Рефетека.ру / Менеджмент

Контрольная работа: Инновационный менеджмент в туризме

Введение


Обостряющаяся конкуренция делает весь современный бизнес в высшей степени инновационным. На протяжении второй половины ХХ в. наблюдалось ускорение темпов инноваций и роста масштабов инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая сектор туризма и сервиса.

Коммерческая деятельность любой фирмы – это процесс постоянного, непрекращающегося обновления, основанного на творческом осмыслении и освоении накопленного опыта. В деятельности фирм всегда присутствует элемент нового: с определенной степенью новизны выполняются те или иные трудовые операции, обновляется стиль работы менеджеров и т.д. Освоение нового – это неотъемлемая составная часть рутинной работы фирмы и любой некоммерческой организации. Обновление в рутинном, повседневном режиме следует отличать от инноваций.

Цель данной работы – описать основные формы финансирования инноваций в целом, и в экономике туризма в частности.

Задачи работы:

1. Описать цели и задачи инновационной деятельности.

2. Охарактеризовать способы финансирования инновационных проектов.

3. Назвать формы государственной поддержки инноваций в сервисе и туризме.

Для написания работы использованы учебные и методические пособия в области инновационного менеджмента, технологий туризма, сервисологии и организации досуга.


1. Инновационная деятельность: цели и задачи


Инновация (нововведение) – конечный результат новаторской деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, нового подхода к производству товаров и услуг, нового маркетинга, менеджмента и т.д. Основу инновационной деятельности во всех секторах экономики составляет реализация достижений научно-технического прогресса.

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года определяют цель, задачи, направления государственной политики, механизмы и основные меры по ее реализации. В данном документе термин «инновационная деятельность» описан как «выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг), создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования, применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии» [8].

Инновационная продукция – результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;

Общая цель инновационной деятельности предприятия – выживание и развитие компании путем выпуска новых / улучшенных видов продукции и совершенствования методов её производства, доставки и реализации.

Инновационная деятельность фирмы может включать значительный спектр частных целей, как то:

замена устаревших видов продукции

расширение ассортимента выпускаемой продукции

поддержание / увеличение доли на рынке

проникновение на новые рынки

усиление гибкости производства

снижение издержек производства путем:

повышение качества продукции

улучшение условий труда

снижение уровня загрязнения окружающей среды [4, с. 8].

При определении целей инноваций самое сложное состоит в прогнозировании последствий и значимости различных новшеств. Без сомнения желательно достичь технологического лидерства, однако всегда сложно определить, что важнее: сотня незначительных, но применимых немедленно усовершенствований продукта или одна фундаментальная разработка, которая через несколько лет в корне изменит природу бизнеса. Предприниматели отвечают на этот вопрос по-разному. Предприятие в условиях жесткой конкуренции на рынке за потребителя должно одновременно работать над товарами (услугами) уже существующими и перспективными.

Типичными инновационными целями компании могут быть: новые продукты и услуги; усовершенствование продукта и производственного процесса; внедрение новшеств во всех видах организационной и управленческой деятельности.

Инновации, внедряемые в компании, можно классифицировать как организационные, предполагающие развитие компании; технические, вызванные внедрением передовых технологий; продуктовые, связанные с ассортиментом и качеством продукта; управленческие, требующие совершенствования методов управления компанией; маркетинговые; социальные, связанные с полезностью для потребителя и сотрудников компании; экономические и финансовые, направленные на улучшение устойчивости компании.

Сознательный упор на инновации больше всего необходим там, где технологические изменения наименее эффективны.

Установление инновационных целей необходимо для всех компаний независимо от их размера. В небольшой компании проще проанализировать потребности и цели, чем в крупной, однако это не означает, что в малом бизнесе инновационных целей меньше – просто их легче установить. Одно из преимуществ небольших компаний – сравнительная простота планирования инноваций. Небольшая компания достаточно близка к рынку и поэтому быстрее узнает, какие новые продукты необходимы. Сотрудники таких предприятий внимательно следят за любыми усовершенствованиями, которые можно эффективно использовать.

Для того, чтобы определять цели компании, необходимо разработать инновационную политику. К ее основным принципам можно отнести:

1) обеспечение увеличения спроса на продукты и услуги постоянных и потенциальных клиентов через освоение принципиально новых видов или улучшенных товаров и услуг, а также расширение сферы сбыта;

2) непрерывное развитие инновационного потенциала предприятия (постоянное обучение и самоисследование) и создание условий, необходимых для реализации новшеств;

3) комплексный подход, когда технические, экономические, социальные инновации тесно взаимосвязаны между собой и взаимно продвигают друг друга;

4) мобилизация персонала;

5) экономическое стимулирование работников;

6) учет рисков (чем выше риск, тем выше потенциальный экономический эффект от реализации инновации) [4, с. 70].

Нововведение должно быть ориентировано на более полное удовлетворение потребностей клиентов компании в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры. Каждый производимый продукт следует рассматривать как объект постоянных изменений. Однако решение о внедрении инновации не всегда означает ликвидацию старого продукта. Инновацию порождает и стремление продлить жизненный цикл продукта, совершенствуя его характеристики. Такая инновация сводится к модификации или внедрению новой функции уже существующего продукта. При разработке нового или улучшении существующего продукта (услуги) главными составляющими элементами являются его преимущества по сравнению с аналогичными продуктами и возможными продуктами-заменителями; целевой сегмент рынка; развитие и возможные изменения систем сбыта; общие затраты на разработку, производство и сбыт.

Эти элементы позволяют оценить коммерческие перспективы разрабатываемых продуктов с разных точек зрения: рыночной (потребности в новом продукте, уровень конкуренции, степень стабильности рынка и глубина его сегментации); товарной (технические характеристики нового продукта, цена, дизайн, оформление); сбытовой (состояние и возможности существующих систем сбыта, открытие новых каналов продвижения, реклама, совместимость нового продукта с ассортиментом уже производимого); производственной (состояние производственного оборудования, профессионализм и уровень квалификации работников предприятия, ресурсы и материальное обеспечение).

В инновационной деятельности туристский бизнес опирается на фундамент накопленных знаний. Приступать к воплощению новых идей и созданию новых направлений туризма следует лишь после познания и изучения форм и методов работы как прошлого, так и настоящего. Глубокое понимание сферы деятельности позволяет предвидеть развитие событий и опережать конкурентов.

На внедрение инноваций в туризме влияет экономическая ситуация в стране, социальное положение населения, национальное законодательство, а также межправительственные и международные соглашения. Поэтому мотивы и причины появления инноваций в туристской деятельности в каждой стране бывают разными. Однако для любой страны имеется несколько характерных черт:

• растущие потребности населения в знакомстве с образом жизни в других регионах и приобретении новых знаний;

• насыщение многих классических и традиционных направлений поездок (дестинаций);

• опасность потери квоты рынка во въездном туризме;

• обострение конкуренции, рост предложений стандартизованных глобальных продуктов;

• необходимость сдерживать выезд своих граждан в зоны, аналогичные по условиям регионам своей страны (природа, культура, климат);

• гармоничное объединение привлекательных условий отдыха и путешествий (природных и культурных особенностей, возможностей проведения досуга, приобретения специфических товаров и специальных туристских услуг) для полного удовлетворения потребностей самых требовательных туристов;

• технологическая революция и экспансия услуг в экономике;

• переход от экономики предложения к экономике спроса.

Базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туристской сфере развивается инновационная деятельность по трем направлениям:

1. Внедрение нововведений (организационные инновации), связанных с развитием предприятия и туристского бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики (обновление и замена кадрового состава, система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников); рациональной экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развития предприятия).

2. Маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов.

3. Периодические нововведения (продуктовые инновации), направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества.

Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.


2. Формы финансирования инновационной деятельности


Решение проблемы финансирования деятельности по созданию нововведения заключается в использовании различных источников финансовых средств, как государственных, так и привлеченных на рынке капиталов.

Государственное финансирование может быть в форме:

• прямого финансирования фундаментальных исследований и прикладных разработок, осуществляемого на принципах программно-целевого управления на конкурсной основе (программы, гранты и т.п.);

• косвенного финансирования инновационных проектов в виде налоговых льгот, ускоренной амортизации, льготного кредитования и т.д.

Прямые бюджетные ассигнования осуществляются на основе сочетания двух форм прямой поддержки: в форме базового финансирования научной организации и в форме конкурсного распределения средств на проведение фундаментальных и поисковых исследований (система грантов) а реализацию заданий государственных научно-технических программ (система контрактов).

Рыночные способы привлечения средств под инновационные проекты подразумевают следующие варианты покрытия затрат за счет:

• собственных средств организации-исполнителя, в том числе за счет фонда развития, амортизационного фонда, резервного фонда для покрытия временных текущих убытков, собственного капитала, помещенного в уставный фонд фирмы;

• привлеченных средств акционеров-учредителей (пайщиков), полученных за счет эмиссии и распространения ценных бумаг;

• заемных средств, в частности, кредитов коммерческих банков и иностранных инвесторов (например, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, международные фонды и т.д.) на различных принципах возвратности (например, участие в прибылях, предоставление пая и т.п.), средств от размещения на фондовых рынках облигаций предприятия;

• комбинированного финансирования, например, прямые вложения денежных средств отечественных и международных организаций, финансовых учреждений различных форм собственности и частных лиц в соответствии с законодательством;

• ипотеки – вида залога недвижимого имущества (земли, предприятий, сооружений, зданий и иных объектов, непосредственно связанных с землей) с целью получения денежной ссуд и др.

• лизинга, т.е. получения от лизингодателя производственных активов (машин, оборудования, транспортных, вычислительных средств, сооружений производственного назначения и т.п.), а также прав интеллектуальной собственности (лицензий, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.) с их последующим выкупом лизингополучателем;

• венчурного финансирования, основанного на принципе финансирования сравнительно небольших и несвязанных между собой проектов в расчете на окупаемость инвестиций с высокой нормой прибыли на инвестированный капитал без каких-либо гарантий или обеспечения. Отличие венчурного инвестирования от обычного банковского кредитования в том, что рисковые предприятия не должны возвращать фирмам венчурного капитала инвестированные ими средства. Как свидетельствует зарубежный опыт, инвесторы венчурного капитала предъявляют высокие требования к инвестируемой фирме, ее руководству и работникам и предпочитают поэтапное выделение долгосрочных инвестиций.

Они участвуют в руководстве фирмой и часто заинтересованы в «выращивании» новой фирмы для последующей продажи. Разновидностью венчурного финансирования является траст – как способ доверительного управления системой инвестирования, используемый некоторыми отечественными инвестиционными фондами.

Каждый из способов и источников финансирования имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому необходимо разрабатывать альтернативные варианты, основанные на сочетании различных форм финансирования. Важным является возможность бюджетного финансирования, поддержания баланса между долгосрочными заемными средствами и акционерным капиталом. Чем выше доля акционерного капитала, тем меньше долговые обязательства и тем выше валовая прибыль перед уплатой налога. Чем выше доля заемного финансирования, тем выше будут выплаты процентов по обязательствам. В каждом проекте следует тщательно оценивать последствия различных схем и форм финансирования.


3. Государственная поддержка инноваций


Развитие науки в первой половине XX в. характеризовалось усилением регулирующих функций государства путем создания ведомственных научных институтов и лабораторий, увеличением доли бюджетного финансирования. Резко возросла степень огосударствления науки в период Второй мировой войны и послевоенные годы. Международные отношения определялись «гонкой вооружений», в основе которой лежали новейшие научно-технические разработки. Успехи во внедрении технологий двойного назначения обеспечивали высокую конкурентоспособность, лучшие возможности для экспортной экспансии и получения более высоких прибылей.

В настоящее время индустриально развитые страны направляют усилия на обеспечение долгосрочного и устойчивого экономического роста путем перехода на инновационный путь развития, который заключается в обеспечении взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы. Особое внимание уделяется информационным технологиям, микропроцессорной и энергосберегающей технике, новым материалам, нано- и биотехнологиям – всем стратегическим направлениям, которые связаны с использованием высоких технологий.

Развитые страны начали использовать науку как средство производства богатств. Область инновационной политики охватила структурные соотношения в системе «наука – производство»; формы и способы включения научно-технических результатов в хозяйственный оборот; ресурсное обеспечение сферы нововведений (включая систему непрерывного образования); организационно-правовые и экономические формы инновационной деятельности.

В связи с тем что создание и внедрение нововведений требуют объединенных усилий различных экономических и социальных сфер, инновационный путь развития невозможен без осуществления государственной поддержки. Для этого используются три схемы:

1. Прямое участие государства в реализации специальных целевых программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти; создание крупных национальных центров (лабораторий), находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей.

2. Предоставление субсидий и грантов для осуществления конкретных проектов в области науки, культуры, образования.

Грант является поддержкой или стимулированием государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами. Особенно часто грант используется в том случае, если результаты работ неопределенны или не могут в ближайшем будущем принести полезного результата [4, с. 92].

Для приобретения результатов исследований и разработок, которые могут принести государству непосредственную выгоду, заключается государственный контракт. Он дает право представителю государства контролировать и корректировать ход выполнения разработок.

Государственные субсидии предоставляются и на других условиях. В некоторых странах они выделяются с условием возмещения затрат государства только в случае достижения коммерческого успеха или составляют до 50% стоимости конкретных проектов. Безвозмездные субсидии бывают при отказе автора от особых прав на полученное знание – он регулярно отчитывается о ходе исследований, а все полученные результаты открыто публикуются.

3. Обеспечение частным предприятиям и лицам благоприятных условий для научно-технологических разработок. Частному бизнесу, вкладывающему средства в научные исследования и приобретение необходимого для этого оборудования, предоставляются разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через участие государства в акционерном капитале.

В ряде случаев заключается кооперативное соглашение, которое не требует, как и грант, заранее жестко заданного и сиюминутно полезного результата. От гранта это соглашение отличается тем, что это – форма совместного инвестирования, а затем раздела полученного результата между частным и государственным секторами. Соглашением четко определяются вклады участников соглашения и права, в том числе и право контроля со стороны государства.

Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. В связи с этим государственная поддержка стала более избирательной и концентрируется на конкретных направлениях, прежде всего имеющих важное значение для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке, развития малого и среднего бизнеса, совершенствования инфраструктуры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Развитие экономики, основанной на знаниях, процесс глобализации товарного и финансового рынков затрагивают и научно-техническую сферу, что создает для государственного регулирования новые проблемы. По данным ОЭСР, крупнейшие фирмы стран, входящих в эту организацию, около 20% своих исследований проводят за границей. Это вызвано тем, что фирмы привлекает высокая квалификация иностранных работников в сочетании с дешевой рабочей силой.

В условиях глобализации государство вынуждено отказаться от практики протекционизма и создавать среду, стимулирующую инновации и риск, приток иностранного капитала в инновационную сферу при соблюдении общих условий развития национального предпринимательства.

В России сохраняется доминирующая роль государства как источника ассигнований на научно-технические исследования и разработки. Из общих средств финансирования внутренних затрат на исследования и разработки, которые в 2003 г. составили 169,86 млрд. руб., доля государственных расходов равна 57,8%.

В целях дальнейшего стимулирования инновационных процессов в конце 2004 г. Правительство РФ определило механизм установления партнерских отношений государства с частным бизнесом, стимулирования вовлечения в экономический оборот результатов научно-технической деятельности и совершенствования защиты прав интеллектуальной собственности.

Правительство одобрило безвозмездную передачу прав на результаты научно-технической деятельности, полученные с привлечением государственных средств, прежде всего исполнителям работ, либо потребителям, либо «частным инвесторам, участвующим совместно с государством в получении этих результатов». Были решены вопросы о льготном налогообложении инновационных предприятий на начальной стадии работы и об упрощении процедуры взимания налогов и дифференциации налоговых ставок.

Налоговые преференции будут сосредоточены прежде всего в технопарках, технологических кластерах, инновационно-технологических центрах и в особых экономических зонах.

На решение задач по развитию инновационной деятельности повлияла и реорганизация федеральных органов власти в июле 2004 г. Были созданы новые органы исполнительной власти, подведомственные Министерству образования и науки РФ: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука), а также Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии), подведомственное Министерству информационных технологий и связи РФ. Создан Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию (Указ Президента России от 30 августа 2004 г. №1131). Этот консультативный орган определяет приоритетные направления научно-технической и инновационной политики, вносит соответствующие предложения, в том числе и по реформированию системы образования.


4. Поддержка туризма в мире и в России


Туристская деятельность – это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства, многих секторов его экономики. Их доходы значительно превышают поступления от традиционных сфер туризма (гостиницы, рестораны, транспорт и др.).

Основными задачами государства являются:

1) определение и разработка принципов политики в области туризма, программ их реализации, механизма контроля и исследования результатов деятельности (организация статистики, ведомственных исследований);

2) создание благоприятных условий для туризма, координация действий различных компаний, организаций и обществ для формирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды;

3) поддержка туризма и маркетинга через стимулирование инноваций и кооперации, формирование привлекательного образа страны.

Многие государства создают специальные национальные организации для продвижения различного рода инноваций в туризме – ОМТН (организации, занимающиеся маркетингом туристских направлений по терминологии Всемирной туристской организации: Visit Britain, Tourespana, Polska Organizacia и др.). Государственный сектор все чаще обращается к информационным технологиям и Интернету как средствам продвижения своего продукта – туристского направления.

В качестве примера можно привести Финляндию. Финский совет по туризму (Finnish Tourist Board – FTB) является государственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 странах. Финский совет по туризму одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересованными группами, общая цель которых направлена на максимальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментом для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии.

Особое значение этот совет придает «созданию уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу».

Развитие туристского бизнеса происходило по следующей схеме. В 1992 г. была создана информационная система туристского рынка (Market Information System – MIS). Первоначально она использовалась для нужд Финского совета по туризму, но скоро доступ к ней получили профессиональные пользователи страны. Одиннадцать приложений MIS охватывают спектр деятельности совета и все аспекты туристской отрасли. Приложение «Покупатели и СМИ» содержит информацию о всех туроператорах и турагентах, их адресах, перечень основных СМИ, продвигающих туристский продукт. Приложение «Планы маркетинга» информирует о всех маркетинговых планах, рекламных кампаниях и действиях всех отделений Финского совета по туризму на мировом рынке. Другие приложения MIS содержат статистические данные, общую информацию о представительствах и персонале Финского совета по туризму, его рабочих группах, документацию и переписку по семинарам и рабочим встречам, адреса клиентов. Одно из приложений используется как электронная доска объявлений для всех отделений Финского совета по туризму на мировом рынке.

В 1995 г. совместно с региональными туристскими организациями была создана база данных туристского продукта и услуг (на английском языке), охватывающая всю Финляндию, под названием PROMIS. Основной объем информации для базы данных поставляется и обновляется информационными провайдерами – партнерами PROMIS – и предприятиями малого и среднего бизнеса, лицензии которым провайдеры предоставляют бесплатно.

В 2001 г. национальная туристская организация Финляндии первой в мире начала продвигать национальную базу данных как услугу в соответствии с протоколом беспроводного доступа (Wireless Application Protocol – WAP). Эта база включает файлы с информацией о достопримечательностях, средствах размещения, событиях, турах и экскурсиях, телефонных номерах туристских бюро.

Базовые системы MIS и PROMIS финансируются Финским советом по туризму и являются бесприбыльными.

В 1990-х гг. в связи с широким распространением компьютеров ОМТН стали интенсивно использовать информационные технологии. Вначале это были замкнутые системы для обеспечения деятельности туристских и информационных отделов, сейчас же эти системы через Интернет охватывают конечных потребителей, которым доносят информацию о туристском продукте, его привлекательности и доступности по цене, легкости и простоте бронирования.

ОМТН, выступая посредником, работают, как правило, безвозмездно, финансируются государством, хотя и не избегают вовлечения в коммерческие операции (смешанные региональные и местные государственно-частные).

Информационная эра меняет стиль жизни. В недалеком будущем ОМТН не нужны будут представительства во всех крупных странах, поставляющих им туристов. Сейчас ОМТН устанавливают электронную связь с поставщиками туристского рынка в рамках региона и предоставляют им возможности самостоятельно обновлять информацию о своем продукте и его наличии; выступают посредниками в предоставлении всего ассортимента продуктов конкретного туристского региона (что особенно важно для мелких и средних предприятий) и электронных каналов (в онлайновом режиме или другим способом) туристским агентам и другим участникам рынка.

Для ОМТН развитие партнерских отношений открывает перспективы более широкого распространения своей информации по туристским регионам. В отрасли туризма существует больше посреднических организаций, чем в любой другой индустрии. К ним относятся туроператоры и турагенты, которые формируют туристские пакеты и занимаются распределением продукта от имени крупных поставщиков, какими являются владельцы гостиниц и авиакомпаний. Это позволяет ОМТН продавать свой продукт через коммерческих посредников на основе специальных договоров.

Особые экономические зоны – это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли[1].

Цель создания особых экономических зон – развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства.

Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы.

Предоставляется ряд налоговых преференций.

Система администрирования «одно окно» позволяет упросить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

В России пока нет достаточного числа компаний, обладающих потенциалом роста и способных стать привлекательным объектом для вложения венчурного капитала. Практически все действующие у нас в стране фонды предпочитают вкладывать средства не на начальной стадии развития компании, а на более поздних этапах. Инновационных компаний не так много, а растить их в течение 8–10 лет ни западный, ни российский капитал не готовы. До сих пор остаются нерешенными проблемы, с которыми сталкиваются и малые компании (отсутствие профессионального менеджмента, неравенство допуска компаний к источникам венчурных инвестиций, недооценка привлекательности венчурного капитала), и фонды (недостаток объектов для инвестиций, нехватка менеджеров, понимающих специфику осуществления инвестиций в высокотехнологичный бизнес).

С целью привлечения венчурных инвестиций в 2005 г. в различных регионах России впервые с участием государства создано 7 венчурных фондов. Предусмотрен общий объем инвестиций в эти фонды в размере 2 млрд. руб., в том числе по 500 млн. руб. из средств федерального и региональных бюджетов и 1 млрд. руб. – частных компаний. Будут создаваться закрытые паевые инвестиционные фонды для коммерциализации инновационных технологий, помощи в создании, продвижении на рынок проектов, нужных государству.

На рост инвестиций в инновационные процессы, в том числе в сфере туризма, может положительно повлиять принятый в июле 2005 г. Федеральный закон «О концессионных соглашениях», регламентирующий привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, эффективное использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений.

В России появились необходимые правовые условия государственно-частного партнерства, прозрачные и понятные для зарубежных инвесторов «правила игры». Привлекая средства частных инвесторов, государство тем самым может использовать и передовые управленческие технологии, кадровые и организационные ресурсы бизнеса.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления этой деятельности. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением.

Сторонами концессионного соглашения являются:

• концедент – Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

• концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два или более указанных юридических лица.

Объектами концессионного соглашения являются автомобильные дороги, железнодорожный, морской и речной транспорт, а также объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической организации отдыха и туризма, спортивно-оздоровительного и социально-бытового назначения [9, с. 48].


Заключение


Инновационная продукция – результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации.

Общая цель инновационной деятельности предприятия – выживание и развитие компании путем выпуска новых / улучшенных видов продукции и совершенствования методов её производства, доставки и реализации.

Политика Российской Федерации в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно – частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности.

Инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

В России пока нет достаточного числа компаний, обладающих потенциалом роста и способных стать привлекательным объектом для вложения венчурного капитала. Практически все действующие у нас в стране фонды предпочитают вкладывать средства не на начальной стадии развития компании, а на более поздних этапах.

В России появились необходимые правовые условия государственно-частного партнерства, прозрачные и понятные для зарубежных инвесторов «правила игры». Привлекая средства частных инвесторов, государство тем самым может использовать и передовые управленческие технологии, кадровые и организационные ресурсы бизнеса.


Список литературы


Федеральный закон РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». №116-ФЗ22. От 22.07.2005 г.

Аньшин В.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003

Басенко А.М. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей. – Ростов-на-Дону, 2002. – 272 с.

Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Инновационный менеджмент: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2006. -144 с.

Вайнштейн С.Ю., Кузьменко М.А. Организация производства услуг на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства): Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2005

Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

Новиков В.С. Инновации в туризме: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года // http://ctt.msu.ru/laws

Сидорина Т.В., Кочетова Л.М. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме: Учебно-методический комплекс. Новосибирск: НГУЭУ, 2008

Похожие работы:

  1. • Концепции гостеприимства
  2. • Инновационный менеджмент
  3. • Экономический кругооборот
  4. • Глобализации, инновации и интернет-технологии в сфере ...
  5. • Инновационный менеджмент
  6. • Анализ и применение инновационного менеджмента для ...
  7. • Организация исполнительного менеджмента
  8. • Приемы инновационного менеджмента
  9. • Инновационный потенциал менеджмента
  10. • Билеты по инновационному менеджменту за осенний семестр 2000 ...
  11. • Коммуникации в инновационном менеджменте
  12. • Опыт инновационного менеджмента в международном ...
  13. • Основы инновационного менеджмента
  14. • Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента. Этапы ...
  15. • Государственное регулирование инновационной деятельности
  16. • Инновационный менеджмент
  17. • Инновационная деятельность фирм
  18. • Сущность инновационного менеджмента
  19. • Инновационные направления развития туризма
Рефетека ру refoteka@gmail.com