Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Роль государства в рыночной экономике

Институт управления и Экономики г. Санкт-Петербурга


Магаданский филиал


КУРСОВАЯ РАБОТА


По курсу: «Экономическая теория»


На тему: «Роль государства в рыночной экономике»


Выполнила студентка

1 курса, специальность:

«Финансы и кредит»

Барышкина Евгения Олеговна


Преподаватель: Акулич О.В.


Магадан

План

Введение

1. Место и роль государства в экономике

2. Экономические функции государства

3. Методы и формы государственного регулирования

3.1. Экономические методы

3.2.Государственное предпринимательство

3.3. Государственное программирование

3.4. Административные методы

4. Государственная собственность и государственный сектор

4.1. Состав государственной собственности и особенности управления

4.2. Масштабы государственного сектора

5. Роль государства в кризисной экономике России

Заключение

Литература


Введение

В развитии экономики во второй половине XX в. обозначилась тен­денция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере.

Общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени дос­тигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма.

Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо.

Все экономисты сходятся в понимании того, что "невидимая рука" рынка должна допол­няться видимой рукой государства.

Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики России, по­рождает негативные последствия.

В курсовой работе рассмотрим роль государства в рыночной экономике, методы и формы государственного регулирования и роль государства в кризисной экономике России.


1. Место и роль государства в экономике


Рыночная экономика - сложный и постоянно развивающийся меха­низм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решает, что, когда и сколько покупать. Производи­тели также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребители, и производители руководствуются лишь собственными частными интересами. Но, преследуя свои частные инте­ресы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего об­щества.

Рыночный механизм выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, в поступательном ее развитии. Однако по мере дальнейшего развития рыночной системы хозяйства все ощутимее проявляются и определенные недостатки этой системы. Ры­нок не гарантирует реализацию социаль­но-экономического права человека на достойное существование незави­симо от форм и результатов экономической деятельности. То, что справедливо с рыночной точки зрения, не всегда приемлемо с позиции социальной. Общество понимает необходимость поддержки престарелых, многодетных, одиноких матерей, инвалидов. Понятно, что решить проблему перераспределения только через рынок, путем регулирования цен невозможно, для этого нужны коллективные усилия общества, которые организует правительство.

Рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить про­изводство общественных товаров, которые существуют для всех, в том числе и для неимущих. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потребле­нии которых участвуют все члены общества. Это оборона, охрана об­щественного порядка, государственное управление, энергетическая сис­тема и т.д. Особенность общественных товаров состоит в том, что достаются они всем потребителям в основном поровну и часто потребляют­ся коллективно.

Рынок не способствует сохранению невоспроизводственных ресур­сов, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. В условиях ры­ночных отношений не решается проблема воспроизводства рабочей си­лы.

С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в облас­ти науки и техники, организация денежного обращения, решения регио­нальных и межгосударственных проблем.

Из вышеизложенного следует, что рыночной экономике присущи несовершенства рыночного механизма, для устранения которых необходимо ак­тивное вмешательство государства в экономические процессы.

Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. "Провалы" рынка наблюдаются при решении проблем конкурен­ции, которые являются ключевыми для эффективного распределения ограниченных ресурсов. Меры, запрещающие монополию, активная поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение высокой степени конкуренции должны носить регулярный и эффективный характер.

Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.

Мировая практика показала, что нет, и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью под­держания экономической стабильности, макроэкономического рав­новесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии эко­номики. Прежде всего государство способствует эффективной хозяйст­венной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содейст­вующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. На более ранних этапах оно было минимальным и сводилось к обеспечению: фи­нансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств; охраны правопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами; организации нацио­нальной обороны.

Однако по мере развития рынка появляется свойственная ему тен­денция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное рас­пределение приводит к резкой дифференциации доходов, к росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населе­ния и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно при­ходит осознание того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить под вопрос само существование экономической систе­мы. Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в тех странах, которые традиционно ориентируются на свободный рынок.

Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции и стимулиро­вания. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные дефор­мации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государ­ственной активности, проведение разгосударствления. Масштабы вме­шательства в экономику зависят от многих факторов как экономиче­ского порядка (уровень экономического развития, уровень экономиче­ской активности), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Точно определить приемлемость того или другого невозможно. С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности.

В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регу­лирования экономической жизни. Общие государственные расходы со­ставляют сейчас значительную часть валового внутреннего продукта. Основными статьями расходов являются расходы на оборону, образова­ние и здравоохранение. Увеличение коллективных расходов - это лишь одна сторона дела. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйст­вующего субъекта - это так называемый государственный сектор. В более традиционном для нас понимании он представляет собой прежде всего совокупность государственных предприятий, продукция которых идет опять же на коллективное государственное потребление. Работни­ки государственного сектора ныне составляют заметную часть занятых. Однако следует иметь в виду, что "разбухание" государственного секто­ра таит в себе опасность подмены рыночного механизма государствен­ным администрированием, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирова­ние государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной сторо­ны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, а с другой - с поддержкой их государством. Существующая ныне система государственного регулирования экономики в условиях долгой эволюции и представляет собой совокупность функций, методов и форм.


2. Экономические функции государства

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение гене­ральной цели - блага человека, его нравственного и физического благо­получия, максимальной правовой и социальной защищенности лично­сти.

Экономические функции современного государства довольно много­образны и сложны. Центральный вопрос государства - проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением ко­нечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработ­ку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и конкретную реализацию.

Одна из важнейших функций

1. Стабилизация экономики и сти­мулирование сбалансированного экономического роста.

Системой оп­ределенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискаль­ной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует сово­купный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

2. Обеспечения занятости.

Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населе­ния. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считает­ся ее уровень до 6%). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост рас­ходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспе­чить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

3.Регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, ус­тойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. На­пример, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные пе­ревозки, электроэнергию и др.

4.Обеспечение пра­вовой базы деятельности хозяйствующих субъектов.

Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие эко­номических субъектов в равные условия. Оно определяет права и фор­мы собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, устанавливает условия заключения и выполнения контрактов, взаимоот­ношений, профсоюзов и нанимателей, предупреждает злоупотребления, обеспечивает защиту потребителя. Для контроля за соблюдением зако­нов создаются специальные органы, принимающие действенные меры к нарушителям.

5. Перераспределение доходов и ресурсов.

Рынки не обязательно распределяют доход по принципу социальной справедливости и равенства. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Поэтому в рыночной экономике государство берет на себя функцию перераспределения до­ходов и ресурсов, стремясь сгладить остроту социально-экономических противоречий, не допустить обнищания отдельных социальных слоев.

Основными каналами перераспределения доходов населения яв­ляются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Главная роль принадлежит трансфертным платежам (пособия по безработице, пособия малоимущим).

6. Установление административных ограничений и стандартов.

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с обществен­ной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производ­ства общественных благ или непосредственного управления их произ­водством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воз­действие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюд­жетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

7. Регулирование рынка труда.

Важная роль отводится государственному регулированию рынка тру­да, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, опреде­ляются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возмож­ность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отра­жаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы.

8. Охрана окружающей среды.

В рыночной экономике государство является главным гарантом со­хранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предпри­ятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринима­телей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Госу­дарство осуществляет антимонопольную политику, обеспе­чивает свободу предпринимательства, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхова­ния, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, поддержание достаточного уровня обороноспособности, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль за внешне­экономической деятельностью, включая организацию таможенной сис­темы, и многие другие.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие на­циональные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защит­ником которых оно является.

3. Методы и формы государственного регулирования


Государственное регулирование экономики - это система мер за­конодательного, исполнительного и контролирующего характера ста­билизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя раз­нообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меня­ются в зависимости от экономических задач, материальных возможно­стей государства, накопленного опыта регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственно­го регулирования.

3.1. Экономические методы

Здесь в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики - норма обязательных ре­зервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции ЦБ с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестицион­ный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздейст­вие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой не­возможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить регио­нальные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безрабо­тицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода пе­редается от относительно богатых к относительно бедным слоям насе­ления.

3.2.Государственное предпринимательство

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предпри­ниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупае­мости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это - энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорен­табельные и поэтому менее привлекательные для частного предприни­мательства. Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

Наблюдается рост государственного сектора в экономике, причинами которого являются необходимость поддержания национальной обороны, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, охрана окружающей среды и т.п.

3.3. Государственное программирование

По мере развития и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Правительства свои основ­ные задачи на определенные временные этапы стали формировать в ви­де государственных программ. Для их реализации создаются экономиче­ские центры с привлечением ученых, специалистов, представителей центральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие программы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчеты о ходе их выполнения.

Экономическое программирование, или индикативное (рекомен­дательное) планирование, - это процесс ориентации государства на раз­витие общественного производства посредством регулярного и ком­плексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития.

Все многообразие экономических методов государственного регули­рования находит применение:

в бюджетной политике (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государст­венных закупок, поддержка государственного предпринимательства);

в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение опе­раций на валютном рынке, контроль за денежной массой);

в фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц);

в социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).

Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законо­дательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ог­раничений).

3.4. Административные методы

Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъек­тов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льгот­ное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.

К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рын­ками. Там, где государственная монополия признана естественной, оп­равдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой кон­троль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

Административное регулирование необходимо при разработке же­стких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях эко­логической безопасности, при установлении гарантированного мини­мума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интере­сов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоре­чит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку ква­лифицированных кадров и проведение научных исследований. В обо­ронной промышленности инвестирование осуществляется путем строи­тельства казенных предприятий или национализации предприятий дру­гих форм собственности путем скупки акций.

В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, формы, госучреждений в системе рыночных отношений.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия го­сударства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в эко­номику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важ­но. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благи­ми намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

Хозяйственная практика знает немало комбинаций использования различных методов государственного регулирования. Одни методы пря­мо направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов и предназначены для компенсации негативных сторон рынка.

Так как рынки (рынок товаров и услуг, денежный рынок, рынок труда, внешнеэкономический рынок) взаимосвязаны, то применять ме­тоды государственного регулирования необходимо комплексно. Приме­нение односторонних методов воздействия на макроэкономическое рав­новесие не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разру­шительного проявления.

В мировой экономической науке понятие государственного вме­шательства в рыночную экономику связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и по­треблении. Например, очень велика доля государственных расходов в общем объеме валового национального продукта; растут налоги, по­ступающие в государственную казну; имеет место и система государственного предпринимательства; значительна роль государства в пе­рераспределении национального дохода. С помощью налогов госу­дарство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности.

Однако истинное влияние государства на национальную экономику нельзя оценить по таким формальным показателям, как доля валового национального продукта, распределяемого через государственный бюд­жет, объем государственных закупок, удельный вес государственной собственности, количество налогов, поступающих в государственный бюджет. Влияние государства на рыночные процессы в первую очередь определяется совершенством правовой формы - степенью разработки и обеспечения выполнения законов.

Таким образом, в рыночной экономике у государства есть свои про­блемы, а у рынка - свои. Вопросы о том, что, как и для кого произво­дить, решает не только рынок, но и государство. Однако решает оно эти вопросы на основе рыночного механизма.


4. Государственная собственность и государственный сектор


Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государст­венной собственности и финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономи­ке довольно подвижны. Из-за набравшей силу приватизации предприятий существует большое разнообразие сме­шанных государственно-частных структур.


4.1. Состав государственной собственности и особенности управления

Вопрос о сравнительной эффективности государственных и приватизированных предприятий в переходной экономике явля­ется весьма спорным. Достоверных и однозначных аргументов для предпочтения того иди иного организационно-правового статуса предприятия просто не существует. И это проблема не только переходной экономики. В условиях нормально функционирую­щего рынка в странах Запада в принципе тоже не доказано, что приватизация государственных предприятий приводит к росту их эффективности.

Масштабное сокращение госсектора в развитых странах в 80-х гг. в основном преследовало цель устранения чрезмерной бюрокра­тизации управления госпредприятиями, постоянного и бескон­трольного вмешательства в экономику государственного чинов­ничества. Что же касается эффективности работы предприятий, особенно крупных, то в современных условиях она зависит скорее не от «инстинкта собственника», а от качества, профессионализма управления, т.е. от уровня менеджмента и способности собствен­ника контролировать результаты его деятельности. Это же в пол­ной мере относится и к трансформирующейся экономике постсо­циалистических стран.

В переходной экономике опыт преобразования государствен­ных предприятий в АО с различными объемами государственных пакетов акций позволяет сделать, по крайней мере, два принципи­альных вывода.

Во-первых, во всех странах с переходной экономикой возоблада­ло мнение, что сохранять в руках государства целесообразно только пакеты, обеспечивающие ту или иную степень контроля в управле­нии компанией. Обычно это не менее 25—30% капитала АО, что по­зволяет государству участвовать в управлении, но не ограничивать при этом жестко права частных инвесторов. В иных случаях целесо­образно сохранить в руках государства более крупные, нередко кон­трольные пакеты акций. Есть и АО со 100% государственного капи­тала. Как правило, крупные государственные пакеты необходимы в так называемых стратегически важных отраслях и производствах, где сильный государственный контроль рассматривается как решающий фактор экономической безопасности страны. Так, Мингосимуще-ство России относит к стратегически важным три группы АО:

1) предприятия, работающие в сфере естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения (РАО «Газ­пром», РАО «ЕЭС России»);

2) предприятия, занимающие доминирующее положение на том или ином товарном рынке и требующие целенаправленной реструк­туризации для создания конкурентной среды (значительная часть региональных предприятий обрабатывающей промышленности);

3) предприятия, акции которых используются для создания ин­тегрированных образований (например, холдингов, вертикально ин­тегрированных компаний и т.п,), необходимых для реализации госу­дарственной структурной политики в некоторых отраслях экономи­ки, например, в оборонной промышленности, транспорте. Приме­ром могут служить также предприятия, входящие в вертикальные нефтяные компании, во многие финансово-промышленные группы.

Во-вторых, в любой стране с переходной экономикой имеются отрасли и производства, которые традиционно являются объектом безусловной монополии государства. В России к таковым обычно относят водные ресурсы, воздушный бассейн, недра, леса и другие природные богатства, а также транспортные магистрали, единые энергетические системы, памятники культуры и искусства, госу­дарственные золотовалютные резервы и пр. Правда, нередко воз­никают существенные разногласия в подходах к приватизации не­которых функций государства и объектов государственной собст­венности — образования, здравоохранения, страхования, соци­ального обеспечения, культуры.

Особняком стоит вопрос о земле, приватизация которой в переходный период допускается не во всех странах. В большинстве стран с переходной экономикой пока нет развитого рынка земли. Купля-продажа ее, как правило, жестко регулируется госу­дарством. Обычно не допускается продажа земли иностранным физическим и юридическим лицам. В том случае, когда сделки купли-продажи допускаются, земля не может быть перепродана в течение определенного длительного времени (например, в Румы­нии — в течение десяти лет). Тем не менее идет постепенная при­ватизация земель сельскохозяйственного назначения с использо­ванием разнообразных методов — от возврата земель прежним владельцам (реституция) до передачи в собственность или дли­тельную аренду земельных наделов членам бывших сельскохозяй­ственных кооперативов. Так, в Чехии к 1997 г. было приватизиро­вано более 80% государственных земель, в Болгарии — более 50%. Особой проблемой структуры государственного сектора явля­ется государственная собственность на банковские финансовые организации. В России большинство коммерческих банков с самого начала реформы были частными; а государство держало контроль лишь в таких ключевых финансовых структурах, как Сбербанк, Внешэкономбанк. Восточноевропейские страны с при­ватизацией банков не спешили, и вопрос об этом встал лишь после практического завершения приватизации в реальном секто­ре. В приватизации банков ставка делалась на крупного иностран­ного инвестора, причем права иностранного банковского капитала жестко регулируются государством. В Китае медленные реформы в государственном секторе промышленности явились причиной того, что главные банки продолжают оставаться в государствен­ной собственности и кредитовать госпредприятия, хотя в целом они стали больше уделять внимания рискам и доходам, сокращать поддержку ненадежных заемщиков.


4.2. Масштабы государственного сектора


По мере завершения реорганизации традиционных государст­венных предприятий в условиях перехода к рынку и, главное, пре­одоления трансформационного спада могут изменяться подходы к размеру и составу государственного сектора экономики. В Поль­ше, например, считают, что после начала устойчивого экономи­ческого роста уже не существует объективных причин для исклю­чения каких-либо отраслей и предприятий из процессов привати­зации. Сокращение государственного влияния и контроля рас­сматривается как предпосылка притока крупных инвестиций в энергетику, угле- и газодобычу, транспорт и другие сектора ин­фраструктуры, а также повышения конкурентоспособности на мировых рынках.

Оценки необходимых масштабов госсектора формировались в странах с переходной экономикой в условиях столкновения и борьбы различных точек зрения, на фоне политического противо­стояния в обществе. Например, в Венгрии острые дискуссии о судьбе так называемого твердого ядра экономики, т.е. стратеги­чески важных крупных предприятий, не только сильно затянули принятие новой версии закона о приватизации (1995г.), но и обу­словили внесение в него ряда компромиссных положений. В ко­нечном итоге перспектива привлечения иностранных инвестиций перевесила доводы о сохранении под государственным контролем наиболее известных предприятий национальной экономики. Так же сложилась и в Армении судьба знаменитого Ереванского конь­ячного завода, который в течение нескольких-лет был закрыт для приватизации как элемент национального достояния страны, а затем все же был продан иностранному инвестору.

Опыт функционирования государственного сектора переход­ной экономики в большинстве стран показал, что государство, как и любой другой собственник, может выполнять свои функции не­достаточно эффективно. Последовательной политики государства по отношению к остающемуся в его собственности имуществу нет практически ни в одной стране, и действия государства направле­ны на решение отдельных очевидных проблем. В России эти про­блемы можно свести в две группы.

Во-первых, идет поиск методов эффективного управления теми предприятиями, в капитале которых в течение длительного времени сохраняется высокая доля государства. Таким методом может стать, например, передача государственного пакета акций в доверительное управление либо сторонним для компании юриди­ческим лицам (банковско-финансовым холдингам, финансово-промышленным группам, специализированным консалтинговым фирмам), либо менеджменту самой компании (как было в случае с 35% акций РАО «Газпром»), Состав представителей государства, в органах управления АО с крупным госпакетом и порядок голосо­вания этим пакетом акций устанавливается централизованно.

Во-вторых, разворачивается так называемая доприватизация. Она может заключаться в выработке приватизационных стратегий для предприятий, ранее входивших в списки не подлежащих приватизации в тот или иной период времени. Подобные списки со­ставлялись наряду с приватизационными программами во всех странах, в том числе и в России. Кроме того, «доприватизации» подлежат остававшиеся в собственности государства мелкие паке­ты акций, не дающие реальных возможностей контроля. Так, в восточноевропейских странах, как и в России, существуют сотни компаний с незначительными долями государственного участия, не обеспечивающими ни доходов, ни контроля. Государству вы­годнее избавиться от этих долей, нежели номинально оставаться их собственником.

5. Роль государства в кризисной экономике России

В кризисной ситуации стране необходимо эффективное госу­дарство.

Важным направлением государственной деятельности в лице Го­сударственной Думы РФ и правительства является правовое обес­печение курса проведения рыночных преобразований.

Наряду с косвенным регулированием все большее место должно занимать прямое государственное вмешательство через увеличение правительственных расходов и налоговую политику. При этом важ­но руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод, по­скольку понятие эффективного государства никоим образом не тож­дественно возврату к абсолютной централизованной системе управления.

Налаживание эффективного управления государственными пред­приятиями, грамотное управление в рыночном режиме — это один из путей экономического роста в условиях переходной экономики.

Поддержка отечественного предпринимателя и обеспечение кон­куренции — важные функции государства.

Вся прежняя картина проведения курса реформ в России по­казала несостоятельность государственного регулирования эко­номикой, потому что регулирование в интересах финансовой стабилизации оказалось несовместимым с какой-либо промышлен­ной политикой.

Выход из кризиса и будущее экономического развития во мно­гом зависят от взаимодействия государства и частной собствен­ности, финансовой стабилизации, укрепления национальной ва­люты, роста внутренних накоплений населения, благоприятной ре­структуризации нашего внешнего долга и устойчивого положи­тельного сальдо внешней торговли и т.д., но эти благоприятные факторы не смогут заработать автоматически.

Государственная политика в финансовом секторе идет в разрез с интересами промышленности. Чтобы переломить эту тенденцию, ве­дущую к деградации промышленных мощностей, следует дополни­тельно использовать два пути:

1) активизацию долгосрочных инве­стиций в основной капитал для создания новых производств;

2) увеличение вложений в оборотные фонды для более полного ис­пользования производственного и трудового потенциала.

Источники привлечения долгосрочных инвестиций ограничены. В нынешних условиях средств нет ни у государства, ни у коммерчес­ких банков, которые находятся на грани дефинансирования. На ино­странных инвестициях при высокой рискованности вложений в российскую экономику и неразвитости института страхования и га­рантий невозможно обеспечить рост.

Остаются два источника: средства населения и амортизацион­ные отчисления. Средства населения можно вовлечь в инвестици­онный процесс как минимум при условии предоставления абсолют­ной государственной гарантии от возможных рисков. Амортизаци­онные же отчисления, исчисляемые сотнями миллиардов рублей, идут на заработную плату, оплату сырья/топлива и энергии, что аб­солютно недопустимо. Попытка законсервировать амортизацию на инвестиционных счетах неизбежно приведет к дальнейшему сокра­щению действующих производственных фондов.

Необходимо решить вопрос эмиссионной политики, до­полняя ее действенными средствами контроля за прохождением и использованием денежных средств на производственные цели.

Видимо, потребуется принять законодательные акты, устанавли­вающие ответственность за целевое использование средств.

Государство должно выступать инициатором дальнейших ин­ституциональных преобразований. Корректировки макроэконо­мической политики будут блокироваться, если не внести измене­ния в действующую систему кредитно-банковских учреждений. В ее нынешнем упрощенном виде она не отвечает условиям перехо­да к экономическому росту в стране.

Государству предстоит поддержать новое направление в банков­ской деятельности — реструктуризация банковской системы. Здесь предстоит серьезная законотворческая работа.

В конечном итоге необходимы новая мотивация и новая дисци­плина труда, социальное партнерство при строгом соблюдении взаимных обязательств всеми сторонами — правительством, предпри­нимателем и работником. Эффективное и ответственное государство, свобода выбора и предпринимательства, личный интерес, труд, соединенный с законом и гарантированными гражданскими правами, - должны стать движущими силами нового этапа экономического развития России.

Переход к рыночным отношениям в России сопровождался либерализацией экономики, отказом государства от монополии на некоторые виды хозяйственной деятельности. Произошел переход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную политику и бюджетно-налоговую систему).

При переходе к рыночной экономике в России возникла необходимость в макроэкономической стабилизации. Здесь решающую роль играет государство.

В настоящее время государству необходимо:

сократить свои расходы или существенно повысить их эффективность;

снизить свое бремя на бизнес и направить на подъем экономики на основе частной инициативы;

сократить текущие расходы в секторе экономики, сопоставимом с нынешним государственным сектором, включая естественные монополии, на сравнимый объем производимой продукции и услуг. При этом объем услуг и инвестиций в этом секторе существенно возрастет, в частности, за счет реинвестирования полученной экономии в науку, образование, здравоохранение;

повысить пенсии и заработную плату в организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней.


Заключение


Вопросы, рассмотренные в курсовой работе, посвящены проблемам го­сударственного регулирования экономики, роли государства в рыночных отношениях.

Активное вмешательство в экономику - нормальное явле­ние в жизни любого государства. По мере роста общественного разде­ления труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства - рынку закончился. Сегодня очевидно, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматри­ваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство спо­собны выражать интересы общества и отдельного человека, они служат в конечном счете потребностям людей.

И государство, и рынок - две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественно­го развития. Поэтому, принимая решение об осуществлении экономиче­ской деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и не­достатки рыночного и государственного механизмов регулирования эко­номики.

Литература


Курс общей экономической теории: Учебное пособие / под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. СПб.: СПбУЭФ. 1996.

Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА. 2001.

Носова С.С. Экономическая теория: Учебное пособие. М.: Владос. 2001.

Райзберг Б.А. Рыночная экономика: Учебное пособие. М. 1995.

Экономика / под ред. А.С. Булатова. М.: БЕК. 2001.

Ясин. Е. Бремя государства и экономическая политика. //Вопросы экономики. №11. 2002.

Похожие работы:

  1. • Роль государства в рыночной экономике
  2. • Функции и роль государства в рыночной экономике
  3. • Роль государства в рыночной экономике
  4. • Роль государства в рыночной экономике
  5. • Регулирование государством рыночной экономики
  6. • Роль государства в рыночной экономике
  7. • Государство в рыночной экономике
  8. • Роль государства в рыночной экономике
  9. • Роль государства в рыночной экономике
  10. • Государство: собственник и предприниматель в ...
  11. • Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве
  12. • Роль государства при переходе к рыночной экономике
  13. • Влияние государства на рыночную экономику
  14. • Государственное регулирование экономики
  15. • Косвенное влияние государства экономику
  16. • Государство в рыночной экономике
  17. • Государственное воздействие на экономику
  18. • Роль государства в экономике
  19. • Роль государства в экономике
Рефетека ру refoteka@gmail.com