Рефетека.ру / Международные отношения

Реферат: Концептуальные основы внешней политики РФ на Ближнем Востоке на современном этапе

Реферат на тему

Концептуальные основы внешней политики РФ на Ближнем Востоке на современном этапе


Политика России в указанном регионе после распада СССР во многом утратила четкие очертания и ныне по большей части предстает в виде реактивной деятельности, сопровождаемой всплесками активности применительно к конкретным обстоятельствам, но без особых результатов, которые служили бы укреплению авторитета и значения России в зоне Ближнего Востока.

Этому имеются объективные причины, обусловленные тем, что Россия втянулась в переходный период после распада СССР, и в ней осуществляется сложный процесс переосмысления национальных и государственных интересов в необратимо меняющемся мире. Его основной чертой становятся поиск новой модели взаимодействия между суверенными субъектами международных отношений, разработка новой формулы сосуществования государств в эпоху завершения идеологической конфронтационности и холодной войны и появления новых императивов, настоятельно требующих введения иной практики в организацию жизни мирового сообщества.

В этих меняющихся обстоятельствах Россия не может находиться в стороне от магистральной линии движения в мировой политике, проявлять пассивность и придерживаться выжидательной тактики. Наступательность должна проявляться в активном поиске новых подходов, гарантирующих вхождение России на мировую арену в качестве деятельного и инициативного актера. Это качество может быть обретено только в том случае, если в политическом истеблишменте будет найдено оптимальное соотношение между западным и восточным направлениями во внешнеполитической активности. В силу своего геополитического положения Россия способна играть роль определенного балансира между восточным и западным мирами, умеряя воинственность и непримиримость сторон и сглаживая противоречия между ними с тем, чтобы не допустить кризиса и, по возможности, постараться обрести роль конструктивного участника в разрешении конфликтов между конфессиями, особенно, если таковые конфликты разгораются на глобальном пространстве.

Подчиненность российской политики интересам Запада, характерная для недавнего прошлого, может и должна быть преодолена. В рамках настоятельной необходимости нового позиционирования России на мировом политическом пространстве объективно существуют реальные предпосылки к тому, чтобы Россия реанимировала свою деятельность на ближневосточном направлении. К этому нужна политическая воля и осознание своевременности включения страны в формирование нового облика международных отношений. Одной из отличительных черт их новых реалий является то, что мусульманские государства требуют к себе большего внимания со стороны мирового сообщества, поскольку на их территориях систематически завязываются взрывоопасные узлы. Исходящая отсюда угроза провоцируется бедностью, отсталостью, дефицитом или непропорциональным размещением ресурсов, неблагополучием практически во всех сферах, так или иначе связанных с жизнеобеспечением слаборазвитых наций. Элиты мусульманского Востока стали претендовать на собственное место в многополюсной системе международных отношений, чтобы более эффективно отстаивать свои интересы.

События в самой России, вызванные противостоянием на Кавказе, и во внешнем по отношению к ней мире в самое последнее время создали дополнительный мощный импульс, который в принципе может сдвинуть с мертвой точки маховик российской дипломатии вообще и ближневосточной, в частности.

Исходя из изложенного, можно в методологическом плане констатировать присутствие ряда факторов, объясняющих неизбежность российской активности в регионе.

– Россия заинтересована в достижении геополитической стабильности в мире в целом и в зонах конфликтов разной интенсивности как необходимом условии создания общей атмосферы, на глобальном уровне, способствующей устойчивому развитию ее самой и окружающего мира.

– Россия исходит из необходимости добиваться региональной устойчивости по периметру своих границ, рассматривая это как неотъемлемую часть геополитической стабильности и важнейшую предпосылку для обеспечения своей национальной безопасности.

– Мусульмане составляют седьмую часть населения России, являющейся многонациональной страной. Это требует создания условий, предотвращающих проникновение нежелательных тенденций, идей и веяний с исламской составляющей на ее территорию через каналы мусульманских общин. В равной мере это требует учета реакции указанной части населения на внешнеполитические акции российского руководства в части, имеющей отношение к мусульманскому миру в целом и к его отдельным составляющим.

– Исторически Россия примыкает к мусульманской Центральной Азии, рассматривает эту южную зону постсоветского пространства как традиционную сферу своего влияния и интенсивно вовлечена в динамику событий в ряде сегментов центрально-азиатского пространства.

– Центральная Азия, в свою очередь, может восприниматься как часть Большого Ближнего Востока, и по некоторым параметрам смыкается с ним. Политическая ситуация здесь многомерна и сложна, отличается большой подвижностью и чревата в определенных обстоятельствах существенной непредсказуемостью. Она зависит от внешнего фактора (целенаправленных или спонтанных акций со стороны сопредельных зарубежных исламских государств), представляется в силу этих причин и внутренней напряженности исключительно противоречивой и насыщенной и в части случаев определяется состоянием дел на мировом мусульманском пространстве. А это делает крайне желательным не только перманентный мониторинг, но и наличие механизмов, допускающих возможность оказания воздействия на разворачивающиеся здесь события, поскольку они имеют большой отклик как в мусульманской среде, так и в мире и способны прямо или косвенно с разной степенью эффективности влиять на положение в Центральной Азии и в самой России.

– Ближний Восток в своих обычных границах также является зоной перманентного стратегического интереса России, что обусловливает необходимость пристального внимания Российского государства к ситуации в этой зоне мира. Однако геополитические реалии и внутреннее состояние России ныне таковы, что восстановление прежних моделей отношений и структуры связей в регионе невозможно, и поэтому России предстоит выстраивать новую систему сотрудничества с бывшими союзниками и партнерами.

– Арабские страны формируют преобладающую нишу в ареале Ближнего и Среднего Востока, где общественно-политические процессы протекают наиболее динамично и порой принимают взрывоопасную форму. Они угрожают тем, что имеют сильное влияние на состояние массового сознания не только в очаге наиболее известного конфликта (Палестине), но и во всемирной мусульманской среде, генерируют существенный протестный потенциал, обладающий большим мобилизующим воздействием. А при определенных обстоятельствах могут порождать крайние проявления борьбы в виде терроризма индивидуалов-фанатиков в его наиболее разрушительной, жертвенной форме. Наносимый в этом случае неприемлемый ущерб противнику, олицетворяющему иные моральные и идеологические ценности, может, при способствующих обстоятельствах, не только создать мощные кризисы в системе международных отношений, но и привести мир к цивилизационной конфронтации на разных направлениях, перекроив мировой порядок на совершенно новой основе и создав новые угрозы глобальной безопасности, для защиты которой у России пока нет готовых рецептов. Но она должна оградить себя от потрясений, чего легче достичь, если она не будет дистанцироваться от Арабского Востока.

– У России нет на Ближнем Востоке прямых врагов и союзников, но потенциально сохраняются особые отношения с государствами, которые по идеологическим, экономическим и иным причинам были близки с ее предшественником – СССР. Задача нынешней России состоит в том, чтобы на базе еще сохраняющегося потенциала создавать новые формы взаимодействия с этими государствами, предотвращая возможность любых негативных изменений на военно-стратегическом пространстве региона и на сопредельных пространствах, связанных с образованием военно-политических союзов, которые могут изменить баланс сил и создать угрозу национальным интересам России, ограничить свободу ее маневра, нарушить ее коммуникации, воспрепятствовав выходу в Мировой океан и в Средиземное море.

Россия, безусловно, должна пользоваться разными средствами для реанимации неуклонно ослабевающих отношений с государствами региона, особенно с теми из них, которые прежде формировали ее союзнический потенциал, пока процесс расхождения и непонимания не обрел черт необратимости.

Именно такая заостренность внешнеполитического курса России уместна на развертывающемся ныне этапе, тем более, что наличествуют объективные факторы, содействующие продвижению интересов России в регионе:

– В целом, у России имеется колоссальный многофакторный задел, созданный в рамках сотрудничества с арабским миром в советскую эпоху, который ныне постепенно перестает быть системообразующим элементом для всей архитектуры российско-арабских связей и предпосылкой для расширения контактов на перспективу.

– Арабский мир немонолитен и политически разобщен, что делает более продуктивной реализацию выдвигаемых целей и задач, связанных с обретением влияния, восстановлением прерванных контактов, мобилизацией сторонников, готовых поддерживать Россию в ее ближневосточной политике.

– Арабские государства экономически неоднородны, и беднейшие из них остро нуждаются в экономической помощи, которая может быть даже в текущих российских условиях частично предоставлена им за счет поставок отечественного оборудования, не соответствующего западным стандартам и высвободившегося в самой России в силу хозяйственной реструктуризации, но пригодного для эксплуатации малоквалифицированной арабской рабочей силой. Это важный резерв восстановления сотрудничества.

– Арабские национальные элиты имеют разноориентированные интересы, формируются за счет выходцев из разных социальных слоев, в том числе и сочувствующих России и имевших свой бизнес в ней, торгово-экономические контакты или иные интересы, оставившие сильный след в их сознании. Работа в этой среде, в ее наиболее перспективных сегментах, связанных с наукой, управлением, бизнесом и др. – важнейшая задача официальных внешнеполитических российских структур вкупе со всеми другими учреждениями, ориентированными на работу с зарубежными странами. Согласованные и систематические совместные действия с российской стороны открывают в ряде ближневосточных государств благоприятные перспективы в том, что касается интенсификации дипломатической активности, широкого пропагандистского маневра и других мер как рутинного, так и инициативного порядка для продвижения российских интересов.

– Политическое мышление в арабских странах временами несет в себе элемент реактивности. При отсутствии собственных инициатив или при их слабой выраженности руководство части арабских государств может откликнуться на предложения российской стороны об активизации сотрудничества в экономической, политической и иных сферах, если эти предложения будут продвигаться с достаточной настойчивостью и сопровождаться разъяснением видимых выгод для арабской стороны. Поэтому целесообразно будировать арабскую правящую элиту разнообразными предложениями, проектами, демонстрировать последовательность и активность российской внешней политики на разных направлениях, предлагать арабским политикам варианты решений проблем внутри их стран и на региональном уровне, создавая обстановку реального и деятельного участия в арабских проблемах.

– Арабские государства в большинстве своем детализируют преимущественно региональные аспекты политики жизнеобеспечения, ограничиваясь в то же время генерализованным обозначением своих притязаний на мировом пространстве. При этом политика выживания в условиях меняющихся параметров окружающей мировой действительности доминирует в их внешнеполитических доктринах, и часто они оказываются ведомыми, следуя тем международным инициативам, которые наиболее полно в данный момент отвечают их идеологическим, политическим или экономическим интересам. Такой подход создает совершенно определенный резерв для оказания влияния на арабский мир, по крайней мере, на часть его со стороны России и порождает уверенность, что она имеет шанс втянуть в русло своих инициатив (в случае появления таковых) арабские государства минимум в двух обстоятельствах.

1) Если сумеет найти в богатой событиями внешнеполитической динамике точки соприкосновения с арабами и доказать им, что хотя бы в отдельных принципиальных вопросах, важных для России и значимых для арабского мира, она может составить альтернативную Западу силу, и

2) если российские проекты смогут стать привлекательными для тех группировок в арабских кругах, что противятся однополярному устройству мира. В частности, Россия могла бы использовать положение члена Большой восьмерки для того, чтобы показать третьему миру, что его интересы не чужды ей самой и она готова формулировать соответствующие идеи и отстаивать их в промышленно развитом сообществе.

– Россия в настоящее время не ведет в арабском мире адресной работы с теми, кто так или иначе был связан с ней в прошлом. Речь идет об абсолютно незадействованном ресурсе в виде огромного числа арабских выпускников советских вузов (гражданских и военных), в части своей продвинувшихся на высокие должности в государстве и армии, немалого контингента российских женщин, вышедших замуж за арабов, членов многочисленных общин, состоящих из выходцев из кавказского региона, расселившихся на пространствах арабского мира достаточно компактно и в немалой части своей сочувствующих России. Активизация этого фактора по примеру того, как это делают западные страны, может принести России немалые политические дивиденды, усилить ее гуманитарное присутствие в соответствующих странах региона, всколыхнуть общественный интерес к ней, что объективно будет способствовать консолидации вокруг российского фактора на Ближнем Востоке приверженных России социальных элементов.

В этом плане целесообразно восстанавливать реально действующие структуры типа ССОД и АПН, реанимировать и интенсифицировать деятельность российских культурных центров и реализовывать любые другие проекты для пропаганды России в арабском мире – фестивали, дни культуры, выставки, гастроли, клубную деятельность, обмен делегациями городов-побратимов и предприятий, профсоюзов и учебных заведений, выделение стипендий и т.п. меры. Отсутствие средств не может служить оправданием бездеятельности, когда речь идет об обретении внешнеполитического веса.

Однако следует иметь в виду, что за минувшее десятилетие на поле российско-арабских контактов действительно возникло много объективных серьезных моментов, сдерживающих продвижение России навстречу арабскому миру:

– Длительный экономический спад в России и сокращение производства потребительских и инвестиционных товаров, необходимых арабским рынкам и тем отраслям, которые создавались с помощью СССР, существенно подрывают присутствие России не только на ближневосточных рынках, но и в политической жизни региона, «выдавливая» ее на периферию арабских внешнеполитических приоритетов.

– Длительно сохранявшаяся тенденция в российском политическом руководстве к самоустранению от проведения активной политики в отношении Арабского Востока привела к негативным результатам. В частности, к выводу этого направления на периферию российских интересов, к отсутствию конструктивных инициатив, последовавшему долговременному застою в этой сфере и к общему снижению эффективности российской ближневосточной дипломатии.

– Прослеживаемое отсутствие национально обоснованной ближневосточной политики, ныне предстающей преимущественно в виде действий, реализуемых в догоняющем режиме в русле мер, инициируемых западным сообществом.

– Общее падение авторитета России, утратившей влияние в третьем мире как силы, способной не только отстаивать разными средствами позиции слаборазвитых стран, но даже озвучивать их интересы перед лицом западного сообщества.

– Отказ России от роли СССР, выступавшего в качестве основного противовеса Западу, символа борьбы угнетенных народов, донора материальной и военно-технической помощи и союзника режимов, отличающихся неприятием западных ценностей в мировой политике.

– Отход России от идеологических приоритетов в сфере межгосударственных отношений и переход к рыночному регулированию внешнеэкономических и торговых связей с зарубежными странами, включая и традиционных арабских партнеров.

– Общее несовершенство российских условий и правил внешнеэкономической деятельности, мощные бюрократические барьеры в таможенной и налоговой сфере, усугубляемые односторонней ориентацией крупных предприятий-поставщиков стратегического сырья и материалов на западные рынки при криминализации транспортных путей, торговых и банковских каналов, что практически исключает не только для мелких негосударственных арабских экспортеров и импортеров, но и для государственных конкуренцию на равных с более могущественными структурами, функционирующими на рынках товарных групп, представляющих интерес для арабских стран.

– Явное отсутствие массового интереса или желания у российских государственных и иных внешнеторговых структур к систематическому сотрудничеству с арабскими партнерами.

– Вялая государственная политика в сфере финансовых отношений с арабским миром как таковым, неумение найти средства и инструменты урегулирования долговых обязательств, возникших в период существования СССР, нежелание урегулировать долги по кредитам, полученным от аравийских монархий в начале 90-х годов, что предметно указывает арабам на неперспективность отношений с Россией в данный период и подрывает веру в возможность установления полномерных финансовых связей с ней в будущем не только в аравийских государствах, но и в тех, что испытывают еще надежду на контакты во внешнеполитической сфере.

Серьезным препятствием на пути восстановления позиций России на Ближнем Востоке является деятельность западных государств. Преодоление ее последствий потребует серьезных усилий со стороны Российского государства, которые не могут быть мобилизованы одномоментно. Если утрата российских позиций на Арабском Востоке происходила в обвальном режиме, то восстановление их займет весьма протяженный промежуток времени, и при этом абсолютно нет уверенности в том, что деятельность на этом направлении принесет результаты, сопоставимые с достигнутым на пике отношений с арабскими странами в прошлом. Тем более, что государство не располагает готовыми средствами для реализации подобных проектов, да и сами эти программы на нынешнем этапе не являются объектом интенсивной проработки.

– Западные государства проводят динамичную ближневосточную политику на всех направлениях и по всему спектру отношений с арабским миром, подталкивая его к созданию новых типов инфраструктуры, активно снабжая его элементами информационных технологий, обеспечивая новыми разработками в сферах жизнеобеспечения, привлекая современными достижениями западной цивилизации, влияющими на комфортность жизни, и тем самым вовлекая его в новый мировой порядок, предлагая решения и выдвигая инициативы для преодоления болезненных проблем. Естественно, подобные процессы и явления не имеют всеохватного характера, доступны немногим и используются лишь в пределах возможностей некоторых арабских стран. Но даже в этом случае демонстрационный эффект присутствия Запада абсолютно превышает эффект присутствия России на Ближнем Востоке и создает мощную вестернизированную ауру, обволакивающую общественное мнение и ориентирующую его на преимущества западного образа жизни.

– Рост присутствия западных стран в тех нишах, которые ранее удерживал за собой СССР, воспринимается во многих странах в арабском мире как результат «выдавливания» российских интересов из региона. В итоге активно идет процесс замещения российского образовательного, научного, инвестиционного, технического, военного присутствия западными конкурентами.

– Информационная политика Запада сконструирована таким образом, чтобы дискредитировать Россию в масс-медиа, акцентировать российские проблемы, просчеты, недостатки, представляя в негативном виде процессы, развертывающиеся в сферах, связанных с бизнесом, управлением, менеджментом и т.п., что способствует созданию в глазах арабов стойкого в своей непривлекательности образа России.

– Соответственно этому политическое присутствие западных стран на Арабском Востоке обозначено более рельефно и весомо, чем российское. Обращения арабских лидеров к российской дипломатии на этом фоне могут расцениваться как отчаянные попытки найти противовес Западу и побудить Россию к действиям сообразно значимости событий.

По существу, западному давлению на общественное сознание в арабском мире в настоящее время противостоят три момента, способные действовать в интересах России, причем без участия самой России.

– Запад в определенной мере дискредитировал свое реноме в глазах арабского мира сотрудничеством с Израилем, поддержка которого в ближневосточном конфликте воспринимается арабами как проявление антиарабизма, который после терактов в США перешел на бытовой уровень не только в этих последних, но и в их сателлитах, особенно во вновь обращенных из числа бывших союзников СССР, что не способствует росту симпатий к Западу в арабской среде.

– Силовые методы, применяемые ныне США в Афганистане, и угроза применения их в отношении некоторых арабских стран также не способствует росту симпатий к Западу в арабском мире.

– Россию сближают с арабскими странами общие проблемы, связанные с длительным пребыванием в состоянии переходности, созданием предпосылок для последовательных реформ, разгосударствлением, приватизацией госсобственности и созданием анклавов частного предпринимательства как альтернативы ей, внедрением рыночных механизмов управления экономикой, формированием основ гражданского общества и изживанием основ авторитаризма.

Однако действенность этих факторов не следует преувеличивать. Активное их эксплуатация возможна только при целенаправленной политике, систематическом акцентировании этих моментов, превращении их в постоянный фактор влияния на общественное сознание в арабском мире.

Помимо отмеченных, имеются и другие весомые обстоятельства, влияние которых на политику России в ближневосточном регионе необходимо учитывать.

Это, во-первых, глобализация, которая к настоящему времени проявляется как стратегическое направление современного развития мирового экономического пространства. Это явление оформлено в организационную структуру в виде ВТО и охватывает подавляющее большинство стран мира, в число которых входят 12 арабских государств, из них восемь имеют статус полноправных членов этой структуры. Очевидно, что будущее – за этим процессом, и России следует ориентироваться на максимальное использование преимуществ международного разделения труда и интеграции в мировую торговую и финансовые системы, но не в ущерб экономической самостоятельности. В изоляции же от этих процессов Россия не сможет полноценно взаимодействовать с арабскими партнерами, функционирующими экономически в иной системе координат.

Во-вторых, энергоресурсы являются тем фактором, который имеет определяющее значение не только в мировой экономике, но и способен при некоторых обстоятельствах одновременно служить объединяющим и разъединяющим началом в отношениях России с арабскими нефтеэкспортирующими государствами. Известно, что прямой конфронтации в области сбыта нефтепродуктов между ними не отмечается. Однако благополучие России и перспективы добычи нефти в российских пределах во многом соотносятся с проблемами ценообразования на жидкие углеводороды в арабских нефтедобывающих государствах Персидского залива. В этих обстоятельствах со стороны России необходима тонкая и взвешенная линия поведения по отношению к этим последним в вопросах взаимодействия с ними на направлениях, связанных с конъюнктурой мирового рынка нефти. России выгоднее сохранять статус наблюдателя в ОПЕК, что позволяет ей формально участвовать в работе организации, одновременно не возлагая на себя обязательств по выполнению ее решений.

В-третьих, терроризм в том виде, в каком он продемонстрирован в США, также является элементом глобализации, вселенским фактором, создающим предпосылки для нового деления мира не по классовым, имущественным или цивилизационным осям, а по признакам морали, права, категорий дозволенного и допустимого. При таких масштабах терроризма его ареной становится все глобальное пространство, и противодействие ему также обретает черты универсальности. Поскольку терроризм в определенной своей части соотносится с исламским миром вообще и арабским, в частности, Россия не может игнорировать этот момент и должна выработать свое отношение к акциям устрашения с учетом места их совершения и значимости последствий. Очевидно, теоретически на вооружение может быть взят весь спектр контрдействий – от обмена информацией с заинтересованными сторонами до прямых силовых акций против инициаторов террора. Однако целесообразность последних не вполне очевидна именно для России, поскольку ее евро-азиатский статус должен удерживать ее от резких шагов и сделать императивом российской политики в новых условиях дистанцирование от проявлений прямой вражды по отношению к мусульманским народам

В-четвертых, исламский фактор для России играет большую роль как для страны с весомым компонентом мусульманского населения и граничащей с исламскими государствами на значительном протяжении. Отношения с арабскими государствами должны предусматривать это обстоятельство и строиться с учетом ситуации как внутри России, так и в самих исламских государствах. Этому фактору следовало бы уделять значительно большее, чем в прежнюю эпоху, внимание. Поскольку тяга к самоидентификации у народов этого региона именно как исламских в условиях нарастающей в их среде дифференциации и усиливающегося отставания по темпам развития от передовых стран принимает разные формы – от стремления к изобретению собственно исламских механизмов регулирования экономики и финансовой сферы до протеста против сложившегося мирового порядка вещей с применением разрушительных форм насилия по отношению к тем, кто подходит на роль виновных в обострении проблем в исламском мире. Задача России в подобных обстоятельствах – действовать избирательно, использовать только адекватные меры и не переходить в борьбе с нарушителями конституционного порядка внутри национальной территории и за ее пределами границ, которые объединяют Россию с исламским миром как страну, вмещающую большую исламскую общину.

В-пятых, ближневосточное урегулирование – базовая проблема для арабской политики России, поскольку показывает, что последняя оказывается неспособной в условиях изменения схемы существования мирового сообщества после прекращения противостояния двух мировых социальных систем играть самостоятельную роль в процессе восстановления мира в регионе. Прорыв на этом направлении или хотя бы переход от действий в догоняющем режиме к участию в разрешении проблемы в режиме реального времени смогли бы помочь России выйти из застойной ситуации и дать ей шанс материализовать свое присутствие на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что Россия сохраняет определенное влияние на политические элиты и отдельные сегменты общества в ряде ближневосточных стран, масштабы воздействия ее на динамику событий в регионе с течением времени уменьшаются. В этом случае практически не просматривается ситуации, при которой роль России может настолько актуализироваться, что она окажется востребованной и призванной в полном объеме участвовать в процессе урегулирования.

В целом, геополитические интересы России требуют создания группировки стран, которые могли бы поддержать внешнеполитические акции РФ на Ближнем Востоке и на смежных с ним территориях, в целях

– обеспечения национальной безопасности России на дальних подступах к ее границам,

– создания предпосылок для усиления российского влияния в регионе в расчете на рост экономического и политического потенциала страны в будущем,

– противодействия возможным политическим акциям третьих стран, которые могут нанести ущерб российским интересам в зоне Арабского Востока.

В советский период российской истории эти интересы диктовались в основном двумя обстоятельствами – необходимостью противостоять Западу и идеологическими императивами. Инструментом реализации этих интересов служили экономическое и военно-техническое сотрудничество, опиравшиеся на использование затратной модели оказания помощи и содействия развитию.

Советские интересы имели широкий спектр распространения и охватывали большие сегменты Арабского Востока. Россия же должна действовать более избирательно, сообразуясь со своими возможностями, оценивая весомость тех или иных актеров на ближневосточной сцене и взвешивая степень заинтересованности в ней потенциальных арабских политических партнеров.

Арабский Магриб в геополитическом плане имеет большую значимость, определяемую географическим положением и усиливаемую наличием здесь крупных запасов нефти, газа и фосфатов. Через систему международных политических и экономических соглашений Магриб инкорпорирован в ЕС и имеет для этой структуры серьезное значение. Для России в постсоветский период этот регион утратил былое значение, вследствие чего влияние и присутствие России здесь резко ослабло, и восстановление прежних позиций представляется маловероятным в связи с появлением новых приоритетов во внешней политике России, самоизоляцией от своих региональных партнеров и отходом этих последних от ориентации на наше государство. Магриб останется зоной слабого влияния РФ и на обозримую перспективу. Даже прежние союзники – Алжир и Ливия – вряд ли смогут в изменившихся обстоятельствах служить проводниками российских интересов или хотя бы выполнять функцию, связанную с демонстрацией своих предпочтений применительно к России.

Арабский Машрик, в части, представленной странами среднего уровня развития, в геостратегическом отношении является исключительно важной частью мирового политического пространства. Это обусловлено ближневосточным конфликтом, экспансионизмом иракского режима, общей бедностью региона, что делает его перманентно взрывоопасным, источником экстремизма и терроризма, угрожающим мировому сообществу. Этот субрегион – объект пристального внимания ведущих держав мира, и в этом качестве он должен бы служить точкой притяжения и для России как крупного субъекта международных отношений, имеющего интересы по всему миру, и страны, претендующей на весомую роль в предотвращении конфликтов разной интенсивности и этимологии. Однако, несмотря на то, что здесь расположены страны, в которых у России имеется некоторый потенциал влияния (Сирия, Ирак, Палестина, Йемен, Израиль), она едва ли будет способна образовать из них тот массив (в любой конфигурации), который мог бы служить базой для реализации российских интересов. Другими словами, Россия не прилагает необходимых усилий для повышения эффективности своей политики на этом направлении, ограничиваясь обозначением намерений, но, избегая ярких инициатив в течение длительного времени, что определяет ее курс и на перспективу.

Страны Персидского залива, будучи частью Машрика, в отличие от большинства своих арабских соседей, концентрируют энергоресурсы мирового значения, что резко выделяет их в особую категорию развивающихся государств с мощной политической и экономической составляющей мирового уровня. В силу этого они являются объектом пристального внимания экономических, военных и политических устремлений ведущих держав мира. Россия же отделена от этой части Ближнего Востока барьером полувековой неприязни и имеет слабые надежды на то, чтобы серьезно закрепиться здесь в той или иной форме в силу многих обстоятельств:

– традиционного отсутствия позиций в регионе на протяжении всей новейшей истории,

– слишком большой и необратимой замкнутости аравийских элит и обществ на Запад,

– негативной исторической памятью о советском периоде в международных отношениях в сознании правящих кругов,

– непопулярностью чеченской войны в глазах аравийского общественного мнения.

Возвращение же России на прежние позиции в других частях арабского мира затруднено и другими обстоятельствами, в частности,

– переориентацией правящих режимов за время длительной самоизоляции России на западные страны,

– утратой доверия к России со стороны политических элит в результате отказа РФ от следования прежним принципам,

– отсутствием интереса у России к взаимодействию с бывшими партнерами и союзниками на Арабском Востоке.

Тем не менее, если российская политика в регионе подвергнется пересмотру, то наиболее перспективными для российских интересов на Арабском Востоке могут быть следующие страны:

Египет – крупнейшее и наиболее мощное арабское государство, выдвинувшееся на передний край в арабском мире и приковывающее к себе внимание уже хотя бы только в силу этого обстоятельства. Потенциально Египет развивается в государство, которое со временем может стать наиболее вероятным экономическим, политическим и военным соперником Израиля в регионе.

Сирия – важное звено в ближневосточном урегулировании – процессе, который охватывает разные аспекты межстрановых и региональных отношений в зоне Ближнего Востока, имеющих серьезные последствия для международной безопасности. В стране обеспечена преемственность власти, традиционно лояльной к России, к тому же Сирия является реальным претендентом на масштабное участие в военно-техническом сотрудничестве с Россией.

Ирак – в настоящее время крупнейший на Арабском Востоке экономический партнер России, имеет серьезное значение как перспективное поле деятельности для российского нефтяного бизнеса.

Израиль – главный участник ближневосточного конфликт, вмещающий большой компонент русскоязычного населения, важный торгово-экономический партнер России, поддерживающий российские политические инициативы на ряде направлений.

В любом случае ситуация на Ближнем Востоке для России не будет складываться легко, что определяется как ее внутренним положением, так и ходом событий в регионе. От России требуется политическая воля и осознание важности собственных интересов на Ближнем Востоке для обеспечения национальной безопасности. Чтобы усилить свою роль в ближневосточных процессах, Россия должна позиционироваться по различным проблемам Ближнего Востока. Для нее предпочтительно иметь четкие ориентиры во внешнеполитическом курсе на Ближнем Востоке, видеть перспективу маневра, обрести стратегический простор и глубину для своих эволюций, а также знать пределы воздействия на обстановку в регионе, чтобы спонтанным поведением не дезориентировать дружественные ей силы в арабском и мусульманском мире, а, напротив, продуманными шагами множить число сторонников и союзников в арабских странах. При этом не следует идеализировать отношения с этими сторонниками. Более целесообразно, видимо, переводить их в плоскость взаимовыгодных политических, социальных, экономических интересов, придавая тем самым всему комплексу российско-арабских связей прагматическую направленность. Возможно, только таким образом удастся реанимировать российскую политику в регионе.


Список источников и литературы


Современная политическая история России (1985—1998 годы): Т. 1. Хроника и аналитика / Под общ. Ред. В.И. Зоркальцева, А.И. Подберезкина. М., 1999.

Млечин Л. Формула власти. От Ельцина к Путину… М., 2000.

Перестройка. Десять лет спустя (апрель 1985 — апрель 1995). М., 1995.

Похожие работы:

  1. • Сущность плана администрации США "большой Ближний Восток"
  2. • Основные направления во внешней политике Украины со странами ...
  3. • Ближний восток в политике США и России на современном этапе
  4. • Внешняя политика Джорджа Буша-младшего на Ближнем Востоке
  5. • Империалистическая политика Германии на Ближнем ...
  6. • Внешняя политика России на Дальнем Востоке во ...
  7. • Внешняя политика стран Юго-Восточной Азии на Ближнем Востоке
  8. • Характеристика международных принципов урегулирования ...
  9. • Лондонские Конвенции 1840-1841 годов
  10. • Развитие курортного дела в России на современном этапе
  11. • Внешняя политика Британии на Ближнем Востоке в ...
  12. • Война Судного дня (1973 г.) в системе американо ...
  13. • Развитие фондовых рынков на Ближнем Востоке
  14. • Палестино-израильские отношения (1993-2000 гг.)
  15. • Некоторые аспекты американского геостратегического ...
  16. •  ... современных стран Ближнего и Среднего Востока
  17. • Внешнеполитический аспект политики Турецкой республики на ...
  18. • Исламский экстремизм
  19. • Роль США в арабо-израильских войнах 1956-1967 гг.
Рефетека ру refoteka@gmail.com