Рефетека.ру / Транспорт

Курсовая работа: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Размещено на http://

Содержание


Введение

1 Сцепление

1.1 Определение усилия на педали сцепления

1.2 Определение показателей износостойкости сцепления

1.3 Расчет коэффициента запаса сцепления при износе накладки на 1мм

1.4 Прочностной расчет ступицы ведомого диска

2. Рулевое управление

2.1 Кинематический расчет рулевого привода

2.2Определение усилия на рулевом колесе при повороте колес на месте

2.3 Прочностной расчет рулевого механизма и рулевого привода

2.4 Расчет гидроусилителя, определение производительности и необходимой мощности на привод насоса гидроусилителя

3. Тормозная система

3.1 Определение усилия на педали тормоза

3.2 Определение показателей износостойкости тормозного механизма

3.3 Расчет тормозного привода

3.4 График оптимального распределения тормозных сил по осям

4. Подвеска

4.1Определение показателей плавности хода автомобиля

4.2 Расчет упругих элементов

4.3 Расчет направляющих элементов

4.4 Расчет демпфирующих элементов

Выводы

Список литературы

Приложение

Введение


Перед автомобильной промышленностью и автомобильным транспортом поставлены задачи совершенствования конструкций транспортных средств, повышения их производительности, снижения эксплуатационных затрат, повышения всех видов безопасности. В результате интенсивного совершенствования конструкции автомобилей, более частого обновления выпускаемых моделей, придания им высоких потребительских качеств, отвечающих современным требованиям, возникает необходимость повышения уровня знаний. Конструкции автомобилей непрерывно совершенствуются. Тенденции развития конструкций автомобилей обусловлены как экономическими, так и социальными причинами. Экономические причины определяют тенденцию повышения топливной экономичности как легковых, так и грузовых автомобилей, что в настоящее время стало одним из ведущих направлений современного автостроения. Социальными причинами обусловлена тенденция повышения безопасности автомобилей. Автомобиль – объект повышенной опасности. Поэтому необходимо совершенствование активной и пассивной безопасности автомобиля. Автомобиль является источником загрязнения окружающей среды отработавшими газами (окись углерода, окислы азота). Это определяет непрерывное повышение требований экологической безопасности автомобиля. Следует также отметить тенденцию автоматизации управления автомобилем, которая обеспечивается современными средствами электронной, микропроцессорной техники и направлена на повышение топливной экономичности и динамики автомобиля (управление двигателем и трансмиссией), активной безопасности (управление тормозной системой), комфортабельности (управление подвеской и др.).

Данный курсовой проект является анализом рабочих процессов агрегатов (сцепления, подвески автомобиля), систем управления автомобиля (рулевого и тормозного управлений) и кинематическим и прочностным расчетом механизмов и деталей автомобиля на примере автомобиля Москвич-2140.

1 Сцепление

автомобиль сцепление рулевое тормозное

Определение усилия на педали сцепления


Максимальный момент Mс, передаваемый сцеплением, рассчитывается по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140Н∙м; (1.1)


где: β - коэффициент запаса сцепления;

Меmax - максимальный крутящий момент двигателя;

Pс - усилие пружин сцепления;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 = 0,3 - коэффициент трения;

Rcp - средний радиус дисков;

i - число пар поверхностей трения.

Определение прижимного усилия на нажимной диск сцепления:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 Н; (1.2)


Средний радиус дисков вычисляется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140; (1.3)


где: R = 102мм - наружный диаметр диска;

r = 73мм - внутренний радиус диска.


В гидравлическом приводе общее передаточное число рассчитываем по формуле:

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (1.4)


где: a,b,c,d,e,f – длины плеч рычагов, мм;

d1 и d2 – диаметры главного и рабочего цилиндра.


Принимаем: a=326мм; b=48мм; c=116мм; d=64мм; e=56мм; f=16мм; d1=22мм; d2=22мм.


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Рисунок 1 - Кинематическая схема привода сцепления


Усилие на педали сцепления

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (1.5)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - прижимное усилие на нажимной диск сцепления;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - КПД привода.

Определение показателей износостойкости сцепления


Минимально возможная работа буксования сцепления определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (1.6)


где: ne = 800 об/мин - частота включения коленвала перед включением сцепления;

JA-момент инерции автомобиля, приведенный к валу сцепления на 1 передаче КПП:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140; (1.7)


где: та- масса автомобиля;

rк- радиус колеса;

uК–передаточное число КПП

UГ- nepeдаточное число главной передачи.


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Je =0,19 кгм2–момент инерции вращающихся частей двигателя;


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Удельная работа буксования определяется по формуле


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140; (1.8)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Приращение температуры деталей сцепления при трогании автомобиля с места, без учета теплоотдачи в окружающую среду:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 ; (1.9)


где: γ - доля работы буксования, приходящаяся на нагреваемую деталь(γ=0,5);

С - теплоемкость детали (0,115 ккал/кг*град);

Gg- масса, детали,кг.

Для нажимного диска:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;


Расчет коэффициента запаса сцепления при износе накладки на 1мм.


Cуммарное прижимное усилие пружин определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140; (1.10)

где: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140деформация пружины, м;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140модуль упругости первого рода;Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140высота пружины, м;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140толщина пружины, м;

a , b и c – параметры пружины.


Параметры пружины а, b, c представлены на рисунке 2:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Рисунок 2 – Диафрагменная пружина


Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 м;

а=0,078м;

b=0,1м;

c=0,068м;

H=0,0064м;

Модуль упругости определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140; (1.11)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140.


В итоге получается:

ПриМеханизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Результаты расчетов занесем в таблицу 1.1


Таблица 1.1 – Результаты расчета прижимного усилия нажимных пружин

Деформация, м 0,001 0,0015 0,002 0,0025 0,003 0,0035 0,004 0,0045
Прижимное усилие, Н 2650 3488 3920 4112 4005 3828 3670 3580

На основании данной формулы построен график зависимости прижимного усилия от деформации пружин рисунок 3;

На графике значению PΣ = 3692 Н соответствует прогиб 0,00425 м. При износе накладки на 1 мм прогиб будет 0,00225 м. Этому значению соответствует PΣ = 4060Н.


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Рисунок 3 – График характеристики пружины

Определим коэффициент запаса сцепления при износе накладки на 1 мм:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


1.4 Прочностной расчет ступицы ведомого диска.


Шлицы рассчитываются на срез и смятие по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140; (1.12)


где:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (1.13)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (1.14)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (1.15)


L-длина шлиц;

a=0,75;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Допускаемое напряжение:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (1.16)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Где: b-ширина шлиц.

Вывод: Рассчитанные напряжения не превышают допустимых, значит условие выполнено.

2. Рулевое управление


2.1 Кинематический расчет рулевого механизма


При движении автомобиля на повороте рулевой привод должен обеспечивать качение управляемых колес без бокового скольжения. При этом управляемые колеса должны быть провернуты на разные углы, значения которых (без учета угла бокового увода шин) связаны зависимостью:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (2.1)


где: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - база автомобиля;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140- расстояние между шкворнями;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 и Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - углы поворота соответственно наружного и внутреннего колес.

Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140= 2400мм

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=1009мм


Максимальный угол поворота наружного колеса определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (2.2)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140
Рисунок 1 - схема рулевой трапеции


Принимаем Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=5,25м.


Определим максимальный угол поворота наружного колеса:


Из формулы (2.1) выводим формулу зависимости угла поворота внутреннего колеса от угла поворота наружного колеса:

;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Рисунок 2- Определение зависимости углов поворота колес графическим методом


Результаты определения зависимости угла поворота внутреннего колеса от угла поворота наружного колеса теоретическим и графическим методами сносим в общую таблицу 2.1

Пример вычисления:

При aн=3 град:

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;


Таблица 2.1- результаты вычислений

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

5 10 15 20 25 30 35

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

4,5 9,3 13,4 17,3 21 24,3 28

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

4,4 9 12,9 16,5 19,7 22,7 25,6

На рисунке 2.1 изображена теоретическая и графическая зависимости между углами поворота внутреннего и внешнего управляемого колес автомобиля.


2.2 Определение усилия на рулевом колесе при повороте колес на месте


Кинематическое передаточное число рулевого управления определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(2.3)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140- угловые передаточные числа соответственно рулевого механизма и рулевого привода.

Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=16,12; Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=1

Подставив данные значения в формулу (2.3) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (общие технические сведения);


Момент сопротивления повороту управляемых колес складывается из момента сопротивления, связанного с плечом обкатки, трением в пятне контакта, поперечным наклоном шкворня:

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (2.4)


Значения Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 и Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 определяются по формулам:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (2.5)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (2.6)


где: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - вес, приходящийся на переднюю ось;

f - коэффициент сопротивления качению;

a- плечо обкатки;

j - коэффициент сцепления шины с полотном дороги;

rj - эквивалентный радиус сил трения.

Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140.

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 =6678Н

f =0,015;

a=0,025м;

j =0,85.

Подставив значения в формулы (2.4)-(2.6) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Усилие, прикладываемое водителем к рулевому колесу, определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(2.7)

где: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - КПД рулевого механизма

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - КПД рулевого привода

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - радиус рулевого колеса


Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,85

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,90

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,2м

После подстановки данных в формулу (2.7) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


2.3 Прочностной расчет рулевого механизма и рулевого привода


Прочностной расчет рулевого механизма.

В автомобиле Москвич 2140 в качестве рулевого механизма применяют глобоидную пару «червяк-ролик».

Осевое усилие на винте определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;(2.8)


где: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - начальный радиус винтовой линии червяка по наименьшему сечению;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - угол наклона винтовой линии;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - усилие, прикладываемое водителем на рулевом колесе;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - радиус рулевого колеса.

Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,03м

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=400Н

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,2м


Подставив данные в формулу (2.8) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140Н


Контактная площадь определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(2.9)


Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=1,099рад

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,994рад

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,0727 м

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,02м


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Рисунок 4 - Схема зацепления червяк-ролик.

Подставив данные значения в формулу (2.9) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Контактное напряжение в зацеплении червяк-ролик определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;(2.10)


где: n – число гребней ролика


Принимаем n=2.

Подставив значения в формулу (2.10) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;


Прочностной расчет рулевого привода.

Расчет вала рулевой сошки рассчитывается на кручение по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(2.11)


где: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - передаточное отношение рулевого механизма;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - диаметр вала сошки в опасном сечении.

Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=16.12


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,0267м

Подставив данные в формулу (2.11) получим

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140МПа


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Рисунок 5 - Схемы к расчету рулевого привода


Усилие на шаровом пальце сошки определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140; (2.12)


где: С – плечо поворота управляемых колес.

МРМ – момент на выходе рулевого механизма

Принимаем: С=152мм=0,152м

Значение МРМ определим по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;(2.13)


Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-21400,85

Подставив значения в уравнения (2.12) и (2.13) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;

На рисунке 5 изображена схема к расчету рулевого привода. Максимальное напряжение изгиба будет в точке «а», а максимальное напряжение кручения – в точке «b».

Эквивалентное напряжение растяжения в точке «а» определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (2.14)


где: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Принимаем: q=0.12м;

p=0.04м;


Подставив данные значения в формулу (2.14) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Напряжение кручения определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(2.15)


Подставив значения получим:

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Расчет шарового пальца на смятие и изгиб производим по формулам:

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(2.16)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(2.17)


где: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - диаметр шаровой головки пальца;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - диаметр шарового пальца в опасном сечении.

Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Подставив значения в формулы (2.16) и (2.17) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;


Поперечная тяга проверяется на сжатие и продольную устойчивость. Напряжение сжатия определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;(2.18)


где: F - сечение поперечной тяги.

Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Подставив значения в уравнение (2.19) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;


Критическое напряжение при продольном изгибе определяется по формуле:

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140; (2.19)


где: L - длина тяги по центрам шарниров;

E – модуль упругости первого рода

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - экваториальный момент инерции сечения тяги.


Принимаем: L=498,5мм;E= 200 ГПа.

Значение эквивалентного момента инерции определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140; (2.20)


Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140м;Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140м.

Подставив значения, получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;


Подставив значения в формулу (2.20) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;


Запас устойчивости определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(2.21)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140.

Подставив значения, получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140.


2.4 Расчет гидроусилителя, определение производительности и мощности на привод насоса гидроусилителя


Расчет гидроусилителя рулевого управления начинается с определения момента сопротивления повороту управляемых колес Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 на сухом асфальте при полностью нагруженном автомобиле и сводится к последующему определению: размеров исполнительного цилиндра, распределителя, диаметра трубопроводов, производительности гидронасоса и мощности, затрачиваемой на его привод.

Величину усилия Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, прикладываемого водителем к ободу рулевого колеса, выбирают из условия, чтобы усилие не превышало 60Н для легковых автомобилей.

Рабочий объем силового цилиндра определяется исходя из работы, совершаемой усилителем.

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Рисунок 6 – Расчетная схема гидроусилителя

Усилие сопротивления на поршне определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, (2.22)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - радиус сектора;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - момент на валу сошки, определяемый по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, (2.23)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - момент сопротивления на колесе;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - КПД рулевого привода.


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140.


Подставляя найденное значение в формулу (2.22), получим:

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140.


Рабочая площадь поршня определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, (2.24)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - минимальное усилие на рулевом колесе;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - угол наклона винтовой линии;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - радиус винта.

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Так как усилитель интегрированный, то объем цилиндра определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, (2.25)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 =50 мм - ход поршня, равный ходу гайки по винту.

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Диаметр цилиндра определяем исходя из того, что поршень выполнен заодно с гайкой и его перемешение происходит по винту. Используем формулу:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, (2.26)


D - Диаметр цилиндра, определим, исходя из того что поршень выполнен заодно с гайкой и перемещение его происходит по винту.

Площадь сечения винта Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140м2


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140. Принимаем D=40мм


Номинальная производительность насоса определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, (2.27)

где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - максимальная скорость поворота рулевого колеса;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - максимальный угол поворота управляемых колес из одного крайнего положения в другое, град;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - объемный КПД насоса;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140- утечки.


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140.


Мощность, затрачиваемая на привод насоса, определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, (2.28)

где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - расчетное давление жидкости.


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140.


Диаметр трубопроводов определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, (2.29)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - скорость движения жидкости в трубопроводах:

для нагнетательной магистрали Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;

для сливной магистрали Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;

для всасывающей магистрали Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140.

Подставляя данные значения в формулу (2.29), получим:

для нагнетательной магистрали


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;


для сливной магистрали


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;


для всасывающей магистрали


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140.

3. Тормозное управление


3.1 Определение усилия на педали тормоза


Усилие на тормозной педали определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (3.1)


где ηн – КПД привода, принимаем Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 ;

iп = 3 – передаточное число педального привода;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140= 22 мм - диаметр главного цилиндра;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - давление в тормозной системе;


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, (3.2)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140- радиус рабочего цилиндра.

Тормозные моменты соответственно на передней и задней оси определяются по формулам:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (3.3)


где Rz1,2 – нормальные реакции, действующие соответственно на передней и задней оси, Н;

φ – коэффициент сцепления.

Величины нормальных реакций при торможении определяются по формулам:

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (3.4)


где ma – масса автомобиля, Н;

a, b, hg – координаты центра массы автомобиля, м;

L – база автомобиля, м.


Таким образом, получаем:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (H);

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (Н);

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (Нм);

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (Нм).


Для передних тормозных механизмов (дисковые тормозные механизмы) тормозной момент Мт и коэффициент эффективности Кэ определяются зависимостями:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (3.5)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (3.6)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - коэффициент трения (расчетный Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,35 )

rср = 0,105 м – средний радиус приложения силы Р к накладке.

Приводная сила на передних тормозных механизмах определяется из выражения:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, (3.7)


откуда:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (3.8)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (Н)


Для задних тормозных механизмов (барабанных с односторонним расположением опор и равными приводными силами Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140):


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140. (3.9)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 – приводная сила на задней оси;

rб – радиус барабана, м;

μ – коэффициент трения;

h – расстояние от рабочего цилиндра до опоры, м;

a – расстояние от опоры до линии действия реакции, м;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - коэффициент касательных сил;


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, (3.10)

где β – угол обхвата колодки, рад.


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Приводная сила на задних тормозных механизмах определяется из выражения:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, (3.11)


Откуда


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140. (3.12)


Таким образом, получаем


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (Н)


Давление в тормозной системе передних и задних тормозных механизмов соответственно:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (МПа),

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (МПа),

Давление в тормозной системе передних тормозных механизмов больше чем в задних тормозных механизмов, следовательно, принимаем Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Усилие на педали тормоза составит:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (Н)


Коэффициент эффективности тормозных сил задних тормозных механизмов рассчитывается по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140. (3.13)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


По формуле (3.13) вычисляем значения коэффициента эффективности торможения для различных значений коэффициента трения и по данным строим график зависимости Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140. Расчетные значения Kэ сводим в таблицу 3.1.


Таблица 3.1 – Значения коэффициента эффективности торможения для различных значений коэффициента трения

μ 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6
Кэ 0,2 0,42 0,66 0,95 1,33 1,875

Коэффициент эффективности тормозных сил передних тормозных механизмов Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Графическая зависимость коэффициентов эффективности тормозных механизмов от величины коэффициента трения представлена на рис. 1.

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Рисунок 1 - График статической характеристикиМеханизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


3.2 Определение показателей износостойкости тормозных механизмов


Удельная нагрузка, приходящаяся на тормозные накладки, определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 ; (3.14)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 – суммарная площадь тормозных накладок, Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140,

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140.

Для передних тормозных механизмов:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Для задних тормозных механизмов:

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Удельная работа трения определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (3.15)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - скорость автомобиля, Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 = 60 км/ч = 16,67 м/с;


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;


Нагрев тормозного барабана (диска) за одно торможение определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140; (3.16)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 – масса, приходящаяся на тормозящее колесо, кг;

Gб – масса барабана (диска), кг;

с – удельная теплоемкость чугуна, Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140.


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140С - для диска;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140С - для барабана;

По формулам (3.14) и (3.15) строим графики зависимостей удельной работы трения и нагрева тормозного барабана (диска) в зависимости от начальной скорости торможения.


Таблица 3.2

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, м/с

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, С

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, С

10 14 10 0,09 0,05
20 57 40 0,36 0,18
30 129 90 0,80 0,41
40 229 160 1,43 0,73
50 358 249 2,23 1,15
60 516 359 3,22 1,65
70 701 489 4,38 2,24
80 916 638 5,72 2,93
90 1160 808 7,24 3,71
100 1432 998 8,94 4,58

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Рисунок 2 – Зависимость удельной работы трения от начальной скорости торможения:

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Рисунок 3 – Зависимость температуры нагрева тормозного барабана - (а) и диска – (б) от начальной скорости торможения.


3.3 Расчет тормозного привода


Проверочный расчет гидравлического привода следует производить при давлении, соответствующем аварийному торможению P0=10МПа.

Усилие на тормозной педали определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (3.17)


где ηн – КПД привода, принимаем Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;

iп = 3 – передаточное число педального привода;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - диаметр главного тормозного цилиндра;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - давление в тормозной системе;


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Общее силовое передаточное число привода определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, (3.18)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140– сумма сил, приложенных к колодкам всех тормозных механизмов.

Силы, приложенные к колодкам тормозных механизмов, рассчитываются

по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140; (3.19)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Таким образом,


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140.


Ход педали определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (3.20)


где dрз и dрп – диаметры рабочих цилиндров задних и передних колес, мм;

δз и δп – перемещение поршней цилиндров задних и передних колес, мм;

η0 – коэффициент, учитывающий объемное расширение привода Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;

S0 – свободный ход педали, принимаем 7 мм ;

A – параметр, учитывающий число тормозных механизмов, для двухосных автомобилей А=2

Принимаем:

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=20,64мм;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,3мм;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=48мм;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,15мм;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=22мм;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=3;


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


3.4 График оптимального распределения тормозных сил по осям


При оптимальном соотношении тормозных сил на колесах передней и задней осей автомобиля тормозной путь – минимальный. Соотношение тормозных сил, близкое к оптимальному, обеспечивается регулятором.

Тормозные силы на осях определяются по формулам:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (3.21)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (3. 22)


По формулам (3.21), (3.22) строим графики зависимости тормозных сил на осях при различных значениях коэффициента сцепления. Результаты расчетов заносим в табл. 3.3


Таблица 3.3

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

0,2 0,4 0,6 0,8 1
Снаряженная масса

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

1264,45 2734,42 4409,9 6290,9 8377,42

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

903,93 1602,33 2095,23 2382,6 2464,46
Полная масса

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

1472,7 3181,4 5126,14 7306,88 9723,65

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

1489,55 2743,1 3760,61 4542,12 5087,6

Для автомобиля Москвич-2140 значения расчетных параметров приведены в таблице 3.4


Таблица 3.4 - Значения расчетных параметров

Марка

автомобиля

Груженый автомобиль Автомобиль без груза

Вес в Н a, м b, м

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, м

Вес в Н a, м b, м

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, м

Москвич-2140 14450 1,335 1,125 0,49 10450 1,156 1,334 0,59

Графики распределения тормозных сил приведены на рисунке 4.

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Рисунок 4 – Графики оптимального распределения тормозных сил.

4 Подвеска


4.1 Определение показателей плавности хода


Основными измерителями плавности хода (ГОСТ 37091) являются: для легковых автомобилей – среднеквадратичные значения виброускорений низкой и высокой частот;

для грузовых автомобилей – допустимая по уровню вибронагруженности автомобиля предельная скорость на неровной дороге.

Низкая частота колебаний автомобиля должна лежать в пределах:

- легковых автомобилей – 0,8 -1,2 Гц;

- грузовых автомобилей -1,2 -1,5 Гц.

Собственная низкая частота колебаний автомобиля определяется:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140, (4.1)


где wz – частота свободных колебаний, Гц;

fст – статический прогиб подвески, м.


fст = G /C, (4.2)


где G – статическая весовая нагрузка на подвеску данного моста, Н;

C – жёсткость подвески, Н/м.

Жесткость передней и задней подвески соответственно, Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (Н/м),


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (Н/м)

fст1 = 5600/46500 = 0,12 (м);

fст2 = 4850/42500 = 0,114 (м).


Подставив данные значения в формулу (4.1)) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (4.3)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Конструктивно низкая частота колебаний определяется по формуле


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(4.4)


где: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - жесткость передней или задней подвески;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - величина подрессоренной массы.

Принимаем: 2Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=46,5кН/м;

2Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=42,5кН/м;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=820кН;


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;


Высокая частота колебаний определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 , (4.5)


где: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - жесткость шин;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - величина неподрессоренной массы автомобиля.

Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=320кН/м;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=360кН/м;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=112кН;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=120кН;


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


4.2 Расчет упругих элементов подвески


Схема сил, действующая на подвеску, представлена на рисунке 1

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Зависимая подвеска Независимая двухрычажная подвеска

Рисунок 1 - Схема сил, действующих на подвеску


Зависимая подвеска (задняя)

Нагрузка на упругий элемент определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (4.6)


где: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - нормальная реакция;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - нагрузка от массы колеса и моста.

Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=3797,5


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=499,8


Подставив данные значения в формулу (4.6) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Независимая двухрычажная подвеска (передняя).

Нагрузка на упругий элемент определяется по формуле:

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(4.7)


где: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - нагрузка от массы колеса и массы направляющего устройства.

Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=161,7Н

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,364м

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,18м

Подставив значения в формулу (4.7) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Расчет металлического упругого элемента

В передней подвеске упругий элемент - пружина.

Напряжение кручения пружины определяем по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140; (4.8)


где: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - радиус витка;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - диаметр проволоки.

Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=1,2;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,05м;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,015м


Подставив данные значения в формулу (4.8) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Прогиб определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;(4.9)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140- число рабочих витков;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - модуль упругости материала.

Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=13;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140.


Подставив данные значения в формулу (4.9) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Для задней подвески упругим элементом являются симметричные рессоры.

Суммарный момент инерции поперечного сечения определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (4.10)


где: b - ширина листа рессоры;

h - толщина листа рессоры;

n - количество листов в рессоре.

Принимаем: b=0,042м;h=0,0065м;n=6.

Подставив данные значения в формулу (4.10) получим:

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Жесткость рессоры определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140;(4.11)


где: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - коэффициент формы;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140- модуль продольной упругости;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140- длина коренного листа рессоры.

Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=1,35;Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=210 ГПа;Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,6м;


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,3м


Подставив данные значения в формулу (4.11) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Стрела прогиба определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (4.12)


Подставив значения, получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Напряжения по статическому прогибу определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (4.13)


где: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - момент сопротивления к-го листа;

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - момент инерции поперечного сечения к-го листа.

Момент сопротивления листа рессоры определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (4.14)


Момент инерции поперечного сечения листа рессоры определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (4.15)


Принимаем: b=0,042м;h=0,0065м.

Подставив данные значения в формулы (4.14) и (4.15) получим:

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Подставив данные значения в формулу (4.13) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Напряжения по нагрузке определяется по формуле:

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(4.16)


Подставив значения, получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


При передаче через рессору тягового или тормозного усилия в коренном листе возникают следующие напряжения:

При торможении:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (4.17)


При разгоне:

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (4.18)


Подставив значения в формулы (4.17) и (4.18) получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Так же при передаче через рессору тягового или тормозного усилия и реактивного момента в корневом листе возникают дополнительные напряжения:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (4.19)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (4.20)


Подставив значения, получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Суммарное напряжение коренного листа определяем по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (4.21)


где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Подставив значения, получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


При передаче тягового усилия напряжение будет определятся по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(4.22)


Подставив значения, получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

4.3 Расчёт направляющих элементов


Прямолинейное движение

Нормальные реакции на колесах за вычетом нагрузки на колесо определяются по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(4.23)


где k – коэффициент перераспределения нагрузки.

Подставив значения, получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Тормозные силы определяются по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(4.24)


Подставив значения, получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Тормозной момент определяется по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(4.25)


Подставив значения, получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Силы от пружины определяются по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (4.26)


Подставив значения, получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Боковые силы Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 и Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 равны нулю.

Занос

Нормальные реакции на колесах определяются по формулам:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (4.27)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (4.28)


где: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - высота центра тяжести;Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 - ширина колеи.

Принимаем: Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=0,65м;


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140=1,27м;


Подставив значения, получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Боковые силы определяются по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(4.29)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(4.30)


Подставив значения, получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Силы от рессор определяются по формуле:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(4.31)

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(4.32)


Подставив значения, получим:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Продольные силы равны нулю.

4.4 Расчет демпфирующих элементов


Направляющее устройство нагружается только вертикальными силами, значения которых удовлетворяют выражению:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140(4.33)


Их величина должна быть увеличена в К раз.

К=1,75 - коэффициент динамичности.


Для гашения вертикальных и продольных угловых колебаний кузова, а также вертикальных колебаний колес, которые возникают под действием дорожных неровностей и неуравновешенности колес, применяют специальные устройства – амортизаторы. Наибольшее распространение получили телескопические амортизаторы двухстороннего действия с несимметричной характеристикой ( ko > kс ) и разгрузочными клапанами.

Уменьшение сопротивления при ходе сжатия связано со стремлением ограничить силу, передающуюся через амортизатор кузову при наезде колеса на препятствие. Соотношение между коэффициентами сжатия и отбоя:


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


Наиболее полно требованиям, предъявляемых к подвески автомобиля, удовлетворяют гидравлические рычажные и телескопические амортизаторы.

Требования, предъявляемые к амортизаторам:

- увеличение затухания с ростом скорости колебаний, во избежание раскачивания кузова колес;

- малые затухания колебаний при движении автомобиля по неровностям малых размеров;

- минимальная нагрузка от амортизатора на кузов;

- стабильность действия при движении в различных условиях и при разной температуре воздуха.


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Рисунок 2 – Рабочий процесс амортизатора

a - плавное сжатие; б - резкое сжатие; в - плавная отдача; г - резкая отдача; 1 - перепускной клапан сжатия; 2 - калиброванное отверстие; 3 - разгрузочный клапан сжатия; 4 - диск; 5 - пружина.


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

Рисунок 3 - Скоростная характеристика амортизатора


Наибольшее распространение имеют амортизаторы двустороннего действия с несимметричной характеристикой разгрузочного клапана - коэффициент сопротивления при сжатии меньше коэффициента отдачи, чтобы при наезде колеса на неровность и быстром сжатии амортизатора не передавались большие усилия на кузов.

Разгрузочные клапаны открываются, когда скорость колебания кузова значительно увеличивается; таким образом, нагрузки на кузов ограничиваются.

Давление жидкости в телескопическом амортизаторе в 4…5 раз меньше, чем в рычажном. Рабочий процесс телескопического амортизатора показан на рисунке 2

При плавном сжатии перепускной клапан 1 под давлением перепускает жидкость из нижнего в верхний объем, часть жидкости перетекает в компенсационную камеру и сжимает там воздух. Сила сопротивлению сжатия Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140 (где Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140- площадь штока).

При резком сжатии давление возрастает и открывается разгрузочный клапан - 3, увеличение силы сопротивления замедляется.

При отдаче поршень перемещается вверх, клапан 1 закрывается, жидкость перетекает через калибровочное отверстие 4, растет давление жидкости над поршнем. Часть штока выводится из рабочего цилиндра, недостаток жидкости под поршнем пополняется из компенсационной камеры. Сила сопротивления при отдаче


Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140


При резкой отдаче давление жидкости преодолевает силу пружины 5 разгрузочного клапана отдачи, диски 4 освобождают проход жидкости.

Схема установки амортизатора определяется компоновочными соображениями; желательно располагать амортизатор возможно ближе к колесу, широко распространено расположение амортизатора внутри пружины подвески.

Заключение


В данном курсовом проекте был произведен анализ агрегатов систем автомобиля (сцепление, подвеска) и механизмов управления автомобилем (рулевое управление, тормозная система). Также был выполнен прочностной и кинематический расчет деталей механизмов автомобиля.

Напряжения среза и смятия шлицев ступицы ведомого диска находятся в заданных пределах.

Усилие на рулевом колесе составляет 145 Н и не выходит за пределы значения, при котором в конструкцию рулевого управления требуется включения усилителя. Также выяснено, что при расчете рулевого механизма и рулевого привода изгибные и контактные напряжения зубьев рулевого механизма, напряжения смятия и изгиба шарового пальца и напряжения среза не превышают допустимых значений.

Расчеты рулевого и тормозного управлений показали наличие запаса прочности в 20 - 30%. Это полностью отвечает действующему закону по обеспечению безопасности дорожного движения РФ.

При увеличении температуры тормозного механизма ухудшаются тормозные свойства автомобиля, что может привести к тяжелым последствиям. При расчете тормозных механизмов было установлено, что при торможении на небольших скоростях они не перегреваются.

Значения низкой частоты колебаний подрессоренных масс лежат в допустимых пределах; значения высокой частоты колебаний автомобиля находятся в допустимых пределах.

Список литературы


Автомобили: Метод. указания / Авт. – сост. А.М. Абрамов; НовГУ им. Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2007. — с. 45

Вахламов В.К. Автомобили. Конструкция и элементы расчета. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 480 с.

Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета: Учебник для студентов ВУЗов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». – М.:Машиностроение, 1989. – 304 с.: ил.


Приложение


Формат Зона Поз. ОБОЗНАЧЕНИЕ НАИМЕНОВАНИЕ Кол. Примечание




Документация общая












Вновь разработанная








А4


Задание на курсовой проект 1 Альбом
А4

НУАТ 459323.001 ПЗ Пояснительная записка 1 Альбом











Документация по сборочным





единицам








А2

НУАТ 454212.001 СБ Сцепление 1 Альбом
А2

НУАТ 452964.001 СБ Подвеска задняя 1 Альбом
А2

НУАТ 453463.001 СБ Механизм рулевой 1 Альбом
А3

НУАТ 452483.001 СБ Задний тормозной механизм 1 Альбом











Документация по деталям








А4

НУАТ 721434.001 Стремянка рессоры 1 Альбом
А4

НУАТ 722522.001 Наконечник распорной планки передний 1 Альбом
А4

НУАТ 741547.001 Кронштейн педали сцепления 1 Альбом
А4

НУАТ 715453.001 Серьга рессоры 1 Альбом
А4

НУАТ 722532.001 Рычаг разжимной ручного тормоза 1 Альбом
А4

НУАТ 722561.001 Ролик рулевого механизма 1 Альбом
А4

НУАТ 722572.001 Червяк рулевого механизма 1 Альбом
А4

НУАТ 711342.001 Ступица ведомого диска сцепления 1 Альбом












НУАТ 459323.001 КП






Изм. Лист № документа Подпись Дата
Разработал Анцыгин С.М.

Расчёт автомобиля

Москвич-2140

Ведомость курсового проекта

Лит. Лист Листов
Проверил Абрамов А.М.



к
1 1
Т.контр.



НовГУ-ОМЭ, гр.7061






Н.контр.




Утвердил




Размещено на http://

61


Форма Зона Поз. ОБОЗНАЧЕНИЕ НАИМЕНОВАНИЕ Кол. Примечание











Документация








А2

НУАТ 453464.001 СБ Сборочный чертеж












Сборочные единицы










1 НУАТ 313120.001 Вал сошки 1


2 НУАТ 716433.001 Глобоидный червяк 1


3 НУАТ 751406.001 Картер рулевого механизма 1











Детали










4 НУАТ 727254.001 Сошка 1


5 НУАТ 731260.001 Прокладка 1


6 НУАТ 741124.001 Крышка подшипника червяка





нижняя 1


7 НУАТ 746596.001 Крышка картера рулевого





механизма 1


8 НУАТ 755362.001 Пробка маслоналивного отверстия 1











Стандартные изделия













9
Болт М8-6gх20.58.40Х.016 ГОСТ 7808-70 4


10
Гайка М20х1,25-6Н.12.40Х.016 ГОСТ 5915-70 1


11
Шайба 20.65Г 029 ГОСТ 6402-70 1


12
Манжета 10-28х45-1/1 ГОСТ 8752-79 1





НУАТ 453464.001






Изм.. Лист № документа Подпись Дата
Разраб. Анцыгин С.М.

Механизм рулевой

Сборочный чертеж

Лит. Лист Листов
Проверил Абрамов А.М.



К
1 2





НовГУ гр.7061
Н.контр.




Утвердил





Формат Зона Поз. ОБОЗНАЧЕНИЕ НАИМЕНОВАНИЕ Кол. Примечание


13
Манжета 8-22х326-1/1 ГОСТ 8752-79 1


14
Подшипник верхний 205 ГОСТ 8338-75 1


15
Подшипник нижний 205 ГОСТ 8338-75 1









































































































































































































НУАТ 453464.001 Лист






2
Изм Лист № документа Подпись Дата


Формат Зона Поз. ОБОЗНАЧЕНИЕ НАИМЕНОВАНИЕ Кол. Примечание











Документация




НУАТ 453466.001 СБ Сборочный чертеж 1











Сборочные единицы










1 НУАТ 746426.001 Колодка 2


2 НУАТ 723592.002 Тормозной цилиндр 1


3 НУАТ 724392.003 Тросик ручного тормоза 1


4 НУАТ 746524.004 Щит 1











Детали










5 НУАТ 753513.005 Пружина 1


6 НУАТ 753516.006 Пружина 1


7 НУАТ 753553.007 Пружина стяжная колодок короткая 1


8 НУАТ 753554.008 Пружина стяжная колодок длинная 1


9 НУАТ 753570.009 Пружина 2


10 НУАТ 724474.010 Рычаг ручного тормоза 1


11 НУАТ 753543.011 Распорная планка 1











Стандартные изделия










12
Гайка М22 Х 1.5 ГОСТ 5915 – 70 2








































НУАТ 452483.001 СБ






Изм. Лист № документа Подпись Дата
Разработал

Анцыгин С.М,




Тормозной механизм

задний

Лит. Лист Листов
Проверил Абрамов А.М.






1





НовГУ, гр.7061
Н.контр.




Утвердил





Форма Зона Поз. ОБОЗНАЧЕНИЕ НАИМЕНОВАНИЕ Кол. Примечание











Документация








А2

НУАТ 451618.001 СБ Сборочный чертеж 1











Сборочные единицы










1 НУАТ 716434.001 Маховик 1


2 НУАТ 748631.001 Корзина сцепления 1


3 НУАТ 716716.001 Картер сцепления 1


4 НУАТ 758533.001 Ведомый диск 1


5 НУАТ 713171.001 Подшипник выжимной 1











Детали










6 НУАТ 754385.001 Коленчатый вал 1


7 НУАТ 761221.001 Первичный вал КПП 1











Стандартные изделия










8
Болт М8х30.58 ГОСТ 7798-70 8


9
Подшипник 2023 ГОСТ 3478-79 1


10
Шпилька М12-6gх85.58





ГОСТ 22042-76 6


11
Шайба 12 65Г 02 9 ГОСТ 6402-70 6


12
Гайка М12-6Н.5 ГОСТ 5927-70 6












НУАТ 342573.001






Изм.. Лист № документа Подпись Дата
Разраб. Анцыгин С.М.

Сцепление

Сборочный чертеж

Лит. Лист Листов
Проверил Абрамов А.М.



К

1





НовГУ гр.7061
Н.контр.




Утвердил




Рефетека ру refoteka@gmail.com