Рефетека.ру / Государство и право

Курсовая работа: Основные положения договора энергоснабжения

Оглавление


Введение

Глава I. Основные положения договора энергоснабжения

1.1 Понятие и особенности договора энергоснабжения

1.2 Заключение договора энергоснабжения

Глава II. Существенные условия договора энергоснабжения

2.1 Предмет договора

2.2 Цена и порядок расчетов

2.3 Содержание и эксплуатация сетей, приборов и оборудования

2.4 Ответственность по договору энергоснабжения

2.5 Расторжение и изменение договора

Заключение

Библеографический список

Введение


Сегодня в юридической литературе широко обсуждаются проблемы и перспективы развития правового института энергоснабжения, в частности, вопросы регулирования договорных связей в этой сфере.

Договор энергоснабжения как отдельный вид договора купли - продажи занимает особое место среди других его видов, что обусловлено ярко выраженной спецификой его предмета - энергии. Именно особенность объекта предполагает необходимость специальных норм, регулирующих правоотношения, связанные со снабжением энергией.

В связи с существенными изменениями в правовом регулировании энергоснабжения, которые привнесла реформа энергетической отрасли, эта тема вызывает повышенный интерес. Изменение правового регулирования договорных форм в энергетике является результатом процесса глубокого теоретического их осмысления и направлено на совершенствование структуры отношений, складывающихся между сторонами обязательства а также государством. Однако действующее законодательство несовершенно и науке российского права еще предстоит ответить на многие вопросы, в том числе определить правовую природу заключаемых договоров и возникающих в результате этого обязательственных отношений.

Данная работа ставит своей целью детальный анализ договора энергоснабжения.

Задачи работы:

1. определить понятие договора энергоснабжения и выявить его отличительные особенности;

2. определить и охарактеризовать все существенные условия договора;

3. осветить специфику таких условий договора энергоснабжения, как ответственность сторон, а также порядок расторжения и изменения договора;

4. Изучить проблемы возможного совершенствования действующего законодательства в сфере правового регулирования договора энергоснабжения.

Объектом данной работы является основной правовой инструмент регулирования правоотношений, которым является договор. Предметом - договор энергоснабжения.

В данной работе были использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез и системный подход.

Снабжение потребителей энергией осуществляется на основе положений договора. В этой связи представляется необходимым обрисовать круг значимых вопросов, которые на сегодняшний день являются наиболее актуальными и требуют пристального внимания.

Для написания курсовой работы были использованы труды таких ученых - правоведов, как Блинкова Е.В., Витрянский В.В., Куликова Л.А., Ясус М.В. и др.

Глава I. Основные положения договора энергоснабжения


1.1 Понятие и особенности договора энергоснабжения


Договором энергоснабжения признается договор купли - продажи, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. [1; ст.539]

Договор энергоснабжения относится к договорам купли - продажи, поскольку содержит в себе все признаки этого договорного обязательства: одна сторона передает другой за плату определенный товар (энергию). С другой стороны, указанный товар обладает настолько специфическими свойствами, что это требует особого регулирования. Энергия в отличие от вещей представляет собой определенное свойство материи - способность производить полезную работу, обеспечивать выполнение различных технологических операций, создавать необходимые условия для предпринимательской и любой иной деятельности. [18; с.236]

Энергия обладает особыми физическими свойствами, которые не могут не оказывать влияния на специфический характер исполнения обязательств по договору, в частности: проявления самого существования энергии в ее потреблении; невозможность определить наличие энергии в сети без специальных приборов; необходимость принятия специальных мер безопасности при подаче и использовании энергии и т.п. Возможность вовлечения в экономический оборот энергии представилась только с появлением соответствующих технических устройств для ее производства, транспортировки и потребления. Специфическая особенность отношений по энергоснабжению состоит в том, что связи производителей данной продукции и потребителей не предусматривают, как правило, накопления (складирования) продукции в силу ограниченной возможности этого на данном этапе развития техники. (См. прил.1) [14; с.182]

Сторонами договора энергоснабжения являются энегроснабжающая сторона и потребитель (абонент). В качестве энергоснабжающей организации могут выступать коммерческие организации, которые производят или закупают электрическую (тепловую) энергию и осуществляют ее продажу потребителям - гражданам или организациям. Абонентами признаются граждане или организации, использующие электрическую или тепловую энергию.

При наличии согласия энергоснабжающей организации абонент может передавать энергию, принятую им от энергосабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу - субабоненту. [8; с.4] Субабонент энергоснабжающей организации - это потребитель, непосредственно присоединенный к электрическим (тепловым) сетям абонента и имеющий с ним договор на пользование электрической (тепловой) энергией. (См. прил.2)

В этом случае возникает сложная структура договорных связей: отношения между энергоснабжающей организацией и абонентом опосредуются договором энергоснабжения, а отношения, складывающиеся между абонентом и субабонентом - договором на пользование электрической (тепловой) энергией.


1.2 Заключение договора энергоснабжения


Порядок заключения договора энергоснабжения имеет общие положения, которые носят принципиальный характер, и особенные, которые зависят от того, кто выступает в качестве абонента энергии: гражданин (физическое лицо) или организация (юридическое лицо).

Договор энергоснабжения относится к публичным договорам и обладает следующими характерными чертами.

Во-первых, в качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество. Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое юридическое или физическое лицо.

Во-вторых, далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Важное значение имеет характер деятельности такой организации. Коммерческие организации субъекты договора энергоснабжения должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.

В-третьих, предметом договора, определяемого как публичный, должны выступать обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, по сути своей составляющие содержание именно той деятельности, которая по своему характеру должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратится. К примеру, если энергоснабжающая организация заключает договор энергоснабжения с абонентом, такой договор является публичным. Однако если та же коммерческая организация выступает продавцом в договоре купли-продажи своего имущества, такой договор не относится к категории публичных. [10; с.51]

Основной вопрос в определении гражданско-правового договора как публичного заключается в выяснении правовых последствий такой квалификации. Существует несколько видов последствий для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора. К их числу относятся следующие:

1. Для такой коммерческой организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Особенностью договора энергоснабжения является то, что абонент - юридическое лицо может реализовать свои права на заключение договора лишь при условии наличия к этому соответствующих технических предпосылок: он должен располагать исправной энергоустановкой, присоединенной к энергосистеме.

2. Коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из потребителей, обратившихся к ней в отношении заключения договора. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными нормативными актами.

3. Условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Применительно к договору энергоснабжения этот вопрос решается путем государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

4. В отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли на то согласие обеих сторон.

5. В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора. [16; с.582]

Еще одна особенность публичного договора, которая относиться к специфике его правового регулирования, но также свидетельствует об ограничении действия принципа свободы договора в отношении данного договора, состоит в том, что императивные правовые нормы, определяющие условия публичного договора, могут быть установлены не только федеральным законодательством, как это имеет место в большинстве случаев, но и постановлением Правительства.

Признание законодателем договора энергоснабжения публичным влечет применение к отношениям, связанным с заключением этого договора, правил заключения договоров в обязательном порядке. [19; с.112]

Сфера применения названных положений о порядке и сроках заключения договоров, обязательных для одной из сторон, ограничена случаями, когда законом, иными правовыми актами или соглашением сторон не предусмотрены другие правила и сроки заключения договоров, как это имеет место применительно к договору энергоснабжения организаций (юридических лиц).

Правила о порядке и сроках заключения договоров, обязательных для одной из сторон, сформулированы в статье 445 Гражданского кодекса РФ применительно к двум различным ситуациям: когда обязанная сторона (энергоснабжающая организация) выступает в роли лица, получившего предложение заключить договор, или когда она сама направляет контрагенту предложение о его заключении. В обоих случаях действует общее правило, согласно которому правом на обращение с иском в суд о разногласиях по отдельным условиям договора, а также о понуждении к его заключению наделяется то лицо, которое вступает в договорные отношения со стороной, в отношении которой установлена обязанность заключить договор.

Получив оферту (проект договора), сторона, для которой заключение договора является обязательным, должна в тридцатидневный срок рассмотреть предложенные условия договора. Рассмотрение условий договора и подготовка ответа на предложение заключить договор являются именно обязанностью, а не правом стороны, получившей оферту, как это происходит при заключении договора в обычном порядке.

По результатам рассмотрения предложенных условий договора возможны три варианта.

Во-первых, полный и безоговорочный акцепт (подписание договора без протокола разногласий). В этом случае договор будет считаться заключенным с момента получения лицом, предложившим заключить его, извещение об акцепте.

Во-вторых, извещение об акцепте на иных условиях (направление стороне, предложившей заключить договор, подписанного экземпляра договора вместе с протоколом разногласий). В отличие от общего порядка заключения договора, когда акцепт на иных условиях рассматривается в качестве новой оферты, получение извещения об акцепте на иных условиях от стороны, обязанной заключить договор, дает право лицу, направившему оферту, передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения извещения об акцепте оферты на иных условиях.

В-третьих, извещение об отказе от заключения договора. Оно имеет практический смысл при наличии обстоятельств, которые рассматриваются законодательством как обоснованные причины, являющиеся основанием к отказу от заключения договора.

Своевременное извещение лица, направившее оферту, об отказе заключить договор может избавить сторону, обязанную его заключить, от возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора.

Если оферта исходит от стороны, обязанной заключить договор (как это обычно имеет место в договоре энергоснабжения), и на ее предложение имеется ответ другой стороны в виде протокола разногласий к условиям договора, направленный в течение 30 дней, сторона, отправившая проект договора (обязанная заключить договор), должна рассмотреть возникшие разногласия в тридцатидневный срок. По результатам рассмотрения возможны два варианта действий в отношении стороны, заявившей о своих разногласиях к предложенным условиям договора.

Во-первых, принятие договора в редакции, зафиксированной в протоколе разногласий другой стороны. В этом случае договор будет считаться заключенным с момента получения этой стороной извещения о принятии соответствующих условий договора в ее редакции.

Во-вторых, сообщение стороне, заявившей о разногласиях к условиям договора, об отклонении (полностью или частично) протокола разногласий. Получение извещения об отклонении протокола разногласий либо отсутствие ответа о результатах его рассмотрения по истечении тридцатидневного срока дают право стороне, заявившей о разногласиях к предложенным условиям договора, обратится в суд с требованием о рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора.

Уклонение от заключения договора может повлечь для стороны, в отношении которой установлена обязанность заключить договор, два вида юридических последствий: решение суда о понуждении к заключению договора, которое может быть принято по заявлению другой стороны, направившей оферту; обязанность возместить другой стороне убытки, причиненные уклонением от заключения договора, что также производится по решению суда в случае необоснованного уклонения от заключения договора.

Нарушение сроков на рассмотрение офорты другой стороны, протокола разногласий, предусмотренных статьей 445 Гражданского кодекса, стороной, обязанной заключить договор, может повлечь для нее негативные последствия даже в том случае, если судом не будет признан факт необоснованного уклонения от заключения договора. На эту сторону могут быть отнесены расходы по государственной пошлине, поскольку дело в суде возникло вследствие ее неправильных действий. [13; с.306]

В тех случаях, когда в качестве абонента выступает физическое лицо и энергия используется последним в целях бытового потребления, законодатель допускает упрощенный порядок заключения договора: для того, чтобы признать договор заключенным, достаточно первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. [1; ст.540]

Договор энергоснабжения, заключаемый энергоснабжающей организацией с абонентом - гражданином, может быть отнесен к договорам присоединения. Это понятие объединяет в единый тип те договоры, которые были заключены путем присоединения одной из сторон к условиям договора, определенным другой стороной в формулярах или иных стандартных формах. [1; ст.428]

Таким образом, критерием выделения из всех гражданско-правовых договоров договора присоединения является не существо возникших из него обязательств и не характер деятельности одной из сторон (публичный характер), а способ заключения договора. Следовательно, характерные черты такого договора определяются в преобладающей степени юридико-техническими факторами и могут быть обнаружены в области техники договорной работы. [15; с.71]

Две характерные особенности присущи всякому договору, который может быть квалифицирован как договор присоединения.

Во-первых, условия договора присоединения должны быть определены одной из сторон в формулярах или стандартных формах. Следует иметь в ввиду, что к числу таких стандартных форм и формуляров не могут быть отнесены растиражированные образцы текстов договоров, которые используются многими организациями. В этих случаях вторая сторона вправе заявить о разногласиях по отдельным пунктам или по всему тексту договора в целом и в конечном счете условия договора будут определяться в обычном порядке, т.е. по соглашению сторон.

Во-вторых, условия договора, определенные в соответствующем формуляре или содержащиеся в стандартной форме, могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к этим условиям. Это требование исключает возможность для сторон в договоре присоединения формулировать условия, отличные от выраженных в стандартной форме или формуляре, по их соглашению, а для присоединившейся стороны - также и саму возможность заявлять при заключении договора о разногласиях по его отдельным условиям, что имеет место при заключении договора энергоснабжения с абонентом - физическим лицом. Таким образом, дело стороны, присоединиться к предложенному договору в целом (или не присоединиться к нему). Это ограничивает ее права. Но значительно облегчает процесс заключения и оформления договорных отношений. [18; с.241]

К договорам присоединения нельзя относить соглашения между организациями на пользование электрической и тепловой энергией. Случаи, когда условия договора могут быть приняты присоединяющейся стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом, предполагают либо жесткое законодательное регулирование соответствующих договоров, при котором условия, содержащиеся в формулярах или стандартных формах, непосредственно вытекают из императивных норм (например, железнодорожная или товарно-транспортная накладная, коносамент), либо рассчитаны на отношения с массовым потребителем (гостиничное обслуживание, услуги связи, оказываемые гражданам, и т.п.). В сфере предпринимательства договоры присоединения имеют широкое распространение в отношениях с участием банков, энергоснабжающих организаций и др. в тех случаях, когда из контрагентами являются граждане.

Юридические последствия определения договора как договора присоединения заключаются в наделении присоединившейся стороны правом требовать расторжения или изменения договора по особым основаниям, которые не признаются таковыми в отношении иных гражданско-правовых договоров. [1; ст.450]

Договор энергоснабжения с абонентом - гражданином считается заключенным на неопределенный срок. Помимо общих оснований изменения и расторжения договора, а также положений об изменении или прекращении договоров присоединения, к отношениям, связанным с энергоснабжением абонентов - граждан применяется специальное правило, согласно которому гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. Обязательными условиями реализации гражданином этого права являются с его стороны уведомление об одностороннем расторжении договора энергоснабжающей организации, а также полная оплата использованной энергии [1; ст.546]

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что в случаях, когда срок действия договора энергоснабжения истекает и ни одна из сторон до истечения этого срока не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора, договор энергоснабжения считается продленным на тех же условиях и на тот же срок. Не допускается пауза в договорных отношениях и в тех случаях, когда по предложению одной из сторон заключается новый договор. До этого момента условия старого договора сохраняют свою силу. [11; с.150]

Порядок оформления договорных отношений, в том числе порядок передачи на рассмотрение арбитражного суда разногласий по отдельным условиям договора, регулируется статьей 445 Гражданского кодекса. Организация, выступающая в роли абонента, во всех случаях вправе обратиться в суд с заявлением о таких разногласиях. Что же касается энергоснабжающей организации, то она вправе обратиться в суд в связи с наличием спора относительно условий договора по общим правилам, предусмотренным статьей 446 кодекса.

Разногласия, возникшие при заключении договора энергоснабжения, могут быть переданы на рассмотрение суда энергоснабжающей организацией в двух случаях: если имеется соглашение сторон о передаче возникшего или могущего возникнуть спора на разрешение арбитражного суда, либо если такая передача предусмотрена законодательством. [12; с.167]

Договор энергоснабжения имеет определенные обязательные условия, которые должны быть выполнены абонентом, претендующим на заключение договора энергоснабжения: он должен располагать отвечающим установленным техническим требованиям энергопринимающим устройством, присоединенным к сетям энергоснабжающей организации, и другим необходимым оборудованием, а также обеспечить учет потребления энергии. [1; ст.539] Отсутствие у абонента исправной энергоустановки (неисправность имеющейся энергоустановки), присоединенной к сетям энергоснабжающей организации, а также другого необходимого оборудования, необеспечение учета потребления энергии лишают его возможности реализовать свое право на заключение договора с энергоснабжающей организацией, несмотря на установленную законодательством обязанность последний заключить договор со всяким, кто к ней обратится. [1; ст.426] В этом смысле соблюдение абонентом названных условий действительно может быть признано технической предпосылкой заключения договора энергоснабжения.

Часто в арбитражно-судебной практике по разрешению имущественных споров, связанных с энергоснабжением, решающее значение имеет не факт заключения договора с абонентом, а балансовая принадлежность энергопринимающих устройств. Например, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергоустановки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не рассматривается в качестве основания освобождения указанной организации от обязанности возместить стоимость отпущенной ей энергии. [20; с.15]

Таким образом, особенность предмета договора энергоснабжения определила особый порядок его заключения и продления. Имеющаяся специфика в порядке заключения и продления договора энергоснабжения имеет целью обеспечение бесперебойного снабжения энергией.

Глава II. Существенные условия договора энергоснабжения


2.1 Предмет договора


Предмет договора энергоснабжения включает в себя два рода объектов: действия сторон по подаче энергии через присоединенную сеть на энергопринимающее устройство абонента, принятию энергии и ее оплате, а также собственно энергию как специфический товар, суть которого составляет свойство энергии производить определенную работу.

Специфика предмета договора энергоснабжения, его отличие от предмета обязательств, вытекающих из иных видов договора купли - продажи, состоит в следующем.

Во-первых, передача товара потребителю осуществляется путем подачи энергии через присоединенную сеть на энергоустановку этого потребителя (абонента).

Во-вторых, на абонента возлагаются дополнительные обязанности в связи с использованием такого товара, как энергия: обеспечить соблюдение режима ее потребления, безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им соответствующих приборов и оборудования.

В-третьих, энергоснабжающая организация наделяется дополнительными правами в области контроля за техническим состоянием энергоустановки абонента, его приборов и оборудования.

В-четвертых, правовое регулирование договора энергоснабжения не исчерпывается нормами, содержащимися в ГК. Напротив, детальное регулирование указанных правоотношений должно обеспечиваться законами и иными правовыми актами об энергоснабжении, а также принятыми в соответствии с ними обязательными правилами. [17; с.171]

Существует точка зрения, что предметом договора энергоснабжения является собственно энергия как ценность, самостоятельное экономическое благо, а действия по ее выработке и отпуску служат необходимым средством для выполнения энергоснабжающей организацией своих договорных обязательств. [12; с.182] Однако, анализируя предмет всякого гражданско-правового договора, имеется ввиду договор как правоотношение, причем правоотношение обязательственное. В этом смысле понятие "предмет договора" тождественно понятию "предмет обязательства". Обязательство представляет собой такое правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности [1; ст.307] Поэтому предметом обязательств, вытекающих из договора энергоснабжения (а следовательно, и предметом данного договора), в первую очередь являются действия энергоснабжающей организации по подаче энергии через присоединенную сеть на энергоустановку абонента, а также действия абонента по принятию и оплате энергии. Что касается энергии как самостоятельного экономического блага, то это объект второго рода, также являющейся составной частью предмета договора энергоснабжения.

Действия энергоснабжающей организации по передаче потребителю энергии для потребления также отличаются значительным своеобразием, которое предопределено особыми свойствами энергии. По договору энергоснабжения такая организация обязана предоставить потребителю возможность использовать энергию из ее сети в обусловленных договором пределах. Именно в этом состоит существо обязательства на стороне энергоснабжающей организации. В Гражданском кодексе РФ условие договора энергоснабжения о количестве подаваемой абоненту энергии определяется по разному, в зависимости от того, кто выступает в качестве последнего: физическое лицо или организация. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве. [1; ст.541]

Что касается договоров энергоснабжения, заключаемых с абонентами-организациями, то энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. [1 ст.541]

Таким образом, количество подаваемой абоненту энергии является существенным условием договора энергоснабжения, заключаемого с абонентом-организацией. Договор энергоснабжения, в котором отсутствует данное условие, признается незаключенным.

Для признания условия о количестве подаваемой энергии согласованным сторонами недостаточно определить лишь годовой объем отпускаемой энергии. Количество электроэнергии в лимите определялось и определяется не только на кварталы и месяцы, но и по суткам. Поэтому в договоре, заключаемом на основании лимита, количество подлежащей отпуску электроэнергии определяется и по частным срокам, каким являются сутки. [17; с.174]

Условия договора электроснабжения о количестве подаваемой энергии считается согласованном при соблюдении двух обязательных условий: в договоре должны быть предусмотрены, во-первых, количество киловатт-часов электроэнергии, подлежащей отпуску абоненту, и, во-вторых, величина присоединенной или заявленной мощности энегроустановки абонента. Дело в том, что суммарные договорные величины потребления электрической энергии и мощности не должны превышать производственных возможностей энергоснабжающих организаций по отпуску электроэнергии всем потребителям энергосистемы.

Кроме того, необходимо учитывать, что энергоснабжающие организации, как правило, являются субъектами естественных монополий, в отношении которых может применяться метод регулирования их деятельности. Суть этого регулирования состоит в определении категорий потребителей, либо подлежащих обязательному обслуживанию, либо для которых устанавливается минимальный уровень их обеспечения. [3; с.12] Такое регулирование может применятся при невозможности удовлетворить потребности соответствующего потребителя в энергии в полном объеме. В этом случае количество подаваемой энергии устанавливается в соответствии с заказом потребителя, но не менее того уровня, который определен органом регулирования естественных монополий.

Исполнение условия договора энергоснабжения о количестве подаваемой энергии на стороне энергоснабжающей организации состоит в том, что она обязана обеспечить получение абонентом соответствующего количества энергии на его энергоустановку путем его подключения (доступа) через присоединенную сеть к мощностям энергосистемы. Надлежащее исполнение обязательства энергоснабжающей организации предполагает также предоставление абоненту возможности получать энергию непрерывно, путем поддержания напряжения и тока в сети, независимо от количества фактически полученной абонентом энергии.

Особенности энергии как объекта договора энергоснабжения предопределяют своеобразие ее приемки абонентом по количеству. Естественно, в данном случае исключается возможность приемки энергии как обычного товара, т.е. путем визуального осмотра, подсчета единиц товара и т.п. Имеется жесткая зависимость между производством энергии и ее потреблением в каждый данный момент времени, позволяющая говорить о неразрывности технологического процесса производства и потребления энергии. Поэтому количество фактически принятой энергии может определятся исключительно по показателям приборов учета. Данное обстоятельство имеет особое значение в связи с тем, что споры между энергоснабжающей организацией и абонентом по количеству отпущенной энергии возникают обычно в виде оспаривания правильности показаний приборов учета. Процедура определения количества поданной энергии и оспаривания правильности показаний приборов учета является, по существу, особой формой принятия энергии по количеству. [14; с. 195]

Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве. [1; ст.541]

Отпускаемая энергоснабжающей организацией абоненту энергия по своему качеству должна соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. [1 ст.542]

Параметрами для определения качества электрической энергии являются напряжение и частота тока. Качество тепловой энергии характеризуется температурой и давлением пара, температурой горячей воды.

Величина напряжения тока определяется сторонами при заключении договора энергоснабжения. Предоставление самим сторонам право устанавливать в договоре необходимое напряжение тока обусловлено тем, что электрооборудование у различных потребителей рассчитано на работу при определенном напряжении. Поэтому при выборе величины напряжения стороны должны исходить из технической характеристики энергохозяйства потребителя и режима его работы.

Другой параметр качества электроэнергии - частота тока - определяется государственными стандартами и не относятся к условиям договора, вырабатываемым по соглашению сторон. [2; с.11]

Существенной особенностью отношений, связанных со снабжением электрической энергией, является то, что соблюдение требований, предъявляемых к качеству электроэнергии, непосредственно зависит от действий не только энергоснабжающей организации, но и самих потребителей. Нарушения потребителями правил эксплуатации своих электроприемников и режима потребления электроэнергии может привести к снижению качественных показателей электроэнергии, в том числе подаваемой из энергосистемы другим потребителям. Причем энергоснабжающие организации зачастую не располагают техническими возможностями для устранения подобных нарушений.

В случае нарушения энергонсабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе применить к ней ответственность в порядке и размере, предусмотренных ст.547 Гражданского кодекса РФ. Что касается иных (помимо ответственности) последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, то абонент вправе реализовать предоставленное ему право на отказ от оплаты такой энергии. При этом, принимая во внимание фактическое использование абонентом указанной энергии (хоть и не соответствующей требованиям к качеству) Гражданский кодекс наделил энергоснабжающую организацию, подавшую некачественную энергию, правом требовать от абонента стоимость того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию в количестве, указанном в физических единицах в договоре. Режим подачи энергии должен быть согласован сторонами и соблюдаться энергоснабжающей организацией. Количество поданной энергии и использованной абонентом (потребителем) определяется данными ее фактического потребления.


2.2 Цена и порядок расчетов


Одна из основных обязанностей потребителя по договору энергоснабжения - осуществлять оплату принятой им энергии. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Иное может быть предусмотрено законом, другими правовыми актами или соглашением сторон. [1; ст.544]

Оплата полученной абонентом энергии должна производиться по ценам, регулируемым государством. Гражданским кодексом установлено, что в предусмотренных законом случаях подлежат применению цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. [4; с.13]

В силу того, что договор энергоснабжения является публичным, предполагается установление одинаковых цен для всех потребителей. Исключение могут составлять лишь случаи, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В настоящее время решение этой задачи обеспечивается Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Согласно этому закону тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую или тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов. [5; с.21]

Большая роль в деле государственного регулирования тарифов отводится Правительству РФ, которое:

устанавливает основы ценообразования на энергию на территории РФ;

формирует свободный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации;

определяет вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорий субъектов Российской Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемую коммерческими организациями на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), электрическую энергию (мощность), поставляемую с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) его субъектам, в том числе поставляемую на экспорт;

утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов государственного регулирования тарифов;

обеспечивает организацию финансирования деятельности и развития Единой энергетической системы России. [19; с.120]

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, энергоснабжение которых с согласия региональных энергетических комиссий осуществляется с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности).

Непосредственно государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию занимаются Федеральная энергетическая комиссия и региональные энергетические комиссии, которые в рамках своей компетенции устанавливают соответствующие тарифы. [9; с.6] Формирование тарифов осуществляется Федеральной и региональными энергетическими комиссиями.

В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в случае возникновения разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на энергию, потребители и поставщики электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности), региональные энергетические комиссии могут обратится в Федеральную энергетическую комиссию для разрешения разногласий.

Споры, связанные с государственным регулированием тарифов на энергию, в том числе разногласия, не разрешенные Федеральной энергетической комиссией, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Отпуск электрической и тепловой энергии энергоснабжающей организацией, находящейся в муниципальной собственности, производится по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления.

Порядок расчетов за энергию, подаваемую по договору энергоснабжения, определяется законом, иными правовыми актами или договором. Установлено, что энергоснабжающие организации производят расчеты с потребителями, кроме населения и бюджетных организаций, в безакцептном порядке. [6; с.11] Однако, такой порядок расчетов не может служить препятствием для согласования сторонами условий об ином порядке расчетов при заключении договора энергоснабжения. При этом сторона вправе использовать любую форму расчетов, предусмотренными законами, установленными в соответствии с ними банковскими правилами применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. (ст.862 ГК)

Таким образом, оплата энергии должна производиться исходя из фактически принятого количества энергии на основании данных учета энергии. Законом, иными правовыми актами или договорами может быть предусмотрен и иной порядок оплаты.


2.3 Содержание и эксплуатация сетей, приборов и оборудования


Абонент по договору энергоснабжения обязан соблюдать предусмотренный договором режим потребления электрической и тепловой энергии, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. [1; ст.539]

Соответствующие условия договора энергоснабжения относятся к категории существенных и должны быть в обязательном порядке включены в договор, иначе он будет признан незаключенным.

Реализация указанных условий договора энергоснабжения, заключенного с абонентом - организацией, предполагает исполнение абонентом следующих основных обязанностей:

обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования;

соблюдать установленный режим потребления энергии;

немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. [1; ст.543]

Соответственно энергоснабжающая организация имеет корреспондирующие названным обязанностям абонента право требовать от последнего неуклонного исполнения договора энергоснабжения, определяющих обязанности абонента по эксплуатации энергосетей, приборов и оборудования. В этих целях энергоснабжающие организации, а также органы госэнергонадзора вправе осуществлять контроль за обеспечением надлежащего технического состояния сетей, энергоустановок, приборов и оборудования и их безопасной эксплуатации. [7; с. 19] Требования к техническому состоянию и безопасности энергетических сетей, приборов и оборудования определяются Правилами эксплуатации электроустановок потребителей.

Потребитель несет ответственность за техническое состояние, технику безопасности и эксплуатацию находящихся в его ведении электроустановок, систем теплопотребления и газового хозяйства. Охват договорными отношениями сторон сферы использования энергии потребителем на принадлежащих ему технических установках объясняется тем, что от их надлежащей эксплуатации непосредственно зависит возможность и качество выполнения выполнение снабжающей организацией своих обязательств.

Выполнение потребителями своих обязательств, вытекающих из договора, по надлежащему содержанию и эксплуатации технических устройств на практике означает, что потребители должны поддерживать в исправном техническом состоянии электро- и теплопотребляющее оборудование, электросети и теплопроводы, контрольно - измерительные приборы, изоляцию трубопроводов, а также электро- и теплоиспользующее оборудование; своевременно производить планово-предупредительный ремонт и испытания принадлежащих им электро- и теплоустановок в объемах и сроки, предусмотренные действующими нормами и правилами и согласованные с энергоснабжающей организацией; выполнять в установленные сроки предписания энергоснабжающей организации и инспекторов госэнергонадзора об устранении недостатков в устройстве, эксплуатации и обслуживании электроустановок, систем теплопотребления, и т.п.

Названные обязанности потребителей в значительной степени носят технический характер и определяются нормативными актами. Поэтому в юридической литературе указанные правила не редко именуются техническими нормами, которым придан общеобязательный характер. Соблюдение потребителями обязательств по надлежащему содержанию и эксплуатации технических устройств и обеспечению их безопасности представляет собой не только обязанность по договору энергоснабжения перед энергоснабжающей организацией, но и публично - правовую обязанность. Т.е. соблюдение технических норм, за нарушение которых потребитель несет ответственность по договору перед энергоснабжающей организацией, в то же время является обязанностью всех потребителей электроэнергии, независимо от их ведомственной принадлежности, перед государством.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии по общему правилу возлагается на энергоснабжающую организацию. (См. прил.3) [1; ст.543]

Таким образом, существенными условиями договора энергоснабжения помимо предмета договора являются количество и качество энергии, режим потребления энергии, цена, а также условия по обеспечению содержания и безопасной эксплуатации сетей, приборов и оборудования.


2.4 Ответственность по договору энергоснабжения


Ответственность по договору энергоснабжения устанавливается статьей 547 Гражданского кодекса. Ответственность энергоснабжающей организации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств имеет ограниченный характер. Однако, в случае нарушения обязательств по договору обе стороны - и энергоснабжающая организация и абонент - несут одинаковую (ограниченную) ответственность в виде возмещения причиненного этим реального ущерба. Таким образом, как в отношении энергоснабжающей организации, так и абонента не допускается взыскания убытков в виде упущенной выгоды.

Что касается оснований и условий ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения, то на этот счет имеется лишь одно специальное правило, предусматривающее, что при определенных обстоятельствах энергоснабжающая организация отвечает за нарушение договора при наличии ее вины. Речь идет о случаях, когда энергоснабжающей организацией допущен перерыв в подаче энергии абоненту в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов. [1; ст.547]

В остальных случаях при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств сторон, вытекающих из договора энергоснабжения, подлежат применению общие правила об основаниях и условиях ответственности за нарушение гражданско-правового обязательства. В частности, энергоснабжающая организация при исполнении своих обязательств по договору энергоснабжения оказывается в положении стороны, осуществляющей предпринимательскую деятельность, поэтому в случае нарушения договора она несет ответственность, ели не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. [1; ст.401] На тех же причинах строится ответственность абонента, являющегося коммерческой организацией или гражданином - предпринимателем, если он получает энергию для предпринимательской деятельности.

Если же в роли абонента выступает некоммерческая организация, например, учреждение, финансируемое из бюджета, то ответственность такого абонента за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору энергоснабжения (к примеру, за несвоевременную оплату полученной энергии) строится на началах вины. Бремя доказывания отсутствия вины возлагается на должника, т.е. в таком случае на абонента, который в соответствии с Гражданским кодексом может быть признан невиновным, если при такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства. [19; с.141]

Ответственность сторон по договору энергоснабжения может применяться не только в форме убытков (прямого ущерба), но и в форме законной и договорной неустойки. За несвоевременную оплату полученной электрической или тепловой энергии абонент может быть привлечен к ответственности за нарушение денежного обязательства. Учитывая, что к договору энергоснабжения, являющемуся отдельным видом договора купли - продажи, подлежат применению общие положения о купле - продаже (в части, не урегулированной специальными правилами), в данном случае отношения сторон подпадают под действие нормы, содержащейся в п.3 ст.486 ГК. Согласно указанной норме, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли - продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов.


2.5 Расторжение и изменение договора


За исключением некоторых специальных норм, регулирующих действия энергоснабжающей организации и абонента по прекращению или изменению договорных отношений, к договору энергоснабжения подлежат применению общие положения о расторжении и изменении гражданско-правового договора.

Как общее правило установлена презумпция, в соответствии с которой основанием изменения или расторжения договора является соглашение сторон. [1; ст.450] Как исключение из общего правила предусмотрены два случая, когда изменение или расторжение договора возможно по требованию одной из сторон по решению суда.

Во-первых, когда другой стороной нарушены условия договора и эти действия могут быть квалифицированны как существенное нарушение, т.е. нарушение, которое влечет для контрагента такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

Во-вторых, в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или договором. К примеру, основанием для изменения или расторжения договора по требованию присоединившейся стороны может служить включение в договор условий хотя и не противоречащих закону, но являющихся явно обременительными для присоединившейся стороны. [1; ст.428] Право кредитора отказаться от договора принадлежит последнему также при принятии собственником либо уполномоченным органом должника - юридического лица решения о его реорганизации. [1; ст.60]

Односторонний отказ от договора возможен только в тех случаях, когда это допускается законом или соглашением сторон.

Применительно к договору энергоснабжения, когда абонентом выступает юридическое лицо, предусмотрено специальное правило, согласно которому энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст.523 ГК, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Основанием для одностороннего отказа от исполнения договорных обязательств по инициативе как поставщика, так и покупателя является неоднократное нарушение абонентом сроков оплаты полученной энергии. Постановлением Правительства утвержден Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат ограничению или прекращению. К числу таких стратегических организаций - потребителей энергии отнесены: воинские части; исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы, воинские части и другие объекты МВД России; федеральные ядерные центры и организации, работающие с ядерным топливом; организации по производству взрывчатых веществ и боеприпасов, выполняющие государственный оборонный заказ; системы, обеспечивающие противопожарную безопасность и сигнализацию, и некоторые другие. [8; с.11]

Порядок совершения действий по одностороннему отказу от исполнения договора и их последствия определяются на основании п.4 ст.523 ГК, согласно которому договор считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.

В отношении некоторых потребителей энергии, допустивших неоднократное нарушение сроков ее оплаты, предусмотрен специальный порядок действий энергоснабжающих и газоснабжающих организаций по ограничению и прекращению поставки (подачи) топливно-энергетических ресурсов. Так, постановлением Правительства РФ № 392 утвержден перечень предприятий, подача топливно-энергетических ресурсов которым не подлежит прекращению или ограничению ниже аварийной (технологической) брони. К указанным потребителям применяется Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный постановлением Правительства РФ. [8; с.12]

Согласно названному порядку, при неоплате организацией - потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию - потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа ей может ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.

При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая организация извещает об этом организацию - потребителя за сутки до введения ограничения.

Ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов производится: организацией - потребителем самостоятельно в указанный в предупреждении срок путем сокращения использования этих ресурсов; энергоснабжающей или газоснабжающей организацией путем принудительного ограничения подачи указанных ресурсов. При этом энергоснабжающая организация имеет право в присутствии представителей государственного энергетического надзора и организации - потребителя произвести необходимые оперативные переключения в энергетических установках, принадлежащих организации - потребителю, если со своих объектов не может реализовать принадлежащее ей право ограничения потребления топливно-энергетических ресурсов.

Возобновление подачи топливно-энергетических ресурсов осуществляется на основании соглашения сторон по результатам рассмотрения конфликтной ситуации и мер, принятых организацией - потребителем.

Если по истечении пяти дней введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организация - потребитель не погасит образовавшуюся задолженность, то энергоснабжающая организация вправе прекратить вообще подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанный срок организация - потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов. Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации - потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики РФ. Подача топливно-энергетических ресурсов возобновляется по соглашению сторон. [20; с.16]

При этом энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе потребовать заключения нового договора, который может предусматривать на срок до одного квартала сокращение периода платежа, а также выставление организацией - потребителем аккредитива или предоставление иных гарантий платежа. После возобновления подачи топливно-энергетических ресурсов энергоснабжающая или газоснабжающая организация не обязана поставлять организации - потребителю недоданное в результате введение ограничения или прекращения подачи количество топливно-энергетических ресурсов, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Принципиальное значение для регулирования взаимоотношений энергоснабжающих организаций и потребителей энергии имеют положения Гражданского кодекса, регламентирующие действия энергоснабжающей организации, связанные с перерывом в подаче, прекращением или ограничением подачи энергии [1; ст.546]

В качестве общего правила предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии могут иметь место только по соглашению сторон, за исключением двух случаев.

Во-первых, такие действия энергоснабжающей организации допускаются при отсутствии соглашения сторон, но с предварительным уведомлением абонента, если неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни или безопасности граждан. Данные обстоятельства должны быть удовлетворены органом государственного энергетического надзора.

Во-вторых, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без соглашения с абонентом или без предупреждения, но при условии немедленного уведомления абонента могут иметь место в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе самой энергоснабжающей организации.

Энергоснабжающая организация, допустившая перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии с нарушением установленного порядка, обязана возместить потребителю ущерб, причиненный указанными действиями.

Правила о договоре энергоснабжения применяются также к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. [1; ст.548] Таким образом, договором энергоснабжения охватываются лишь те правоотношения, которые складываются при снабжении потребителей электрической или тепловой энергией через присоединенную сеть. При этом если объектом договора является электрическая энергия, соответствующие правоотношения могут регулироваться помимо Гражданского кодекса и другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также принятыми в соответствии с ними обязательными правилами, но только в части, не урегулированной ГК. В случаях, когда в качестве объекта договора энергоснабжения выступает тепловая энергия, правила о договоре энергоснабжения, содержащиеся в Гражданском кодексе, подлежат применению только в том случае, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, регламентирующими энергоснабжение тепловой энергией через присоединенную сеть.

Что касается других договоров, предметом которых является снабжение потребителей через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, то они не относятся к договорам энергоснабжения. Когда же речь идет о возможности применения к соответствующим договорам положений Гражданского кодекса о договоре энергоснабжения при отсутствии специального правового регулирования указанных договоров, если иное не вытекает из существа возникающих из них обязательств, то это является лишь приемом законодательной техники и никак не влияет на квалификацию указанных договоров в качестве договора энергоснабжения либо его разновидностей.

Таким образом, при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязательств обе стороны несут ограниченную ответственность в виде возмещения реального ущерба. Регулирование режима потребления энергии осуществляется в соответствии с ГК РФ, законом и иными правовыми актами. Правила об энергоснабжении применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, а также водой, если иное не установлено законом и иными правовыми актами.

Заключение


Исходя из написанной работы, можно сделать следующие основные выводы:

1. Договором энергоснабжения является договор, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

2. Для определения сферы применения договора энергоснабжения используется субъектный состав регулируемых им правоотношений. Договорами энергоснабжения являются лишь договоры, заключаемые энергоснабжающими организациями с потребителями (абонентами) либо последними с субабонентами. Договор энергоснабжения регулирует отношения определенных коммерческих организаций с массовым потребителем.

3. Специфика предмета договора энергоснабжения такова, что заключение договора и исполнение обязательств по нему возможно только при наличии у потребителя энергопринимающего устройства, отвечающего техническим требованиям и присоединенного к сетям энергоснабжающие организации, а также приборов учета потребления энергии.

4. Предметом обязательств, вытекающих из договора энергоснабжения, в первую очередь являются действия энергоснабжающей организации по подаче энергии а также действия абонента по принятию и оплате энергии. Сама же энергия является объектом второго рода, который также является составной частью предмета договора энергоснабжения.

5. Оплата полученной абонентом энергии должна производиться по тарифам, регулируемым государством и на основании данных учета энергии. Предполагается установление одинаковых цен для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

6. Обе стороны договора энергоснабжения несут одинаковую ограниченную ответственность в виде возмещения причиненного этим реального ущерба.

7. Энергия обладает способностью производить полезную работу, обеспечивать выполнение различных технологических операций, создавать необходимые условия для предпринимательской и любой иной деятельности, в связи с чем особенно важно обеспечить непрерывность ее подачи некоторым абонентам. Для этого законодательством установлены Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат ограничению или прекращению, а также перечень предприятий, подача топливно-энергетических ресурсов которым не подлежит прекращению или ограничению ниже аварийной (технологической) брони.

8. Правила об энергоснабжении применяются к отношениям, связанным с подачей электрической и тепловой энергией. В связи с особенностью способа передачи - через присоединенную сеть, правилами об энергоснабжении регулируются отношения, связанные со снабжением газом, нефтью и нефтепродуктами, а также водой, если иное не установлено законом и иными правовыми актами.

9. Что касается понятий потребителя и абонента, в Гражданском кодексе и законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" нет единства их определения, что ведет к путанице. Унификация существующих определений, позволит избежать терминологического нагромождения.

10. В большинстве правовых актов, посвященных энергоснабжению, допущена неточность, связанная с определением сторон договора как покупатель и продавец (поставщик) энергии. Это приводит к нарушению единой концепции регулирования договорных аспектов и требует устранения.

Библеографический список


Нормативно - правовые акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: (от 26 янв. 1996 года N 14-ФЗ) // Сбор. законодательств Рос. Федерации. - 1994. - №32. - ст.3301.

2. Об электроэнергетике: Федеральный закон Российской Федерации. [Текст]: (от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ) // Сбор. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - №35. - ст.3607.

3. О естественных монополиях: Федеральный закон Российской Федерации. [Текст]: (от 17 авг. 1995 года № 147-ФЗ) // Сбор. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - №234. - ст.1858.

4. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации [Текст]: (от 14 апр. 1995 года № 41-ФЗ) // Сбор. законодательств Рос. Федерации. - 1995. - №16. - ст.1316.

5. Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию: постановление Правительства Российской Федерации [Текст] (от 4 февр. 1997 года № 121) // Сбор. законодательств Рос. Федерации. - 1997. - №7. - ст.855.

6. О совершенствовании порядка государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию: постановление Правительства Российской Федерации [Текст] (от 27 дек. 1997 года №1629) // Сбор. законодательств Рос. Федерации. - 1998. - №1. - ст.133.

7. О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации [Текст] (от 12 мая 1993 года № 447) // Сбор. актов Президента Рос. Федерации и Правительства Рос. Федерации. - 1993. №20. - ст.1764.

8. О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов: постановление Правительства Российской Федерации [Текст] (от 5 янв. 1998 года № 1) // Сбор. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 29. - ст.3573.

9. Положение о Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации: постановление Правительства российской Федерации [Текст] (от 13 авг. 1996 года № 960) // Сбор. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - №35. - ст.4182.

Источники:

10. Блинкова Е.В. Договор энергоснабжения и подобные ему договоры [Текст]: учеб. пособие/ Е.В. Блинкова - М.: Правовые вопросы энергетики, 2003. - 198 с.

11. Богданова Е.Е. Особенности защиты прав и интересов сторон в договоре на энергоснабжение [Текст]: учеб. пособие/ Е.Е. Богданова - М.: Право и экономика, 2003. - 210 с.

12. Витрянский В.В. Договор купли - продажи и его отдельные виды [Текст]: учеб. пособие/ В.В. Витрянский - 2-е изд., стереотипное. - М.: Статус, 2001. - 284 с.

13. Гражданское право [Текст]: учебник для вузов/ под ред. В.Ф. Яковлева - М., 2003. - 503 с.

14. Егиазаров В.А. Договор энергоснабжения [Текст]: учеб. пособие/ В.А. Егиазаров. Под ред. Н.А. Игнатюк - М.: Право и экономика, 2001. - 287 с.

15. Керефова Б.Б. Особенности заключения и расторжения договора энергоснабжения [Текст]: учеб. пособие/ Б.Б. Керефова - М.: Право и экономика, 2004. - 112 с.

16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй [Текст]: постатейный комментарий/ отв. ред. д. ю. н., проф.О.Н. Садиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ: издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 2001. - 800с.

17. Куликова Л.А. О договоре энергоснабжения [Текст]: учеб. / Л.А. Куликова - М.: Хозяйство и право, 2000. - 247 с.

18. Российское гражданское право [Текст]: учебник для вузов/ под. ред. З.Г. Крыловой, Э.П. Гаврилова - М.: Центр ЮрИнфоР, 2001. - 430 с.

19. Сейнароев Б.М. Договор энергоснабжения [Текст]: учеб. пособие/ М.Б. Сейнароев - М.: Вестник ВАС РФ, 2000. - 260 с.

20. Ясус М.В. Проблемы ограниченной ответственности по договору энергоснабжения [Текст]: статья/ Законодательство и экономика, 2001. - № 10. - с.15 - 17.

Похожие работы:

  1. • Договор энергоснабжения в российском гражданском ...
  2. • Договор энергоснабжения
  3. • Договор энергоснабжения
  4. • Участие субабонентов в отношениях, возникающих из договора ...
  5. • Договор энергоснабжения. Финансовая аренда ...
  6. • К вопросу о субъектном составе договора энергоснабжения
  7. • Проблемы правового регулирования договора энергоснабжения ...
  8. • Правовые основы государственного регулирования ...
  9. • Договор энергоснабжения: особенности заключения и ...
  10. •  ... обоснование схемы энергоснабжения потребителя
  11. • Договор купли-продажи
  12. • Правовое понимание договора поставки
  13. • Договор купли-продажи
  14. • Виды договоров купли-продажи
  15. • Правовое регулирование деятельности хозяйственных ...
  16. • Как лучше платить за энергию
  17. • Антимонопольное регулирование в энергоснабжении ...
  18. • Договор купли-продажи
  19. • Договор в предпринимательской деятельности
Рефетека ру refoteka@gmail.com