Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Кафедра «Теории механизмов и машин»


РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К КУРСОВОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ:

«Проектирование и исследование механизмов

2-х цилиндрового ДВС»


2010 г.


Содержание

рычажный механизм кинематический силовой

Техническое задание

Введение

1. Определение закона движения механизма при установившемся режиме работы

1.1 Структурный анализ

1.2 Построение кинематической схемы и планов возможных скоростей

1.3 Приведение сил и масс. Определение размеров маховика

1.4 Определение скорости и ускорения начального звена

2. Кинематический и силовой анализ рычажного механизма для заданного положения

2.1 Определение скоростей методом построения планов скоростей

2.2 Определение ускорений методом построения планов ускорений

2.3 Определение векторов сил инерции и главных моментов сил инерции звеньев

2.4 Силовой расчет диады 2-3

2.5 Силовой расчет диады 4-5

2.6 Силовой расчет механизма 1ого класса

2.7 Определение уравновешивающей силы с помощью теоремы Н.Е. Жуковского о «жестком рычаге»

Список использованной литературы


Техническое задание


Вариант 00.

1. Определить закон движения рычажного механизма при установившемся режиме работы.

2. Выполнить кинематический и силовой анализ рычажного механизма для заданного положения.


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Рис. 1


Исходные данные:

Длина звена 1: lAB=lAD=l1=0,1 м; длина звеньев 2 и 4: l2=l4=0,38 м; относительное положение центра массы S шатуна: BS2/BC=DS4/DE=0,38; угловая средняя скорость звена 1: ω1ср=75 рад/с; масса звеньев 2 и 4: m2=m4=15 кг; масса звеньев 3 и 5: m3=m5=12 кг; момент инерции звеньев 2 и 4 относительно центра масс:

JS2=JS4=0,22 кг∙м2; момент инерции кривошипного вала относительно оси вращения: JA1=1,25 кг∙м2; момент инерции вращающихся звеньев редукторов, приведенный к оси кривошипного вала: JР=1,9 кг∙м2; момент инерции гребного вала с винтом:

Jв=4 кг∙м2; диаметр цилиндра: D=0,12 м; допускаемый коэффициент неравномерности вращения кривошипного вала: δ=1/40; координата звена 1 для силового анализа: φ1=30°.


Введение


Данная курсовая работа выполнена по предмету: «Теория механизмов и машин» и состоит из двух разделов. В первом разделе определяется закон движения рычажного механизма при установившемся режиме работы; во втором разделе проводится кинематический и силовой анализы рычажного механизма для заданного положения.

В этой работе рассматривается кривошипно-ползунный механизм, который является основным механизмом в двигателях внутреннего сгорания.

Курсовая работа состоит из пояснительной записки и двух чертежей формата А1 и А2. В пояснительной записке приводится описание заданного рычажного механизма, структурный, кинематический и силовой анализы. На чертежах построена кинематическая схема механизма для двенадцати равноотстающих положений кривошипа, планы скоростей и ускорений для заданного положения механизма, планы сил для заданного положения механизма и схема рычага Жуковского.


1. Определение закона движения механизма при установившемся режиме работы


1.1 Структурный анализ


Механизм представляет собой 6-тизвенный рычажный механизм.

Кинематическая схема механизма показана на рис. 1:

звено 1 – ведущее – кривошип BD равномерно вращается вокруг неподвижной оси;

звено 2 – шатун ВC совершает плоскопараллельное движение;

звено 3 – ползун (поршень) C движется поступательно;

звено 4 – шатун DE совершает плоскопараллельное движение;

звено 5 – ползун (поршень) E движется поступательно;

звено 6 – стойка неподвижная (неподвижный шарнир A; неподвижные направляющие ползуна E; неподвижные направляющие ползуна С).

Кинематические пары – подвижные соединения двух звеньев, сведены в таблицу 1.1.


Таблица 1.1.

№ п/п

Соединяемые

звенья

Вид пары Подвижность Класс
1 1-6 вращательная В 1 V крайняя (внешняя)
2 1-2 вращательная В 1 V средняя (внутренняя)
3 1-4 вращательная В 1 V средняя (внутренняя)
4 2-3 вращательная В 1 V средняя (внутренняя)
5 3-6 поступательная П 1 V крайняя (внешняя)
6 4-5 вращательная В 1 V средняя (внутренняя)
7 5-6 поступательная П 1 V крайняя (внешняя)

Кинематических пар IV класса в данном механизме нет.

В результате:

- число кинематических пар V класса р5 = 7;

- число кинематических пар IV класса р4 = 0.

Степень подвижности механизма W определяется по формуле Чебышева:


W = 3n – 2p5 – p4,


где n – число подвижных звеньев,

p5 – число кинематических пар V класса,

p4 – число кинематических пар IV класса.

Получаем:

W = 3·5 – 2·7 – 0 = 1,

т.е. механизм имеет одно ведущее звено – кривошип BD.

Рычажный механизм состоит из механизма 1-го класса и двухповодковых групп.

1. Диада 4-5 (рис. 1) – шатун DE с ползуном E – представляет собой двухповодковую группу второго вида, т.е. диаду с двумя вращательными и одной поступательной (конечной) парами.

Число подвижных звеньев n = 2.

Число кинематических пар с учетом незадействованной, но учитываемой при определении степени подвижности диады: р5 = 3; р4 = 0.

Степень подвижности диады:

W45 = 3·2 - 2·3 – 0 = 0

2. Диада 2-3 (рис. 1) – шатун BC с ползуном C представляет собой двухповодковую группу второго вида, т.е. диаду с двумя вращательными и одной поступательной (конечной) парами.

Число подвижных звеньев n = 2.

Число кинематических пар с учетом незадействованной, но учитываемой при определении степени подвижности диады: р5 = 3; р4 = 0.

Степень подвижности диады 2-3:

W23 = 3·2 - 2·3 – 0 = 0

3. Механизм 1-го класса (рис. 1) – ведущее звено 1 (кривошип BD), соединенное шарниром A с неподвижной стойкой 6.

Число подвижных звеньев n = 1.

Кинематические пары в точках B и D учтены в диадах 4-5 и 2-3.

Число кинематических пар: р5 = 1; р4 = 0.

Степень подвижности механизма 1-го класса:

W1 = 3·1 - 2·1 – 0 = 1


1.2 Построение кинематической схемы и планов возможных скоростей


Определяем недостающий размер механизма – ход поршня. Для кривошипно-ползунного механизма без эксцентриситета ход поршня:

Н = 2l1 = 2∙0,1 = 0,2 м.

Строим кинематическую схему механизма для двенадцати равноотстающих положений кривошипа в масштабе μl = 0,002 м/мм. Крайнее верхнее положение т. В кривошипа, соответствующее верхнему мертвому положению поршня 3, принимается за исходное и ему присваивается номер «0».

Планы возможных скоростей для двенадцати положений механизма строятся на основании векторных уравнений:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

и условия, что направления скоростей точек С и Е совпадают с осью цилиндров.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС - векторы абсолютных скоростей точек С, В, Е и D, а Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС - векторы скоростей точки С относительно точки В и точки Е относительно точки D, причем Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Построение планов начнем, задавшись длиной векторов VB = VD = 50 мм, одинаковой для всех положений механизма.


1.3 Приведение сил и масс. Определение размеров маховика


Определим момент инерции маховика и его размеры по методу Мерцалова, используя теорему об изменении кинетической энергии и делая предварительно приведение сил и масс к начальному (первому) звену механизма.

Построим индикаторную диаграмму в масштабе:


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС МПа/мм,


где Рmax – максимальное давление в цилиндре, МПа;

рmax – максимальная ордината индикаторной диаграммы в мм.

Внешние силы и моменты, действующие на звенья механизма: силы давления газов на поршни: Рд3 и Рд5; силы тяжести звеньев:

G2 = G4 = gm2 = 10·15 = 150 H;

G3 = G5 = gm3 = 10·12 = 120 H,

приведенный момент сопротивления МСпр = const, величина которого пока неизвестна. Максимальное усилие на поршень:

Рдmax = F·Pmax = (πD2/4)· Pmax = (3,14·0,122/4)· 5,14·106 = 56,5 кН

Для удобства использования индикаторную диаграмму преобразуем в график сил Рд3(Sc). За ординаты графика сил принимаются ординаты, снимаемые с индикаторной диаграммы, тогда масштаб графика сил определится по формуле:

µр’ = µр·F·106 = µр·(πD2/4)·106 = 0,056·(3,14·0,122/4)·106 = 0,63 кН/мм

Определим, из условия равенства элементарных работ (мощностей) приведенного момента и приводимых сил, приведенный момент от сил давления газов и сил тяжести звеньев для группы Ассура II22(2,3)(цилиндр С):


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС


Для первого положения механизма:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС1,4 кН·м

Расчеты показывают, что влияние сил веса звеньев на значение приведенного момента незначительно ( <<2%) и им можно пренебречь. Учитывая также, что угол между вектором силы и вектором скорости точки приложения этой силы всегда равен 0° или 180°, расчетная формула для определения приведенного момента сил, действующих на группу Ассура II22(2,3), окончательно запишется:


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.


Выполним расчет Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС для двенадцати положений механизма, данные сведем в таблицу 1.

Приведенный момент инерции Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС звеньев второй группы механизма, к которым относятся все звенья, кроме первого, определяется на основании равенства кинетической энергии звена приведения и приводимых звеньев:


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС


Для первого положения механизма:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

= 0,2482 кг/м2

Выполним расчет Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС для двенадцати положений механизма, данные сведем в таблицы 2, 3.

По результатам табличных расчетов строим графики:


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС


Масштаб графика Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС по оси абсцисс при базе графика х = 300 мм равен:

µφ = 2π/х = 6,28/300 = 0,0209 рад/мм.

Аналогично для графика Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС:

µφ = 2π/х = 6,28/300 = 0,0209 рад/мм.


Таблица 1

Обозначение параметра Положение механизма

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, мм

87 37 10 4 1 0,2 0,1 -0,1 -0,2 -1 -4 -18
µр’, кН/мм 0,63

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

55 23 6 2,5 0,6 0,1 0,06 -0,06 -0,1 -0,6 -2,5 -11
l1, м 0,1
pb, мм 50
pc, мм 0 31 49 50 37,5 19 0 19 37,5 50 49 31
pc/pb 0 0,62 0,98 1 0,75 0,38 0 0,38 0,75 1 0,98 0,62

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, кН·м

0 1,43 0,59 0,25 0,05 0,004 0 -0,002 -0,008 -0,06 -0,25 -0,68

Масштабы по осям ординат приняты с учетом желаемых максимальных ординат:

µJ = 0,0032 (кг·м2)/мм; µм = 0,02 (кН·м)/мм.

График приведенного момента Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВСот сил давления газов в цилиндре Е строится на основании циклограммы, из которой следует, что рабочий процесс в цилиндре Е по отношению к процессу в цилиндре С сдвинут на 180° угла поворота кривошипа.

Основное условие установившегося движения – сумма работ всех внешних сил и моментов за цикл движения равна нулю, т.е. работа движущих сил Рд3 и Рд5 за цикл по величине равна работе сил сопротивления: |Ад|ц = |Ас|ц.

Работа движущих сил за цикл пропорциональна площади fд (мм2) под кривыми Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Работа сил сопротивления за цикл, поскольку Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, равна:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Таблица 2

Обозначение параметра Положение механизма

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
m2=m4, кг 15
l1, м 0,1
pb=pd, мм 50
pS2, мм 31 38 48 50 49 35 31 35 44 50 48 38
(pS2/pb)2 0,38 0,58 0,92 1 0,96 0,49 0,38 0,49 0,77 1 0,92 0,58

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

кг·м2

0,057 0,087 0,138 0,15 0,144 0,074 0,057 0,074 0,116 0,15 0,138 0,087
JS2=JS4, кг·м2 0,22
l2=l4, м 0,4
(l1/l2)2=(l1/l4)2 0,0625
bc, мм 50 44 26 0 26 44 50 44 26 0 26 44
(bc/pb)2 1 0,77 0,27 0 0,27 0,77 1 0,77 0,27 0 0,27 0,77

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,

кг·м2

0,0138 0,0106 0,0037 0 0,0037 0,0106 0,0138 0,0106 0,0037 0 0,0037 0,0106
m3=m5, кг 12

Следовательно:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Мощность, снимаемая с вала кривошипа при установившемся режиме работы (без учета механического к.п.д.):

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС


Таблица 3

Обозначение

параметра

Положение механизма

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
pc, мм 0 31 49 50 37,5 19 0 19 37,5 50 49 31
(pc/pb)2 0 0,38 0,96 1 0,56 0,14 0 0,14 0,56 1 0,96 0,38

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,

кг·м2

0 0,0456 0,1152 0,12 0,0672 0,0168 0 0,0168 0,0672 0,12 0,1152 0,0456
pS4, мм 31 35 44 50 48 38 31 38 48 50 44 35
(pS4/pd)2 0,38 0,49 0,77 1 0,92 0,58 0,38 0,58 0,92 1 0,77 0,49

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,

кг·м2

0,057 0,074 0,116 0,15 0,138 0,087 0,057 0,087 0,138 0,15 0,116 0,074
ed, мм 50 44 26 0 26 44 50 44 26 0 26 44
(ed/pd)2 1 0,77 0,27 0 0,27 0,77 1 0,77 0,27 0 0,27 0,77

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,

кг·м2

0,0138 0,0106 0,0037 0 0,0037 0,0106 0,0138 0,0106 0,0037 0 0,0037 0,0106
ре, мм 0 19 37 50 49 31 0 31 49 50 37 19
(рe/pd)2 0 0,14 0,55 1 0,96 0,38 0 0,38 0,96 1 0,55 0,14

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,

кг·м2

0 0,0168 0,066 0,12 0,1152 0,0456 0 0,0456 0,1152 0,12 0,066 0,0168

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, кг·м2

0,1416 0,2446 0,4426 0,54 0,4718 0,2446 0,1416 0,2446 0,4438 0,54 0,4426 0,2446

По величине Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС строим график Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, а затем алгебраическим суммированием график суммарного приведенного момента Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Строим график суммы работ Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВСметодом графического интегрирования графика Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Масштаб ординат графика суммы работ:

µА = µм· µφ·к = 0,02·0,0209·50 = 0,0209 кДж/мм,

где к –полюсное расстояние при интегрировании.

Строим график кинетической энергии всех звеньев механизма, на основании зависимости Т = ΣА + Тнач, путем переноса оси абсцисс графика ΣА(φ1) вниз на величину ординаты, соответствующей величине Тнач. Однако значение кинетической энергии в начальном (нулевом) положении механизма пока неизвестно, поэтому положение оси абсцисс графика Т(φ1) показывается условно.

Определяем кинетическую энергию звеньев второй группы на основании приближенной зависимости:


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,


поэтому построенную кривую Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС можно принять за приближенную кривую Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Масштаб графика Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС определяется по формуле:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Определяем кинетическую энергию звеньев первой группы на основании зависимости ТI = Т – ТII. Графики Т(φ1) и ТII(φ1) построены. График ТI(φ1) можно построить вычитанием из ординат кривой Т ординат кривой ТII.


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,


где Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС - ординаты с графиков ΣА(φ1) и ТII(φ1) в мм; Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС - масштабы соответствующих графиков. Расчет Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС сведем в таблицу 4.

По результатам расчета в масштабе µТ = 0,0209 кДж/мм относительно оси Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС строим график ΔТI(φ1), который относительно оси Т будет являться графиком ТI(φ1).

По графику ТI(φ1) определяем наибольший перепад кинетической энергии звеньев первой группы за цикл установившегося движения:


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,


где Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС- отрезок с графика ТI(φ1) в мм.

Таблица 4.

Обозначение

параметра

Положение механизма

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
µА, кДж/мм 0,0209
µТII, кДж/мм 0,009

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, мм

0 11 21 16 1,5 21 42 41 30 46 59 69

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, мм

44 76 138 169 147 76 44 76 139 169 138 76

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,

кДж

0 0,2299 0,4389 0,3344 0,0314 -0,4389 -0,8778 -0,8569 -0,627 -0,9614 -1,2331 -1,4421

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,

кДж

0,396 0,684 1,242 1,521 1,323 0,684 0,396 0,684 1,251 1,521 1,242 0,684

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,

кДж

-0,396 -0,4541 -0,8031 -1,1866 -1,2916 -1,1229 -1,2738 -1,5409 -1,878 -2,4824 -2,4751 -2,1261

Определяем необходимый момент инерции звеньев первой группы, обеспечивающий заданную неравномерность движения:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Определяем момент инерции дополнительной маховой массы (маховика):

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Принимаем материал маховика сталь и относительные параметры:

β = b/D = 0,3 и α = h/D = 0,2. Средний диаметр маховика:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Ширина обода маховика:

b = β·D = 0,3·0,519 = 0,156 м

Высота сечения обода:

h = α·D = 0,2·0,519 = 0,104 м

Масса маховика:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.


Проверка диаметра маховика по параметру скорости:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,

где υкр = 100 – для стальных маховиков. Условие выполняется.


1.4 Определение скорости и ускорения начального звена


При δ≤1/25 для определения истинной угловой скорости ω1 начального звена можно воспользоваться графиком ТI(φ1), который также будет являться графиком ωI(φ1) в масштабе:


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.


Линию средней скорости на графике ωI(φ1) проведем через середину отрезка Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Расстояние от линии средней скорости до оси абсцисс графика ωI(φ1) в масштабе Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС равно:


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.


Истинная угловая скорость (ω1)1 начального звена в первом положении, для которого в дальнейшем предполагается производить силовой анализ, определяется по формуле:


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,


где Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС - отрезок в мм от линии средней скорости до кривой ω1 в первом положении.

Угловое ускорение начального звена определяется из уравнения движения механизма в дифференциальной форме по формуле (для первого положения):


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.


Суммарный приведенный момент в первом положении:


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,


где Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС - ордината с графика Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС для первого положения механизма в мм.

Суммарный приведенный момент инерции:


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,


где Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС - из табл. 3 для первого положения.


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,


где µJ и µφ – масштабы осей ординат и абсцисс графика Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС; ψ1 – угол между касательной к кривой Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС в первом положении и положительным направлением оси φ1.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.


2. Кинематический и силовой анализ рычажного механизма для заданного положения


2.1 Определение скоростей методом построения планов скоростей


Строим кинематическую схему при заданном положении ведущего звена (φ1=30°) в масштабе:

μl = 0,002 м/мм.

Механизм 1 класса – кривошип BD связан со стойкой вращательной парой и совершает равномерное вращение вокруг центра A.

Скорость точки B(D) определяем, рассмотрев вращение кривошипа вокруг центра A.

Модуль по формуле:

VB = VD =ω1 · l1 = 75,8 · 0,1 = 7,58 м/с

Направлены векторы VB и VD перпендикулярно BD в сторону угловой скорости ω1. Шатуны BC и DE совершают плоскопараллельное движение. У каждого шатуна известны скорости точек B и D. Примем их за полюс и напишем векторные уравнения для определения скоростей VЕ и VС точек Е и С шатунов:


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС


Направления:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС - вектор скорости точки Е относительно точки D, перпендикулярен шатуну ED.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС- вектор скорости точки С относительно точки B, перпендикулярен шатуну BС.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС - вектор абсолютной скорости точки E, направлен по линии AE.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС - вектор абсолютной скорости точки С, направлен по линии AС.

В этих уравнениях векторы Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС известны по величине и направлению. Остальные векторы известны только по направлению.

Выбираем μv – масштаб построения плана скоростей.

Пусть вектору скорости Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС соответствует отрезок рb = 50 мм, где точка р – начало построения плана скоростей – полюс плана скоростей.

Тогда масштаб построения плана скоростей:

μv = VB/рb = 7,58/50 = 0,15 Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Строим план скоростей для φ1 = 30°.

Отложим от полюса р отрезок рb в направлении скорости Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Из точки b плана скоростей проводим прямую перпендикулярно BC. Из полюса р проводим прямую, параллельную AC до пересечения с прямой, проведенной из точки b. Обозначим точку пересечения через c. Расставим стрелки векторов в соответствии с векторным уравнением. Отрезок bc определяет скорость Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, отрезок рc определяет скорость Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Отложим от полюса р отрезок рd в направлении скорости Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Из точки d плана скоростей проводим прямую перпендикулярно ED. Из полюса р проводим прямую, параллельную AE до пересечения с прямой, проведенной из точки d. Обозначим точку пересечения через e. Расставим стрелки векторов в соответствии с векторным уравнением. Отрезок de определяет скорость Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, отрезок рe определяет скорость Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Замеряем отрезки на плане скоростей и вычисляем модули скоростей:

VC = рc·μv = 30,7·0,15 = 4,6 м/с

VCB = bc·μv = 43,7·0,15 = 6,6 м/с

VE = рe·μv = 19,3·0,15 = 2,9 м/с

VED = de·μv = 43,7·0,15 = 6,6 м/с

Определим скорости центров масс поршней и шатунов.

Скорости центров масс поршней равны скоростям точек E и С.

Для определения скоростей центров масс шатунов воспользуемся теоремой подобия:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Получаем:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВСмм;

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВСмм;

Откладываем, получившиеся отрезки на плане скоростей. Получим точки S2 и S4. Отрезки рS2 и рS4 определяют скорости центров масс шатунов.

Определим численные значения этих скоростей:

VS2 = рS2·μv = 38,2·0,15 = 5,7 м/с

VS4 = рS4·μv = 35,2·0,15 = 5,3 м/с

Определим угловые скорости шатунов.

Модули угловых скоростей шатунов, совершающих плоскопараллельное движение, вычисляются по формулам:

ω2 = ωBC = VCB/ l2 = 6,6/0,38 = 17,4 рад/с;

ω4 = ωDE = VED/ l4 = 6,6/0,38 = 17,4 рад/с

Угловая скорость ω2 направлена в сторону скорости Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, если на вектор Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС смотреть с полюса B. Угловая скорость ω4 направлена в сторону скорости Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, если на вектор Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС смотреть с полюса D.


2.2 Определение ускорений методом построения планов ускорений


Механизм 1 класса – кривошип BD связан со стойкой вращательной парой и равномерно вращается вокруг центра A.

ω1 = const, следовательно: ε1 = 0.

Ускорение точек B и D определяем, рассмотрев вращение кривошипа:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Модули:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Векторы Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС направлены параллельно BD к центру А.

Шатуны ВС и DE совершают плоскопараллельное движение. У каждого шатуна известны скорости точек B и D. Принимая точки B и D за полюсы, запишем векторные уравнения для определения ускорения точек Е и С:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,

где Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС - нормальные ускорения точек Е и С шатунов во вращательном движении вокруг точек B и D. Модули:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС; Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Строим план ускорений при φ1=30°.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Эти ускорения направлены вдоль шатунов соответственно от точек Е и С к полюсам B и D.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС - касательные (тангенциальные) ускорения точек Е и С шатунов во вращательном движении вокруг точек B и D. Модули этих ускорений неизвестны, направлены они соответственно перпендикулярно ВС и ЕD.

Ускорения Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС направлены параллельно прямым AE и AС.

Выбираем масштаб ускорений μа – масштаб построения плана ускорений. Пусть вектору ускорения Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, соответствует отрезок πb = 100 мм. Тогда масштаб ускорений:

μа =Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС/ πb = 575/100 = 5,75 Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Находим отрезки на плане ускорений, соответствующие ускорениям Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС:

bc’ = Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС / μа = 115 / 5,75 = 20 мм;

de’ = Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС / μа = 115 / 5,75 = 20 мм.

Строим план ускорений.

Отложим от полюса отрезок πb в направлении вектора ускорения Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и отрезок πd в направлении вектора ускорения Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Из точки b плана ускорений проводим прямую параллельную ВС, в направлении от С к В, вдоль которой откладываем отрезок bс’, изображающий ускорение Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Из точки с’ проводим прямую перпендикулярную ВС.

Из полюса π проводим прямую параллельную АС до пересечения с предыдущей прямой в точке с. Отрезок с’с изображает ускорение Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, а отрезок πс изображает ускорение Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Из точки d плана ускорений проводим прямую параллельную DE, в направлении от E к D, вдоль которой откладываем отрезок de’, изображающий ускорение Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Из точки e’ проводим прямую перпендикулярную DE. Из полюса π проводим прямую параллельную AE до пересечения с предыдущей прямой в точке e. Отрезок e’e изображает ускорение Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, а отрезок πe изображает ускорение Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Замеряем, отрезки на плане ускорений и вычисляем модули неизвестных ускорений:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

Определим ускорения центров масс.

Ускорения центров масс поршней равны ускорениям точек Е и С.

Ускорения центров масс шатунов определим по теореме подобия:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВСмм;

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВСмм;

Соединим точки b и d с точками c и e, получим отрезки bc и de, на которых лежат соответственно точки S2 и S4. Отрезки πS2, πS4 определяют соответственно ускорения Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Модули ускорений:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Определим угловые ускорения шатунов.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Угловое ускорение ε2 направлено вокруг полюса B в сторону ускорения Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, если на точку смотреть с полюса B. Угловое ускорение ε4 направлено вокруг полюса D в сторону ускорения Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, если на точку смотреть с полюса D.


2.3 Определение векторов сил инерции и главных моментов сил инерции звеньев


Звено 1 – вращается вокруг центра А.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Звено 2 – плоскопараллельное движение, центр масс – S2.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Звено 3 – поступательное движение.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, так как ε3 = 0.

Звено 4 – плоскопараллельное движение, центр масс – S4.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Звено 5 – поступательное движение.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, так как ε5 = 0.

Главные векторы сил инерции направлены противоположно ускорениям центров масс, главные моменты сил инерции направлены противоположно угловым ускорениям.


2.4 Силовой расчет диады 2-3


Изобразим диаду 2-3 в прежнем масштабе длин.

Покажем все силы, действующие на диаду, в точках их приложения:

- силу давления газов на поршень Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

- силы тяжести Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

- силу реакции Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, действующую со стороны стойки 6 на поршень 3, направленную перпендикулярно АС;

- силу реакции в кинематической паре 2. В точке В неизвестную реакцию Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, действующую со стороны кривошипа 1 на шатун 2, разложим на две составляющие – нормальную Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, направленную вдоль шатуна ВС, и касательную Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, перпендикулярную ВС.

Приложим силы инерции:

- главные векторы сил инерции Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, направленные противоположно ускорениям Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

- главный момент сил инерции Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, направленный противоположно угловому ускорению ε2.

Неизвестные: Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС; Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС; Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Найдем касательную составляющую Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, для чего составим 1 уравнение – уравнение суммы моментов всех сил, действующих на диаду 2-3, относительно точки С:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,

отсюда:


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС


Найдем нормальную составляющую Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и реакцию Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС со стороны стойки.

Уравнение суммы векторов сил для диады 2-3:


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС


В этом уравнении неизвестны величины сил Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Строим векторный многоугольник сил.

Выберем масштаб построения векторного многоугольника сил. Пусть наибольшей силе Рд3 = 23000 Н соответствует отрезок fg = 150 мм. Тогда масштаб построения многоугольника сил будет равен:

μF = Pд3/fg = 23000/150 = 153,3 Н/мм

Отрезки векторного многоугольника, соответствующие различным известным силам, будут равны:

ab = Fτ12/μF = 2693/153,3 = 17,6 мм

cd = ФS2/μF = 8355/153,3 = 54,5 мм

ef = ФS3/μF = 6912/153,3 = 45,1 мм

bc = G2/μF = 150/153,3 = 0,98 мм

de = G3/μF = 120/153,3 = 0,8 мм

fg = 150 мм

Построим векторный многоугольник сил для диады 2-3:

Из точки а откладываем отрезок ab в направлении силы Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. От точки b откладываем отрезок bс в направлении силы тяжести Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Практически он вырождается в точку. От точки с откладываем отрезок сd в направлении силы Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. От точки d откладываем отрезок dе в направлении силы тяжести Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Практически он вырождается в точку (по условию допускается не учитывать). От точки е откладываем отрезок еf в направлении силы Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. От точки f откладываем отрезок fg в направлении силы Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Из точки g проводим прямую, перпендикулярную направляющей стойки – направление Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Из точки а проводим прямую, параллельную ВС – направление Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС до пересечения с предыдущей прямой в точке к. В точке пересечения к векторный многоугольник замкнется.

Находим направление неизвестных сил, для чего расставляем стрелки векторов Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС так, чтобы все силы следовали одна за другой, т.е. многоугольник векторов сил замкнулся.

Находим модули неизвестных сил:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Находим полную реакцию в шарнире B.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,

поэтому соединим точку к с точкой b. Отрезок кb соответствует полной реакции Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Вычисляем:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Найдем реакцию внутренней кинематической пары.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС в точке C.

Разделим диаду по внутренней кинематической паре по шарниру C. Реакцию в точке С представим в виде двух составляющих:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

В точке С согласно закону равенства действия и противодействия имеем реакции:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Составим уравнение суммы всех сил, действующих на звено 2:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Из уравнения следует, что для определения реакции Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС необходимо на многоугольнике сил соединить точку d с точкой к и направить вектор Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС в точку к.

Найдем модуль силы Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Сила Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, действующая на поршень, равна по величине Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и направлена ей противоположно.


2.5 Силовой расчет диады 4-5


Изобразим диаду 4-5 в прежнем масштабе длин.

Покажем все силы, действующие на диаду, в точках их приложения:

- силу давления газов на поршень Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

- силы тяжести Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

- силу реакции Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, действующую со стороны стойки 6 на поршень 5, направленную перпендикулярно АЕ;

- силу реакции в кинематической паре. В точке D неизвестную реакцию Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, действующую со стороны кривошипа 1 на шатун 4, разложим на две составляющие – нормальную Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, направленную вдоль шатуна DE, и касательную Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, перпендикулярную DE.

Приложим силы инерции:

- главные векторы сил инерции Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, направленные противоположно ускорениям Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

- главный момент сил инерции Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, направленный противоположно угловому ускорению ε4.

Неизвестные: Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС; Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС; Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Найдем касательную составляющую Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, для чего составим 1 уравнение – уравнение суммы моментов всех сил, действующих на диаду 4-5, относительно точки Е:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,

отсюда:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Найдем нормальную составляющую Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и реакцию Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС со стороны стойки.

Уравнение суммы векторов сил для диады 4-5:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

В этом уравнении неизвестны величины сил Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Строим векторный многоугольник сил.

Выберем масштаб построения векторного многоугольника сил. Пусть масштаб построения многоугольника сил останется прежним:

μF = 153,3 Н/мм

Отрезки векторного многоугольника, соответствующие различным известным силам, будут равны:

ab = Fτ14/μF = 1474/153,3 = 9,6 мм

cd = ФS4/μF = 7515/153,3 = 49 мм

ef = ФS5/μF = 5040/153,3 = 32,9 мм

bc = G4/μF = 150/153,3 = 0,98 мм

de = G5/μF = 120/153,3 = 0,8 мм

fg = Рд5/μF = 18,5/153,3 = 0,1 мм

Построим векторный многоугольник сил для диады 4-5:

Из точки а откладываем отрезок ab в направлении силы Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. От точки b откладываем отрезок bс в направлении силы тяжести Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Практически он вырождается в точку. От точки с откладываем отрезок сd в направлении силы Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. От точки d откладываем отрезок dе в направлении силы тяжести Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Практически он вырождается в точку. От точки е откладываем отрезок еf в направлении силы Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Отрезок fg практически вырождается в точку. Из точки g проводим прямую, перпендикулярную направляющей стойки – направление Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Из точки а проводим прямую, параллельную DE – направление Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС до пересечения с предыдущей прямой в точке к. В точке пересечения к векторный многоугольник замкнется.

Находим направление неизвестных сил, для чего расставляем стрелки векторов Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС так, чтобы все силы следовали одна за другой, т.е. многоугольник векторов сил замкнулся.

Находим модули неизвестных сил:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Находим полную реакцию в шарнире D.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,

поэтому соединим точку к с точкой b. Отрезок кb соответствует полной реакции Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Вычисляем:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Найдем реакцию внутренней кинематической пары.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС в точке E.

Разделим диаду по внутренней кинематической паре по шарниру E. Реакцию в точке Е представим в виде двух составляющих:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Схема нагружения звена 5. В точке Е согласно закону равенства действия и противодействия имеем реакции:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС;

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Составим уравнение суммы всех сил, действующих на звено 4:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Из уравнения следует, что для определения реакции Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС необходимо на многоугольнике сил соединить точку е с точкой к и направить вектор Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС в точку к.

Найдем модуль силы Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Сила Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, действующая на поршень, равна по величине Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС и направлена ей противоположно.


2.6 Силовой расчет механизма 1ого класса


Изобразим кривошип в том же масштабе длин.

Покажем силы, действующие на кривошип.

При установившемся режиме работы на кривошип в нашем примере действуют следующие силы:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС - сила со стороны шатуна 2, направленная противоположно силе Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, найденной при расчете диады 2-3.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС - сила со стороны шатуна 4, направленная противоположно силе Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, найденной при расчете диады 4-5.

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС - сила со стороны стойки. Неизвестная ни по величине, ни по направлению. Покажем ее произвольно.

Сила веса маховика: Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Уравновешивающий момент: Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Момент сил инерции: Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Запишем уравнение моментов для звена 1 относительно точки А:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС,

где h1 и h1’ – плечи сил с кинематической схемы первичного механизма. Получаем:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Подсчитываем погрешность определения Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС двумя способами – из уравнения движения механизма и с помощью планов сил:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Погрешность расчетов не превышает 10%, что находится в допустимых пределах.

Составим уравнение векторной суммы сил:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Неизвестная сила Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС находится путем построения силового многоугольника.

Векторный многоугольник строим в масштабе сил µF = 153,3 Н/мм.

Отрезки векторного многоугольника будут равны:

ab = F21/μF = 9275/153,3 = 60,5 мм

bc = F41/μF = 12724/153,3 = 83 мм

cd = GM/μF = 2670/153,3 = 17,4 мм

Строим векторный многоугольник сил.

От точки а откладываем отрезок ab в направлении силы Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Из точки b откладываем отрезок bc в направлении силы Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Из точки с откладываем отрезок cd в направлении силы Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. Отрезок, соответствующий неизвестной силе Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, согласно векторному уравнению должен из точки d придти в точку а. Расставляем стрелки векторов сил.

Замыкающий вектор dа определяет искомую силу Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Найдем модуль силы Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС


2.7 Определение уравновешивающей силы с помощью теоремы Н.Е. Жуковского о «жестком рычаге»


Построим рычаг Жуковского для рассматриваемого положения φ1 = 45°.

Строим повернутый на 90° план скоростей (рычаг Жуковского). Воспользуемся уже построенным планом скоростей. Поворот этого плана произведем против хода часовой стрелки вокруг полюса р. Стрелки, показывающие направления векторов скоростей на рычаге Жуковского не ставятся. Примем отрезок ра = 100 мм.

Покажем на рычаге Жуковского точки, соответствующие точкам приложения сил на схеме механизма (a, b, c, s2, s4).

Перенесем в эти точки силы давления в цилиндрах Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, силы тяжести Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС, силы инерции Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС. В точке а приложим уравновешивающую силу Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС.

Моменты от сил инерции Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС представим в виде пар сил (Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС), (Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС), приложенных соответственно в точках (a, b), (a, c). По величине эти силы равны:

F’и2 = F”и2 = МS2 / lAB = 64 / 0,176 = 364 Н

F’и4 = F”и4 = МS4 / lAC = 51 / 0,176 = 290 Н

Перенесем пары сил (Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС) и (Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС) на рычаг Жуковского.

Покажем на рычаге Жуковского плечо каждой силы относительно полюса р плана. Для этого из полюса р проведем перпендикуляры на направление каждой силы.

Составим уравнение моментов всех сил относительно полюса:


Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС

Fy·(pa) + F’и4·(pg) – F’и2·(pe) - G2·(pk) + ФS2·(pl) + ФS3·(pb) – P3·(pb) – G3·(ph) –

- F”и2·(pd) - ФS5·(pc) + F”и4·(pf) + G5·(pn) + P5·(pc) + G4·(pt) - ФS4·(pm) = 0

Отсюда:

Fy = (1/pa)·(-F’и4·(pg) + F’и2·(pe) + G2·(pk) - ФS2·(pl) - ФS3·(pb) + P3·(pb) + G3·(ph) +

+ F”и2·(pd) + ФS5·(pc) - F”и4·(pf) - G5·(pn) - P5·(pc) - G4·(pt) + ФS4·(pm)) =

= (1/100)·(-290·72,8 + 364·57,1 + 8,29·26,9 - 1998·35,8 - 1351·83,4 + 2376·83,4 +

+ 6,73·63,9 + 364·14,7 + 1725·69,2 - 290·9,9 – 6,73·53 – 0 – 8,29·11,6 + 2184·33,1) =

= 2080 H

Значение уравновешивающей силы получилось положительным, следовательно, направление верно, что совпадает с кинетостатическим расчетом.

Сравним значения уравновешивающей силы, вычисленной двумя способами.

При кинетостатическом расчете механизма было получено численное значение уравновешивающей силы Fy = 2073 H.

С помощью рычага Жуковского получили Fy = 2080 H. Примем последнее значение за 100%. Вычислим разницу в процентах:

Проектирование и исследование механизмов двухцилиндрового ДВС<5-7%

Допускается разница не более 5-7%.


Список использованной литературы


1. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин. М.: Наука, 1988г.

2. Кореняко А.С. и др. Курсовое проектирование по теории механизмов и механике машин. К.: Вища школа, 1970г.

3. Сильвестров В.М. Методическая разработка для выполнения курсового проекта по курсу «Теория механизмов и машин». М.: Изд-во МГИУ, 1979г.

Размещено на

Рефетека ру refoteka@gmail.com