Рефетека.ру / Государство и право

Реферат: Социально-психологические механизмы формирования правосознания личности

РЕФЕРАТ


Социально-психологические механизмы формирования правосознания личности


Перестройка правовой системы в условиях становления государственности России связана с переменами в сознании и психологии людей, затрагивая их интересы. Объективной необходимостью является выработка действенных механизмов повышения роли права и правовой системы в активизации человеческого фактора, немалый потенциал которого заключается в заинтересованном, ответственном и активном участии молодого поколения в перестройке правовой системы, демократизации и социально-экономическом развитии государства. В процессе нахождения таких действенных механизмов при реализации законодательства и правоприменительной деятельности пристального внимания заслуживают реально существующие на данный момент социально-психологические факторы, влияющие на действенность права в целом, отдельных правовых норм и юридических процедур. Особое значение приобретают социально-психологические факторы, которые обуславливают сознательное, добровольное и ответственное отношение личности к выполнению юридических обязанностей, использованию гарантированных действующим законодательством прав и свобод для осуществления личных потребностей и интересов, а также для реализации их социального предназначения и роли.

Современной тенденцией в исследовании права, является расширение “проблемного поля” исследования, т.е. рассмотрения не только социально-юридических, но также информационных, социологических, психологических проблем функционирования права. Психологическая ориентация в рамках, статуса самостоятельного направления в теоретико-правовых исследованиях, рассматривает следующие психологические аспекты правосознания: правомерное поведение, правоприменительная деятельность (А.У.Бейсенова, Е.А.Лукашева, Н.И.Козюбра, Н.Я.Соколов, В.Н.Кудрявцев, Е.К.Нурпеисов, В.В.Оксамытный, Р.К.Русинов, И.Я.Дюрягин, В.В.Лазарев). Результаты научной деятельности этих исследователей представляют значительный вклад в изучение психологической стороны правового регулирования и правосознания. Не менее значительны по своей сути также труды психологов: С.Л.Рубинштейна, А.И.Леонтьева, М.А.Андреевой, А.Г.Асмолова, Д.Н.Узнадзе; педагогов: А.С.Макаренко, И.С.Кона, В.В.Давыдова, Ю.К.Бабанского и др.

Для раскрытия сущности процесса формирования правосознания индивида, первостепенное значение имеет исследование элементов социально-психической регуляции, которые заложены в правовом сознании, - интересов, мотивов, целей, волевой направленности. Все эти элементы действуют как система и в своем единстве регулируют поведение человека в правовой сфере. Социально-психическое регулирование обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества, его поступательное развитие. Оно связано с принятой и признанной в данном обществе правовой системой, определяется уровнем общественного развития. В этом смысле юридические нормы транслируют модель должного поведения в сложных противоречивых конфликтных жизненных ситуациях. Все писаные законы прошлых времен – срезы особенностей человеческого поведения в прошлом, “археологические пласты” психологии. Так, право отражает существенные особенности общественного сознания, особенности поведения людей конкретной исторической эпохи, в частности, вытекающие из их внутренней психологии.

Формирование правосознания личности начинается с осознания своих социальных потребностей, определение интересов, которые обуславливаются объективными потребностями всего общества. Этот процесс включает познавательные, эмоциональные и оценочные компоненты. Познавательные компоненты правосознания помогают социальным группам, классам, слоям выявить свои потребности и интересы, эмоциональные - формировать свое отношение к ним, оценочные - определить форму данного поведения, направленного на удовлетворение своих потребностей.

В результате этой сложной деятельности правосознания, связанной с определением потребности и осознанием интереса, личность вырабатывает цель, которой подчиняется ее деятельность. Связующим звеном между потребностью и деятельностью человека являются мотивы. Они относятся как к установлению цели, так и к выбору способа деятельности. Весь этот сложный процесс социальной регуляции человеческой деятельности опосредован волей.

Так, если личность знает, что те или иные нормы открывают возможность для удовлетворения ведущих потребностей, значит, отношение к ним складывается положительное, и наоборот.

Раскрывая структуру потребности, нужно отметить, что основными компонентами этого понятия являются: а) субъект, испытывающий потребность; б) объект потребности; в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активном устремлении к овладению им. Так, субъектом, в большинстве случаев является сам человек; объектом то, что является определенной заданной целью или желаемое или необходимое субъекту. В свою очередь для обладания желаемого человек использует то многообразие связей, которое существует между ним и объектом.

В результате, потребность выступает по отношению к индивиду как объективная категория, объективная необходимость. Когда потребность отражается в сознании человека, она выступает в качестве интереса, т.е. субъективного выражения объективной потребности. В структурные элементы интереса входят: 1) потребность, как объективная основа интереса; 2) осознание потребностей в качестве цели; 3) ценностное отношение к цели (определение, насколько ее достижение желательного и предпочтительного по сравнению с другими целями); 4) внутреннее стремление добиться этой цели. В практическо-правовой сфере все это вырабатывается психологическими компонентами при формировании правосознания человека. Категория потребность может определять суть категории интересы или является следствием.

В структуре личности следует выделить различные по характеру интересы. Первичными являются интересы, определяемые потребностями человека как такового: в жилье, одежде, пище. Потребность в этих блоках объективно необходима для всех людей, но ее осознание в результате своеобразия психики личности приводит к разнообразным интересам в данной области: люди различно удовлетворяют эту объективно существующую потребность. Так, естественные права человека в основном законе государства дают правовую возможность для реализации первичных интересов, вытекаемые из потребностей индивидов.

Далее в структуре личности следует различать интересы, типичные для нее как представителя данного общества, социальной группы. Эти типичные для индивида как представителя определенной социальной группы интересы также имеют определенное своеобразие, обусловленное уровнем развития общества, эмоциональным складом личности.

Наконец, третья группа интересов - это интересы, характеризующие индивидуальную неповторимость личности, ее своеобразие. У людей, принадлежащих к одной социальной группе, живущих в условиях одного общества, различны интересы в области культуры, эстетики, различен характер интереса к общественной работе и т.д. Все эти интересы и создают субъективный психический склад личности. Объективные потребности, определяющие интересы, едины, но процесс их осознания в качестве интересов субъективен, он обусловлен психическим складом личности и вместе с тем способствует формированию структуры ее сознания.

Одна из центральных проблем психологии права – исследование психологических аспектов правового регулирования. В литературе существуют множество подходов к рассмотрению психологических особенностей в процессе правового регулирования. Среди них можно выделить такие которые концентрируют основное внимание на: 1) рассмотрении влияния правосознания (правовой психики) на поведение субъектов в сфере правового регулирования; 2) психологии правового (правомерного) поведения; 3) психологических аспектах правоприменительной деятельности; 4) психологическом механизме действия права, рассматриваемом как основной мотив воздействия правовых норм на поведение и деятельность личности. Многообразие этих подходов подчеркивает, что ни один из них не может на практике обеспечить целостной психологической характеристики правового регулирования. В этой связи встает вопрос о роли и месте в механизме правового регулирования психологических факторов. Конечно, рассматривать в юриспруденции совокупность психологических факторов вне механизма правового регулирования не представляется возможным. Учитывая взаимосвязь и взаимопроникновение юридической и социальной подсистемы, следовало бы выделить в форму подсистемы также психологическую сторону в механизме правового регулирования. По мнению Новикова Ю.И., представляется необходимым рассмотрение психологических факторов в рамках механизма правового регулирования, где с учетом их взаимных связей и взаимодействия они могут быть представлены в качестве одной из функциональных подсистем его общей системной организации. С этой точки зрения, психологическая функциональная подсистема в едином механизме правового регулирования, может быть выделена наряду с другими: юридической, социальной, информационной и т.д.

Правовое регулирование общественных отношений ставит своей целью упорядочение, организацию поведения людей. Правовое воздействие на развитие общественных отношений осуществляется через сознание личности, неразрывно связанное с социальным поведением, деятельностью человека, приводящей к достижению тех целей, которые ставит законодатель при издании правовых актов. В системе правовых норм, в каждой правовом акте выражены определенные, объективно детерминированные общественные цели, интересы или народная воля. Издания акта опосредовано определенной мотивацией, обусловленной потребностями общественного развития. Цель, интересы, воля, мотивы, выраженные в праве, становятся объективированными, не зависящими от воли, сознания, целей и мотивов отдельных людей. Но действие любого правового предписания, требования, запрета, дозволения осуществляется во взаимодействии с сознанием людей. Отдельный индивид, социальная группа, которым адресованы правовые предписания, не могут изменить содержание этих требований. Но у них возникают в каждой реальной правовой ситуации свои цели, мотивы, интересы, своя волевая активность. Эффективность же правового регулирования в обществе в значительной мере зависит от характера взаимодействия общественных целей, интересов, мотивов с индивидуальными, от их соответствия, либо противоречивости. Психологический модус каждого молодого человека, который вступает во взаимодействие с правовой системой, достаточно широк: социальные, социально-психологические, индивидуальные, вплоть до особенностей психофизиологического строения человека, факторы и обстоятельства, влияющие на правовое поведение. На наш взгляд, доминирующее положение занимают социально-правовые ценностные ориентации и установки личности, в которых отражается личное отношение молодых людей к различным сторонам и элементам правовой действительности. И именно здесь категория правосознание, рассматривается как обобщающая, т.е. соединяющая огромную совокупность внутренних психических условий, находящих свое выражение и дающих основание для направленности правового поведения и отношения к правовой действительности индивида. В свою очередь на предрасположенность, готовность или неготовность к правомерному социально-активному поведению индивида, влияют внешние социально-правовые институты и личностно-психологические составляющие правосознания в их взаимосвязи.

В зависимости от роли в механизме правового регулирования выделяют такие психологические факторы как: факторы-регуляторы и факторы-условия; последние способствуют или препятствуют регулятивному воздействию правовых средств на поведение личности. Нас же интересуют факторы регуляторы, среди которых центральное место занимают мотивы.

Мотивы - важнейшие элементы, высшая форма социальной психической регуляции поведения человека, поскольку в тесной связи с мотивацией находится проблема активности поведения человека. Здесь возникает целая группа проблем, относящихся к выяснению того, чем может вызываться активность человека, ведущая к целенаправленным действиям. Сразу возникает представление о нужде в чем-то, толкающей человека к действию, представлению о потребности как о начале, взывающем к активности человека. Объективно обусловленные потребности выступают как побудители человеческой деятельности. Они объективно детерминируют социальную деятельность человека, побуждают его к этой деятельности. Но потребность должна быть субъективно осмыслена человеком в качестве интереса. В соответствии с осознанием нуждаемости человек намечает определенную цель, которая выступает в качестве идеального представления о желаемых и ожидаемых результатах действия личности. Цели человека порождены характерно, что она не только отражает объективный мир таким, как он есть, но и определяет, какие изменения должны произойти в объективной действительности социума. Цель этого не только определение желаемого результата действия людей, но и оценка действительности, ее противоречий, недостатков.

К сожалению, цели, вытекающие из извращенного, неправильного понятого интереса, также связаны со стремлением людей внести изменения в окружающий их мир, в ту сферу общественных отношений, в которую они включены. Однако, деятельность людей, направленная на достижение этой цели, может противоречить ценностным идеалам и целям общества, и ее влияния на окружающую социальную действительность будет отрицательным. Здесь конфликты целей общества и личности общественного развития, проявление противоречивости общественных и личных интересов.

В области социального правового регулирования правовые интересы связываются с правовой целью через систему правовых мотивов, раскрывающих психологическое отношение человека к исходным побудительным силам к конечному результату правовой деятельности. В процессе формирования личности происходить ее ознакомление с определенными правовыми требованиями и нормами, сопоставление своих поступков и действий с образцами, моделями поведения, зафиксированными в правовых нормах.

На этой основе вырабатывается оценочное отношение человека к юридическим требованиям, к правовым ценностям. Мотив - не просто отношение, а именно оценочное отношение, с одной стороны, к требованию, содержанию правовой нормы, с другой - к своим действиям. Здесь следует подчеркнуть, что формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий, поступков с существующими социально-правовыми образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими, юридическими и другими критериями поступков и переживаний человека.

Без оценочного отношения к своим действиям, к требованиям и предписаниям правовых норм невозможно формирование мотива, специфичного для социально - правовой сферы. Для подлинно правомерного поступка характерно совпадение целей, зафиксированных в правовой норме, с целью определенной социальной деятельности личности или социальной группы. Мотивы в социально-правовой сфере - это оценочное отношение индивида к вытекающей из его интересов деятельности в соотнесении ее с требованиями правовых норм. Для мотивации в правовой сфере необходимо, чтобы человек осознал потребность в чем-либо в виде интересов; определил характер своих действий и их конечный результат (цель); соотнес свою деятельность с теми социальными требованиями, которые содержатся в правовых нормах. Вполне понятно, что все эти отношения личности к своему интересу, цели, к нормам, зафиксировавшим модель должного поведения, являются оценочными. Мотив - важный элемент субъективной стороны деятельности человека в социально- правовой сфере. Только с учетом характера мотивов, которыми руководствуется индивид в своей деятельности, можно понять подлинный характер правомерного или противоправного поведения. Без учета мотивов, в силу которых индивиды следуют предписаниям правовых норм, невозможно всесторонне охарактеризовать степень эффективности этих норм.

Таким образом, правосознание личности обладает сложной психологической структурой функционально взаимосвязанных компонентов, каждый из которых имеет собственные социально-психологические детерминанты и свою логику формирования в онтогенезе развития личности.

В интересующем нас аспекте правосознание выступает как фактор гармонизации личных интересов людей с общественной необходимостью, как фактор социальной регуляции индивидуального поведения. В сфере правосознание психология личности взаимодействует с общесоциальными и групповыми ценностями, социальными ожиданиями и установками. Социально-правовые нормы транслируют человеку модель должного поведения в сложных противоречивых конфликтных ситуациях. Правосознание отражает существенные особенности общественного сознания, особенности поведения людей конкретной социальной общности и конкретной исторической эпохи.

Личностная автономия, утверждаемая современным правосознанием, стала возможной лишь на определенном историческом этапе психологического и социального развития человека, когда внешние социальные регуляторы трансформировались в социально адаптированные внутриличностные регуляционные механизмы.

Концептуальной основой социально-правового регулирования является правопонимание. От правопонимания зависит реализация права. Современное понимание права - это понимание его как основного средства реализации социальной целесообразности и справедливости, справедливость связана с представлениями людей о данных отношениях между ними, о соответствии между их деяниями и воздаянием им, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, между заслугами людей и их общественным признанием.

Справедливость - условия нормального развития социума. Справедливо все нравственное. Несправедливы безнравственность, произвол, беззаконие. Поступки людей, результаты их поведения подлежат социальной оценке через категорию справедливости. Справедливое социально должное. Этот общечеловеческий эталон социально должного и лежит в основе правосознания, является его сущностью.

В наши дни уровень правосознания является показателем уровня социального развития общества, показатель уровня дозволений человеческой активности, а вся социально-правовая система - механизмом, обеспечивающим функционирование общества как самоорганизующейся системы, механизмом непрерывного наращивания самоценности человека.

Социально-правовое воздействие на поведение членов общества осуществляется через механизм социально-правового регулирования. Социально-правовое регулирование осуществляется по информационному и ценностно-ориентационному каналам. В качестве объекта социально-правового регулирования выступает волевое поведение людей, зависящее от социально-психологического состояния среды, уровня социальных притязаний в обществе, социально-культурного наследия общества. Эффективность социально-правового регулирования зависит не только от его “жестокости”, но и от соответствия со свойствами объекта этой регуляции.

Уровень развитости правосознания в значительной мере определяется ее соотнесенностью с насущными проблемами общества, психологическими особенностями человеческого поведения в социально-правовой сфере.


Литература


1. Дмитрук В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. Минск. 1998г.

2. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 2003.

3. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология в 2-х томах. Т1. М., Юридическая литература. 2006, с.550

4. Злобин Г.А. Правосознание в советском общенародном государстве. М.1963г.

5. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., Зерцало.1993г.с.608

6. История социологии/ под ред. А.Н.Елсукова, Г.Н.Соколовой. Минск.2008г


Похожие работы:

  1. • Психолого-педагогические условия формирования ...
  2. • Исследование социально-психологических характеристик ...
  3. • Социальное и природное в формировании личности
  4. • Социально-психологические механизмы формирования личности ...
  5. • Cоциально-психологические механизмы влияния
  6. • Причины асоциального поведения несовершеннолетних
  7. • Влияние индивидуально психологических особенностей на ...
  8. • Психосоциальные аспекты реабилитации при наркозависимости
  9. • Информационно-психологическая безопасность личности
  10. • Курс лекций по социальной психологии
  11. • Психологические факторы формирования личности с ...
  12. • Социально-психологические характеристики малых ...
  13. • Социокультурная самоидентификация современного ...
  14. • Личность как предмет исследования в социальной ...
  15. • Динамика социально-психологической адаптации ...
  16. • Психология семейного воспитания (диагностико ...
  17. • Влияние социально-психологических факторов на ...
  18. • Сущность правосознания
  19. • Психодиагностика как наука
Рефетека ру refoteka@gmail.com