Рефетека.ру / Безоп. жизнедеятельности

Лабораторная работа: Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

Практическая работа предусматривает решение следующих задач:

Расчет эквивалентного уровня звука от транспортного потока на магистрали города.

Расчет ожидаемых уровней звука от транспорта в расчетной точке на территории микрорайона и в помещении.

Оценка уровней звука на территории микрорайона и в помещении.

Расчет средств защиты от шума.

Задание. Источником шума на территории жилого микрорайона является транспортный поток на магистральной улице. Количественный состав транспортного потока задан в табл.


Вариант Состав транспортного потока, ед

Легк автом груз автом автоб тролл трамв тракт мото-цикл А, м В, м
9 980 460 130 45 20 8 32 48 73

Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

Рис. 1. Схема микрорайона


Вдоль магистральной улицы на расстоянии 48, м, от оси первой полосы движения транспортного потока расположены два многоэтажных жилых дома высотой 40 м, шириной 15 м. Вся территория покрыта травой за исключением проездов к домам и тротуара шириной соответственно 4 м и 3 м, покрытые асфальтом.

Расчетная точка – РТ расположена на расстоянии от углов зданий и на расстоянии 73 м от них, рис. 1, на высоте 1,5 м от уровня поверхности площадки. Акустический центр источника шума расположен на высоте 1 м от поверхности площадки, на оси первой плосы движения транспорта.

Определить требуемое снижение уровня звука на площадке микрорайона.

Решение:

1. Расчет эквивалентного уровня звука транспортного потока.

Эквивалентный уровень звука от транспортного потока на магистрали города LАэкв, дБА, может быть определен в зависимости от состава и скорости движения транспортного потока по формуле


Акустическая оценка уровней городского транспортного шума,


где N – общее число транспортных единиц в двух направлениях движения за 1 час; V – скорость движения транспортного потока, м/с; r - доля грузовых и общественных транспортных средств в общем потоке, %.


V=13,89м.с.

N=980+460+130+45+20+8+32+48+73=1675

ρ= (Nгр+Nобщ)/n*100%

ρ= ((460+8)+(130+45+20))/1675*100=40%

LАэкв= Акустическая оценка уровней городского транспортного шума Дба


2. Расчет ожидаемых уровней звука от транспорта на территории микрорайона.

Для расчета уровней звука от транспорта на территории микрорайона выбирается расчетная точка – РТ, которая намечается на ближайшей к источнику шума границе площадок отдыха микрорайона на высоте 1,5 м от уровня поверхности площадок.

Территория застройки разбивается на отдельные участки, отличающиеся по условиям распространения шума рис. 1. Для этого из расчетной точки на плане микрорайона проводят лучи через края зданий – экранов, через точки пересечения улиц или дорог до пересечения с осью первой полосы движения транспортных средств.

Уровня звука LAтер, дБА, в расчетных точках территории следует определить по формуле


Акустическая оценка уровней городского транспортного шумаАкустическая оценка уровней городского транспортного шума


где LAi – уровень звука, дБА, в расчетной точке от i-го экранированного или неэкранированного участка магистрали;

LA1 – уровень звука, дБА, в расчетной точке от экранированного участка магистрали;

LA2 – уровень звука, дБА, в расчетной точке от не экранированного участка магистрали;

LA3 – уровень звука, дБА, в расчетной точке от экранированного участка магистрали;

Уровень звука LAi, дБА, в расчетной точке от i-го участка улицы следует определять по формуле


Акустическая оценка уровней городского транспортного шума


где LАэкв – эквивалентный уровень звука транспортного потока, дБА, определяемый по формуле (1); DLАрас, DLАвид, DLАпок, DLАвоз, DLАзел, DLАэкр – снижение уровня звука, дБА

Снижение уровня звука в зависимости от расстояния между источниками шума и расчетной точкой DLАрас, дБА, следует определять по формуле


Акустическая оценка уровней городского транспортного шума


Акустическая оценка уровней городского транспортного шумаАкустическая оценка уровней городского транспортного шумаАкустическая оценка уровней городского транспортного шумаАкустическая оценка уровней городского транспортного шумаАкустическая оценка уровней городского транспортного шумаАкустическая оценка уровней городского транспортного шумагде rn – кратчайшее расстояние, м, между расчетной точкой – РТ и акустическим центром источника шума – ИШ, рис. 2; определяется по формуле (5) или графически на поперечном профиле улицы и прилегающей территории застройки, рис. 2. Акустический центр транспортных потоков располагается на оси ближней к расчетной точке полосы движения транспорта на высоте 1 м от уровня поверхности проезжей части улицы; r0 = 7,5 м – кратчайшее расстояние между базисной точкой, в которой определяется шумовая характеристика транспортного потока, и акустическим центром источника шума.

Формула для определения расстояния


Акустическая оценка уровней городского транспортного шума


где Sn – длина проекции расстояния rn на отражающую плоскость, м, рис.2; hрт – высота расчетной точки над отражающей плоскостью, м; hиш – высота акустического центра источника шума над отражающей плоскостью, м.


rn2 = Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

rn1 = Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

rn3 = Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

ΔLAрас1= Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

ΔLAрас2= Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

ΔLAрас3=Акустическая оценка уровней городского транспортного шума


Снижение уровня звука вследствие ограничения угла видимости улицы из расчетной точки DLАвид, дБА, следует определять по формуле


Акустическая оценка уровней городского транспортного шума (6)


где a - угол видимости экранированного или неэкранированного участка магистрали из расчетной точки, град., рис. 1. Угл a2 соответствуют неэкранированным участкам улиц, а углы a1 и a3 соответствуют экранированным зданиям участкам улиц.


α1=45; α2=15; α1=48;

ΔLAвид1= Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

ΔLAвид2= Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

ΔLAвид3= Акустическая оценка уровней городского транспортного шума


Снижение уровня звука вследствие влияния акустически мягкого покрытия территории (рыхлый грунт, трава и др.) DLАпок следует определять по формуле

Акустическая оценка уровней городского транспортного шума (7)

Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

σ1=Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

σ2=Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

σ3= 6.409

ΔLAпок1= Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

ΔLAпок2= Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

ΔLAпок3= 8.785


Снижение уровня звука вследствие поглощения звука в воздухе DLАвоз, дБА, следует определять по формуле


Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

ΔLAвоз1=5*137.001/1000=0.685

ΔLAвоз2=5*136.001/1000=0.680

ΔLAвоз3=5*137.001/1000=0.685


Снижение уровня звука обычными многорядными полосами зеленых насаждений DLАзел, дБА, следует определять по формуле


DLАзел = 0,08. В

где В – ширина полосы зеленых насаждений, м=0.


DLАзел = 0


Снижение уровня звука экранирующими сооружениями DLАэкр, дБА, зависит от конструкции их (стены, здания, насыпи, выемки и др.).

В практической работе предусмотрено снижение уровня шума в жилом микрорайоне экраном – зданием, методика определения которого и будет рассматриваться ниже.

Для определения снижения уровня звука экраном – зданием необходимо вычертить в масштабе план расположения источника шума, экрана - здания и расчетной точки в соответствии со схемой на рис. 3.


Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

Рис.3. Расчетные схемы для определения снижения уровня экранами:

а – экран - стенка, б – здание.


Снижение уровня звука экраном – зданием DLАэкр.зд., дБА, следует определять по формуле


DLАэкр.зд = DLАэкр.ст + DLАт (11)


где DLАэкр.ст – снижение уровня звука экраном – стенкой, дБА, рис. 3.

В экране – здании такой экран – стенкой является стена здания в плоскости дворового фасада этого здания; DLАт – дополнительное снижение уровня звука экраном – зданием, дБА, в зависимости от толщины здания w, м. При расчете величины DLАэкр.ст, дБА, источником шума является мнимый источник шума ИШ, рис. 3а. Для нахождения акустического центра мнимого источника шума из вершины экрана стенки в плоскости дворого фасада следует провести линию, параллельную линии, соединяющей действительный источник шума с вершиной экрана – стенки в плоскости уличного фасада. Из акустического центра действительного источника шума ИШ следует провести линию, параллельную линии, соединяющей расчетную точку с вершиной экрана – стенки в плоскости дворового фасада. Точка пересечения проведенных линий будет являться акустическим центром мнимого источника шума.

Снижение уровня звука экраном – стенкой DLАэкр.ст, дБА, определяется по графику на рис. 4 в зависимости от разности длин путей звукового луча d, м, величина которой находится по формуле


d = (а + в) – с


где а – кратчайшее расстояние, м, между акустически центром источника шума и верхней кромкой экрана – стенки; в – кратчайшее расстояние, м, между расчетной точкой и верхней кромкой экрана – стенки; с – кратчайшее расстояние, м, между акустическим центром источника шума и расчетной точкой, рис.


А1=74м А3=74м

В1=83м В3=83м

С1=137.001м С3=137.001м

σ1=(74+83)-137.001=19.999

σ3=19.999

ΔLAэкр.ст.1=27.3Дба Qs=144 ; Qr=118 ; К=8; ΔLат=12Дба

ΔLAэкр.ст.3=27.3Дба

ΔLAэкр.зд.1=27.3+12=39.3 Дба

ΔLAэкр.зд.3=27.3+12=39.3 Дба

Акустическая оценка уровней городского транспортного шума


Уровень звука Lас , Дба в РТ от участка улицы:


Lа1=67.89-12.6-6.02-8.78-0.685-0-39.3=0.505Дба

Lа2=67.89-12.58-10.79-8.75-0.68-0-0=35.09Дба

Lа3=67.89-12.6-5.74-8.78-0.685-0-39.3=0.785Дба


3. Расчет ожидаемых уровней звука от транспорта в помещениях

Уровень звука в расчетной точке помещения LАпом, дБА, определяется по формуле


LАпом = LАтер2 - DLАок (12)


где LАтер2 – уровень звука, дБА, на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций защищаемого помещения, причем ориентировочно можно принять LАтер2 = LАтер + 3; DLАок – снижение уровня звука окном, дБА, в расчетах DLАок следует принять равным 15 –18 дБА.


LАтер = Акустическая оценка уровней городского транспортного шума

LАтер2 =35.09+3=38.09Дба

LАпом =38.09-15=23.09Дба


4. Оценка уровней звука на территории микрорайона и в помещении.

Оценка уровней звука на улицах города, территории внутри микрорайонов и в помещениях осуществляется путем сравнения полученных расчетом уровней звука с допустимыми по нормам.

Требуемое снижение уровней звука LАтер, дБА, в расчетных точках следует определять по формуле


DLАтр = LАрасч – LАдоп (13)


где LАрасч – полученные расчетным путем уровни звука на магистрали, территории микрорайона или в помещении, дБА; LАдоп - допустимые уровни звука для этих объектов, дБА.


DLАтр =35.09-45=-9.91 Дба

DLАпом =23.09-40=-16.91Дба


Помещения и территории

Уровни звукового давления L (эквивалентные уровни звукового давления Акустическая оценка уровней городского транспортного шумаэкв) в дБ октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами в Гц

Уровни звука Акустическая оценка уровней городского транспортного шума и эквивалентные уровни звука Акустическая оценка уровней городского транспортного шума в дБA


63 125 250 500 1000 2000 4000 8000
Территории непосредственно прилегающие к жилым домам (в 2 м от ограждающих конструкций), площадки отдыха микрорайонов и групп жилых домов, площадки детских дошкольных учреждений, участки школ 67 57 49 44 40 37 35 33 45
Классные помещения, учебные кабинеты на территории школ и других учебных заведений, конференц-залы, читальные залы, зрительные залы театров, клубов, кинотеатров, залов судебных заседаний и совещаний 63 52 45 39 35 32 30 28 40

DLАтр – На терр. Микрорайона DLАтр - Внутри помещения


DLАтр63 =35.09-67=-31.91ДбаDLАтр63 =23.09-63=-39.91Дба

DLАтр125 =35.09-57=-21.91ДбаDLАтр125 =23.09-52=-28.91Дба

DLАтр250 =35.09-49=-13.91ДбаDLАтр250 =23.09-45=-21.91Дба

DLАтр500 =35.09-44=-8.91ДбаDLАтр500 =23.09-39=-15.91Дба

DLАтр1000 =35.09-40=-4.91ДбаDLАтр1000 =23.09-35=-11.91Дба

DLАтр2000 =35.09-37=-1.91ДбаDLАтр2000 =23.09-32=-8.91Дба

DLАтр4000 =35.09-35=-0.09ДбаDLАтр4000 =23.09-30=-6.91Дба

DLАтр8000 =35.09-33=-2.09ДбаDLАтр8000 =23.09-28=-4.91Дба


Результаты расчетов уровней звука


Уровень звука или снижение уровня звука, дБА Номер участков

1 2 3 4 5

LАэкв,

ΔLАрас,

ΔL Авид,

ΔLАпок,

ΔLАвоз,

ΔLАзел,

ΔLАэкр.ст,

ΔLАэкр.зд,

ΔLАт,

ΔLА,

LАтер,

LАпом,

ΔLАтр.терит8000,

ΔLАтр.пом8000,

-67.9

12.62

6.02

6.41

0.685

0

27.3

29.3

12

0.505


4.91

-


12.58

10.8

6.36

0.68

0


35.09

35.093

23.09

2.09


12.62

5.74

6.41

0.685

0

27.3

29.3

12

0.785


4.91



Похожие работы:

  1. • Инженерно-экологическая оценка эксплуатации транспортной ...
  2. • Звукопоглощающие конструкции
  3. • Проблемы снижения уровня шума в городах
  4. • Экологические проблемы развития автомобильного транспорта
  5. • Оценка уровня шума в помещении. Расчет средств ...
  6. • Разработка лабораторной установки по исследованию ...
  7. • Влияние шума на организм
  8. • Действие шума на организм человека
  9. • Нормирование шума
  10. • Методы защиты от воздейсвия шума
  11. • Защита салона автомобиля от съема информации
  12. • Оценка эстетического уровня акустических систем
  13. • Безопасность жизнедеятельности
  14. • Устройство оповещения в салоне городского ...
  15. • Роль автотранспорта в создании неблагоприятной экологической ...
  16. • Контрольная работа по охране труда
  17. • Электромагное и инфракрасное излучение, их влияние на ...
  18. • Эффекты конечной разрядности и их учет
  19. • Взаимодействие администрации муниципального ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com