Рефетека.ру / Психология

Сочинение: Особенности современной ситуации в психологии по мотивам Л.С. Выготского

Эссе на тему

«Особенности современной ситуации в психологии по мотивам Л.С. Выготского»


В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности – от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к про c той фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое ис­следование опирается на нечеткую методологическую (филоcофскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.

Я считаю, что основная заслуга Выготского заключается в том, что он «напрочь» разрушил традиционную предметную область психологии, так как Лев Семёнович опирался на естественнонаучную парадигму в психологии.

Как известно, прежние десятилетия психология была пре­имущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.

Исследование практически всей системы психических явлений – от элементарных ощущений и до психических свойств личности, – направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.

Знаменательно, что за выбором Льва Семёновича той или иной исследовательской стратегии в психологии стоит, во-первых, определенное понимание характера связи теоретической психологии с практикой, во-вторых, определенное решение проблемы предмета психологической науки. Так переориентация методологии психологии на принцип практики (психотехническая парадигма) направлена на устранение разрыва между теоретической и практической психологией. В качестве предмета исследования в этом случае выступает психотехническая деятельность по организации и реорганизации сознания человека. Реализация естественнонаучной парадигмы (в ее нынешнем виде) в большей степени способствует параллельному и относительно независимому существованию фундаментальной и прикладной психологии, порождая проблему приложения теоретических знаний на практике.

Сравнение видения психологии Выготским с видениями его предшественников и современников приводит меня к выводу об особой роли Л.С. Выготского в истории психологической науки, заключающейся в открытии новой эпохи в развитии психологии – эпохи «неклассической психологии. Суть осуществленного Выготским переворота в психологической науке оценивается при этом по-разному.

Похожие работы:

  1. • Л.С. Выготский и его школа
  2. • Л.С. Выготский и его школа
  3. • Проблема деятельности в психологии: понятие "деятельность" в ...
  4. • Теория высших психических функций Л.С. Выготского
  5. • Взгляды Л.С. Выготского и проблемы современной ...
  6. • Л.С.Выготский об историческом смысле психологического кризиса
  7. • Аналитическая работа по тексту Л.С. Выготского "Проблема ...
  8. • Л.С. Выготский и Т. Бауэр. Сравнение представлений о ...
  9. • Методологический смысл психологического схизиса
  10. • Роль и значение научной школы Л.С. Выготского для ...
  11. • Две парадигмы в исследовании детского развития
  12. • Принцип единства аффекта и интеллекта как основа ...
  13. • Сравнение научных концепций Ж. Пиаже и Л.С. Выготского
  14. • Социальный генезис высших психических функций
  15. • Культурно-исторический подход и его специфика на современном ...
  16. • Понятие ведущей деятельности дошкольного периода развития ...
  17. • Выдающиеся психологи Отечества. Выготский Л.С. (1896-1934)
  18. • Психологическое развитие ребенка
  19. • Развитие высших психический функций у человека
Рефетека ру refoteka@gmail.com