Рефетека.ру / Транспорт

Курсовая работа: Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Брянский государственный технический университет

Кафедра: "Автомобильный транспорт"


Курсовой проект

По дисциплине "Автомобили и двигатели"

раздела "Двигатели"

тема проекта: "Разработать четырехтактный автомобильный двигатель"

Документы текстовые

АТ.ДВ.003.014.ДТ


Содержание


Задание

Введение

1. Тепловой расчет двигателя

1.1 Выбор параметров к тепловому расчету

1.2 Расчет процесса наполнения

1.3 Расчет процесса сжатия

1.4 Расчет процесса сгорания

1.5 Расчет процесса расширения

1.6 Индикаторные и эффективные показатели работы двигателя

1.7 Эффективные показатели основные размеры цилиндра и двигателя

1.8 Построение индикаторной диаграммы

2. Динамический расчет

2.1 Приведение масс кривошипно-шатунного механизма

2.2 Построение диаграммы удельных сил инерции

2.3 Удельные и полные силы инерции

2.4 Построение диаграммы изменения сил,

действующих в КШМ

2.5 Построение полярной диаграммы сил,

действующих на шатунную шейку

2.6 Построение диаграммы предполагаемого износа

шатунной шейки

2.7 Расчет сил и моментов, действующих на коленчатый вал

3.Расчет деталей двигателя на прочность

3.1 Расчет поршня

3.2 Расчет поршневого пальца на прочность

3.3 Расчет шатуна на прочность

3.3.1 Расчет поршневой головки шатуна

3.3.2 Расчет кривошипной головки шатуна

3.3.3 Расчет стержня шатуна

3.3.4 Расчет шатунных болтов

3.4 Расчет коленчатого вала на прочность

3.4.1 Расчет коренной шейки

3.4.2 Расчет шатунной шейки

3.4.3 Расчет щеки.

Список использованной литературы

Приложения


Введение


Основными направлениями развития двигателестроения являются повышение удельных мощностей за счет газотурбинного наддува и применение более высоко калорийных топлив, повышение экономичности, надежности и ресурса двигателя, снижение металлоемкости.

Требование повышения мощности двигателя связано с повышением производительности труда, с ростом энерговооруженности средств производства. Так же всвязи с непрерывным ростом сложности топлива и масла значимость параметров gе и gм также возрастает. Поэтому при создании двигателя следует стремиться к оптимальным расходам топлива и масла. Однако возможности снижения gе и gм связаны со схемой, быстроходностью и другими параметрами двигателя.

При оценке требований к новому двигателю и выборе значений, определяющих параметры, необходимо учитывать развитие существующих двигателей с учетом времени, необходимого на создание нового двигателя (5-7 лет) и срока его службы не менее 15 лет.

В представленном курсовом проекте приведен расчет 4-х тактного 8-ми цилиндрового V-образного бензинового двигателя, за прототип принят двигатель автомобиля ГАЗ-53.


1. Тепловой расчет двигателя


Исходные данные

Из двигателя – прототипа:

Двигатель 4-х тактный, бензиновый,

Число цилиндров: i = 8,

Диаметр цилиндра: D = 0,092 м,

Ход поршня: S = 0,08 м,

Данные для расчета:

Степень сжатия: ε = 6.8;

Частота вращения коленчатого вала: n = 4000 об/мин.;

Мощность прототипа: 84.56 кВт (115л.с.);

Рабочий объем прототипа: 4,25 л;

Мощность: 140кВт=190,4лс.


Выбор параметров к тепловому расчету


Разработка четырехтактного автомобильного двигателял.с.;

Разработка четырехтактного автомобильного двигателял;

Разработка четырехтактного автомобильного двигателял;

Разработка четырехтактного автомобильного двигателямм;

Разработка четырехтактного автомобильного двигателямм;


Параметры окружающей среды:


-Р0 = 0,1033 МПа;

-Т0 = 288 К;


-относительная влажность 70 %.;

Коэффициент избытка воздуха α = 0,92;

Средняя скорость поршня:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


Параметры остаточных газов:


-Рг = 1,13Ч105 Па;

-Тг = 960 К;


-коэффициент остаточных газов γ = 0,07;

Коэффициент использования тепла в точке Z для n = 4000 об/мин.:


-Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


Коэффициент скругления индикаторной диаграммы φд = 0,96;

Механические потери в двигателе:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


Элементарный состав топлива:


Н=0,145 кг/кмоль, С=0,855 кг/кмоль


Теплотворная способность топлива Hu=44000 кДж/кг топлива

Теплоемкости мольные (средние):

воздуха:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


продуктов сгорания:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


смеси газов при сжатии:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Теоретически необходимое количества воздуха для сгорания 1 кг топлива:

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


1.2 Расчет процесса наполнения


Давление в конце наполнения:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


где δ-коэффициент гидравлических потерь (δ=0,15).

Температура в конце наполнения:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


где Разработка четырехтактного автомобильного двигателя=15 К – подогрев заряда от стенок цилиндра,

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя=1,11 – коэффициент, учитывающий разницу в теплоёмкостях остаточных газов и свежей смеси.

Коэффициент наполнения:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


где Разработка четырехтактного автомобильного двигателя=1,05-коэффициент дозарядки.


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


Принятое значение γ практически совпадает с расчётным.Для дальнейших расчетов принимаем γ=0,07.

Давление в цилиндре в конце наполнения с учётом коэффициента дозарядки:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Расчет процесса сжатия


Показатель политропы сжатия Разработка четырехтактного автомобильного двигателяопределяется через показатель адиабаты сжатия Разработка четырехтактного автомобильного двигателя, рассчитываемого по уравнению:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


Подбором находим :


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Давление и температура в конце процесса сжатия:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Расчет процесса сгорания


Действительно необходимое количество воздуха для сгорания топлива:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Теоретический коэффициент молекулярного изменения свежей смеси:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Действительный коэффициент молекулярного изменения


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


Температура газов в конце видимого сгорания:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Решая уравнение относительно Тz, определяем


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


где Разработка четырехтактного автомобильного двигателя - коэффициенты использования теплоты в начале процесса сгорания,

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя- потери тепла от неполного сгорания топлива


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


Степень повышения давления


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Максимальное давление сгорания


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Расчет процесса расширения


Показатель политропы расширения n2 находим по показателю адиабаты расширения К2, для которого известно уравнение:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Давление и температура в конце расширения


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


1.6 Индикаторные и эффективные показатели работы двигателя


Среднее теоретическое и действительное индикаторное давление:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


где Разработка четырехтактного автомобильного двигателя-коэффициент скругления индикаторной диаграммы

Индикаторный КПД


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Индикаторный удельный расход топлива


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


1.7 Эффективные показатели основные размеры цилиндра и двигателя


Среднее эффективное давление


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


Механический КПД двигателя


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


Эффективный КПД и эффективный расход топлива


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Литраж двигателя


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;

где Ne=190,4л.с=140кВт по заданию.


Рабочий объем цилиндра


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Диаметр и ход поршня принимаем из условия S/D=0,87


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


Окончательно принимаем D = 102,71мм, S = 102,71∙0,87 = 89.358 мм.

По окончательно принятым значениям D и S определяются основные параметры и показатели двигателя:

Литраж двигателя:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


Площадь поршня:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


Мощность двигателя при принятых размерах цилиндра:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


Погрешность мощности:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


Литровая мощность двигателя:

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


1.8 Построение индикаторной диаграммы


Исходные данные к построению диаграммы:

Степень сжатия Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Показатель политропы сжатия Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Показатель политропы расширения Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Давление в конце впуска Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Давление в конце сжатия Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Давление сгорания Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Давление в конце расширения Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Принимаем:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Масштаб Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Составляем таблицу ординат линий сжатия и расширения.

Значение

величин

Коэффициент доли рабочего объема

0,01 0,02 0,04 0,08 0,16 0,32 0,58 0,82 1

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

21,16 22,32 24,64 29,28 38,56 57,12 87,28 115,12 136

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

10,808 10,071 8,836 7,033 4,886 2,905 1,658 1,149 0,922

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

21,16 22,32 24,64 29,28 38,56 57,12 87,28 115,12 136

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

45,498 42,562 37,613 30,316 21,489 13,149 7,740 5,476 4,446

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя; Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя; Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Теперь наносим на координатное поле все характерные точки, затем наносим по табличным данным точки линий сжатия и расширения. Соединяем точки плавными линиями в нужной последовательности. В результате получается индикаторная диаграмма.


2. Динамический расчет


2.1 Приведение масс кривошипно-шатунного механизма


Определяем площадь поршня


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Масса поршневой группы (для поршня из алюминиевого сплава Разработка четырехтактного автомобильного двигателя)


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Масса шатуна (Разработка четырехтактного автомобильного двигателя)


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Масса шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Масса шатуна, сосредоточенная на оси кривошипа:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Масса неуравновешенных частей одного колена вала без противовесов (Разработка четырехтактного автомобильного двигателя)

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Массы, совершающие возвратно-поступательные движения:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Массы совершающие вращательное движение:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


2.2 Построение диаграммы удельных сил инерции


1) Определение удельных сил инерции:

а) в ВМТ


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

где: Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


б) в НМТ:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

в) в точке Е:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Построение диаграммы удельных сил инерции производят методом Толе.


2.3 Удельные и полные силы инерции


1)Удельная сила инерции поступательно движущихся масс


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

где Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


- поступательно движущаяся масса


F=Разработка четырехтактного автомобильного двигателя= - площадь поршня

R=0,044679м - радиус кривошипа

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


2) Силы инерции вращающихся масс


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

3) Силы инерции вращающихся масс шатуна


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


2.4 Построение диаграммы изменения сил, действующих в КШМ


После построения индикаторной диаграммы и диаграммы удельных сил инерции строят диаграмму изменения сил, действующих в КШМ. Для этого индикаторную диаграмму "разворачивают" по методу Брикса, получая развернутую индикаторную диаграмму. Данный метод заключается в следующем: под индикаторной диаграммой проводят горизонтальную прямую АВ, равную ходу поршя. Из середины отрезка АВ проводят окружность радиуса R=S/2=118/2=58мм на расстоянии ОО1=Rλ/2=58Ч0,28/2=8,12 мм получают центр О1, из которого проводят лучи до пересечения с окружностью через углы Разработка четырехтактного автомобильного двигателя. Из точек пересечения лучей с окружностью восстанавливают перпендикуляры к АВ, продолжая их до пересечения с индикаторной диаграммой. Точки пересечения перпендикуляров с соответствующими кривыми давления дают значения давления при соответствующих углах поворота кривошипа. Полная сила, действующая на поршень включает силу давления газов Разработка четырехтактного автомобильного двигателя и силу инерции Разработка четырехтактного автомобильного двигателя,ее определяют аналитически Разработка четырехтактного автомобильного двигателя . Найденное значение Разработка четырехтактного автомобильного двигателя для каждого угла поворота КВ сносим в табл.2.1. Затем соединяем плавной кривой полученные точки, определяющие искомую диаграмму.


Таблица 2.1.

а, град Рг,Н Рj,Н Рсум,Н N, Н Рш, Н Z, Н Т, Н
0 0 -13460,6 -13460,6 0 -13460,6 -13460,6 0
30 -173,304 -10579,5 -10752,8 -1516,14 -10646,3 -8548,45 -6688,22
60 -173,304 -3785,8 -3959,1 -981,857 -3843,79 -1128,34 -3919,51
90 -173,304 2944,50 2771,20 800,878 2662,06 -800,878 2771,204
120 -173,304 6730,30 6557 1626,13 6366,01 -4688,26 4865,294
150 -173,304 7634,95 7461,65 1052,09 7387,77 -6991,57 2820,504
180 -173,304 7571,59 7398,28 0 7398,28 -7398,29 0
210 -125,9691 7634,95 7508,98 -1058,77 7434,64 -7035,92 -2838,4
240 44,4216 6730,30 6774,72 -1680,13 6577,40 -4843,93 -5026,85
270 465,9537 2944,50 3410,46 -985,623 3276,14 -985,623 -3410,46
300 1598,604 -3785,8 -2187,19 542,423 -2123,49 -623,349 2165,319
330 4785,954 -10579,5 -5793,51 816,884 -5736,15 -4605,84 3603,563
360 11607,957 -13460,6 -1852,65 0 -1852,65 -1852,65 0
370 33503,946 -13123,3 20380,68 998,6532 20360,32 19891,54 4504,13
390 23101,324 -10579,5 12521,86 1765,582 12397,88 9954,879 7788,597
420 10452,248 -3785,8 6666,452 1653,28 6472,284 1899,939 6599,788
450 5605,737 2944,508 8550,245 2471,021 8213,492 -2471,02 8550,245
480 3701,883 6730,304 10432,19 2587,182 10128,34 -7459,01 7740,683
510 2644,131 7634,956 10279,09 1449,351 10177,31 -9631,5 3885,495
540 1446,5904 7571,592 9018,182 0 9018,182 -9018,18 0
570 440,8545 7634,956 8075,81 -1138,69 7995,852 -7567,03 -3052,66
600 107,9664 6730,304 6838,27 -1695,89 6639,097 -4889,36 -5074
630 0 2944,508 2944,508 -850,963 2828,538 -850,963 -2944,51
660 0 -3785,8 -3785,8 938,8774 -3675,53 -1078,95 3747,938
690 0 -10579,5 -10579,5 1491,704 -10474,7 -8410,67 6580,426
720 0 -13460,6 -13460,6 0 -13460,6 -13460,6 0

По найденным значениям Разработка четырехтактного автомобильного двигателя для каждого угла поворота КВ определяют все остальные силовые факторы, действующие в КШМ:


- удельная нормальная сила:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


- удельная сила, действующая вдоль шатуна:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

- удельная сила, действующая по радиусу кривошипа:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


-удельная тангенциальная сила:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


значения Разработка четырехтактного автомобильного двигателя,Разработка четырехтактного автомобильного двигателя,Разработка четырехтактного автомобильного двигателя,Разработка четырехтактного автомобильного двигателя берем из [1].

Значения всех расчетов сводим в табл.2.1 . Графики зависимости представлены на лист 1.

Диаграмма Разработка четырехтактного автомобильного двигателя одновременно в соответствующем масштабе является диаграммой крутящего момента создаваемого 1 цилиндром.

Для определения крутящего момента строим диаграмму суммарной силы Разработка четырехтактного автомобильного двигателя.

Из этого графика получаем


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя ;


Средний крутящий момент:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


По среднему крутящему моменту определяем индикаторную мощность

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Определим мощность и сравним ее с результатом теплового расчета


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Ошибка находится в пределах нормы.


2.5 Построение полярной диаграммы сил, действующих на шатунную шейку


На шатунную шейку воздействуют силы, вызванные давлением газов и силой инерции поступательно движущихся масс, а так же силой инерции ращающихся масс шатуна. Для проведения расчета результирующей силы, действующей на шатунную шейку двигателя, составляем таблицу (табл.1)

Суммарная сила, действующая на шатунную шейку, находится по формуле:Разработка четырехтактного автомобильного двигателяРезультирующая сила Разработка четырехтактного автомобильного двигателя, действующая на шатунную шейку, подсчитывается графическим сложением векторов сил T , Z и РRШ при построении полярной диаграммы. При построении предполагается, что шейка неподвижна, а ось цилиндра вращается вокруг нее. Для построения выбираем полюс диаграммы (т.О) и проводим систему координат T-Z, причем плюсовая координата Т - вправо, Z - вниз. Для заданного угла поворота коленчатого вала из табл.2.1 откладываем по соответствующим осям в принятом масштабе значение сил T и Z. Соединяя последовательно точки плавной кривой, получаем полярную диаграмму без учета силы РRШ. Для ее учета из точки О в положительном направлении Z откладываем ее величину в принятом масштабе Разработка четырехтактного автомобильного двигателя и получаем точку Разработка четырехтактного автомобильного двигателя - действительный полюс диаграммы. Для получения действующей результирующей силы, действующей на шатунную шейку, полюс Разработка четырехтактного автомобильного двигателя соединяют вектором с точкой полярной диаграммы, соответствующей этому углу поворота. Полученный вектор определяет и величину, и направление действующей силы.


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Диаграмма нагрузки на шатунную шейку в прямоугольных координатах представлена в приложении 1.


2.6 Построение диаграммы предполагаемого износа шатунной шейки


На основании имеющейся полярной диаграммы нагрузок, действующих на шейку, можно построить диаграмму предполагаемого износа шатунной шейки. Принимают следующие допущения:

- износ шейки прямо пропорционален действующей силе;

-действие силы распространяется от точки ее приложения по дуге в 60˚, в обе стороны по поверхности шейки.

Способ построения состоит в следующем: в т.О проводят окружность произвольного радиуса и делят ее на равные части. Из т.А окружности откладывают отрезок Разработка четырехтактного автомобильного двигателя и т.д. От каждой точки А1, А2…Аn (n=24) в обе стороны по поверхности шейки откладываем угол 60˚. Затем строят новую окружность и делят ее на такое же количество частей и в определенном масштабе в направлении к центру окружности откладывают суммарную толщину полос; соединяя полученные точки определяем диаграмму предполагаемого износа шейки.

Вид предполагаемого износа представлен на листе 1, а его построение и приложении 2; при этом на диаметральных линиях диаграммы указаны суммарные толщины.

Полученная диаграмма дает возможность определить положение масляного отверстия – самое не нагруженное место шейки. Для нашего расчета Разработка четырехтактного автомобильного двигателя.


2.7 Расчет сил и моментов, действующих на коленчатый вал


Кривошип коленчатого вала многоцилиндрового двигателя нагружен силами Разработка четырехтактного автомобильного двигателя и крутящим моментом, который включает две составляющие: момент, обусловленный силой Т данного цилиндра, и момент от предыдущих цилиндров. Коленчатый вал рассчитываемого двигателя – полноопорный с кривошимами, расположенными под углом Разработка четырехтактного автомобильного двигателя. Порядок работы двигателя 1-5-4-2-6-3-7-8. Схема коленчатого вала представлена на рис. 2.1.


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Рис. 2.1 Схема коленчатого вала


Для наглядного представления о совместной работе цилиндров строят диаграмму совместной работы цилиндров, которая представляет собой ряд чередующихся циклов работы каждого цилиндра в зависимости от угла поворота коленчатого вала.


Диаграмма совместной работы цилиндров

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Построенная диаграмма позволяет определить угол поворота любого кривошипа при положении первого кривошипа в 0˚.

Через шейки коленчатого вала от первого до последнего цилиндра передается крутящий момент свой от каждого цилиндра. Следовательно, в любой момент времени крутящий момент на каждой шейке оказывается различным. Для выполнения ра счетов на прочность и оценки крутящего момента на каждой шейке, строят таблицу набегающих моментов.

Таблица набегающих моментов показывает изменение крутящего момента на каждой шейке коленчатого вала по мере перемещения от первой до последней шейки в зависимости от угла поворота. Последний столбец таблицы представляет собой изменение полного (суммарного) момента на выходе из двигателя. Моменты на промежуточных шейках отличается от полного, как по величине, так и по направлению.

Расчет тангенциальных сил (а следовательно и моментов) для V-образного двигателя представлен в табл. 2.2.

Изменение набегающих моментов представлено в табл. 2.3. и 2.4.


Таблица 2.2. Расчет тангенцальных сил для V-образного двигателя (Н)

α T1 T5 T1,5 T2 T6 T2,6 T3 T7 T3,7 T4 T8 T4,8
0 0,00 -2944,51 -2944,51 8550,25 0,00 8550,25 -3410,46 0,00 -3410,46 0,00 2771,20 2771,20
30 -6688,22 3747,94 -2940,28 7740,68 7788,60 15529,28 2165,32 -2838,40 -673,08 -3052,66 4865,29 1812,64
60 -3919,51 6580,43 2660,92 3885,49 6599,79 10485,28 3603,56 -5026,85 -1423,28 -5074,00 2820,50 -2253,49
90 2771,20 0,00 2771,20 0,00 8550,25 8550,25 0,00 -3410,46 -3410,46 -2944,51 0,00 -2944,51
120 4865,29 -6688,22 -1822,93 -3052,66 7740,68 4688,03 7788,60 2165,32 9953,92 3747,94 -2838,40 909,54
150 2820,50 -3919,51 -1099,00 -5074,00 3885,49 -1188,50 6599,79 3603,56 10203,35 6580,43 -5026,85 1553,58
180 0,00 2771,20 2771,20 -2944,51 0,00 -2944,51 8550,25 0,00 8550,25 0,00 -3410,46 -3410,46
210 -2838,40 4865,29 2026,90 3747,94 -3052,66 695,28 7740,68 7788,60 15529,28 -6688,22 2165,32 -4522,90
240 -5026,85 2820,50 -2206,34 6580,43 -5074,00 1506,43 3885,49 6599,79 10485,28 -3919,51 3603,56 -315,95
270 -3410,46 0,00 -3410,46 0,00 -2944,51 -2944,51 0,00 8550,25 8550,25 2771,20 0,00 2771,20
300 2165,32 -2838,40 -673,08 -6688,22 3747,94 -2940,28 -3052,66 7740,68 4688,03 4865,29 7788,60 12653,89
330 3603,56 -5026,85 -1423,28 -3919,51 6580,43 2660,92 -5074,00 3885,49 -1188,50 2820,50 6599,79 9420,29
360 0,00 -3410,46 -3410,46 2771,20 0,00 2771,20 -2944,51 0,00 -2944,51 0,00 8550,25 8550,25
390 7788,60 2165,32 9953,92 4865,29 -6688,22 -1822,93 3747,94 -3052,66 695,28 -2838,40 7740,68 4902,29
420 6599,79 3603,56 10203,35 2820,50 -3919,51 -1099,00 6580,43 -5074,00 1506,43 -5026,85 3885,49 -1141,35
450 8550,25 0,00 8550,25 0,00 2771,20 2771,20 0,00 -2944,51 -2944,51 -3410,46 0,00 -3410,46
480 7740,68 7788,60 15529,28 -2838,40 4865,29 2026,90 -6688,22 3747,94 -2940,28 2165,32 -3052,66 -887,34
510 3885,49 6599,79 10485,28 -5026,85 2820,50 -2206,34 -3919,51 6580,43 2660,92 3603,56 -5074,00 -1470,43
540 0,00 8550,25 8550,25 -3410,46 0,00 -3410,46 2771,20 0,00 2771,20 0,00 -2944,51 -2944,51
570 -3052,66 7740,68 4688,03 2165,32 -2838,40 -673,08 4865,29 -6688,22 -1822,93 7788,60 3747,94 11536,53
600 -5074,00 3885,49 -1188,50 3603,56 -5026,85 -1423,28 2820,50 -3919,51 -1099,00 6599,79 6580,43 13180,21
630 -2944,51 0,00 -2944,51 0,00 -3410,46 -3410,46 0,00 2771,20 2771,20 8550,25 0,00 8550,25
660 3747,94 -3052,66 695,28 7788,60 2165,32 9953,92 -2838,40 4865,29 2026,90 7740,68 -6688,22 1052,46
690 6580,43 -5074,00 1506,43 6599,79 3603,56 10203,35 -5026,85 2820,50 -2206,34 3885,49 -3919,51 -34,01
720 0,00 -2944,51 -2944,51 8550,25 0,00 8550,25 -3410,46 0,00 -3410,46 0,00 2771,20 2771,20

Таблица 2.3. Таблица набегающих моментов на шатунные шейки (Н)

α Т1,5 Т2,6/2 Т1,5+Т2,6/2 Т3,7/2 Т1,5+Т2,6+ +Т3,7/2 Т4,8/2

Т1,5+Т2,6+

+Т3,7+Т4,8/2

0 0 -2944,51 4275,12 1330,61 -1705,23 3900,50 1385,60
30 30 -2940,28 7764,64 4824,36 -336,54 12252,46 906,32
60 60 2660,92 5242,64 7903,56 -711,64 12434,56 -1126,75
90 90 2771,20 4275,12 7046,33 -1705,23 9616,22 -1472,25
120 120 -1822,93 2344,01 521,09 4976,96 7842,06 454,77
150 150 -1099,00 -594,25 -1693,26 5101,68 2814,17 776,79
180 180 2771,20 -1472,25 1298,95 4275,12 4101,82 -1705,23
210 210 2026,90 347,64 2374,54 7764,64 10486,82 -2261,45
240 240 -2206,34 753,21 -1453,13 5242,64 4542,73 -157,97
270 270 -3410,46 -1472,25 -4882,72 4275,12 -2079,85 1385,60
300 300 -673,08 -1470,14 -2143,22 2344,01 -1269,35 6326,95
330 330 -1423,28 1330,46 -92,82 -594,25 643,38 4710,15
360 360 -3410,46 1385,60 -2024,86 -1472,25 -2111,51 4275,12
390 390 9953,92 -911,46 9042,45 347,64 8478,63 2451,14
420 420 10203,35 -549,50 9653,85 753,21 9857,56 -570,68
450 450 8550,25 1385,60 9935,85 -1472,25 9849,19 -1705,23
480 480 15529,28 1013,45 16542,7 -1470,14 16086,03 -443,67
510 510 10485,28 -1103,17 9382,11 1330,46 9609,40 -735,22
540 540 8550,25 -1705,23 6845,01 1385,60 6525,39 -1472,25
570 570 4688,03 -336,54 4351,49 -911,46 3103,48 5768,27
600 600 -1188,50 -711,64 -1900,14 -549,50 -3161,29 6590,11
630 630 -2944,51 -1705,23 -4649,74 1385,60 -4969,37 4275,12
660 660 695,28 4976,96 5672,24 1013,45 11662,65 526,23
690 690 1506,43 5101,68 6608,11 -1103,17 10606,61 -17,01
720 720 -2944,51 4275,12 1330,61 -1705,23 3900,51 1385,60

Таблица 2.4. Таблица набегающих моментов на коренные шейки (Н)

α Т1,5 Т2,6 Т1,5+Т2,6 Т3,7

Т1,5+Т2,6+

+Т3,7

Т4,8

Т1,5+Т2,6+

+Т3,7+Т4,8

0 -2944,51 8550,25 5605,74 -3410,46 2195,27 2771,20 4966,48
30 -2940,28 15529,28 12589,00 -673,08 11915,92 1812,64 13728,56
60 2660,92 10485,28 13146,20 -1423,28 11722,92 -2253,49 9469,42
90 2771,20 8550,25 11321,45 -3410,46 7910,99 -2944,51 4966,48
120 -1822,93 4688,03 2865,10 9953,92 12819,01 909,54 13728,56
150 -1099,00 -1188,50 -2287,51 10203,35 7915,84 1553,58 9469,42
180 2771,20 -2944,51 -173,30 8550,25 8376,94 -3410,46 4966,48
210 2026,90 695,28 2722,18 15529,28 18251,46 -4522,90 13728,56
240 -2206,34 1506,43 -699,91 10485,28 9785,37 -315,95 9469,42
270 -3410,46 -2944,51 -6354,97 8550,25 2195,28 2771,20 4966,48
300 -673,08 -2940,28 -3613,36 4688,03 1074,67 12653,89 13728,56
330 -1423,28 2660,92 1237,63 -1188,50 49,13 9420,29 9469,42
360 -3410,46 2771,20 -639,26 -2944,51 -3583,77 8550,25 4966,48
390 9953,92 -1822,93 8130,99 695,28 8826,27 4902,29 13728,56
420 10203,35 -1099,00 9104,35 1506,43 10610,78 -1141,35 9469,42
450 8550,25 2771,20 11321,45 -2944,51 8376,94 -3410,46 4966,48
480 15529,28 2026,90 17556,18 -2940,28 14615,89 -887,34 13728,56
510 10485,28 -2206,34 8278,94 2660,92 10939,86 -1470,43 9469,42
540 8550,25 -3410,46 5139,78 2771,20 7910,99 -2944,51 4966,48
570 4688,03 -673,08 4014,95 -1822,93 2192,02 11536,53 13728,56
600 -1188,50 -1423,28 -2611,79 -1099,00 -3710,79 13180,21 9469,42
630 -2944,51 -3410,46 -6354,97 2771,20 -3583,77 8550,25 4966,48
660 695,28 9953,92 10649,20 2026,90 12676,09 1052,46 13728,56
690 1506,43 10203,35 11709,78 -2206,34 9503,44 -34,01 9469,42
720 -2944,51 8550,25 5605,74 -3410,46 2195,28 2771,20 4966,48

3. Расчет деталей двигателя на прочность


3.1 Расчет поршня


Поршень работает в тяжелых условиях, так как подвергается воздействию как механических нагрузок от давления газов и сил инерции, так и термических из-за необходимости отвода теплоты от нагретой газами головки в охлаждающую среду. Кроме того, направляющая часть работает на износ при высоких температурах. Основные требования к материалу поршня:

хорошая теплопроводность;

малые значения коэффициента линейного расширения;

высокая механическая прочность и жаростойкость;

малый удельный вес.

Для уменьшения износа юбка поршня имеет бочкообразный профиль по образующей и овальный профиль в поперечном сечении. Днище поршня имеет выемку, а в бобышках сделаны отверстия для прохода масла к поршневому пальцу. Материал поршня – алюминиевый сплав.

Исходные данные:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Рис.3.1. Расчетная схема поршня


Напряжения, возникающие по контору заделки


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя,


где t – радиальный зазор маслосъемного кольца (t = 3,225 мм);

∆t – радиальный зазор компрессионного кольца (∆t = 0,8 мм).


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Напряжения в центре днища


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Рассчитаем сечение Х-Х

Напряжения сжатия


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Напряжение разрыва в сечении Х-Х


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Напряжения в верхней кольцевой перемычке.

а) среза


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


б) изгиба


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


в) суммарное


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Удельное давление на стенку цилиндра


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


3.2 Расчет поршневого пальца на прочность


Во время работы двигателя поршневой палец подвергается воздействию переменных нагрузок, приводящих к возникновению напряжений изгиба, сдвига, смятия и овализации.Поршневой палец - стальной, трубчатого сечения. Для повышения износостойкости его наружную поверхность цементируют и закаливают.

Материал пальца – Ст15Х ГОСТ 4543-71

Исходные данные:

Наружный диаметр пальца dn=27мм

Внутренний диаметр пальца dв=18мм

Длина пальца lп=70мм

Длина втулки шатуна l ш=34мм

Расстояние между торцами бобышек b=36мм

Расчетная сила, действующая на поршневой палец:

- газовая:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


-инерционная:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Рис.3.2. Расчетная схема поршневого пальца а- распределение нагрузки, б- эпюры напряжений


-расчетная:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


где k=0,83 – коэффициент, учитывающий массу поршневого пальца


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Удельное давление пальца на втулку поршневой головки шатуна


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Удельное давление пальца на бобышки

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Напряжение изгиба в среднем сечении пальца


Разработка четырехтактного автомобильного двигателяРазработка четырехтактного автомобильного двигателя


Касательные напряжения среза в сечениях между бобышками и головкой шатуна.


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Наибольшее увеличение горизонтального диаметра пальца при овализации


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Напряжение овализации на внешней поверхности кольца в горизонтальной плоскости (т.1 j=0°)


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


В вертикальной плоскости (т.3, j=9°)


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Напряжение овализации на внутренней поверхности кольца в

горизонтальной плоскости (т.2, j=°)


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


В вертикальной плоскости (т.4, j=9°)


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Наибольшие напряжения овализации возникают на внешней поверхности пальца в вертикальной плоскости. Они не должны превышать 300-350 МПа.

Условие выполняется.


3.3 Расчет шатуна на прочность


Шатун подвергается воздействию знакопеременных газовых инерционных сил. Помимо напряжения сжатия в стержне шатуна возникают напряжения изгиба и растяжения.

Для изготовления шатуна должны быть выбраны высококачественные материалы, обладающие высокой прочностью, относительным удлинением, сопротивлением удару, пределом усталости.

Необходимо также учитывать одно из основных требований к конструкции шатуна – получение минимальной массы при необходимой прочности и надежности.

Шатун стальной, кованный, двутаврового сечения. В нижней головке шатуна выполнено отверстие, через которое масло разбрызгивается на поверхность цилиндра.

Материал шатуна: Ст 45Г2 ГОСТ 4543-71


3.3.1 Расчет поршневой головки шатуна

Исходные данные:

Масса поршневой группы mп=0,99337кг

Масса шатунной группы mш=1,245кг

Частота вращения n=4000 об/мин

Ход поршня S=0,089м

Площадь поршня Fп=0,0083м2

Диаметр верхней головки шатуна:

Наружный dг=35

Внутренний d=26мм

Радиальная толщина стенки головки Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Для стали 45Г2 имеем:

Предел прочности Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Предел усталости при изгибе Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Предел текучести Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Расширение-сжатие Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Коэффициент приведения цикла при изгибе aσ=0,17

Коэффициент приведения цикла при растяжении-сжатии aσ=0,12

При изгибе:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


При растяжении-сжатии:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Рис.3.3. Расчетная схема шатунной группы Расчет сечения I-I


Максимальное напряжение пульсирующего цикла


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Среднее напряжение и амплитуда напряжения.


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

eм=0,86


– масштабный коэффициент


en=0,9


-коэффициент поверхностной чувствительности (чистое обтачивание внутренней поверхности головки)


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

то запас прочности в сечении I-I определяем по пределу усталости


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Напряжения от запрессованной втулки:

удельное давление на поверхности соприкосновения втулки с головкой


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


где Разработка четырехтактного автомобильного двигателя- коэффициент Пуассона; Разработка четырехтактного автомобильного двигателя - суммарный натяг.

Напряжения от суммарного натяга на внешней поверхности головки


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


напряжения от суммарного натяга на внутренней поверхности головки


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Рис.3.4. Расчетная схема головки шатуна а- при растяжении; б- при сжатии


Расчет на усталостную прочность сечения перехода головки шатуна в стержень.

-Максимальная сила, растягивающая головку


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


-Нормальная сила и изгибающий момент в верхней части шатуна

wшз=105°- угол заделки головки


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

-Нормальная сила и изгибающий момент в расчетном сечении от растягивающей силы


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


-Напряжения на внешнем волокне от растягивающей силы


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Суммарная сила, сжимающая головку:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Нормальная сила и изгибающий момент в расчетном сечении от сжимающей силы.


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


-Напряжение на внешнем волокне от сжимающей силы


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


-Максимальное и минимальное напряжение а симметричного цикла


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


-Среднее напряжение и амплитуда напряжений


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


то запас прочности в сечении перехода головки шатуна в стержень определяем по пределу текучести


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


3.3.2 Расчет кривошипной головки шатуна

Исходные данные

Масса шатунной группы: mш = 1,245 кг

Масса шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца mшп = 0,342 кг

Масса шатуна, сосредоточенная на оси кривошипа mшк = 0,903 кг

Масса крышки кривошипной головки mкр = 0,25 mш=0,311 кг

Диаметр шатунной шейки dшш = 60мм

Толщина стенки вкладыша tb = 3,14 мм

Расстояние между шатунными болтами сб = 77 мм

Длина кривошипной головки lk = 27 мм

Максимальная сила инерции


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Момент сопротивления расчетного сечения:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Момент инерции вкладыша и крышки


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Напряжения изгиба крышки и вкладыша.


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя ;

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


3.3.3 Расчет стержня шатуна

Длина шатуна: lш = 166 мм

Размеры сечения шатуна: bш=15,75 мм, aш=7,5 мм, tш=4мм, hш=30 мм

Внутренний диаметр головки d1 =67мм

Из динамического расчета имеем:

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Площадь и момент инерции расчетного сечения В – В


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Максимальное напряжение от сжимающей силы в плоскости качания шатуна


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


В плоскости перпендикулярной плоскости качания шатуна

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


L1 – длина стержня шатуна между расточками верхней и нижней головок шатуна.

L0– расстояние между осями головок шатуна.

Минимальное напряжение осей растягивающей силы


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Средние напряжения и амплитуды цикла:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Где


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


- эффективный коэффициент концентрации напряжений;


т.к. Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

и Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


запас прочности в сечении определяется по пределу усталости


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


3.3.4 Расчет шатунных болтов

Из расчета кривошипной головки шатуна имеем: максимальная сила инерции, растягивающая кривошипную головку и шатунный болт Pjp=0,0122МH

Принимаем:

номинальный диаметр болта d=11 мм

шаг резьбы t=1 мм

количество болтов iб=2

материал болта Сталь 40Х ГОСТ4543 – 71

Для указанной стали имеем:


σв = 800 МПа

σт = 700 МПа

σ-1р = 260 МПа

ασ = 0,12

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя ;

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя ;


Сила предварительной затяжки


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя ;


Суммарная сила, растягивающая болт


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя, Н;


где х = 0,2 – коэффициент основной нагрузки резьбового соединения


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя;


Максимальное и минимальное напряжение, возникающее в болтах:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Среднее напряжение и амплитуда цикла


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя ;

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя ;

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

т.к. Разработка четырехтактного автомобильного двигателя,


то запас прочности определяется по пределу текучести


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


3.4 Расчет коленчатого вала на прочность


Коленчатый вал – наиболее сложная в конструктивном отношении и наиболее напряженная деталь двигателя, воспринимающая периодические нагрузки от сил давления газов, сил инерции и их моментов.

Исходные данные:

Радиус кривошипа R=44,7мм

Наружный диаметр коренной шейки Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Длина коренной шейки Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Наружный диаметр шатунной шейки Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Длина шатунной шейки Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Для стали 50Г имеем:

Предел прочности Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Предел усталости при изгибе Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Предел текучести Разработка четырехтактного автомобильного двигателя, Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Расширение-сжатие Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Предел усталости при кручении Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Коэффициент приведения цикла при изгибе aσ=0,18

Коэффициент приведения цикла при растяжении-сжатии aσ=0,14

Коэффициент приведения цикла при кручении Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

При изгибе:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


При растяжении-сжатии:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


При кручении:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


3.4.1 Расчет коренной шейки

Момент сопротивления коренной шейки кручению


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Максимальное и минимальное касательное напряжения знакопеременного цикла для наиболее нагруженной 3-й коренной шейки (см. табл. 2.4)


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Среднее напряжение и амплитуда напряжений:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя-


коэффициент концентрации напряжений


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя-коэффициент поверхностной чувствительности

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя– масштабный коэффициент

q=0.71- коэффициент чувствительности материала к концентрации напряжений

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


то запас прочности коренной шейки определяют по пределу усталости:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


3.4.2 Расчет шатунной шейки

Момент сопротивления кручению шатунной шейки


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Максимальное и минимальное касательное напряжения знакопеременного цикла для наиболее нагруженной 3-й шатунной шейки (см. табл. 2.3)


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Среднее напряжение и амплитуда напряжений:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя-

коэффициент концентрации напряжений


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя-коэффициент поверхностной чувствительности

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя– масштабный коэффициент

q=0.71- коэффициент чувствительности материала к концентрации напряжений

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


то запас прочности коренной шейки определяют по пределу усталости:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Моменты, изгибающие шатунную шейку однопролётного коленчатого вала в плоскости, перпендикулярной плоскости кривошипа:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

где Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Масляное отверстие на шатунной шейке целесообразно сделать в горизонтальной плоскости (φм=45˚)


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


расчет моментов приведен в табл.3.1.

Максимальные и минимальные нормальные напряжения ассиметричного цикла в шатунной шейке:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

где Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Таблица 3.1.

φ МТ Мz Мφм
0 330,29 -628,77 -211,33
30 941,63 -397,87 384,12
60 840,91 -51,86 557,69
90 603,44 -38,34 399,40
120 588,32 -220,89 259,59
150 270,26 -328,38 -41,27
180 268,22 -347,61 -56,31
210 682,74 -328,38 250,28
240 351,12 -228,25 86,72
270 -33,05 -49,52 -58,39
300 -46,51 -22,70 -48,94
330 2,44 -162,15 -112,98
360 -109,17 -37,41 -103,63
390 688,86 864,01 1098,10
420 672,44 160,21 588,63
450 617,49 -162,42 321,57
480 1134,37 -417,83 506,23
510 729,89 -525,43 144,22
540 452,81 -439,70 9,02
570 199,00 -344,15 -102,79
600 -157,90 -228,21 -273,04
630 -245,75 -41,32 -202,93
660 836,05 -48,97 556,30
690 703,98 -389,74 221,89
720 330,29 -628,77 -211,33
min

-273,04
max

1098,10

Среднее напряжение и амплитуда напряжений:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


- коэффициент концентрации напряжений


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя-коэффициент поверхностной чувствительности

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя– масштабный коэффициент

q=0,71- коэффициент чувствительности материала к концентрации напряжений


Запас прочности шатунной шейки от нормальных напряжений определяется по пределу усталости:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


Общий запас прочности шатунной шейки:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя


3.4.3 Расчет щеки.

Проверка необходимости расчета щеки. Если выполняется условие:

Разработка четырехтактного автомобильного двигателя,


то проводить проверочный расчет щеки нет необходимости:


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя,


55,5 мм > 41,05 мм


→ значит проверять щеки на прочность нет необходимости.


Список использованной литературы


Воробьев В.И. Автомобильные двигатели. Расчет и конструирование автомобильного двигателя. Методические указания к выполнению курсового проекта для студентов дневной формы обучения специальности 1505 "Автомобили и автомобильное хозяйство"- Брянск БИТМ – 1990 – 42 с.

Колчин А.И. Демидов В.П. Расчет автотракторных двигателей. М, "Высшая школа" 1979, 345 с.

Ховак М.С. Маслов Т.С. Автомобильные двигатели изд. 2-е пер. и доп. М "Машиностроение", 1971, 4456 с.


Приложения


Приложение 1. Развёрнутая диаграмма износа шатунной шейки


Разработка четырехтактного автомобильного двигателя

Рефетека ру refoteka@gmail.com