Рефетека.ру / Педагогика

Учебное пособие: Формирование сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста

РГПУ им. Герцена


Конспект открытого занятия

Восьмая подготовительная группа детского сада (6-7 лет)


Провела: студентка 4-го курса

Гагаринова Екатерина Николаевна

Тифлопедагог: Николаева Елена Ивановна

Руководитель практики: Никитина Анна

Валентиновна


С-Пб 2010

Тема занятия: «Животные»

Тип занятия: «Формирование сенсорных эталонов»

Цель: Формирование умения различать до пяти оттенков серого цвета и выкладывать ряд в порядке цветовой насыщенности;

Задачи:

1. Обогащение чувственного опыта за счет закрепления понятия оттенок (восприятие эталона серого цвета и его оттенков; закрепление оттенков коричневого и оранжевого цветов; развитие умения соотносить предметы по оттенкам);

2. Закрепление умения соотносить предметы по величине;

3. Развитие аналитико-синтетической деятельности за счет составления целого из частей (закрепление дифференцировки «круг» и «овал») и геометрических форм;

4. Развитие ориентировки в большом и малом пространстве;

5. Развитие зрительного внимания, памяти;

6.Развитие связной речи при описании классификации животных по месту обитания и при ответах на вопросы педагога.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

- игрушка-заяц;

-5 фигур волков серого цвета разных оттенков;

-изображение цветков оранжевого цвета двух оттенков – светлого и темного;

-круг и овал белого цвета;

-10 силуэтов котят разной величины.

Раздаточный материал:

- комплекты волков пяти оттенков серого цвета;

-карточки с контурным изображением лис и разрезные детали с 2-х оттенков оранжевого цвета;

-комплекты медведей и посуды трех оттенков коричневого цвета;

-значки с изображением геометрических фигур двух оттенков оранжевого цвета;

-карточки с изображением зайцев из геометрических фигур;

-набор кругов и овалов;

-комплект бантиков различной величины;

-рисунок с изображением зайца.

Ход занятия:

-Здравствуйте, ребята! К нам пришел зайчик, он хочет пойти в гости к котенку. А котенок где живет? По месту обитания это какое животное?

-Домашнее.

-Правильно. Но чтобы зайчику дойти до котенка, ему нужно пройти через весь лес. Ребята, а в лесу у нас какие живут животные? А по месту обитания они как называются?

-Дикие.

-Правильно. Не хотят животные зайца пропускать. Давайте поможем ему!

I задание:

-Первых на своем пути заяц встречает волков. Волки сердятся, зайца пропускать не хотят. Поможем зайцу! Для этого волков надо разложить от самого темного к самому светлому. (Ребята по очереди выходят к большому фланелеграфу и выкладывают ряд в порядке цветовой насыщенности). Ребята, правильно мы всех расставили?

-Да!

-Молодцы! А у волков есть детеныши. Как называются детеныши волков?

-Волчата.

-Я каждому из вас раздам волчат. И давайте расположим их на фланелеграфе от самого светлого к самому темному внизу фланелеграфа слева направо (Дети выкладывают ряд от самого светлого до самого темного).

-А теперь каждому волку подберем своего волчонка по оттенку.

-Молодцы! Волки остались довольны и со своими волчатами убежали в лес, пропустили зайца.

Зрительная гимнастика:

-Ребята! Давайте за волками проследим – куда они побежали? Не двигая головой, глазками следим за красным огоньком. Убежал волк в лес.

II задание

-А заяц дальше попрыгал и встретил на своем пути лис. Лисы ссорятся, спорят, шубы поделить не могут, зайца не пропускают. Давайте каждой лисе подберем шубу. Какого цвета лисы?

-Рыжего.

-А чем отличаются?

-Оттенками.

-Правильно! Подберем каждой лисе шубу по оттенкам рыжего цвета.

-Молодцы! Лисам шубу подобрали. Лисы довольные остались, зайца пропустили и сами в лес убежали.

Зрительная гимнастика

-Ребята, давайте и за лисами проследим. Головой не двигаем, глазками следим за красным огоньком. Убежала лиса.

III задание

Заяц дальше попрыгал и встретил на свое пути медведей. Медведи голодные, сердитые, как бы нашего зайца не съели. Давайте каждого медведя накормим, чтобы они зайца не трогали. Для этого возьмите медведей и разложите их от самого светлого к самому темному слева направо посередине фланелеграфа.

-Теперь самого светлого медведя положите в верхний левый угол фланелеграфа, а самого темного – в правый нижний угол фланелеграфа.

-Ну, а теперь накормим медведей. Возьмите тарелки и чашки и подберите каждому медведю посуду по оттенкам: тарелка должна лежать справа от медведя, а чашка – под медведем.

-Молодцы, ребята! Медведи наелись и довольные в лес ушли, пропустили зайца.

Физ.минутка:

-А теперь вы выйдите из-за столов. Давайте превратимся в зайцев. Какие у зайцев уши? А лапы? Превратились в зайцев мы, а теперь – поиграем. Каждому из вас я надену значок на шею. Рассмотрите внимательно – какого цвета он? Какой формы? Все рассмотрели?

Вы будете прыгать, и по-моему хлопку каждый должен будет найти свой дом – дом соответствует тому цвету и оттенку, который у каждого из вас на значках.

-А теперь вы опять будете прыгать и, по-моему, хлопку искать свой дом, но на этот раз дом будет соответствовать той геометрической фигуре, которая у вас на значках.

-Молодцы! Превратимся обратно в ребят и сядем за столы.

IV задание

-А пока мы играли, заяц прискакал на поляну. А на поляне еще зайцы сидят, скучают, пары у них нет. Давайте каждому зайцу пару подберем.

V задание

-А всем ли зайцам мы пару подобрали?

-Нет. Один остался без пары.

-А давайте ему сами пару составим. Из каких геометрических форм состоит заяц?

-Круг, овал.

-Правильно! У вас на тарелках лежат детали, выкладывайте их на фланелеграф и подберите зайцу пару.

VI задание

-Молодцы. Всем зайцам пары подобрали, теперь им не скучно. А наш заяц наконец-то припрыгал к котенку в гости (На большом фланелеграфе 10 силуэтов котят, расположенных по величине, но два котенка не на своих местах)

-Сидят котята, ждут зайца. Обратите внимание, а разве правильно котята расположены по величине?

-Нет (Один из детей выходит к большому фланелеграфу и исправляет ряд, после чего педагог меняет двух котят местами)

-Ребята! Посмотрите – а сейчас котята правильно расположены?

-Нет!

-Какие котята озорные! Давайте опять поможем им (Дети по очереди исправляют ряд).

VII задание

-Молодцы, ребята! Всех правильно расставили. Сидят котята и ждут подарков, ведь зайчик принес каждому котенку подарок – бантики. Они у вас на тарелочке. Но каждому котенку свой бантик надо подобрать. Разложите бантики от самого большого к самому маленькому по диагонали фланелеграфа – начиная от верхнего левого угла к правому нижнему углу.

-Молодцы! Каждому котенку бантик подобрали. Котята довольны. Зайчик тоже благодарит вас и каждому дарит свой портрет на память. В группе можете его раскрасить.

-Ребята, понравилось занятие? А что мы сегодня делали? Какое задание больше всего понравилось? Какое задание показалось самым трудным?

-Спасибо, ребята, до свидания.

Похожие работы:

  1. • Использование дидактических игр для формирования ...
  2. • Особенностьи проявления самооценки у детей старшего ...
  3. •  ... образной речи у детей старшего дошкольного возраста
  4. •  ... формирование самооценки ребенка старшего дошкольного ...
  5. •  ... на самосознание детей старшего дошкольного возраста
  6. • Исследование памяти детей старшего дошкольного ...
  7. •  ... к труду у детей старшего дошкольного возраста
  8. • Выявление и предупреждение предпосылок дисграфии у ...
  9. • Формирование у детей старшего дошкольного ...
  10. •  ... связной речи детей старшего дошкольного возраста
  11. • Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в ...
  12. • Ритмопластика как средство формирования самосознания ...
  13. • Формирование знаний об аквариумных рыбках у детей ...
  14. •  ... мира у детей старшего дошкольного возраста ...
  15. •  ... самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
  16. • Воспитание культуры общения у детей старшего ...
  17. • Воспитание культуры поведения и дружеских чувств у ...
  18. • Воспитание культуры поведения детей старшего ...
  19. • Процесс формирования гуманных отношений у детей ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com