Рефетека.ру / Международные отношения

Курсовая работа: Экономические отношения Республики Беларусь и КНР

Содержание


Введение

Глава 1. Экономический потенциал китайской народной республики

1.1 Экономический потенциал Китайской Народной Республики

1.2 Политика привлечения иностранного капитала в Китайской Народной Республике

Глава 2. Анализ состояния и развития торгово-экономических отношений беларуси и китая

2.1 Становление белорусско-китайских торгово-экономических отношений

2.2 Сотрудничество стран на современном этапе

Глава 3. Сотрудничество республики Беларусь и Китайской Народной Республики в иных сферах

3.1 Политическое сотрудничество

3.2 Научно-техническое сотрудничество

3.3 Сотрудничество в области культуры и образования

3.4 Региональное сотрудничество и побратимые связи

Заключение

Список использованных источников

Введение


Китайская Народная Республика является не только главным политическим и торгово-экономическим партнером Республики Беларусь в Азии, но и надежным добрым другом Республики Беларусь.

20 января 2007 г. исполнилось 15 лет со дня установления дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой. По меркам истории этот период времени - небольшой срок, однако он дает повод для изучения и обобщения достигнутого в развитии отношений и экономических связей между нашими странами и одновременно позволяет заглянуть в перспективу развития белорусско-китайских отношений.

Объединяющим началом белорусско-китайских отношений, красной нитью проходящим через всю историю двусторонних связей, является дух взаимного уважения и доброжелательности. Основой этих отношений была и остается дружба наших народов, выдержавшая проверку временем.

В настоящее время белорусско-китайские дружественные отношения находятся на подъеме.

Актуальность данной работы заключается в том, что Китайская Народная Республика - это одна из наиболее динамично развивающихся стран мира, представляющая непосредственный интерес для белорусских предприятий как обширный рынок сбыта производимой продукции, сырья и материалов.

Целью исследования является оценка состояния внешнеэкономических отношений Республики Беларусь и Китая для определения дальнейших путей их развития.

Для достижения данной цели решены следующие задачи:

рассмотрен экономический потенциал КНР;

выявлено место и роль КРН во внешнеторговых связях Республики Беларусь;

определены тенденции и перспективные направления развития внешнеэкономических отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой.

Объект исследования − внешнеэкономические связи Республики Беларусь.

Предмет исследования − состояние и перспективы развития внешнеэкономических отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой.

На основе проведенного исследования сделаны выводы и разработаны рекомендации по дальнейшему развитию внешнеэкономических связей Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой.

Глава 1. Экономический потенциал китайской народной республики


1.1 Экономический потенциал Китайской Народной Республики


На 2010 год экономика КНР занимает 2 место в мире по величине номинального ВВП, обогнав Японию, и 2 место по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности.

Согласно Конституции КНР является социалистическим государством, однако около 70 % ВВП обеспечивается частными предприятиями [9]. В соответствии с поправками к Конституции, принятыми в 2004 году, частная собственность является "неприкосновенной". Официально КНР называет свой нынешний экономический строй "строительством социализма с китайской спецификой". Оценки отдельных экономистов о формах экономики в Китае сильно разнятся.

Начиная с 1980 китайская экономика растёт в среднем на 15 % в год. К концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8 % годовых, но с вступлением КНР в ВТО в 2001 году приток прямых иностранных инвестиций и расширение экспорта привели к новому ускорению.

По официальным данным, в 2003 ВВП Китая вырос на 10 %, но, по мнению экспертов, в действительности прирост ВВП мог достигать 10-12 %. Рост объёма внешней торговли в 2005 году составил 23 % [1] .

Ярким показателем экономического роста страны является потребление энергоносителей.

Китай некогда обеспечивал энергоресурсами не только себя, но и своих соседей - Южную Корею и Японию. С 1993 года он переместился из первой группы поставщиков энергоресурсов во вторую, став нетто-импортёром нефти, а ещё через 10 лет - в 2003 он занял второе место в мире после США по импорту нефти. С этих пор Пекину требуется проводить чётко проработанную стратегию энергетической безопасности во внешней политике.

Бурный экономический рост ставит КНР во всё большую зависимость от импорта энергоресурсов. Это двусторонний процесс, в результате которого Китай всё больше влияет на мировые рынки энергоресурсов, энергетическую политику других стран, мировые цены на энергоресурсы, стимулирует прирост производства, а также перераспределение и создание новых каналов поставок. Так, в настоящее время доля импорта Китая на мировом рынке нефти - 8 %, а в мировом росте спроса с 2000 г. - 30 %. При этом по расчётам Кембриджской ассоциации энергетических исследований (CERA), на всю Азию в течение следующих 15 лет придётся половина совокупного роста потребления нефти. Таким образом, можно с полной уверенностью говорить о том, что наметился постепенный переход доминирования в сфере энергетики от развитых к развивающимся странам.

Энергобезопасность становится при этом вопросом национальной безопасности, сохранения темпов экономического развития, а также экологии.

В последней обнародованной национальной стратегии развития китайской энергетики на период до 2020 года, большую долю составляют планы развития ядерной энергетики. Планируется вводить в строй не менее 1,8 ГВт ядерных генерирующих мощностей ежегодно, чтобы к 2020 году суммарная мощность китайских АЭС выросла до 40 ГВт, что к тому времени должно составлять около 4 % в общем энергобалансе страны. Китайская ядерная энергетика за предыдущие 20 лет развития построила АЭС с суммарной мощностью энергоблоков на уровне 6,7 ГВт, что дает чуть больше 1 % всей выработки электроэнергии в стране.

Потребление нефти в Китае за 40 лет с начала 1960-х увеличилось более чем в 25 раз, составив в 2008 году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 млн тонн. По данным ОПЕК, в 2008 году Китай потреблял 6,5 млн баррелей нефти в день. Собственная добыча КНР составляет около 170 млн тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая могла бы позволить рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к постепенному увеличению зависимости от импорта. Учитывая продолжающийся экономический рост, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн тонн. К 2025 году прогнозный объём потребления нефти в КНР составит 710 млн тонн в год.

Нефтяные компании Китая, такие как Sinopec, ищут возможность доступа к месторождениям нефти и газа за пределами КНР, например в России, Казахстане, странах Африки [10] и Латинской Америки.

Потребление природного газа КНР в 2008 году составило 50 млрд куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 млрд куб. м.

Объём потребления электроэнергии в 2008 году составил 2,456 трлн кВт·ч. При этом некоторые районы Северного и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.

Не последнюю роль в развитии Китая сыграло наличие свободных экономических зон. В настоящее время в КНР действуют 4 специальные экономические зоны (регионы) - Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, 53 зоны высоких и новых технологий, более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт.

В качестве примера можно привести данные по региону Шэньчжэнь, который получил официальный статус свободной экономической зоны в августе 1980 года. ОЭР Шэньчжэнь - самая быстро развивающаяся зона: в 1980-2001 годах средний ежегодный рост его ВВП превысил 29,5 %. Город является первым в Китае по объёмам внешней торговли.

Три из четырёх китайских Специальных Экономических Зон (СЭЗ) - Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу - находятся в провинции Гуандун. Отчасти благодаря этому, провинция Гуандун занимает ведущее место на материковом Китае по производству электронной, текстильной, пищевой, фармацевтической продукции и лидирует в сфере производства бытовой техники.

В провинции находятся сборочные заводы таких гигантов, как Nissan, Honda и Toyota; в нефтяной и нефтехимической отрасли провинции доминирует китайская корпорация Sinopec; среди производителей электроники можно выделить китайские корпорации BBK Electronics, TCL; в регионе также расположено производство Guangzhou Pharmaceutical (GP) - одной из крупнейших аптечных сетей в Китае и проч.

В 1949-1956 при помощи СССР созданы базовые отрасли промышленности, проведена национализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства, развёрнуто массированное социалистическое строительство.

В 1956 на 8-м съезде КПК провозглашён новый курс, вылившийся в победу идей Мао Цзэдуна и политику "большого скачка" и "коммунизации" (1958-1966), а в дальнейшем, в результате борьбы двух линий провозглашена "культурная революция" 1966-1976, основным постулатом которой было усиление классовой борьбы по мере строительства социализма и "особый путь" Китая в построении государства и общества (отрицание товарно-денежных отношений, отсутствие негосударственных форм собственности, замораживание внешнеэкономических связей, публичные суды над нечестными политиками, хунвэйбины и др.)

Эта политика была впоследствии осуждена пришедшим к власти после свержения "банды четырёх" Дэн Сяопином. III Пленум ЦК КПК 11 созыва (декабрь 1978) провозгласил курс на социалистическую рыночную экономику при сочетании двух систем: планово-распределительной и рыночной при массовом привлечении иностранных инвестиций, большей хозяйственной самостоятельности предприятий, введении семейного подряда на селе, сокращении доли государственного сектора в экономике, открытии свободных экономических зон, преодолении бедности, развитии науки и техники.

Именно Дэн Сяопин сумел вывести Китай из состояния хаоса, отсталости и изоляции и направить его на путь интенсивного социально-экономического развития. В конце 1980-х - начале 1990-х Китаю удалось полностью снять проблему обеспечения населения питанием, развить высокие темпы роста ВВП и промышленного производства, поднять уровень жизни народа.

Реформы были продолжены и его преемниками - Цзян Цзэминем (с 1993) и Ху Цзиньтао (с 2002).

В течение 2002−2005 Ху Цзиньтао сосредоточил в своих руках высшие партийные, государственные и военные посты в стране (генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР, главнокомандующий НОАК).

Среднегодовые темпы роста ВВП в 1990-1999 составляли 10,3 %, в 1998-2001 - 10 %, в 2002-2005 - 9 %.

По объёму ВВП, рассчитанному по покупательной способности валют, Китай занимает в настоящее время второе место в мире после США. [7] Резко возросли валютные резервы. Объём внешней торговли к 2008 году превысил 850 млрд долл.

В то же время бурный экономический рост Китая сопровождался растущей политической и социальной нестабильностью. В полной мере реформы проводились лишь в перспективных прибрежных провинциях на востоке страны, в то время как население остальных регионов КНР до сих пор живёт значительно беднее.

Китайское руководство негативно восприняло "цветные революции", начавшиеся на постсоветском пространстве в 2004−2005, и, опасаясь того, что эпидемия социальных бунтов может перекинуться и на Китай, после "тюльпановой революции" в марте 2005 г. в Киргизии начало масштабные действия по ужесточению контроля и ограничению иностранного влияния в стране.

В октябре 2005 началась кампания по установлению государственного контроля над деятельностью крупнейших операторов сотовой связи. Проведены массовые чистки среди партийного и государственного руководства провинции Гуандун, обвиняемого в повсеместной коррупции.

Пленум ЦК КПК в октябре 2005 принял 11-й пятилетний план, "имеющий своей стратегической целью построение в Китае гармоничного общества".

5 марта 2006 на очередной сессии ВСНП выступивший с программным докладом премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны, а высвободившиеся средства направить на улучшение жизни крестьян и увеличение военного бюджета.

Правительство планировало замедлить темпы прироста ВВП Китая до 7,5 % в год против нынешних 10 %. Освободившиеся средства были направлены на сокращение разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн, или почти 75 % населения). Чтобы не допустить повторения "цветных революций" в КНР, в 2006 году планировалось потратить на развитие аграрного сектора около 340 млрд юаней, что на 14 % больше, чем в 2005 году.

Возросли расходы и на армию. Официальный военный бюджет вырос в 2006 году на 14,7 % и составил 284 млрд юаней (35,5 млрд долл.)

Планируемое увеличение расходов на сельское хозяйство и вооружённые силы будет осуществлено за счёт богатых приморских провинций. Поэтому ожидается, что проведение этой политики может натолкнуться на противодействие так называемого шанхайского клана бывшего председателя Цзян Цзэминя.

Также, согласно этому плану, к 2010 году доля энергии, извлекаемой из возобновляемых источников, должна вырасти с 2,5 до 10 % общего объёма производства электроэнергии [8].

Таким образом Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высоких темпах экономического роста (14,2 % в 1992 г., 7,8 % в 1998 г.) он имеет экстенсивный характер. В 1995, опасаясь перегрева экономики, руководство приняло решение о сдерживании роста в пределах 8-9 %. ВНП на душу населения в 1999 г. достиг 780 долларов. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР - это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. В 2010 г. Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП (в настоящее время по некоторым оценкам экономика КНР составляет 45 % экономики США, впрочем, ряд экспертов считает эту цифру завышенной.

На первом этапе реформ высокий рост обеспечивался сельским хозяйством, освобожденным от многочисленных ограничений эпохи Мао. Партия поощряла развитие широкомасштабного мелкотоварного производства, кустарной промышленности. Этому способствовала большая численность населения. В стране возникла огромная масса мелких технически отсталых предприятий, на которых трудились ремесленники, портные, обувщики и т.п. Вследствие развития кустарной промышленности произошло значительное распыление материальных и финансовых ресурсов страны, вызвав нерациональную структуру производства, слабое использование производственных мощностей, хронический дефицит сырьевых, энергетических и водных ресурсов. Государственные предприятия между тем оставались в основном убыточными. Чтобы способствовать структурным изменениям, Китай развивает собственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в США и Японии), поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные секторы экономики как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии. здравоохранение. В КНР свыше 384 млн пользователей Интернета, страна также лидирует в мире по числу пользователей мобильной телефонной связи (487,3 млн пользователей на апрель 2007 года). В районе Хайдиан севернее Пекина создана китайская "Силиконовая долина". Интенсификация производства приносит и побочные результаты: уровень скрытой безработицы в сельской местности примерно вдвое превышает официальные показатели (4,6 %). Китай негласно поощряет эмиграцию.

Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины; является крупнейшим в мире производителем кокса, чугуна, стали и стальных труб, алюминия, цинка, олова, никеля, телевизоров, радиоприемников и мобильных телефонов, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, часов и фотоаппаратов, удобрений, хлопчатобумажных и шелковых тканей, цемента, обуви, мяса, пшеницы, риса, сорго, картофеля, хлопка, яблок, табака, овощей, шелковичных коконов; имеет крупнейшие в мире поголовья птицы, свиней, овец, коз, лошадей и яков, а также лидирует по вылову рыбы. Кроме того, КНР входит в тройку крупнейших мировых автопроизводителей (7,2 млн в 2006) после Японии и США. На территории КНР ведется добыча нефти, газа, редкоземельных металлов (молибден, ванадий, сурьма), урана.

Характерная черта современной китайской экономики - зависимость её от внешнего рынка. По объему экспорта КНР занимает 16-е место в мире. Экспорт дает 80 % валютных доходов государства. В экспортных отраслях занято около 20 млн человек. На внешний рынок вывозится 20 % валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Номенклатура экспорта насчитывает 50 тыс.наименований. КНР поддерживает торгово-экономические отношения со 182 странами и районами мира, с 80 из них подписаны межправительственные торговые соглашения и протоколы. Основными торговыми партнерами Китая являются развитые капиталистические страны, прежде всего Япония, США, западноевропейские государства, на которые приходится 55 % внешнеторгового оборота. [2] Самой конкурентоспособной продукцией пока остаются обувь, одежда и игрушки, но все активнее развивается экспорт электроники, вело-, мото - и автотехники, транспортного и строительного машиностроения. Текстильная индустрия КНР - первая в мире, поэтому экспортная продукция Китая представлена в большинстве стран. Текстильные предприятия специализируются на изготовлении одежды из синтетических тканей. Предприятия этой отрасли рассеяны по всей стране, но наиболее крупные находятся в Шанхае, Кантоне и Харбине. Китайская экспортная продукция, поставляемая в Северную Америку, Японию, страны Западной Европы имеет высшие стандарты качества. Эта продукция производится в приморских провинциях страны, где сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных корпораций. В северных и внутренних районах базируются многочисленные кустарные предприятия, выпускающие контрафактную продукцию ведущих брендов мира. Эта продукция отличается низким качеством и ценой, совпадающей с ценой аналогичных качественных продуктов.

С середины 1980-х гг было достигнуто обеспечение населения продовольствием. Сегодня фрукты, рыба, морепродукты экспортируются (основной рынок сбыта продовольствия - страны СНГ, особенно Дальневосточный регион России, обеспеченный китайским продовольствием на 44 %). Кроме того, ведущим сельскохозяйственным продуктом экспорта является хлопок.

С открытием перевала Нату-Ла в 2006 году ожидается увеличение торгового оборота с Индией.

1.2 Политика привлечения иностранного капитала в Китайской Народной Республике


Экономические реформы и экономический скачок в Китае позволили огромному количеству людей сколотить в Китае большие состояния. Этот процесс продолжается и сегодня. Тема организации торговли в Китае в настоящее время интересует все большее количество белорусских предпринимателей.

До недавнего времени доступ иностранцев к внутреннему китайскому рынку был сильно ограничен. Компании с иностранными инвестициями могли продавать в Китае только собственные товары, произведенные ими же в Китае. Причем получение желаемых квот на внутреннюю торговлю было довольно проблематичным. Что же касается возможности продавать чужие товары, то в этой сфере деятельность иностранных компаний и компаний с иностранными инвестициями вообще не допускалась. В декабре 2001 года Китай вступил во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), и в связи с этим произошли изменения в регулировании торговой деятельности иностранных компаний на внутреннем китайском рынке, которые мы, в общем, рассмотрим в данной статье.

Итак, вступление в ВТО заставило китайское правительство открыть доступ иностранным компаниям ко многим секторам внутреннего рынка, которые раньше были для них закрыты. Однако этот доступ открыт не сразу, а поэтапно, и распланирован на несколько лет. Что касается торговли, то, как предусмотрено в Протоколе о вступлении Китайской Народной Республики в ВТО, Китай обязуется поэтапно либерализировать возможность получения и объем прав не ведение торговой деятельности таким образом, что в течение 3-х лет после вступления в ВТО все предприятия, находящиеся в Китае, будут иметь право торговать в пределах таможенной территории КНР любыми товарами, за исключением группы товаров, предусмотренных в отдельном приложении к Протоколу о вступлении КНР в ВТО, которые могут продаваться только в рамках государственной торговли. Данное право на ведение торговой деятельности охватывает право на импорт и экспорт товаров.

Что касается группы товаров, торговля которыми разрешена только государственным предприятиям, то в Протоколе предусмотрено, что такое ограничение сохранится на импорт и экспорт таких товаров, как:

Импорт: зерновые, растительные масла, сахар, табачные изделия, нефтепродукты, химические удобрения, хлопок, Экспорт: чай, рис, кукуруза, соевые бобы, вольфрамитовая руда, аммоний, продукты из вольфрамита, уголь, сырая нефть, нефтепродукты, шелк, хлопок, хлопковая пряжа, хлопковая ткань, сурьмовая руду, сурьмовый оксид, продукция из сурьмы, серебро).

Китай распланировал предоставление возможности иностранного инвестирования в торговые предприятия. Этот вопрос нужно рассматривать в двух аспектах:

1) регулирование деятельности по оптовой торговле,

2) регулирование деятельности по розничной торговле. Итак:

1) Оптовая торговля и комиссионные агентские услуги (например, агентская, брокерская, аукционная и иная деятельность по оптовой продаже товаров) (исключая торговлю солью и табаком).

В течение 1 года после вступления КНР в ВТО иностранные инвесторы получили возможность учреждать в Китае совместные предприятия (в уставном капитале которых может быть до 50% иностранных инвестиций) для занятия бизнесом по оказанию комиссионных агентских услуг и оптовой торговле всеми импортируемыми и отечественными товарами, за исключением следующих: книги, газеты, журналы, фармацевтическая продукция, пестициды и пленка для теплиц. Заниматься оптовой торговлей этими товарами предприятиям с иностранными инвестициями разрешено в течение 3-х лет после вступления КНР в ВТО. Заниматься оптовой продажей химических удобрений, нефтепродуктов и сырой нефти предприятиям с иностранными инвестициями было разрешено в течение 5 лет после вступления КНР в ВТО.

В течение двух лет после вступления КНР в ВТО в сфере оптовой торговли было разрешено вести деятельность совместным предприятиям, в зарегистрированном капитале которых более 50% инвестиций - иностранные. Не стали применяться никакие географические и количественные ограничения.

В течение 3-х лет после вступления КНР в ВТО не стало применяться никаких ограничений для предприятий с иностранными инвестициями занятых в сфере оптовой торговли, в том числе оптовой торговлей будет разрешено заниматься и предприятиям со 100% -ными иностранными инвестициями, за исключением предприятий, занимающихся реализацией химических удобрений, нефтепродуктов и сырой нефти, ограничения к которым были сняты в течение 5 лет после вступления КНР в ВТО.

2) Розничная торговля (за исключением торговли солью и табаком).

На момент вступления КНР в ВТО иностранные инвесторы могли заниматься розничной торговлей только в форме совместных предприятий в пяти специальных экономических районах (Шеньчжень, Чжухай, Шаньтоу, Сямень и Хайнань) и в шести городах (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Далянь и Циндао). В Пекине и Шанхае было разрешено учреждение не более 4-х СП, занятых в сфере розничной торговли соответственно. Во всех других городах - не более 2-х. Два из СП, занятых в сфере розничной торговли, из 4-х которые могли быть учреждены в Пекине, имели право открывать свои филиалы в том же городе (то есть в Пекине). Со вступлением КНР в ВТО немедленно открылись для совместных предприятий, занятых в сфере розничной торговли, города Чженчжоу и Ухань.

В течение 2-х лет после вступления КНР в ВТО, было разрешено наличие в зарегистрированном капитале совместных розничных торговых предприятий более 50% иностранных инвестиций, и все провинциальные центры и города Чунцин и Нинбо будут открыты для учреждения в них совместных розничных торговых предприятий.

Розничным торговым предприятиям с иностранными инвестициями разрешено заниматься продажей любых товаров, за исключением следующих ограничений:

розничной продажей книг, журналов и газет будет разрешено заниматься в течение одного года после вступления в ВТО, розничной продажей фармацевтической продукции, пестицидов, пленки для теплиц и нефтепродуктов будет разрешено заниматься в течение 3-х лет после вступления в ВТО, Все ограничения по занятию розничной торговлей для предприятий с иностранными инвестициями в Китае были сняты в течение 3-х лет после вступления в ВТО. То есть по прошествии этого срока можно стало учреждать розничные торговые предприятия с иностранными инвестициями (как со 100% -ными иностранными инвестициями, так и в форме СП с любым соотношением долей), за исключением нижеследующего:

а) Розничной продажей химических удобрений было разрешено заниматься в течение 5-ти лет после вступления в ВТО.

б) Остались существовать ограничения для сетей магазинов, которые продают товары различных видов и марок, и количество магазинов такой сети превышает 30. Для таких сетей магазинов не разрешено иметь в уставном капитале более 50% иностранного капитала, если такая сеть магазинов продает любые из нижеперечисленных товаров:

автомобили (в течение 5 лет после вступления в ВТО, после чего ограничение по соотношению иностранного и китайского капитала в таких предприятиях будет устранено), товары, перечисленные в Приложении 2а к Протоколу о принятии КНР в ВТО. (Приложение 2а включает в себя зерновые, растительные масла, сахар, табачные изделия, нефтепродукты, химические удобрения, хлопок, чай, рис, кукурузу, соевые бобы, вольфрамовую руду, аммоний, вольфрамит, уголь, сырую нефть, нефтепродукты, шелк, хлопковую пряжу, хлопковую ткань, сурьмовую руду, сурьмовый оксид, продукцию из сурьмы, серебро). Иностранная сторона таких предприятий вправе выбирать в качестве партнера по СП любые компании, учрежденные на территории КНР в соответствии с законодательством Китая.

В Протоколе о принятии КНР в ВТО отмечено, что вышеперечисленные условия не затрагивают право Китая регулировать торговую деятельность в соответствии с Соглашением ВТО. Всем товарам, продаваемым предприятиями с иностранными инвестициями в Китае, будет предоставлен национальный режим в соответствии со Статьей III GATT 1994 (Генеральное Соглашение о торговле и тарифах), в особенности в соответствии с параграфом 4, относящимся к внутренним продажам, предложениям к продаже, покупкам, транспортировке и использованию, включая прямой доступ к конечному потребителю.

До настоящего времени иностранные компании, желающие продавать свои товары в Китае, могли делать это только через китайских агентов, либо организовывать в Китае собственное производство этой продукции. В настоящее время ситуация начала меняться, и иностранные компании начали получать прямой доступ к китайским потребителям, минуя местных посредников и без придумывания схем организации номинальных компаний с китайскими учредителями для непосредственной организации торговли своими товарами в Китае. Возможно, вступление в ВТО сократило приток иностранных инвестиций в производственный сектор Китая, но, безусловно, подняло уровень деловой активности иностранного капитала в торговом секторе. И сейчас мы можем увидеть в Китае широко представленные дистрибьюторские сети, открытые известными иностранными торговыми корпорациями.

Глава 2. Анализ состояния и развития торгово-экономических отношений беларуси и китая


2.1 Становление белорусско-китайских торгово-экономических отношений


Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой установлены 20 января 1992 г.

С 1992 года в г. Минске функционирует Посольство Китайской Народной Республики (с 19 января 2009 г. Посол КНР в Беларуси Лу Гуйчэн). В 1993 году в г.Пекине открыто Посольство Республики Беларусь (с марта 2006 г. Посол Беларуси в КНР - Тозик А.А.).

Большое значение для активизации белорусско-китайских отношений имеют взаимные визиты на высшем и высоком уровнях.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко посетил КНР с официальными, государственным и рабочим визитами в 1995, 1997, 2001, 2005 и 2008 годах.

Китай с визитами также посетили Премьер-министр Республики Беларусь (1996 год), Первый заместитель Премьер-министра (2007 год), Председатели Палаты представителей (1998 и 2005 годы) и Совета Республики (2002 год) Национального собрания Беларуси. В 2005 году состоялся официальный визит в КНР Главы Администрации Президента Республики Беларусь.

Осуществили визиты в Беларусь Ли Пэн (в 1995 году в качестве Премьера Госсовета КНР и в 2000 году в качестве Председателя Постоянного Комитета Всекитайского собрания народных представителей), Вице-премьеры Госсовета КНР (1996 и 1997 годы), члены Государственного Совета КНР (1999 и 2002 годы), Заместитель Председателя КНР Ху Цзиньтао (2000 год), Председатель КНР Цзян Цзэминь (2001 год), Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао (2007 год), заместитель Председателя Постоянного Комитета Всекитайского собрания народных представителей Хань Цидэ (2008 год).

Качественно новое состояние белорусско-китайские двусторонние отношения приобрели после официального визита в Пекин в декабре 2005 г. Президента Республики Беларусь, в ходе которого руководители Беларуси и Китая А.Г. Лукашенко и Ху Цзиньтао подписали Совместную декларацию, где отмечено, что белорусско-китайские отношения вышли на уровень стратегического сотрудничества.

В течение 2007 года в двусторонней торговле сохраняется тенденция к быстрому росту. В целом объем нашей торговли товарами и услугами с Китаем (включая Гонконг, Макао и Тайвань) за восемь месяцев по сравнению с соответствующим периодом 2006 года увеличился на 64,9 процента и составил 926 миллионов долларов.

Каковы основные статьи нашего экспорта в Китай? Калийные удобрения, капролактам, карьерные самосвалы и запчасти к ним, жгут синтетических нитей, шины, электронные интегральные схемы и микросборки, продукция машиностроения. Анализ структуры импорта из КНР показывает, что на 80 процентов это оборудование, сырье и комплектующие, необходимые для модернизации, переоснащения и повышения конкурентоспособности продукции белорусских предприятий.

Сейчас ряд наших компаний и предприятий имеют своих представителей и дилеров в КНР. Это ЗАО "Белорусская калийная компания", ПРУП "МЗКТ", ПО "МТЗ", ПО "БелАЗ", НПО "Интеграл", РУП "БМЗ", ПО "Гомсельмаш", РУП концерн "Белнефтехим", авиакомпания "Трансавиаэкспорт". ПО "БелАЗ" и ПО "Гомсельмаш" прорабатывают вопросы создания совместных производств на территории Китая.

Нынче в Пекине открыты представительства Белорусской торгово-промышленной палаты и АСБ "Беларусбанк". Безусловно, их деятельность также поможет расширить двустороннее торгово-экономическое сотрудничество.

В 2008 г. в Беларуси было создано совместное предприятие "Горизонт-Мидеа" по выпуску сложнобытовой техники (учредители белорусское ОАО "Горизонт" и китайская компания "Мидеа-Групп"). В 2009 г. Китайский соучредитель увеличил свою долю в этом СП с 30 до 55%.

В свою очередь в Китае с 1997 г. успешно функционирует в Китае белорусско-китайское СП "Санцзян-Волат компания Лтд." (учредители: китайская компания "Санцзян" и белорусское ОАО "МЗКТ"). Логическим продолжением сотрудничества этих компаний станет создание ими в 2010 г. в Беларуси СП "Волат-Санцзян" по производству гидромеханических передач.

В 2009 г. в Китае были созданы совместные компании "АВИК-БЕЛАЗ Карьерные Машины" по производству карьерных самосвалов (учредители: ОАО "БелАЗ" и китайская компания "СATIC SUPPLY") и "Харбин Дунцзин Гомель предприятие сельскохозяйственного машиностроения" по производству кормоуборочных комбайнов (учредители: ПО "Гомсельмаш" и китайская компания "Dongjin Group"). В 2010 г. Минским тракторным заводом планируется создание на территории Китая совместной компании по сборке энергоемких тракторов "Беларус".

Конкретные результаты имеются в ходе реализации белорусско-китайских инвестиционных проектов в Беларуси при кредитной поддержке китайской стороны.

В 2008 г. успешно завершилось создание оператора мобильной связи с участием китайской компании "Алкатель Шанхай Белл Компани Лимитед" с использованием кредитных ресурсов китайских банков. В 2009 г. китайская компания "Хуавэй" выиграла тендер на поставку новой партии оборудования по данному проекту.

Китайской национальной корпорацией по зарубежному экономическому сотрудничеству с использованием китайских кредитов в 2007 г. началась модернизация Минской ТЭЦ-2, а в 2009 г. - Минской ТЭЦ-5.

Китайская государственная компания "СИТИК Интернэшнл" в 2009 г. начала модернизацию цементной отрасли Беларуси.


2.2 Сотрудничество стран на современном этапе


Китайская Народная Республика является одним из важных внешнеторговых партнеров Республики Беларусь. По итогам 2008 года КНР заняла 5-е место по объему товарооборота, 8-е - по экспорту Беларуси и 2-е место по импорту среди стран ”дальнего зарубежья“.

Динамика торговли Республики Беларусь и КНР (без учета Гонконга, Макао и Тайваня) (тыс. долларов США)


Год Оборот Экспорт Импорт Сальдо
2002 184 344 143 054 41 290 101 764
2003 263 898 217 429 46 470 170 959
2004 234 028 162 252 71 775 90 477
2005 459 507 301 491 158 016 143 475
2006 714 973 430 866 284 107 146 759
2007 947 763 399 148 548 615 149 467
2008 1 300 319 484 528 815 791 - 331 264
2009 2 029 569 614 738 1 414 831 - 800 093
2009 в % к 2008 156,1 126,9 173,4

В последние годы основными статьями белорусского экспорта в Китай являлись калийные удобрения, капролактам, карьерные самосвалы и запчасти к ним, электронные интегральные схемы и микросборки, химическая продукция.

Основные группы белорусского импорта из КНР - оборудование, комплектующие изделия и материалы для экспортоориентированных производств Беларуси, потребительские товары.

Товаропроводящая сеть Республики Беларусь в КНР представлена представительством ЗАО "Белорусская калийная компания", совместным предприятием "Санцзян-Волат компания Лтд.", компанией "Катик Сэплай Ко., Лтд." - дилером ПО "БелАЗ", ООО "Белнефтехим Шанхай трейдинг", совместным предприятием "Белмет (Шанхай) трейдинг Ко., Лтд.", представительствами ПО "Минский тракторный завод", РУП "Гомсельмаш", УП "Завод полупроводниковых приборов" НПО "Интеграл", АСБ "Беларусбанк" и Белорусской торгово-промышленной палаты.

Активно развивается инвестиционное сотрудничество. Первый из успешно реализованных проектов - создание в Беларуси третьего оператора мобильной связи "БеСТ" при кредитном обеспечении Эксимбанка КНР. В 2007 году в стадию практического осуществления вступил проект по модернизации Минской ТЭЦ-2 (кредит - 43 млн. долларов).

В ноябре 2007 года во время официального визита в Беларусь Премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао было подписано Соглашение между Правительством Беларуси и Эксимбанком Китая о реализации беспрецедентного по объему и масштабам для двустороннего сотрудничества проекта - строительства новых и реконструкции действующих предприятий цементной отрасли нашей страны. Под этот проект выделяется более 500 миллионов долларов кредитных ресурсов (сторонами уже подписаны соответствующие контракты).

Подписан контракт с Китайской национальной корпорацией по зарубежному экономическому сотрудничеству на реконструкцию "Минской ТЭЦ-5".

Начало работу в Беларуси совместное предприятие по производству сложнобытовой техники между ОАО "Горизонт" и корпорацией "Мидеа Груп". На различной стадии проработки находятся еще около 20 проектов общим объемом более 2 млрд. долларов.

Основными преимуществами китайской продукции можно назвать следующие:

1) дешевая рабочая сила (эта причина была основной и даже единственной в начале становления китайской экономики)

2) возрастающее качество (постепенно китайским предприятиям удается достичь высоких показателей в области качества, часто это результат плотного сотрудничества с компаниями Европы и США)

3) широкий ассортимент товаров разных категорий товаров (поскольку КНР является производителем многих европейских товаров по заказу и под знаком качества многих европейских компаний, а также их американских конкурентов, китайские производители имеют возможность внедрять мировые новшества в производство)

4) Относительно низкая цена на товары, которая обусловлена многими вышеназванными факторами

Тем не менее, китайская продукция имеет и свои недостатки.

К недостаткам относятся:

1) несоблюдение мировых производственных стандартов и стандартов качества

2) несоблюдение экологических и санитарных норм, что может наносить вред здоровью человека

3) срыв сроков поставки (несоблюдение сроков поставки по сравнению с оговоренными в контракте, потому что появляется тенденция избыточного спроса, т.е. у китайских производителей столько запросов, что они не справляются с исполнением своих обязательств)

4) желание отдельных китайских производителей работать только по предоплате в 100% (таким образом, они страхуют свои производственные, коммерческие и предпринимательские риски)

5) цены для отдельных регионов, которые не способны осуществлять большие заказы выше цен для регионов с крупными заказами

Глава 3. Сотрудничество республики Беларусь и Китайской Народной Республики в иных сферах


3.1 Политическое сотрудничество


В настоящее время между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой достигнут высокий уровень сотрудничества. КНР является основным политическим и торгово-экономическим партнером Беларуси в Азии.

В ходе визита в КНР Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко был подтвержден стратегический характер белорусско-китайских отношений.

В целях координации деятельности в политической, экономической и других сферах сотрудничества создан механизм консультаций между министерствами иностранных дел Республики Беларусь и КНР, которые проводятся в ходе встреч руководителей внешнеполитических ведомств на международных форумах, а также поочередных визитов делегаций министерств иностранных дел двух стран на уровне заместителей министров. Последний раунд консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел состоялся в г. Пекине в декабре 2007 г.

Между министерствами иностранных дел двух стран также создан механизм консультаций по консульским вопросам.

Осуществляются интенсивные межпарламентские контакты, налажен обмен визитами делегаций комитетов и комиссий парламентов двух стран. В Национальном собрании Республики Беларусь и Всекитайском собрании народных представителей образованы депутатские группы по сотрудничеству с парламентами Китая и Беларуси соответственно.

Республика Беларусь и КНР занимают схожие позиции по основным международным проблемам, оказывают взаимную поддержку в процессе выборов в органы учреждений системы ООН, а также в ходе обсуждения значимых вопросов международного сотрудничества, в том числе в области прав человека.

Между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой создана развитая договорно-правовая база сотрудничества. Подписано более 80 договоров, наиболее важными из которых являются соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, об избежании двойного налогообложения, о поощрении и взаимной защите инвестиций. В декабре 2008 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, в марте 2009 г. - Соглашение о проведении валютной сделки СВОП между Национальным банком Республики Беларусь и Народным банком Китая.


3.2 Научно-техническое сотрудничество


Двустороннее научно-техническое сотрудничество (НТС) осуществляется между научными и образовательными учреждениями двух стран. Его состояние и перспективы регулярно рассматриваются на заседаниях Межправительственной Белорусско-Китайской комиссии по сотрудничеству в области науки и технологий. В 2008 г. продолжался процесс постепенного расширения НТС. В феврале делегация Чанчуньского технопарка и Чаньчуньского института оптики, точной механики и физики находилась с визитом в Беларуси, где проводились переговоры с руководством Парка высоких технологий и УП "Технопарк" БНТУ "Метолит". В марте в Минске прошел семинар-презентация научно-технологических парков и зон провинции Хэнань. В апреле НАН Беларуси и "Технопарк" БНТУ "Метолит" посетила делегация Харбинской компании по науке и технике "Юйшень" для согласования вопросов по проекту, разработанному Институтом тепло - и массообмена НАН. В мае между УП "Технопарк" БНТУ "Метолит" и Управлением по науке и технологии провинции Гуандун подписан Протокол о намерениях по организации научно-технического сотрудничества в области инновационной деятельности и в проведении совместных работ. Генеральный директор "Технопарк" БНТУ "Метолит" Алексеев Ю.Г. посетил Шанхайское предприятие новых строительных материалов и Чаньчуньский институт оптики, точной механики и физики. В июне белорусская научно-техническая продукция была представлена на 19-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке.

Важнейшими событиями в развитии НТС в 2008 году стали проведение в Минске 8-й сессии Межправительственной Белорусско-Китайской комиссии по сотрудничеству в области науки и технологий (25 июня) и Дней науки и технологий Китая в Республике Беларусь (24-27 июня).

Постепенно нарабатывается договорно-правовая база двустороннего научно-технического сотрудничества. В июне подписано Соглашение об обмене патентной информацией и документацией между Государственным ведомством интеллектуальной собственности КНР и Национальным центром интеллектуальной собственности Республики Беларусь.


3.3 Сотрудничество в области культуры и образования


Успешно развивается сотрудничество между двумя странами в области культуры. В июле 2008 года в Пекине прошли Дни культуры Республики Беларусь в КНР. Символично, что они прошли накануне открытия XXIX Олимпийских игр в Пекине в рамках Олимпийского фестиваля искусств.

На гала-концерте официального открытия Дней культуры Беларуси и на концерте в г. Хуайжоу выступили артисты Национального академического народного хора Республики Беларусь имени Г. Цитовича. Китайские зрители горячо воспринимали выступление белорусского коллектива. Громкие овации зрителей вызвали песня "Рябинушка" и танец "Метелица". Вместе с хором китайские зрители подпевали такие любимые в Китае песни, как "Катюша", "Калинка" и "Подмосковные вечера".

Хор им. Цитовича также выступил в рамках Олимпийского фестиваля культуры на сцене зала Пекинского университета на открытии 9-го Китайского международного фестиваля хорового пения.

В ходе Дней культуры в выставочной галерее Столичной библиотеки г.Пекина состоялась Выставка современной белорусской живописи. На выставке были представлены работы пяти белорусских художников одного поколения - В. Савича, В. Зинкевича, В. Товстика, В. Альшевского и В. Шкарубо.

Взаимное проведение Дней национальных культур стало одной из главных форм культурного сотрудничества между Беларусью и Китаем. Согласно соглашениям о сотрудничестве между министерствами культуры двух стран Дни культуры проходят на взаимной основе поочередно с 1999 года. Предыдущие Дни культуры Беларуси в Китае проходили в декабре 2005 года во время визита в КНР Президента Беларуси А.Г. Лукашенко.

В свою очередь в июле 2008 года белорусский зритель получил возможность увидеть выступление танцевального коллектива Шанхайского педагогического университета на 17-м международном фестивале искусств "Славянский базар в Витебске". Китайские артисты продемонстрировали высокий уровень мастерства.

Кроме того, в 2008 году ряд белорусских скульпторов и художников приняли участие в выставках в Китае.

Работы известного белорусского скульптора-лошадника С. Бондаренко выставлялись на 3-й выставке произведений искусства из иностранных посольств в Китае, прошедшей в г.Пекине и г. Чжэнчжоу, пров. Хэнань.

На 3-й Пекинской международной художественной биеннале 2008 года Республику Беларусь представил лауреат специального фонда Президента Беларуси скульптор М.Петруль с работой под названием "Между", символизирующей наличие двух разделенных противоположностей в едином целом, которые при этом, остаются неделимыми.

На Международном конкурсе "Олимпийское искусство 2008", который состоялся в рамках культурной программы 29-х Олимпийских игр, наша республика была представлена скульптурным произведением М. Петруля под названием "Связи" и полотном "Футбол" кисти белорусского художника В. Новака.

Бронзовая скульптора белорусского мастера В. Копача была выставлена на 9-м Китайском скульптурном симпозиуме, состоявшемся в июле-сентябре 2008 года в г. Чанчуне.

Сотрудничество между двумя странами в сфере образования развивается динамично. В его основе лежат Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании (подписано в Минске 20 октября 1998 года), Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования на 2001-2005 гг. (подписано в Минске 6 мая 2000 года), Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании ученых степеней (подписано в Минске 26 июля 2000 года), Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования на 2006-2010 гг. (подписано в Пекине 5 декабря 2005 года).

Кроме межведомственных соглашений в сфере образования также имеются договора о сотрудничестве между ведущими вузами двух стран, на основании которых идет обмен студентами и преподавателями. Вузы Беларуси заключили более 70 двусторонних соглашений с вузами и научно-исследовательскими организациями КНР.

Наиболее популярными вузами среди иностранных студентов являются Белорусский государственный университет, Минский государственный лингвистический университет, Белорусский национальный технический университет и Белорусская государственная академия музыки.

Белорусские вузы являются привлекательными для иностранных, в частности китайских, абитуриентов по ряду причин: во-первых - высокие стандарты образования, во-вторых - сравнительно низкая стоимость обучения, в-третьих - отсутствие социальной напряженности в обществе. Благодаря высоким стандартам системы образования Республики Беларусь с каждым годом все больше китайских граждан хотят поехать на обучение в Беларусь. В 2007-2008 учебном году в Беларуси обучалось 1394 китайских студента. В 2008-2009 учебном году в вузах нашей страны обучается 1725 китайских студентов.

Все большую популярность среди белорусов приобретает изучение китайского языка. Ежегодно в Китае проходит обучение более 40 белорусских студентов, часть из которых самостоятельно оплачивает учебу. С 2007 года в ряде средних школ Минска началось изучение китайского языка как первого иностранного. В 2007 году в Беларуси начал работу Республиканский институт китаеведения имени Конфуция, на базе которого любой белорус может изучать китайский язык и получать необходимую информацию о Китае.

Начиная с 2005 года делегации белорусских вузов ежегодно принимают участие в крупнейших международных образовательных выставках в Китае.


3.4 Региональное сотрудничество и побратимые связи


Одним из важных факторов развития двусторонних отношений между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой во всех сферах деятельности является региональное сотрудничество и побратимские связи. Немало важную роль это может играть в увеличении объема торгово-экономического сотрудничества. Подписан ряд соглашений, установлены побратимские связи между городами Республики Беларусь и Китайской Народной Республики.

По результатам визита в КНР в октябре 2002 года делегации белорусских деловых кругов во главе с председателем БелТПП В.Н. Бобровым был разработан План мероприятий по активизации белорусско-китайского торгово-экономического сотрудничества по линии БелТПП и Китайского комитета по содействию международной торговле на 2003-2004 г. План предусматривал закрепление конкретных провинций КНР за каждым из шести областных отделений БелТПП, установление прямых контактов региональных органов власти двух государств.

В рамках указанного плана 23-28 ноября 2003 г. состоялся визит в Китай делегации руководителей областных отделений БелТПП и заместителей председателей облисполкомов Республики Беларусь. Во время визита состоялись переговоры членов белорусской делегации с руководителями наиболее развитых и перспективных провинций Китая: Гуандун, Шаньдун, Цзянсу, Ляонин, Ганьсу и Юньнань. Были подписаны соглашения о сотрудничестве между УП "Минское отделение БелТПП" и подкомитетом ККСМТ провинции Гуандун, УП "Брестское отделение БелТПП" и подкомитетом ККСМТ провинции Юньнань, УП "Гомельское отделение БелТПП" и подкомитетом ККСМТ провинции Ляонин, УП "Гродненское отделение БелТПП" и подкомитетом ККСМТ провинции Ганьсу, УП "Могилевское отделение БелТПП" и подкомитетом ККСМТ провинции Цзянсу, УП "Витебское отделение БелТПП" и подкомитетом ККСМТ провинции Шаньдун, а также городским отделением ККСМТ г. Цзинань. По итогам составлен Сводный план по активизации торгово-экономического сотрудничества между областными отделениями БелТПП и подкомитетами Китайского комитета по содействию международной торговле на 2004-2006 годы.

Состоялись взаимные визиты делегаций белорусских областей в Китай и китайских провинций в Беларусь. В 2004 году делегация г. Хуайань (провинция Цзянсу) посетила Гомельскую область (март), провинции Хэнань - Могилевскую область (август), провинции Юньнань - г. Брест (сентябрь), Гомельского горисполкома - провинцию Цзянсу (сентябрь), Минского облисполкома - г. Чунцин, в 2005 году делегация Могилевской области посетила провинцию Цзянсу (май), г. Сяогань (провинция Хэбэй) - г. Брест (июнь), провинции Шаньдун - г.Витебск (сентябрь), г. Хуайинь - Гомельскую область (октябрь), Гомельского горисполкома - провинцию г. Хуайинь (ноябрь).

По результатам визитов подписаны двусторонние документы (соглашения об установлении дружественных отношений, сотрудничестве, протоколы о намерениях в сфере экономики, торговли, науки и техники, культуры, спорта, здравоохранения).

В настоящее время установлены побратимские отношения между Брестской областью и провинцией Хубэй, г. Брестом и г. Сяоганем, г. Минском и г. Чанчунем, г. Могилевом и г. Лояном, г. Гомелем и г. Хуайанем, г. Барановичами и г. Чиби, Московским районом г. Минска и районом Лаошань г. Циндао, Заводским районом г. Минска и районом Цзиньчжоу г. Далянь, Гродненской областью и провинцией Ганьсу.

В ходе визита в Китай Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Семашко В. И (июнь 2005 года) были подписаны Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Народным правительством провинции Хэйлунцзян КНР о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве и Соглашение между Народным правительством провинции Хэйлунцзян КНР и Витебским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь о сотрудничестве в торговой, экономической, научно-технической, гуманитарно-культурной и других сферах.

Был достигнут ряд договоренностей о взаимодействии Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь с комитетами по науке и технологиям городов Пекин, Тяньцзинь, Харбин, Шанхай, провинций Шаньдун, Хэбэй, Хэнань, Нинся-Хуэйского автономного района.

16-17 июня 2005 года прошли Дни науки и техники Республики Беларусь в г. Чанчунь. Подписаны Соглашение между Государственным комитетом по науке и технологиями Республики Беларусь и правительством провинции Цзилинь о научно-техническом сотрудничестве, Соглашение о сотрудничестве между Республиканским центром трансфера технологий Республики Беларусь и Центром научно-технических обменов КНР, Договор о сотрудничестве между Университетом науки и технологий города г. Чанчуня и Белорусским государственным университетом.

В ходе визита в Китай Президента Республики Беларусь в декабре 2005 года было подписано Межправительственное соглашение о принципах сотрудничества между местными исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь и местными правительствами Китайской Народной Республики.

Соглашение об установлении побратимских отношений между городами Минском и Чанчунем было подписано 18 мая 1992 года.5 июня 2006 года была принята Программа мероприятий по активизации двусторонних отношений и сотрудничества между городами-побратимами Минск и Чанчунь. В соответствии с этими документами, с 21 по 24 ноября 2007 года проведены Дни г. Минска в г. Чанчунь. В ходе мероприятия проведен ряд встреч, переговоров, бизнес-форум. Соглашение между Минским облисполкомом и Народным правительством г. Чунцин о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях и Соглашение об установлении отношений дружбы и сотрудничества между Минским областным объединением организаций и Генеральным Советом профсоюзов г. Чунцин были подписаны 26 июня 2002 года. Соглашение между Минским горисполкомом и Народным правительством г. Пекина о дружественных связях и сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях было подписано 31 июля 2002 года. В первом полугодии 2008 года Беларусь посетили следующие китайские делегации.14-16 февраля 2008 года Минскую область посетила Делегация Народного Правительства г. Хух-Хото (автономный район Внутренняя Монголия) во главе с мэром города Тан Айцзюнем.23 июня 2008 года в Мингорисполкоме состоялась встреча мэра г. Минска Павлова М.Я. с делегацией во главе с заместителем мэра г. Чанчуня Цзян Луншэн, посетившей Беларусь в рамках участия в Днях науки и технологий Китая в Беларуси 24-27 июня 2008 года. В сентябре 2008 года китайские спортсмены из города-побратима приняли участие в марафоне, проводимом в рамках празднования Дня г. Минска.

Соглашение об установлении дружеских связей между Брестским облисполкомом и Народным Правительством провинции Хубэй было подписано 26 февраля 1994 году. Подписано соглашение об установлении породненных отношений между городами Чиби и Барановичи 12 сентября 2001 года, Договор о дальнейшем развитии дружественного сотрудничества между городами Чиби и Барановичи, Соглашение об установлении дружественных связей между городами Брест и Сяогань подписано 26 марта 1993 года, Соглашение о развитии экономического и технического обмена и сотрудничества между городами Брест и Сяогань подписано 26 марта 1993 года, Договор о заключении партнерских и дружественных связей между городами Брест и Сяогань подписано 12 августа 2003 года. С 17 по 18 мая 2007 года Брестскую область посетила делегация Правительства провинции Хубэй во главе с постоянным вице-губернатором Чжоу Цзяньвэем. С 14 по 15 июля 2007 года Брестскую область посетил министр финансов КНР. Заключен ряд договоров в сфере образования. Согласно инвестиционному проекту "Техническое перевооружение прядильного производства" ОАО "Прядильно-ткацкая фабрика "Ручайка", включенному в Перечень важнейших инвестиционных проектов, предприятием в 2007 году приобретено оборудование производства КНР на сумму 1,2 млн. долл. США. С июня по 27 декабря 2007 годана данном оборудовании произведено 215 тонн пряжи на сумму 1781,6 млн. руб. С целью реализации данного проекта РУП "Швейная фирма "Лона" заключены контракты с представительством Всекитайской корпорации по экономико-технологическому сотрудничеству в области легкой промышленности "CLETC" на сумму 198,7 тыс. евро на поставку оборудования. СПП "Полесье" ООО приобретены в КНР станки и оборудование на сумму 539,6 тыс. долл. США.

Соглашение об установлении побратимских связей между г. Гомелем и г. Хуайань (провинция Цзянсу) было подписано 19 июня 1997 году. За период сотрудничества налажен регулярный обмен визитами. В 2007 году подписано соглашение о сотрудничестве между Административным комитетом зоны экономического развития г. Хуайань и ГУ "Администрация СЭЗ "Гомель-Ратон", Протокол о намерении сотрудничества между Гомельским отделением БелТПП и Хуайаньским отделением Китайской коммерческой палаты был подписан 27 сентября 2007 года. В 2008 году получило дальнейшее развитие научное межвузовское сотрудничество. Продолжают совместную работу в рамках договоров Гомельский государственный университет им.Ф. Скорины и Сюйчжоуский педагогический университет; Белорусский государственный университет транспорта и Национальная трибологическая лаборатория университета Циньхуа, Нанкинский университет науки и техники, Центральный южный университет, Шанхайский университет транспорта. С 26 по 31 октября 2008 года делегация Гомельского городского исполнительного комитета во главе с Председателем городского совета Чарнаштаном В.С. посетила город-побратим Хуайань, где прошли празднования в честь 30-летия проведения политики реформ и открытости в КНР, а также празднование в честь Хуайаньской городской программы по обмену с зарубежными странами. Директора автобусных парков №1 и №6 г. Гомеля провели переговоры с директором автобусного парка г. Хуайаня.

С 3 по 11 ноября делегация Могилевской области посетила провинции Хэнань и Цзянсу. Для организации работы по исполнению достигнутых в ходе визита договоренностей, а также в целях активизации межрегиональных связей с данными провинциями председателем облисполкома Батурой Б.В. утвержден План мероприятий по активизации межрегиональных отношений Могилевской области и провинциями Хэнань и Цзянсу в различных сферах деятельности. С 8 по 14 апреля 2008 года делегация во главе с заместителем председателя Могилевского горисполкома Титком В.П. приняла участие в Международном форуме мэров туристических городов в г. Чжэнчжоу (провинция Хэнань), в конференции по туризму и ярмарке путешествий "Китай-2008".

С 3 по 10 июля 2007 года Гродненским облисполкомом организован визит делегации Гродненской области в провинцию Ганьсу, в ходе которого были подписаны следующие документы: Соглашение об установлении побратимских отношений между Гродненской областью и провинцией Ганьсу от 8 июля 2007 года, Протокол намерений по установке оборудования по производству бумажных мешков на КУП "Волковыскстройматериалы". 24 ноября 2007 года указанное предприятие заключило контракт с компанией "Lanzhou Jinan New Packing" г. Ланьчжоу. Для демонстрации научно-технических разработок представители УО "Гродненский государственный университет им.Я. Купалы" приняли участие в 19-й Харбинской торгово-экономической ярмарке в составе делегации Министерства образования Республики Беларусь. В ходе визита делегации Гродненской области в провинцию Ганьсу в 2008 году заключено Соглашение о побратимских связях, предусматривающее развитие сотрудничества в области спорта и туризма.

Витебским облисполкомом создан и функционирует сайт www.China.Vitebsk.by. Информация о сотрудничестве размещена на русском, китайском и английском языках.

Делегация Витебского облисполкома и СЭЗ "Витебск" побывала в г. Харбине в рамках проведения 19-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарки, открытой 14 июня 2008 года.

Витебская область установила контакты с провинциями Хэйлунцзян и Шаньдун, г.Витебск - с административными центрами указанных китайских провинций - г. Цзинанем, г.Вэйхаем, г. Харбином. Подписаны соглашения о сотрудничестве, предприятия и организации Витебской области и г.Витебска регулярно принимают участие в Харбинской и Шанхайской международной ярмарках, делегации обмениваются визитами.

По согласованию с Посольством, в рамках проводимой Посольством работы по развитию торгово-экономического сотрудничества и установления побратимских связей, по приглашению Витебского городского исполнительного комитета в период с 16 по 18 апреля 2009 года г. Витебск посетила делегация г. Харбина во главе с заместителем Председателя Народного правительства г. Харбина Ван Ли.17 апреля 2009 года было подписано соглашение о дружбе и сотрудничестве г.Витебска и г. Харбина.

Делегация г. Чанчуня в составе пяти человек посетила город-побратим Минск в рамках празднования Дня города 11-13 сентября 2009 года.

В октябре 2009 года делегация провинции Хубэй во главе с губернатором провинции Ли Хунчжуном посетила Брестскую область. В период данного визита делегация г. Чиби провинции Хубэй также посетила город-побратим Барановичи с целью обсуждения вопросов сотрудничества в области экономики, сельского хозяйства, промышленности, медицины и др.

Большую роль в продвижении белорусских товаров в КНР и закупке в Китае необходимых для белорусской экономики товаров, сырья и комплектующих играет товаропроводящая сеть белорусских организаций и предприятий. В настоящее время эта сеть в Китае представлена представительством ЗАО "Белорусская калийная компания", компанией "BELAZ Oriental Limited", - дилер Белорусского автомобильного завода ("БелАЗ") в КНР, совместным предприятием "Санцзян-Волат компания Лтд.", компанией "Белнефтехим Шанхай трейдинг", совместным предприятием "Белмет (Шанхай) трейдинг Ко., Лтд.", представительствами Минского тракторного завода, Гомельского завода сельскохозяйственного машиностроения и научно-производственного объединения "Интеграл". Кроме этого, с 2007 года в Китае начали работать представительства Белорусской торгово-промышленной палаты и акционерного сберегательного банка "Беларусбанк".

Заключение


Развитие отношений с Китаем является важнейшим направлением внешней политики Беларуси. За последнее время активизировались двусторонние визиты между странами, как на самом высоком уровне, так и между органами госуправления, субъектами хозяйствования, общественными объединениями. Все это дает положительные результаты. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, Беларусь и Китай не допустили большого спада в торгово-экономических отношениях.

Отношения между странами характеризуются активным политическим диалогом на уровне высшего руководства, активным развитием торгово-экономических, кредитно-инвестиционных и научно-технических связей. В настоящее время с участием китайских инвесторов в Беларуси выполняются проекты в цементной отрасли, промышленности, а также в сфере мобильной связи. В Китае создано СП по производству белорусской сельхозтехники, завершается создание двух новых крупных предприятий - по производству БелАЗов и тракторной техники.

В настоящее время белорусско-китайские политические и торгово-экономические отношения динамично развиваются. Такое состояние двустороннего сотрудничества базируется на общности принципов внутренней и внешней политики, совпадении взглядов на важнейшие проблемы международных отношений. Обе стороны выступают за создание многополярного мира и защиту авторитета ООН, против унилатерализма.

Список использованных источников


1. Мясников В. Беларусь и Китай: перспективы и партнерство в АТР в 21 век // Проблемы Дальнего Востока 2008г, 6, с.35 - 37.

2. Остороухов О. Внешняя политика Китая и перспективы ее развития // МО и МО, 1999г, 3, с.5 - 7.

3. Поряков В. Путь китайских реформ // Проблемы Дальнего Востока 1999г,

4. Карлусов В. Экономическая политика открытости и внешнеэкономической деятельности КНР // Проблемы Дальнего Востока 2009г.

5. Мировая экономика и международные отношения Китая и перспективы развития // Внешняя политика 2009г, 3 с.5 - 15

6. Общество и экономика 1999г, 9 К 50-летию Китайской народной республики.

7. Беларусь и Китай // Проблемы Дальнего Востока 1998г, 6

8. Экономика КНР // БИКИ 2006, 21, 67.

9. Реформы и проблемы Китая // Проблемы Дальнего Востока 2008.

10. Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. Шк., 1999. - 211с.

11. Филькевич И.А. Формирование государственных приоритетов Республики Беларусь во внешнеэкономической деятельности. - Мн. Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2009. - 287с.

12. www.embassibel.by

13. www.president.gov.by

Похожие работы:

  1. • Социально-экономическое развитие Республики ...
  2. • Государственная социальная политика Республики Беларусь ...
  3. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  4. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  5. •  ... инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
  6. •  ... Местное самоуправление в Республике Беларусь
  7. • Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
  8. • Порядок назначения референдумов в Республике ...
  9. • Управление иностранными делами
  10. • Источники конституционного права Республики Беларусь
  11. • Совет министров и Правительство Республики Беларусь, их ...
  12. • Правовое положение иностранных юридических лиц в Республике ...
  13. • Международное право в правовой системе Республики Беларусь
  14. • Развитие торговых отношений между Республикой ...
  15. • Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
  16. • Республика Беларусь как пример открытой рыночной ...
  17. • Правовой статус таможен Республики Беларусь
  18. • Внешнеэкономическое сотрудничество Республики ...
  19. • Конституционный строй Республики Беларусь
Рефетека ру refoteka@gmail.com