Рефетека.ру / Государство и право

Реферат: Деятельность органов внутренних дел по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

Реферат на тему:


«Деятельность органов внутренних дел по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.»


Деятельность органов внутренних дел по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.


В настоящее время российский рынок алкогольной продукции отли­чается повышенной криминогенной опасностью, что связано с ростом подпольного и одновременно снижением объема легального производства, повышением доли продукции низкого качества и опасной для потребле­ния.

Милиция является основным субъектом по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в данной сфере, одной из ее задач явля­ется проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению деятельности формирований, занимающихся незаконным оборотом алкогольной продукции.

Требования к обороту алкогольной продукции закреплены в норма­тивных правовых актах на федеральном уровне, основными из которых яв­ляются Федеральный закон «О государственном регулировании производ­ства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про­дукции» от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, постановления Правительства РФ «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией» от 19 августа 1996 г. № 987, «Об утверждении перечня документов, подтвер­ждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алко­гольной продукции на территории Российской Федерации» от 15 авгус­та 1997 г. № 1019, «Об утверждении общих требований к порядку и усло­виям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку вы­дачи акцизных марок» от 1 октября 2002 г. № 723, «Об утверждении поло­жения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из неза­конного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 11 декабря 2002 г. № 883, а также в пра­вовых актах субъектов Российской Федерации.

Спиртосодержащая продукция подразделяется на два вида — непищевую и пищевую.

Алкогольная продукция — это вид пищевой спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции, к разновидностям которой относятся этиловый спирт, вино и спиртные напитки (коньяк, водка, ликер и др.).

Пиво не относится к алкогольной продукции, и на него не распро­страняются требования законодательства к ее обороту, однако некоторые ограничения существуют. В частности, решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть запрещена реализа­ция пива при проведении массовых культурных и развлекательных меро­приятий.

Признание напитка алкогольной продукцией не всегда означает, что его употребление является правонарушением. В ст. 20.20 КоАП РФ впервые закреплена административная ответственность за распитие алкоголь­ной и спиртосодержащей продукции в общественных местах, объемное со­держание этилового спирта в которой более 12 %.

Оборот алкогольной продукции — это купля-продажа, хранение, перевозка данной продукции юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими на это соответствующие лицензии, с со­блюдением требований федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.

Предпринимательская деятельность в сфере оборота алкогольной продукции имеет три основные особенности.

1. Субъектами такой деятельности могут быть только индивидуаль­ные предприниматели и юридические лица (при наличии соответствующей регистрации).

2. Вся деятельность по обороту алкогольной продукции подлежит лицензированию. При этом индивидуальным предпринимателям лицензии выдаются на осуществление только одного вида деятельности - рознич­ную продажу алкогольной продукции, а юридическим лицам - на все ви­ды деятельности по ее обороту (розничную и оптовую реализацию, пере­возку, хранение). Соответственно только за нарушение требований к тому виду деятельности, на который выдана лицензия, индивидуальные пред­приниматели и юридические лица могут подвергаться административной ответственности.

3. При осуществлении действий по обороту алкогольной продукции должны присутствовать, помимо лицензии, документы, подтверждающие легальность ее оборота: товаротранспортные документы, сертификаты со­ответствия и маркировка.

В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ по делам об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции проводится ад­министративное расследование в течение месяца. Это обусловлено слож­ностью составов данных правонарушений и соответственно необходимо­стью применения мер обеспечения производства по делу (изъятие, арест алкогольной продукции), проведения процессуальных действий (ревизий, экспертиз, инвентаризаций) и иных мероприятий (истребование сведений, направление запросов), что требует значительных затрат времени.

В абсолютном большинстве случаев поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях в области оборота алкогольной про­дукции является непосредственное обнаружение сотрудниками милиции достаточных данных, указывающих на наличие состава административно­го правонарушения, которые выявляются при проведении целевых опера­тивно-профилактических мероприятий, рейдов, причем не только в сфере торговли, но и в сфере безопасности дорожного движения, охраны обще­ственного порядка.

Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими и налого­выми преступлениями криминальной милиции зачастую получают ин­формацию о правонарушении оперативно-разыскным путем, она также является поводом для возбуждения дела об административном правона­рушении.

Помимо установления повода к возбуждению дела необходимо вы­яснение оснований для его возбуждения, которые представляют собой зна­чительный объем достаточных данных о правонарушении, что обусловлено сложностью составов правонарушений данной категории. К ним отно­сятся данные о статусе субъекта правонарушения (индивидуальный пред­приниматель или юридическое лицо), первоначальные объяснения вла­дельца алкогольной продукции.

На основании полученных повода и оснований для возбуждения дела об административном правонарушении сотрудник милиции принимает решение о возбуждении дела, которое оформляется составлением процес­суального документа - протокола о применении меры обеспечения про­изводства по делу (протокола изъятия, ареста алкогольной продукции, ос­мотра помещения, принадлежащего индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, в котором осуществлялось ее хранение или изго­товление), протокола об административном правонарушении (если на мес­те выявления правонарушения есть возможность установить все признаки состава правонарушения).

В процессе административного расследования по делам об админи­стративных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции в большинстве случаев необходимо проведение экспертиз, ревизий, инвен­таризаций.

Виды экспертиз в отношении алкогольной продукции и перечень во­просов, решаемых при их проведении, регламентированы в нормативных правовых актах (информационном письме бывшего Государственного та­моженного комитета Российской Федерации «О видах экспертиз, прово­димых таможенными лабораториями, и перечне типовых вопросов, зада­ваемых эксперту») и криминалистической литературе.

Наиболее часто по делам рассматриваемой категории проводится пищевая экспертиза с целью определения состава алкогольной продукции, соответствия ее ГОСТу и техническим условиям. Право на ее проведение предоставлено аккредитованным лабораториям Госсанэпиднадзора, органов стандартизации, метрологии и сертификации, пищевым лабораториям экспертно-криминалистических центров при областных управлениях внут­ренних дел. Технико-криминалистические экспертизы проводятся для опреде­ления переклеенных этикеток, подлинности акцизных марок, фальсифи­кации документов с помощью поддельных печатей, штампов в эксперт­но-криминалистических отделах на уровне окружных управлений внут­ренних дел.

О назначении экспертизы уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ выносится определение, в котором указываются вопросы, поставленные на разрешение эксперта, а также производится запись о разъяснении эксперту его прав и обязанностей, о предупреждении об ответственности за дачу заведомо ложного заключе­ния. Перед направлением определения в экспертное учреждение упол­номоченное должностное лицо обязано ознакомить с ним лицо, в отно­шении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, разъяс­нить им их права.

В ряде случаев в процессе административного расследования по де­лам данной категории назначается ревизия. В основном она проводится для установления суммы незаконно полученного дохода от реализации ал­когольной продукции без лицензии, так как, если сумма дохода превышает 200 МРОТ, деяние признается преступлением. Порядок назначения со­трудниками правоохранительных органов ревизий и взаимодействие с ре­визорами в процессе их осуществления регламентированы приказом Мин­фина России, МВД России, ФСБ России «Об утверждении положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Феде­ральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)» от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717.

О назначении ревизии должностным лицом, уполномоченным со­ставлять протокол об административном правонарушении, выносится оп­ределение.

Также по делам об административных правонарушениях рассматри­ваемой категории может проводиться инвентаризация, сущность которой состоит в точном установлении фактического наличия, состава, состояния материальных ценностей и денежных средств и их соответствия с документальными данными.

Административное расследование дел об административных право­нарушениях в сфере оборота алкогольной продукции, предусмотренных различными статьями КоАП РФ, имеет специфические особенности.

1. По ст. 6.14 КоАП РФ составляются протоколы об административ­ных правонарушениях за производство или оборот алкогольной продук­ции, не соответствующей требованиям ГОСТа, санитарных правил и ги­гиенических нормативов.

Ответственность за правонарушение, предусмотренное этой статьей, несут индивидуальные предприниматели или представители юридических лиц, поэтому даже в случае проведения контрольной закупки алкогольной продукции ненадлежащего качества у продавца ответственность за совер­шение данного правонарушения будет нести собственник продукции, не­зависимо от того, кто из них выставил ее на реализацию и формы вины.

Санкции рассматриваемой статьи предполагают помимо штрафа обя­зательную конфискацию, но только той алкогольной и спиртосодержащей продукции, которая использовалась для производства.

2. При составлении протокола об административном правонаруше­нии по ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе следу­ет учитывать, что помимо общих требований к рекламе, которые закрепле­ны в Федеральном законе «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108, к рекла­ме алкогольной продукции предъявляются дополнительные требования. Так, в материале, рекламирующем алкогольную продукцию, должны быть указаны номер лицензии, наименование органа, выдавшего эту лицензию, пометка «Подлежит обязательной сертификации».

3. По ст. 14.5 КоАП РФ квалифицируются деяния, связанные с реа­лизацией алкогольной продукции при отсутствии установленной инфор­мации. Понятие «установленная информация» является очень широким и подразумевает те обязательные данные, которые должны быть доступны покупателям при приобретении ими алкогольной продукции. К ним отно­сятся данные о реализуемой алкогольной продукции (наименовании и це­не, проведении сертификации, производителе, государственных стандар­тах, требованиям которых должна соответствовать продукция, ее объеме в потребительской таре, наименовании ингредиентов, влияющих на вкус и аромат, содержании вредных для здоровья веществ, противопоказаниях к применению, дате изготовления и сроке годности) и продавце (наименова­ние организации, юридический адрес, режим работы, номер и срок дейст­вия лицензии, орган, ее выдавший). При этом правонарушением признает­ся не только отсутствие информации, но и нарушение требований нагляд­ности и доступности при ее предоставлении - она должна находиться в месте, удобном для ознакомления покупателю, например в торговом зале магазина.

4. По ст. 14.7 КоАП РФ квалифицируется деяние, заключающееся в обсчете, обмере, а чаще всего в введении в заблуждение относительно по­требительских свойств, качеств алкогольной продукции.

Обман потребителей путем обсчета, обмера осуществляется при реа­лизации алкогольной продукции на разлив. Для выявления доказательств совершения правонарушения сотрудник милиции должен иметь с собой мерный стакан и спиртометр. Осуществляется контрольная закупка алко­гольной продукции на разлив, после расчета объявляется, что закупка яв­ляется контрольной, и в присутствии продавца и понятых измеряется кре­пость и количество проданного алкогольного напитка. Если по одному из этих показателей напиток не соответствует установленным нормам, нали­цо факт совершения правонарушения.

Кроме того, правонарушение может быть совершено при продаже покупателю алкогольной продукции ненадлежащего качества (например, вина с осадком). Для фиксации умысла на обман перед покупкой покупа­тель спрашивает у продавца о качестве продукции, после получения под­тверждения этого факта сотрудником милиции объявляется контрольная закупка, истребуются объяснения у продавца, понятых, покупателей, оформляется акт контрольной закупки и протокол осмотра, в котором ука­зывается наличие осадка в вине. Вино изымается и направляется на экс­пертизу, а после получения заключения эксперта составляется протокол об административном правонарушении. Однако в большинстве случаев про­давцы отрицают умысел на совершение обмана потребителей, ссылаясь на невнимательность и иные обстоятельства. При возникновении таких си­туаций умышленное совершение правонарушения доказывается следу­ющим образом. После оформления сотрудником милиции необходимых процессуальных документов (протокола контрольной закупки, описей изъя­той продукции, протокола осмотра производственных, складских, торго­вых и иных мест хранения и использования имущества, объяснений про­давца и понятых) вино не изымается, а оставляется на ответственное хра­нение, продавцу выносится письменное предупреждение о запрете реали­зации данной продукции. В большинстве случаев продавец по истечении нескольких часов выставляет эту же алкогольную продукцию на продажу, после чего сотрудником милиции осуществляется повторная контрольная закупка, продукция изымается и направляется на экспертизу, после полу­чения заключения эксперта, даже при отказе продавца признать умысел на обман, составляется протокол об административном правонарушении.

Субъектом данного правонарушения является только лицо, зарегист­рированное в качестве индивидуального предпринимателя. Такая позиция законодателя представляется спорной, так как позволяет продавцам, рабо­тающим по трудовому договору с предпринимателями, а обычно именно они осуществляют реализацию товара, избегать административной ответ­ственности. По этому поводу в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. разъяснено, что лицо, состоящее в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, отвечает за соблюдение правил торговли алкогольной продукцией, вправе совершать соответствующие сделки, а следовательно, должно нести ответственность за нарушения правил торговли, в частности за обман потребителей. В разъяснении Главного следственного управления Генеральной прокура­туры также указано, что к лицу, работающему по договору с индивидуаль­ным предпринимателем, при заключении договора на реализацию товаров и оказание услуг переходят права и обязанности, имеющиеся у предпри­нимателя, следовательно, продавец является субъектом ответственности за обман потребителей.

5. Наиболее распространенными правонарушениями в сфере оборота алкогольной продукции являются правонарушения, предусмотренные ч. 2 и ч. 3 ст. 14.16КоАПРФ. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Отсутствие хотя бы одного документа из перечисленных в ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ представляет собой правонарушение. Вместе с тем при отсутствии нескольких документов из данного перечня составляется один протокол об административном правонарушении.

Не только отсутствие указанных документов, но и предоставление их уменьшенных копий с плохо распознаваемым текстом также квалифици­руется по данной норме.

При отсутствии соответствующих документов деяние квалифициру­ется по ч. 2 данной статьи КоАП РФ, а при отсутствии их на торговой точ­ке в момент проверки — по ч. 3 этой же статьи как нарушение иных пра­вил розничной продажи алкогольной продукции.

По ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ также квалифицируются действия по обо­роту алкогольной продукции, если данные, приведенные на бутылке (дата производства), на специальной марке (код региона и разряд) и этикетке (производитель, дата производства, емкость, гарантийный срок хранения) не совпадают с данными, приведенными в сопроводительных документах.

Впервые законодатель в ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ ввел запрет на про­дажу алкогольной продукции в таре и упаковке, не соответствующих уста­новленным законом требованиям. Не допускается продажа алкогольной продукции, упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требо­ваниям стандартов, с содержанием этилового спирта более 18 % процентов в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа «тетрапак».

За нарушение иных правил розничной реализации алкогольной про­дукции индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственно­сти по ч. 3 ст. 14.6 Кодекса. В частности, нормами различных норматив­ных правовых актов запрещена продажа алкогольной продукции с содер­жанием этилового спирта более 13 % в местах массового скопления граж­дан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро), на прилегающих к ним территориях, в ларьках, киос­ках, палатках, павильонах, контейнерах и помещениях, не приспособлен­ных для продажи этой продукции, на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков, автомашин. Органи­зации, осуществляющие в городах розничную продажу такой алкогольной продукции, должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 м, охранную сигнализацию, сейфы для хра­нения документов и денег, кассовые аппараты.

Также не допускается продажа алкогольной продукции с содержани­ем этилового спирта более 18 % лицам, не достигшим 18 лет, в детских, учебных, культурных и лечебно-профилактических учреждениях и на при­легающих к ним территориях.

6. По ст. 15.12 КоАП РФ квалифицируется деяние, заключающееся в продаже алкогольной продукции без маркировки.

Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 % от объема готовой продукции маркируется различными видами марок:

- алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками;

- алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками;

- алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи, маркируется ре­гиональными специальными марками того субъекта Российской Федера­ции, на территории которого осуществляется ее розничная продажа.

Правонарушением признается не только отсутствие маркировки на упаковке алкогольной продукции, но и маркировка специальными марками не того региона Российской Федерации, на территории которого осущест­вляется ее оборот.

Меры пресечения правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции

Под мерами пресечения правонарушений в сфере оборота алко­гольной продукции следует понимать разновидность мер административ­но-правового принуждения, применяемых сотрудниками милиции в пре­делах своей компетенции по отношению к индивидуальным предприни­мателям и юридическим лицами при обнаружении достаточных данных о совершении деяния, содержащего признаки правонарушения, с целью прекращения этого деяния, предотвращения его повторного совершения, изъятия продукции из незаконного оборота или ограничения такого обо­рота, обнаружения и закрепления доказательств совершения правонару­шения. К ним относятся: изъятие, арест алкогольной продукции, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предприни­мателю производственных, складских, торговых и иных служебных по­мещений и находящихся там вещей и документов, приостановление дея­тельности объекта торговли, опечатывание касс, помещений, приостанов­ление действия лицензии.

1. Изъятие алкогольной продукции — мера пресечения незаконного производства и оборота данной продукции, заключающаяся во временном прекращении возможности собственника или владельца продукции распо­ряжаться ей, осуществляемая уполномоченными на то органами (их долж­ностными лицами) на основаниях и в порядке, установленных законом.

Изъятию подлежит алкогольная продукция при выявлении наруше­ния требований законодательства к ее обороту - несоответствие ее ГОСТу, отсутствие лицензии, сертификатов соответствия, товаротранспортных до­кументов, маркировки и др.

В некоторых случаях помимо алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, целесообразно истребовать все документы, под­тверждающие ее качество, происхождение, факт реализации (бухгалтер­ские документы, чек контрольно-кассовой машины), чтобы исключить до­воды собственника о том, что продукция не реализовывалась, предназна­чалась для личного потребления.

Кроме того, необходимо обеспечение присутствия понятых с самого начала проверки, осуществления контрольной закупки, а не с момента изъя­тия, что позволит устранить вопросы о пропаже продукции и документов во время нахождения сотрудников милиции на торговой точке.

Об изъятии алкогольной продукции составляется одноименный про­токол, в котором необходимо указывать применительно к каждому виду продукции такие характерные признаки, как название, емкость тары, дан­ные о производителе, дату разлива, номера специальных федеральных и региональных марок. После передачи изъятой продукции на ответственное хранение на специальное предприятие установить данные моменты при необходимости будет уже невозможно, а в ходе административного рас­следования они будут являться важными доказательствами совершения административного правонарушения. Статья 27.10 КоАП РФ содержит обязательное требование вручения копии протокола лицу, у которого изы­мается продукция, о чем оно делает отметку в протоколе «Копию протоко­ла получил» и скрепляет ее своей подписью.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 27.14 КоАП РФ арест алкогольной про­дукции может применяться при наличии двух оснований - невозможности ее изъятия и обеспечении сохранности без изъятия.

Невозможность изъятия определяется большим количеством алко­гольной продукции, отсутствием транспортных средств для ее перевозки, другими причинами (изъятие в выходной день, когда предприятие, куда она направляется на хранение, не работает).

Арест проводится в присутствии двух понятых и владельца имуще­ства, а в случаях, не терпящих отлагательств, - в отсутствие владельца.

О применении данной меры составляется одноименный протокол.

В целях закрепления доказательств правонарушения даже при нало­жении ареста на алкогольную продукцию без ее изъятия необходимо мак­симально полно собрать материал дела об административном правонару­шении - изъять сертификаты и сопроводительные документы на продук­цию, ценники, кассовые чеки и тетрадь учета товаров, подтверждающие факт реализации, на месте выявления правонарушения опросить продавца, понятых и лицо, которому на хранение вверена продукция, отобрав при этом у него расписку с обязательством ее сохранности.

3. В соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ осмотр как одна из мер про­цессуального обеспечения по делу об административном правонарушении проводится с целью пресечения правонарушений. Согласно п. 25 ст. 11 Зако­на РФ «О милиции» сотрудники милиции в целях проверки данных о вле­кущем уголовную или административную ответственность нарушений за­конодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предприни­мательскую и торговую деятельность, вправе проводить осмотр производ­ственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества юридического лица и индиви­дуального предпринимателя. Проверка данных должна проводиться по мо­тивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя. Осмотр производится в присутствии двух понятых, а также представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя, которым вручается копия ука­занного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных действий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

В Законе РФ «О милиции» право сотрудников милиции на осущест­вление осмотра подтверждено возможностью применения других мер при­нуждения - беспрепятственным входом в помещение, опечатыванием касс, помещений и мест хранения документов, что обусловлено особым административно-юрисдикционным статусом милиции. В данном случае необходимо вести речь не только о внешнем (визуальном) осмотре, но и о вскрытии сейфов, хранилищ, складских и подсобных помещений, мест хранения бухгалтерских, кассовых, товаротранспортных документов, штампов, печатей.

Особое внимание при производстве осмотра торговых и складских помещений при пресечении незаконного оборота алкогольной продукции необходимо обратить на обнаружение вещественных доказательств право­нарушения - бутылок, этикеток, специальных марок, сертификатов, на­кладных, клише печатей и штампов, черновых записей, накладных на при­обретение и отпуск товара, приходные и расходные кассовые ордера. При выявлении факта кустарного производства алкогольной продукции подлежат изъятию образцы клея, этикеток, марок, рабочие головки укупо­рочных автоматов.

С целью удостоверения факта и доказательств правонарушения, за­конности действий должностных лиц присутствие понятых необходимо на протяжении всей процедуры осмотра. В ряде случаев сотрудник милиции может пригласить для участия в осмотре специалиста-бухгалтера (для ос­мотра бухгалтерских и кассовых документов и определения необходимо­сти их изъятия для проведения экспертизы) или врача санитарно-эпидемиологической службы (для подтверждения несоответствия условий реализации алкогольной продукции требованиям санитарных норм).

4. Деятельность объектов производства, торговли обычно приоста­навливается, когда вследствие применения других мер пресечения право­нарушение полностью не прекращается (например, при выявлении реали­зации алкогольной продукции без лицензии применяется основная мера — изъятие всей продукции, соответственно деятельность торговой точки приостанавливается). Однако приостановление деятельности предпри­ятий, объектов может выступать и как самостоятельная мера пресечения правонарушения (при выявлении реализации алкогольной продукции с на­рушением санитарных условий - продавцом без личной медицинской книжки, деятельность торговой точки приостанавливается до устранения допущенных нарушений - получения допуска к работе или заключения трудового договора с другим продавцом).

Приостановлению подлежит любая незаконно осуществляемая дея­тельность, независимо от субъекта, ее осуществляющего. Так, деятель­ность торговой точки по реализации алкогольной продукции без лицензии приостанавливается во всех случаях, независимо от того, кто является ее собственником - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, или физическое лицо, осуществляющее трудовую деятельность без госу­дарственной регистрации.

Четко определенного срока приостановления деятельности объекта торговли не существует - она возобновляется сразу после устранения на­рушений. В ряде случаев нарушения могут быть устранены на месте, на­пример при изъятии из незаконного оборота отдельной партии алкоголь­ной продукции. Иногда их устранение и соответственно приостановление деятельности объекта торговли требует длительного времени (получение лицензии, установка сигнализации).

Никаким отдельным процессуальным документом решение о приос­тановлении незаконной деятельности объекта не оформляется, оно заклю­чается в закрытии торгового помещения, опечатывании дверей, окон, зам­ков. При опечатывании в присутствии двух понятых на дверь и (или) окно наклеивается бирка с оттиском печати органа внутренних дел, на которой указывается дата, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, осуществившего опечатывание, фамилии понятых, ставятся их подписи и подпись сотрудника милиции. Необходимо сразу взять объясне­ния от понятых по данному факту.

5. Еще одна мера пресечения правонарушений в сфере оборота алко­гольной продукции регламентирована в п. 25 ст. 11 Закона РФ «О мили­ции» и носит вспомогательный характер по отношению к предыдущей - опечатывание касс, помещений и мест хранения документов. Данная ме­ра, так же как и арест имущества, должна применяться только в крайних случаях, так как на практике с целью уничтожения доказательств, избежа­ния ответственности за совершение правонарушения нередки случаи выво­за вверенного на хранение собственнику имущества, похищения документов, взломов помещений, что влечет последствия для нарушителя и со­трудника милиции - безнаказанность для одного и наказание для другого.

В практической деятельности часто возникают ситуации, когда предприниматели, продавцы даже после проведения контрольной закупки, подтверждающей незаконный оборот алкогольной продукции, закрывают торговые помещения, препятствуют изъятию продукции сотрудниками милиции. Беспрепятственность в данном случае предполагает основной целью не преодоление сопротивления, применение силы (вскрытие окон, дверей, замков), а по возможности быстрое обнаружение, изъятие и закре­пление доказательств по делу об административном правонарушении, так как, например, уничтожение кассового чека, подтверждающего контроль­ную покупку алкогольной продукции, приводит к недоказанности ее реа­лизации и соответственно к отсутствию состава правонарушения.

Вместе с тем необходимо помнить о принципе соразмерности при­менения этого права характеру правонарушения, личности правонаруши­теля, обстановке применения и правильном процессуальном оформлении дальнейших действий. Так, при преодолении сопротивления при проник­новении в торговое помещение для пресечения правонарушения и прове­дения осмотра понятые должны быть приглашены не в момент начала ос­мотра, а при предъявлении первого требования сотрудника милиции об осмотре, чтобы в последующем исключить возможность признания дейст­вий сотрудников незаконными.

6. Следующей мерой пресечения правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции является приостановление действия лицензии. Статья 20 Федерального закона «О государственном регулировании произ­водства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» определяет, что действие лицензии на производство и оборот алкогольной продукции может быть приостановлено решением лицензи­рующего органа на основании актов о нарушении законодательства о госу­дарственном регулировании производства и оборота данной продукции, представленных уполномоченными органами, а также по инициативе ли­цензирующего органа в пределах его компетенции в ряде случаев (невы­полнение предписания лицензирующего органа, неуплаты лицензионного сбора, несоблюдения установленных минимальных цен на алкогольную продукцию).

Литература


Арбузкин А.М., Бирюков М.Н., Зубов И.Н. и др. Административная ответственность за нарушения общественного порядка: Законодательство и практика его применения органами внутренних дел: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1993.

Жданов Н.М., Соловей Ю.П. Административно-правовая борьба с пьянством и алкоголизмом: Учебное пособие. Омск: Высш. школа милиции МВД СССР, 1987.

Портнов И.П. Работа участкового инспектора милиции по предупреждению хулиганства: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990.

Скворцов С.М., Якимов А.Ю. Административно-правовые средства борьбы с пьянством, наркоманией и токсикоманией: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1993.

Похожие работы:

  1. • Правовые основы производства по делам об административных ...
  2. • Импорт алкогольной продукции
  3. • Компетенция налоговых органов в сфере производства ...
  4. • Организация проведения налогового контроля по производству и ...
  5. • Деятельность органов внутренних дел по пресечению ...
  6. • Меры административно-процессуального обеспечения в ...
  7. • Административная деятельность органов внутренних дел
  8. • Характеристика производства по делам об ...
  9. • Анализ закона Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З "О ...
  10. • Меры обеспечения производства по делам об ...
  11. • Деятельность органов внутренних дел по ...
  12. • Меры обеспечения производства по делу об ...
  13. • Производство по делам об административных ...
  14. • Правоприменительная административная деятельность ...
  15. • Изменения в правовом регулировании производства и оборота ...
  16. • Производство по делам об административном ...
  17. • Административная деятельность органов внутренних дел по ...
  18. • Меры обеспечения производства по делам об ...
  19. • Пересмотр постановлений и решений по делу об ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com