимавшихся ушу.

Таблица 1. Эффективность оздоровительных мероприятии в августе 2000 г. в лагерях "Солнечный" и "Сибиряк", по данным первичного (I) и вторичного (II) медицинских осмотров (в скобках - количество детей)

Показатели "Солнечный" "Сибиряк"

ушу (37 чел.) ЛФК (38 чел.) 37 чел.

I II I II I II

УФЗ, % низкий,

ниже среднего,

средний,

выше среднего,

высокий

2, 7(1)

32, 4 (12)

40, 5(15)

24, 3 (9)

5, 4 (2)

24, 3(9)

35, 1(13)

35, 1(13)

13(5)

18, 4(7)

31, 6(12)

36, 8(14)

2, 6(1)

36, 8(14)

39, 4(15)

21(8)

2, 7(1)

10, 8(4)

51, 3(19)

31, 5(12)

2, 7(1)

5, 4(2)

24, 3(9)

40, 5 (15)

29, 7 (11)

2, 7(1)

УФЗ средний по группе, баллы 13, 8 14, 8 14, 2 13, 7 12, 5 11, 4
Динамика УФЗ, % +4 -3 -9
Эффективность оздоровления, % 72, 9 31, 5 18, 9

Таблица 2. Результаты определения УФП и динамика развития ФП детей из лагеря <Солнечный": занимавшихся в группах ушу и ЛФК (август 2000 г.)

Показатели УФП ЛФК ушу

начало сезона конец сезона динамика, % начало сезона конец сезона динамика, %
Статическая выносливость мышц, с:





живота 17, 4 22, 5 +29 41 54 +32
спины 115 150 +30 142 198 +39, 5
Отжимание 6 9 +48 23 32, 5 +36
Прыжок в длину с места, см 179 166 -8 161 173 +0 6

В 1999 и 2000 гг. исследования проводились в загородных лагерях во время оздоровительных сезонов (И.В. Марковец и др., 1999; А.В. Гаськов, И.В. Марковец и др., 2000). Результаты сравнения показателей УФЗ в начале и в конце сезона 2000 г. детей из лагеря "Солнечный", занимавшихся ушу и традиционной ЛФК, и детей из лагеря "Сибиряк", которые просто отдыхали, а также показатель выведенной на их основе эффективности оздоровления представлены в табл. 1. Наибольшая эффективность оздоровления - переход детей на более высокий уровень ФЗ - наблюдалась в группе ушу - 27 человек ( 72, 9%) повысили свой УФЗ: в группе ЛФК - 12 детей, а в "Сибиряке" - только 7.

Результаты исследования УФП детей из "Солнечного", приведенные в табл. 2, показали, что задачи, поставленные на санаторный сезон: укрепление мышечного корсета детей, профилактика и реабилитация детей с ортопедическими отклонениями, - наиболее эффективно выполнялись в группе ушу.

Данные психологического тестирования детей, занимающихся в группах ушу, которое проводилось психологом М.П. Базаржаповой в апреле и ноябре 2000 г. по методическим рекомендациям, разработанным в Лаборатории социально-психологических исследований Ленинградского научно-исследова тельского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева (Эткинд, 1985), по нашему мнению, свидетельствуют о том, что с увеличением продолжительности занятий в группах ушу:

1. Улучшается нервно-психическое состояние детей: повышается чувство уверенности и оптимизма, энергичность, эмоциональная уравновешен ность, оптимизм в отношении будущего, снижается уровень тревожности.

2. Повышаются эмоциональная удовлетворен ность, эмоциональное приятие отношений с матерью, с братом, в семье, к ушу, к сестре, к настоящему и будущему, к тренеру ушу. У детей, занимающихся ушу более трех лет, наблюдается полное эмоциональное приятие значимых людей и понятий. Это означает, что у этих детей позитивное, радостное восприятие себя и мира.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод об объективном улучшении психофизического состояния детей 7-14 лет в результате занятий ушу на перспективу как физического, так и психоэмоционального совершенствования ребенка.

Похожие работы:

  1. • Методика построения тренировочного процесса в ...
  2. • Подвижные игры как средство развития психофизических ...
  3. • Современные технологии укрепления психофизического состояния ...
  4. • Путь воина: ушу
  5. • Влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости ...
  6. • Психофизические процессы
  7. • Психофизическое развитие детей в дошкольном ...
  8. • История физической культуры Китая
  9. • Пути решения психофизической проблемы
  10. •  ... систем йоги в практику психофизической рекреации
  11. • Тайцзицюань как внутренний стиль ушу
  12. • История физической культуры Китая
  13. • Специальная психология как отрасль психологической ...
  14. • Основы социальной защиты детства
  15. • Двигательная активность
  16. • Общественное здоровье как наука
  17. • Проблема самостоятельных занятий физической культурой учащихся ...
  18. • Факторы социализации и социальной адаптации детей ...
  19. • Формирование ценностного отношения старшеклассников ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com