Рефетека.ру / Культура и искусство

Курсовая работа: Архитектор Ф.-Б.Растрелли в Петербурге

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ


Кафедра музееведения и экскурсоведения


КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«Методика тематических экскурсий»

Тема: «Архитектор Ф.- Б.Растрелли в Петербурге»


Санкт-Петербург

2007 г.

Введение


Тематическая экскурсия «Ф. – Б.Растрелли в Петербурге» является довольно востребованным экскурсионным маршрутом, предлагаемым во многих туристских фирмах.

Около пятидесяти лет Б.-Ф. Растрелли - выдающийся архитектор XVIII века - прожил в России. Здесь сформировался его талант. Здесь он создал произведения, которые принесли ему мировую известность.

Экскурсия, созданная в данной курсовой работе, рассчитана как на гостей, так и не в меньшей степени на жителей Санкт-Петербурга, поскольку позволяет много узнать не только о творениях величайшего архитектора, но и о его личной жизни, раскрыть понятие «растреллиевское барокко. Экскурсия, предоставляет возможность проследить эволюцию архитектора, показать процесс его творческого возмужания. И тем самым приобретает особый интерес.

На основе экскурсионных объектов объясняется стиль барокко, его сходство и различия, по сравнению с другими странами.

Показ многих объектов позволяет показать многоплановость творений Растрелли, не оставляя в тоже время у экскурсантов разрозненного впечатления об архитекторе.

Эти принципы нашли свое отражение в методической разработке и тексте экскурсии, создание которых в соответствии с экскурсионной методикой является одной из задач курсовой работы. Это подразумевает соответствие экскурсионного маршрута требованиям к экскурсиям тематического характера, оформление технологической карты по утвержденной форме, создание текста экскурсии в соответствии с технологической картой; текста, отражающего как индивидуальные особенности автора, так и наличие приемов показа и рассказа, логических переходов и т.п. Помимо этого еще одной задачей является работа с найденными материалами таким образом, чтобы соотнести их с конкретным маршрутом и поднимаемыми вопросами, а также ознакомление с литературой, посвященной методике и практике ведения экскурсий, общения с аудиторией и т.д.

Целью курсовой работы является отработка полученных в ходе курса «Методика тематических экскурсий» теоретических знаний и практических навыков на основе создания тематической экскурсии «Ф.Б.Растрелли в Петербурге», что позволит использовать полученный опыт при выполнении подобных задач в будущем.

Задачами курсовой работы являются:

Отбор литературы, необходимый для создания индивидуального текста экскурсии

Отбор объектов.

Разработка технологической карты экскурсии, которая необходима в дальнейшем для облегчения написания текста экскурсии, отображения приоритетных вопросов, которые будут затем отражены в экскурсии.

Составление маршрута.

Составление экскурсионного текста.

Создание методической разработки и текста экскурсии требует использования экскурсионной методики, которая подробно расписана в работе Емельянова Б.В., в которой также содержатся важные для проведения экскурсии указания как технического, так и психологического характера.

Созданный в курсовой работе экскурсионный маршрут включает много разных экскурсионных объектов, что подразумевает изучение соответствующего материала. В первую очередь надо отметить книгу Ю. Овсянникова «Франческо Бартоломео Растрелли». Использование автором архивных данных, мемуарной литературы, позволили воссоздать страницы жизни и творчества зодчего, показать связь его с событиями эпохи. Книга Овсянникова Ю.«Франческо Бартоломео Растрелли» предоставляет тщательно проработанный материал об архитектуре, созданной Растрелли.

Книга Галины Козьмян «Ф. – Б.Растрелли» дает значительный материал об истории создания творений зодчего, где прежде всего делается акцент на художественном анализе построек.

Книга Каганова Г.З. «Петербург в контексте барокко» была необходима для лучшего понятия стиля барокко, и его специфики в Санкт – Петербурге.

Созданию экскурсии также помогло использование справочника – путеводителя В.Г. Исаченко «Архитектура Санкт – Петербурга», который построен как ряд своеобразных экскурсионных маршрутов.

Таким образом, изученная литература послужила достаточным материалом для создания экскурсии в соответствии с поставленными в курсовой работе задачами.


Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Кафедра музееведения и экскурсоведения


Методическая разработка экскурсии

«Архитектор Ф.Б. Растрелли в Петербурге»


Продолжительность экскурсии - 3 часа

Место проведения - город Санкт-Петербург

Состав участников - жители и гости Санкт-Петербурга

Авторы:

студентка гр. 401 Бахтина Е.Р.

Научный руководитель Поршнев В.П.


Санкт-Петербург

2007 г.

Цель: Познакомить экскурсантов с творениями Ф.Б.Растрелли, отразив в ходе экскурсии своеобразие его архитектуры и осветив на основе показа экскурсионных объектов эволюцию зодчего.

Задачи: - проследить историю развития таланта архитектора.

- сделать акцент на наиболее знаменательных событиях и выдающихся личностях, которые оказали влияние на деятельность архитектора.

- обозначить место Ф.Б.Растрелли среди других русских архитекторов.

- показать специфику русского барокко.

- показать значимость работ Растрелли для Санкт – Петербурга.

- показать творения Ф.Б.Растрелли.

Краткое описание маршрута:

Экскурсия начинается на Дворцовой набережной, с которой осуществляется панорамный показ Зимнего дворца, а также показ Невы. По Дворцовой набережной и Суворовской площади автобус доезжает до набережной Лебяжьей канавки, с показом дома Д. Кантимира и через Понтелемоновский мост автобус выезжает на улицу Пестеля.

Далее маршрут проходит по Преображенской площади, через Кирочную улицу и Суворовский проспект к площади Растрелли, где производится остановка, когда экскурсанты вернулись в автобус, осуществляется переезд на Шпалерную улицу.

После остановки по Шпалерной улице автобус проезжает к набережной Фонтанки, с показом дома№48 и №31 по Шпалерной, где жил Архитектор.

По набережной Фонтанки автобус выезжает на Невский проспект, где осуществляется показ Аничкова дворца. Во время движения по Невскому проспекту указывается на основные элементы его декора. Также показывается Строгановский дворец. По Малой Морской улице осуществляется въезд на Гороховую улицу, через которую автобус выезжает на Садовую улицу, откуда производится показ дворца Воронцовых. Потом автобус доезжает до Гостиного двора, где осуществляется его показ, где экскурсия заканчивается.

Тезисы вступления к экскурсии:

- знакомство с экскурсантами

- организационные сведения

- своеобразие зодчего как архитектора

- характеристика экскурсии

Тезисы заключения экскурсии:

- историческая эпоха – закат творчества зодчего

- своеобразие «растреллиевского барокко»

- архитектурные шедевры как напоминание о величие архитектора


Список рекомендуемой для создания текста экскурсии литературы

Архитектура: краткий справочник; ред. Н.Г. Адамчик. — Минск.:, 2004. — 123с.

Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках; СПб., Лениздат, 1994.- 223 с.

Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века; СПб., Лениздат. 1998.-318с.

Исаченко В.Г. Архитектура Санкт – Петербурга. Справочник – путеводитель.- СПб.: «Паритет», 2002.- 416 с.,ил.

Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. – М.: «Искусство»,1990. – 326 с.

Каганов Г.З. Петербург в контексте барокко; СПб., «Стелла», 2001. – 208 с.,ил.

Козьмян Г.Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. -199 с.

Мавродин В.В. Основание Петербурга. - Л.: Лениздат, 1978. - 231 с.

Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 223 с., ил.

Пыляев М.И. Старый Петербург: Рассказы из былой жизни столицы. - СПб.: Паритет, 2003. - 480 с.

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник/ Ред. Коллегия: Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. - 697 с.


I. От дебюта до гениального творения


1. Зимний дворец - шедевр русского барокко сер. XVIII века


Здравствуйте, меня зовут Бахтина Елена!

Я проведу для вас экскурсию «Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли в Петербурге». Мой рассказ продлится 3 часа, и за это время мы познакомимся с лучшими творениями зодчего в Санкт-Петербурге. Начнём мы нашу экскурсию здесь на Дворцовой набережной, где находится красивейшее творение зодчего и один из главных дворцов Санкт-Петербурга - Зимний дворец.

Царь Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будет походить на западные города. И жизнь в ней будет протекать по европейским порядкам. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов. В числе приглашенных оказался итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744), проживавший в Париже, отец Франческо Бартоломео Растрелли. В 1715 году он подписал договор, что обязуется служить царю Петру и приехал в Петербург вместе с сыном.

Около пятидесяти лет Б.-Ф. Растрелли - выдающийся архитектор XVIII века - прожил в России. Здесь сформировался его талант. Здесь он создал произведения, которые принесли ему мировую известность.

Крупнейший представитель русского барокко, Растрелли переосмыслил традиции европейского барокко под влиянием русской художественной культуры. Его постройки отличаются стремлением к пространственному размаху ансамбля, применением характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок, увлечением интенсивной расцветкой стен, обилием позолоты, растительных мотивов в декоре, все это мы можем с Вами увидеть в Зимнем дворце.

Давайте обратим внимание на местоположение дворца.

Дворцовая площадь - является главной площадью нашего города, и входит в состав трех центральных площадей, также как Декабристов и Исаакиевская - с расположенными на них Зимним дворцом, Главным штабом, Адмиралтейством, Исаакиевским собором. Эти ансамбли образуют единый пространственный организм на берегу Невы.

И, конечно же, жемчужина в этом ансамбле – Зимний дворец. Своими северным фасадом Зимний дворец обращен в сторону Невы. Её широкие водные просторы неразрывно связаны с перспективами грандиозных площадей и мощными массивами расположенных на них зданий. Здесь с особенной силой и ясностью раскрывается величие и неповторимое своеобразие архитектурных панорам города. Ансамбль центральных площадей сформировался и приобрёл свой современный облик в результате преемственности творческой деятельности нескольких поколений русских зодчих, почетное место среди которых принадлежит герою нашей экскурсии – Франческо Бартоломео Растрелли.

Теперешний, привычный нам, Зимний дворец имел предшественников. Два деревянных и четыре каменных. Но так как ни они определили будущий лик города, то и память о них стерлась у поколений. В начале 70-х годов XX века только специалисты знали о пяти первых дворцах. О вероятном существовании шестого стало известно лишь в конце 1978 года.

16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издает указ о строительстве нового Зимнего дворца. Однако прошло больше года, прежде чем был окончательно утвержден четвертый по счету проект Зимнего дворца. Растрелли пришлось приложить немало сил, потратить время и нервы, чтобы убедить царицу строить не просто дворец, а создавать ансамбль, в котором дворец хоть и главная, но все же часть этого ансамбля.

В 1762 году монументальное трех этажное здание Зимнего дворца было закончено.

Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырёхугольника с обширным внутренним двором. Фасады дворца разделены антаблементом на два яруса. Они декорированы колоннами ионического и композитного орденов. Посмотрите, видите колонны, объединяют второй парадный и третий этажи.

Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания.

Рассматривая Зимний дворец можно понять, что это большой источник сведений о России, Петербурге и императорской династии. Ведь именно он прошел почти весь путь от основания Петербурга и Российской империи как таковой.

Зимний дворец сейчас трудно оценивать с этой точки зрения, не взяв во внимание, что сейчас это одно из зданий Эрмитажа. Зимний дворец сейчас нельзя отделить от тех выставок и экспозиций что находятся в нем, а, смотря с этой точки зрения дворец, это почти неисчерпаемая кладезь знаний,

Можно сказать, что Зимний дворец известен во всём мире, его знают также как французский Лувр и как английский Тауэр.

Зимний дворец не столько необычен сколько, неповторяем только постоянные перепланировки до гениальности и просто талант архитектора, создали тот стиль, который присущ Зимнему дворцу.

Зимний дворец - бесспорно, настоящий дворец-шедевр, строгой и серьезной архитектуры, совершенно лишенной какой бы то ни было вычурности тех легкомысленных приемов, которые художник разрешал себе в загородных дворцах и садовых павильонах. Здесь все благородно, и когда начинаешь внимательно изучать отдельные части, то убеждаешься, что они хорошо обдуманы и взвешены, и сделано все, чтобы этот длиннейший фасад получил оживленную, но все еще строгую разбивку. Но все же общее впечатление, при всей его несомненной торжественности, не вдохновляет, как Смольный, где будет наша следующая остановка.


2. Дворец государя молдавского Дмитрия Кантемира – первый самостоятельный проект Ф.Б. Растрелли


Франческо Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга. Первый заказ, который получает Бартоломео Карло, — обустройство мызы Стрельна, создание там великолепного парка с каналами, водяными каскадами. Модель будущего ансамбля отец поручает сделать своему сыну Франческо. Так начался творческий путь будущего великого архитектора на российской земле.

Первой самостоятельной же работой молодого зодчего в Петербурге было строительство по собственному проекту с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для князя Д.К.Кантемира, молдавскому писателю, ученому и политическому деятелю, господарю Молдавии, фасад которого сейчас находится справа.

Судя по сохранившимся чертежам и гравюре, это действительно ученическая работа, где больше от голландской, вернее раннепетербургской архитектуры, чем от итальянской или французской. И все же в компоновке объемов уже чувствуется талант ученика. Не случайно в 1729 году молодой Антиох Кантемир, сын, в сатире «На зависть и гордость дворян злонравных» написал:


Растрелли столь искусно невесть строить домы

Как ты кафтан по вкусе, по времени года…


И сделал примечание: « Граф Растрелли родом итальянец, в российском государстве искусный архитектор; за младостью возраста не столько в практике силен, как в вымыслах и чертежах. Инвестиции его в украшения великолепны, вид зданий казист; одним словом, может увеселиться око в том, что он построил.» (1)

Таково первое и потому важное для нас свидетельство современника о творчестве Франческо Бартоломео. Ныне здесь размещается Главное управление Морского регистра. Как отмечают исследователи творчества Франческо, это была еще ученическая работа. Тем не менее, в компоновке объемов чувствовался талант ученика.

Здание было перестроено в формах классицизма, затем эклектики, представляя собой звено застройки набережной. Дом, несмотря на перестройки, сохранил основные членения фасадов.

А пока нам представилась возможность, хотелось бы поподробнее рассказать, как все-таки Ф.Б.Растрелли приехал в Санкт – Петербург. Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки.

Какие-либо сведения о годах детства и отрочества будущего архитектора нам не известны. Мы можем лишь высказывать различные предположения и догадки. Вероятнее всего, что Растрелли-отец, мечтавший, как и большинство родителей, увидеть в сыне продолжателя своего дела, тратил немало времени на обучение Франческо Бартоломео рисунку, лепке, основам архитектурной композиции, строительного дела, то есть всему тому, что сам изучал.

Размеренное течение жизни Франческо Бартоломео нарушает известие о смерти Людовика XIV и восшествии на престол пятилетнего Людовика XV. Умонастроения художников Франции осенью 1715 года прекрасно понял царь Петр I. Из Петербурга в Париж к русскому резиденту летит депеша: «…понеже король французский умер, а наследник зело молод, то, чаю, многие мастеровые люди будут искать фортуны в иных государствах…дабы потребных не пропускать…» (2)

19 октября 1715 года был подписан договор между Иваном Лефортом, советником Петра I в Париже и К.Б.Растрелли. Документ утверждал, что «помянутый господин Растрелли обязуется ехать в Санкт – Петербург с сыном своим и учеником своим и работать там в службе его царского величества три года…» (3)

Это первое известное нам письменное упоминание о Растрелли-младшем, хотя он даже не назван по имени. Он еще молод. Ему пятнадцать лет, и всем невдомек, что именно этот подросток станет играть важную роль в искусстве столь далекой от Парижа таинственной России.

Для Растрелли-отца подписанный договор – последняя надежда найти свое место в жизни и добиться успеха. За этой подписью горечь понимания, что искусство его устарело для королевского Парижа. Именно в этом специфика Русского барокко. В России этот стиль стал развиваться позднее, во многом благодаря Растрелли.

Еще в 70-х годах XX столетия исследователи утверждали: молодой Растрелли выезжал из Петербурга в Италию или Францию на учебу. Поначалу так писали не ведая всех документов о ранних работах Франческо Растрелли. Затем по традиции. Не мог не уезжать, обязан был. Иначе как же потом сумел стать столь блистательным зодчим. Но факты свидетельствуют: не уезжал, только работал, не покладая рук.

Между 1727 и 1730 годами Растрелли создает проект каменного Дворца с садом для князя Ивана Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. В 1730 году Растрелли приступил к сооружению Собора Воскресения в Смольном монастыре. С 1748—1757 гг. над Кремлем деревянного дворца, несколько позже перенесенного в новую царскую резиденцию на берегу Яузы.

Становлению таланта архитектора способствовали не только его целеустремленность и увлеченность работой как в мастерской, так и на строительной площадке, но и общение с поистине великими архитекторами. В дом Растрелли-старшего, часто заходили Земцов, Трезини, а также Гаэтано Клавери, прославившийся позже своими творениями в Дрездене при Королевском дворе Августа.

С 1730 года, с воцарением Анны Иоанновны, начинается новый период в жизни Франческо Бартоломео. Период, когда многообещающий с неуемной фантазией подмастерье постепенно становится модным придворным мастером.

За два прошлых десятилетия принцессе Анне наскучили холодные и тесные покои. Теперь по праву она требовала пышности и роскоши, которую так хотел дать Бартоломео Карло Растрелли.

Первый заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона Растрелли получил весной 1732 года: построить на пустыре между Невским и Большой Морской вместительный и удобный манеж. С этим заданием он успешно справляется.

Осенью 1734 года Бирон вновь призывает к себе архитектора для того, чтобы поручить ему возвести замок в Курляндии. День закладки дворца — 24 мая 1736 года — стал праздником для архитектора. Знакомство с чертежами, по которым велось строительство дворца, не обнаруживает прямого заимствования молодым Растрелли приемов и методов архитекторов более старшего поколения. В этом особенность таланта Растрелли, который, воспринимая своим пылким воображением чужие открытия, создавал свое творение, ни на что не похожее и неповторимое.

Вскоре появился долгожданный и радостный указ: «Ее императорское величество указала именным своего императорского величества указом…архитектору де Растрелли по учиненному с ним контракту быть при дворе своего императорского величества придворным архитектором…» (4)

Итак, официальным строителем дворцов для Анны Иоанновны в Москве и Петербурге числился Бартоломео Карло Растрелли. А сын принимал участие в составлении проектов. И, скорее всего, очень значительное. В выдумке, в архитектурной фантазии Растрелли-младший превосходил отца. (Вспомним свидетельство Кантемира.) И Растрелли-старший, вероятно, понимал это. Вот почему, находясь в преклонном возрасте, когда уже никто не мог опровергнуть его, Франческо Бартоломео Растрелли все работы этих лет приписал единолично себе.

В 1738 году курьер доставляет в Митаву пакет с высочайшим рескриптом – государыня императрица жалует Франческо Бартоломео Растрелли звание обер – архитектора. Двадцать два года со дня приезда в Россию он ожидал этого дня. Он думал и мечтал о нем. Наконец свершилось. Того, чего не смог добиться отец, достиг сын.

Строительство дворцов было политикой. Размах и роскошь свидетельствовали о богатстве и могуществе. А за внушительными размерами и пышностью убранства можно было укрыть расстроенные финансы, тайное желание казаться сильнее, чем ты есть. Только за три года, с 1744-1747 годов архитектору Растрелли помимо всех прочих дел поручено: закончить строительство Аничкова дворца, сделать новую пристройку к Зимнему дворцу Анны Иоанновны, перестроить дворец в Петергофе.

Растрелли был очень требователен к себе в работе и того же требовал от своих помощников. Особой жалости к людям у Растрелли, видимо, не было. Условия жизни и семейные обстоятельства подручных мало волновали обер-архитектора. Единственный критерий — быстрота, четкость и качество исполнения порученного дела.

С честолюбивым, эгоистичным и вспыльчивым обер-архитектором, вероятно, было не так легко и просто работать. Можно было ожидать скандалов, взаимных обид, но привлекала и подкупала бесконечная игра фантазии, талантливость, жизнелюбие итальянца. До сего дня в архивах не обнаружено ни одной жалобы архитекторов на Растрелли, ни одного расследования склоки или ссоры. Значит, работали согласно, увлеченно, помогая и даже творчески обогащая друг друга. А с чиновниками, с придворными служителями — ругался. Исступленно, зло, обидно. Не мог терпеть канцелярских бездельников. Будучи чрезвычайно активным, он мог сразу вести параллельно несколько дел. Вот, например, перечень работ Растрелли за 1748 год- проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца; разработка проекта Смольного монастыря; строительство дворца в подмосковном селе Перово, проект сооружения Андреевского собора в Киеве, завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев, мебели, проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге, украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов, строительство большого дворца для гофмаршала Шепелева.

Иногда такая загруженность работой приводила Растрелли к некоторым просчетам, В частности, известны неудачные решения Растрелли при строительстве киевского храма в честь Андрея Первозванного (1744— 1752). Исследователи считают, что Андреевская церковь Растрелли — это поиск решения, идея будущего собора, воплощенная затем в Смольном Монастыре.

Всё, сооруженное Растрелли на протяжении своей жизни: великолепные дворцы и роскошные дома, соборы и храмы, парки и сады - и те, что уцелели, и те что были подняты из руин, опаленных войной, вызывают сегодня у нас неподдельное восхищение. Мы уже не мыслим свое существование без них. Ибо они часть полученной нами в наследство духовной и художественной культуры.

Наконец, мы можем воочию увидеть русское барокко в исполнении Франческо Бартоломео Растрелли.

Пред нами одно из красивейших творений Растрелли – Смольный монастырь.

Здесь мы сделаем с Вами остановку.


II. Смольный монастырь - одно из совершенных созданий Ф.Б. Растрелли


1. Смольный монастырь – доминанта в застройке района и панораме невских берегов


Елизавета Петровна решила накануне своего сорокалетия построить величественный монастырь. Указано было строить монастырь небывалый по красоте и великолепию – памятник благополучному царствованию. Стол двадцать девять благородных семей составят окружение будущей настоятельницы. Для каждой отдельный апартамент.

Храм поднялся в центре крестообразного двора, образованного двухэтажными кельями, очень похожими на небольшие загородные дворцы. Устремленный ввысь, стройный и нарядный огромный собор кажется очень легким, способным в любое мгновение оторваться от земли. А обилие колонн и декоративных украшений рождает ощущение, что он не построен, а вылеплен из камня. К сожалению, Растрелли не довелось полностью воплотить свой замысел: не были отделаны интерьеры, и осталась только в модели ажурная 140-метровая колокольня. Деньги понадобились на войну с Пруссией и для строительства нового Зимнего дворца.

Последней в модели рождалась колокольня. Доминанта ансамбля. Монументальным столпом эпохи. Но, растреллиевский столп так и не поднялся над Петербургом.

Растрелли не пришлось закончить здание собора: в 1757 году строительство (начатое в 1748 году) приостановилось в связи с Семилетней войной, война с Пруссией. Деньги, отпущенные на строение Смольного монастыря, потребовались армии. К началу войны с Пруссией успели только завершить строительство келий.

Собор – доминанта в застройке района и панораме невских берегов.

Волею судьбы так получилось, что неподалеку от площади, названной в честь нашего героя, недалеко от одного из его любимейших творений находился дом, где он жил.


2. Смольный монастырь – жемчужина творчества Ф.Б. Растрелли


Именно в соборе Смольного особенно наглядно проявилось отличие барокко Растрелли от барокко европейского. В европейских странах фасад – всегда самостоятельно созданная архитектурная «картина», никак не связанная с объемной композицией здания, все богатство демонстрируется на главном фасаде. Собор же Смольного «всефасаден». Причем каждая из сторон храма не только смотрится самостоятельно торжественной и нарядной, но и разнится от прочих.

Зодчий исполнил указание императрицы – возвести собор в традициях русского пятиглавия. Но вместо строгого и правильного объема древнерусского храма выросло строение, поражающее своим логичным сочетанием разнообразных геометрических объемов, вогнутых и выпуклых плоскостей.

Оригинально решение пятиглавой церкви - собора Смольного монастыря. Смольный монастырь вообще наиболее совершенное создание его гения, развернувшегося здесь во всю свою ширину. Это не только лучшая жемчужина в творчестве Растрелли, это и наиболее "русское" из его произведений.

В Смольном Растрелли достиг того, что храм раскрывает свою красоту и свое величие абсолютно с любой точки монастырской территории, будучи с ней неразрывно связанным, логично являясь ее смысловым центром.

Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII века.

В 30-е годы XIX века архитектор В.П.Стасов, которому наконец-то поручили завершить недостроенный ансамбль, записал в своем дневнике: «Характер зданий, произведенных графом Растрелли, всегда величественен …всегда согласен с местоположением,…внутреннее устройство превосходно удобно,…не обременен по тогдашнему времени множественными украшениями …»(5)


III. Эволюция почерка Растрелли сквозь призму времени и стилей


1. Ф.Б.Растрелли – придворный архитектор


Мы с Вами выезжаем на Шпалерную улицу. Слева от Вас находится Таврический дворец, а в правые окна автобуса Вы можете видеть дом №48, где жил Франческо Бартоломео в 30-е годы XVIII века. Совсем рядом отсюда на проспекте Чернышевского дом 3 находилась Канцелярия от строений, где так часто бывал Франческо Бартоломео.А сразу через несколько домов находится дом №31 по Шпалерной улице. Здесь жил Франческо Бартоломео в 20-е годы XVIII века. Таким образом на Шпалерной находится целых два дома, связанных с жизнью нашего зодчего. Мы выезжаем на набережную реки Фонтанки, откуда мы выедим на Невский проспект, где мы познакомимся с еще одним творением Франческо Бартоломео – Аничковым дворцом, который был сооружен, когда Растрелли был еще обер-архитектором. Последний раз, когда фортуна была благосклонна к Растрелли, когда, как это ни парадоксально, Петр III удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил Растрелли, кто оценил его труды таким образом. После переворота 1740 года, который осуществил Миних в пользу Анны Леопольдовны, матери Иоанна VI, Растрелли было приказано прекратить все работы в Курляндии и срочно явиться в Петербург. Миних, который теперь стал первым министром, принял архитектора ласково и поручил ему построить для новой правительницы Анны Леопольдовны российский Версаль в Летнем саду. Растрелли понял, что талантливый архитектор так же нужен двору, как опытный хороший ювелир или певец. В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил проект нового Летнего дворца, а в июне того же года в торжественной обстановке состоялась его закладка.

В ноябре 1741 года произошел очередной дворцовый переворот, который привел на царский трон дочь Петра I Елизавету Петровну. Новое царствование для Растрелли поначалу не предвещало ничего хорошего. В первые два месяца о нем никто не вспоминал. Затем от него потребовали объяснений, почему он числится обер-архитектором. В добавление ко всем неприятностям последовал устный указ: никаких заказов итальянцу не давать. Всеми архитектурными делами теперь стал заправлять Земцов, хорошо знавший Растрелли и пытавшийся всячески привлечь его к работе. В такой неопределенности прошло два года. Поскольку Елизавета Петровна жаждала иметь собственные роскошные дворцы, она вынуждена была обратиться к Растрелли.

Весной 1744 года она поручает ему довести до конца сооружение и внутреннюю отделку Летнего дворца, а через несколько месяцев — продолжить строительство Аничкова дворца, начатого еще Земцовым. Кроме того, императрица прибавляет к его жалованью еще триста рублей, и теперь оно составляет полторы тысячи рублей. Так Елизавета Петровна оценила заслуги зодчего за создание Летнего дворца — первого собственного дома императрицы, выстроенного специально для нее. К сожалению, этот Летний дворец простоял лишь до 1797 года, когда Павел I повелел на месте Летнего дворца возвести для себя Михайловский замок.


2. Растреллиевское барокко


Осенью 1743 года умер Земцов, не успев окончить начатого им весной 1742 года Аничкова дворца, предназначавшегося Елизаветой для Алексея Разумовского. Было выведено уже два этажа, и работы продолжались под присмотром земцовского ученика Дмитриева, а потом под руководством Джузеппе Трезини. Однако вскоре императрица поручила и эту постройку Растрелли, который с 1744 года вел ее до конца уже по своим чертежам. Аничков дворец был окончательно отделан только к весне 1750 году, когда состоялось освящение его церкви. Для отделки дворца императрица Елизавета приказала вывести из Митавского дворца Бирона все ценные вещи. Были даже сняты двери и выломаны различные украшения.

В своем первоначальном виде Аничков дворец не сохранился. Он известен нам лишь по старинным изображениям. О его пропорциях, плане и растреллиевском виде дает ясное представление чертеж главного фасада, сделанный во второй половине XVIII века. В архитектурном отношении он значительно ниже Летнего дворца. Особенно неприятно в нем отсутствие сильного центра, того решительного удара здания, который так любят большие итальянские мастера. Все три ризалита здесь почти однозначащие и разбивают интерес. Однако грех этот, наверное, надо приписать Земцову, а не Растрелли, которому пришлось считаться с уже почти готовыми стенами. Даже сама декорация стен, поскольку она зависела от кирпичной кладки, принадлежала Земцову. Чтобы помочь делу, Растрелли решил совсем уничтожить этот ничтожный центр, перенеся интерес на боковые павильоны. Он поставил по бокам массивные купола, игривые формы которых должны были скрасить и "развеселить" несколько скучный замысел и то же время совершенно изменить взаимоотношение всех частей первоначальной концепции. Купола Аничкова дворца очень любили изображать художники XVIII века, вписывая их в свои перспективные виды Петербурга. При тогдашних невысоких постройках они виднелись со всех концов города и были так же типичны для своего времени, как Петропавловский и Адмиралтейский шпицы. Гораздо лучше самого Аничкова дворца была колоннада, стоявшая на берегу Фонтанки, на высокой рустованной стенке, поднимавшейся прямо из воды.Ну вот Аничков дворец был построен для Алексея Разумовского, а мы сейчас направляемся к другому дворцу, тоже находящемуся на Невском проспекте – Строгановскому дворцу, который так же как и Аничков, предназначался для приближенного к двору его величеств Величие Растрелли в том, что он сумел сочетать европейское барокко с традициями русского зодчества. Он же первым перенес на петербургскую почву и стиль рококо.

Декоративный стиль, созданный для украшения интерьеров и произведений прикладного искусства, Франческо Бартоломео Растрелли использовал в убранстве фасадов своих строений, придав им тем самым еще большую нарядность и пышность XVIII век - это эпоха господства в Европе нового стиля в искусстве - стиля барокко.

Определенно протянутые по фасаду линии кажутся неприятно резкими и просто непринужденными, их стараются либо перебивать другими формами, либо просто выбрасывают. Само здание уже более не кажется сложенным из отдельных камней, а точно вылитым из одного гигантского куска, скорее вылепленным, чем построенным.

В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит их постепенно, повторяя их по два, по три и по пять раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм, воспринимает сложную систему поднимающихся и опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то пропадающих линий. Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм.

Настало время пышного расцвета индивидуализма. Знаменательно, что именно стиль барокко, объявивший войну классицизму, гораздо ближе, чем ренессанс, подошел к одной из наиболее захватывающих сторон римской архитектуры - создания грандиозных архитектурных пространств. Любимый прием барокко - центральность композиции. Старинное деление храма на три нефа, характерное для готики, было удержано в эпоху Ренессанса, и только в дни барокко уступило место единству пространства, архитектуре больших масс. Зодчие убрали прочь все перегородки и аркады, мешавшие глазу охватывать могучее пространство, и залили храм таким морем света, какого еще не знали до сих пор.

Все, что создал Растрелли на протяжении почти полувека, было сделано в России и стало достоянием русской культуры периода елизаветинского рококо. На формирование уникального "растреллиевского стиля" оказало влияние итальянское барокко, господствовавшее на родине архитектора более полутора столетий, французский классицизм "большого стиля" Людовика XIV, при дворе которого он начинал работать вместе с отцом, традиции древнерусской архитектуры, "нарышкинское", "галицынское" барокко и, конечно же, петербургский стиль.

Ранние работы Растрелли, выполненные при Анне Иоанновне более французские, чем итальянские или немецкие. Но вскоре Растрелли начал вырабатывать собственный стиль, который называют "русским барокко". Оригинальный стиль, созданный Растрелли, прежде всего, выражал пафос русской государственности и не повторял ни европейское барокко, ни классицизм, ни рококо.

Выразительные средства, заимствованные им лишь частично от форм европейского барокко и рококо, были подчинены главной цели - создать ощущение парадоксальности, величия и, вместе с этим, легкости, воздушности, подвижности. Поэтому уникальный растреллиевский стиль ближе к рококо, чем к барокко с его мощной и тяжелой динамикой. От барокко растреллиевские постройки отличает компактность, прямоугольность плана, отсутствие пространственных разрывов в объемах зданий, криволинейных поверхностей стен, динамичного "охватывания пространства". Главная особенность стиля Растрелли состоит в двойственности, неопределенности приема.

В оформлении интерьеров Растрелли последовательно осуществляет принципы стиля рококо. Он сохраняет прием анфиладного построения, зеркала и орнамент рокайль. Но в отличие французских мастеров, Растрелли смелее вводит в интерьер классический ордер, колоннады, аркады, в результате чего, конструктивная, обрамляющая и заполняющая функции совершенно перепутываются, создается пластичное, вариативное впечатление.

Гениальность Растрелли проявляется в том, что он разрушает привычные представления о специфике архитектурных стилей. Удивительная целостность художественного мышления Растрелли проявилась и в его внимании к деталям. Этот архитектор никогда не ограничивался, как другие, общим проектом здания, он сам пририсовывал к нему декоративную лепнину, балконные и оконные решетки, орнамент наборного паркета, мебель, камины, светильники и дверные ручки.

Оглядываясь назад на все созданное Растрелли и сравнивая его творчество с искусством лучших мастеров тогдашней Европы, мы должны признать, что по силе художественного вдохновения, по исключительному дару острой "выдумки", он не уступает никому из современников. Там, где он вообще слабее - во внутреннем убранстве - он стоит ниже некоторых мастеров рококо. Такие певцы рококо, как Оппенор, Боффран, Бабель и Кровилье-старший, оставили на стенах украшенных ими дворцов образцы более изящного стиля и более утонченного вкуса, чем дал нам Растрелли в залах петербургских дворцов. Рядом с ними он кажется увальнем, грубияном и "варваром", но как только он выбирается из внутренних покоев наружу, как только из декоратора - "уборщика покоев" - превращается в архитектора, так он снова единственный мастер, властелин форм, не знающий ни одного соперника, самый обаятельный из всех "зодчих-живописцев". "Варваром" он продолжает оставаться и здесь, но "варварство" это сродни той стихийной мощи, той первобытности и суровой примитивности, которой свойственны народному творчеству и искусству единичных великанов. В этом "варварстве" Растрелли, столь не похожем на западную утонченность, в его кустарности, иногда почти аляповатости, вне всякого сомнения, отразилась Русь, в которой так причудливо и загадочно сочетаются два вечно борющихся начала - Запад и азиатчина.


IV. Строения для частных лиц


Строгановский дворец - как пример позднего творчества архитектора


В левые окна автобуса, перед рекой Мойкой Вы можете видеть Строгановский дворец.

Из дворцов, построенных Растрелли для елизаветинских вельмож, сохранились только два: графа Михаила Илларионовича Воронцова и барона Сергея Григорьевича Строганова. Оба относятся к поздним творения архитектора.

О которых, тем не менее, судить сложно. Это было время больших перестроек. Среди всей этой ломки сохранило в неприкосновенном виде свой внешний облик, пожалуй только одно из поздних творений Франческо Бартоломео Растрелли - городской дом барона Сергея Строганова.

Архитектура дворца в высшей степени типична для Растрелли и представляет как бы переход от плоской трактовки Летнего дворца к рельефной, "скульптурной" манере его последних построек. Это постепенное движение от плоскости к архитектуре масс чрезвычайно характерно для эволюции растреллиевских форм. Он начал с широких гладких стен, декорированных только слабо выступающими пилястрами, очень скромно профилированными - таков Митавский дворец. В Летнем дворце вынос пилястр и вообще лепной декорации уже решительнее и определеннее.

Здание является выдающимся памятником барокко. Центр главного фасада выделен ризалитом с парными колоннами, красоту фасада подчеркивают кованые железные решетки под окнами бельэтажа. Выразителен и пластичен скульптурный декор.

Род Строгоановых был старым и сказочно богатым. Им принадлежала большая часть солеварен и горных разработок России. Предания гласят, что еще в XV веке у Строгоновых было достаточно средств, чтобы выкупить князя Василия Темного из татарского полона.

2 ноября 1752 года Сергей Григорьевич Строганов сообщил сыну Александру, отъехавшему в Европу на учебу: «Наш петербургский дом сгорел до основания и на том же месте я начал строить новый и такой огромный и с такими украшениями и внутри и снаружи, что удивления достойно».(6)

Перед Франческо Бартоломео возникла увлекательная задача: с одной стороны, возвести не дворец, не усадьбу, а дом, достойный богатого и сиятельного вельможи, а с другой - ничем не нарушить предписания властей о внешнем облике Невской першпективы. И еще: чтобы вид дома с набережной реки Мойки был столь же пристоен и величественен, как и со стороны Невского.

Дом Строганова – первый частный дом, сооруженный Растрелли в системе регламентированной городской застройки. Первый и единственный сохранившийся.

Он сразу же привлекает к себе внимание среди близлежащих строений Невского проспекта.

Богатый и образованный, Сергей Григорьевич Строганов не жалеле средств на строение его нового дома. Сжигаемый нетерпением, он даже сумел уговорить Архитектора временно поселиться в недостроенном дворце. Пусть ежедневно и ежечасно наблюдает за ведением работ. И архитектор согласился.

Реставрация дворца продолжается и сейчас, в отреставрированных залах размещены экспозиции и выставки Русского музея.

Начатый через три года после закладки дворца Воронцова, дом Строгановых завершен строением на три года раньше.

Давайте же выясним историю строения дворца Воронцовых.


2. Дворец Воронцовых – как пример усадебного дворца в панораме города


Вице – канцлеру Михаилу Илларионовичу Воронцову в желании пригласить Растрелли для строения нового дома Елизавет отказать не могла. Помнила, как ноябрьской ночью 1741 ехала под его защитой в его санях поднимать преображенцев. И еще был Воронцов сродником. Жена его, Анна Карловна Скавронская, доводилась императрице двоюродной сестрой по материнской линии.

По всем этим причинам весной 1749 года пришлось Франческо Бартоломео Растрелли, среди всех прочих занятий рисовать фасады и планы будущего дворца вице – канцлера, ведавшего иностранными делами империи.

Место для Воронцовского дома выбрали неподалеку от Аничкова, где поселился Алексей Разумовский. Только фасадом новому дому предстояло смотреть к центру города, на Садовую улицу, а к Фонтанке обернуться большим регулярным парком.

От неспокойной улицы дворец отгородился литой чугунной решеткой. Архитектор сам сочинил ее простой и легкий узор. Два длинных низких корпуса, вставшие перпендикулярно к дворцу, торцами к улице, образовали парадный двор. Настоящее усадебное строение.

Решая фасад дворца, архитектор использовал свой традиционный прием – три ризалита. Центральный широкий, в пять окон, лишь чуть выступает вперед. Он на пол этажа выше боковых ризалитов и обильно декорирован сдвоенными колоннами, пилястрами и лепными наличниками больших оконных проемов. Впервые в узор наличников зодчий вводит барельефы мужских голов в шлемах. Позже этот мотив он использует для украшения Зимнего дворца.

Замысловатые, исполненные величавой красоты наличники Растрелли – своеобразная визитная карточка мастера. По ним определяют его творения. Многие пытались ему подражать, но никто не достигал совершенства.

Про усадьбу Воронцова рассказывали в городе с завистью. Каждая дверная ручка, каждый столбик перил лестничных маршей были произведениями искусства. Своей красотой и изыском поражали светильники, шпалеры, мебель. От самого Тьеполо привезли из Италии плафоны для парадного зала. Роскошью и богатством дворец соперничал с царскими. Но еще с большим удовольствием шептались о неслыханных тратах и долгах вице-канцлера. Охотно повторяли фразу Воронцова: «Истинно вам доношу, что я через строение совсем банкротом стал»(9)135. Можно представить, как Растрелли, с его итальянским характером раздражали слишком растянувшиеся сроки строительства.

К счастью все имеет свое завершение. Дворец строили почти десять лет. Прожил в нем Воронцов около пяти.

Приход к трону Екатерины II для Воронцова, также как и для Растрелли, был весьма символичен. Определился новый характер времени, непохожий на предыдущий. Очередная эпоха утверждала собственный вкус и требовала нового его выражения. Для Растрелли – это означало закат его карьеры, так как барокко для Екатерины уже не был в моде. Для Воронцова – это так же означало отход от дел.

Бывшего канцлера Воронцова « по нездоровью»(7) сослали в Европу. Вслед за ним потянулись в разные края и другие некогда всемогущие елизаветинские вельможи.

С 1810 года во дворце разместился Пажеский корпус, ныне - Суворовское училище.

Мы немножко проедим вперед, и посмотрим на Большой Гостиный двор, говоря о котором всегда упоминают Растрелли. Там наша экскурсия и подойдет к концу. Это крупнейшее торговое здание города. Занимающее целый квартал. Его образ определяют двухъярусные аркады общей длинной более 1 км.

Известно, что растреллиевский проект был необычайно красив, но и необычайно дорог для купцов. Строительство Гостиного двора относится к 1757-1785 годам. Другим архитектором является не без известный Жан – Батист Вален – Деламот, чьих творений в нашем городе тоже очень много.

Но какова же была судьба нашего героя?

28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина II, как я уже сказала. С этого времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали давать заказы, считая, что его стиль барокко стал немодным. Обер-архитектор просит дать ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что опять вернется к работе. Но за время его отсутствия ситуация ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает решение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона — тысяча рублей в год. В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Бирону завершать и отделывать начатый им когда-то дворец. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сын Эрнста Иоганна Бирона Петр, который теперь управлял всеми делами, дал понять, что хочет взять молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли. Он, правда, в это же время попробовал предложить свои услуги прусскому королю Фридриху II. Однако барочные дворцы Растрелли не входили в планы практичного короля, которого интересовали только финансы, политика и военное дело. 13 февраля 1767 года умерла жена Растрелли. Он прожил с ней вместе свыше тридцати лет. В феврале 1769 года Растрелли вновь отправляется в Италию с коммерческой целью — купить там картины итальянских живописцев с тем, чтобы потом перепродать их в Петербурге. Хоть таким образом он мог позволить себе просуществовать какое-то время без заботы о хлебе насущном. Нет никаких известий, насколько удачной была эта коммерческая акция, но известно другое — прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер, но остались его великолепные творения, которые нас радуют. Наша экскурсия подошла к концу. За три часа нашей экскурсии мы смогли проследить эволюцию стиля Ф.Б. Растрелли; увидеть дома, где он жил; познакомиться с его великолепными творениями. Хочу поблагодарить Вас за внимание.


Примечания


1- Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 19 с.

2 - Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 9 с.

3 - Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 10 с.

4 - Козьмян Г. Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. - 35 с.

5 - Козьмян Г. Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. -183 с.

6 - Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 95 с.

7 - Козьмян Г. Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. - 152 с.


Библиография


1) Архитектура: краткий справочник; ред. Н.Г.Адамчик. — Минск.:, 2004. — 123с.

2) Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках; СПб., Лениздат, 1994.- 223 с.

3)Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века; СПб., Лениздат. 1998.-318с.

4) Исаченко В.Г. Архитектура Санкт – Петербурга. Справочник – путеводитель.- СПб.: «Паритет», 2002.- 416 с.,ил.

5) Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. – М.: «Искусство»,1990. – 326 с.

6)Каганов Г.З. Петербург в контексте барокко; СПб., «Стелла», 2001. – 208 с.,ил.

7) Козьмян Г.Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. -199 с.

8) Мавродин В.В. Основание Петербурга. - Л.: Лениздат, 1978. - 231 с.

9) Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 223 с., ил.

10) Пыляев М.И. Старый Петербург: Рассказы из былой жизни столицы. - СПб.: Паритет, 2003. - 480 с.

11) Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник/ Ред. Коллегия: Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. - 697 с.

Рефетека ру refoteka@gmail.com