Рефетека.ру / Государство и право

Курсовая работа: Правовое регулирование проведения таможенной проверки

ВВЕДЕНИЕ


С 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза, устанавливающий единые правила таможенного регулирования трех государств: России, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Таможенный кодекс таможенного союза содержит значительное количество изменений и нововведений. Перемены постиг и такой важнейший институт таможенного дела, как таможенный контроль. В число предстоящих изменений входит введение ТК ТС трех новых форм таможенного контроля, одной из которых является таможенная проверка.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что Таможенный союз был создан совсем недавно и не каждый аспект, включающийся в таможенный кодекс, известен и разобран полностью нами, студентами. Поэтому я выбрала ту тему, которая была мне не известна практически и попытаюсь сама в ней разобраться.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение правового регулирования таможенной проверки.

Объектом – таможенное дело.

Предмет - таможенная проверка.

Задачи, которые я ставлю перед собой при написании работы:

Описать таможенную проверку;

Рассмотреть правовые аспекты таможенной проверки;

Объяснить ее введение в таможенный контроль;

Сравнить ТКРФ и ТКТС.


ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА


Камеральная таможенная проверка


Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств-членов таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания акта о назначении проверки.

Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности из проведения.


Выездная таможенная проверка


Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя или в место фактического осуществления их деятельности.

Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.

Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.

Выездная таможенная проверка проводится на основании решения, предписания акта о назначении проверки, форма которого определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля государств-членов таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза;

2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза;

3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

4) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;

5) иные основания, предусмотренные законодательством государств-членов таможенного союза.

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки.

В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.

Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 раз в 3 года.

Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:

1) из информационных ресурсов таможенных органов;

2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;

3) от государственных органов;

4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

5) от таможенных или иных контролирующих государственных органов государств-членов таможенного союза;

6) из средств массовой информации;

7) из других источников официальным путем.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

Возврат уведомления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.

Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения о проведении таможенной проверки.

Копия предписания о проведении таможенной проверки вручается проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При вручении копии решения руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии решения.

В случае отказа от получения копии решения должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в решении.

Отказ проверяемого лица от получения копии решения о проведении таможенной проверки, а также возврат уведомления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении об отказе в получении копии решения, либо дата поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.

Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.

В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.

При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств-членов таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя таможенного органа или уполномоченного им лица в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в решение о проведении выездной таможенной проверки вносятся соответствующие записи, о чем уведомляется проверяемое лицо.

Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в 2 экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку.

Первый экземпляр такого документа приобщается к материалам выездной таможенной проверки, второй экземпляр не позднее 5 дней со дня завершения выездной таможенной проверки вручается проверяемому лицу или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Проверяемое лицо при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения о проведении таможенной проверки и служебных удостоверений обязано обеспечить доступ этих должностных лиц на объект проверяемого лица, за исключением жилых помещений, для проведения выездной таможенной проверки.

Если законодательством государств-членов таможенного союза предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этими законодательством.

Проверяемое лицо вправе отказать должностным лицам таможенного органа в доступе на объект в случае, если:

1) решение или служебные удостоверения не предъявлены;

2) должностные лица таможенных органов не указаны в решении;

3) должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

При отказе проверяемого лица в доступе должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объект проверяемого лица составляется протокол в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов на объект проверяемого лица они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 понятых, за исключением случаев, если законодательством государств-членов таможенного союза установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.

Таможенный осмотр помещений и территорий при проведении выездной таможенной проверки проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки.

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и может превышать один рабочий день.

Таможенный осмотр помещений и территорий не может проводиться в ночное время.

Если таможенный осмотр помещений и территорий не завершен в течение рабочего дня, его проведение приостанавливается и возобновляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Должностные лица таможенных органов вправе в соответствии со статьей 109 Таможенного кодекса таможенного союза производить идентификацию товаров, а также помещений и территорий, таможенный осмотр которых не завершен, применять физическую силу для воспрепятствования доступу в указанные помещения и территории, а также принимать другие меры к сохранности товаров, находящихся в помещениях и на территориях, таможенный осмотр которых не завершен, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и Федеральным законом.

Наложение ареста на товары и изъятие товаров производятся в целях, предусмотренных подпунктом 11 пункта 1 статьи 134 Таможенного кодекса таможенного союза.

Основаниями для наложения ареста на товары являются:

1) обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию таможенного союза в случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, либо товаров с марками или средствами идентификации, имеющими признаки поддельных;

2) обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, если такие марки, идентификационные знаки, обозначения товаров в соответствии с актами законодательства Российской Федерации должны наноситься на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, либо товаров с марками или средствами идентификации, имеющими признаки поддельных;

3) отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающих факт таможенного декларирования товаров, если в соответствии с актами законодательства Российской Федерации указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации, а также обнаружения недостоверности таких сведений, либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны;

4) отсутствие у проверяемого лица документов, подтверждающих сведения о выпуске товаров таможенными органами, если наличие таких документов у проверяемого лица обязательно в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством Российской Федерации, либо обнаружение в указанных документах недостоверных сведений о выпуске товаров таможенными органами;

5) обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары являются условно выпущенными и используются в нарушение ограничений по пользованию или распоряжению этими товарами, или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов;

6) обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что в отношении проверяемых товаров не соблюдены условия или порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;

7) обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары используются в нарушение условий и требований таможенной процедуры.

Арест товаров заключается в запрете распоряжаться и пользоваться товарами.

Товары, на которые наложен арест, передаются на хранение их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров. Пользование товарами, на которые наложен арест, может быть разрешено руководителем таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, либо уполномоченным им должностным лицом таможенного органа. В указанном случае передача товаров, на которые наложен арест, другим лицам, растрата товаров, их отчуждение либо распоряжение ими иным способом не допускаются.

Основаниями для изъятия товаров являются:

1) обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или обороту на территории Российской Федерации;

2) обнаружение у проверяемого лица товаров, подлежащих аресту, в отношении которых проверяемое лицо не является собственником или законным владельцем;

3) отказ владельца товаров либо иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, подлежащих аресту, обеспечивать сохранность товаров и соблюдать запрет на распоряжение и пользование товарами.

Изъятые товары помещаются на склад временного хранения либо в другое место, являющееся зоной таможенного контроля.

Изъятие товаров и наложение ареста на них производятся на основании мотивированного постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, в присутствии проверяемого лица, у которого обнаружены товары, либо его представителя, а также в присутствии не менее двух понятых.

Форма постановления об изъятии товаров или наложении ареста на товары определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Об изъятии товаров или о наложении ареста на них составляется протокол, форма которого определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Протокол составляется в присутствии двух понятых. В протоколе либо прилагаемых к нему описях изъятые товары или товары, на которые наложен арест, подробно описываются с указанием их наименования, количества и индивидуальных признаков. Указанный протокол подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим изъятие или арест, лицом, у которого обнаружены изымаемые товары или товары, на которые наложен арест, либо его представителем, а также понятыми. Копия протокола вручается лицу, у которого обнаружены товары, либо его представителю.

Возврат изъятых товаров и снятие наложенного ареста производятся не позднее дня окончания выездной таможенной проверки, за исключением случаев, когда товары подлежат задержанию, либо изъятию или аресту в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Возврат изъятых товаров и снятие наложенного ареста производятся на основании постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку. Постановление о возврате изъятых товаров и снятии наложенного ареста составляется в двух экземплярах по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного постановления вручается лицу, у которого обнаружены товары, либо его представителю.

Изъятые товары подлежат возврату их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров. При возврате изъятых товаров составляется акт в трех экземплярах по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Акт подписывается должностными лицами таможенного органа, проводящими выездную таможенную проверку, проверяемым лицом либо его представителем, а также лицом, осуществлявшим хранение изъятых товаров, либо его представителем. Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, которому возвращены изъятые товары, либо его представителю, третий экземпляр – лицу, осуществлявшему хранение изъятых товаров, либо его представителю.

Хранение изъятых товаров осуществляется за счет лица, у которого товары были изъяты. Если в ходе проведения таможенной проверки не будет установлено, что в отношении таких товаров таможенное законодательство таможенного союза или законодательство Российской Федерации нарушено, издержки, связанные с таким хранением, относятся на счет федерального бюджета.

Сведения обо всех фактах наложения ареста на товары и изъятия товаров указываются в акте, отражающем результаты проведения выездной таможенной проверки.

Распоряжение невостребованными изъятыми товарами осуществляется по истечении двух месяцев со дня окончания выездной таможенной проверки.


Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ПРОВЕРЯЕМОГО ЛИЦА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ ПРОВЕРКИ


2.1 Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки


При проведении таможенной поверки должностные лица таможенного органа имеют право:

1) требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам;

2) требовать у проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

3) требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;

4) требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну;

5) запрашивать у налоговых и иных государственных органов и получать от них необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну;

6) проводить инвентаризацию или требовать проведения инвентаризации товаров при проведении выездных таможенных проверок;

7) направлять международные запросы в связи с проведением таможенной проверки;

8) доступа на объекты проверяемого лица с предъявлением решения о проведении таможенной проверки и служебных удостоверений;

9) осуществлять при проведении выездных таможенных проверок отбор проб и образцов товаров с составлением акта об отборе проб и образцов товаров;

10) изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок;

11) налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном законодательством государств-членов таможенного союза, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

12) опечатывать помещения, в которых находятся товары;

13) проводить иные действия, предусмотренные законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

Должностные лица таможенных органов при проведении таможенных проверок обязаны:

1) соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать причинения вреда проверяемым лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);

2) не нарушать установленный режим работы проверяемого лица в период проведения выездной таможенной проверки;

3) использовать исключительно в таможенных целях любую информацию, полученную при проведении таможенных проверок;

4) не разглашать конфиденциальные сведения и сведения, составляющие налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, ставшие известными при проведении таможенных проверок;

5) предоставлять по требованию проверяемого лица необходимую информацию о положениях законодательства государств-членов таможенного союза, касающихся порядка проведения выездных таможенных проверок;

6) обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении таможенных проверок, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов таможенного союза;

7) информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при назначении и проведении экспертизы, при взятии проб и образцов товаров;

8) исполнять иные обязанности, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

Дополнительно к правам, предусмотренным таможенным законодательством таможенного союза, при проведении таможенной проверки должностные лица таможенных органов имеют право:

1) требовать у проверяемого лица, претендующего на получение статуса уполномоченного экономического оператора, и получать от него сведения из системы учета товаров в электронном виде, а также выписки из нее на бумажном носителе, подписанные руководителем проверяемого лица, главным бухгалтером и заверенные печатью проверяемого лица;

2) получать и осуществлять при проведении выездной таможенной проверки доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации;

3) осуществлять иные правомочия, предусмотренные федеральными законами.


2.2 Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки


Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки вправе:

1) запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства государств-членов таможенного союза, касающихся порядка проведения таможенных проверок;

2) представлять все имеющиеся в его распоряжении документы и сведения, подтверждающие факт выпуска товаров, а также соблюдение таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза;

3) обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в порядке, установленном законодательством государств-членов таможенного союза;

4) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством таможенного союза и законодательством государства-члена таможенного союза.

Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано:

1) предъявлять товары, в отношении которых проводится таможенная проверка;

2) представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе;

3) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц, проводящих выездную таможенную проверку, на объекты проверяемого лица и предоставить им рабочее место;

4) сделать отметку о получении на оригинале решения о проведении таможенной проверки;

5) в случае, если необходимая для целей таможенной проверки документация составлена на ином языке, чем государственный язык государства-члена таможенного союза, представить проверяющим должностным лицам таможенного органа перевод указанной документации;

6) определить круг лиц, ответственных за предоставление информации проверяющим должностным лицам таможенного органа, не позднее 2 календарных дней со дня предъявления решения о проведении таможенной проверки;

7) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

Дополнительно к обязанностям, предусмотренным таможенным законодательством таможенного союза, при проведении таможенной проверки проверяемое лицо обязано:

1) в случае отсутствия документов или возникновения иных обстоятельств, препятствующих их предоставлению в установленные сроки, – представить до истечения установленного срока предоставления документов письменное объяснение причин неисполнения запроса;

2) обеспечивать должностным лицам таможенных органов, проводящим выездную таможенную проверку, доступ к документам, необходимым для проведения выездной таможенной проверки, а также доступ к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с возможностью просмотра и выборки необходимой информации, а также получение на бумажном и электронном носителях копий необходимых документов;

3) предоставлять пробы и образцы товаров в количестве, необходимом для их исследования, в случае принятия должностными лицами таможенных органов при проведении выездной таможенной проверки решения о назначении таможенной экспертизы;

4) давать должностным лицам таможенных органов, проводящим таможенную проверку, пояснения по вопросам, возникающим при проведении таможенной проверки, имеющим отношение к направлениям проверки;

5) исполнять законные требования должностных лиц таможенных органов, проводящих таможенную проверку;

6) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.


2.3 Представление документов и сведений для целей проведения таможенной проверки


Налоговые и иные государственные органы государств-членов таможенного союза представляют по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчётность, а также документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства государств-членов таможенного союза о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.

Банки и иные кредитные организации государств-членов таможенного союза представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну.


Глава 3. СРАВНЕНИЕ ТК ТС И ТК РФ


Таможенный кодекс таможенного союза содержит значительное количество изменений и нововведений. Помимо изменений в понятийном аппарате данный Кодекс предусматривает принципиально новое регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела. Для привычных таможенных процессов изменяются их правовая природа и смысловое наполнение, что потребует перестройки организации деятельности таможенных органов РФ.

По своей правовой сущности таможенная проверка является определенным аналогом предусмотренной ранее в Таможенном кодексе РФ таможенной ревизии, только значительно видоизмененной.

ТК ТС расширяет круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка. Так, ТК РФ позволял осуществлять таможенные ревизии у следующих категорий лиц:

1) декларантов;

2) лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела: таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков;

3) лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами;

4) участников внешнеэкономической деятельности.

Так, по ТК ТС вторая категория проверяемых лиц дополняется владельцами магазинов беспошлинной торговли, а также уполномоченным экономическим оператором. Уполномоченный экономический оператор является новым субъектом таможенных правоотношений, под которым понимается юридическое лицо, которое вправе пользоваться специальными упрощениями. Третья категория проверяемых лиц вообще не выделена в качестве самостоятельной.

Наибольшие изменения затронули четвертую категорию проверяемых лиц. В соответствии с ТК РФ таможенным контролем охватились практически только непосредственные участники внешнеэкономической деятельности. Так, в соответствии со ст. ст. 16, 376 ТК РФ если перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, то таможенная ревизия могла быть проведена только у российского лица, которое заключило данную сделку или от имени, либо по поручению которого сделка была заключена. И только если перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось без заключения сделки - у лица, имеющего право владения или пользования товарами на таможенной территории или у иных лиц, выступающих в качестве, достаточном для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем. Так как основная доля перемещений товаров через таможенную границу РФ осуществлялась на основании внешнеэкономической сделки, то таможенные органы были лишены права выйти на ревизию к получателям (владельцам) товаров, которые не являлись сторонами данной сделки.

Данные ограничения ТК ТС снимает. Согласно п. 2 ст. 122 ТК ТС в число проверяемых лиц также входят:

1) лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;

2) лицо, осуществляющее временное хранение товаров;

3) перевозчик;

4) иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

5) лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении или пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

Более широко по сравнению с ТК РФ определяется в ТК ТС предмет таможенной проверки. Так, ст. 376 ТК РФ закрепляла только два предмета проверки: факт выпуска товаров и достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении. Статья 122 ТК ТС не только дополняет перечень направлений проверки тремя новыми, но оставляет данный перечень открытым, что вполне согласуется с сущностью и предназначением данной формы контроля. Так, п. 3 ст. 122 ТК ТС устанавливает, что при таможенной проверке таможенными органами проверяются:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

5) соответствие лиц, в том числе осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, установленным критериям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

6) иные направления, определенные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Существенным изменением в порядке осуществления таможенного контроля по ТК ТС является увеличение проверяемого периода, что связано с увеличением срока таможенного контроля после выпуска товара. В отличие от годичного срока по ТК РФ ст. 99 ТК ТС устанавливает, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. При этом статья предусматривает возможность увеличения законодательством государств - членов таможенного союза продолжительности данного срока, но не более 5 лет. Следует отметить, что проект федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации не увеличивает трехлетний срок таможенного контроля после выпуска товаров. Таким образом, проверяемый период, который может быть проверен в рамках таможенной проверки, составляет минимум три года.

Следует отметить, что ТК РФ содержит только две статьи, регулирующие таможенную ревизию, - ст. 376 "Таможенная ревизия", ст. 377 "Наложение ареста на товары или изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии". Непосредственно сам порядок проведения таможенной ревизии регулировался Приказом ФТС России "Об утверждении Порядка организации и проведения таможенной ревизии" от 6 ноября 2008 г. N 1378. ТК ТС, напротив, полностью унифицирует порядок ее проведения. Только отдельные вопросы, связанные с проведением таможенной проверки, должны быть урегулированы законодательствам государства - члена таможенного союза. В частности, это порядок оформления результатов таможенной проверки (п. 11 ст. 122 ТК ТС), порядок принятия решений по результатам таможенной проверки (п. 12 ст. 122 ТК ТС), порядок продления срока проведения выездной таможенной проверки, срок и порядок приостановления выездной таможенной проверки (п. 12 ст. 132 ТК ТС) и др.

ТК ТС предусматривает две формы таможенной проверки: камеральную и выездную. Следует отметить, что ТК РФ также предусматривал две формы таможенной ревизии: общую и специальную, однако они не отличались по предмету и порядку их проведения. ТК ТС, напротив, разделяет таможенные проверки по способу и характеру проведения.

Наибольшей регламентацией отличается проведение выездной таможенной проверки, которая как раз является прототипом предусмотренной ТК РФ таможенной ревизии.

ТК ТС устанавливает ограничения периодичности проведения выездных таможенных проверок, которые отсутствовали в ТК РФ. Так, ТК РФ устанавливал ограничения по объектам и субъектам проверки. Статья 376 ТК РФ запрещала проводить повторные проверки в отношении одних и тех же товаров (по общей ревизии), у одного и того же лица и в отношении одних и тех же товаров (по специальной таможенной ревизии). Таким образом, ограничения были не временные, а по объектам контроля. Согласно п. 7 ст. 132 плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами один раз в три года. Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Принципиальными новшествами, неизвестными прежнему порядку проведения таможенной ревизии, являются возможность проведения встречной выездной таможенной проверки и приостановления ее проведения.

Статья 134 ТК ТС устанавливает не исчерпывающий перечень прав должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки. К числу новых прав, предоставленных таможенным органам, следует отнести следующие права:

- требовать у проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

- требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну;

- направлять международные запросы в связи с проведением таможенной проверки;

- изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок; опечатывать помещения, в которых находятся товары.

Впервые предусмотрены обязанности должностных лиц таможенных органов при проведении таможенных проверок.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Все задачи которые я ставила при написании данной работы были выполнены мной.

Итак, подводя итог рассмотрения правового регулирования таможенной проверки по ТК ТС, можно сделать вывод, что оно является неким симбиозом налоговых проверок и проверок государственного контроля, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в ред. от 27.12.2009).

В целом анализ правового регулирования таможенной проверки по ТК ТС показывает, что по сравнению с таможенной ревизией таможенная проверка является более совершенным вариантом, в связи с чем имеются все предпосылки, чтобы стать эффективной и действенной формой таможенного контроля в рамках действия таможенного союза.

Похожие работы:

  1. • Таможенный контроль
  2. • Значение и особенности функционирования таможенных ...
  3. • Адиминстративно-правовое регулирование
  4. • Правоотношение как элемент механизма правового ...
  5. • Механизм административно-правового регулирования
  6. • Небольшой сборник по разделам правового регулирования за ...
  7. • Правовое регулирование
  8. • Правовое регулирование и его механизм
  9. • Механизм правового регулирования
  10. • Правовое регулирование
  11. • Правовое регулирование и его механизм
  12. • Защита прав юридических лиц при проведении проверок
  13. • Юридические факты в механизме правового регулирования
  14. • Понятие и сущность предмета таможенного права
  15. • Процессуальные аспекты проведения налоговых проверок
  16. • Правовое регулирование медицинского обслуживания
  17. • Метод административно-правового регулирования
  18. • Организация и методика проведения налоговых проверок
  19. • Таможня
Рефетека ру refoteka@gmail.com