Рефетека.ру / Религия и мифология

Контрольная работа: Господство иудаизма в России

Самарский Государственный Медицинский Университет

Кафедра Социологии и Политологии


Реферат

На тему: Господство иудаизма в России


Студентка Vкурса

Лечебного факультета

группы 422

Гречук Е.А.


Самара, 2010


Содержание


Введение

1. Хазарский каганат (VII-X вв)

2. Российское государство (XV-XVIH вв.)

3. "Военно-исправительная система" императора Николая I

4. Течения в иудаизме на территории России в XVIII — начале XXв.

Выводы

Литература


Введение


На территории будущей РФ, иудаизм существовал ещё с Античности — евреи известны в Боспорском царстве, в составе которого был Таманский полуостров и прилегающие к нему территории. В Средние века иудаизм исповедовало одно из соседних с Киевской Русью мощных государств — Хазарский каганат. При выборе веры для Руси среди религий-кандидатов наряду с христианством и исламом рассматривался и иудаизм. В Киеве иудейская община известна с X века, составленное ей т.н. Киевское письмо является самым древним письменным памятником Руси.

В большинстве языков мира слова «иудей» и «еврей» обозначаются одним и тем же словом, и соответственно не разграничиваются. Это соответствует позиции иудаизма, который считает каждого, принявшего иудаизм — частью еврейского народа. Поэтому говоря о численности иудеев, о распространённости иудаизма и т.п. трудно провести границу между еврейским религиозным и еврейским этническим признаками.


Хазарский каганат (VII-X вв)


Хазарский каганат — тюркское государственное образование, сложившееся в середине VII в. охватывало обширную территорию от Каспийского моря до среднего течения Днепра, включая Северный Кавказ и степной Крым. Ко времени образования хазарского государства на этих землях проживало многочисленное еврейское население. Оно значительно возросло после того, как в 723 г. при императоре Льве III Исавре евреи были изгнаны из Византийской империи.

Будучи наиболее культурными среди многоплеменного населения Хазарского каганата, евреи заняли видное место при дворе хазарских правителей. Вооруженная конфронтация с мусульманским Арабским халифатом и православной Византийской империей, стремившимися подчинить Хазарию религиозно и политически, не могла не вызывать у хазарских владык интереса к религии еврейских подданных.

Около 740 г. один из хазарских беков (князей) Булан под влиянием кавказских евреев принял иудаизм, взяв себе еврейское имя Сабриэль. Вместе с ним в иудаизм перешло примерно 4 тысячи хазар. Внук Булана-Сабриэля Обадия, став в 799 г. хазарским царем, объявил иудаизм государственной религией Хазарского каганата. Он приказал выстроить в хазарских городах синагоги и пригласил в страну авторитетных раввинов — знатоков Талмуда. Образование иудейского государства принявшими иудаизм не евреями — исключительный исторический факт.

Принятие иудаизма покончило с притязаниями Византии и Арабского халифата на религиозное подчинение Хазарии. Однако иудаизм не стал религией большинства населения Хазарского каганата. Он охватил лишь высшие слои знати, а талмудическая образованность оставалась привилегией немногих. Большинство населения хазарского государства составляли мусульмане, христиане и язычники — последователи древнетюркской религии небесного божества Тенгри. Впоследствии религиозная рознь в значительной мере обусловила внутреннюю слабость Хазарского каганата, приведшую к гибели государства.

Примечательный факт — попытка установления связей между Хазарским каганатом и иудейским духовным центром в Испании, сложившимся под властью мусульманских правителей страны. В середине X века авторитетный испанский раввин Хасдай ибн Шафрут, глава дипломатического ведомства при дворе кордовского халифа Абдуррахмана III, узнав от византийских купцов о существовании в восточных степях иудейского государства, направил его владыке послание. В нем содержалась просьба рассказать о хазарах, их стране и обстоятельствах принятия ими иудаизма.

Несмотря на огромное расстояние и противодействие Византийской империи сближению Хазарии с европейскими евреями, около 960 г. Хасдай ибн Шафрут получил ответ на свое послание от хазарского правителя Иосифа. В нем было дано подробное описание страны и народа, происхождение которого возводилось к библейским патриархам. Тем не менее установить постоянные связи хазар-иудаистов с испанским центром еврейства не удалось.

В 965 г. киевский князь Святослав I Игоревич совершил поход на Волгу и Дон, разгромив хазарские города Итиль, Саркел, Семендер. Вслед за этим хазарские поселения Нижнего Поволжья были заняты войсками Хорезма, а оставшиеся хазары обратились в ислам. В 1016 г. тмутараканский князь Мстислав Владимирович уничтожил остатки хазарского государства в Крыму. После гибели Хазарского каганата часть хазар-иудеев, включая видных раввинов, нашла себе прибежище в мусульманской Испании .

В древнем Киеве существовала еврейская община торговцев, о которых русские летописи сообщают, что они разоряли русских купцов и ремесленников и потому были изгнаны из пределов Руси. В течение последующих столетий русское государство старалось оградить страну от влияния иудаизма. В 1470 году группа иудейских проповедников под видом купцов и дипломатов прибыла в Новгород, где ими была создана секта, получившая название "жидовствующих", исповедовавшая ересь, отвергавшую все христианские догматы и нравственные нормы. Русским властям пришлось применить предельно жесткие меры для пресечения деятельности секты.


Российское государство (XV-XVIH вв.)


В Московской Руси отдельные евреи появляются в числе других иностранцев не ранее XV в., в правление великого князя Ивана III (1462-1505 гг.). Можно назвать богатого крымского еврея Хозю (Охозию) Кокоса, который был дипломатическим посредником между московским князем и крымским ханом Менгли-Гиреем, а также врача Леона Жидовина, поплатившегося головой за неудачное лечение сына Ивана III — князя Ивана Молодого.

Почти 250 лет непрерывных бедствий, нашествий, войн со всех направлений породили у россиян ксенофобию и религиозно-политический изоляционизм. Большую роль в формировании такого изоляционизма сыграла Русская православная церковь с ее идеологической доктриной "Москва — Третий Рим", обосновывавшей особое историческое значение столицы Российского государства как всемирного политического и культурного центра. Иноземцев в России XV в. принимали с большим подозрением, заглазно полагая их всех еретиками и лазутчиками.

Об иноверных евреях, изредка прибывавших в Москву в качестве купцов, дипломатов и переводчиков при миссиях, россиянам достоверно было известно лишь, что они — проклятый Богом и рассеянный по земле народ, враги Христовы, книжники и фарисеи, занимающиеся такими презираемыми на Руси делами, как ростовщичество и торговля спиртным. Определенное значение в формировании антиеврейских настроений имела также история с так называемой ересью "жидовствующих" — распространением идейного течения иудеохристианского толка в России в период правления великого князя Ивана III.

Великие московские князья династии Рюриковичей не издавали никаких специальных антиеврейских запретительных актов и законов, но общая социальная атмосфера предубежденности, ксенофобии и слухов была достаточным основанием для неблагоприятствования еврейской миграции в Московию. Как указывал в этой связи С.Дубнов, у русских людей надолго утвердился "суеверный страх перед евреями, которых они знали лишь понаслышке" /3, кн.2, с.502/.

В 1563 г., во время Ливонской войны, после взятия русскими войсками г. Полоцка, царь Иван IV Грозный приказал утопить тех евреев, которые не пожелают креститься. То же самое он проделал в 1570 г. в Новгороде, но на этот раз безо всяких условий, поголовно. Торговый договор между Россией и Польшей 1678 г. и российско-польский договор о "вечном мире" 1686 г. специально предусматривали запрет еврейским купцам на приезд в Россию /3, кн.2/.

Лишь в годы правления Петра I (1682-1725), который евреев не притеснял, хотя и не позволял им селиться во внутренних губерниях, еврейское население вновь появилось на территориях, присоединенных к России в 1667 г. — в Левобережной Украине и окрестностях Смоленска. В 1723 г. богатый купец Борох Лейбов построил в селе Зверовичи (близ Смоленска) первую на территории России синагогу. Она была разрушена уже в 1727 г., когда российское правительство, возглавляемое при номинальной императрице Екатерине I фактическим правителем страны светлейшим князем Александром Меншиковым, объявило о запрете евреям жить в пределах России. Данный указ практически не был выполнен; большая часть еврейского населения в России тогда осталась.

Марксистского прозелитизма и одновременно исключительной для послепетровских времен инквизиторской расправы. Бывая по торговым делам в Москве, Лейбов сблизился с отставным морским офицером Александром Возницыным, который под его влиянием обратился в иудаизм, совершив обряд обрезания. Дело раскрылось; Лейбов и Возницын были арестованы и по приказу императрицы Анны Ивановны сожжены в Санкт-Петербурге в июне 1738 г.

Резко ухудшилось положение евреев после вступления на престол дочери Петра I императрицы Елизаветы Петровны (правила в 1741-1761 гг.), отличавшейся крайней нетерпимостью к неправославным вероисповеданиям. В 1742 г. был выпущен указ об удалении евреев из пределов Российской империи. Ввиду того, что изгнание евреев грозило экономическим ущербом казне. Генеральная войсковая канцелярия Украинского казачьего войска и магистрат г. Риги обратились к императрице с просьбой приостановить выполнение указа. В ответ на это Елизавета заявила: "От врагов Христовых не желаю интересной прибыли".

Антииудейские гонения затронули даже верхи российского общества. Выдающийся ученый-медик Антонио Санчес, работавший в Санкт-Петербурге и происходивший из семьи испанских марранов (евреев-христиан), в 1749 г. был изобличен в тайной приверженности иудаизму и изгнан из Российской Академии наук. Всего в период царствования Елизаветы Петровны из России было выселено 35 тысяч евреев.

Вступившая в 1762 г. на российский престол императрица Екатерина II ( правила в 1762-1796 гг.) официально не отменила антиеврейский указ своей предшественницы, но на его выполнении не настаивала. В итоге на западных окраинах России вновь начали складываться еврейские общины. Ситуация резко изменилась около 1772 г., когда после раздела Речи Посполитой в состав Российской империи вошли земли с многочисленным еврейским населением


3."Военно-исправительная система" императора Николая I


Вышеназванные события были лишь предвестием тех притеснений, которым подверглись российские евреи со вступлением на престол в 1825 г. императора Николая I, правившего страной до 1855 г. Новый российский государь относился к евреям, как к вредному элементу, в православном государстве неуместному.

Он предпринял ряд мер, направленных не просто на ограничение прав лиц иудейского вероисповедания, но и на полную ассимиляцию еврейства.

Ведущую роль в этом могло бы, по мысли императора, сыграть привлечение евреев к отбыванию воинской повинности. Николай I рассчитывал на то, что "казарма должна была фабриковать новое поколение евреев, освобожденных от своих национальных черт, вполне обрусевших и по возможности также окрещенных" /4, т. 2, с.152/.

Указ о призыве евреев на военную службу, взамен существовавшего ранее особого рекрутского налога, был опубликован в августе 1827 г. Воинская повинность, и без того достаточно тяжелая, предусматривавшая 25 лет действительной службы, в отношении евреев приобрела репрессивный характер: если право-

славное население призывалось на военную службу в возрасте от 20 до 35 лет, то еврейское — с 12 лет.

Еврейских детей принудительно зачисляли в кантонисты (так называли в России солдатских сыновей, с рождения приписанных к военному ведомству и обязанных по достижении совершеннолетия поступать на военную службу), для которых существовали специальные военные школы. Отсчет срока воинской службы для евреев-кантонистов начинался не с 12 лет, а лишь с 18-летнего возраста.

Фактически в кантонисты приходилось зачислять детей с 8-10 лет, поскольку норма выделения рекрутов для евреев была в несколько раз выше, чем для остального населения. Ответственность за подбор рекрутов возлагалась на руководство еврейских общин. Семьи раввинов и купцов первой гильдии освобождались от воинской повинности, но при условии уплаты рекрутских денег.

Учреждение для еврейских детей института малолетних рекрутов-кантонистов явилось одной из наиболее мрачных страниц царствования Николая I, надолго запечатлевшейся в памяти еврейского народа. Насильственное изъятие из привычной среды и плохие условия содержания приводили к высокой смертности среди еврейских кантонистов, достигавшей от трети до половины личного состава.

Моральное, а нередко и физическое давление с целью принудить еврейских кантонистов к крещению далеко не всегда давало желаемый результат. Известен случай, когда несколько кантонистов во время принудительного совершения над ними обряда крещения в реке, предпочли утопиться, но не изменить вере отцов (этому событию посвящен рассказ Н.Лескова "Жидовская кувырколлегия"). Солдат-евреев, сохранявших приверженность иудаизму, запрещалось производить в унтер-офицеры, а в одном из армейских циркуляров указывалось, что "нижние воинские чины из евреев... остающиеся в своем вероисповедании, не могут быть представлены за военные подвиги к награде"

Несмотря на это, солдаты-евреи храбро воевали во всех войнах, которые вела в то время Россия. Особенно они отличились при героической обороне Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 гг. Позже над братской могилой 500 солдат-евреев, погибших в Севастополе, был воздвигнут памятник. Писатель Н.Лесков в очерке о российских евреях, ссылаясь на этот и другие факты, писал, что евреи всегда были способны к патриотической жертве во имя того государства, в котором жили, а "если и есть евреи, которые не любят России, то это понятно: трудно пламенеть любовью к тем, кто тебя постоянно отталкивает"

Наряду с мерами "военно-исправительного" характера правительство Николая I вводило иные ограничительные акции в отношении еврейского населения. В 1835 г. был установлен запрет на проживание евреев в ряде городов "черты оседлости" (Киеве, Севастополе, Николаеве). В 1836 г. введена цензура иудейских духовных книг, включая ревизию книжных фондов синагогальных и йешивных библиотек, и даже частных книжных собраний. Было также запрещено строительство синагог вблизи православных храмов, а в 1844 г. выпущен указ о ликвидации кагалов и подчинении евреев системе общего гражданского управления, хотя, несмотря на официальный запрет, кагалы фактически просуществовали до самого конца XIX века.

Предпринимались попытки вытеснения системы иудейского религиозного образования. В 1848 г. в городах Вильно и Житомир были созданы казенные "раввинские училища", причем на должности раввинов предписывалось ставить лишь выпускников этих училищ. Данная мера не имела успеха: в большинстве синагогальных общин наряду с "казенным раввином" служил "духовный раввин", выпускник традиционноййешивы, который и руководил богослужением. Таким образом, антиеврейская образовательная политика правительства императора Николая I потерпела неудачу.

Интересно, что Николай I, проводя антиеврейскую политику внутри страны, широко пользовался услугами крупных финансистов-евреев Западной Европы: почти все займы его правительства были сделаны при посредничестве банкирского дома Ротшильда во Франции. Внешней политикой Николая I в течение всех 30 лет его правления руководил португальский еврей по происхождению, граф Нессельроде; выходцем из немецко-еврейской семьи был и лейб-медик императора Мандт.

Нечего говорить и о том, что именно в царствование Николая I, словно в насмешку над его органической юдофобией, значительное количество польских, прибалтийских и германских евреев поселилось в России вне "черты оседлости" - в губернских и уездных городах Центра и Поволжья. Почти все они были достаточно секуляризованными, имели немецкие фамилии, легко обзаводились свидетельствами о христианском крещении (как правило, в неправославной конфессии) и занимались мелким предпринимательством.


4.Течения в иудаизме на территории России в XVIII — начале XX в.

Под влиянием идейного брожения в еврейских общинах, вызванного мессианскими движениями, а также распространением идеологии хаскалы и ассимиляторства, в рамках иудаизма происходило формирование различных течений. Наиболее мощным из них явился хасидизм, восходящий к мистическим традициям Каббалы.

Основоположником хасидизма считается странствующий проповедник Израиль Бешт (1700-1760), в 40-50-е годы XVIII века выступавший с проповедями в еврейских местечках Галиции и Подолии ("Бешт" представляет собой аббревиатуру из слов "БаалШемТов", что означает "Господин Доброго Имени"). В своих проповедях Бешт провозглашал, что Бог не создал мир раз и навсегда, но вечно и беспрерывно его создает. Жизненная миссия человека — отыскивать в обыденной жизни творческую божественную энергию ("божественные искры"), через нее приближаясь к Богу вплоть до экстатического слияния с ним, тем самым спасая мир от греха и падения.

Для этого прежде всего необходимы не талмудическая ученость и точное следование ритуальным предписаниям, а искреннее благочестие, душевная чистота и горячая молитва. Соблюдение требований Торы и Талмуда лишь тогда полезно, когда возбуждает восторженное религиозное чувство. По словам исследователя хасидизма З. Крупицкого, Бешт, "не затрагивая обряда в принципе, перенес центр тяжести религии в сторону идей и одухотворенной веры" /9, с.20/. Последователи Бешта именовали себя хасидами ("благочестивыми").

Бешт не оставил письменного изложения своих идей. Это сделали после смерти учителя его ученики — прежде всего БерМежирицкий (из г. Межиричи на Волыни, Украина). При нем хасидизм оформился в самостоятельное течение, создав институт цадиков. Цадик ("праведник", "провидец") — это особая высоконравственная личность, достигшая идеала еврейства и ставшая посредником между Богом и людьми, выступая в качестве духовного наставника. Первым цадиком считался сам Бешт, после которого эта роль закрепилась за династиями его потомков.

При Межирицком у хасидов появились отдельные синагоги наподобие синагог представителей различных профессий, членов благотворительных братств, последователей выдающихся раввинов. Для хасидских общин характерны высокая степень солидарности и постоянная связь с цадиками, которые ежегодно устраивали общую трапезу и давали духовные наставления. Многие цадики прославились как святые и чудотворцы; рассказы об их жизни составили обширную литературу.

В рамках хасидизма сложились отдельные направления. Польско-украинская ветвь хасидизма развивала преимущественно мистические стороны учения Бешта. Наиболее видным ее представителем был НахманБрацлавер (1772-1810), один из правнуков Бешта, ставший основоположником "брацлавского хасидизма" (от г. Брацлава в Подолии). Им была разработана концепция индивидуальной духовной практики как средства преодоления эгоистической воли, включавшая систему молитв, благотворительность (цедака) и радостное духовное состояние (симха).

В начале XX в. учение брацлавского хасидизма было систематизировано польским раввином Ицхаком Брейтером (1886-1940) в книге "Порядок дня". После второй мировой войны уцелевшие брацлавские хасиды выехали в Израиль. Ныне они имеют своего духовного главу и главную синагогу в Иерусалиме //.

Литовско-белорусское направление хасидизма носило рационалистический характер. Одним из ведущих его представителей был ЗалманШнеерсон (1747-1812) — основоположник хасидского течения "Хабад", название которого есть сокращение слов девиза :хокма (мудрость), бинах (разум), даат (знание). Шнеерон внес в учение Бешта метод религиозно-философского исследования. В своем трактате "Тания" он рассмотрел главные проявления Бога в мире, обосновав , что постижение богоприсутствия происходит не посредством мистического озарения, а путем интеллектуальной рефлексии. Цадик рассматривался им не как чудотворец, но как вероучитель, причем сам Шнеерсон не называл себя цадиком, именуясь раввином.

Распространение хасидизма в Литве и Белоруссии вызвало острое недовольство сторонников ортодоксального раввинизма — так называемых миснагдим (буквально оппоненты , возражающие), к которым принадлежала верхушка кагалов и раввината. Против хасидов выступил ВиленскийГаон, по инициативе котороговиленский катальный суд в 1772 и 1797 гг. налагал на последователей Шнеерсона херем.

По доносу катальных старшин Шнеерсон дважды (в 1798 и в 1800 годах) арестовывался российскими властями. Противники обвиняли его в направлении значительной денежной суммы Наполеону Бонапарту, вторгшемуся в Палестину. Находясь в заключении в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, Шнеерсон составил для Павла I изложение хасидского вероучения, благосклонно принятое императором. После этого Шнеерсон был освобожден, а от имени Павла I литовскому губернатору объявили, что государь не усмотрел "в поведении евреев, коих считают в секте той, ничего вредного для государства, ниже развратного в нравах и нарушающего общее спокойствие" /38, с.162/. "Положение" 1804 г. разрешало хасидам устраивать свои синагоги и выбирать раввинов с тем, чтобы катальное управление было общим для всех членов общины.

Шнеерсон положил начало династии духовных руководителей хасидизма школы "Хабад" — Любавических ребе. Его зять Мендель Любавичер, считающийся третьим ребе, утвердил местопребывание наследников Шнеерсона в г. Любавичи (ныне Смоленская область России). При Любавичере последователи хабад-хасидизма стали называться любавическими хасидами. В любавическом хасидизме утвердился культ сакрального знания, запечатленного в священных текстах. Началось собирание знаменитой библиотеки

Любавических ребе, создание любавическихйешив. Хасидская молельня действовала при Петербургской хоральной синагоге. Постепенно утвердилось более или менее мирное сосуществование хасидизма с другими течениями иудаизма.

Реакцией на распространение хасидизма среди российского еврейства и в то же время средством противостояния ассимиляторству явилось моралистическое течение в среде миснагдим, получившее наименование мусар (буквально "мораль"). Оно ставило своей целью воспитание личности в духе религиозного ригоризма и аскетизма. У его истоков стоял видный талмудист И. Зундель (1786-1866), прославившийся ученостью и аскетизмом.

Ученик Зунделя И. Салантер (Липкин) в 1849 г. в своем послании к руководству Виленской еврейской общины выступил с планом организации массового движения за моральное совершенствование членов еврейских общин. В таком движении он видел решение проблемы сохранения традиционного еврейского жизненного уклада, основанного на установлениях Галахи. Основой этого движения в каждой общине должны были стать "мусарштибл" — специальные помещения для моралистических занятий, к которым Салантер предлагал привлекать и женщин.

Ввиду того, что по отношению ко всем членам общины данный план оказался трудновыполнимым, последователи мусар сосредоточили свое внимание на учащихся йешив, главным образом Литвы и Белоруссии. Наиболее значительныейешивы, созданные последователями мусар, действовали в городах Ковно (ныне Каунас, Литва) и Новогрудке (Белоруссия). В йешивахмусар была разработана система воспитания и обучения, ведущая к интеграции личности в рамках ригористического уклада на базе еврейской традиции.

Система мусар, помимо ученых занятий, включала моралистические беседы под руководством особого наставника — машгиаха (буквально "надзиратель") и специальные приемы психологической самотерапии ("пеулес"), имеющие целью освобождение личности от пороков. Воспитание, полученное в йешивахмусар, объединяло их выпускников на протяжении всей оставшейся жиз-

ни, определяя ее уклад и эмоционально-нравственную окраску. Ныне идеология мусар сохранилась в некоторых йешивах Израиля (так называемых йешивах литовского типа).


Выводы


После разделов Польши в конце XVIII в. общее число еврейских подданных Российской империи составило более миллиона человек. В1804 году по указу имп. Александра I создается "Комитет по благоустройству евреев". Иудеи в России стремились сохранить свою религиозно-культурную обособленность от христианского населения, и все попытки государства преодолеть эту обособленность встречали сопротивление кагалов — органов общинного самоуправления. Иудейское вероисповедание и духовный авторитет раввинов, кагальное самоуправление, официально признавались государством.

Вплоть до начала XX века Россия избегала роста влияния евреев на жизнь государства, хотя в то же время прирост еврейского населения в России был выше, чем русского населения. К концу XIX века в России насчитывалось до 7 млн. евреев. Евреи активно включились в подготовку революции в России, и аппарат первого революционного правительства примерно на 90 % состоял из иудеев, в том числе детей раввинов.

События 1917 г. привели к ликвидации "черты оседлости" и других ограничений прав евреев. В первые годы советской власти иудаисты явились единственной религиозной общиной, которой удалось построить в Москве новые молитвенные здания. Среди раввинов возникло течение "живая синагога", объявившее о поддержке советской власти как избавительницы евреев от "черты оседлости" и "погромов". Однако впоследствии "живая синагога", как и "живая церковь" прекратила свое существование.

После распада СССР в 1991 г. влияние иудаизма среди еврейского населения РФ значительно усилилось. Вместе с тем усилилось воздействие иудейской общины на общественно-политическую и культурную жизнь России. Это подтверждают такие факты, как, например, проведение иудейского праздника Хануки на территории Московского Кремля в 1992 г. Этот праздник ежегодно отмечается иудаистами в честь освящения Иерусалимского Храма после освобождения Иудеи от власти греко-сирийцев в 165 г. до н.э. Примечательно, что мэрия Москвы разрешила празднование Хануки именно в Московском Кремле, одном из главных святых мест Русского Православия, где никогда не было ни одной иудейской святыни или культового сооружения. Однако, несмотря на протесты православной общественности, празднование Хануки в Кремле все же состоялось.


Использованная литература


1. Мень А. В поисках Пути, Истины и Жизни: История религии в 7 томах. М.: Слово, 1991-1992; Т.2. Магизм и единобожие. - 462 с; Т.5. Вестники Царства Божия. - 431 с; Т.6. На пороге Нового Завета. - 622 с.

2. Самюэле Р. По тропам еврейской истории. - М., 1991. - 367 с.

3. Дубнов С.М. Всеобщая история евреев на основании новейших научных исследований. Кн. 1-3. СПб., 1904-1906.

4. Дубнов С.М. Новейшая история еврейского народа. Т. 1-3. Берлин: Грани, 1923.

5. Баканурский Г.Л. Современный иудаизм. Локальные и синкретические культы: [сб. ст.]. М., 1991.- С. 50-97.

6. Григорьев В.В. Еврейские религиозные секты в России. СПб., 1847. - 221 с.

7. Беленький М.С. Иудаизм. М.: Политиздат,1974. - 240 с.

8. Финкелстайн Л. Еврейская религия: верования и практика; //Азия и Африка сегодня, 1992; N 2.- С.41-44; N 3.- С.61-63; N 4.- С. 61-64; № 5. - С. 60-64.

9. Крупицкий З.Н. Хасидизм, его происхождение, философская сущность и культурно-историческое значение. Киев, 1912.-59 с.

10. Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. - Т. 1-16. М.: Терра, 1991.

11. Грицевский Я.Л. Начало - в Боспорском царстве //Еврейская газета. 1992. - № 20.

Рефетека ру refoteka@gmail.com