Рефетека.ру / Религия и мифология

Реферат: Религии Индии


Реферат

по теме:

Религии Индии


Содержание:


Индуизм

Джайнизм

Сикхизм


Индуизм


Индуизм представляет собой целую совокупность верований, философских систем культов и духовных практик.

Индуистов в мире более 700 человек, проживающих исключительно в странах Южной Азии, прежде всего в Индии. Кроме того, существует целый ряд направлений неоиндуистского толка, которых придерживаются многие люди в Европе, С.Ш.А.

В индийской религиозности выделяется три основные этапа:

Ведическая религия

Брахманизм

Индуизм

Ведическая религия. Начало формирования этого комплекса верований приходится приблизительно на II тысячелетие до н.э., когда индоарии вторглись в Северо-Западную Индию в южном и восточном направлениях.

Истоки религиозно-мифологических представлений ведизма находятся в верованиях индоиранцев (этнической общности, давшей начало двум ветвям – иранской и индийской). Кроме того, к моменту прихода индоариев на территории современной Индии существовали местные дравидские и мундские племена, имевшие собственные верования и мифологию, повлиявшие на дальнейшее развитие религиозных традиций (например, такие имена богов, как Шива, Кришна, Кубера, Хануман – неарийского происхождения).

Тексты, по которым можно реконструировать религию ведического периода, - Веды («Веда» - «знание»). Наиболее древние ведические тексты относятся ко II тысячелетию до н.э. В XV-XII веках до н.э. Веды пополнялись, а затем кодифицировались.

Существует четыре ведических сборника (самхиты): Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.

Ригведа («книга гимнов») – самый древний сборник, включающий в себя гимны-славословия божествам, метрически организованные. Насчитывает 1028 гимнов.

Самаведа («книга песнопений») – сборник ритуальных напевов, текстов, произносимых при жертвоприношении. Тексты почти полностью заимствованы из Ригведы, расположены в соответствии с последовательностью их исполнения в обрядах.

Яджурведа («книга жертвенных изречений») – собрание изречений и молитв, сопровождающих жертвоприношение, а также описание жертвоприношений.

Атхарваведа («книга заклинаний») – сборник магических текстов (заклинаний, наговоров, оберегов). Сложилась позднее других вед. Признается не всеми индусами.

Согласно традиционным представлениям, Веды не имеют творца, начала и конца, несут знания, недоступные даже богам.

Позднее (в конце ведического периода – начале брахманизма) сформировались другие группы текстов, являющихся комментариями и дополнениями к Ведам, среди которых следует назвать:

Брахманы – толкования к Ведам.

Араньяки – «лесные книги», религиозно-философские трактаты, связанные с брахманами, имеет место символическое истолкование обряда жертвоприношения для отшельников.

Упанишады – тексты философского содержания, насчитывается 108 упанишад.

По мере закрепления территории Индии за ариями формировалось представление о четырех кастах:

Брахманы – жрецы.

Кшатрии – воины и администраторы.

Вайшьи – земледельцы, торговцы, ремесленники, скотоводы.

Шудры – каста, обслуживающая предыдущие.

Представители первых трех каст считаются дважды рожденными, то есть имеющими два рождения: физическое и посвящение в изучение Вед.

В Индии полноправным членом общества человек считался только тогда, когда соблюдены три условия: рождение в Индии, признание абсолютного авторитета Вед, признание кастовой системы и выполнение законов своей касты.

Из богов в ведический период наибольшим почитанием пользуется Индра – бог грома и разрушительных стихий. Индра дарует раджам власть над людьми. Индра – раджа всех богов, воин.

В позднем ведизме определяются некоторые философские понятия, такие как дхарма и рита.

Дхарма обозначает истинную реальность, основу, поддерживающую мир, закон во всех его аспектах, правду.

Рита – мировой ход вещей, вселенский закон, обеспечивающий регулярность космических процессов, одновременно моральный закон, управляющий социальной жизнью. Позднее сближается с понятием дхармы.

Брахманизм. Этот этап развития индийской религии формируется к концу I тысячелетия до н.э. (приблизительно с VII по II век до н.э.).

Происходит значительное развитие цивилизации и «перерождение» верований. Значительно усиливается и усложняется культ, усиливается институт жречества. Развиваются философия и символическое толкование обрядов.

Особое место в религиозно-философских построениях и в решении жизненных вопросов стали занимать соответствующие тексты, комментирующие и дополняющие Веды.

Например, в брахманах описывается закон четырех периодов жизни дважды рожденного, согласно которому жизненный путь дважды рожденного мог состоять из четырех этапов.

Ученичество (брахмачарья – «брахманское поведение») – от 5-6 до 20 лет. После обряда инициации мальчик поступал в дом брахмана, под руководством которого изучал Веды, заучивая их наизусть.

«Нахождение в доме» (грихастха) – период активной социальной и семейной жизни, выполнение своего долга по отношению к обществу. В этот период человек должен обзавестись семьей, потомством, поддерживать брахманов, заниматься благотворительностью. Изучаются брахманы. Период заканчивается, когда дети выходят замуж, женятся.

Период «пребывания в лесах» (ванапрастха) – период интенсивных размышлений и познания того, что есть дхарма. Дваждырожденный отказывается от права собственности, отдавая его в социум, а социум обеспечивает его жизнь. Хозяин мог уйти один, оставив супругу на попечение потомкам, а мог взять ее с собой. Когда человек уже не может себя обиходить, он возвращается домой. Изучаются Араньяки, ритуал жертвоприношения.

Полное отшельничество (саньяса), жизнь только на подаяние, изучение упанишад. Человек покидает лесную обитель и становится бездомным отшельником, стремясь достичь мокши – слияния с Абсолютом.

Учение Упанишад – основа всей религиозно- философской мысли Индии. Наиболее важными концепциями этих текстов являются представления о Брахмане – мировой душе и Атмане – душе индивидуальной.

Таким образом, в философской традиции Упанишад одной из центральных идей является представление о единстве, тождестве индивидуума и Абсолюта.

Взаимоотношения Атмана и Брахмана можно описать тремя качественными характеристиками:

Сат – чистое бытие.

Чит – абсолютно чистое сознание, скорее, надсознание, сознание, в котором нет никакого содержания.

Ананда – абсолютное блаженство.

В этот период изменяется пантеон: на второй план отходят древние боги (такие как Индра, Сурья, Агни и др.). В культовой практике, в мифологии на первый план выходит образ Тримурти, в состав которого входят три божества: Брахма – творец мира; Вишну – хранитель мира; Шива – разрушитель.

Позднее образ Брахмы отодвигается на второй план, а наибольшее почитание получают Вишну и Шива.

Развивается учение об аватарах, то есть воплощениях Вишну и Шивы, формируется культ женских «половин» этих богов (Савитри – супруги Вишну, Дурги – супруги Шивы).

В этот период индийская религия разделилась на два направления, существующие до сих пор: вишнуизм и шиваизм.

Индуизм. Формирование облика современного индуизма приходится на конец I – начало II тысячелетия н.э.

Происходят значительные изменения в культуре: возникают храмовые комплексы, усложняется ритуал, появляется множество статуй и фресок, с изображениями богов.

Усложняется и усиливается система социальных перегородок. Помимо существующих каст, формируются джати – внутрикастовые прослойки, обозначающие дробление по профессиональному признаку.


Джайнизм

верование индуизм джайнизм сикхизм

Джайнизм – религиозная система, оформившаяся в I веке н.э. В современной Индии джайнизм исповедают 0,5% населения (около 3 миллионов человек).

Основателем этой религии считается кшатрий по имени Вардхамана (его второе имя, которое дали ему приверженцы, - Махавира, что значит «великий герой», а также Джина – «победитель», от последнего и произошло название религии). Последователи данного направления называют свое учение «джайна-дхарма», что значит «путь победителей».

Вардхамана родился в IV веке до н.э. на территории штата Бихар. До 30 лет вел жизнь мирянина, женился, имел дочь, но затем, раздарив все имущество, ушел из мира и долгие годы странствовал, занимался медитацией.

Через 12 лет подвижник и аскет достиг высшего знания (кеваладжняна) и стал Джиной – «победителем». Еще три десятка лет он проповедовал новую веру, обратил в нее много людей и, наконец, достиг конечного освобождения, закончив свой земной путь на 72-м году жизни в местечке Пава неподалеку от Раджагарихи в 527 или 468 году до н.э.

Согласно джайнским представлениям, Махавира был 24-м тиртханкаром («создателем Пути»), первым был царь Ришабха, живший в те времена, когда люди еще не умели читать, писать, готовить пищу.

Наставления Махавиры были собраны его ближайшими учениками и оформлены в виде 14 лекций (пувва), которые впоследствии составили ядро джайнского канона (Агама или Сиддханта).

Во время попытки создания канона на основе текстов, устно передававшихся поколениями последователей, произошло разделение джайнской общины на два направления – дигамбаров и шветамбаров.

На вседжайнском соборе в городе Паталипутре (ныне город Патна) в III веке до н.э. канон, состоящий из 11 книг, получил название канона шветамбаров.

Шветамбары («одетые в белое») – направление в джайнизме, пользующееся в качестве канонической литературы Агаму.

Дигамбары («одетые воздухом») не признают этого канона, считая, что первоначальный вариант утерян, а в сохранившемся нет подлинных текстов. Тексты дигамбаров более поздние, чем шветамбаров.

Другая причина раскола – отношение к аскетизму. Дигамбары – направление более аскетическое, Шветамбары – более либеральное. Формальным поводом для разногласий послужил элемент повседневной жизни – одежда. Дигамбары считали необходимым отказ от одежды (отсюда название), Шветамбары допускали для монахов особый вид одеяния белого цвета. В обрядовой практике и в философии эти два направления очень близки.

В основе учения лежат представления о перевоплощении, карме, нирване.

В центре джайнской религиозной философии стоит проблема освобождения из круговорота рождений и смертей. Оно может быть достигнуто обретением «трех сокровищ» (триратна):

Правильное воззрение

Правильное познание

Правильное поведение

Правильное воззрение – это воззрение в соответствии с джайнским каноном. Согласно джайнской традиции, в основе существования мира лежит взаимодействие живого (джива) и неживого (аджива).

Аджива выступает в виде четырех форм:

Материя (пудгала)

Пространство (акаша)

Условия движения (дхарма)

Условия покоя (адхарма)

У дигамбаров добавляется еще одна форма – время (кала).

Число джив (вечных и несотворенных) бесконечно, ими обладают не только люди, боги, животные и растения, но также камни, скалы, воды и т.д.

Джива и аджива связаны друг с другом кармой. Карма понимается здесь не как абстрактный духовный закон, а как некая тонкоматериальная субстанция, которая связывает духовные монады с телами.

Уничтожение кармы может быть достигнуто через подвижничество, строгую дисциплину, принятие обетов (ану-враты):

Отказ от насилия (ахимса)

Отказ от лжи (анрита)

Отказ от воровства (астейя)

Целомудрие (брахмачарья)

Отказ от погони за мирскими приобретениями (апариграха)

Джайнские обеты берутся и исполняются в различном количестве и в различной степени строгости. К обетам можно отнести и необходимость уделять ежедневно время медитации, ограничение в имуществе, пост.

Кроме того, в джайнизме существует еше один (необязательный) обет – обет совершения религиозного самоубийства (самлекхана). Оно разрешается по причине времени (например, во время всеобщей эпидемии чумы), при физической слабости, болезни или старости, делающих невозможным исполнение обрядов, после 12 лет бесплодного сподвижничества. Религиозное самоубийство осуществляется путем прогрессирующего поста, который начинается с пропуска одного приема пищи в день и постепенно доводят до полного отказа от еды и питья, сопровождая процесс интенсивными религиозными размышлениями.

Один из наиболее важных принципов джайнов – ахимса (так как вся природа одушевлена). Наиболее приверженные этому принципу при передвижении подметают перед собой дорогу, чтобы не задавить какую-либо живность, цедят воду через ситечко, прежде чем пить.

Особенностью религиозной традиции джайнов также является тщательная детализация и классификация религиозных упражнений, обетов, элементов психотехники.


Сикхизм


Сикхизм – религиозная система, возникшая в XV – XVI веках на северо-западе Индии в районе штата Пенджаб – области, где происходило и происходит взаимодействие двух религиозных культур – индусской и мусульманской.

Основателем считается гуру Нанак («гуру» - «учитель»)(1469 -1538), последователи которого стали именовать себя сикхами – «учениками».

После смерти Нанака было еще девять гуру, последним из них был Говинд (1676 – 1708).

Сикхизм – религия монотеистическая, отвергает многобожие индуизма. Одним из эпитетов Божества у Нанака является эк – «Единственный», «Единый».

Божество определяется двумя понятиями:

Ниргун (лишенный качеств)

Сагун (наделенный качествами)

Главное состояние – ниргун, абсолютная Сущность, лишенная каких-либо атрибутов. Лишь для того, чтобы человек мог познать Его, Он по своей воле приобретает качества (в сикхизме это не связано с приобретением человеческого облика). Он вне цепи перерождений, для Него не существует аватар (земных воплощений).

Служение Богу предполагает активную мирскую жизнь, выполнение долга домохозяина.

С Богом может общаться каждый без посредников, провозглашалось равенство всех людей, отрицалась кастовая система.

При Нанаке и последующем гуру была введена особая форма богослужения – сангат – совместное присутствие сикхов независимо от происхождения на проповеди гуру и совместное исполнение гимнов. Чуть позже появилась практика проведения совместных трапез, на которых все передавали из рук в руки чашу с водой независимо от кастового происхождения.

Священная книга сикхов – Адигрантх («Изначальная Книга»), она также имеет названия Гуругрантх – «Книга Гуру», Грантхсахиб – «Книга-Господин», была составлена при 5-м гуру – Арджуне (1571 – 1606). В нее входят гимны гуру, а также представителей движений бхакти и суфизма. С 1604 года хранится в Золотом Храме – главной сикхской святыне в городе Амритсаре.

Расширение социальной базы сикхизма вынудило гуру Говинда внести ряд изменений в сикхское учение и организацию общины. В 1699 году было провозглашено, что власть в общине переходит из рук гуру к хальсе («ордену чистых») – собранию вооруженных общинников. До сих пор сохранилась церемония посвящения в общинники и кодекс поведения – пять «К»:

Не стричь волосы и бороду (кеш)

Носить короткие шаровары (качха)

Волосы под тюрбаном закреплять гребнем (кангха)

Всегда иметь при себе меч (кирпан)

Иметь железный браслет (кара)

После реформ гуру Говинда произошло разделение сикхской общины на два основных направления:

Кешдхари (хальса)

Сахаджхари

Представители второго не приемлют воинственности хальсы, лояльно относятся к индуистскому влиянию, не принимают обязательных для хальсы знаков отличия («пяти К») – стригут волосы, бреются и т.д.

Реформами гуру Говинда была также прервана линия живых гуру, а книга Адигрантх канонизирована и стала объектом поклонения в сикхских храмах – гурудварах.

К началу XVIII века сикхизм окончательно оформился в самостоятельную религиозную систему.

В современной Индии сикхский фактор играет чрезвычайно важную роль.

Рефетека ру refoteka@gmail.com