Рефетека.ру / Государство и право

Курсовая работа: Сущность основания и порядок определения заключения под стражу

Самарский Филиал

Московского Городского Педагогического Университета


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Уголовный процесс»


Тема:

«Сущность основания и порядок определения заключения под стражу»

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Юридические и фактические основания заключения под стражу

2. Порядок заключения под стражу

3. Сроки содержания под стражей и порядок их продления. Отмена и изменение меры пресечения

4. Освобождение из-под стражи

5. Правовой статус обвиняемого (подозреваемого) при заключении под стражу

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ


Заключение под стражу была и остается наиболее строгой мерой пресечения, применяемой к подозреваемым и обвиняемым в уголовном процессе на стадии предварительного расследования.

Значимость данной меры определяется существенным влиянием, которое оказывает ее избрание на ход предварительного следствия, судебного рассмотрения уголовного дела, обеспечение гарантий конституционных прав и свобод граждан.

Заключение под стражу вызывает важные политические, социально-экономические и нравственные последствия в аспекте всей уголовно-правовой и уголовно-исправительной политики.

Эта мера пресечения на практике применяется нередко без достаточных на то оснований, по преступлениям не представляющим большой общественной опасности, без всесторонней оценки лиц, их совершивших. В результате, арестованные содержаться в следственных изоляторах с нарушением санитарных и иных норм. Лица, совершившие преступления, в том числе и малозначительные, длительное время в нарушение норм закона содержаться до суда под стражей. Это вызывало и вызывает в общественном мнении непонимание и критику сложившейся практики применения этой меры пресечения.

Законодателем приняты радикальные меры по исправлению сложившегося положения. Принципиальный характер в этом отношении носят, вступившие в действие с 1 июля 2002 года положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, о новом порядке заключения под стражу подозреваемых и обвиняемых на предварительном следствии.

Заключение под стражу исключительно по решению суда и в срок не более 48 часов является реализацией конституционного права граждан на свободу и личную неприкосновенность.

С учетом указанных обстоятельств повышается значимость внимательного изучения правовых аспектов избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения, практики ее применения и влияния на ход предварительного следствия, рассмотрения уголовных дел в суде, а также иных социально значимых последствий применения данной меры.

1. ЮРИДИЧЕСКИЕ И ФАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ


Основания для применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, как и основания иных мер пресечения, традиционно в теории уголовно-процессуального законодательства делятся на общие и специальные. Общие основания вытекают из всего содержания уголовно-процессуального закона, а специальные предусмотрены в статьях УПК Российской Федерации, относящихся к институту мер пресечения.

Общими основаниями применения меры пресечения являются:

возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления, за которое лицо подвергается мере пресечения;

предъявление обвинения данному лицу в совершении преступления;

в исключительных случаях – наличие обоснованных подозрений в отношении данного лица в совершении преступления.

Мне кажется, что перечисленные так называемые общие основания можно считать лишь предпосылками для избрания меры пресечения.

Специальными основаниями применения меры пресечения являются обоснованные предположения, что обвиняемый (подозреваемый) может воспрепятствовать успешному судопроизводству по уголовному делу, а именно:

скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

может продолжать заниматься преступной деятельностью;

может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Для применения меры пресечения не требуется, чтобы были совершены какие-либо из перечисленных действий, достаточно обоснованных предположений о том, что они могут быть совершены обвиняемым (подозреваемым). Предположения должны быть основаны на фактических данных, полученных при расследовании или судебном разбирательстве уголовного дела. необязательно, чтобы эти предположения базировались на процессуальных доказательствах. Более того, такое требование было бы нереальным и явно бы затормозило предварительное расследование. Предположения о возможном неблаговидном поведении обвиняемого могут проистекать, например, из информации, добытой оперативным путем, или из прошлого поведения обвиняемого.

Это могут быть прямые доказательства намерений обвиняемого: скрыться (приобретение билетов, оформление загранпаспорта и т.д.); продолжить преступную деятельность (показания соучастников); воспрепятствовать производству по уголовному делу (показания потерпевших об угрозах со стороны обвиняемого и т.д). Чаще встречаются косвенные доказательства неблаговидных намерений обвиняемого, к которым может относиться его предшествующее поведение, наличие судимостей, систематическое совершение преступлений, отсутствие постоянного места жительства и т.д. Указанные фактические данные должны быть отражены в материалах уголовного дела.

На судебных стадиях мера пресечения может также избираться судом для обеспечения исполнения приговора. Это основание избрания меры пресечения следует считать особенно актуальным в случае вынесения обвинительного приговора о назначении наказания, связанного с лишением свободы, в отношении подсудимого, которому не избиралась мера пресечения, или мера пресечения которого не связана с изоляцией от общества. В резолютивной части обвинительного приговора должно быть указано решение о мере пресечения в отношении подсудимого до вступления приговора в законную силу (п.10 ч.1 ст.308 УПК) (см. Приложение № 1).

Помимо общих и специальных оснований при избрании меры пресечения следует учитывать обстоятельства, перечисленные в ст.99 УПК. Они не заменяют общих и специальных оснований, а лишь дополняют их. Иногда эти обстоятельства называют условиями применения меры пресечения1. Основания и условия применения мер пресечения выполняют самостоятельную роль в правоприменительном процессе. Основания – это побудительные причины, достаточные для принятия решения о применении меры пресечения; условия же составляют данные об иных (сопутствующих) обстоятельствах, учитываемых при избрании меры пресечения. Условия применения мер пресечения также делятся на общие и специальные. К первым относятся те, которые должны учитываться при применении любой меры пресечения и обусловливать выбор одной из них. Специальными являются условия, в силу закона необходимые для применения конкретной меры пресечения, а также те, которые отражают правовые особенности избрания меры пресечения в отношении определенной категории обвиняемых и подозреваемых.

Таким образом, компетентное должностное лицо при избрании меры пресечения обязано принимать во внимание целый ряд обстоятельств.

Тяжесть предъявленного обвинения, которая определяется квалификацией преступления. Квалификация преступления позволяет установить его категорию в соответствии со ст.15 УК РФ:

преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, максимальное наказание за которые, предусмотренное УК РФ, не превышает 2 лет лишения свободы;

преступлениями средней тяжести признаются все прочие неосторожные преступления, а также умышленные преступления, максимальное наказание за которые не превышает 5 лет лишения свободы;

тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, максимальное наказание за которые не превышает 10 лет лишения свободы;

особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, максимальное наказание за которые превышает 10 лет лишения свободы.

Кроме того, в понятие тяжести предъявленного обвинения входит количество преступных эпизодов, в совершении которых обвиняется данное лицо. Если мера пресечения применяется к подозреваемому, то следует учитывать тяжесть и количество преступлений, в совершении которых подозревается лицо.

Обстоятельства, относящиеся к личности обвиняемого, в число которых входит наличие судимостей, рецидива, антисоциальные установки личности, а также свойства характера обвиняемого (агрессивность, неуравновешенность и т.д.).

При избрании меры пресечения следует учитывать возраст обвиняемого: снисхождения требуют лица, совершившие преступления в возрасте до 18 лет, а также те, которые к моменту расследования и судебного рассмотрения уголовного дела достигли соответственно женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет. Мера пресечения – заключение под стражу – избирается к несовершеннолетним в исключительных случаях2.

При избрании меры пресечения следует принимать во внимание состояние здоровья обвиняемого: наличие инвалидности и хронических болезней, требующих постоянной медицинской помощи (онкологические заболевания, диабет, туберкулез и др.), обязывает дознавателя, следователя, прокурора, судью прежде всего рассмотреть вопрос об избрании меры пресечения, не связанной с заключением под стражу. Вместе с тем хронический алкоголизм, например, наркомания или наличие венерических заболеваний, а также психических расстройств, не исключающих вменяемости, не препятствуют избранию самой строгой меры пресечения.

Должно быть также принято во внимание семейное положение обвиняемого: женат ли он, проживает ли с семьей, есть ли в семье несовершеннолетние дети, престарелые родители, иные иждивенцы, каково материальное положение семьи. Если обвиняемый является единственным кормильцем в семье, заключение под стражу в качестве меры пресечения избирается в крайнем случае. И только в исключительных случаях – в отношении беременной женщины, а также воспитывающих несовершеннолетних детей.

При избрании меры пресечения необходимо учитывать род занятий обвиняемого: имеет ли он постоянное место работы или иное постоянное занятие, не связано ли преступление с его работой. Отсутствие постоянного занятия может рассматриваться как основание полагать, что обвиняемый скроется от следствия или суда. Вместе с тем при избрании меры пресечения не должно отдаваться предпочтение одному роду занятий перед другим, что означало бы нарушение конституционного принципа равенства граждан перед законом и судом3.

К другим обстоятельства, которые должны учитываться при избрании меры пресечения, следует относить прежде всего наличие у обвиняемого постоянного места жительства. Его отсутствие дает основания полагать, что обвиняемый скроется от следствия и суда. На наличие постоянного места жительства указывает постоянная регистрация по месту жительства, собственность на жилье.

Деятельное раскаяние обвиняемого должно обязательно учитываться при избрании меры пресечения. Вместе с тем отказ от дачи показаний является правом обвиняемого (подозреваемого), его нельзя рассматривать как обстоятельство, указывающее на необходимость избрания более строгой меры пресечения4.

При избрании в качестве меры пресечения заключения под стажу помимо общих, специальных оснований, а также иных подлежащих учету обстоятельств (или условий) необходимо соблюдать дополнительные условия, а именно, заключение под стражу избирается лишь тогда, когда иные меры пресечения не могут обеспечить надлежащее участие обвиняемого (подозреваемого) в расследовании уголовного дела и судопроизводстве, когда не возможно применение иной, более мягкой меры пресечения (ч.3 ст.108 УПК). Это подтверждается нарушением ранее избранных мер пресечения, наличием рецидива, отсутствием постоянного место жительства и т.д.

Из ч.1 ст.108 УПК следует правило: если лишение свободы в качестве наказания за совершение данного преступления не предусмотрено, то избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу невозможно5.

Заключение под стражу применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2-х лет. Таким образом, заключение под стражу возможно только по делам о преступлениях не менее чем средней тяжести.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:

подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации. Это может подтверждаться отсутствием постоянной или временной регистрации;

его личность не установлена. Это означает, что нет документов, подтверждающих данные о личности обвиняемого, и для установления личности необходимо проведение дополнительных следственных и оперативных мероприятий;

им нарушена ранее избранная мера пресечения: подписка о невыезде; личное поручительство; залог; домашний арест; для военнослужащего – наблюдение командования воинской части; для несовершеннолетнего – присмотр. Нарушение может состоять в том, что обвиняемый (подозреваемый) скрылся, или совершил новое преступление, или каким-либо образом препятствовал расследованию;

он скрылся от органов предварительного расследования или суда. Оставление обвиняемым (подозреваемым) места преступления не означает, что он скрылся от следствия и суда. Никто не обязан свидетельствовать против себя (ст.51 Конституции РФ) и сдаваться в «руки правосудия». Скрывшимся следует считать такое лицо, которое, находясь в процессуальном положении обвиняемого (или подозреваемого), умышленно уклоняется от следствия или суда. Сюда можно отнести следующие случаи: лицо совершило побег, будучи доставленным в орган дознания, к следователю или в суд; не явилось по вызовам дознавателя, следователя или суда и выехало с места жительства; после совершения преступления с целью уклонения от следствия выехало в неизвестном направлении из населенного пункта, где постоянно проживало.

Арест подозреваемого возможен в исключительных случаях (ст.100 УПК). Подозреваемым лицо становится при следующих обстоятельствах:

при возбуждении в отношении данного лица уголовного дела (п.1 ч.1 ст.46 УПК);

при задержании по подозрению в совершении преступления в соответствии со ст.91 и 92 УПК;

в случае применения меры пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст.108 УПК.

Таким образом, сам факт применения меры пресечения к лицу, которому не предъявлено обвинение, ставит его в процессуальное положение подозреваемого6.

Орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишении свободы, при наличии оснований, указанных в ст.91 УПК РФ. В число прочего основанием для задержания является наличие сведений, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, если следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Если отсутствуют основания применения к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу, он освобождается по постановлению того лица, которое его задержало (п.2 ч.1 ст.94 УПК). С этого момента лицо перестает быть подозреваемым.

Если лицо было поставлено в процессуальное положение подозреваемого вследствие того, что в отношении него возбуждено уголовное дело, к нему может быть применена любая мера пресечения. Если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления, а не в отношении данного конкретного лица, то предъявления обвинения к нему может быть применено в качестве меры пресечения заключение под стражу (ст.46, 94, 108 УПК РФ). В соответствии со ст.90 УПК РСФСР допускалось применение к подозреваемому не только ареста, но и другой меры пресечения7.

Закон не поясняет в ст.100 УПК, какие именно случаи следует считать исключительными, соответственно дающими право избрать меру пресечения в отношении подозреваемого. Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого в порядке исключения оправдано в следующих случаях:

лицо подозревается в особо тяжком, тяжком либо ином преступлении, при доказанности совершения которого допустимо применение меры пресечения в виде заключения под стражу;

высока вероятность совершения преступления данным лицом;

срочное, немедленное заключение под стражу подозреваемого лица является единственным эффективным способом обеспечения безопасности участников процесса и успешного расследования уголовного дела;

предъявление обвинения не может быть произведено безотлагательно, так как для этого еще необходимо выяснить ряд обстоятельств дела, в том числе путем допроса подозреваемого с постановкой ему вопросов изобличающего характера, уточнить уголовно-правовую квалификацию деяния подозреваемого и т.п.

Лишь совокупность данных обстоятельств объективно свидетельствует об исключительности случая законности и обоснованности заключения подозреваемого под стражу до предъявления ему обвинения8.

В случае применения к подозреваемому в качестве меры пресечения заключения под стражу обвинение должно быть предъявлено до истечения 10 суток со дня ареста. Этот срок исчисляется со дня фактического помещения подозреваемого под стражу и объявления судебного решения о заключении под стражу.

Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. В срок содержания под стражей входит и нерабочее время (ст.128 УПК РФ). Таким образом, десятидневный срок, установленный для предъявления обвинения подозреваемому, включает в себя как рабочие, так и не рабочие дни.

Если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу, срок исчисляется с момента фактического задержания (ч.3 ст.128 УПК РФ). На основании чего, продолжительность ареста подозреваемого, который непосредственно перед применением меры пресечения задерживался в порядке главы 12 УПК, не должна превышать 8 суток до предъявления обвинения9.

Предъявление обвинения становится еще одним обязательным основанием для законного содержания лица под стражей. Необходимо отметить, что если обвинение предъявлено в установленный срок, то мера пресечения продолжает действовать далее уже в отношении обвиняемого без вынесения каких-либо дополнительных постановлений.

В соответствии со ст.224 УПК, по делам, подследственным дознанию, мера пресечения в виде заключения под стражу применяется только в отношении подозреваемого. В этом случае обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу, а при невозможности закончить дела в указанный срок – предъявляется обвинение, либо мера пресечения отменяется.

К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, то есть в совершении умышленного преступления, за которое предусмотрено максимальное наказание свыше пяти лет лишения свободы. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести, то есть умышленного преступления, за которое установлено максимальное наказание свыше двух, но не свыше пяти лет лишения свободы. Тяжесть совершенного преступления рассматривается не как основание для применение меры пресечения, а как одно из обстоятельств, которое должно учитываться. Единственное требование при избрании ареста – чтобы за преступление было предусмотрено наказание свыше 2-х лет лишения свободы, а в исключительных случаях – лишение свободы до 2-х лет.


2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ

стража заключение обвиняемый пресечение

Меры пресечения могут быть избраны на досудебных заседания уголовного процесса дознавателем, следователем, прокурором; на судебных стадиях мера пресечения применяется судом. Прокурор вправе избрать меру пресечения по любому уголовному делу, за которое он осуществляет процессуальный надзор, однако для применения заключения под стражу прокурор должен обратиться с ходатайством в суд. Судья единолично избирает меру пресечения по уголовному делу, принятому судом к производству.

УПК Российской Федерации различает избрание и применение меры пресечения. Избрание меры пресечения – принятие дознавателем, следователем, прокурором, а также судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого (п.13 ст.5 УПК РФ). Применение меры пресечения – процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п.29 ст.5 УПК РФ). Избрание меры пресечения является правом, а не обязанностью компетентных должностных лиц. Если основания для применения меры пресечения отсутствуют, то мера пресечения не избирается10.

В соответствии со ст.10 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 2001 года № 177-ФЗ, решение о применения в качестве меры пресечения под стражу до 01.01.2004 года возлагалось на прокурора. Федеральный закон от 29 мая 2002 года № 59-ФЗ исключил это положение, в соответствии с чем с 1 июля 2002 года решения о заключении под стражу подозреваемого, обвиняемого принимаются судом. Следователь (дознаватель) составляет постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. В данном постановлении указывается: лицо, в отношении которого избирается мера пресечения; преступление, в котором лицо обвиняется (подозревается); основания для избрания меры пресечения в соответствии со ст.97 УПК РФ; обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения в соответствии со ст.99 УПК РФ; условия, предусмотренные ч.1 – 2 ст.108 УПК РФ. В постановлении необходимо обосновать невозможность избрания другой меры пресечения (ч.3 ст.108 УПК) (см. Приложение № 2).

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу оформляется в пяти экземплярах: первый находится в уголовном деле; второй направляется администрации места содержания под стражей; третий вручается обвиняемому (подозреваемому), четвертый направляется прокурору, осуществляющему надзор за расследованием; пятый остается в суде, решающем вопрос об избрании меры пресечения.

После вынесения указанного постановления следователь (дознаватель) представляет его прокурору. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства (ч.3 ст.108 УПК).

Какие именно материалы уголовного дела должны прилагаться к постановлению, закон не разъясняет. По моему мнению, сюда могут входить: постановление о возбуждении уголовного дела; протокол задержания; постановление о привлечении в качестве обвиняемого; протоколы следственных действий, подтверждающих совершение преступления данным лицом – протоколы допросов, заключение экспертизы и т.д.; материалы, подтверждающие основания применения меры пресечения; сведения о личности подозреваемого или обвиняемого.

На практике - в суд предоставляется все уголовное дело, но все же, по общему правилу, все уголовное дело не должно предоставляться в суд: задачей следователя является отобрать именно те документы, которые подтверждают его ходатайство, и исключить то, что к данному вопросу не относится.

Поскольку согласие на арест дает прокурор, осуществляющий надзор за предварительным расследованием, то он вправе истребовать для изучения как все уголовное дело, так и любые имеющиеся в нем материалы (ст.37 УПК РФ). При решении этого вопроса прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами дела, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого. Прокурор вправе по любому из поднадзорных уголовных дел обратиться в суд с ходатайством о заключении лица под стражу11.

Следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия с решением прокурора об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения. Вышестоящий прокурор либо отменяет указание нижестоящего, либо поручает дело другому следователю (ст.38 УПК).

Если ходатайство возбуждается в отношении обвиняемого или подозреваемого, не находящегося под стражей, то дознаватель, следователь должны обеспечить явку лица в суд. Если ходатайство возбуждается в отношении лица, задержанного по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст.91 – 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания (ч.3 ст.108 УПК). При этом следует учесть, что одним из оснований задержания лица по подозрению в совершении преступления является направление в суд ходатайства о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу (ч.2 ст.91 УПК). Задержанный должен быть доставлен в судебное заседание.

Ходатайства о заключении под стражу рассматриваются единолично судьей районного суда по месту производства предварительного расследования или по месту задержания. Место задержания следует рассматривать:

как место фактического задержания лица, если данный субъект был обнаружен и задержан не по месту расследования дела;

как район нахождения изолятора временного содержания, где содержится задержанный.

Ходатайства в отношении военнослужащих рассматриваются судьей военного суда соответствующего уровня (ч.4 ст.108 УПК).

Заседание должно быть проведено в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд (ч.4 ст.108 УПК).

В заседании участвуют:

подозреваемый или обвиняемый;

защитник, если он участвует в деле;

прокурор;

законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого;

следователь или дознаватель.

Сторонами следует считать:

сторону обвинения, на которой выступает прокурор, следователь, дознаватель;

сторону защиты, на которой выступает обвиняемый (подозреваемый), защитник, законный представитель.

В отсутствие обвиняемого ходатайство не рассматривается, за исключением случаев, когда обвиняемый объявлен в международный розыск. Заседание должно быть отложено до явки обвиняемого. Неявка без уважительных причин прочих участников, включая подозреваемого (за исключением задержанного по подозрению в совершении преступления), своевременно извещенных о времени судебного заседания, не препятствует рассмотрение ходатайства. Участие потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей в судебном заседании не предусмотрено.

Как я уже отмечала, в соответствии с ч.4 ст.108 УПК. Вопрос об аресте может быть решен судьей по месту задержания лица. Это дозволяет в случае обнаружения разысканного далеко от места расследования дела обратиться с ходатайством об аресте в суд того района, где субъект обнаружен. Но здесь возникают проблемы, связанные с тем, на каком основании и где содержать лицо до того, как будут доставлены материалы уголовного дела. В этой ситуации может возникнуть необходимость поручения производства ареста другому органу расследования по территориальности, что возлагает на последний большую ответственность.

Ошибочной является практика совместного рассмотрения судом ходатайств в отношении нескольких обвиняемых по одному уголовному делу в одном судебном заседании12. Судебное заседание носит закрытый характер, и недопустимо, чтобы в нем участвовали одновременно несколько обвиняемых. Каждому обвиняемому должна быть предоставлена возможность дать объяснения по поводу ареста в отсутствие соучастников, и вопрос об аресте должен быть решен в отношении каждого лица индивидуально.

Заседание носит закрытый характер, что обусловлено соблюдением тайны предварительного расследования. Порядок заседания следующий:

в начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности;

прокурор либо по его поручению следователь или дознаватель, возбудивший ходатайство, обосновывает его;

заслушивается обвиняемый (подозреваемый);

при необходимости заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

В заседании ведется протокол.

Обычно на практике, решая вопрос об аресте, судья тратит на судебное заседание в среднем 20 минут. Сторонам предоставляется возможность дать объяснения, но существенных дополнений к материалам дела в выступлениях сторон, как правило, не содержится.

Пределы полномочий судьи ограничены разрешением ходатайства о заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу. Судья не проводит непосредственное исследование доказательств и не рассматривает дело по существу. Свидетели не вызываются и не допрашиваются. Судья рассматривает обстоятельства дела, на которых основано ходатайство о заключении под стражу и немедленно после рассмотрения дела выносит постановление и объявляет его участникам судебного заседания. По результатам рассмотрения ходатайства судья в соответствии с ч.7 ст.108 УПК выносит одно из следующих постановлений:

об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу (см. Приложение № 3);

об отказе в удовлетворении ходатайства;

об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания. Вынесение такого постановления возможно только в отношении подозреваемого, задержанного по подозрению в совершении преступления в порядке ст.91 – 92 УПК. Ходатайство об отложении принятия решения возможны со стороны обвинения; оно может быть как устным, так и письменным. В ходатайстве должно быть указанно, какие дополнительные доказательства могут быть представлены в повторное заседание.

Судья не вправе избирать обвиняемому (подозреваемому) какую-либо меру пресечения, помимо той, о которой ходатайствует сторона обвинения, так как уголовное дело не находится в производстве суда.

Постановление судьи вручается или направляется следователю (дознавателю), возбудившему ходатайство, прокурору, обвиняемому (подозреваемому) (ч.8 ст.108 УПК РФ). Копии постановления об избрании меры пресечения должны быть вручены защитнику и законному представителю обвиняемого (подозреваемого), если они об этом ходатайствуют (ч.2 ст.101 УПК).

Постановление судьи подлежит немедленному исполнению (ч.7 ст.108 УПК). В частности, в случае удовлетворения ходатайства обвиняемый, а также подозреваемый, который не был задержан до рассмотрения дела судом, должен быть взят под стражу в зале суда; в случае отказа в удовлетворении ходатайства подозреваемый, который задерживался до рассмотрения дела судом, освобождается из-под стражи в зале суда.

В постановлении указывается порядок обжалования: решение, принятое судом, может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения (ч.11 ст.108 УПК РФ). Жалоба может быть принесена обвиняемым (подозреваемым), защитником, законным представителем несовершеннолетнего обвиняемого. Так как потерпевший не является участником данного разбирательства, соответственно, он не вправе обжаловать постановление судьи, касающееся ареста обвиняемого. Прокурор вправе принести представление, однако следователь или дознаватель, участвовавшие в судебном заседании не могут самостоятельно принести кассационное представление, для этого они должны обратиться к прокурору. Поскольку вопрос об аресте решается районным судом, то кассационной инстанцией для него является судебная коллегия по уголовным делам соответствующего суда субъекта Федерации. Жалоба подается через суд, вынесший данное постановление.

Например, если следователь выходил с ходатайством перед судом Железнодорожного района (любого другого района) г. Самары об избрании меры пресечения в виде заключения под стражей, то обвиняемый (подозреваемый) может подать кассационную жалобу в Самарский областной суд в коллегию по уголовным делам.

Кассационная инстанция принимает решение не позднее чем через 3 суток со дня поступления жалобы или представления. Определение кассационной инстанции подлежит немедленному исполнению, вместе с тем, если лицо уже освобождено из-под стражи по постановлению районного судьи, то исполнить решение вышестоящего суда об удовлетворении прокурора об аресте обвиняемого будет весьма затруднительно. Немедленное исполнение постановления судьи, безусловно, не указывает на то, что оно сазу после вынесения вступает в законную силу. В законную силу она вступает по истечении срока кассационного обжалования (если оно не обжаловалось) или после вынесения определения кассационной инстанцией.

Теоретически возможно обжалование постановления об отложении принятия решения на срок до 72 часов, однако сроки пересмотра жалобы превышают указанный срок, поэтому практического значения это не имеет13.

Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу (ч.9 ст.108 УПК). К таким обстоятельствам может относиться дополнение обвинения новыми эпизодами преступной деятельности, а также уклонение обвиняемого от предварительного расследования и суда, воспрепятствование производства по делу.

На судебных стадиях суд может избрать заключение под стражу в качестве меры пресечения подсудимому по ходатайству стороны обвинения или по собственной инициативе. Основания для этого в суде те же, что и на досудебных стадиях процесса. Дополнительным основанием является обеспечение исполнения приговора. Избирая указанную меру пресечения в суде, судья единолично выносит постановление, а коллегиальный состав суда – определение.

Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии – других родственников о месте содержания его под стражей или об изменении этого места. При заключении под стражу военнослужащего уведомляется также командование воинской части (ч.12 ст.108 УПК). Уведомление должно быть письменным, копия приобщается к материалам уголовного дела.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, содержатся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы МЮ Российской Федерации; временно эти лица могут содержаться в изоляторах временного содержания органов внутренних дел (ч.1 ст.8, ч.2 ст.9 ФЗ № 103)14 (см. Приложение № 4). После заключения под стражу лицо может содержаться в ИВС не более 3-х суток. Если доставка лиц, заключенных под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, то они могут находиться в местах содержания задержанных до 30 суток.

Кроме того, арестованные могут переводиться в ИВС в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, но не более чем на 10 суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление прокурора, следователя, дознавателя, либо решение суда (ст.13 ФЗ № 103).

В данном случае подозревается не календарный месяц, а месяц, отсчитываемый от начала срока предварительного заключения. Поскольку в законе не сделано каких-либо уточнений, допустимым является содержание арестованного в ИВС по постановлению следователя в течение 20 дней подряд – 10 дней в счет первого месяца и 10 дней в счет следующего за ним.

Прием подозреваемых и обвиняемых, поступивших в следственный изолятор, производится круглосуточно дежурным помощником начальника следственного изолятора или его заместителем, который проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица, доставленного в следственный изолятор, опрашивает его и сверяет ответы со сведениями, указанными в личном деле.

Документами, дающими основания для приема подозреваемого или обвиняемого в следственный изолятор, в настоящее время являются: постановление судьи об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; в отношении подсудимого – определение или постановление суда об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу; в отношении осужденного – обвинительного приговора суда с назначением наказания в виде лишения свободы.

Подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу содержаться раздельно (ст.33 ФЗ № 103). Администрацией следственного изолятора принимаются меры по исключению контактов между ними. Во избежание ошибок следователь должен информировать администрацию следственного изолятора о тех лицах, с которыми обвиняемый должен содержаться раздельно, указав их данные в отдельной справке.

На практике, администрация следственного изолятора требует от следователя прилагать к постановлению об аресте отдельную справку, в которой указывается, с какого момента исчисляется срок содержания под стражей. Такая справка должна быть заверена гербовой печатью.

В случае заключения под стражу подозреваемого в порядке ст.100 УПК РФ следователь обязан в течение 10 дней представить в следственный изолятор копию постановления о привлечении в качестве обвиняемого либо уведомление о предъявлении обвинения, заверенное гербовой печатью.

3. СРОКИ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ И ПОРЯДОК ИХ ПРОДЛЕНИЯ. ОТМЕНА И ИЗМЕНЕНИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ


УПК Российской Федерации не внес существенных корректив в дозволенную законом длительность сроков содержания под стражей на досудебных стадиях производства. Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца (ч.1 ст.109 УПК). Этот срок соответствует сроку предварительного следствия: предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела (ч.1 ст.162 УПК РФ). Решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей, о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, принятые до 1 июля 2002 года, действуют в пределах того процессуального срока, на который были избраны указанные меры процессуального принуждения (ч.2 ст.5 ФЗ № 59-ФЗ от 29 мая 2002 года «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О введении в действие УПК РФ»»).

Вместе с тем основания продления сроков содержания под стражей до суда, и перечень органов, компетентных продлевать сроки содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, претерпели значительные изменения.

Прежде всего, необходимо указать на вытекающую из ст.223, 224 УПК РФ невозможность для органа дознания и дознавателей продлить срок содержания под стражей. В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ч.1 ст.224 УПК). В этом случае обвинительный акт должен быть составлен не позднее 10 дней со дня заключения лица под стражу, включая суда и срок задержания. Срок содержания под стражей в этом случае не превышает 10 дней (ч.2 ст.224 УПК).

При невозможности составить обвинительный акт в указанный срок дознаватель должен предъявить обвинение, либо мера пресечения отменяется (ч.3 ст.224 УПК).

«Каков в этом случае максимальный срок содержания под стражей?», - спросите Вы.

Закон прямо не отвечает на этот вопрос, однако следует учесть, что дознание проводиться в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток (ч.3 ст.223 УПК). Таким образом, дознаватель полномочен содержать лицо под стражей не более 25 суток. Если в указанный срок расследование дела не закончено, то дело направляется прокурору для передачи следователю. Что касается срока содержания под стражей, то он соответствует указанному в ст.109 УПК и продлевается при необходимости по ходатайству следователя в обычном порядке.

Давайте рассмотрим с Вами основания и порядок продления сроков содержания под стражей на стадии предварительного расследования уголовного дела.

Срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня до 6 месяцев. Условия следующие:

невозможность закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев;

отсутствие оснований для изменения или отмены меры пресечения (ч.2 ст.108 УПК РФ).

Причины, по которым невозможно закончить следствие в установленный срок, как правило следующие: привлечение по делу трех и более обвиняемых; многоэпизодность уголовного дела; значительный объем доказательственного материала, который должен быть исследован в деле (как правило, по преступлениям в сфере экономической деятельности); сроки производства экспертизы, превышающие 2 месяца; длительная болезнь потерпевшего, не позволяющая завершить производство судмедэкспертизы (характерно для дорожно-транспортных преступлений), «большой объем следственных действий, в том числе за пределами мест предварительного расследования, необходимость производства большого числа экспертиз либо экспертизы, требующей стационарного наблюдения за подозреваемым или обвиняемым» и т.д.

Дальнейшее продление срока содержания под стражей до 12 месяцев осуществляется судьей районного суда при соблюдении следующих условий:

лицо обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления;

уголовное дело представляет особую сложность;

сохраняются основания для избрания ареста мерой пресечения;

ходатайство следователя поддержано письменным согласием прокурора субъекта Федерации или приравненного к нему военного прокурора (ч.2 ст.109 УПК).

В соответствии с законом это должен быть тот же районный суд, который продлевал срок ареста обвиняемого до 6 месяцев.

Срок содержания под стражей вплоть до 18 месяцев может быть продлен судьей суда субъекта Федерации или военного суда того же уровня при следующих условиях:

продление срока носит исключительный характер. Это означает, что уголовное дело не просто представляет сложность в расследовании, но, возможно создает прецедент борьбы с преступлениями, ранее не встречавшимися в судебно-следственной практике;

лицо обвиняется в совершении особо тяжкого преступления;

ходатайство следователя поддержано письменным согласием Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя.

Проблемы с превышением указанных сроков возникают на этапе окончания предварительного расследования и связаны с выполнением требований ст.217 УПК РФ об ознакомлении обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела. Если обвиняемых (и соответственно, защитников) несколько, а дело многотомное, то время ознакомления с уголовным делом затягивается на многие месяцы. При этом обвиняемый и защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом для ознакомления с материалами уголовного дела (ч.3 ст.217 УПК РФ).

По моему мнению, правильнее было бы не затягивать сроков следствия длительной процедурой ознакомления с материалами уголовного дела, а перенести эту процедуру на стадию подготовки дела к судебному разбирательству, при этом все возникающие при ознакомлении с делом ходатайства решать в предварительном слушании или в судебном разбирательстве. Судья при получении уголовного дела обязательно выясняет в отношении каждого обвиняемого вопрос, подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения (п.3 ст.228 УПК). Таким образом, судья мог бы решать, должен ли подсудимый находиться под стражей при выполнении процедуры ознакомления с материалами уголовного дела.

Кроме того, следует указать на тот факт, что при провозглашенном УПК РФ четком разделении функций обвинения и защиты (а следователь и прокурор в соответствии с гл.6 УПК отнесены к стороне обвинения) требование об ознакомлении стороны защиты с материалами уголовного дела на завершающем этапе предварительного расследования явно подрывает позиции обвинения – тем более, что прокурор и следователь с адвокатским досье не знакомятся, а защитник не может быть ими допрошен об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовному делу (п.2 ч.3 ст.56 УПК РФ). Ну и наконец, по моему мнению, ознакомление с материалами уголовного дела нарушает действующий на данной стадии уголовного процесса принцип тайны предварительного расследования (ст.161 УПК). Мне кажется, что передача процедуры ознакомления с уголовным делом на судебные стадии производства решила бы указанные проблемы.

По действующему процессуальному закону, материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей – соответственно либо 6 (по всем делам), либо 12 (по тяжким преступлениям), либо 18 месяцев (по особо тяжким преступлениям) (ч.5 ст.109 УПК). Мне кажется, что данная норма вообще излишняя, так как нарушение этого 30-суточного срока не лишает следователя права завершить расследование в установленный срок, не сокращает срок содержания под стражей и не делает материалы уголовного дела процессуально незначимыми.

Процессуальная санкция для стороны обвинения предусмотрена только на тот случай, когда ознакомление с делом не удается закончить до истечения срока ареста. Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами уголовного дела (ч.6 ст.109 УПК). Безусловно, данное правило побуждает обвиняемого и защитника намеренно затягивать сроки ознакомления с делом с целью добиться отмены меры пресечения.

В случае, если после окончания предварительного следствия сроки для предъявления материалов данного уголовного дела обвиняемому и его защитнику были соблюдены, однако 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с письменного согласия прокурора субъекта РФ вправе не позднее чем за 5 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом субъекта Федерации или военным судом соответствующего уровня (ч.7 ст.109 УПК).

Если ходатайство соответствует требованиям, то судья рассматривает его в судебном заседании и вправе принять следующие решения:

о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд;

об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи.

Рассматривая вопрос о сроках содержания под стражей, необходимо остановиться на порядке исчисления этих сроков. Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд (ч.9 ст.109 УПК). Таким образом, срок содержания под стражей продолжается и после окончания срока расследования, так как в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня направления дела прокурору с обвинительным заключением (ч.2 ст.162 УПК). Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и принимает по нему решение в течение 5 суток (ч.1 ст.221 УПК). Таким образом, следователь обязан направить прокурору уголовное дело в любом случае за 5 суток до окончания срока содержания обвиняемого под стражей, если даже срок следствия еще не истек. Срок рассмотрения прокурором уголовного дела, поступившего из дознания с обвинительным актом – 2 суток (ч.1 ст.226 УПК). Поскольку срок дознания (ч.3 ст.223 УПК) значительно короче, чем срок содержания под стражей (ч.1 ст.109 УПК), то у дознавателя достаточно времени для направления уголовного дела с обвинительным актом прокурору в том случае, когда обвиняемый арестован.

Кроме вышеуказанного, в срок содержания под стражей также зачисляется время (ч.10 ст.109 УПК):

на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого. При задержании срок исчисляется с момента фактического задержания (ч.3 ст.128 УПК). Срок задержания не может превышать 48 часов (ч.2 ст.94 УПК), однако суд вследствие отложения принятия решения по вопросу об аресте может продлить этот срок еще на 72 часа (ч.7 ст.108 УПК), таким образом, максимальный срок задержания, который следует учитывать при исчислении срока содержания под стражей – 5 суток. Если лицо задерживалось в качестве подозреваемого, при этом суд откладывал принятие решения об аресте на вышеуказанный срок, но все же принял решение об аресте, то с учетом срока рассмотрения дела прокурором, срок ареста следует исчислять за вычетом 10 суток;

домашнего ареста;

принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда. Если при назначении или производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном обследовании подозреваемого или обвиняемого, то он может быть помещен в медицинский или психиатрический стационар, при этом тот, кто не содержался под стражей, помещается в стационар на основании судебного решения (ст.203 УПК). Не имеет значение тип стационара – это может быть обычная больница. Тем не менее, время нахождения в такой больнице в качестве подэкспертного засчитывается в срок содержания под стражей;

в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со ст.460 УПК.

В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного этим лицом под стражей ране (ч.11 ст.109 УПК). Однако, если лицо уже осуждено, то возможно избрание в отношении него меры пресечения, в том числе заключения под стражу, при условии возбуждения уголовного дела по факту совершения иного преступления.

Срок содержания под стражей исчисляется месяцами, но могут быть приняты во внимание часы и сутки (с учетом времени задержания и времени рассмотрения дела прокурором). Срок заключения течет непрерывно, в него входит и нерабочее время. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, или в последние стуки месяца. Окончание срока ареста может приходиться и на нерабочий день, соответственно, если этот срок истекает в субботу или в воскресенье, то дело необходимо закончить (или продлить срок) до наступления выходных (ст.128 УПК).

Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок лишения свободы, из расчета один день за один день, исправительных работ – один день за три дня (ч.3 ст.72 УК РФ).


4. ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ-ПОД СТРАЖИ


По действующему закону на стадии расследования уголовного дела лицо может быть освобождено из-под стражи: следователем (дознавателем); прокурором; судом; начальником места содержания под стражей.

Основаниями освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи являются:

судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном законом;

постановление следователя, органа дознания или прокурора;

постановление начальника места содержания под стражей или прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении указанного подозреваемого или обвиняемого в связи с истечением установленного законом срока содержания под стражей (ст.49 № ФЗ № 103)15.

Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи производится начальником места содержания под стражей по получении соответствующего решения суда либо постановления следователя, органа дознания или прокурора (ч.1 ст. 50 ФЗ № 103).

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст.97 и 99 УПК РФ (ч.1 ст.110 УПК). Необходимость в применении ареста отпадает тогда, когда исключается полностью возможность, что находясь на свободе, обвиняемый скроется от следствия, продолжит преступную деятельность, либо воспрепятствует ходу расследования (ст.97 УПК); либо принципиально изменяются его личные обстоятельства (ст.99 УПК). В таких случаях возможна полная отмена меры пресечения без избрания другой, более мягкой.

Избрание на более мягкую меру пресечения возможно:

когда ранее предъявленное обвинение изменяется на обвинение в совершении преступления небольшой тяжести, в связи с чем невозможно становится заключение под стражу (ч.1 ст.108 УПК);

когда поведение обвиняемого и обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в заключении под стражу нет необходимости, и можно применить меру, не связанную с лишением свободы.

Соответствует закону замена ареста на залог, который гарантирует выполнение обвиняемым предъявляемых к нему процессуальных требований.

Однако следует учитывать, что арест в настоящее время избирается по судебному решению. Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом (ч.4 ст.110 УПК РФ). Таким образом, если в аресте отпадает необходимость, либо становится возможным замена его на любую другую меру пресечения, следователь должен обратиться с соответствующим ходатайством в суд, который принимал решение об аресте, либо продлевал срок ареста, заручившись также письменным согласием прокурора.

Судья не вправе избирать по делу какую-либо меру пресечения без соответствующего ходатайства следователя. Если следователь ходатайствует о замене ареста на домашний арест, который также избирается по судебному решению, то, безусловно судья вправе решать, назначать домашний арест данному лицу или нет. Если же следователь ходатайствует о замене ареста на подписку о невыезде, то судья не вправе в данном случае отменить арест и назначить иную меру пресечения, кроме подписки о невыезде. Вместе с тем, судья, конечно, вправе вообще отказать в отмене или изменении меры пресечения.

Статья 110 УПК содержит далеко не все основания отмены или изменения меры пресечения – ареста. Следующим основанием надо назвать истечение срока содержания под стражей подозреваемого. Это происходит, когда истекает 10-дневный срок ареста подозреваемого (включая сюда срок задержания на 48 часов плюс 72 часа), обвинение не предъявлено, либо обвинительный акт не составлен. В таких случаях следователь обязан освободить лицо из-под стражи, руководствуясь ст.100 УПК, а дознаватель – ч.3 ст.224 УПК.

Начальник места содержания под стражей обязан не позднее чем за двадцать четыре часа до истечения срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора.

Если по истечении установленного законом срока задержания или заключения под стражу в качестве меры пресечения соответствующее решение об освобождении подозреваемого или обвиняемого либо о продлении срока содержания его под стражей в качестве меры пресечения не поступило, начальник места содержания под стражей немедленно освобождает его своим постановлением (ч.2-3 ст.50 ФЗ)16.

Истечение 2-месячного срока ареста, либо срока ареста с учетом продления, когда расследование не завершено, и нет оснований для продления срока содержания под стражей. В этом случае следователь обязан своим постановлением освободить обвиняемого из-под стражи, руководствуясь ст.109 УПК в подходящей части, и при наличии к тому оснований избрать более мягкую меру пресечения в соответствии с ч.1-2 ст.110 УПКРФ. Согласие прокурора и судебное решение в данном случае не требуется, так как срок действия избранной по решению суда меры пресечения истек, и судебное решение утратило свою силу.

Если следователь своевременно не совершит указанные действия, то обвиняемый освобождается по постановлению начальника следственного изолятора в связи с истечением срока содержания под стражей на основании ст.49-50 ФЗ № 10317.

Освобождение обвиняемого из-под стражи рассматривается как дисциплинарный проступок следователя и влечет разбирательства и взыскания. Только освобождение из-под стражи в связи с отсутствием события или состава преступления (п.1-2 ч.1 ст.24 УПК), а также в связи с непричастностью обвиняемого (подозреваемого) к совершению преступления (п.1 ч.1 ст.27 УПК) влечет реабилитацию на стадии предварительного расследования (ст.133 УПК).

Уголовная ответственность наступает за заведомо незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст.301 УК РФ), заведомость предполагает наличие прямого умысла в действиях следователя, дознавателя или прокурора, допустивших незаконное задержание или незаконный арест.

Только виновные действия следователя, нарушающие закон, должны влечь дисциплинарную или уголовную ответственность.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процессуальный закон явно недостаточно регламентирует порядок и основания освобождения от ареста. Освобождение из-под стражи – такое же процессуальное действие, как и заключение под стражу, и должно быть закреплено не только, по моему мнению, в федеральном законе о содержании под стражей, который относится в большей степени к уголовно-исполнительному законодательству, но и в процессуальном законе.


5. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБВИНЯЕМОГО (ПОДОЗРЕВАЕМОГО) ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ПОД СТРАЖУ


Обвиняемый (ст.47 УПК) и подозреваемый (ст.46 УПК) – самостоятельные субъекты уголовного процесса со стороны обвинения. Это разные процессуальные фигуры: с одной стороны, не всякий подозреваемый впоследствии становиться обвиняемым; с другой стороны, в качестве обвиняемого может быть привлечено лицо, ранее не выступавшее в качестве подозреваемого. Хотя процессуальный статус подозреваемого лицо может сохранять достаточно длительное время, если в отношении него возбуждено уголовное дело (п.1 ч.1 ст.46 УПК), но основной субъект уголовного процесса – это все же обвиняемый. Вся система уголовного процесса направлена на то, чтобы установить виновность либо невиновность обвиняемого в совершении преступления. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (ч.2 ст.6 УПК РФ).

Процессуальный статус обвиняемого не меняется с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, или обвинительного акта, и до момента вступления приговора в законную силу. Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным (ч.2 ст.47 УПК). Соответственно своему центральному положению в уголовном процессе, обвиняемый наделен обширными процессуальными правами.

Совокупность прав и обязанностей лица, содержащегося под стражей, определяется не только уголовно-процессуальным, но в основном уголовно-исполнительным законодательством. Заключение под стражу является по существу новым образом жизни, и соответственно, как и любой образ жизни, несет в себе множество аспектов, которые нуждаются в правовом регулировании разными отраслями права.

Задачей настоящей работы не является анализ процессуального положения обвиняемого или подозреваемого. Поэтому я рассмотрю лишь те права обвиняемого (подозреваемого), которые имеют непосредственное отношение к применению в качестве меры пресечения заключения под стражу. Эти права обозначены как в ст.47, так и в ст.101, 108 УПК и других. Кроме того. Права лица, содержащегося под стражей, закреплены в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 07.03.2005 N 15-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 N 14-П).

Прежде всего, давайте с Вами остановимся на праве обвиняемого (подозреваемого) участвовать в судебном заседании при решении вопроса об аресте (п.16 ч.4 ст.47, ч.4 ст.108 УПК). Явка обвиняемого (подозреваемого) в судебное заседание должна быть обеспечена следователем (дознавателем). По какой бы причине обвиняемый ни отсутствовал – пусть он даже скрылся от конвоя по дороге в суд – ходатайство об аресте в его отсутствие не может быть рассмотрено.

Вместе с тем ч.4 ст.108 УПК дозволяет решать вопрос об аресте в отсутствие подозреваемого, кроме того, который задержан. Очевидно, это положение может быть отнесено только к тому лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело, который был вызван в суд и не явился.

Закон не поясняет, вправе ли обвиняемый отказаться участвовать в судебном заседании, решающем вопрос об аресте. Поскольку никаких исключений не сделано, то, несмотря на отказ, лицо должно быть доставлено в суд для участия в заседании.

В судебном заседании обвиняемый (подозреваемый) вправе дать свои объяснения по поводу ареста, которые судья обязан выслушать. Аналогичный порядок действует и при продлении срока содержания под стражей.

Постановление судьи о заключении под стражу, о продлении срока содержания под стражей выносится немедленно и объявляется всем участникам заседания. Обвиняемому (подозреваемому) немедленно вручается копия постановления судьи (ч.2 ст.101, ч.8 ст.108 УПК).

Обвиняемый (подозреваемый) имеет право обжаловать постановление судьи о заключении под стражу в течение 3 суток со дня вынесения. Постановление о продлении срока содержания под стражей может быть обжаловано в течение 10 дней. Жалоба подается в вышестоящий суд через суд, вынесший решение. Жалоба может быть подана лицом, содержащимся под стражей, через следователя (дознавателя), через своего защитника, или через администрацию места содержания под стражей. В последнем случае администрация обязана немедленно направить жалобу в суд (ст.126 УПК).

Следователь обязан незамедлительно известить одного из близких родственников обвиняемого (подозреваемого), а при их отсутствии – других родственников о месте или об изменении места его содержания под стражей (ч.12 ст.108 УПК, ч.4 ст.7 ФЗ18). Близкие родственники – супруг, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Родственники – все иные лица, состоящие в родстве (п.4, 37 ст.5 УПК). Уведомление может быть сделано в письменной форме, по телефону или в личной беседе. Сведения о том, когда и в какой форме уведомление было сделано, должны быть отражены в уголовном деле.

Обвиняемый имеет право на свидание с защитником наедине и конфиденциально, без ограничения их числа и продолжительности (п.9 ч.4 ст.47 УПК). Если защитник не участвовал в деле ранее, то, во всяком случае, с момента применения к лицу в качестве меры пресечения заключения под стражу он должен быть допущен к участию в деле (ч.3 ст.49 УПК). Защитник приглашается самим обвиняемым (подозреваемым), или иными лицами, но при этом обязательно наличие поручения или согласия со стороны обвиняемого. По просьбе обвиняемого (подозреваемого) участие защитника обеспечивается следователем (дознавателем).

Свидания предоставляются защитнику администрацией места содержания под стражей при предъявлении следующих документов: удостоверения адвоката и ордера. Истребование у адвоката иных документов запрещается. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Если в качестве защитника участвует иное лицо, то свидание с ним предоставляется по предъявлении соответствующего определения или постановления суда, а также документа, удостоверяющего его личность. Свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать (ст.18 ФЗ)19.

Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.

Свидания с родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, прерываются досрочно (ч.3 ст. 18 ФЗ)20.

При заключении под стражу обвиняемого (подозреваемого), следователь (дознаватель) обязан проявить заботу о его семье и имуществе. Если остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь (дознаватель) принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения (ч.1 ст.160 УПК). Вместе с тем семейное положение обвиняемого должно учитываться при избрании меры пресечения (ст.99 УПК), и следователю необходимо тщательно убедиться в необходимости содержания под стражей гражданина, который в одиночку воспитывает ребенка, или на попечении которого находятся беспомощные по причине старости или инвалидности родственники. Следователь вправе давать письменные поручения сотрудникам подразделений ОВД по делам несовершеннолетних, участковым уполномоченным о содействии в устройстве судьбы несовершеннолетних детей или престарелых родственников обвиняемого. О принятых мерах уведомляется обвиняемый (подозреваемый) (ч.3 ст.160 УПК).

Следователь (дознаватель) обязан принять меры по обеспечению сохранности имущества и жилища обвиняемого (подозреваемого), заключенного под стражу (ч.2 ст.160 УПК РФ). Если в жилище никого не осталось, квартира опечатывается и передается на ответственность жилищно-коммунальной организации. Право на жилплощадь за лицом, безусловно, сохраняется, независимо от того, собственное у него жилье, коммунальное или служебное.

Имущество либо хранится в жилище, а если это невозможно – то передается кому-либо на ответственное хранение, либо хранится в камере хранения вещественных доказательств. О мерах принятых в отношении жилища и имущества обвиняемый должен быть уведомлен.

Обвиняемый (подозреваемый) имеет право при ознакомлении с материалами уголовного дела делать из него выписки, снимать копии (п.12,13 ч.4 ст.47 УПК РФ). Он имеет право хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну (п.6 ст.17 ФЗ)21.

Подозреваемым и обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем. Отправление и получение корреспонденции осуществляются за счет средств подозреваемых и обвиняемых.

Переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре. Цензура осуществляется администрацией места содержания под стражей, а в случае необходимости лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело.

Письма, содержащие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не отправляются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются и передаются лицу или органу, в производстве которых находится уголовное дело.

Переписка подозреваемых и обвиняемых с лицами, содержащимися в учреждениях, исполняющих наказания, осуществляется с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело (ст. 20 ФЗ № 130).

Мной уже указывалось выше, что лица, содержащиеся под стражей, вправе обращаться с жалобами и заявлениями на незаконность их содержания под стражей, а также на действия следователя, прокурора, судьи, которые по их мнению, нарушают их права и интересы. Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.

В отношении предложений, заявлений и жалоб, содержащих сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненных тайнописью, шифром, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, применяется порядок, установленный частью третьей статьи 20 настоящего Федерального закона.

Жалобы на действия и решения суда, лица, производящего дознание, следователя или прокурора направляются в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, не позднее трех дней с момента их подачи.

Ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются подозреваемым и обвиняемым под расписку и приобщаются к их личным делам. По просьбе подозреваемых и обвиняемых за счет их средств администрация места содержания под стражей делает копию ответа и выдает ее на руки.

Ответы на устные заявления подозреваемых и обвиняемых объявляются им в течение суток. В случае назначения дополнительной проверки ответ дается в течение пяти суток. Ответ на письменную жалобу в адрес администрации должен быть дан в течение десяти суток.

Не допускается преследование в любой форме подозреваемых и обвиняемых за обращение с предложениями, заявлениями или жалобами в связи с нарушением их прав и законных интересов. Должностные лица мест содержания под стражей, виновные в таком преследовании, несут ответственность в соответствии с законом (ст.21 ФЗ № 130)22.

Арестованные имеют право на 8-часовой ночной сон, в период с 22 до 6 часов утра, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных действиях, за исключением случаев, не терпящих отлагательства ( п.10 ст.17 ФЗ, ч.3 ст.164 УПК). Кроме того, арестованные не выводятся из камер во время приема пищи, согласно распорядка дня.

Закон, по моему мнению, предоставляет достаточные возможности для арестованного для защиты своих процессуальных и иных прав и интересов, однако не надо забывать, что это не влияет на сущность ареста, которая состоит в изоляции от общества лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Поскольку это лицо находится под защитой принципа презумпции невиновности, ограничение его прав и свобод должно, как мне кажется, носить минимально необходимый характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Нормативные акты


Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие УПК РФ» от 27 декабря 2002 г. № 181-ФЗ // Российская газета. 2002.

Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 07.03.2005 N 15-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 N 14-П).

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: ТК У26 Велби, Изд-во Проспект,2004.


Литература


Алексеев Н.С., Даев В.Г., Кокорев Л.Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж, 1980.

Комментарий к УПК РФ / Под общ. Ред В.В. Мозякова, М., 2003.

Капинус Н.И. Процессуальные гарантии прав личности при применении мер пресечения в уголовном процессе: автореферат докт.дис. М.: НИИ ПУЗЗиП при ГП РФ, 2001.

Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. В.М. Лебедева и В.П. Божьева – М.: Спарк.

Петрухин И.Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение. М., 1985.

Рыжаков А.П. Уголовный процесс: Учебное пособие. Тула, 2002.

Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т.1: Основные положения науки советского уголовного процесса. М., 1968.

Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинской. М., 2003.

Уголовно-процессуальное право: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. В.И. Рохлина. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004.


1 Научно-практический комментарий к УПК Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002.

2 Комментарий к УПК РФ / Под общ. Ред В.В. Мозякова, М., 2003.

3 Научно-практический комментарий к УПК Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002.

4 Капинус Н.И. Процессуальные гарантии прав личности при применении мер пресечения в уголовном процессе: автореферат докт.дис. М.: НИИ ПУЗЗиП при ГП РФ, 2001. С.9, 20-21.

5 Комментарий к УПК РФ / Под общ. Ред В.В. Мозякова, М., 2003.

6 Комментарий к УПК РФ / Под общ. Ред В.П. Мозякова, М., 2003.

7 Комментарий к УПК РФ / Под общ. Ред В.В. Мозякова, М., 2003.

8 Капинус Н.И. Процессуальные гарантии прав личности при применении мер пресечения в уголовном процессе: автореферат докт.дис. М.: НИИ ПУЗЗиП при ГП РФ, 2001.

9 Комментарий к УПК РФ / Под общ. Ред В.П. Мозякова, М., 2003.

10 Научно-практический комментарий к УПК Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002.

11 Научно-практический комментарий к УПК Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002.

12 Научно-практический комментарий к УПК Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002.

13 Научно-практический комментарий к УПК Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002.

14Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 07.03.2005 N 15-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 N 14-П).

15 Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 07.03.2005 N 15-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 N 14-П).

16 Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 07.03.2005 N 15-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 N 14-П).

17 Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 07.03.2005 N 15-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 N 14-П).

18 Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 07.03.2005 N 15-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 N 14-П).

19 Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 07.03.2005 N 15-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 N 14-П).

20 Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 07.03.2005 N 15-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 N 14-П).

21 Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 07.03.2005 N 15-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 N 14-П).

22 Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 07.03.2005 N 15-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 N 14-П).

Похожие работы:

  1. • Заключение под стражу на предварительном следствии
  2. • Заключение под стражу
  3. • Заключение под стражу как вид меры пресечения
  4. • Заключение под стражу как форма наказания
  5. • Сроки содержания под стражей и порядок их продления
  6. • Заключение под стражу
  7. • Мера пресечения в виде заключения под стражу
  8. • Заключение под стражу
  9. • Применение меры пресечения в виде заключения под стражу
  10. • Домашний арест и заключение под стражу как меры ...
  11. •  ... меры пресечения в виде заключения под стражу
  12. • Особенности правового положения лиц, заключенных под стражу
  13. • Меры пресечения
  14. •  ... избрания меры пресечения в виде заключения под стражу
  15. • Меры пресечения и порядок их применения
  16. • Меры уголовно-процессуального принуждения
  17. • Режим содержания под стражей
  18. • Прокурорский надзор
  19. • Меры процессуального принуждения
Рефетека ру refoteka@gmail.com