Рефетека.ру / Таможенная система

Курсовая работа: Экономические таможенные режимы

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1 Законодательное и нормативное регулирование экономических таможенных режимов

2 Экономические таможенные режимы

2.1 Переработка на таможенной территории

2.2 Переработка для внутреннего потребления

2.3 Переработка вне таможенной территории

2.4 Временный ввоз

2.5 Таможенный склад

2.6 Свободная таможенная зона (свободный склад)

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ


В системе международных экономических отношений особую роль играют так называемые экономические таможенные режимы. Они являются в известной мере результатом адаптации общих норм и правил осуществления таможенного контроля к разнообразным видам операций и услуг, оказываемых участникам внешнеэкономической деятельности исходя из их потребностей, что создает дополнительные возможности не только для расширения внешнеторговых операций, но и для развития других форм международной экономической интеграции. Данные режимы вне зависимости от номенклатуры помещаемых под них товаров имеют целью решение определенных экономических задач и прямо или косвенно связаны с осуществлением коммерческой деятельности.

1 Законодательное и нормативное регулирование экономических таможенных режимов


В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ таможенного регулирования и непосредственное таможенное регулирование как полномочия органов государственной власти находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что источниками таможенного права являются международное законодательство и федеральное законодательство РФ.

Итак, источники таможенного права имеют следующую классификацию:

1. Международные договоры и соглашения.

2. Конституция Российской Федерации, определяющая основные направления государственной политики в области таможенного регулирования. Согласно ст. 71 Конституции в исключительном ведении Российской Федерации находятся:

- установление системы федеральных органов исполнительной власти (в том числе таможенных органов), порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти (п. «г»);

- установление правовых основ единого рынка, финансовое, кредитное, таможенное регулирование (п. «ж»);

- внешнеэкономические отношения Российской Федерации (п. «л»);

- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, составляющих таможенную территорию Российской Федерации (п. «н»).

В рамках ст. 74 Конституции Российской Федерации декларируются важнейшие принципы таможенного права — свобода перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных ограничений на территории Российской Федерации для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств по территории страны.

3. Федеральные законы (в том числе федеральные конституционные законы). В данной группе источников таможенного права выделяются:

1. В зависимости от систематизации правовых норм:

- кодифицированные нормативные акты — Таможенный кодекс; Гражданский кодекс РФ (ч. 1,2,3); Налоговый кодекс Российской Федерации — ч. 1 от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и ч. 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ; Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ; Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ; Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [2, стр. 19-20].

В рамках таможенного режима переработки на таможенной территории применяются следующие нормативно-правовые акты: подпункт 4 п. 1 ст. 146, подпункт 4. п.1 ст. 151, ст. 152, подпункты 1 и 2 п. 1 ст. 164, п. 5 ст. 164, подпункт 3 п. 1 ст. 182, подпункт 4 п. 1 ст. 185, ст. 186 НК РФ; приказ ГТК России от 15.092003 № 1014 «О выдаче разрешения на переработку товаров на таможенной территории»; приказ ГТК России от 16.09.2003 № 1022 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».

В рамках таможенного режима переработки для внутреннего потребления применяются подпункт 7 п. 1 ст. 151, подпункт 1 п. 1 ст. 185, подпункт 1 п. 2 ст. 185 НК РФ.

В рамках таможенного режима переработки вне таможенной территории применяются следующие нормативно-правовые акты: подпункт 6 п. 1 ст. 151, подпункт 4 п. 1 ст. 185 НК РФ; приказ ГТК России от 15.092003 № 1014 «О выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории»; приказ ГТК России от 16.09.2003 № 1022 [7, стр. 133, 136, 138].

- текущие федеральные законы;

2. В зависимости от содержания:

- собственно акты таможенного законодательства (Таможенный кодекс, Закон РФ «О таможенном тарифе» и др.);

- акты смежных (пограничных) отраслей законодательства (Гражданский, Налоговый кодексы, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» и др.)

4. Подзаконные нормативные акты — указы Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 22 июля 2005 г. № 855 "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами"; Указ Президента РФ от 05 февраля 1998 г. № 135 "О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности" [9]), постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты Государственного таможенного комитета (в форме приказов, инструкций, распоряжений, писем, указаний, телетайпов, телеграмм, телефонограмм и т. п.).

Некоторыми учеными в самостоятельный вид источников таможенного права выделяется судебная практика, т. е. решения Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда Российской Федерации по вопросам таможенного регулирования. Однако данная точка зрения является весьма спорной.

Некоторыми учеными в самостоятельный вид источников таможенного права выделяется судебная практика, т. е. решения Конституционного Суда,

Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда Российской Федерации по вопросам таможенного регулирования. Однако данная точка зрения является весьма спорной.

Относительно действия таможенного законодательства во времени в ст. 4 Таможенного кодекса содержатся следующие правила: акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением тех случаев, когда акты таможенного законодательства и иные правовые акты улучшают правовое положение лиц, а также в иных случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Положения актов таможенного законодательства, иных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при Перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. При этом никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью Правовых норм.

Государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативно-правовых актов, принятие которых предусмотрено Таможенным кодексом, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами. Убытки возмещаются за счет казны Российской Федерации в порядке, установленном гражданским законодательством [2, стр. 20-21].

2 Экономические таможенные режимы


Таможенный режим является одним из основных и наиболее важных институтов таможенного права России. Это обусловлено тем, что в соответствии с Таможенным кодексом РФ все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в строгом соответствии с заявленным таможенным режимом.

Таможенный режим является разновидностью правового режима, под которым в юридической литературе понимается особый порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования (в данном случае — направленность на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу).

Таможенный кодекс РФ определяет понятие таможенного режима как совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей (п. 12 ст. 18) [2, стр. 260].

В соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ таможенный режим – это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами [5, стр. 133-134].

Выбор того или иного таможенного режима является прерогативой лица, перемещающего товары, и оказывает влияние как на возможность либо невозможность перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу Российской Федерации, так и на порядок производства их таможенного оформления и таможенного контроля, на размер и порядок уплаты таможенных платежей, а также определяет круг действий как вышеупомянутых лиц либо их представителей, так и круг действий таможенных органов и их должностных лиц в отношении таких товаров. С его помощью определяются:

порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения;

условия нахождения товаров на либо вне таможенной территории Российской Федерации;

права и обязанности бенефициара (заявителя) таможенного режима;

дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему [4, стр. 260-261].

Содержание таможенного режима включает:

направление перемещения через таможенную границу;

цель перемещения;

статус товаров;

условия помещения товаров в таможенный режим;

порядок применения ограничений, установленных законодательством о регулировании ВЭД;

порядок применения таможенных пошлин и налогов;

другие требования и условия, предусмотренные ТК РФ [6, стр. 61].

В Таможенном кодексе РФ в группу экономических таможенных режимов входят переработка товаров на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободная таможенная зона (свободный склад). В процессе осуществления внешней торговли нередко возникает потребность произвести определенную обработку товаров, их сборку или ремонт на таможенной территории другого государства. Для таких случаев используются два таможенных режима переработки иностранных товаров на территории РФ — переработка на таможенной территории и переработка для внутреннего потребления, и режим переработки российских товаров на территории иностранного государства — переработка вне таможенной территории [1, стр. 361-362].


2.1 Переработка на таможенной территории


Это таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срок переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории России в определенный срок.

Основное назначение этого режима состоит в предоставлении национальным производителям возможности предлагать свою продукцию на зарубежных рынках по конкурентным ценам.

Переработка на таможенной территории допускается при соблюдении трех условий:

1. Наличие разрешения таможенного органа на переработку товаров. Такое разрешение может получить любое заинтересованное лицо. Оно оформляется заблаговременно и действует в течение всего срока переработки товаров. С письменного согласия таможенного органа разрешение на переработку товаров в течение срока его действия может быть передано другому российскому лицу, если оно берет на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий, установленных Таможенным кодексом.

При этом лицо, получившее разрешение на переработку товаров, должно представить в таможенный орган отчет о выполнении требований и условий за период, когда товары использовались в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории. Кроме того, требуется уплатить таможенные пошлины и налоги, если за этот период наступили события, влекущие за собой обязанность уплаты таможенных платежей. Указанное лицо пользуется правами и несет обязанности, которые установлены Таможенным кодексом РФ в отношении лица, получившего разрешение на переработку товаров, со дня принятия таможенным органом решения о передаче разрешения на переработку товаров. В определенных случаях таможенный орган может отозвать выданное им разрешение на переработку товаров.

2. Возможность идентификации таможенными органами ввезенных товаров в продуктах их переработки. Основными способами идентификации являются проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенных товарах; подробное описание предметов переработки, их фотографирование, изображение в масштабе; сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки; использование серийных номеров для другой маркировки производителя товаров. Таможенный орган определяет способ идентификации товаров исходя из характера товаров и совершаемых операций по их переработке.

3. Под режим переработки на таможенной территории могут помещаться только ввозимые на таможенную территорию РФ (иностранные) товары, в отношении которых не установлены запрещения на помещение под таможенный режим переработки на таможенной территории, а также ограничения к проведению операций по переработке.

Таможенный кодекс РФ допускает возможность установления ограничений, относящихся к использованию этого режима. Правительство РФ может определять случаи, когда переработка на таможенной территории не допускается в отношении конкретных видов товаров (в частности, когда идентичные по описанию, качеству и техническим характеристикам товары производятся в РФ). Кроме того, могут устанавливаться количественные или стоимостные ограничения при проведении операций по переработке товаров в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории. Такие запреты и ограничения вводятся в действие не ранее, чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующих актов Правительства РФ [1, стр. 362-363].

Переработка товаров на таможенной территории осуществляется в виде следующих операций:

- собственно переработка или обработка товаров (ввозится сырьевой товар, из которого изготавливается товарная продукция, например, пошив костюма из ввезенного материала);

- изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров (ввозятся комплектующие, из которых изготавливается конечный продукт, например, автомобиль);

- ремонт товаров, в том числе их восстановление. Замена составных частей, восстановление их потребительских свойств;

- переработка товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчает его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки (операции, при которых осуществляется использование иностранных товаров, содействующих или облегчающих производство продуктов переработки, например, использование катализаторов, флюсов, электродов).

Основной сложностью при получении разрешения на переработку товаров выступает, как правило, возможность проведения таможенными органами идентификации.

Для идентификации ввезенных товаров в продуктах их переработки могут использоваться различные способы, если они применимы исходя из характера товаров и осуществляемых операций:

- проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары;

- подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;

- сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки;

- использование серийных номеров или другой маркировки производителя ввезенных товаров.

Для получения разрешения на переработку товаров в таможенный орган подается заявление, содержащее сведения:

- о заявителе;

- о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров;

- о товарах, предназначенных для переработки, продуктах переработки, а также об отходах и остатках;

- об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения;

- о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров;

- о норме выхода продуктов переработки;

- о способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки;

- о замене ввезенных товаров эквивалентными товарами;

- о сроке переработки товаров.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем сведения.

В качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация о помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории при условии, что при ввозе товаров и последующем вывозе продуктов их переработки они предъявляются одновременно и декларируются одному и тому же таможенному органу в случае, если:

1) целью помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории является их ремонт, в том числе осуществляемый на возмездной основе;

2) таможенная стоимость товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, не превышает 500 тыс. руб.;

под таможенный режим переработки на таможенной территории помещаются остатки раннее ввезенных товаров в соответствии с п. 1 ст. 184ТКРФ.

Если в качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация, срок ее рассмотрения не должен превышать срок проверки таможенной декларации, установленной п. 1 ст. 359 ТК РФ.

Полученное разрешение таможенного органа на переработку товаров на таможенной территории действует в течение срока переработки, который устанавливается исходя из продолжительности этого процесса и времени, необходимого для распоряжения продуктами переработки (отходами и остатками) [3, стр. 74-76].

Срок переработки товаров определяется заявителем по согласованию с таможенным органом и не может превышать двух лет. При этом учитываются продолжительность процесса переработки товаров и время, необходимое для распоряжения полученными в результате ее продуктами.

Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим, а при ввозе товаров отдельными товарными партиями — со дня помещения первой партии товаров.

Таможенный кодекс РФ содержит требования, определяющие нормы выхода продуктов переработки. В соответствии со ст. 178 Таможенного кодекса РФ норма выхода продуктов переработки (количество или процентное содержание продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки определенного количества ввезенных товаров) устанавливается заявителем по согласованию с таможенным органом исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров.

При согласовании нормы выхода продуктов переработки таможенными органами учитываются заключения экспертных организаций, основанные на конкретном технологическом процессе переработки.

В отношении вывозимых продуктов переработки применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности [1, стр. 364].

Действие таможенного режима переработки товаров на таможенной территории завершается:

1) вывозом продуктов переработки с таможенной территории РФ (с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, но при соблюдении всех запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);

2) выпуском отходов переработки на таможенной территории РФ для свободного обращения, вывозом за пределы таможенной территории РФ либо с уничтожением (в случае выпуска отходов для свободного обращения последние подлежат таможенному декларированию и обложению ввозной таможенной пошлиной и налогами);

3) вывозом остатков с таможенной территории РФ, помещением под режим переработки на таможенной территории, выпуском для свободного обращения на таможенной территории РФ (в случае выпуска остатков для свободного обращения последние подлежат таможенному декларированию и обложению ввозной таможенной пошлиной и налогами).

Допускается также завершение режима переработки на таможенной территории:

- вывозом ввезенных иностранных товаров в неизменном состоянии;

- выпуском для свободного обращения на таможенной территории РФ продуктов переработки ввезенных иностранных товаров (с уплатой сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, а также процентов с указанных сумм, по ставкам рефинансирования Центрального банка РФ, как если бы в отношения указанных сумм была бы предоставлена отсрочка со дня помещений иностранных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории).

В качестве особенности таможенного режима переработки товаров на таможенной территории можно назвать так называемую эквивалентную компенсацию, под которой понимается возможность замены ввозимых иностранных товаров другими товарами, в том числе российскими при совпадении их описания, качеств и технических характеристик [3, стр. 76-77].

Эквивалентная компенсация допускается с разрешения таможенного органа. Если эквивалентная компенсация разрешается, вывоз продуктов переработки допускается до ввоза товаров для переработки на таможенную территорию Российской Федерации при условии наличия разрешения на переработку. При этом для ввоза таких товаров таможенным органом устанавливаются сроки.

Таможенный режим переработки на таможенной территории может быть приостановлен путем помещения товаров для переработки под любой таможенный режим, не предусматривающий выпуска таких товаров для свободного обращения. Приостановление действия таможенного режима переработки на таможенной территории влечет в соответствии с пунктом 6 статьи 185 Таможенного кодекса Российской Федерации приостановление течения срока переработки товаров. Проведение операций по переработке товаров в период приостановления действия таможенного режима переработки на таможенной территории в соответствии с пунктом 6 статьи 185 Таможенного кодекса Российской Федерации не допускается [10].

2.2 Переработка для внутреннего потребления


Переработка для внутреннего потребления, согласно статье 187 ТК РФ, представляет собой таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения [10].

В отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки для внутреннего потребления, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 187 Таможенного кодекса РФ).

Этот таможенный режим является новым, при его разработке в значительной степени учитывались положения действующих международных соглашений [1, стр. 366].

Условия помещения товаров в режим переработки для внутреннего потребления:

- наличие разрешения таможенного органа, в котором указывается описание, качество и количество ввезенных товаров и продуктов их переработки,

операции по переработке и способы их совершения, норма выхода, способы идентификации, срок переработки (до одного года) и др.;

- переработка товаров для внутренне го потребления допускается в отношении товаров, перечень которых определяется Правительством РФ;

- переработка товаров для внутреннего потребления допускается, если сума таможенных пошлин в отношении продуктов переработки меньше суммы таможенных пошлин в отношении ввезенных товаров, если бы на день помещения товаров под режим переработки для внутреннего потребления они были выпушены для свободного обращения;

- таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки;

- продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом;

- в данный режим могут помещаться иностранные товары, ранее заявленные в другие таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных ТК РФ.

Операции по переработке товаров при таможенном режиме переработки для внутреннего потребления включают:

1) собственно переработку или обработку товаров;

2) изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров [3, стр. 78].

Срок переработки товаров для внутреннего потребления определяется, исходя из продолжительности процесса переработки и может продлеваться, если лицо, получившее разрешение на переработку, не может завершить действие таможенного режима в заявленный срок по независящим от него обстоятельствам. Предельный срок переработки товаров при использовании таможенного режима переработки для внутреннего потребления не может превышать один год. Течение срока переработки начинается со дня помещения товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления, а при ввозе товаров отдельными товарными партиями - со дня помещения первой партии товаров [10].

Разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления выдается таможенным органом на основании заявления декларанта. В разрешении указываются:

- описание, качество и количество ввезенных товаров и продуктов их переработки;

- операции по переработке товаров и способы их совершения;

- норма выхода продуктов переработки;

- способы идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки;

- срок переработки товаров;

- иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, необходимые для таможенных целей.

Разрешение на переработку товаров выдается до помещения товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления.

Выданное разрешение передаче другому лицу не подлежит [3, стр. 79].

В отношении отходов, образовавшихся в результате переработки, а также остатков товаров действуют правила, применяемые при режиме переработки на таможенной территории.

Завершается таможенный режим выпуском продуктов переработки для свободного обращения. При этом пошлины исчисляются исходя из ставок, применимых к продуктам переработки. Таможенная стоимость и количество продуктов переработки, с учетом которых определяется сумма подлежащей уплате пошлины, устанавливаются на день подачи заявления о выпуске для свободного обращения.

Правительство РФ может определять отдельные виды товаров и (или) продукты их переработки, таможенная стоимость и (или) количество которых для целей исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин устанавливаются на момент помещения товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления. Это делается в целях развития российской экономики и стимулирования производства российских товаров, соответствующих мировым образцам.

В отношении продуктов переработки в Таможенном кодексе РФ предусмотрены особенности применения к ним ставок таможенных пошлин. Они определяются по стране происхождения ввезенных для переработки товаров. Если в процессе переработки используются иностранные товары, происходящие из разных стран, применение ставок таможенных пошлин осуществляется с учетом изменения классификационного кода товаров по ТН ВЭД. Если такие изменения произошли на уровне любого из первых четырех знаков ТН ВЭД, к продуктам переработки применяются ставки таможенных пошлин как к товарам, ввозимым из стран, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях режим наибольшего благоприятствования. В иных случаях таможенные пошлины начисляются в соответствии со ставками, установленными в стране происхождения иностранных товаров, таможенная стоимость которых является наибольшей.


2.3 Переработка вне таможенной территории


Переработка вне таможенной территории — таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории РФ для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срок переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.

Товары вывозятся с таможенной территории РФ, в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин. К вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При вывозе товаров, в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, освобождение от уплаты, возврат либо возмещение внутренних налогов не производятся.

Основное экономическое значение этого таможенного режима заключается в предоставлении национальным производителям возможности сокращать производственные издержки и предлагать свою продукцию на внутреннем рынке по более конкурентоспособным ценам [1, стр. 367-368].

Условия помещения товаров под таможенный режим «переработка вне таможенной территории» следующие:

- наличие разрешения таможенного органа на переработку вне таможенной территории;

- идентификация вывезенных товаров в продуктах переработки:

- товары для переработки должны иметь статус находящихся в свободном обращении.

Допускается помещение в этот режим товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, в случае если операцией по переработке товаров является ремонт.

Кроме этого, правительство вправе:

- определять случаи, когда переработка вне таможенной территории не допускается;

- устанавливать количественные и (или) стоимостные ограничения по допущению товаров к переработке вне таможенной территории, исходя из защиты интересов отечественных производителей.

Операции по переработке товаров при таможенном режиме переработки вне таможенной территории включают:

1) собственно переработку и обработку товаров;

2) изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров;

3) ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств [3, стр. 79-80].

Срок переработки товаров вне таможенной территории определяется, исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для перевозки продуктов их переработки. По запросу лица, получившего разрешение на переработку товаров, первоначально определенный срок переработки продлевается. Общий срок переработки товаров не может превышать два года. Предельный срок переработки вне таможенной территории составляет два года.

Течение срока переработки товаров начинается с момента помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории. При помещении под рассматриваемый таможенный режим товаров отдельными товарными партиями течение срока начинается с момента помещения первой партии [10].

Для идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки используется следующие способы:

1) проставление заявителем или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на вывозимые товары;

2) подробное описание вывозимых товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;

3) сопоставление результатов исследования предварительно взятых проб или образцов вывозимых товаров и продуктов их переработки;

4) использование серийных номеров или другой маркировки производителя вывозимых товаров;

5) документальное подтверждение, свидетельствующее, что операциям по переработке товаров подвергались вывезенные товары:

6) иные способы идентификации, предполагающие использование современных технологий.

По запросу заявителя и с согласия таможенного органа указанная идентификация для таможенных целей может быть обеспечена путем исследования представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, которые используются в производстве, а также о технологии производства продуктов переработки [3, стр. 80-81].

При помещении товаров под рассматриваемый таможенный режим принципиально важное значение имеет определение количества или процентного соотношения продуктов переработки и количества вывезенных для переработки товаров — так называемая норма выхода продуктов переработки в таможенных целях. Значение нормы выхода определяется тем, что товары, предназначенные для переработки вне таможенной территории, вывозятся без уплаты вывозных пошлин, а в отношении продуктов переработки предоставляется полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов. Соответственно, ее занижение привело бы к возможности беспошлинного вывоза части товаров, а завышение — беспошлинного ввоза иностранных товаров. Норма выхода позволяет установить баланс между товарами, вывезенными для переработки, и товарами, полученными в результате их переработки.

Норма выхода продуктов переработки определяется декларантом по согласованию с таможенным органом. При этом должны учитываться фактические условия, при которых осуществляется переработка товаров. Исключения из этого правила допускаются, когда операции по переработке товаров имеют постоянные характеристики, осуществляются в соответствии с определенными техническими условиями, в результате чего выпускаются продукты переработки неизменного качества. Для этих случаев закон предусматривает возможность установления стандартных норм выхода продуктов переработки вне таможенной территории. При использовании стандартных норм ввоз товаров в количестве, превышающем установленные нормы выхода, с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин не допускается.

Если операцией по переработке товаров является ремонт (в том числе осуществляемый на возмездной основе), а также когда таможенные органы не осуществляют идентификацию товаров, Таможенным кодексом РФ допускается замена продуктов переработки товаров иностранными товарами в случаях, когда иностранные товары совпадают с продуктами переработки по описанию, количеству и техническим характеристикам.

Продукты переработки могут полностью или частично освобождаться от уплаты таможенных пошлин и налогов. Полное освобождение происходит, когда целью переработки был гарантийный (безвозмездный) ремонт вывезенных товаров. В остальных случаях предоставляется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов. Акцизы подлежат уплате в полном объеме. (Это правило не распространяется на операции по переработке товаров, связанные с ремонтом вывезенных товаров.)

При ввозе продуктов переработки по истечении срока ее проведения, а также при несоблюдении других требований и условий, предусмотренных таможенным законодательством, таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в полном размере.

Основным способом завершения таможенного режима переработки вне таможенной территории является ввоз продуктов переработки на таможенную территорию РФ. Как правило, продукты переработки вне таможенной территории ввозятся в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, хотя могут быть заявлены и к другому таможен ному режиму;

Режим переработки вне таможенной территории может быть завершен обратным ввозом (реимпортом) товаров, вывезенных с таможенной территории РФ, помещением указанных товаров под таможенный режим экспорта либо под иной таможенный режим.

Изменение таможенного режима переработки вне таможенной территории на таможенный режим экспорта не допускается, если в соответствии с законодательством РФ вывезенные товары или продукты их. переработки подлежат обязательному обратному ввозу.

При изменении режима переработки вне таможенной территории на таможенный режим экспорта в отношении вывезенных товаров уплачиваются вывозные таможенные пошлины, если они установлены, а также проценты с указанных сумм, как если бы на день принятия таможенной декларации на вывоз была предоставлена отсрочка уплаты вывозной таможенной пошлины [1, стр. 369-370].


2.4 Временный ввоз


Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В ряде случаев, при необходимости использования иностранных товаров на таможенной территории Российской Федерации временно, например, при организации выставок, ввозе товаров для пользования представительствами иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации и так далее, целесообразно использовать таможенный режим временного ввоза, предполагающий применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение срока временного ввоза [10].

Этот таможенный режим имеет большое экономическое значение, его применение способствует развитию внешней торговли, расширению культурных и гуманитарных связей между странами. Этим объясняется значительное число международных актов, в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы применения режима временного ввоза. Среди них — Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.), Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Конвенция А.ТА 1961 г.) и Стамбульская конвенция о временном ввозе 1990 г. С принятием этих соглашений страны-участницы получили возможность применять унифицированные правила и нормы для регламентации режима временного ввоза (вывоза) в отношении новых операций, возникающих в практике международной торговли, а также связанных с развитием гуманитарных контактов [1, стр. 371].

Временный ввоз допускается, если:

- товары могут быть идентифицированы таможенным органом : при их обратном вывозе (реэкспорте), за исключением случаев, когда" в соответствии с международными договорами Российской Федерации допускается замена временно ввезенных товаров товарами того же типа;

- предоставлены гарантии надлежащего исполнения обязанностей (обеспечение уплаты таможенных платежей);

- предоставлены обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров;

- есть разрешение таможенного органа на временный ввоз (вывоз) товаров.

Срок временного ввоза товаров — два гола. Для отдельных категорий товаров Правительство РФ может устанавливать более короткие или более продолжительные сроки временного ввоза [3, стр. 82].

Гарантией соблюдения таможенного режима временного ввоза является также обеспечение уплаты таможенных платежей. Размер обеспечения должен быть, как правило, не менее суммы таможенных платежей, которые подлежали бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения. При невыполнении обязательства об обратном вывозе товаров внесенное обеспечение уплаты таможенных платежей подлежит перечислению в федеральный бюджет [1, стр. 371].

Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством РФ. Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации, в частности, в случае:

- временного ввоза контейнеров, поддонов, других видов многооборотной тары и упаковок;

- если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;

- если целью временного ввоза является оказание между народной помощи.

В отношении других категорий товаров, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов их суммы уплачиваются при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза или периодически по выбору лица: получившего разрешение на временный ввоз. Периодичность уплаты сумм таможенных пошлин и налогов определяется лицом, получившим разрешение на временный ввоз, с согласия таможенного органа. При этом общая сумма таможенных пошлин и налогов, взимаемых при временном ввозе с частичном условным освобождением от их уплаты, не должна превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпушены для свободного обращения без учета пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов и процентов.

Если сумма таможенных пошлин и налогов, уплаченная при частичном условном освобождении от их уплаты, станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещении под таможенный режим временного ввоза товары были выпушены для свободного обращения, товары считаются выпущенными для свободного обращения при условии, что к ним не применяются ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Действие таможенного режима временного воза приостанавливается:

- при наложении ареста на временно ввезенные товары или изъятии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- при помещении временно ввезенных товаров на таможенный склад в соответствии с п. 3 ст. 217 ТК РФ;

- по просьбе лица, получившего разрешение на временный ввоз, при помещении временно ввезенных товаров, в отношении которых применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуск товаров для свободного обращения.

Таможенный режим временного ввоза должен быть завершен не позднее дня истечения срока временного ввоза товаров, установленного таможенным органом. Товары должны быть вывезены с таможенной территории Российской Федерации либо заявлены к иному таможенному режиму.

Таможенный режим временного ввоза может быть завершен выпуском товаров для свободного обращения [3, стр. 83].

Завершение действия таможенного режима временного ввоза осуществляется:

- путем вывоза временно ввезенных товаров с таможенной территории РФ;

- путем выпуска временно ввезенных товаров для свободного обращения

- путем помещения временно ввезенных товаров под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения [10].

При завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения таможенная стоимость и количество товаров определяются на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, а ставки таможенных пошлин и налогов — на день выпуска товаров для свободного обращения.

При определении сумм таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения, берутся в расчет суммы таможенных платежей, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов.

При выпуске для свободного обращения товаров, в отношении которых применялось частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за период, когда такое освобождение имело место, подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые уплачивались бы, если бы в отношении этих сумм была предоставлена рассрочка со дня применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов [3, стр. 84].


2.5 Таможенный склад


В ряде случаев импортеру товаров на территорию Российской Федерации ввиду отсутствия на момент декларирования ряда разрешительных документов, денежных средств, необходимых для уплаты таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров для внутреннего потребления, для решения вопроса о целесообразности оставления товаров для внутреннего потребления на таможенной территории Российской Федерации, в целях приостановления действия таможенных режимов в отношении иностранных товаров, не предусматривающих выпуска для свободного обращения, а также исходя из иных соображений, целесообразно использовать таможенный режим таможенного склада. В отдельных случаях таможенный режим таможенного склада используется также и экспортером товаров.

Таможенный режим таможенного склада - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, хранятся на условиях, предусмотренных ТК РФ [10].

Таможенный склад — это специально выделенные и обустроенные. для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие определенным требованиям, которые устанавливает Федеральная таможенная служба. При этом помещения и (или) площади, предназначенные для использования в качестве таможенного склада, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

Таможенный склад является зоной таможенного контроля [3, стр. 84].

Этот режим активно используется как экспортерами, так и импортерами товаров. Импортер получает возможность хранить товары в течение определенного времени, собирать необходимые документы, отложив момент уплаты таможенных пошлин и налогов до момента выпуска товаров и свободное обращение. Экспортер, в свою очередь, получает возможность в предварительном порядке пройти все таможенные процедуры, связанные с экспортом, а затем осуществить фактический вывоз товаров. Режим таможенного склада часто используется для хранения и дальнейшего перенаправления товаров в деятельности международных компаний для оптимизации товаропотоков центрами дистрибьюции; организациями, осуществляющими сервисное обслуживание, — для оперативного обеспечения необходимыми для ремонта деталями и во многих других случаях.

На период хранения к товарам не применяются таможенные пошлины, налоги, а также запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности [1, стр. 377].

Условия помещения товаров под данный таможенный режим следующие:

1) на таможенный склад помещаются любые товары, кроме:

а) запрещенных законодательством РФ, соответственно, к ввозу в РФ и вывозу из нее;

б) иных товаров, к которым применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ, перечень которых может определяться Правительством РФ;

в) товаров, срок годности которых на день заявления их данному таможенному режиму менее сроков, установленных в соответствии с п. 2 ст. 218 Т К РФ;

2) товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться на таможенном складе или в отдельных помещениях таможенного склада, специально приспособленных для этого [3, 84-85].

Операции, осуществляемые с товарами, находящимися на таможенном складе, подразделены на две группы: выполняемые самостоятельно лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями и совершаемые только с разрешения таможенного органа.

В первую группу входят осмотр и измерение товаров, перемещение их в пределах таможенного склада, другие обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии. Осуществление этих операций не должно влечь за собой изменение состояния товаров, нарушение их упаковки и изменение средств идентификации, если последние использовались при помещении товаров на таможенный склад.

С разрешения таможенного органа могут производиться сборочные операции, взятие проб и образцов, дробление партий, формирование отправок, сортировка, упаковка и маркировка товаров, операции, необходимые для улучшения товарных свойств. Лишь в одном случае таможенный орган

вправе отказать в проведении указанных операций — когда осуществление их может повлечь утрат или изменение существенных свойств товаров.

Важное значение имеет. Она допускает возможность отчуждения товаров, находящихся на хранении на таможенном складе, передачу права владения, пользования или распоряжения ими при условии предварительного уведомления об этом таможенного органа в письменном форме. Исключение касается крупногабаритных товаров. Лицо, приобретшее имущественные права на товары, предоставляет в таможенный орган обязательство в письменной форме по дальнейшему соблюдению в отношении этих товаров правил таможенного режима.

В течение срока нахождения на таможенном складе товары могут быть перемещены на другой таможенный склад. При этом течение сроков их нахождения под рассматриваемым режимом в результате такой смены склада не приостанавливается и не прерывается [1, стр. 378-379].

Типы таможенных складов:

- таможенный склад открытого типа - доступен для хранения любых

товаров и использования любыми лицами;

- таможенный склад закрытого типа - предназначен для хранения товаров владельца таможенного склада.

Таможенные склады открытого и закрытого типа могут использоваться для хранения отдельных видов товаров, требующих особых условий хранения или способных причинить вред другим товарам (специализированные таможенные склады) [10].

Таможенный кодекс РФ (ст. 225) и приказ ГТК РФ от 25 февраля 2004 г № 236 определяют основные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения таможенных складов. Такие склады должны обеспечивать сохранность товаров, проведение в отношении этих товаров таможенного контроля, а также исключать возможность доступа к ним посторонних лиц. Место расположения таможенных складов определяется с учетом интересов торговых организаций и иных заинтересованных лиц.

Таможенные склады не могут располагаться в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу РФ. Помещения и открытые площадки, используемые в качестве таможенного склада, должны находиться в наземных зданиях или сооружениях (за исключением случаев использования в качестве складов подземных хранилищ газа, нефти и нефтепродуктов).

Владельцем таможенного склада могут быть российские юридические лица, включенные в соответствующий реестр, а также таможенные органы, для которых не требуется включение их в указанный реестр. Таможенное законодательство не предусматривает, как было ранее, необходимость получения соответствующей лицензии для открытия таможенных складов.

Включение в Реестр владельцев таможенных складов осуществляется при соблюдении трех условий. Во-первых, помещения или открытые площадки, пригодные для использования в качестве таможенного склада, должны находиться в собственности, хозяйственном ведении либо в аренде российского юридического лица, претендующего на включение в реестр. Во-вторых, должна быть обеспечена уплата таможенных платежей в соответствии со ст. 339 Таможенного кодекса РФ. Размер обеспечения уплаты не может быть менее 2,5 млн. руб. и дополнительно 1000 руб. за каждый квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 руб. за 1 м3 полезной площади для помещения, и 2,5 млн. руб. для таможенного склада закрытого типа. В-третьих, владелец таможенного склада должен застраховать риск своей гражданской ответственности перед третьими лицами за причинение вреда их товарам, находящимся на хранении на таможенном складе. Страховая сумма определяется из расчета 3500 руб. за 1 м2 полезной площади открытой площадки или 1000 руб. за 1 м2 полезного объема помещения.

Включение в реестр производится на основании заявления владельцев складов, о чем выдается свидетельство, действительное в течение пяти лет. В определенных случаях оно может быть отозвано таможенным органом [1, стр. 381-382].

Таможенный склад как таможенный режим характеризуется возможностью хранения товаров до трех лет с освобождением от уплаты таможенных платежей. Данный срок может быть и менее трех лет. Конкретный срок хранения товаров определяется лицом, помещающим товары на таможенный склад, в таможенной декларации.

Товары, имеющие ограниченный срок годности хранения, потребления и (или) реализации, должны быть заявлены к иному таможенному режиму и вывезены с таможенного склада не позднее,чем за 180 дней до истечения указанного срока, за исключением подвергающихся быстрой порче товаров, в отношении которых указанный срок может быть сокращен.

Действие таможенного режима таможенного склада завершается помещением товаров под иной таможенный режим. Хранящиеся на таможенном складе товары должны быть заявлены к иному таможенному режиму не позднее дня истечения срока их хранения [3, стр. 86-87].


2.6 Свободная таможенная зона (свободный склад)


Свободная таможенная зона — таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин (ст. 37 Закона об ОЭЗ).

Режим свободной таможенной зоны может быть утвержден на территории особой экономической зоны, представляющей собой определяемую Правительством РФ часть территории страны, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (ст. 2 Закона об ОЭЗ). ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Законом об ОЭЗ предусмотрено создание двух типов особых экономических зон: промышленно-производственных и технико-внедренческих.

Ведение промышленно-производственной к технико-внедренческой деятельности осуществляется резидентами соответствующих особых экономических зон, которыми признаются коммерческие организации (в технико-внедренческой ОЭЗ — и индивидуальные предприниматели), за исключением унитарных предприятий, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления особой экономической зоны соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Законом об ОЭЗ.

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами ОЭЗ с даты внесения, соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, вправе осуществлять предпринимательскую деятельности на ее территории в соответствии с законодательством РФ.

Товары помещаются резидентами ОЭЗ под таможенный режим свободной таможенной зоны для ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Эти товары могут ввозиться с территории иностранных государств, а также с остальной части территории России.

Если ввозимые на территорию ОЭЗ иностранные товары не могут быть помещены под рассматриваемый режим, они помешаются под иные таможенные режимы в соответствии с требованиями российского таможенного законодательства и их оформление до ввоза на территорию ОЭЗ осуществляется за пределами этой территории.

В качестве общего правила в Законе об ОЭЗ предусмотрено, что товары могут находиться на территории ОЭЗ в соответствии с рассматриваемым режимом в течение всего срока существования этой зоны.

С товарами, помещенными под режим свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, если такие операции соответствуют условиям соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Правительству РФ предоставлено право при принятии решения о создании ОЭЗ, устанавливать перечень запрещенных операций, совершаемых с товарами, помещенными под режим свободной таможенной зоны.

Территория ОЭЗ является зоной таможенного контроля, который осуществляется таможенными органами в соответствии с законодательством РФ.

Ввоз товаров на территорию ОЭЗ и вывоз с ее территории производится с разрешения таможенных органов, которое выдается после получения от резидентов ОЭЗ в письменной форме сведений о товарах, предполагаемых к ввозу на ее территорию, о совершаемых с ними операциях и о товарах, изготавливаемых в результате совершения таких операций. Все эти сведения должны быть переданы не позднее, чем за 15 дней до начала каждого календарного года, а в отношении первой партии товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ, — не позднее, чем за 15 дней до подачи таможенной декларации.

При вывозе товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны, за пределы территории ОЭЗ (за исключением перемещения товаров в другую ОЭЗ в целях их использования в соответствии с режимом свободной таможенной зоны) или при передаче этих товаров нерезиденту ОЭЗ, применение указанного режима должно быть прекращено.

При выпуске для свободного обращения иностранных товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны, на остальную часть территории РФ, а также при отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ, таможенными органами взимаются пошлины, НДС и акцизы в порядке, предусмотренном ст. 23—25 Закона об ОЭЗ.

Таможенное оформление российских товаров производится по тем же правилам, которые действуют для таможенного оформления иностранных товаров при их выпуске для свободного обращения на территории РФ.

Товары, помещенные под режим свободной таможенной зоны, могут быть уничтожены на территории ОЭЗ в случае утраты этими товарами коммерческой ценности под контролем (с разрешения) таможенного органа или отчуждены в пользу другого резидента ОЭЗ.

При прекращении существования ОЭЗ товары, находящиеся на ее территории и помешенные под режим свободной таможенной зоны, подлежат перемещению в другую ОЭЗ в соответствии с этим режимом, либо помещаются под иной таможенный режим в течение трех месяцев с момента прекращения существования ОЭЗ. Все это время товары рассматриваются как находящиеся на временном хранении.

Оборудование и объекты недвижимости, ввезенные на территорию ОЭЗ, в соответствии с режимом свободной таможенной зоны, и (или) изготовленные из товаров, помещенных под рассматриваемый режим, и принадлежащие лицам, являвшимся резидентами ОЭЗ на момент прекращения существования ОЭЗ, остаются в собственности указанных лиц без уплаты таможенных пошлин и налогов и приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ.

В случае утраты лицом статуса резидента ОЭЗ, в том числе в связи с досрочным прекращением действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, принадлежащие ему товары, помешенные под режим свободной таможенной зоны, отчуждаются в пользу другого резидента ОЭЗ либо помешаются под иной таможенный режим в течение трех месяцев с даты внесения записи об утрате лицом статуса резидента ОЭЗ в реестр резидентов ОЭЗ.

Свободный склад — помещение или иное место, где действует режим свободного склада, учреждается при наличии лицензии ГТК.

Владельцами свободных складов могут быть только российские лица.

За выдачу лицензии на учреждение свободного склада взимается сбор в размере, установленном законодательством.

К обязанностям владельца таможенного склада относятся соблюдение условий лицензии на учреждение свободного склада, исключение возможности изъятия помимо таможенного контроля товаров, находящихся на складе, создание условий для нормального осуществления таможенного контроля.

На свободных складах допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами, за исключением их розничной продажи (ст. 79 Таможенного кодекса РФ 1993 г.).

Вместе с тем в целях обеспечения соблюдения российского законодательства и учитывая характер отдельных видов товаров на свободных складах могут устанавливаться запреты и ограничения, касающиеся, в частности, ввоза конкретных категорий товаров.

Сроки нахождения товаров на свободных складах законом не ограничены (ст. 80 Таможенного кодекса РФ 1993 г.).

Таможенным органам предоставлено право осуществлять контроль за товарами, находящимися на складах. Допускается оформление ввозимых и вывозимых товаров в упрощенном порядке.

При помещении российских товаров на свободные склады таможенные пошлины и налоги не взимаются. При вывозе товаров со свободных складов на территорию РФ и при вывозе товаров за пределы России таможенные пошлины и налоги уплачиваются в зависимости от происхождения товаров.

При отсутствии сертификата при вывозе товар рассматривается как российский, и с учетом этого решаются вопросы уплаты таможенных пошлин и налогов. Для иных целей такие товары определяются как иностранные.

Товары, предназначенные для вывоза за пределы России в соответствии с таможенным режимом экспорта и помешенные на свободные склады, освобождаются от уплаты таможенных платежей, а уплаченные суммы возвращаются. Это правило действует, если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров не позднее шести месяцев со дня возврата таможенных платежей.

При возвращении товаров, подлежащих вывозу за пределы России со свободных складов, на остальную часть таможенной зоны России, либо при неосуществлении фактического вывоза в течение установленных сроков уплачиваются таможенные платежи, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемым ЦБ РФ по предоставляемым им кредитам.

Ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, которое поместило товары на свободный склад.

При ликвидации свободного склада (по истечении срока действия лицензии, по желанию владельца, при аннулировании или отзыве лицензии) он становится складом временного хранения.

Общий срок нахождения товаров на складе временного хранения не может превышать шести месяцев.

При аннулировании или отзыве лицензии товары, находящиеся на складе, подлежат повторному таможенному оформлению. При этом с его владельца взимаются таможенные сборы за хранение, установленные для складов временного хранения.

При приостановлении действия лицензии иностранные товары помешаются на склад с уплатой таможенных пошлин, налогов, а помещаемые российские товары не освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов [1, стр. 383-388].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1 Ноздрачев, А. Ф. Таможенное право: учебник / [Гравина А.А и др.]; отв. ред. А. Ф. Ноздрачев; Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 688 с.

2 Романова, Е. В. Таможенное право / Е. В. Романова. – Спб.: Питер, 2005. – 224 с.

3 Свинухов, В. Г. Таможенное дело: учебник для вузов / В. Г. Свинухов. – М.: Экономист, 2005 – 297 с.

4 Тимошенко, И. В. Таможенное право России. Серия «Учебники, учебные пособия» / И. В. Тимошенко. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2002 – 512 с.

5 Овчинников, С. Н. Юридические конструкции в таможенном праве / С. Н. Овчинников // Известия вузов. Правоведение. – 2008. - №4. – С. 133-134.

6 Свинухов, В. Г. Правовые основы помещения товаров под «основные» и «экономические» таможенные режимы / В. Г. Свинухов // Право и экономика. – 2005 - №6. – С. 61.

7 Шавшина, В. П., Столпинская, Т. Г. О таможенных режимах / В. П. Шавшина, Т. Г. Столпинская // Налоговый вестник – 2004 - №5. – С. 133, 136, 138.

8 Шестакова, М. П. О таможенных режимах / М. П. Шестакова // Право и экономика. – 2006. - №9. – С. 79 - 81.

www.tamognia.ru/laws/econommodes.

10 www.vch.ru/urlica/tr.html.

Рефетека ру refoteka@gmail.com