Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Роль финансов в регулирование экономики Республики Беларусь

Введение


Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Для развития экономической науки данная тема весьма актуальна, так как экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отвечающих структуре его использования, то есть обеспечивают сбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостным аспектами процесса национального производства.

Поскольку финансы - это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Республики Беларусь возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обуславливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства.

Республика Беларусь переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов, поэтому актуальность данной темы очевидна, ведь только хорошее знание деятельности финансов, а также рычагов воздействия на экономику позволят удержаться на плаву даже в сложнейших условиях финансово- экономического кризис.

Целью данной курсовой работы является изучение роли финансов в регулирование экономики Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо детально рассмотреть следующие задачи:

предпосылки и возможность использования финансов для обеспечения производственного процесса;

направления использования финансов в общественном производстве;

роль звеньев финансовой системы в регулировании экономики.

Материалами для данной курсовой работы служили периодические издания, учебно-методические материалы современных авторов, а также нормативные документы: указы и законы.

1.Обзор литературы


Беларусь ѕ одно из экономически развитых государств СНГ. В ее экономике доля промышленности составляет около 1/3 объема национального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт. Важную роль для национальной экономики играет иностранный капитал. Основой для его функционирования в Республике является Закон “Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь”.

В современных рыночных условиях уровень развития мирового финансового рынка определяет состояние экономики, ее интеграционных процессов, а также возможностей национальной экономики, отмечает Дрозд Н.[4].

Перспективы сохранения экономического роста в значительной степени зависят от возможностей финансовой сферы содействовать этому, а также противостоять различному роду негативным внешним факторам (шокам). В качестве основных угроз поступательному развитию экономики в кратко- и среднесрочной перспективе выступают именно внешние условия, а также слабость национальной финансовой сферы, указывает Вольская А.А. [3].

Пинигин В.В. [13] отмечает, что начиная с 4го квартала 2008г. экономика Беларуси столкнулась с существенными трудностями, вызванными мировым финансово- экономическим кризисом. В своей новейшей истории суверенное государство впервые имеет такие серьезные проблемы. Нынешний финансово- экономический кризис носит глобальный характер, и это приводит в большинстве стран мира к падению производства, сокращению занятости и доходов и как следствие, к снижению благосостояния народа.

Чтобы понять причины и последствия финансово- экономического кризиса следует обратиться к истокам его возникновения.

По мнению Прокоповича П.П.[15], истоками мирового финансового кризиса стала монетарная политика финансовых властей США, приведшая к формированию избыточной ликвидности на рынках; активное ипотечное кредитование населения без должного учета его долгосрочной платежеспособности; недостаточная степень регулирования национальных финансовых рынков (прежде всего американского) и крупнейших финансовых институтов. Степень влияния экономики США на мировую экономику (а это 21% мирового ВВП по ППС) и роль доллара США как мировой валюты способствовали тому, что национальные проблемы Соединенных Штатов приобрели глобальный характер.

«Другой особенностью американской модели стало формирование фиктивного капитала, когда самовозрастающая денежная стоимость создавалась, не заходя в сектор реальных экономических отношений. Долларизация глобальной финансовой системы давала возможность американской нации десятилетиями существовать в долг. Так что, если называть вещи своими именами, эта страна давно банкрот» - высказался Никитенко П.Г. [9].

Как отмечает Пелих С.А.[12], признаки кризиса начали проявляться лет семь назад. Прежде всего, это выразилось в том, как стремительно росла задолженность американской экономики. Только задолженность граждан там превышает 200тыс. долларов на каждого, включая младенцев, а в целом долг американской экономики достиг астрономической суммы в 30 трлн.долларов. А тут еще крупные держатели долларов в лице Европы, азиатских стран, арабских государств стали претендовать на приобретение реальных активов в США. И талантливые, надо признать, американские финансисты сконструировали финансовый кризис, используя для этого такой традиционно пользующийся доверием механизм, как ипотека. Сейчас появились первые сообщения, что американская экономика уже списала с себя более 3 трлн. «горящих долларов».

Современный кризис, по мнению Чернявского Ф.И. [23], обладает рядом особенных черт- прежде всего своим глобальным характером, но рецепты борьбы с ним вряд ли будут какими –то особенными. И отмечает, что продуктивнее всего бороться с данным кризисом в одиночку. В ЕС каждая из стран принимает собственные антикризисные программы, поскольку задачей является наполнить экономику таким количеством денег, чтобы потребители поверили в безопасность дальнейших трат, банкиры – в надежность финансовой системы, а промышленники смогли получить доступ к источникам пополнения оборотных средств.

Загашвили М.Р.[5] в своей статье отмечает, что сужение способности США влиять на происходящие в мире процессы связано «с пассивным сопротивлением лидерским импульсам со стороны малых и средних стран». В будущем произойдет не смена лидера, а изменение силовой структуры международной системы: однополярный мир после непродолжительного по историческим меркам периода канет в лету, на смену придет многополярный или бесполярный мир. Последний будет характеризоваться наличием большого количества значимых субъектов международной системы, среди которых растущее влияние будет принадлежать коммерческим и некоммерческим организациям, а сама это система приобретет черты сетевой структуры.

Прокопович, П.П. [15] указывает, что влияние мирового финансового кризиса на экономику Республики Беларусь, если сравнивать с другими странами, носит ограниченный характер. Вместе с тем вторичные эффекты, связанные с воздействием кризиса на реальный сектор экономики, стали оказывать заметное отрицательное воздействие как на финансовый, так и нефинансовый сектор экономики нашей страны.

По мнению Никитенко П.Г. [9], глобальные трудности коснуться Беларуси в первую очередь в связи со снижением совокупного мирового спроса. Скорее всего, будут затронуты все сферы белорусского экспорта. Предстоит решить: может быть, от какого-либо рынка стоит отказаться, если на нем невозможно нормально воспроизводиться, а может быть имеет смысл даже какое-то время поработать без прибыли, довольствуясь одним лишь доходом и зарплатой, зато сохранить партнерские связи.

Для того чтобы выработать меры государственного регулирования в условиях мирового финансово- экономического кризиса, необходимо знать каналы его воздействия на экономику Беларуси и определить угрозы, которые в связи с этим возникают, пишет Пинигин В.В [13]. Как представляется, особого внимания требует следующие 4 канала:

мировой фондовый рынок, на котором происходят резкие негативные изменения;

мировой валютный рынок, характеризующийся волатильностью кросс- курсов валют;

мировой рынок кредитных ресурсов, обозначивший тенденцию ограничения доступа отечественных субъектов к внешним кредитным ресурсам ;

мировой рынок товаров и нефинансовых услуг, показывающий снижение конъюнктуры рынка, что выражается в уменьшении спроса на товары и услуги в результате недостатка ликвидности и ведет к рецессии.

Федоров В.П. [17] отмечает, что при всех национальных особенностях общественного воспроизводства экономическое регулирование в странах носит схожие черты и характеризуется так называемым магическим многоугольником, который для краткости часто сводится к четырехугольнику: экономический рост, приемлемый уровень инфляции и безработицы, положительное внешнеэкономическое сальдо. Обострение любого из углов влечет за собой ответные меры правительства, и таким образом ему удается держать в более или менее удовлетворительном состоянии народное хозяйство в целом

В. Почекин [14] в своей статье пишет, что финансы способствуют перерастанию локальных кризисов в глобальные, приводящие к инфляционным и курсовым всплескам, замораживанию денежных выплат, невыполнению долговых обязательств, а иногда к деноминации или замене национальной валюты. И отмечает, что устойчивость финансовой системы зависит от пороговых значений различных финансовых индикаторов:

уровень дефицита бюджета (консолидируемого, государственного)- до 20% в течении года;

стабильность цен (т.е. годовой уровень инфляции)- не более 50% в течение одного-двух лет;

золотовалютный запас страны (который способен подавить всплески курса иностранных валют, непредвиденные государственные расходы) – не ниже 10% ВВП, не ниже 25% денежной массы, находящейся в обращении;

внешний долг страны (величина долга к уровню ВВП или бюджету) –не более 20% нагрузки на бюджет в течение года, не более 5% национального богатства;

внутренний долг – (покрыть выпуском гарантированных государственных ценных бумаг либо за счет национального богатства, золотовалютного запаса)- не более 75% ВВП при продолжительности периода возврата долга не менее 10лет, не более 20% нагрузки на бюджет в течение года;

дефицит платежного баланса (превышения импорта над экспортом) – не более 50% в течение года;

налоговое бремя (суммы налоговых изъятий к доходам)- не более 50%.

Превышение пороговых значений способно привести к полному подрыву финансовой системы в виде дефолта, финансового краха только в случае, когда приближение к пороговым значениям не сопровождается принятием мер по преодолению возможных последствий финансового кризиса, отмечает в статье «Безопасность финансовой системы в новых условиях» В. Почекин [14].

В текущем году негативное влияние мирового кризиса на нашу экономику стало более ощутимым.

Уровень инфляции за 9 месяцев текущего года составил 7,3%, планируемый уровень инфляции на конец 2009года составляет 9-11%.

Согласно данных Экономического бюллетеня НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь на конец 2008 года наблюдался профицит бюджета – 6 765,5 млрд. руб. , или 5,8% к ВВП. Существенное превышение доходов бюджета над расходами вызвано отставанием в выполнении плана по расходам.

Финансирование дефицита республиканского бюджета в течение года осуществлялось за счет внутренних и внешних источников. Одним из способов привлечения средств для этой цели был выпуск и размещение государственных ценных бумаг.

Экспорт товаров и услуг за январь-февраль 2009год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал на 40,5%,а их импорт- на 32,9%.

Сокращение внешнего спроса на белорусскую продукцию привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту запасов готовых изделий на складах, ухудшению финансовых результатов работы предприятий страны. ВВП только за январь-февраль вырос лишь на 2,3% (за аналогичный период прошлого года рост ВВП составил 10,3%). По сравнению с январем 2008года выручка от реализации уменьшилась на 16,5%. Прибыль от реализации сократилась на 44,9%, отмечает министр финансов РБ Харковец А. [21].

Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами приблизилось, пишет Харковец А. [21], к 500 млн.долл. США, заметно ухудшились условия торговли с основным партнером –Россией. Такие экономические процессы, естественно, повлияли на состояние бюджета страны.

Налоговая нагрузка в 2008 году составила 47,6% к ВВП. В соответствии с оценками Всемирного банка, Беларусь последние годы занимает первое место в мире по сложности налоговой системы(Налоги уплачиваются в РБ в соответствии с «Перечнем налогов, сборов(пошлин), уплачиваемых в бюджет в РБ и неналоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды»).

По состоянию на 1 января 2009года валовой внешний долг составил 14,8 млрд.долл. США, или около 24,6% годового ВВП. Эта величина находится в пределах экономически безопасного уровня.

В этих условиях требуется существенная корректировка экономической политики и механизмов ее реализации. Выбор форм и содержания регулирования экономики является результатом действия многих факторов и предпосылок, важнейшие из которых - эффективность производства и конкурентоспособность экономики . Методы и механизмы регулирования при этом должны зависеть от решаемых обществом задач, учитывать социально-экономическую ситуацию в стране и за рубежом, обеспечивать максимальную эффективность использования имеющихся ресурсов. В связи с этим формы и содержание регулирования экономики в условиях кризиса значительно отличается от тех, которые сформировались в условиях стабильной финансово-экономической и социальной ситуации в стране. Кризис накладывает отпечаток на выбор кратко-, средне- и долгосрочных целей и задач, а также механизмов их достижения, считает Пинигин В.В. [13].

Работа по противодействию негативным последствиям мирового финансово- экономического кризиса в Беларуси носит комплексный характер и охватывает все сферы экономики страны. Правительством приняты меры по укреплению финансовой стабильности: повышена ставка рефинансирования, снижены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов.

При осуществлении бюджетных расходов в 2009 году следует также учитывать непредсказуемость развития экономической ситуации В первую очередь это должно выражаться в оптимизации бюджетного финансирования. Принятый республиканский бюджет уже подвергся корректировке: в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г.№712 установлен его нулевой дефицит. Существенные изменения были внесены в доходы и расходы, включая объемы трансфертов, и выдержать целевой показатель нулевого дефицита. Доходы и расходы бюджета предполагалось сократить примерно на 20% по сравнению с первоначально утвержденным планом. Мерой, которая позволит ограничить возможные риски внутри страны, должно стать принятие концепции управления совокупным внешним долгом, отметил Харковец А.[21].

В качестве мер оперативного реагирования со стороны Министерства финансов были предприняты шаги по экономии бюджетных средств, ужесточению процедур их выделения, ограничению непервоочередных бюджетных затрат. В ходе проводимой работы для бюджетных организаций, финансируемых из республиканского бюджета. Такой подход обеспечил равномерное ежемесячное бюджетное финансирование в течение всего года. А высвободившиеся в результате ресурсы направлены в финансовый резерв для безопасного финансирования расходов бюджета в 2009 году. С целью рационального использования ресурсов Министерством финансов запрещено авансирование импортеров. В результате сэкономлены бюджетные средства в размере 1 трлн.руб., пишет Хотько А.В.[22].

Макроэкономическая политика в 2009 году должна обеспечивать баланс в решении двух задач- поддержки и стимулирования спроса на продукцию отечественных производителей и обеспечения приемлемого уровня инфляции, определенного годовым прогнозом социально-экономического развития.

Важным вектором текущей макроэкономической политики является проведение ответственной налогово- бюджетной политики при постепенном снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования и население. государство также взяло на себя обязательство полной сохранности денежных средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах в банках страны, пишет Пинигин В.В.[13].

Увеличение внутреннего спроса на отечественные товары требует наращивания денежного спроса в национальной валюте, что, однако, может противоречить задаче финансовой стабильности – создавать угрозу глубокой девальвации и инфляции, а с ними – стагфляции в экономике. Для обеспечения стабильности необходимо наращивать денежное предложение в строгом соответствии с потребностями функционирования экономики, максимально канализируя движение денежной массы в интересах отечественных производителей, не допуская необоснованного спроса на валюту и роста цен.

Важную роль в обеспечении макроэкономической стабилизации должны сыграть политика дедолларизации экономики и повышения доверия к белорусскому рублю как средства сбережения. На реализацию этой цели следует направить валютную политику, соблюдая мягкую привязку белорусского рубля к корзине из трех валют. Курсовая стабильность белорусского рубля представляется одним из якорей в замедлении инфляции.

Никитенко П.Г.[10] отмечает, что действенным инструментом стимулирования деловой активности в период экономических спадов является снижение налогов. Уровень налоговой нагрузки в Беларуси остается самым высоким в мире, что неблагоприятно отражается на конкурентоспособности белорусских предприятий и ограничивает экономический рост .

Унгур Д. [16] выделяет два способа финансирования экономических субъектов. Первый –получение финансирования от банков – (косвенный) способ финансирования, предполагающий наличие развитой системы финансовых институтов, специализирующихся на традиционных депозитно- кредитных операциях. Банки представляют определенный класс экономических субъектов и наделены широкими полномочиями от органов денежно- кредитного регулирования по привлечению и размещению денежных средств прочих финансовых инструментов. Второй –посредством выпуска финансовых инструментов на финансовые риски.

По мнению Дрозда Н. [4], активное участие в повышении эффективности системы поддержки предприятий необходимо принять Министерству финансов. Управления, курирующие финансы отраслей реального сектора экономики, должны оперативно реагировать на ухудшение экономических показателей предприятий, давать объективную предпосылку их развития и предлагать наиболее результативный механизм поддержки таких предприятий. Не должна повториться ситуация, когда невыполнение заявленных бизнес-планов становится причиной «проедания» государственных средств.

Важным инструментом финансовой поддержки предприятий реального сектора экономики, наряду с бюджетной поддержкой и банковским кредитованием, должен стать развитый финансовый рынок. Начата работа над проектом Концепции развития финансового рынка Республики Беларусь на 2009-2015гг., который будет служить ориентиром для подготовки планов развития отдельных сегментов финансового рынка.

«Сейчас сложное время для экономики. Мы должны понимать, что, поддерживая реальную экономику, мы тем самым способствуем более полному наполнению бюджета доходами. В этом плане мы будем продолжать ту политику, которую активно реализует правительство», - отметил министр финансов. «Мы планируем поддерживать прежде всего те производства, те предприятия, которые несут в себе инновационный характер, а также те, которые способны выпускать экспортоориентированную продукцию», - сообщает Андрей Харковец. «Прямая поддержка в виде финансовой помощи и бюджетных кредитов будет осуществляться только по уже принятым решениям Президента и правительства», - пояснил он [25].

По мнению Дрозда Н. [4], тип финансовой системы является определяющим в процессе перераспределения и регулирования денежных ресурсов в экономике. Экономические субъекты могут регулировать потребности в ликвидности созданием новых долгов; получением финансирования от финансовых посредников и принимая на себя обязательства других экономических субъектов.

В условиях развивающегося финансово-экономического кризиса следует выделять понятие хрупкой финансовой системы. По мнению Каллаур П.В. [7], это такое состояние финансовой системы, в котором она неэластична к негативным воздействиям и даже при самых незначительных негативных шоках переходит в состояние финансовой дестабилизации.

В рамках продуманной государственной финансовой политики, в том числе в отношении финансовых рынков, такой показатель, как доля финансового сектора в произведенном ВВП, может выступать одним из основных критериев развития национальной финансовой системы и эффективности ее функционирования, отмечает Вольская А.А. [3].

По мнению Каллаура П.В. [7], привлечение внимания участников финансовой системы к проблемам поддержания финансовой стабильности позволяет выходить на новый уровень понимания финансовых процессов и совершенствовать методологию анализа финансовой стабильности. Кроме того, углубление общественной дискуссии по актуальным проблемам финансовой стабильности является инструментом профилактики финансовой дестабилизации, поскольку в данном случае действует принцип «предупрежден - значит вооружен».

Мы согласны с Никитенко П.Г.[10] по поводу того, что сегодня все очевиднее становится своеобразная аксиома: мудрость и искусство управления жизнедеятельностью людей в решающей мере зависят от разума народа и в первую очередь, кадров власти, от рационального использования и оптимизации совокупного потенциала обоих полушарий головного мозга – правого(стабилизационного) и левого (динамического)- и, образно говоря, «двух рук»- правой, которую называют «невидимой рукой рынка» и левой «видимой рукой» государственного регулирования политико- экономического механизма. Сегодня необходимость разумного использования обоих полушарий мозга и «рук» в очередной раз убедительно демонстрирует настоящий кризис.

По нашему мнению, работая в условиях мирового финансово- экономического кризиса, Республика Беларусь должна накопить опыт и извлечь для себя уроки, которые позволили бы в будущем избежать аналогичных проблем.


2. Объективные предпосылки и возможность использования финансов для обеспечения производственного процесса


Возникновение финансов произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Исторический характер финансов как объективной экономической категории прежде всего подтверждает постоянство их сущностных характеристик, изменяющихся кардинально со сменой общественно-экономической формации. Финансы всегда имеют одну цель — создание эффективной системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих выполнение государством его функций.

Если говорить о финансах, как источнике обеспечения производственного процесса, следует рассмотреть понятие «финансы» более детально.

Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), орудие контроля образования и использования фондов денежных средств.

Национальный доход выступает главным источником денежных фондов страны. Он представляет собой вновь созданную стоимость, т.е. стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и предметов труда (средств производства).

Объем национального дохода определяет возможность удовлетворения общегосударственных потребностей и роста общественного производства. Именно с учетом размера национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура.

Валовой внутренний продукт — это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

Рассматривая стадии движения валового внутреннего продукта (ВВП) и постигая природу и место финансов в совокупности производственных отношений, нельзя не заметить, что в процессе создания ВВП складываются отношения, обусловленные производственно-технологическими и организационными особенностями процесса труда, сугубо технологическим его разделением. Происходит самодвижение продукта внутри предприятия от одного рабочего места к другому, от участка к участку, от цеха к цеху — до получения готового продукта. Каждый реальный продукт в каждом промежуточном звене технологической цепочки имеет свою денежную оценку. Их сумма составляет стоимость продукции на конечной стадии. После завершения производства начинается стадия распределения созданного продукта через сумму цен и выручку от реализации совокупной продукции.

Если в производственно-технологическом процессе денежная оценка материально-вещественного содержания продукта происходит параллельно, то на стадии распределения в движении созданного продукта начинается обособление его стоимостной и вещественной форм, относительно самостоятельное проявление получают финансы, образуются доходы и накопления, создаются денежные фонды.

Стоимость созданного ВВП определяют по известной формуле


ВВП = С + V + М,


где С — фонд возмещения израсходованных средств производства,

V — фонд заработной платы,

М — чистый доход.

Денежная оценка показателя С обеспечивает параллельный процесс движения материально-вещественного продукта в период простого воспроизводства и не относится к финансовым отношениям. Показатель V представляет цену рабочей силы, использованной в производственном процессе, и также не относится к финансовым отношениям. А вот обособившаяся от производства натурально-вещественного продукта стоимостная часть М в форме чистого дохода влияет на доходы, накопления, денежные фонды. В этой части вновь созданного ВВП кроется суть финансовых отношений, начало действия функции финансов и их взаимодействия в процессе кругооборота фондов с целью повышения эффективности их использования.

Если через С + V происходил и обеспечивался процесс простого воспроизводства средств производства и рабочей силы, то через М посредством создания денежных фондов обеспечивается расширенное воспроизводство этих же элементов воспроизводственного процесса и формирование фонда централизованных ресурсов государства.

Заметим, что в стоимости созданного ВВП два его элемента — С и V — имеют денежную оценку, но не являются финансовыми. Лишь чистый доход общества, его выделяемая обособленная часть М, относится к финансам. Именно обособленность и самостоятельность этой части ВВП характеризуют специфику финансов и их место в системе производственных отношений.

Как известно, валовой внутренний продукт проходит ряд стадий движения: производство, распределение, обмен и потребление. Финансы выступают как особая форма производственных отношений, отражающая их важнейшую составную часть —распределительные отношения. Они функционируют здесь посредством денег, т.е. в практике взаимоотношений по распределению и перераспределению валового внутреннего продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с формированием и использованием денежных фондов, образуют финансовые отношения.

К ним принято относить денежные отношения, которые возникают:

между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;

между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;

между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов, а также при финансировании из бюджета ряда затрат;

между государством и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки, выплаты пенсий, пособий и т.д.;

между хозяйствующими субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов, а также процентов за пользование указанными кредитами;

внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств

между правительством Республики Беларусь и правительствами других стран и Международными финансово-кредитными организациями (Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции развития и др.) по поводу получения и погашения кредитов, уплаты и получения процентов за пользование кредитами;

между отдельными звеньями бюджетной системы;

между хозяйствующими гражданами и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении из страховых фондов ущерба при наступлении страховых риском.

Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечивать производственный процесс, а также выполнение всех функций государства, а также осуществлять контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы — это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления, населения. Их можно физически ощутить, подсчитать, сжечь, закопать в землю (имеется в виду наличные деньги) и т.д. Источниками финансовых ресурсов являются:

на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизационные отчисления, доходы от реализации ценных бумаг, кредиты коммерческих банков, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным признаком финансов является то, что финансовые отношения связанны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. При этом формы и методы меняются в зависимости от изменения социальной природы общества.

Исходя из всего сказанного выше необходимость использования финансов для обеспечения производственного процесса объясняется следующими причинами:

существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги. Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег - обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно считать потребности государства т субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития;

без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую структуру экономики, стимулировать развитие производства;

наличием государства. С появлением государства возникли налоги как финансовая основа его существования. Поскольку государство выполняет ряд функций, то оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами. А эти ресурсы могут формироваться только посредством финансов.

Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису; их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер финансов.


3. Основные направления использования финансов в общественном производстве


Производство – важнейшее условие существования человечества. Существует два вида непрерывного производства: производство общественного продукта и производство будущей рабочей силы. Первый вид состоит из четырех стадий, причем невыполнение хотя бы одной из них приводит к прекращению данного процесса.

В процессе производства при взаимодействии капитала, т. е. основных и оборотных фондов, и рабочей силы осуществляется создание стоимости и потребительной стоимости продукта. Стоимость совокупного общественного продукта за вычетом фонда возмещения материальных затрат образует источник первичных доходов и накоплений субъектов экономических отношений – ВВП. Причем каждый участник производственного процесса имеет свою долю ВВП: для хозяйствующих субъектов – это валовая прибыль экономики, для государства – налоги, для работающего населения – оплата труда с отчислениями, т.е. происходит распределение ВВП по субъектам экономических отношений. С образованием первичных доходов начинается процесс их перераспределения через бюджетную и кредитную системы, в результате которого формируются конечные «чистые» доходы, или собственные финансовые ресурсы субъектов экономических отношений в виде целевых денежных фондов (фондов накопления и потребления), являющихся основой удовлетворения разнообразных потребностей. Финансы – инструмент стоимостного распределения общественного продукта, т.е. областью возникновения и функционирования финансов является стадия «распределение». Именно в ходе распределения образуются потенциальные предпосылки для будущего удовлетворения потребностей, и происходит это в стоимостной форме. Благодаря обмену появляются уже реальные возможности для удовлетворения потребностей на основе приобретенных потребительных стоимостей, наблюдается смена форм стоимости в результате купли-продажи. Конечное потребление – завершающая стадия производственного процесса, осуществляющая удовлетворение личных, общественных и производственных потребностей, реализацию потребительной стоимости продукта.

Использование финансов в общественном производстве полнее всего раскрывается через функции, которые они выполняют:

аккумуляция денежных средств и создание денежных фондов;

распределение и использование денежных средств.

Распределение НД заключается в формировании первичных (основных) доходов, к которым относятся доходы занятых в материальном производстве: прибыль и зарплата. Далее НД подвергается перераспределению, и формируются вторичные производственные доходы в отраслях непроизводственной сферы. Распределение отхватывает собой все уровни и звенья народного хозяйства, т.е. государственный, региональный, местный уровни по территориям; внутри отраслей; между отраслями – производственными и непроизводственными и т.д.;

производственная функция.

Благодаря распределительной функции финансы обслуживают производственный процесс в целом. При этом они активно воздействуют на все его стадии, прежде всего, на предприятии с помощью формирования фондов на реновацию (полное восстановление), обеспечивается восстановление (возмещение) стоимости расходных средств производства, образуются доходы в различных формах. Этим обеспечивается производство на микроуровне. На макроуровне в зависимости от типа экономической системы государство в той или иной степени регулирует производство в целом народного хозяйства. Если в командной экономике государство через бюджеты всех уровней финансирует все производственные процессы на любом уровне, то в рыночной экономике производство в основном осуществляется на саморегулируемой основе, и лишь частично через разработку целевых государственных программ государство пытается реализовать какие-то свои приоритеты. При чем в целевых программах роль прямого бюджетного финансирования не велика по сравнению с косвенными экономическими мерами воздействия;

контрольная функция.

Финансы, связанные с движением стоимости общего продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы и фонды отображать производственный процесс в целом и различные его фазы (финансы являются удобным инструментом). Следовательно, финансы способны постоянно «сигнализировать» о разных неполадках, отклонениях в ходе производственного процесса. Отсюда и возникает сама возможность контроля. Финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания налогов, других видов поступления в бюджеты, за соблюдением пропорций, за определение налоговой базы, за использованием льгот, сроками поступлений и т.д. При расходовании фондов контролируется эффективность использования средств и их целевая направленность;

регулирующая функция.

Государство через финансовые рычаги (налоги, ставки сборов, пошлины, формы расчета через налоги и т.д.) воздействует на деятельность предприятий и отраслей в стимулирующем или в запретительном отношениях.

Особенно велика роль финансов в расширенном производстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.

Расширенное производство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в производстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на производственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику. Существуют различные рычаги регулирования: на макроуровне – бюджетная, кредитная система, страхование и т.д., на микроуровне – финансы предприятий. Регулирование финансовых ресурсов происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и бюджетное финансирование.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы. Государственные финансы, и, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на этой основе рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного производства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

Несмотря на резкое снижение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства для предприятий в рыночной экономике облегчаются вследствие возросшей доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся амортизации в результате переоценки основных фондов, возможностей привлечения банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке.

В недавнем прошлом в рамках административно-командной системы роль финансов была незначительной и сводилась, как правило, к контролю за сбором налогов. При этом вся прибыль организаций изымалась, а при необходимости денежные средства выделялись из государственного бюджета.

В рыночных условиях роль финансов в расширенном производстве существенно возросла. В рамках использования финансов в общественном производстве следует выделить три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

финансовое обеспечение потребностей расширенного производства, предполагающем покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных и привлеченных средств);

финансовое регулирование социальных и экономических процессов, представляющем собой изменение темпов роста отдельных структурных подразделений с целью перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества;

финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов, осуществляемом через эффективное вложение финансовых ресурсов, создание поощрительных фондов, использование бюджетных стимулов и финансовых санкций.

Финансовая система строится на финансовых отношениях, охватывающих такие сферы экономических денежных отношений, которые опосредуют кругооборот децентрализованных денежных фондов организаций разных форм собственности, а также связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, аккумулирующихся в бюджетной системе.

Финансы, являясь частью финансового механизма, тесно связаны с процессом производства, который существует в разных экономических формациях, непосредственно связаны с товарно-денежными отношениями и государством, представляют собой, прежде всего, стоимостную категорию, осуществляют распределение (на уровне микроэкономики) и перераспределение (на уровне макроэкономики) ВВП и национального дохода.

Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что налоговая политика в настоящее время не стимулирует расширенное производство.

Финансы выступают важным элементом производства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что каналы использования финансов разнообразны, а функционирование общественного производства и самого государства немыслимо без участия финансов.

4. Участие звеньев финансовой системы в регулировании экономики


Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним. Неравномерность развития экономики приводит к тому, что отдельные ее звенья вырываются вперед, другие - отстают в своем росте. Между тем нормальное функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого.

Стабильное экономическое развитие, высокий уровень занятости населения, управляемая инфляция, внешнеэкономическое равновесие являются целями экономической политики любого государства. Это предполагает государственное вмешательство в экономику, которое выражается в регулировании поведения участников общественного производства и осуществляется как посредством административных методов, так и косвенных (экономических) среди которых финансовым инструментам принадлежит решающая роль.

Среди финансовых методов, с помощью которых государство воздействует на экономику, наиболее распространенными являются бюджетные, связанные с государственными расходами, и налоговые(В РБ регулирование экономических отношений осуществляется в соответствии с Указом Президента РБ от 17.11.2008г №618 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» ). Так расширяя объем государственных капитальных вложений, государство вызывает спрос на оборудование, материалы, рабочую силу, что в свою очередь, дает импульс росту производства, увеличению частных инвестиций, оживлению хозяйственной конъюнктуры. Финансируя развитие производственной инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, телерадиокоммуникации), государство создает более благоприятную среду для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности (В Республике Беларусь для осуществления такой деятельности принято ряд нормативных документов: одним из которых является Указ Президента РБ от 21 мая 2009г. №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»). Это способствует снижению издержек производства, росту накопления капитала в государственном и частном секторах.

В регулировании экономики принимают участие все звенья финансовой системы, что проявляется, прежде всего, в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета. У предприятий решающая часть финансовых ресурсов используется на формирование оборотных производственных фондов, на потребности социального характера и др. Средства государственного бюджета могут направляться на финансирование приоритетных отраслей, на содержание учреждений и организаций непроизводственной сферы (здравоохранение, образование, культура и др.). С учетом сказанного, можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы, но имеющим определенные отличия. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции.

Если главным инструментом воспроизводственного процесса предприятий являются финансы предприятий, то стратегическое регулирование экономики (отраслевые и территориальные пропорции, обеспечение структурных сдвигов в экономике, формирование государственных резервов, рост эффективности общественного производства и т. д.) обеспечивается налоговым, бюджетно-финансовым и денежно-кредитным регулированием.

Регулирование экономики происходит, прежде всего, посредством саморегулирования. Оно характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами участники производства. Саморегулирование базируется на свободе субъектов хозяйствования, в выборе ими своих партнеров и форм взаимоотношений с ними, самостоятельном распоряжении продуктами своей деятельности и т.п. Но такая свобода в методах формирования финансовой базы не безгранична. Она регулируется деятельностью различных организационных структур, способствующих установлению цивилизованных взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса.

Регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственных финансов — для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.

Межтерриториальное распределение финансовых ресурсов способствует преодолению отсталости отдельных регионов, выравниванию уровней экономического и социального развития территорий, совершенствованию отраслевой структуры народного хозяйства.

Бюджеты местных органов власти, наряду с внебюджетными фондами, входят в финансы местных органов власти. Как правило, возможности последних ограничены, и для финансирования своей деятельности они получают дотации в виде субсидий от Правительства.

Финансы субъектов хозяйствования обслуживают материальное производство. При их участии создается валовой внутренний продукт (ВВП), распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства.

Финансы домашних хозяйств играют значительную роль в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей; денежные сбережения могут быть инвестированы на финансовом рынке в виде операций с государственными и корпоративными ценными бумагами.

Внебюджетные денежные ресурсы используются строго по назначению - для финансирования целевых программ, как правительством, так и региональными и местными органами власти.

Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения.

Государственный бюджет - представляет собой самый крупный денежный фонд, используемый для финансирования деятельности государства. С его помощью государство оказывает воздействие на многие хозяйственные процессы. За счет госбюджета содержится армия, милиция, здравоохранение, наука, осуществляется защита окружающей среды (В РБ принят Закон РБ от 13.11.2008г № 450-3 «О республиканском бюджете на 2009год», также Постановление Совмина РБ от 13.02.2009г №190 « О мерах по реализации Закона РБ «О республиканском бюджете на 2009 год»).

Доходы и расходы государства распределяются соответственно по бюджетам разного уровня: центральных властей - самые крупные доходы и расходы, - региональных и местных. Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы их использования.

Доходная часть госбюджета формируется в основном из налогов. В большинстве стран сегодня они составляют до 80-90% всех доходов государства. Определенную роль в доходах также играют и два других источника - государственные займы и эмиссия бумажных и кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных ценных бумаг, приносящих процент. К эмиссии бумажных и кредитных денег государство прибегает, когда его доходы не покрывают расходов.

С помощью сбора налогов государство осуществляет решение основных возложенных на него функций и задач. Налоги - это принудительные, безвозмездные и обязательные платежи, которые платят в доход государства юридические и физические лица.

Расходы на экономику и социальные потребности производятся путем государственных закупок и трансфертных платежей. Закупая товары и услуги, государство осуществляет перераспределение ресурсов от частного к общественному потреблению.

Используя другой вид расходов - трансфертные платежи (трансферт означает "передавать"), государство производит социальные выплаты особо нуждающимся слоям населения - по социальному страхованию и обеспечению, пенсий по старости, пособий на детей, по инвалидности и безработице, пособий по беременности и т.п. Через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Определенная часть населения с помощью государства получает возможность потреблять оплаченные обществом товары.

При недостатке средств (от сбора налогов и эмиссии бумажных денег) для покрытия дефицита бюджета государство прибегает к заимствованию - внутреннему (то есть деньги одалживаются у граждан и организаций своей страны) или внешнему (то есть деньги берутся в долг у иностранных государств и финансовых организаций). Помимо основной суммы по долгам выплачиваются проценты. И крупные долги, и избыточная денежная эмиссия ведут к негативным последствиям: в результате дополнительного выпуска в оборот бумажных денег усиливается инфляция, а внутренние и внешние заимствования ведут к наращиванию государственного долга.

Государственный долг - общая сумма задолженности правительства населению, владельцам государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов.

В настоящее время в большинстве стран растут как внутренние, так и внешние долги. Такое положение при неэффективном использовании полученных средств на определенном этапе развития может вызвать тяжелые социально-экономические последствия. Современные эксперты признают опасным для стабильности национального хозяйства такое положение, при котором общая сумма государственного долга превышает объем ВВП в 1,5-2 раза. Поэтому правительства всех стран стараются не доводить государственный долг до этой черты. Они стремятся к сокращению расходов по обслуживанию долга путем снижения расходной части бюджета. Этого можно достичь путём уменьшения расходов на военные нужды, сворачивании социальных программ, присоединение низкорентабельных предприятий государственного сектора к эффективно функционирующим предприятиям.

Одними из важнейших органов управление финансами в Республике Беларусь являются Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, и другие финансовые органы.

Министерство финансов осуществляет использование финансов в целях повышения эффективности производства; разрабатывает предложения по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов; осуществляет регулирование и управление деятельностью других республиканских органов государственного управления в финансовой сфере и др.

Министерство по налогам и сборам осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджет и др.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

через эффективное вложение финансовых ресурсов;

создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.);

страхование во всем его многообразии способствует выработке чувства уверенности у бизнесменов и просто граждан в завтрашнем дне.

(Основные положения по поводу стимулирования государством предприятий регламентируются Указом Президента РБ №48 «О стимулировании в 2009году развития промышленного производства», а также Указом Президента РБ от 09.03.2009г №123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности»).

Опыт промышленно развитых стран, так называемого золотого миллиарда, свидетельствует о том, что именно финансовые рычаги и стимулы позволили им достичь того уровня развития производительных сил, о котором мечтали классики как буржуазной, так и социалистической политэкономии.

Заключение


В условиях рыночной экономики принципиальным образом изменяется роль финансового регулирования. Оно становится одним из главных факторов экономического развития в условиях ограниченного вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования. Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов, имеющих специфический характер влияния.

Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование финансовых взаимосвязей в нашей стране.

Не в последнюю очередь также необходима хорошо работающая банковская система, предприятия должны вовремя платить налоги, а для этого необходима налоговая реформа, обеспечение жесткого контроля за расходованием бюджетных средств.

От понимания сущности финансов зависит четкое функционирование финансовой системы государства. Слаженность работы всех ее звеньев и подсистем. Кроме того, хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо нашей стране потому, что она переживает сегодня глубокий экономический и финансовый кризис. Без четкого функционирования финансовой системы невозможно оздоровление экономики, развития внутренних и внешних финансовых связей. Поэтому, необходимо улучшать финансовую систему для ее более четкого функционирования.

И в заключении мы хотели бы отметить, что в условиях глобального кризиса основные экономические показатели Республики Беларусь на уровне, который все же позволяет эффективно функционировать экономике РБ.

Список использованной литературы


Бабич, А.М. Финансы: учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. –М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2000. – 760 с.

Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие / А.В. Бондарь, Л.Н.Новикова . –Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.

Вольская, А.А. Возможности финансовой сферы в обеспечении экономического роста Беларуси // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ.- 2009. №1-С.68-69.

Дрозд, Н. Мировой финансовый кризис: контуры, причины и уроки // Финансы. Учет. Аудит.- 2008. №11-С.35-37.

Загашвили, М.Р. Отношения России с лидерами мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения.-2009.-№8-С.6-7.

Заяц, Н.Е. Теория финансов: Учебное пособие./ Н.Е Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351с.

Каллаур, П.В. Концепт «финансовая стабильность» // Белорусский экономический журнал.-2007.-№1-С.32-35.

Ковалева, В.В. Финансы: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп./ В.В.Ковалева – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.- 350 с.

Никитенко, П.Г. Кризис расставляет акценты // Беларуская думка.-2009.-№12-С.10-21.

Никитенко, П.Г. Формирование государственного антикризисного фондоэкономного механизма хозяйствования // Проблемы управления.-2009.-№2-С.156-159.

Новикова, И.В. Экономическая теория: учебное пособие / И.В. Новикова, Г.А.Прикаченок; под ред И.В. Новиковой . –Мн: БГЭУ, 2006. – 543 с.

Пелих С.А. Кризис расставляет акценты // Беларуская думка.-2009.-№12-С.10-21.

Пинигин, В.В. Регулирование белорусской экономики в условиях мирового финансово- экономического кризиса // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ.- 2009. №7-С.4-5, 16-17.

Почекин, В. Безопасность финансовой системы в новых условиях // Финансы. Учет. Аудит.- 2007. №11-С.34-35.

Прокопович, П.П. Итоги выполнения денежно-кредитной политики РБ за 2008г. и задачи банковской системы по их реализации в 2009г // Банковский вестник.-2009.-№4-С.5-13.

Унгур, Д. Финансовая система и устойчивость платежной системы // Банковский вестник.-2006.-№1-С.13-15.

Федоров, В.П. Мировая экономика: неопределенность вместо циклов // Белорусский экономический журнал.-2009.-№3-С.4-13.

Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учебное пособие / М.К. Фисенко. –Минск: Современная школа, 2008. – 184 с.

Ханкевич, Л.А. Финансы: ответы на экзаменационные вопросы / Л.А. Ханкевич . –Минск: Тетра Системс, 2007. – 112 с.

Ханкевич Л.А. Финансы: практическое пособие /Л.А. Ханкевич – Мн.: Молодежное, 2003. – 136 с.

Харковец, А. Вместе и негативным последствия противостоять можно // Финансы. Учет. Аудит.-2009.-№4-С.5-9.

Хотько, А.В. Об основном финансовом плане страны на 2009 год // Экономики. Финансы. Управление.-2008.-№12-С.101-103.

Чернявский Ф.И. Кризис расставляет акценты // Беларуская думка.-2009.-№12-С.10-21.

Шуляк П.М. Финансы предприятий учебник / П.М. Шуляк – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Судебный дом, 2002 – 752 с.

Национальный Интернет- портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Белорусское телевизионное агенство, -Минск, 2009. – Режим доступа : http:// www.belta.by. – Дата доступа: 12.10.2009г.

Похожие работы:

  1. • Роль финансов в регулировании экономики ...
  2. • Теория финансов
  3. • Основные направления использования финансов в регулировании ...
  4. • Государственное регулирование инвестиционной деятельности в ...
  5. • Понятие и роль государственного регулирования для ...
  6. • Полномочия президента республики Беларусь в бюджетном ...
  7. • Международное право в правовой системе Республики Беларусь
  8. •  ... Местное самоуправление в Республике Беларусь
  9. • Источники конституционного права Республики Беларусь
  10. • Проблемы национальной экономики республики Беларусь
  11. • Государственный сектор в системе государственного ...
  12. • Совет министров и Правительство Республики Беларусь, их ...
  13. • Порядок назначения референдумов в Республике ...
  14. • Совет Министров Республики Беларусь
  15. • Принципы действия уголовного закона Республики ...
  16. • Национальный банк Республики Беларусь и его роль в ...
  17. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  18. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  19. • Место Республики Беларусь в мировой экономике
Рефетека ру refoteka@gmail.com