Рефетека.ру / Экономика

Реферат: Транспорт в Восточном Казахстане

Введение

Транспорт является важным  элементом в развитии экономики области. Его деятельность неразрывно связана с  изменением объёмов выпущенной промышленной и сельскохозяйственной продукции, товарооборота потребительских товаров.

На диаграмме представлена динамика индекса физического объёма произведённой продукции и индекса объёма перевозок грузов:

Транспорт в Восточном Казахстане

В Восточном Казахстане транспортный комплекс представлен такими видами транспорта, как автомобильный, железнодорожный, городской электрический, воздушный и внутренний водный. Основным перевозчиком, как грузов, так и пассажиров является автомобильный транспорт. В таблицах представлено распределение объёмов грузовых и пассажирских перевозок предприятий и физических лиц по видам транспорта, согласно данным за 9 месяцев 2000 года:

Объёмы перевозок грузов всеми перевозчиками  по видам транспорта в динамике выглядят следующим образом:

тыс. тонн

удельный вес

к итогу, %

Перевезено грузов  всего,

в том числе

128143.0 100.00
Автомобильным 110275.9 86.05
Железнодорожным 17798.6 13.9
Внутренним водным 68.4 0.05
Авиационным 0.1 -
тыс. пассажиров

удельный вес

к итогу, %

Перевезено пассажиров всего,

в том числе:

303338.1 100.00
Автомобильным 292109.9 96.3
Электрическим 9818.0 3.24
Железнодорожным 1362.3 0.45
Авиационным 43.2 0.01
Внутренним водным 4.7 -
Транспорт в Восточном Казахстане


Как видно из графика, автоперевозки, авиаперевозки и железнодорожные перевозки грузов стабильны по своим ежегодным объёмам. Речной грузовой транспорт общего пользования области, с банкротством Восточно-Казахстанского речного пароходства, официально в прошлом году был представлен лишь паромными переправами.

 В текущем году грузоперевозки на всех видах транспорта увеличились. По данным за 9 месяцев 2000 года объёмы перевозок грузов автотранспортом возросли по сравнению с аналогичным периодом 1999 года на 25.7%, железнодорожным – на 20.4%, авиационным – в 4 раза, внутренним водным - в 17.5 раз.

Объём пассажирских перевозок до начала текущего года в целом ежегодно уменьшался. Сокращался пассажиропоток на железнодорожном и городском электрическом транспорте, не работал в 1999 году пассажирский речной флот. Вместе с тем увеличивается ежегодный объём перевозок пассажиров автомобильным транспортом, приостановилось в 1999 году сокращение авиаперевозок. В таблице представлены объёмы перевезённых пассажиров всеми видами транспорта, принадлежащего предприятиям и физическим лицам за период с 1996 по 1999 гг.:

1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Автомобильный, млн. пассажиров 334.3 310.3 316.2 320.3
Городской электрический, млн. пассажиров 24.7 20.4 16.9 11.1
Железнодорожный, млн. пассажиров 1.7 1.8 1.5 1.2
Воздушный, тыс. пассажиров 83.0 58.0 39.3 43.0
Внутренний водный, тыс. пассажиров 143.8 32.0 15.4 -

В  текущем году наметился рост пассажироперевозок на всех видах транспорта кроме железнодорожного. Внутренний водный пассажирский транспорт после процедуры банкротства ВК речного пароходства передан в управление вновь созданному ТОО «Иртыштранс». За 9 месяцев текущего года относительно января-сентября 1999 г. автобусами и легковыми автомобилями перевезено пассажиров на 20% больше, трамваями – на 27.8%, самолётами – на 38%, поездами - меньше на 3.6%; объём перевозок речным транспортом составил 4.7 тыс. пассажиров.

Автомобильный транспорт области по своей принадлежности подразделяется на три категории: автомобили транспортных предприятий общего пользования, нетранспортных предприятий и организаций и автомобили индивидуальных владельцев. В виду износа и малой степени обновления автомобильный парк области ежегодно сокращается. В 1999 году отмечен его рост, но только за счёт увеличения числа легковых автомобилей частных владельцев. На диаграмме представлен в динамике автомобильный парк области:

Транспорт в Восточном Казахстане


По принадлежности автотранспортные средства подразделяются следующим образом (данные по состоянию на 1.01.2000 г.):

вид автотранспортных средств всего, ед. принадлежащие предприятиям в  том числе: принадлежащие индивидуальным владельцам
нетранспортным автотранспортным
Всего 128436 18759 15952 2807 109667
Грузовые автомобили 19768 9422 7954 1468 10346
Пассажирские автобусы 3614 2487 1385 1102 1127
Легковые автомобили 101015 2905 2668 237 98110
Специальные легковые и грузовые автомобили 4039 3945 3945 - 94

Из таблицы следует, что основными владельцами автотранспортных средств в области являются физические лица. На их долю приходится основная часть перевозимых автотранспортом грузов и пассажиров. Так, по данным за 9 месяцев текущего года объём перевезённых физическими лицами грузов составил 68% всех автотранспортных грузоперевозок, пассажиров частными автобусами легковыми автомобилями - 82% всех автомобильных пассажироперевозок. По сравнению с  девятью месяцами 1999 года объёмы перевозок собственников автотранспортных средств  изменились следующим образом:

грузы, в % к аналогичному периоду прошлого года пассажиры, в % к аналогичному периоду прошлого года
Транспортные предприятия 182.3 90.0
Нетранспортные предприятия 124.0 -
Физические лица 125.4 129.4

Приведённые данные свидетельствуют о росте объёмов перевозок грузов всех перевозчиков области, а также перераспределении автомобильных пассажироперевозок  в пользу транспортной деятельности физических лиц.

Эксплуатационная длина железных дорог в области составляет 1466.8 км., плотность железнодорожных путей – 5.2 км. на 1000 м2 территории, что соответствует среднереспубликанскому показателю.

  Железная дорога является основным магистральным перевозчиком грузов. Средняя дальность перевозки одной тонны груза превышает аналогичный показатель автомобильного транспорта в 10 раз.

По сравнению с 1998 годом в 1999 году железнодорожным транспортом отправлен аналогичный объём грузов, пассажиров – на 20% меньше. Уменьшение пассажироперевозок вызвано отменой ряда пассажирских поездов формирования стран СНГ и  переключением  части пассажиропотока на автотранспорт. Немалую роль сыграла разница в тарифах на пассажирские перевозки казахстанских и российских железнодорожников, приведшая к тому, что пассажирам стало выгоднее приобретать билеты для проезда по территории Российской Федерации в её приграничных городах.

 Что касается грузоперевозок, то их объём отражает ситуацию, сложившуюся в экономике, а именно рост объёмов промышленной продукции и товарооборота.

Основные эксплуатационные показатели работы железнодорожного транспорта в 1998-1999 гг. представлены в таблице:

1998 г. 1999 г. 1999 г. в % к 1998 г.
1 2 3 4
Среднесуточная погрузка  вагонов 359 357 99.4
Среднесуточная выгрузка  вагонов 373 334 89.5
Оборот вагона, сутки 2.5 2.6 104.5
1 2 3 4
Простой вагона под одной грузовой операцией, час 24.9 23.5 94.4
Средний вес (брутто) грузового поезда, тонн 2447.5 2548.5 104.1
Поездо-километры, млн. 3.8 3.2 84.2
Поездо-часы на участке, тыс. 106.3 84.5 82.4
Участковая скорость, кмч 35.5 38.2 107.6
Производительность вагона, ткм 5867 5158 88.0
Статическая нагрузка, тонн 63.3 64.8 102.4

Данные работы железной дороги свидетельствуют о сокращении дальности перевозок и  увеличении эксплуатационной нагрузки на  подвижной состав.

По сравнению с 1998 годом сократилось количество отправленных и проследовавших поездов: грузовых отправлено на 4.2% меньше, проследовало – на 15%; пассажирских соответственно на 15.7% и 31.7%.

Транспорт в Восточном КазахстанеСнизилась точность отправки по расписанию грузовых и пассажирских поездов:

За 9 месяцев текущего года объём грузовых перевозок железнодорожным транспортом составил 17.8 млн. тонн, пассажиров – 1.4 млн. человек, что к аналогичному периоду 1999 года составляет соответственно 120.4 и 96.4%.

Водные судоходные пути области составляют 1081 км или четвёртую часть всех внутренних судоходных путей республики, в том числе 377 км – искусственные пути (каналы) и 704 км – судоходные реки. Водные трассы с гарантированными глубинами насчитывают 71% путей. Общая длина  механизированных грузовых и грузопассажирских причалов составляет 290 погонных метров.

Грузовой парк речного транспорта состоит из 37 действующих судов общей грузоподъёмностью 37.2 тыс. тонн, в том числе 33 сухогруза и 4 наливных судна. Около 84% всех судов имеют грузоподъёмность 1000¸1500 тонн. Возрастная характеристика речного транспорта следующая: 3 судна – 1970-1977 гг. постройки, 34 судна – 1980 и более поздних годов. За 1999 год количество судов, находящихся в эксплуатации сократилось на треть. Водными путями перевозятся в большинстве своём сухие грузы, основную часть которых (97%) составляют минерально-строительные грузы. Пассажирский действующий парк судов транспорта общего пользования функционирует в виде паромных переправ.

Отсутствие инвестиций во внутренний водный транспорт исключает его развитие и делает его убыточным. За 1999 год по сравнению с 1998 годом перевозки грузов водным путём сократились в 5 раз, расходы от перевозок  превысили доходы в 1.3 раза. За 9 месяцев текущего года объём перевезённых грузов речным транспортом возрос в 17.5 раз по сравнению с январём-сентябрём 1999 года. Эти данные свидетельствуют о начале восстановления судоходного движения в области, но по своим объёмам они далеко отстают от показателей прошлых лет. 

Авиационный транспорт области представлен двумя авиакомпаниями: ОАО «Авиакомпания «Иртыш Авиа»» и ОАО «Семейавиа». В 1999 году ими перевезено   43 тыс. пассажиров и 54 тонны грузов. Доля усть-каменогорских авиаторов в общем объёме перевезённых пассажиров и грузов составила соответственно 58 и 64%, семипалатинских – 42 и 36%.

Междугородние регулярные авиаперевозки составляют 94% объёма перевозок пассажиров, междугородние специальные – 6%. Воздушное сообщение с городами республики насчитывает 99.3% всех пассажироперевозок, городами дальнего зарубежья – 0.5%, республик СНГ – 0.2%. Регулярность полётов составляет 88.9%.

 С 1999 года на воздушных линиях отмечается  рост объёма перевозок пассажиров, с начала текущего года начал увеличиваться и объём перевозок грузов. Увеличению  перевозок способствовало введение новых рейсов, рост в 2.5 раза объёмов  перевозимой почты и заключение договоров на перевозку других грузов. В январе-сентябре текущего года авиаторами области перевезено 43.2 тыс. пассажиров и 148.7 тонн грузов, что составляет соответственно 138% и в 4 раза больше объёма перевозок аналогичного периода прошлого года.

Несмотря на увеличение перевозок, коэффициент использования пассажировместимости самолётов составляет 63.4%, использование предельного грузооборота  насчитывает 66.3%. То есть авиационная техника используется не на полную мощность.

 Трамвайное сообщение – неотъемлемая часть транспортной системы областного центра. Городской электрический транспорт составляет 3.2% всего объёма пассажироперевозок области. Протяжённость эксплуатационного пути  насчитывает 30 км.. Парк трамваев остаётся неизменным с 1997 года: в 1995-1996 гг. он составлял 55 вагонов, с 1997 г. – 53. До 2000 года объём пассажироперевозок городского электрического транспорта ежегодно снижался. Привязанность маршрутов к проложенным линиям являлось основной причиной перераспределения пассажиропотоков в пользу автотранспорта. В последнее время стабильность стоимости проезда на трамваях с одновременным повышением цен на билеты на городском автотранспорте привело к тому, что на городском электрическом транспорте начал отмечаться рост объёмов перевозок пассажиров. На сегодняшний день трамвайное сообщение – самый доступный вид общественного транспорта. За 9 месяцев текущего года им перевезено 9.8 млн. пассажиров, что на 27.8% больше, чем за январь-сентябрь 1999 года.

Заключение

С 1990 года в период реформирования экономики грузо и пассажироперевозки ежегодно сокращались. По своим объёмам перевозок грузов и пассажиров  в 1999 году транспорт области соответствовал уровню 1993 года.

 Данные работы транспорта за 9 месяцев текущего года свидетельствуют о стабильной работе транспортной системы области, наметился рост её основных показателей. Стабилизация экономической ситуации, развитие частного предпринимательства в отрасли позволяет наращивать объёмы перевозок. Для совершенствования транспортной системы перед транспортными предприятиями области стоит задача обеспечения конкурентоспособности транспортных коридоров, привлечение инвестиций, совершенствование сети путей сообщения.

Похожие работы:

  1. • Транспортная система (Восточного Казахстана)
  2. • Казахстан
  3. • Перспективы развития туризма в современном ...
  4. • Минерально-сырьевая база Республики Казахстан
  5. • Казахстан в древности
  6. • Транспортный комплекс Республики Казахстан
  7. • Средневековые государства на территории Казахстана (ХIV-XV ...
  8. • Развитие устойчивых систем транспорта
  9. • Экономическое развитие Казахстана
  10. • Казахстан
  11. •  ... переселение народов на территории Казахстана
  12. • Государственное регулирование развития туризма в ...
  13. • Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)
  14. •  ... транспортная система Республики Казахстан
  15. • Последствия вступления Казахстана во Всемирную ...
  16. • Финансовая система Казахстана
  17. • Казахстан в эпоху каменного века
  18. • Оценка инженерно-геологических условий восточного ...
  19. •  ... деятельность авиакомпании "Эйр Казахстан"
Рефетека ру refoteka@gmail.com