Рефетека.ру / Педагогика

Реферат: Учебно-профессиональная мотивация студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности

Учебно-профессиональная мотивация студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности


Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне готовности личности.

Актуальность данного исследования определяется существующей общественной и образовательной потребностью в преподавателе высокого уровня продуктивности, способном развивать у студентов - будущих специалистов готовность к предстоящей профессиональной деятельности. Актуальность исследования состоит также и в том, что проблема развития творческой готовности студента к предстоящей профессиональной деятельности через организацию этого процесса в вузе недостаточно разработана.

В нашем понимании готовность к предстоящей самостоятельной деятельности студентов и выпускников состоит из следующих компонентов: профессиональная направленность, креативность, ответственность, коммуникативные и организаторские способности, компетентность в области изучаемой специальности. Высокие уровни развития всех перечисленных компонентов может обеспечить в дальнейшем продуктивность в профессиональной деятельности.

Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы – Лидия Ильинишна Божович. Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны.

Учебная мотивация-это система побуждений, которая движет учеником и заставляет его приобретать знания, становиться успешным, становится субъектом своей учебно-познавательной деятельности. Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.

Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. В сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения .

Под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

Для выявления факторов и механизмов развития высокого уровня готовности выпускников университета к профессиональной деятельности нами были проведены исследования на основе акмеологического подхода. Он заключается в системном, комплексном и сравнительном изучении субъекта и объекта образовательной системы – студента.

Целью является исследование учебно-профессиональной мотивации у студентов педагогического факультета КБГУ.

Предметом исследования является учебно-профессиональная мотивация студентов. Объект исследования–творческая готовность студентов педагогического факультета КБГУ.

В исследовании мы исходили из того, что компонентами творческой готовности являются высокая профессиональная мотивация, развитые профессиональные умения, творческие потенциалы и способности.

Исследования проводились на педагогическом факультете КБГУ по следующим методикам:

Методика измерения уровня профессиональной направленности по признакам латентной структуры отношения по Н.В.Кузьминой и В.А.Ядову.

Методика измерения удовлетворенности учебным заведением по признакам латентной структуры отношения по Н.В.Кузьминой и Б.Абидову.

Методика изучения мотивов учебной деятельности по А.А.Реану и В.А.Якунинe.

Анкета студента по Сабанчиевой и Хамизовой.

Фактор привлекательности и непривлекательности по Кузьминой и Абидову.

Определение ценностных ориентаций по Роничу.

Общую выборочную совокупность составили 30 человек.

1 выборка- 1курс направления «Технологическое образование» (7)

2 выборка- 2 курс направления «Технологии и предпринимательства»

3 выборка- 4 курс направления «Педагогики и методики дошкольного образования».(14)

Удовлетворенность профессией.

учебный профессиональный удовлетворенность студенческий

Таблица 1.

Курс

к-во

ч-к

Коэффициент удовлетворенности итог


a b c d e
1ТиП 6 2 1 0 0 4 0.42
2ТиП 9 0 0 1 2 6 -0.28
4ПМДО 14 1 2 0 1 9 0.07


Удовлетворенность учебным заведением.

Таблица 2.

Курс к-во ч-к Коэффициент удовлетворенности итог


a b c d E
1ТиП 6 1 3 0 0 3 0.42
2ТиП 9 0 1 2 0 6 -0.05


Мотивы учебной деятельности.

Таблица 3.

Ранг Мотив Общая статистика

1 ТиП 2 ТиП 4 ПМДО ранг мотив
5 4, 10 1 1 5 2
4 2,3 2 2 4 1
3 1 4,6,9,10 4 3 4
2 6,7,9 3 9,10 2 6
1 8 5,11 6 1 9

Стать высококвалифицированным специалистом.

Получить диплом.

Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.

Постоянно получать стипендию.

Приобрести глубокие и прочные знания.

Не запускать предметы учебного цикла.

Не отставать от сокурсников.

Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

Добиться одобрения родителей и окружающих.

Получить интеллектуальное удовлетворение.

По общей статистике видно, что наиболее движимыми мотивами являются:

Стать высококвалифицированным специалистом.

Получить диплом.

Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.

Приобрести глубокие и прочные знания.

Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

Добиться одобрения родителей и окружающих.

Результаты из «Анкеты студента»:

Готовность студентов к профессиональной деятельности.


Таблица 4.

Учебно-профессиональная мотивация студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности

Уровень готовности 2 ТиП


Учебно-профессиональная мотивация студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности


Также звучал вопрос: «Кто из преподавателей сыграл(ет) большую роль в Вашем профессиональном становлении, в формировании готовности профессиональной деятельности? ». После подсчета ответов мы выявили, что наиболее высокий уровень у преподавателей:

четвертого курса направления «Педагогика и методика дошкольного образования» Сбанчиевой Риты Залимгериевны и Нагоева Бориса Будинировича,

второго курса направления «Технология и предпринимательство» Хоконова Хапачи Лукмановича.

Фактор привлекательности и непривлекательности в деятельности учебного заведения:

Фактор
привлекает не привлекает

1) простота в общении преподавателей со студентами.

2) уважительное отношение к учащимся со стороны учителей, кураторов, всего персонала учебного заведения

3) иное

2) нерационально построенное расписание

5) невнимание художественной самодеятельности

6)иное



Определение ценностных ориентаций.

Таблица 6.

Ориентации 5 наиболее значимых

1.здоровье

2.материально обеспеченная жизнь

3.интересная работа

4.любовь

5.признание

6.наличие хороших и верных друзей

7.саморазвитие и самосовершенствование

8.развлечения

9.счастливая семейная жизнь

10.активная деятельность

1,9,2,6,7. 4 ПМДО

1,4,6,8,9. 2 ТиП




На основании анализа полученных результатов мы можем сделать следующие выводы:

Высокому уровню готовности способствует высокая степень удовлетворенности профессией, удовлетворенности учебным заведением, ценностных ориентаций, учебно-профессиональной мотивацией.

Удовлетворенность профессией – это высокий показатель и критерий готовности к предстоящей деятельности.

Низкая учебно-профессиональная мотивация препятствует формированию готовности студента.

Похожие работы:

  1. • Готовность студентов-психологов к профессиональной ...
  2. • Формирование готовности к профессионально-педагогической ...
  3. • Условия успешной адаптации студента к учебной деятельности в ...
  4. • Психологическое сопровождение развития профессионального ...
  5. • Учебная мотивация как показатель ...
  6. • Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной ...
  7. • Мотивация студентов ССУЗА
  8. • Учебная мотивация студента
  9. • Психологические сложности профессионального образования
  10. • Исследование профессиональной мотивации студентов ...
  11. • Развитие учебной мотивации студента средствами ...
  12. • Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность ...
  13. • Cоциально-психологическая готовность к труду ...
  14. • Формирования ценностного отношения к ...
  15. • Профессионально-личностное развитие студентов ...
  16. • Формирование готовности студентов-психологов к ...
  17. • Психологический анализ профессионального становления учителя ...
  18. • Изучение учебной мотивации у студентов-психологов
  19. • Студент как субъект учебной деятельности
Рефетека ру refoteka@gmail.com