Рефетека.ру / Государство и право

Доклад: Анализ определения конституционного суда РФ № 187-О-О по жалобе на нарушение законом конституционных прав и свобод

Анализ определения КС РФ № 187-О-О

жалоба конституционный пособие военнослужащий


Правовые категории или ключевые слова

отпуск

пособие

военнослужащие

воспитание детей

дискриминация

(статус военнослужащих мужского пола)

Заявитель:

ч. 1 ст. 46 Конституции - Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод;

ч. 2 ст. 46 Конституции - Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд;

ч. 4 ст. 125 Конституции - КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом;

п.3 ст. 3 ФКЗ «О КС РФ» - по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

ст. 96 ФКЗ «О КС РФ» - Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 38 настоящего Федерального конституционного закона, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело;

ст. 97 ФКЗ «О КС РФ» - Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Предмет:

абз. 3 и 7 ч.1 ст. 13 (Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком) ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (в предыдущей редакции: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);

другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

абз. 2 и 3 ч.1 ст. 15 (Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком) ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;

40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, - лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей.

п.9 ст. 10 (Право на труд) ФЗ «О статусе военнослужащих» Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.

п.13 с. 11 (Служебное время и право на отдых) ФЗ «О статусе военнослужащих»

Военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

п. 5 ст. 32 (Положение о порядке прохождения военной службы)

Военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

п. 7 ст. 32 (Положение о порядке прохождения военной службы)

Военнослужащему мужского пола, проходящему военную службу по контракту, по его просьбе однократно предоставляется дополнительный отпуск сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях).

пп. «б» и «е» п. 35 (Положения о назначении и выплате государственных пособий граждан)

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

б) матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

е) матери, либо отцы, либо опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);

абз. 2 и 3 п. 44 (Положения о назначении и выплате государственных пособий граждан)

40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, - лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 35 настоящего Положения. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 рублей в период отпуска по уходу за первым ребенком и 3000 рублей в период отпуска по уходу за вторым и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

Позиция заявителя:

ст. 19 (ч. 2 и 3) Конституции РФ

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

ст. 38 (ч. 2) Конституции РФ

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей

ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Оспариваемые им нормативные положения являются дискриминационными и препятствуют осуществлению военнослужащими мужского пола, проходящими военную службу по контракту, права на воспитание детей.

Итоговый вывод определения:

отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича, поскольку они не отвечают требования ФКЗ «О КС РФ», в соответствии с которыми жалоба в КС РФ признается допустимой.

Мотивы решения:

Военная служба - особый вид государственной службы. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус.

Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус военнослужащих, вправе устанавливать для них ограничения в части реализации прав и свобод (п.2 ст. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями).

Граждане, добровольно избирая такой род занятий, соглашаются с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый ими правовой статус => не противоречит ст. 19 (ч.1), 37 (ч.1) и 55 (ч.2 и 3) КРФ.

Военная служба исключает возможность массового неисполнения военнослужащими своих служебных обязанностей без ущерба для охраняемых законом публичных интересов; таким образом, отсутствие у военнослужащих мужского пола права на отпуск по уходу за ребенком не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав и свобод (право на заботу, предусмотренное ч.2 ст. 38 КРФ).

Поскольку отцы, проходящие военную службу, не имеют права на получение отпуска по уходу за ребенком, они не относятся и к числу лиц, которым выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

Похожие работы:

  1. • Задачи и статус адвоката в Конституционном суде
  2. • Конституционное судопроизводство в России
  3. • Правовая природа решений Конституционного Суда ...
  4. • Конституционный суд Российской Федерации
  5. • Конституционный суд РФ
  6. • Конституционный Суд
  7. • Конституционный суд РФ
  8. • Порядок судопроизводства в Конституционном суде
  9. • Решения Конституционного Суда Российской Федерации ...
  10. • Конституционный суд РФ, как орган конституционного контроля
  11. • Конституционные основы судебной власти Российской Федерации
  12. • Конституционные основы судебной власти Российской Федерации
  13. • Ходатайства и жалобы
  14. • Конституционный суд Российской Федерации
  15. • Принципы и общие правила конституционного ...
  16. • Характер решений Конституционного Суда Российской Федерации
  17. • Границы интерпретационной деятельности Конституционного Суда ...
  18. • Конституционный суд РФ
  19. • Cудебная жалоба
Рефетека ру refoteka@gmail.com