Рефетека.ру / География

Реферат: Союзная Республика Югославия: время перемен

Союзная Республика Югославия: время перемен

Югославия открыта миру и заинтересована во всех формах взаимовыгодного международного экономического сотрудничества. Даже в условиях действия международных санкций Югославия не только сохранила свой экономический потенциал, но и углубила реформы в экономике, продолжает играть активную роль в региональном экономическом сотрудничестве. В январе 1994 г. руководство СРЮ приступило к новому этапу экономических реформ, в основу которых было положено стремление стабилизировать национальную валюту при одновременном обеспечении постепенного роста производства и уровня жизни.

Основой денежно-кредитной программы реконструкции и экономического восстановления стал новый динар, курс которого был приравнен к немецкой марке, имел золотовалютную основу и свободно конвертировался. Человеком, создавшим и реализовавшим эту программу, стал доктор Драгослав Аврамович, многие годы отдавший работе в международных финансовых организациях, - управляющий Национального банка Югославии.

Были разработаны инвестиционные проекты в инфраструктуре, управлении водными ресурсами, электроэнергетике, общественном транспорте и ряде других отраслей. Иностранные компании получили право вкладывать капитал в практически любую компанию в СРЮ, иметь в них контрольный пакет акций или быть единственным владельцем, вывозить полученную прибыль или реинвестировать ее в югославскую экономику.

С момента начала реализации программы главную роль в обеспечении финансовой стабильности играл Национальный банк. Экономическое восстановление страны сопровождалось введением новой и эффективной налоговой системы, которая была призвана, в частности, легализовать теневую экономику, приобретшую ранее значительные размеры в условиях галопирующей инфляции.

Решительному сокращению были подвергнуты расходы на здравоохранение, науку, образование, госадминистрацию и армию. Финансирование этих отраслей и структур производилось исходя из реальных возможностей экономики. Существенная модернизация и сокращение были произведены в органах государственного управления. Объекты социальной сферы, ранее закрепленные за предприятиями, были переданы на баланс органов государственного и местного управления.

Путем принятия федеральных законов о преобразовании отношений собственности, концессиях и иностранных инвестициях были существенно расширены возможности экономического развития, достигнуто значительное приближение норм отечественного законодательства к стандартам Европейского Союза. В результате, несмотря на все политические сложности, в последние несколько лет в СРЮ отмечены высокие темпы экономического развития. По уровню роста валового национального продукта, составившего в 1997 году 7,8%, Югославия оказалась в числе наиболее быстро развивающихся стран. Эта тенденция сохранилась и в этом году.

СРЮ, таким образом, в чрезвычайно неблагоприятных условиях, порожденных международными санкциями, сумела сохранить крупные компании и инфраструктуру, рассматривая их как основу будущего экономического развития и интеграции в европейское и международное сообщество. Заметное развитие получил в последние годы малый и средний бизнес.

Сегодня Югославия открыта для иностранных инвестиций, которые еще недавно были практически невозможны из-за международных санкций. Экономическому росту способствуют и долгосрочные экономические проекты с наиболее важными, традиционными иностранными партнерами. С ослаблением эмбарго новый интерес к югославской экономике был проявлен в сопредельных странах, Российской Федерации, Украине, Беларуси, других республиках бывшего Союза, странах Дальнего Востока. Особую привлекательность представляет вложение капитала в высокотехнологичные отрасли промышленности, инфраструктуру, сельское хозяйство и переработку его продуктов, химическое и фармацевтическое производство. Активно действуют зоны свободной торговли в Смедерево, Ковине, Нише, Белграде, Нови-Саде, Прахово, Сомборе, Сремской Митровице, Суботице и Зренянине.

В 1997-1998 гг. Югославия привлекла иностранных инвестиций более чем на 2 миллиарда долларов США, главным образом из стран Европейского Союза. В этот показатель вошли и средства, предусмотренные в недавно принятых долгосрочных инвестиционных программах общим объемом более чем в 2,5 миллиарда долларов США.

Особую роль для югославской экономики играет развитие сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы. Со своей стороны, эти государства проявляют все больший интерес к югославскому рынку, реально оценивая масштабы собственных потерь, понесенных в результате односторонних санкций против СРЮ. Свидетельством этого стало, в частности, проведение 2-3 ноября 1998 года в Белграде пятой сессии Международного Совета Торгово-промышленных палат стран Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии.

СРЮ как балканская, центральноевропейская, дунайская и средиземноморская страна очень заинтересована в развитии международных контактов и интеграционных процессов в этих регионах. Она рассматривает их в контексте общеевропейской интеграции, в частности, со странами Европейского Союза.

На состоявшемся недавно втором саммите стран Юго-Восточной Европы в Анталии (Турция) было поддержано предложение Югославии об интенсификации процесса заключения этими государствами двусторонних соглашений по свободной торговле с целью создания в перспективе зоны свободной торговли во всем регионе. Стремясь объединить все проекты по развитию инфраструктуры в области транспорта, энергетики и телекоммуникаций, Югославия придает исключительное значение созданию транспортных коридоров через свою территорию с целью усиления экономических, культурных и других форм сотрудничества, как в регионе, так и в целом в Европе. Особый интерес у югославского руководства и югославского бизнеса вызывает реализация проектов интенсификации использования транспортных возможностей Дуная.

Европейское измерение внешней политики Югославии реализуется в полном соответствии с европейскими принципами сотрудничества и безопасности, воплощенными в Хельсинкских итоговых документах, Парижской Хартии и соглашениях Совета Европы. Эта политика СРЮ имеет три важных компонента:

добрососедство, т.е. развитие всестороннего сотрудничества с государствами-соседями и интенсификация регионального сотрудничества;

поддержание равноправного сотрудничества со всеми другими европейскими странами, нормализация отношений и налаживание сотрудничества с Европейским Союзом как ключевым элементом интеграции в Европе;

восстановление и активизация полноправного участия во всех европейских организациях, прежде всего, в ОБСЕ и Совете Европы.

Безусловно, восстановление прав Югославии в европейских структурах – принципиальный вопрос. Его положительное решение и в интересах Югославии, и в интересах всего европейского сообщества. Без универсальности подходов ко всем государствам нашего континента нельзя ожидать эффективных результатов политического и экономического сотрудничества.

Восстановление достойного места Югославии в европейских интеграционных процессах будет зависеть как от использования национального и регионального политико-экономического потенциала, так и от непосредственной ее поддержки со стороны европейских государств, имеющих с нею традиционные дружественные отношения (Россия, Украина, Греция и некоторые другие). СРЮ открыто и последовательно поддерживает все инициативы, направленные на укрепление равноправного экономического сотрудничества. Любые искусственные препятствия на этом пути, создаваемые под давлением некоторых государств и блоков, лишь усугубляют общую обстановку в Европе, ведут к неизбежным экономическим потерям не только народов Югославии, но и сопредельных государств.

Экспорт-импорт Югославии за первое полугодие 1998 года

Экспорт

Импорт

объём*

%**

объём*

%**

Всего

9650

161

19816

156

Европа

8953

162

15479

150

Австрия

162

209

580

149

Бельгия

71

188

202

126

Болгария

137

139

377

94

Босния-Герцеговина

1809

186

744

129

Великобрит.

217

127

511

202

Венгрия

215

142

445

125

Германия

820

153

2420

130

Греция

454

144

904

204

Италия

1051

149

2041

172

Македония

946

165

1029

143

Нидерланды

89

96

384

154

Польша

76

156

129

103

Россия

702

152

2127

139

Румыния

165

101

358

139

Франция

521

415

653

203

Чехия

80

159

491

267

Швейцария

750

215

410

170

Швеция

29

335

310

194

остальная Европа

661

115

1359

149

Австралия и Океания

1

26

23

173

Азия

386

146

2095

180

Израиль

28

156

85

217

Индия

9

30

95

127

Ирак

1

-

262

-

Ирак

35

370

106

98

Кипр

134

301

237

361

Китай

54

178

221

124

Малайзия

-

-

59

193

Таиланд

2

732

24

211

Турция

45

65

341

230

Япония

5

1214

263

175

остальная Азия

73

122

403

113

Америка

168

251

1684

185

Бразилия

8

63

411

314

США

58

166

595

165

остальная Америка

103

513

678

168

Африка

141

95

536

187

*в миллионах динаров

**первое полугодие 1997 г.=100%

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ef.wwww4.com/


Похожие работы:

  1. • Президентские выборы в Югославии в 2000 году
  2. • Постюгославское пространство: проблемы, вызовы
  3. • Конституционный статус союзной республики (на примере РСФСР)
  4. • Региональные конфликты - Югославский конфликт
  5. • Суверенитет СССР и суверенные права союзных республик
  6. • Конституция 1924 года
  7. •  ... Союза ССР и союзных республик 1958 г.
  8. • Конституция СССР 1924 года
  9. • Югославия: некоторые аспекты конфликта
  10. • Трансформація політичного устрою Югославії в кінці 90 ...
  11. • Конституция СССР 1924 г.
  12. • Высшие органы государственной власти и управления в ...
  13. • Культура Югославии периода предраспада
  14. • Независимость новых югославских государств
  15. • Югославский кризис
  16. • Конституция СССР 1924 года
  17. • Развитие центробежных тенденций в Югославии
  18. • Образование РСФСР, Конституция РСФСР
  19. • Историко-правовой анализ Закона СССР о разграничении ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com