Рефетека.ру / Транспорт

Курсовая работа: Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса

Курсовой проект


Тема: «Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса»


Задание на курсовое проектирование


Выполнить:

Расчет буксировочного сопротивления и буксировочной мощности методом Холтропа;

Расчет буксировочного сопротивления и буксировочной мощности с использованием данных испытаний систематических серий моделей судов;

Подбор элементов гребного винта для скорости хода 13 - 15 узлов при заданном диаметре по теоретическому чертежу;

Подбор главной энергетической установки - дизеля по каталогам фирм – производителей;

Уточнение характеристик гребного винта при работе с выбранным двигателем и определение достижимой скорости хода;

Построение чертежа гребного винта.

Построение паспортной диаграммы.


1. Расчет сопротивления воды движению судна по HOLTROP (голландский опытовый бассейн)


1.1 Данные для расчета сопротивления воды движению судна по HOLTROP (голландский опытовый бассейн)


Этот способ основан на обработке результатов испытаний почти двухсот различных моделей и натуральных судов. Метод может применяться для расчета сопротивления самых разнообразных типов судов с широким изменением параметров формы, таких, например, как танкеры, контейнеровозы, рыболовные суда и т. д., включая суда с предельно большой полнотой обводов и необычным соотношением главных размерений.

Для расчета данным способом надо использовать следующие данные:

Главные характеристикм судна-проекта:

Lpp - длина между перпендикулярами 110 м;

Lwl - длина по КВЛ 114,58 м;

B - ширина наибольшая 18,33 м;

Tap - осадка в корме 7,05 м;

Tfp - осадка в носу 7,05 м;

V - объемное водоизмещение 8558,4 м3;

lcb – абсцисса центра величины в % от (Lwl/2) -0,06 %;

cm – коэффициент полноты мидель-шпангоута 0,966;

cwp – коэффициент полноты ватерлинии 0,728;

v - расчетная скорость 15,0 узлов;

Значения Lpp, Lwl, B, Tap, Tfp, V, cm, cwp берем из своего варианта;


lcb = (Lwl/2 – (Lwl/2 + Xc))/ Lwl x 100%.


Дополнительные данные:

Abt – площадь сечения носового бульба на шп. 0 0,00 м2;

hb – возвышение ЦТ площади сечения бульба 0,00 м;

S – площадь смоченной поверхности 2619,9 м2;

At – площадь смоченной поверхности транца 0,00 м 2;

d – диаметр туннеля подруливающего устройства 0,00 м;

Cbto – к-т сопр-я подруливающего устройства (0,003-0,012) 0,003;

ie –1/2 угла входа КВЛ 18є;

cstern – форма кормы (V-шп = -10; норм. = 0; U-шп. = +10) 0;

Awind – площадь парусности 445,50 м2;

CXwind – коэффициент сопротивления воздуха (0,8-1) 0,80;

Vwind – скорость ветра (нормально 2,5 м/с) 2,5 м/с.

Данных Abt, hb, d для данного проекта нет;

S – берется из предыдущей курсовой работы;

ie –данные снимаются с теоретического чертежа, при его отсутствии эту величину приближенно можно вычислить по формуле


ie = 1 + 89 exp [-(L/B)0,80856 x (1-α)0,30484 x (1-φ-0,0225 x lcb)0,6367 x (LR/B)0,34574 x (100 V/L3)0,16302];

LR = L x (1-φ + 0,006 x lcb/(4φ-1));


φ = V Ω L – коэффициент продольной полноты;

cstern – данные снимаются с теоретического чертежа;

Awind – берется из предыдущей курсовой работы или приближенно вычисляется по формуле Awind = B2;

Смоченная поверхность выступающих частей:

Arud1 – руль за рудерпостом 0,00 м2;

Arud2 – балансирный руль 10,26 м2;

Arud3 – полубалансирный руль 0,00 м2;

Awb – кронштейн гребного вала 0,00 м2;

Arh – пятка руля 0,00 м2;

Awt – свободный гребной вал вне корпуса 0,00 м2;

Awh – обтекатель гребного вала 2,14 м2;

Aw – гребной вал 0,00 м2;

Af – гидродинамический успокоитель качки 0,00 м2;

Adome – домы 0,00 м2;

Askiel – скуловые кили 0,00 м2.

Тип и расположение привода выбираем по правилам российского морского регистра судоходства.

Площадь руля F назначают, пользуясь зависимомтью:


F = L T / A


A – коэффициент, который выбирается в зависимости от типа судна в следующих пределах: 40-70 для грузовых транспортных судов.


λ = h / bcp = h2 / F – относительное удлинение руля;


Arh, Awh – данные снимаются с теоретического чертежа.

Константы:

g – ускорение свободного падения 9,81 м/c2;

rho – плотность воды 1025 кг/м3;

nue – коэффициент кинематической вязкости воды 1,188x10-6 м2/c;

rho2 – плотность воздуха 1,225 кг/м3.


Полное сопротивление судна


RT = CT (ρ V2 / 2) Ω = CT Fr2 (ρ g Ω L )/ 2;


Ω – смоченная поверхность судна.

Буксировочная мощность:

PE = RT V.


Коэффициент полного сопротивления:


CT = CV + CW + CTR + CA


Коэффициент вязкостного сопротивления:


CV = CF0 (I + K)


CF0 = 0,075 / (lg R - 2)2 - коэффициент сопротивления трения эквивалентной пластины.

Параметр формы (I + K) определяется по формуле:


(I + K) = C13 [0,93 + C12 (B / LR)0,92497 x (0,95 – φ + 0,0225 lcb)0,6906];


C13 – коэффициент, учитывающий влияние формы кормовой оконечности на вязкостную составляющую сопротивления.


C13 = 1 + 0,003 Cкормы


Значение коэффициента Cкормы


Тип кормовой оконечности Cкормы
С V-образными шпангоутами -10
С обычными обводами 0
С U-образными шпангоутами и бульбом 10

Коэффициент C12 определяется по формуле:


C12 = (T / L)0,2228446, если T / L > 0,05;

C12 = 48,20 (T / L – 0,02)2,078 + 0,479948, если 0,02 ≤ T / L ≤ 0,05;


C12 = 0,479948, если T / L < 0,02.

Коэффициент волнового сопротивления:


CW = A Fr-2 exp[ml Fr-0,9 + C15 φ2 exp(-0,1 Fr-2) cos (λ Fr-2)];

A = 2 C1 C2 C3 δ B T / Ω;

C1 = 2223105 C73,78613 (T / B)1,07961 (90 - iK)-1,37565;

C7 = 0,229577 (B / L)0,33333, если B / L < 0,11;

C7 = B / L, если 0,11 ≤ B / L ≤ 0,25;

C7 = 0,5 - 0,0625 (L / B), если B / L > 0,25;


C2 – коэффициент, учитывающий влияние носового бульба на волновое сопротивление:


C2 = exp (-1,89 √ C3);

C3 = 0,56 ABT1,5 / [B T (0,31 √( ABT + TF - hB))];


ABT – площадь поперечного сечения бульба на носовом перпендикуляре;

hB – отстояние ЦТ этого сечения от линии киля;

TF - осадка на носовом перпендикуляре;

C5 – коэффициент, учитывающий влияние транцевой кормы на волновое сопротивление:


C5 = 1 – 0,8 AT / ( B T β);


AT – площадь поперечного сечения погруженной части транца при нулевой скорости;

m1 = 0,0140407 ( L / T) – 1,75254 (V1/3/ L) – 4,79323 (B / L) – C16;

C16 = 8,07981 φ – 13,8673 φ2 + 6,984388 φ3, если φ > 0,80;

C16 = 1,73014 – 0,7067 φ, если φ > 0,80;


C15 = -1,69385, если L3 / V < 512;

C15 = 0, если L3 / V > 172715;


C15 = -1,69385 + (L / V1/3-8,0) / 2,36, если 512 < L3 / V < 172715;


λ – коэффициент, характеризующий волнообразующую длину λL:


λ = 1,446 φ – 0,03 (L/B), если L / B < 12;

λ = 1,446 φ – 0,36, если L / B > 12.


Коэффициент сопротивления транцевой кормы:


CTR = 0,2 (1-0,2 FrT) AT/ Ω, если FrT < 5;

FrT = Fr √ (L B (1 + α) / 2A);


CTR = 0, если FrT ≥ 5;

Расчет сопротивления трения:


Rf = ρ V2 CF0 (1 + K1) Ω / 2000 (кН);


Расчет сопротивления воздуха:


Rwind = ρA / 2 (V + Vwind)2 Cxwind Awind / 1000 (кН);


ρA = 1,226 кг/м3 – плотность воздуха.

Расчет сопротивления модели:

Ra = (ρ / 2) V2 Ω C / 1000 (кН);

C = 0,006 (LKWL + 100)-0,16 – 0,00205 + 0,003 √( LKWL / 7,5) δ4 C2 (0,04 – C4);


C4 = 0,04, если Tfp/LKWL > 0,04;

C4 = Tfp/LKWL, если Tfp/LKWL < 0,04.

Расчет сопротивления транца:


Rtr = (ρ / 2) V2 Ω CTR / 1000 (кН);


Расчет сопротивления выступающих частей:


Rapp = ((ρ / 2) V2 Sapp (1 + k2)eq CF0) + ρ V2 3,14 d2 Cbto)/ 1000 (кН);


Sapp – сумма смоченных поверхностей выступающих частей;


(1 + k2)eq = C1 / Sapp, если Sapp > 0;

(1 + k2)eq = 0, если Sapp = 0.


Расчет волнового сопротивления:


RW = C1 C2 C3V ρ g exp [m1 Fr-0,9 + C15 φ2 exp(-0,1 Fr-2) cos (λ Fr-2)] (кН)


Расчет сопротивления носового бульба:


Rb = 0,11 exp (-3 P B-2) Fni3 Abt1,5 g ρ / (1 + Fni2) / 1000 (кН);

PB = 0,56 √Abt / Tfp – 1,5 hb;

Fni = V / (g (Tfp – 1,5 hb – 0,25 √ Abt)) + 0,15 V2


Расчет суммарного сопротивления:

R = Rf + Rapp + Rw + Rb + Rtr + Ra + Rwind


Расчет произведен с использованием программы "Microsoft Excel", результаты представлены ниже в табличной форме.


РАСЧЕТ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОДЫ ДВИЖЕНИЯ СУДНА ПО HOLTROP (ГОЛЛАНДСКИЙ ОПЫТОВЫЙ БАССЕЙН)

Судно: Сухогруз.

ВВОД ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ РАСЧЕТА:



главные характеристики судна-проекта









Lpp - длина между перпендикулярами . 110,00 m
Lwl - длина по KWL

114,58 m
B - ширина на миделе

18,33 m
Tap - осадка в корме

7,05 m
Tfp - осадка в носу

7,05 m
V - объемное водоизмещение
8558,40 m**3
lcb - абциcса центра величины в % от (Lwl/2) -0,07 %
cm - к-т полноты мидельшпангоута
0,966
cwp - к-т полноты ватерлинии
0,728
v - расчетная скорость

15,00 узлов









дополнительные данные










Abt - пл. сечения носового бульба на шп. 0 0,00 m**2
hb - возвышение ЦТ площади сечения бульба 0,00 m
S - смоченная поверхность ( 2528,55 m**2) 2620 m**2
At - смоченная поверхность транца
0,00 m**2
d - диаметр туннеля подруливающего устройства .... 0,00 m
Cbto - к-т сопр. подр. устройства (0,003 - 0,012) 0,003
ie - 1/2 угла входа KWL ( 12,139 °) 18,00 °
cstern - форма кормы (V-шп=-10;норм=0;U-шп=+10) 0,0
Awind - площадь парусности ( 335,99 m**2) 445,50 m**2
CXwind - к-т сопротивления воздуха (0.8 - 1) 0,80
Vwind - скорость ветра (нормально=2.5 m/s) 2,50 m/с








смоченная поверхность выступаюших частей








Arud1 - руль за рудерпостом
0,00 m**2
Arud2 - балансирный руль

10,26 m**2
Arud3 - полубалансирный руль
0,00 m**2
Awb - кронштейн гребного вала
0,00 m**2
Arh - пятка руля


0,00 m**2
Awt - свободный гребный вал вне корпуса 0,00 m**2
Awh - обтекатель гребного вала
0,00 m**2
Aw - вал


0,00 m**2
Af - гидродин. успокоители качки
0,00 m**2
Adome - домы


0,00 m**2
Askiel - скуловые кили

12,00 m**2


константы




g - ускорение свободного падения
9,81 m/с**2
rho - плотность воды

1025,9 кг/m**3
nue - к-т кинематической вязкости воды 1,19E-06 m**2/с
rho2 - плотность воздуха

1,225 кг/m**3







РАСЧЕТ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН



(на печать не выводятся)





**********************************************************************








Tm ....... 7,05
1.5*Arud1 .......... 0,00
Cb ....... 0,578
1.4*Arud2 .......... 14,36
Cp ....... 0,5983
2.8*Arud3 .......... 0,00
Lr ....... 45,809
3*Awb .............. 0,00
C12 ...... 0,5448
1.75*Arh ........... 0,00
C13 ...... 1,000
3*Awt .............. 0,00
1+k1 ..... 1,145
2*Awh .............. 0,00
Sapp ..... 22,26
3*Aw ............... 0,00
(1+k2)eq . 1,40
2.8*Af ............. 0,00
B/L ...... 0,1600
2.7*Adome .......... 0,00
C7 ....... 0,1600
1.4*Askiel ......... 16,80
C1 ....... 2,140
Asumme ............. 31,16
C3 ....... 0,00000




C2 ....... 1,0000




C5 ....... 1,0000 C16 ...... 1,3660 m1 ...... -2,2174
L/B ...... 6,251 L**3/V .. 176 C15 ..... -1,69385
PB ....... 0,0000 Lambda .. 0,6777 d ....... -0,9
CA ....... 0,000492 Tfp/L ... 0,062 C4 ...... 0,040







v (kn) v (m/s) Rn CF Rf (kN) Rapp (kN) Fn
8,00 4,11 3,97E+08 0,001723 44,81 0,47 0,123
9,00 4,63 4,46E+08 0,001696 55,84 0,58 0,138
10,00 5,14 4,96E+08 0,001673 68,00 0,71 0,153
11,00 5,65 5,45E+08 0,001653 81,27 0,84 0,169
12,00 6,17 5,95E+08 0,001634 95,64 0,99 0,184
13,00 6,68 6,44E+08 0,001618 111,11 1,15 0,199
14,00 7,20 6,94E+08 0,001602 127,65 1,33 0,215
15,00 7,71 7,44E+08 0,001588 145,26 1,51 0,230
16,00 8,22 7,93E+08 0,001576 163,93 1,70 0,245
17,00 8,74 8,43E+08 0,001564 183,66 1,91 0,261
18,00 9,25 8,92E+08 0,001552 204,44 2,12 0,276
19,00 9,77 9,42E+08 0,001542 226,25 2,35 0,291
20,00 10,28 9,91E+08 0,001532 249,10 2,59 0,307
21,00 10,79 1,04E+09 0,001523 272,98 2,84 0,322
22,00 11,31 1,09E+09 0,001514 297,87 3,10 0,337







v (kn) m2 Rw (kN) Fni Rb (kN) Fnt c6
8,00 -0,00079 0,08 0,4856 0,000 0,000 0,20
9,00 -0,00317 0,35 0,5438 0,000 0,000 0,20
10,00 -0,00861 1,15 0,6011 0,000 0,000 0,20
11,00 -0,01802 3,05 0,6575 0,000 0,000 0,20
12,00 -0,03160 6,93 0,7129 0,000 0,000 0,20
13,00 -0,04892 14,39 0,7672 0,000 0,000 0,20
14,00 -0,06919 27,23 0,8204 0,000 0,000 0,20
15,00 -0,09153 40,90 0,8726 0,000 0,000 0,20
16,00 -0,11509 69,36 0,9235 0,000 0,000 0,20
17,00 -0,13913 122,15 0,9732 0,000 0,000 0,20
18,00 -0,16312 181,41 1,0217 0,000 0,000 0,20
19,00 -0,18662 225,87 1,0690 0,000 0,000 0,20
20,00 -0,20934 263,17 1,1149 0,000 0,000 0,20
21,00 -0,23110 314,58 1,1597 0,000 0,000 0,20
22,00 -0,25178 398,82 1,2031 0,000 0,000 0,20








РАСЧЕТ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОДЫ ДВИЖЕНИЮ СУДНА








РЕЗУЛЬТАТЫ:






**********************************************************************

составляющие сопротивления воды и воздуха

трения выступ. ч. волнов. нос.бульба транца модель воздуха

Rf (kH)

Rapp (kH)

Rw (kH)

Rb (kH)

Rtr (kH)

Ra (kH)

Rwind(kH)

44,81 0,47 0,08 0,00 0,00 11,17 9,54
55,84 0,58 0,35 0,00 0,00 14,14 11,08
68,00 0,71 1,15 0,00 0,00 17,45 12,74
81,27 0,84 3,05 0,00 0,00 21,12 14,51
95,64 0,99 6,93 0,00 0,00 25,13 16,40
111,11 1,15 14,39 0,00 0,00 29,49 18,40
127,65 1,33 27,23 0,00 0,00 34,21 20,52
145,26 1,51 40,90 0,00 0,00 39,27 22,76
163,93 1,70 69,36 0,00 0,00 44,68 25,10
183,66 1,91 122,15 0,00 0,00 50,44 27,57
204,44 2,12 181,41 0,00 0,00 56,55 30,15
226,25 2,35 225,87 0,00 0,00 63,00 32,84
249,10 2,59 263,17 0,00 0,00 69,81 35,65
272,98 2,84 314,58 0,00 0,00 76,97 38,58
297,87 3,10 398,82 0,00 0,00 84,47 41,62








суммарное сопротивление и буксировочная мощность









v (узл)

v (m/с)

Fn

R (kН)

Pe (kВ)



8,00 4,11 0,123 66 272

9,00 4,63 0,138 82 379

10,00 5,14 0,153 100 514

11,00 5,65 0,169 121 683

12,00 6,17 0,184 145 895

13,00 6,68 0,199 175 1166

14,00 7,20 0,215 211 1518

15,00 7,71 0,230 250 1925

16,00 8,22 0,245 305 2507

17,00 8,74 0,261 386 3370

18,00 9,25 0,276 475 4392

19,00 9,77 0,291 550 5374

20,00 10,28 0,307 620 6377

21,00 10,79 0,322 706 7620

22,00 11,31 0,337 826 9339

По данным таблиц построим диаграммы:

-сопротивления воды движению судна;

-составляющие полного сопротивления судна от скорости;

-буксировочной мощности.


Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса

Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса

Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса


2. Расчеты сопротивления воды движению судна по данным испытаний систематических серий моделей судов.


Для расчета сопротивления воды движению судна используем серию универсальных среднескоростных судов (учебное пособие, Л. С. Артюшков). Результаты испытаний моделей этой серии используются для расчета сопротивления и буксировочной мощности универсальных сухогрузных судов, среднетоннажных танкеров и судов для навалочных грузов. Основные геометрические характеристики моделей серии:

-коэффициент общей полноты δ = 0,60…0,80

-отношение главных размерений L/B = 7,3; B / T = 2,5;

-форма носовой оконечности V–образная и U–образная.

Все модели имели длину 7 метров.

Коэффициент остаточного сопротивления для этой серии определяется по выражению


Cr = Cr0 kl kB/T aB/T kV


Коэффициент Cr0 снимается с основной диаграммы серии как функция коэффициента общей полноты для соответствующих значений чисел Фруда. Коэффициент влияния относительной длины kl = al / al0 вычисляется как отношение значений al, снимаемых с диаграммы соответственно для заданного значения относительной длины l судна и стандартого значения l0 для моделей этой серии, определяемого как функция коэффициента общей полноты.

Коэффициенты kB/T и aB/T, произведение которых учитывает влияние отличия заданного значения B/T от принятого в серии B/T = 2,5, определяется с диаграммы.

Коэффициент kV вводится только для учета влияния V–образной формы носовых шпангоутов на остаточное сопротивление. Значения этого коэффициента определяются в функции от δ и числа Фруда с диаграммы.

Расчет произведен с использованием программы "Microsoft Excel", результаты представлены ниже в табличной форме.


РАСЧЕТ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОДЫ ПО 60-Й СЕРИИ

ПРОЕКТ: СУХОГРУЗ

ограничения:

одновинтовые суда


5.5 =< Lpp/B =< 8.5


2.5 =< B/T =< 3.5


0.6 =< cb =< 0.8


-2.48 =< xb =< 3.51






исходные данные:






длина между перпендикулярами, м


Lpp=

110,00

м

ширина судна на миделе, м



B=

18,33

м

средняя осадка, м




T=

7,05

м

коэффициент общей полноты



cb=

0,6


абсцисса ЦВ, в % от Lpp

(реком.: -1,94 )

xb=

-0,07

%

длина по ватерлинии, м

(реком.: 111,87 )

Lwl=

114,58

м

расчетная скорость, уз




Vs=

15,00

узл.

смоченная поверхность, м2

(реком.: 2596 )

S=

2620

м2

корреляционный к-т

(реком.: 0,0003 )

Ca=

0,00030


к-т выступ. частей

(реком.: 0,00015 )

Capp=

0,00080


кинематическая вязкость воды



ny=

1,1E-06

м2/с

плотность воды





roh=

1,025

т/м3

Lpp/B=

6,0


B/T=

2,6


U=

0,774










РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА:

Vs, узл.

11,00 12,00 13,00 14,00 15,00 16,00

V, м/c

5,66 6,17 6,69 7,20 7,72 8,23

Fr

0,169 0,184 0,199 0,215 0,230 0,245

U

0,568 0,619 0,671 0,723 0,774 0,826

Y400

-0,975 -1,012 -1,001 -0,972 -1,016 -1,073

CRT400

9,22 8,91 9,01 9,25 8,88 8,40

CT400

0,0027 0,0026 0,0026 0,0027 0,0026 0,0024

U400

0,5454 0,5950 0,6445 0,6941 0,7437 0,7933

CFo400

0,0016 0,0016 0,0016 0,0016 0,0016 0,0016

CR

0,0006 0,0005 0,0006 0,0007 0,0006 0,0005

Rn

5,7E+08 6,2E+08 6,7E+08 7,2E+08 7,7E+08 8,2E+08

CFo

0,0011 0,0011 0,0011 0,0011 0,0011 0,0010

CT

0,0028 0,0027 0,0028 0,0028 0,0027 0,0026

Rt,кН

121 139 166 197 219 237

Pe,кВт

682 860 1108 1422 1687 1948

Сравним эти два способа по диаграмме.


Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса


3. Подбор элементов гребного винта для скорости хода 13 - 15 узлов при заданном диаметре по теоретическому чертежу.


3.1 Определение коэффициентов взаимодействия


Одновинтовое морское сухогрузное судно

При практических расчетах используется следующая эмпирическая формула


Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса


L, B, T - длина, ширина и осадка судна

Е - высота оси ГВ над ОП

D - диаметр винта

 - коэффициент продольной полноты

q1 - коэффициент, учитывающий форму кормы;

f1 - угол наклона образующей лопасти

Коэффициент засасывания транспортных одновитновых судов вычисляется

по формуле


Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса


Тогда коэффициент попутного потока равен

q2 - коэффициент учитывающий форму руля

q2=0.7…0.9 - для обтекаемого

q2=0.9…1.05 - для пластинчатого



Для расчета принимаем: q2= 0,9
Тогда:





t= 0,192214




Для морских судов может также использоваться формула Папмеля:

Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса








где





х=1 для средних винтов; х=2 для бортовых винтов.




х= 1
V - водоизмещение судна, м3; V= 8558 м3
D - диаметр винта, м;
D= 4,94 м
 - коэффициент общей полноты;



 - поправка на влияние числа Фруда (только при Fr>=0.2)

Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса










0,235





0,003



Тогда





= 0,1904




t= 0,17136




Характерными для одновинтовых сухогрузных судов являются
следующие коэффициенты взаимодействия:

С пластинчатым рулем: С обтекаемым рулем:
= 0.20-0.22 = 0.24-0.26
t= 0.17-0.19 t= 0.15-0.17







В дальнейших расчетах принимаем:


= 0,213572




t= 0,192214




i1 - коэффициент влияния неравномерности поля скоростей на упор;
i2 - коэффициент влияния неравномерности поля скоростей на момент;
Теоренические и экспериментальные исследования показали, что величина
коэффициентов i1 i2 для обычных судов должна быть близка к 1.
В расчетах принимаем:




i1= 1




i2= 1




3.2 Выбор расчетной диаграммы


Для выбора расчетной диаграммы назначим число лопастей равным 3

(для морских судов 3-6).


Величина дискового отношения, обеспечивающего отсутствие развитой кавитации,

определится по формуле:



Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса













0,466199

















где

371,39 кН - упор винта при расчетной скорости










R= 250 кН - сопротивление движению судна при расчетной






скорости


zp= 1
- число гребных винтов


t= 0,1922
- коэффициент засасывания

Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса












146,08 кПа - разность давления на оси ГВ и давления






насыщенных паров

D= 4,935 м
- диаметр гребного винта

z= 3

- количество лопастей ГВ








Минимально необходимое дисковое отношение, обеспечивающее прочность лопасти

при заданной относительной толщине лопасти в самом широком месте (r=0,6R)

определяется по формуле:



Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса























0,326016
















где








0,2
- относительный диаметр ступицы ГВ









m= 1,15
- коэффициент учитывающий характер нагрузки

зад= 0,085
- задаваемая относительная толщина лопасти ГВ

доп 60000 кПа - допускаемые напряжения материала лопасти ГВ





(латунь ЛМцЖ55-3-1)
Для расчета принимаем наиболшее, округденное до ближайшего, для которого

построены диаграммы, из полученных значений дискового отношения.

расч 0,5





при z= 3




4. Расчет гребного винта для оценки потребной мощности и оптимальной частоты вращения. Подбор СЭУ


Для расчета примем следующие значения диаметра винта и скорости.

D=4,94 м

V=15 уз

Расчет выполниим в расчетной форме


Таблица 2

Приведенное сопротивление: R*, кН 300,0
Полезная тяга:

Ре, кН 300,0
Скорость судна:

V, м/с 7,7
Поступательная скорость винта: Vp, м/с 6,1
Коэффициент упора диаметра: kd' 1,75
По диаграммам



- относительная поступь: p 0,640
- шаговое отношение: H/D 0,630
- КПД свободного винта: p 0,675
Пропульситвный коэффициент: 0,4
Потребная мощность двигателя: Ne, кВт 5532,4
Опримальная частотавращения: n, об/мин 118,1

где

R*=1,2R

Pe=R*/zp

V=0,514Vs



kd'=VpD(/P)^(1/2)







nопт=60Vp/(p*D*a)

а=0,974

0,2

0,3

0,5

0,975

а

- определяется по таблице:

0,975

0,97

0,96

По полученным згачениям оплтмальной потребляемой мощьности и частоты оборотов

подбираем малооборотный дизель:


kWmin^-1MassLBHr


6195450112000905032004500

Firma -производитель / разработчик

Typ -тип двигателя

kW -мощность 100% в кВт

min-1 -обороты в минуту

Mass -масса сухого двигателя в кг

L -длина двигателя максимальная в мм

B -ширина у основание (фундамент) в мм

Hr -высота ремонтная или двигателя (как дано в

каталогах) отчитана от середины оси вала в мм


5. Определение параметров гребного винта, обеспечивающего наибольшую скорость хода судна


Расчёт гребного винта представлен в таблице 3

Расчёт гребного винта, обеспечивающего наибольшую скорость хода судна

Таблица 3

1 Скорость судна Vs уз 12 13 14 15 16
2 Скорость воды в диске ГВ Vp м/с 4,85 5,25 5,66 6,06 6,47
3 Тяга винта Pe кгс 17737 21407 25810 30581 37309
4 Упор винта P кгс 21958 26501 31952 37858 46187
5 Число оборотов ГВ n с-1 1,88 1,88 1,88 1,88 1,88
6 Испр. значение упора P` кгс 21958 26501 31952 37858 46187
7 Коэфф-т числа оборотов k`н
0,93 0,96 0,99 1,01 1,03
8 Относит. поступь (с диаг.) p`
0,57 0,585 0,605 0,63 0,645
9 Испр. значение p` p
0,555 0,570 0,589 0,614 0,628
10 Оптимальный диаметр ГВ D м 4,66 4,92 5,12 5,27 5,49
11 Коэфф-т упора K1
0,128 0,124 0,127 0,134 0,139
12 КПД ГВ p
0,672 0,679 0,686 0,695 0,7
13 Шаговое отношение H/D
0,74 0,77 0,78 0,81 0,825
14 Коэфф-т влияния корпуса к
1,027 1,027 1,027 1,027 1,027
15 Пропульсивный коэфф-т
0,670 0,677 0,683 0,692 0,697
16 Потребная мощность двиг. Ne лс 2179 2819 3623 4540 5866
17 Потребная мощность двиг. Ne кВт 2960 3830 4923 6168 7970
где:








Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса

скорость воды в диске гребного винта


- коэффициент попутного потока



= 0,214




Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса










тяга гребного винта




Zp- количество ГВ Zp=1



Rx принимается равным рассчитанному в пункте 4 для



максимальной осадки



Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса










упор ГВ






t - коэффициент засасывания


t = 0,192





Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса










коэффициент числа оборотов











Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса










исправленное значение относительной поступи


a = 0,974













Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса










оптимальный диаметр ГВ, для данной скорости хода





























коэффициент упора






















коэффициент влияния корпуса



i=1
















пропульсивный коэффициент



в-КПД валопровода=0,97


Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплексаРасчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса










потребная мощность двигателя




















По результатам расчётов строятся графические зависимости:

f=D(Vs), f=H/D(Vs), f=Ne(Vs), f=(Vs) представленнные на рисунке 2 и 2а.

По ним определяется максимально возможная скорость и оптимальные для неё

значения D, H/D, 










Vsmax= 15,16 уз





D= 5,357 м





H/D= 0,792






= 0,692






p= 0,616



Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса


Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса


6. Расчёт и построение контуров и профилей сечений лопастей гребного винта


Для расчёта спрямлённого контура и распределения толщины лопасти необходимо предварительно определить максимальную ширину лопасти


При

z= 3
расч= 0,5
bmax=0,2589D= 1,398 м
D= 5,4 м

Результаты расчёта спрямлённого контура и распределения толщин приведены в таблице 4


Таблица 4.Спрямлённый контур и распределение толщин лопасти

r/R От основной От основной Полная ширина Наибольшая Отстояние наиб.

линии до вых. линии до вход. лопасти b, м толщина сече- толщины сеч-я

кромки x2, м кромки x1, м
ний e, м от вход. кр. с, м
0,2 0,408 0,656 1,064 0,198 0,372
0,3 0,466 0,736 1,202 0,175 0,421
0,4 0,521 0,787 1,309 0,152 0,458
0,5 0,570 0,805 1,375 0,130 0,488
0,6 0,614 0,784 1,398 0,107 0,544
0,7 0,653 0,719 1,371 0,084 0,607
0,8 0,676 0,582 1,258 0,062 0,603
0,9 0,657 0,354 1,011 0,039 0,506
0,95 0,596 0,165 0,761 0,028 0,381
1 0,282 - - 0,016 -

Для построения контуров сечений лопасти ГВ на различных радиусах необходимо знать их ординаты. Они представлены в таблице 5


Ординаты контуров сечений лопасти ГВ на различных радиусах


Расстояние от ординаты с наибольшей толщиной (ОНТ)

От ОНТ к выходящей кромке в % От ОНТ к входящей кромке в %

r/R 100 80 60 40 20 20 40 60 80 90 95 100
Ординаты 0,2 - 105,4 143,6 171,7 190,6 194,9 186,8 171,9 147,0 127,2 112,6 -
засасывающ. 0,3 - 89,1 125,3 151,9 169,4 172,2 164,5 150,1 126,8 109,6 96,1 -
поверхности 0,4 - 72,6 107,0 131,8 147,7 149,5 142,0 128,4 107,2 91,6 79,5 -
y1, мм 0,5 - 56,2 88,6 111,6 125,6 127,1 119,8 106,7 87,7 73,6 63,0 -

0,6 - 43,0 71,8 91,3 103,5 104,9 97,6 84,8 68,0 55,8 46,7 -

0,7 - 33,2 56,4 71,5 81,4 82,2 74,8 63,1 48,0 37,2 29,5 -

0,8 - 25,2 41,7 52,5 59,5 59,7 52,5 42,3 29,7 21,3 15,7 -

0,9 - 17,6 27,2 33,8 37,7 37,7 33,8 27,2 17,6 11,7 9,7 -
Ординаты 0,2 59,3 36,0 21,5 10,8 3,1 0,9 4,5 11,7 26,6 40,1 51,8 79,1
нагнетающ. 0,3 44,4 21,3 10,1 3,0 - 0,1 2,3 8,0 19,0 29,0 38,8 65,7
поверхности 0,4 27,2 9,4 2,3 - - - 0,5 4,0 11,9 19,0 27,3 52,5
y2, мм 0,5 12,6 2,3 - - - - - 0,9 5,6 11,0 17,2 39,4

0,6 5,5 - - - - - - - 0,9 4,8 9,0 26,2

0,7 - - - - - - - - - 0,3 2,1 13,5

0,8 - - - - - - - - - - - 4,6

0,9 - - - - - - - - - - - -

По результатам расчета выполнен чертеж гребного винта на котором отражены:

спрямленный контур винта

нормальный контур винта

прочный профиль винта;


7. Расчёт и построение паспортной диаграммы


Паспортная диаграмма является одной из главных характеристик ГВ. С её помощью определяется рабочая область ГВ.

Для заданных значений D, H/D, z, p определяем: K1, K2, Ne, P

Расчёт паспортной диаграммы представлен в таблице 6


Известно: D= 5,40 м Известно:

H/D= 0,792


расч= 0,50


= 0,692


Z= 3 лопасти

Расчёт паспортной диаграммы. Tаблицa 6


Относительная поступь р


0,493

0,555


K1=f(р, H/D)


0,167

0,149


0=f(p,H/D)


0,55

0,603


Коэфф. числа оборотов K2


0,024

0,022


Число оборотов, n

об/сек

1,50

1,69

1,88

2,06

1,50

1,69

1,88

2,06


Упор ГВ, P

кг

33388

42257

52169

63124

29789

37702

46546

56320


Мощность, Ne

лс

3355

4777

6553

8722

3075

4379

6007

7995


Vр скорость воды в диске ГВ

м/с

3,99

4,49

4,99

5,49

4,49

5,05

5,62

6,18


Vs

уз

9,88

11,11

12,35

13,58

11,06

12,45

13,83

15,21





Относительная поступь р
0,616 0,678
K1=f(р, H/D)
0,132 0,11
p,H/D)
0,656 0,683
Коэфф. числа оборотов K2
0,02 0,017
Число оборотов, n об/сек 1,50 1,69 1,88 2,06 1,50 1,69 1,88 2,06
Упор ГВ, P кг 26391 33400 41235 49895 21992 27834 34363 41579
Мощность, Ne лс 2796 3981 5461 7268 2376 3384 4642 6178
Vр скорость воды в диске ГВ м/с 4,99 5,62 6,24 6,86 5,49 6,18 6,86 7,55
Vs уз 12,29 13,83 15,37 16,90 13,52 15,21 16,90 18,59

Расчёт производится по формулам

Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса


Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса


Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса


Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса


Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса


По результатам расчёта строится паспортная диаграмма ГВ, представленная на рисунке 3. На ней также строятся линии располагаемой тяги, сопротивления, требуемой мощности и кривая ограничительной характеристики

Крутящий момент

Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса


35503м

Расчет ходкости судна и подбор пропульсивного комплекса


Использованная литература


Войткунский Я. И. Сопротивление движению судов. Л., 1964.

Цуренко Ю. И. Лекции по теории корабля., 2003.

Дубровин О. В. Расчет буксировочной мощности по прототипу. Л., 1960.

Басин А. М., Миниович И. Я. Теория и расчет гребных винтов. ГИЗ Судпром, Л., 1963.

Дорогостайский Д. В., Жученко М. М., Мальцев Н. Я. Теория и устройство судна. Л., Судостроение, 1976.

Рефетека ру refoteka@gmail.com