Рефетека.ру / Педагогика

Отчет по практике: Педагогическая практика: тренинговые группы

Дневник педагогической практики

Дата

Кол-во часов

Содержание занятия

Достигнутые результаты

24.02.09 6 Организационная встреча практикантов для определения вида занятий, необходимых в ОНПУ, подходящих для студентов в возрасте 16-21год. Изучение печатных источников по данной теме. Было принято решение проводить тренинг «Личностного роста, познания себя и окружающей действительности».
02.03.09 4

БЛОК 1. ВВОДНЫЙ.

1.Краткий экскурс в историю психологических тренингов. Объяснение правил участия в тренинговой группе. Заполнение анкет.

2.Знакомство участников. Представление (самопрезентация).

3. Обсуждение.

Участники узнали друг друга ближе. Выявились лидеры, вследствие чего возник конфликт. Занятие было посвящено теме «Уважение личности, чужого мнения, принятия себя и других таким, какой есть».
03.03.09 6 Встреча руководителей группы для анализа анкет, выявления особых запросов участников, разработка стратегии проведения следующих встреч.

1.Подготовка теоретических материалов.

2. Подбор упражнений для проведения в группе.

09.03.09 4

1. Шерринг.

2. Упражнение «В начале группы».

3. Кинестетическое упражнение для развития чувства о другом человеке: Упражнение «Тепловое кольцо».

Участники перестали воспринимать других как чуждых им людей, появилось ощущение общности. Конфликтующие стороны примирились.
12.03.09 6 Встреча руководителей группы для подготовки к следующему блоку. Изучение литературы и методов.

1.Подготовка теоретических материалов.

2. Подбор упражнений для проведения в группе.

16.03.09 4

БЛОК 2. "ЛОГИКА СУДЬБЫ. Популярная психология бессознательного".

1. Объяснение теории бессознательного. Объяснение понятий «сознательное», «предсознательное», «бессознательное». Роль бессознательного в нашей жизни.

2. Упражнение «Свободные ассоциации».

3. Домашнее задание: написать рассказ на одну из выбранных ассоциаций.

1. Участники группы узнали о скрытых, бессознательных механизмах, управляющих жизнью человека.

2. После данных им ассоциаций увидели, как их воспринимают другие.

23.03.09 4 Анализ и коллективная интерпретация написанных рассказов. Участники увидели, что написанный рассказ отражает то, что скрыто в глубине бессознательного.
30.03.09 4

1. Продолжение анализа рассказов.

2. Упражнение «Волшебная лавка».

После упражнении «Волшебная лавка» участники осознали, чтобы им хотелось поменять в жизни, а также, что у людей разное восприятие себя и неодинаковые желания.
06.04.09 4

1. Упражнение «Что меня привлекает в жизни».

2. Упражнение «Что меня раздражает в жизни».

Анализ группы, обсуждение.

Участники проанализировали своё отношение к жизни в целом, в частных проявлениях, сравнили количественный состав «хорошего» и «плохого» в их жизни, а также своё отношение к этому.
13.04.09 4

1. Упражнение «Я прощаю себя» (+ 5 значимых для участника группы людей).

2. Упражнение «Я дарю себе» (+ 5 значимых для участника группы людей).

3. Обсуждение.

Участники группы прочувствовали, насколько трудно прощать и делать подарки, но после упражнения ощутили облегчение, сняли «негативный груз» с себя.
08.04.09 6 Встреча руководителей группы для подготовки к следующему блоку. Изучение литературы и методов.

1.Подготовка теоретических материалов.

2. Подбор упражнений для проведения в группе.

27.04.09 4

БЛОК 3. «СНИМАЕМ МАСКИ».

1. Разъяснение понятий «маски», «роли», «статус».

2. Упражнение «Внутренне представление себя». Групповой анализ.

3. Арттерапия. «Нарисуй свои маски».

Обсуждение группы.

Участники смогли распознать в себе «Я-реальное», «Я-Идеальное» и другие маски, которые они «носят», выделить приятные для них и неприятные «маски», выработать тактику избавления от неугодных «масок».
04.05.09 4

Арттерапия. Упражнение «Нарисуй маски 5 значимых для тебя людей».

Обсуждение. Анализ группы.

Участники группы определили для себя значимых людей, выявили, какие «маски» они «носят», как мириться с неприятными для них «масками» у людей, которые для них дороги.
06.05.09 6 Встреча руководителей группы для подготовки к следующему блоку. Изучение литературы и методов.

1.Подготовка теоретических материалов.

2. Подбор упражнений для проведения в группе.

11.05.09 4

БЛОК 4. «ХАРАКТЕР И СУДЬБА:КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНАРИИ».

1. Краткая лекция, посвящённая Э.Берну и его работе «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Сознавание состояний Я – Родитель, Взрослый, Ребёнок. Семейные сценарии. Семейные поглаживания.

2. Упражнение на осознание влияния детского опыта на взрослую жизнь «Характер семейных поглаживаний».

3. Упражнение «Определение сценариев».

4. Обсуждение группы.

Участники увидели, как семейные поглаживания подкрепляют ощущения счастья или несчастья. Во втором упражнении участники выявили сценарии их жизни, заложенные в детстве.
18.05.09 4

1. Психодрамма. Упражнение «Сознавание состояний Я» (Родитель, Взрослый, Ребёнок).

2. Упражнение, помогающее брать ответственность на себя «Сила языка».

После данных упражнений участники научились распознавать состояния Я, занимать позицию Взрослого, умеющего брать ответственность на себя, различать принуждение и свободный выбор.
25.05.09 4

1. Завершающее упражнение «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение».

2. Подведение итогов тренинга. Отзывы участников. Анализ внутренних изменений.

Упражнение показало участникам, как внутреннее состояние Я может влиять на выбор поведенческой линии.

Участники отметили серьезные изменения в себе, своём отношении к жизни, окружающим людям. Студенты выявили желание и дальше продолжать занятия и готовность меняться.

Всего часов 78

Отчет о проведении педагогической практики


План


Введение

1 день. 24.02.09. Организационная встреча. Подготовка к тренингу. Изучение вопроса: «Что такое тренинг и как его проводят»

1. Правила поведения в тренинговой группе

2. Рекомендации ведущему

3. Что нужно знать тренеру

4. Тренинг: этапы его развития:

I этап. “Вступление”

II этап. “Игровое общение”

III этап. “Противостояние”

IV этап. “Личностное общение”

5. Различные виды упражнений, используемых в тренинге

6. Групповая дискуссия в тренинге личностного роста

7. Краткий путеводитель по состояниям участников в тренинге

2 день. 02.03.09. БЛОК 1. ВВОДНЫЙ

4 день. 09.03.09.

6 день 16.03.09. БЛОК 2. «ЛОГИКА СУДЬБЫ.

ПОПУЛЯРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО»

8 день. 30.03.09

9 день. 06.04.09 23

10 день. 13.04.0923

12 день. 27.04.09 БЛОК 3. «СНИМАЕМ МАСКИ»

15 день. 11.05.09 БЛОК 4. «ХАРАКТЕР И СУДЬБА

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНАРИИ»

16 день. 18.05.09.

17 день. 25.05.09. Подведение итогов тренинга

Введение


Практика проходила при Одесском Национальном Политехническом Университете в связи с тем, что студенты ОНПУ выявили заинтересованность в изучении психологии, руководство не было против, выделило аудиторию и время для проведения занятий.

Профессиональный психолог в штате ОНПУ отсутствует, несмотря на то, что по нашему мнению, в данном учебном заведении такая штатная единица остро необходима. Это объясняется тем, что студенты – это молодые люди в возрасте от 17 до 21 года, которые только учатся быть взрослыми, это уже не дети, но ещё и не взрослые. В связи с этим у студентов могут возникать разные внутриличностные конфликты, которые необходимо решать с компетентным лицом – профессионалом-психологом. Также могут возникать межличностные конфликты как со студентами, так и с преподавательским составом, где так же возникает необходимость в посреднике, который помог бы разрешить конфликт мирным путём. Вот почему студенты сами изъявили желание, чтобы были организованы факультативные занятия по психологии.

В связи с тем, что в ОНПУ нет психолога – руководителя, после согласования с руководителем практики от ХГЭУ по кафедре психологии, Максименко Л. В. было принято решение проводить занятия в группе 3 студентами-практикантами (Креминская Е., Гаркавенко М., Красиля В.) для взаимоконтроля и взаимопомощи, а также совместной подготовке к проведению занятий. Нами разрабатывалась стратегия проведения занятий, писались планы, которые согласовывались с руководителем практики. Учитывая специфику психики студентов ОНПУ было принято решение проводить занятия в виде тренинга, посвященного личностному росту, познанию себя и окружающей действительности.

1 день. 24.02.09. Организационная встреча. Подготовка к тренингу. Изучение вопроса: «Что такое тренинг и как его проводят».


Тренинг личностного роста – это определенное психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования навыков общения с людьми, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

Естественно, что трудно рассчитывать на глубокие изменения личности. В то же время у студентов происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.

Задача группы тренинга личностного роста – помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами. Тренинг поможет молодым людям научиться воспринимать и лучше понимать себя.

Основная же гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими.

Изначально тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг – это, прежде всего, познание через переживание, т.е. на тренинге человек, испытывая сильные положительные эмоции, сам находит эффективные способы общения. Преимущество тренингов в том, что их можно использовать как в малых группах, состоящих из 5-10 человек, так и в больших группах до 100 человек.

Тренинг – это необычные ситуации с некоторыми ограничениями – правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача тренера в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. При этом важно получить согласие на введение этих правил для группы у самой группы. Так, с самого начала, будет закладываться доверие и понимание в отношениях тренера с участниками тренинга.

В тренинге желательно отсутствие жесткого сценария. Эффективнее всего не думать, когда и какие ситуации организовывать, лучше это делать спонтанно. Необходимо видеть (или чувствовать) атмосферу в группе и поступать соответственно ей. Конечно, степень неопределенности можно варьировать в зависимости от задач тренинга.

Созданию доверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствует помещение, изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей.

И еще один важный момент. Активность и добровольность участников являются еще одним необходимым условием проведения тренинга.

Помимо этого, можно использовать некоторые развлекательные упражнения, не несущие серьезной смысловой нагрузки, включая их в различные досуговые вечера для молодежи. Это поднимет интерес к таким вечерам и встречам, поможет участникам “раскрепоститься”.

Большой интерес вызывают у участников упражнения, связанные с раскрытием их внутреннего мира, лежащего в подсознании человека и расшифровка символических образов, увиденных с помощью медитационных упражнений. Но подходить к проведению таких упражнений нужно осторожно.

Необычная атмосфера, которая возникает на тренингах, способствует раскрепощению ее участников, вызывая огромный интерес и желание стать постоянным участником тренинга.


1. Правила поведения в тренинговой группе


Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).

Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

Общение по принципу “здесь и теперь”.

Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

Конфиденциальность всего происходящего.

Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

Персонификация высказываний.

Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.

Искренность в общении.

Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

Уважение к говорящему.

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.

“Не опаздывать!”

Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его.

2. Рекомендации ведущему


Необходимо объяснить участникам все эти правила, давать ответы на все возникающие вопросы. Если со стороны членов группы нет возражений, то правила считаются принятыми группой и являются законом для всех, в том числе для ведущего. Ведущий должен следить, чтобы эти правила никем не нарушались. Если же какое-то правило все-таки было нарушено, то нужно напомнить о нем участникам группы еще раз.


3. Что нужно знать тренеру


Как научиться быть тренером? Участвовать в тренингах и проводить их самому как можно больше. В данной ситуации тренер – не учитель, который должен “научить жить”, вы лишь помогаете каждому изучить себя и других людей, понять свои чувства, контролировать собственные мысли и поступки.

Наиболее оптимальная позиция ведущего – позиция друга, понимающего и доброжелательного, внимательного и взыскательного и, главное, способного помочь любому стать самим собой. Тренер только помогает, всю активную работу проводит сам участник.

Ведущий должен стараться создать нестандартную обстановку. Это будет способствовать интересу к тренингу и раскрепощению его участников. Оптимально – круговое расположение участников на стульях вместе с тренером. Можно даже всем сесть на пол. Желательно предусмотреть возможность перестройки пространства в соответствии со сменой характера общения. Здесь имеется в виду то, что для игр и заданий, которые будет предлагать ведущий участникам, может потребоваться достаточно места для их проведения. Помещение, где будет проходить занятие, не должно быть слишком тесным. Желательно, чтобы группа чувствовала себя достаточно свободно в помещении, но в то же время и не терялась в нем. Здесь следует исходить из количества участников тренинга. Свет в помещении не должен быть очень ярким. Желателен магнитофон, фонограммы различных темпов и ритмов.

Вообще, ведущий – это участник, который объясняет правила игр и следит за тем, чтобы они не нарушались. Его цель – не демонстрация своих блестящих способностей (работа для группы), а помощь в построении отношений общения между участниками (работа с группой). Для создания игрового процесса ведущий может чередовать различные эмоциональные состояния участников, учитывать смену возможных ритмов работы, менять формы общения.

Самая большая ошибка – думать, что тренер – “гений общения”. Он элегантен, остроумен, артистичен и может найти выход из любого положения. Это традиционный взгляд на лидера в многочисленной аудитории. Другой стереотип: “тренер должен быть активным и энергичным, он должен заряжать участников своей энергией”. Но это мешает контакту с участниками. Тренер должен быть самим собой и не бояться этого.

Еще один стереотип: тренер-учитель, то есть человек, который обладает огромным запасом психологических знаний. Вместо роли всезнающего Учителя лучше выбрать роль Организатора ситуаций. Тренер создает возможности, атмосферу, среду, а участники будут сами выбирать из этого. Что из этого получится, будет зависеть от них самих. Таким образом, тренер отвечает за процесс тренинга, а сами участники – за его результаты. Ценность такого подхода в том, что снижается зависимость участников от тренера. Тренер должен вступить с участниками не в дружеские, а в специальные рабочие отношения. Основная задача начинающего тренера – выработать свой уникальный и неповторимый стиль ведения занятий.


4. Тренинг: этапы его развития


I этап. “Вступление”

Цель: заинтересовать людей в их участии в тренинге личностного роста: что может дать тренинг, чему можно научиться на тренинге, создать доверие к ведущему.

I этап, “Вступление”, начинается с разговора с предполагаемой будущей тренинговой группой о предстоящих занятиях. Здесь более уместным будет расположение участников рядом на стульях, как на лекции. Первая встреча – очень важная встреча. На ней происходит формирование “первого впечатления”, которое в дальнейшем может сказаться на характере общения ведущего и участников, особенно на следующем этапе.

На этом этапе ведущий может рассказать участникам о тренинге и о том, что он может дать, об интересном и необычном досуге.

Иногда участники спрашивают: “А что мы там будем делать?” Естественно, не рекомендуется рассказывать, “что мы будем делать”. Лучше заинтересовать будущих участников ответом, типа: “Приходите, и вы все узнаете” и т.д. Обязательно следует отметить необычную, раскрепощенную атмосферу, которая царит на тренинге. Можно также отметить, что никто не будет скучать, ведь занятия проходят в игровой форме, а сам тренинг поможет его участникам улучшить их взаимоотношения с людьми, узнать много нового о себе и других людях, научиться лучше понимать себя и других людей. Кроме того, участники тренинга смогут просто приятно отдохнуть и хорошо провести время.

Рекомендуется проинформировать участников также о том, сколько будет длиться тренинг, где он будет проходить. Продолжительность зависит от того, в каких целях используются тренинговые упражнения. Если планируется провести собственно тренинг, то рекомендуется проводить его по 1-1,5 часа не реже одного раза в неделю. Если же включить элементы тренинга (какие-то упражнения) в какую-то программу, то достаточно включить несколько упражнений. В этом случае может не возникать необходимости информировать заранее участников об этом. Пусть это будет для них сюрпризом. Этот вариант очень хорош, так как он избавляет от необходимости рассказывать о тренинге. Можно просто показать “товар лицом”, выбрав наиболее интересные и продуктивные упражнения, которые могли бы привлечь участников на занятия.


II этап. “Игровое общение”

Цель: создание атмосферы психологической безопасности.

Этот этап начинается со знакомства. Основная его задача – подчеркнуть свою индивидуальность. Для этого все садятся в один круг, включая ведущего. Каждый называет свое имя и говорит о своих особенностях (привычках, качествах, умениях, привязанностях и т.п.), которые, по его мнению, отличают его от окружающих, являются стержнем его индивидуальности. Можно предложить участникам следующий вариант: каждый участник, если есть желание, на время тренинга может взять себе любое имя (героя кинофильма, друга и т.д.), но при этом объяснить, почему он взял данное имя.

Если до тренинга тренер не был знаком со всеми его участниками, а участники не были знакомы между собой, то рекомендуется подготовить карточки и фломастеры, для того, чтобы участники в течение нескольких минут оформили себе визитки и закрепили у себя на груди. Следует также иметь под рукой булавки.

Дальше начинается собственно сам игровой процесс. Следует отметить состояние участников на этом этапе – напряженное ожидание, большая психологическая дистанция между участниками, скованность, закрытость, неуверенность, закрепощенность. Наиболее быстрый путь сокращения психологической дистанции возможен через общение с элементами тактильного контакта (прикосновения) и визуального контакта (контакта глаз). Участникам предлагаются такие задания, в ходе которых они должны будут браться за руки и образовывать дружескую поддержку, или общаться молча, “глаза в глаза”. Чтобы снять скованность и зажатость участников на этом этапе, также рекомендуется использовать танцевально-песенные упражнения (общий групповой танец или совместное хоровое пение), ролевые игры, элементы актерского тренинга: “живые скульптуры”, “разговор через стекло” и т.д. Кроме того, эти упражнения помогают созданию раскрепощенной атмосферы в группе, помогают почувствовать участникам тренинга себя более уверенно и защищено, а также помогают группе сплотиться. Помогает этому и чередование различных видов упражнений – словесных (групповая дискуссия, ролевая игра и т.д.) и несловесных: с элементами прикосновения, визуальный контакт глаз мимические и пантомимические упражнения.


Трудности Способы их преодоления
Большая психологическая дистанция между участниками. Задания с элементами тактильного контакта (прикосновения).
Скованность, зажатость и неуверенность участников. Несловесные психологические упражнения.
Пассивность участников, страх выделиться из группы. Танцевально-песенные упражнения.
Формальный характер общения, преобладание штампов и стереотипов. Ведущему нужно сосредоточиться на игровых формах общения, сделать акцент на необычных заданиях.


III этап. “Противостояние”

Цель: помочь участникам перестроиться внутренне, чтобы они смогли выразить свое негативное состояние и, благодаря этому, способствовать творческой рабочей атмосфере в группе.

Постепенно, в результате прохождения группой второго этапа, игровое общение начинает исчерпываться. В группе возникают скрытые негативные эмоции. Происходит снижение интереса к дальнейшему участию и накопление избыточного эмоционального напряжения, а также, иногда, возникает агрессивное отношение к ведущему. В этом случае легко возникает групповое противодействие, которое нередко выливается в противостояние руководителя и группы. Но это противостояние является очень важным для развития группы и ведущий должен быть готов к его появлению. Здесь ведущему вместе с участниками нужно проанализировать сложившуюся ситуацию. Нужно открыто обсудить вместе с участниками ситуацию и очень важно показать участникам, что не плохая конструкция игры или некомпетентность психолога, а их способ решения предложенных ведущим ситуаций привел к такому результату, что результат появился не случайно, а вследствие воспроизведения участниками привычных, но малоэффективных в тренинге способов общения. Другими словами, у участников сработали штампы и стереотипы, которые и привели к такому результату. Ведущему вместе с участниками надо найти пути разрешения этой ситуации.


Трудности Способы их преодоления
Спад интереса. Приемы и упражнения, поднимающие интерес к тренингу.
Внутренняя эмоциональная закрытость. Приемы, способствующие открытому выражению негативных эмоций.


IV этап. “Личностное общение”

Цель: помочь в создании “открытого” общения участников тренинга.

После этапа противостояния участники готовы вступить друг с другом в доверительное общение. Чтобы сделать его еще более эффективным, ведущий разбивает группу на подгруппы в 5-8 человек, в зависимости от количества участников тренинга. Здесь нужно отметить одну очень важную деталь: состав участников каждой микрогруппы должен быть постоянным и не изменяться до конца тренинга. Практика показала, что при постоянной смене у участников не возникает достаточно глубокой и открытой атмосферы общения. Если же с самого начала состав малой группы не менялся, то через отработку привычных шаблонов общения, через следующий за этим этапом конфликт (этап “Противостояние”), возникает рабочая фаза групповой работы. Так поэтапно, постепенно развивается тренинг.


5. Различные виды упражнений, используемых в тренинге


Игровые упражнения создают раскрепощенную, непринужденную атмосферу среди участников тренинга. Группа заметно оживляется, участники как бы “снимают маски”, в которых они были вначале, маски равнодушия и отчуждения. И это помогает ведущему в создании атмосферы, которая способствует творческому общению в группе.

С самого начала, для создания определенного климата в группе рекомендуется использовать игровые упражнения. Игровые упражнения также можно использовать в досуговых вечерах для молодежи, используя лишь отдельные виды упражнений. А из 5-10 упражнений можно построить “вечер общения”. Большинство игр несут в себе глубокий подтекст, поэтому после их исполнения ведущий может предложить участникам проанализировать проделанное. Существуют различные виды упражнений, служащие тем или иным целям.


6. Групповая дискуссия в тренинге личностного роста


Дискуссия – это важная, очень значимая часть любого тренинга. Она может возникнуть спонтанно, обсуждаются какие-то ситуации, которые требуют прояснения. Начать такую дискуссию могут даже сами участники тренинга. Дискуссия может быть организована специально ведущим, например, для разнообразия, между играми. Вопросы, выдвинутые на дискуссию, могут быть самыми разными. Здесь можно и нужно подойти творчески. Ведущий может обратиться к участникам с вопросом, о чем бы им хотелось поговорить, чем поделиться, что обсудить. Но дискуссия не должна превратиться в “светскую болтовню”. Ведущий организует дискуссию после проведения некоторых видов игровых упражнений, где требуется анализ сыгранных ситуаций.

Для успешного и эффективного проведения групповой дискуссии необходимо соблюдение правил поведения, “норм общения”, которые были приняты группой в начале тренинга. Нет необходимости напоминать участникам перед началом групповой дискуссии эти правила, но следует контролировать их соблюдение и, в случае их нарушения участниками тренинга, напоминать о них.

Для проведения дискуссии участникам вместе с ведущим нужно сесть кругом. Каждый участник тренинга имеет право голоса и может высказать свою точку зрения. Здесь, как правило, обнаруживаются лидеры. Желательно, чтобы все участники тренинга принимали участие в дискуссии, но не надо насильно “тормошить” кого-то, чтобы услышать его мнение.

Минимум, что может сделать ведущий, если дискуссия “не идет” – организовать опрос мнений каждого участника по кругу, задавая наводящие вопросы: “А ты как считаешь? А ты как думаешь?” Ведущему желательно поблагодарить за откровенность и искренность каждого, кто изъявил желание высказаться: “Спасибо”. Это будет стимулировать участников на дальнейшую открытость и искренность, да и просто вызовет положительные эмоции.

Опыт показывает, что не следует предлагать участникам “поговорить” в самом начале тренинга – это может вызвать скуку и не заинтересует никого. Желательно это сделать после какого-то игрового упражнения, когда после активных движений участникам тренинга хочется “поговорить”.

Дискуссия не должна быть слишком затянута по времени, иначе времени ни на что больше не останется. Оптимальная продолжительность дискуссии 5-15 минут в зависимости от числа участников тренинга.


7. Краткий путеводитель по состояниям участников в тренинге


Тренинг – это своеобразное путешествие. Тренер выступает для участников в роли ведущего и должен провести их по определенному пути. В тренинге участники как бы “размораживаются”. Лишь став мягкими и пластичными, они могут действительно измениться в нужную для себя сторону. Тренер помогает участникам осуществить за короткое время переход от начальной скованности, отчужденности и пассивности к вниманию, доверию, радости.

С чего начинается тренинг для участника? Тренинг для участника начинается с того момента, как он узнает о его проведении. Он начинает думать о нем, представлять его, предполагать результаты. Когда человек приходит на первое занятие, он уже находится в определенном стрессовом состоянии. Поэтому при наборе группы важно не объяснение того, что такое тренинг, а разъяснение того, что он может дать в решении психологических трудностей. При этом текст желательно сформулировать так, чтобы у человека не сложилось четкого представления о предстоящем. Оно будет лишь мешать ему. Как ни странно, но и тренеру на подготовительном этапе надо стараться освободиться от своего предыдущего тренингового опыта и от своих ожиданий от группы. Чем более четкий план сформировался до начала тренинга, тем хуже он будет осуществляться.

Следующий важный этап – первая встреча тренера и участников. Тренер охвачен волнением и опасениями, что на этот раз может ничего получиться. Ко всему этому надо относиться нормально: обычное “предстартовое” волнение. Опыт, стаж и мастерство почти не влияют на силу этого волнения. Здесь важно, как при наборе участников, просто “привести себя на тренинг”.

Участники тренинга тоже волнуются. Ведь впереди – неизвестность. Кроме того, окружающие незнакомые люди лишь усиливают напряжение, которое скрывается, как правило, под масками безразличия, сонливости, отсутствия – “Я как все”.

Наступает пора знакомства. У участников, как правило, есть желание, но мешает скованность и страх выделиться. Для раскрепощения участников тренинга желательно включить упражнения, чтобы у участников во время упражнений была возможность дотронуться друг до друга, ощутить поддержку, получить эмоциональный заряд. Так идет сокращение дистанции. Основное условие для процедур на этом этапе – необычность: поговорить друг с другом ... руками, несколько минут “попрощаться” глазами, упасть спиной на дружеские руки, спеть песню всей группой и т.д. Уже через час в группе совершенно изменяется настроение. Происходит переход от отстраненности и масок на лицах к живому и активному взаимодействию.

По мере развития игрового процесса растет противоречие – пришли научиться общаться и решить проблемы, а сами спрятали свои проблемы и бодро веселятся. Это связано с тем, что после первоначальной замкнутости образовалось общее “Мы”, сплочение и дружелюбие.

Наконец, наступает конец последнего занятия. За время совместных, разнообразных переживаний произошло сплочение группы, участники уже не хотят расставаться друг с другом. Возникает сплоченная общность, готовая к совместной работе. Этот эффект дает возможность использовать такой тренинг со школьным классом, студенческой группой или курсом и т.д. За три месяца можно достаточно сильно изменить и перестроить взаимоотношения в них.


2 день. 02.03.09. БЛОК 1. ВВОДНЫЙ.


1.Краткий экскурс в историю психологических тренингов. Объяснение правил участия в тренинговой группе. Заполнение анкет.

2.Знакомство участников. Представление (самопрезентация).

3. Обсуждение.

Участники узнали друг друга ближе. Выявились лидеры, вследствие чего возник конфликт. Ни один из лидеров не хотел уступать своё лидерство в группе. Занятие было посвящено теме «Уважение личности, чужого мнения, принятия себя и других таким, какой есть». Каждый из участников высказал своё мнение по поводу возникшей ситуации, как он её видит, что послужило причиной конфликта и способы выхода из конфликтной ситуации.

В анкетах участники заявили такие проблемы:

Проблемы с общением

Желание понять «кто есть человек»

Необходимость в защите

Как смириться с предательством

Как побороть стыдливость и неуверенность в себе

Как «найти себя»


4 день. 09.03.09.


1. Шерринг.

Участники высказали свои ощущения после первого занятия. Для наиболее тесного общения было предложено выполнить несколько упражнений, которые послужат мостиками от закрытого общения к открытому общению.

2. Упражнение «В начале группы».

В начале работы любой группы участники чувствуют себя обычно несколько сковано. Многие люди ощущают смущение перед группой, высказывая это, например, таким образом: «Я не чувствую себя свободно и не хочу ничего говорить вслух, потому что в группе слишком много людей». Снять эту неловкость помогает один простой рецепт: если человек уясняет для себя, кто конкретно из участников группы вызывает у него смущение, и может сообщить ему об этом, то он перестаёт испытывать неловкость. Именно это можно сделать с помощью данного упражнения.

Инструкция: Я хочу, чтобы вы получили возможность чувствовать себя свободнее в нашей группе. Это можно сделать, если каждый из вас ответит для себя на вопрос: кто из участников группы кажется мне в данный момент наиболее чужим? При этом каждый понимает под этим то, что он сам хочет. Оглядитесь вокруг, подумайте и постарайтесь ответить на этот вопрос. (1-2 минуты). А теперь каждый пусть нарисует портрет того человека которого он определил для себя как самого чужого. У вас есть для этого 10 минут. Выберите себе несколько карандашей, подходящих, как вам кажется, по цвету для того, чтобы выразить те чувства, которые вы испытываете по отношению к конкретному человеку. Художественные достоинства рисунка значения не имеют. Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом во время рисования. В заключение подпишите портрет, поставьте дату, сразу после этого отдайте его тому человеку, которого рисовали.

Если вы сами получили от кого-то свой портрет, постарайтесь понять, что вам хотел сказать автор. Что чувствуют те из вас, кто не получил ни одного портрета.

Обсуждение вопроса. Обсуждение проходит следующим образом: сначала те участники, которые получили свои портреты, высказывают группе свои предположения о том, что хотел сообщить им автор рисунка, и выражают своё отношение к этому; лишь после этого сами авторы могут высказаться и пояснить, что именно они имели в виду.

Вопросы для обсуждения:

Что я имею в виду, когда говорю о том, что кто-то в группе чужой для меня?

Чем мои критерии чуждости отличались от критериев, высказанных другими участниками нашей группы?

Насколько широк был диапазон определений чуждости?

Чувствую ли я сейчас себя увереннее?

Кто из участников получил много портретов, и как они к этому отнеслись?

Кто не получил ни одного портрета? Как отреагировали эти участники?

3. Кинестетическое упражнение для развития чувства о другом человеке: Упражнение «Тепловое кольцо».

Это упражнение относится к так называемым упражнениям на развитие несловесных “языков” общения. Наряду со словесными, принято выделять невербальные (несловесные) “языки” общения. Сюда входят тактильные контакты (прикосновения), визуальные (контакт глаз), мимические и пантомимические контакты, сопереживание (молчание). Культура в общении предполагает знание этих “языков”, умение их применять в зависимости от ситуаций. Например, тактильный контакт способствует развитию межличностной близости, влияет на оценку партнера, превращая ее в более положительную.

В этот раздел входят и упражнения, рассчитанные на развитие умений эмоционального сопереживания, отдачи “душевного тепла”. При организации этих упражнений ведущему следует выделить три этапа: подготовка к упражнению (накопление душевного потенциала), сам процесс эмоционального согревания, анализ в группе переживаний после окончания упражнения.

Группа садится кругом, взявшись за руки. Ведущий включает музыку релаксирующую или для медитаций и произносит инструкцию: “Закройте глаза, вытяните руки к центру, как цветок. Сильно напрячь, вытянуть руки. Подержать их немного. Затем медленно опустите руки, не разжимая их. Откиньтесь на стуле, расслабьтесь, опустите плечи... Постарайтесь ощутить тепло своего соседа слева через ладонь и, умножив его, вложив свой запас, передать через свою правую руку дальше. Передаем наше тепло по кругу, с каждым разом все увеличивая его. Мы все чувствуем единое кольцо”.

После прохождения проводится анализ и обсуждение переживаний, того, как изменилось отношение к участникам, сравнение своего мнения к участнику группы до упражнения и после.

Результаты занятия: участники перестали воспринимать других как чуждых им людей, появилось ощущение общности. Конфликтующие стороны примирились.


6 день 16.03.09 БЛОК 2. "Логика судьбы. Популярная психология бессознательного"


1. Объяснение теории бессознательного. Объяснение понятий «сознательное», «предсознательное», «бессознательное». Роль бессознательного в нашей жизни.

Цель занятий: Последние научные данные говорят о структуре психики: соотношение сознания (15%) и бессознательного (85%). Почему мы так мало знаем о себе? Личностный рост как ответ на вопрос "Кто Я есть?": что этому мешает? Каковы психологические причины болезней, бедности, тоски, депрессии, потери смысла жизни, неудовлетворенности? Почему человеческое восприятие и самовосприятие часто ошибочны? Как перестать быть заложником своего и чужого опыта, обрести внутреннюю свободу и найти собственный путь в жизни?

Занятия могут помочь осознать:

1. Что такое бессознательное и откуда оно взялось? Что происходит с каждым из нас в детстве и влияет на всю нашу будущую жизнь?

2. Жить с непознанным бессознательным - значит никогда не быть самим собой. Всегда - только кем-то другим.

3. Почему с годами мы теряем способность понимать самих себя? - Страх, лень, стереотипы, привычки.

4. Бессознательное - это настоящие возможности. Имеется в виду, что своего истинного потенциала люди не понимают... Как так получилось? Что делать?

5. Бессознательное - это скрытые от сознания причины событий жизни. Это значит, что до сознания "доходят" только следствия, которыми уже нельзя управлять... Как быть?

6. Бессознательное - это то, что в действительности управляет судьбой без ведома и желания, но всегда с определенными результатами. Но как же тогда местоимение "Я" и свобода воли?

7. Бессознательное - это информация из первоисточника. Точная, достоверная, реальная, истинная, разная. Не то, что человек о себе знает из воспитания, чтения книжек и прочих источников.

8. Бессознательное - это источник интуиции, практической креативности и экономического успеха.

10. Психологические причины болезней и неудач в человеческой жизни. Тоска, депрессия, чувство безысходности - это тоже информация из бессознательного: куда-то мы совсем не туда движемся...

11. "Что посеешь - то и пожнешь". Рациональная психология кармы: введение в психологию и логику человеческой судьбы. Причинно-следственные связи, или психофизика обыденности.

Какие результаты может дать этот блок встреч: Осознание скрытых, бессознательных механизмов, управляющих жизнью человека. Эффект "собранного пазла" по поводу многих фактов обыденной жизни. Определение зоны "слепого пятна" в понимании событий собственной жизни. Осознание "элементарной механики" и "подводных камней" личностного роста. Проверка внутренней готовности к личностным изменениям, повышение мотивации. Возможно, рождение настоящей "благородной страсти" к самопознанию, самотрансформации и личностному росту.

2. Упражнение «Свободные ассоциации».

Упражнения по типу “ассоциации” - упражнения на самопознание участников тренинга. Ассоциации могут быть одной из успешных форм обратной связи. Ведущий должен активно стимулировать процесс ассоциирования. В результате каждый участник получает свой портрет, ценность которого для самопознания трудно переоценить, ибо ассоциации отражают реакцию человека на других людей не только через разум, но больше через чувство, через интуицию.

В начале упражнения участники тренинга каждому в группе говорят свои ассоциации (не менее трёх), которые он у них вызывает. Ассоциации не должны называть людей или сказочных персонажей. Каждый участник записывает ассоциации, перечисленные группой, в свой адрес. Далее выбирает ассоциацию с которой он тебя идентифицирует более всего.

После данных им ассоциаций увидели, как их воспринимают другие.

3. Домашнее задание: написать рассказ на одну из выбранных ассоциаций

Это задание основано на методе «напиши рассказ», который активно разрабатывает Лановой Е.В. Данный метод применяется для инициирования осознания проблем "Я" и причин их актуальности, для стимулирования катарсиса и инсайта, углубляющих и стабилизирующих терапевтический эффект, а также для выявления долговременных программ как компонентов жизненного сценария с целью прогноза и коррекции жизненного пути человека. Метод является одной из базовых техник динамического судьбоанализа. Рассказ выявляет подсознательные процессы в жизни и характере личности, скрытые мотивы, желания, потребности. Те стороны личности, которые скрываются внутри нас. Анализируя рассказ, мы как бы открываем дверь в бессознательное и выводим наше внутреннее состояние в сознание, пытаемся посмотреть на себя со стороны.

Инструкция: Рассказ должен отражать прошлое, настоящее и будущее. Образ должен видеть и чувствовать, его нужно очеловечить и одушевить. Необходимо в рассказ ввести конфликт. Нельзя вводить литературные аналоги. Нельзя сталкивать героя рассказа с человеком. Рассказ должен быть динамичным. Необходимо избегать описаний, больше выражать мысли и чувства героя.Объём рассказа должен быть по объёму, равному 2 страницам тетради или лист А4.

Мы не будем приводить в отчёте рассказы и анализ рассказов, отметим только, что за 2 занятия анализа написанных рассказов участники группы узнали о скрытых, бессознательных механизмах, управляющих их жизнью.


8 день. 30.03.09


1. Продолжение анализа рассказов.

2. Упражнение «Волшебная лавка».

Участники могут сосредоточиться на существенных для них жизненных целях и с помощью воображения осознать следующую закономерность: чтобы приобрести что-то новое нам всегда приходится платить. Упражнение построено так, что участники могут оказывать поддержку друг другу. Условием его проведения является достаточно близкое знакомство членов группы между собой.

Инструкция: Я хочу предложить упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Вы сможете высказать любое желание и, как в сказке, взвесить, чего это желание будет вам стоить.

Я прошу вас устроиться поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните и полностью расслабьтесь.

Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающий вас ландшафт. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие ароматы вы ощущаете? Что еще вы чувствуете?

Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Стены оборудованы стеллажами и выдвижными ящиками, как в старой лавке. Повсюду стоят стеклянные сосуды, банки, коробки. Это действительно старая лавка, притом волшебная.

Теперь представьте себе, что я - продавец в этой лавке. Добро пожаловать! Здесь вы можете получить все, чего вы хотите от жизни. Но есть одно правило: за выполнение каждого желания вы должны отдать что-либо или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Я задам ему только один вопрос: «Что ты отдашь за это?». Он должен решить, готов ли он отдать что - либо, и что именно это будет. Я больше ничего говорить не буду. Через некоторое время ко мне сможет подойти следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил.

3. Обсуждение результатов упражнения.

После упражнения «Волшебная лавка» участники осознали, чтобы им хотелось поменять в жизни, а также, что у людей разное восприятие себя и неодинаковые желания.


9 день. 06.04.09


1. Упражнение «Что меня привлекает в жизни».

2. Упражнение «Что меня раздражает в жизни».

Это так называемые «Упражнения открытого самоизучения». Цель упражнений этой группы – изучение и понимание человеком самого себя, увеличение с их помощью его знаний о самом себе.

Участникам отводится время для того, чтобы они подумали над этими вопросом и записали. Затем идёт анализ и обсуждение в группе.

3. Анализ группы, обсуждение.

Участники проанализировали своё отношение к жизни в целом, в частных проявлениях, сравнили количественный состав «хорошего» и «плохого» в их жизни, а также своё отношение к этому.


10 день. 13.04.09


1. Упражнение «Я прощаю себя» (+ 5 значимых для участника группы людей).

2. Упражнение «Я дарю себе» (+ 5 значимых для участника группы людей).

Данные упражнения взяты с упражнений группы “Гештальт-терапия”. Основная цель гештальт-терапии – увеличение личностного потенциала, повышение сил и возможностей человека путем его развития и становления целостности. Мобилизация собственных ресурсов, умение находить правильные формы взаимосвязи с окружением является важной задачей гештальт-терапии. Основой игрового процесса является переживание участниками контакта с самим собой и другими людьми. Задача ведущего – создание атмосферы для проведения участниками поиска и экспериментов с собственным поведением, в которых он сам проверяет, что может быть для него подходящим, а что – вредным.

Участники анализируют своё отношение и чувства к себе и значимым для него людям в данный момент «здесь и сейчас», учатся менять своё отношение к уже созданным ситуациям, былым обидам и т.д. Во втором упражнении прощение подкрепляется актом доброй воли – подарком. Прощать и дарить участники могут всё, что угодно, не обязательно материальные вещи.

3. Обсуждение.

Участники группы прочувствовали, насколько трудно прощать и делать подарки, но после упражнения ощутили облегчение, сняли «негативный груз» с себя.

12 день. 27.04.09 БЛОК 3. «СНИМАЕМ МАСКИ»


1. Разъяснение понятий «маски», «роли», «статус».

Тренинг «Маски» это – гармоничное сочетание трансперсональной психологии, телесноориентированной психотерапии и арт подхода. Основным инструментом работы на этом тренинге является сама группа.

Тренинг «Маски» создает особое пространство как для осознания своих «активных масок» - жизненных сценариев, которые доминируют в нашей повседневной жизни, так и для изменения этих «масок», создания новых – более ресурсных и гибких состояний. Снятие лицевых зажимов, освобождение от стереотипов общения с людьми (когда "наступаешь на одни и те же грабли").

"Маска" - это метафора поведенческих структур, через которые человек контактирует с внешним миром и другими людьми. Чаще всего на тренинге речь идет о масках сформированных еще в детстве, которые человек несет на своем лице многие годы.

Обычно то, какие мы есть в нашей повседневности – это те маски, которые мы носим. Наши роли. Я – это мать, сын, студент, профессионал, красивая девушка, пенсионер, рокер, строитель, танцор, добрый человек, художник, ваш сосед, последний в очереди и т.д. Все это находится на поверхности. Мы живем, не замечая этого. Современная жизнь бурная, суетливая и мы погребены в ней под множеством масок.

Мы можем какую-то из масок выделить и назвать это смыслом своей жизни, пожертвовав остальными. Когда мы совершаем подобное движение в сторону предпочтения какой-то роли, поддерживая одну или ряд подобных личин, мы тем самым усиливаем их, делаем их более плотными, ригидными. В таком случае мы не приблизимся к себе истинному, а лишь усилим тот слой, то расстояние, которое отделяет нас от самих себя. Это путь к «псевдо-Я». В последствии это «псевдо-Я» диктует нам определенный сценарий жизни. И тогда все события нашей жизни пропускаются через его ценности.

2. Упражнение «Внутренне представление себя». Групповой анализ.

Для начала узнавания самого себя предлагается участникам увидеть себя. Участникам предлагается закрыть глаза, представить себя в каком-то месте, рассмотреть себя, посмотреть на волосы, одежду, возраст, выражение лица. Это как - бы знакомство с незнакомцем. Нужно спросить имя у незнакомца. Также участникам предлагается увидеть окружающий мир того незнакомца, услышать звуки и запахи, телесные ощущения.

3. Арт - терапия. «Нарисуй свои маски».

Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру, она уже на начальных этапах своей работы оказывается весьма доступным и эффективным методом. Арт-терапия является весьма ценным методом, позволяющим обходить «цензуру сознания», и этим представляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации тех состояний, ролей и форм поведения, которые находятся в вытесненном виде, либо слабо проявлены в повседневной жизни. С другой стороны, такой обход «цензуры сознания» дает нам возможность прикоснуться лицом к лицу с болезненными для нас вопросами лишь тогда, когда мы к этому будем готовы. И здесь нам может прийти на помощь инсайт-ориентированный характер арт-терапии, позволяющий ускорить процессы перевода символической информации на сознательный уровень.

Участникам предлагается нарисовать те маски, которые они осознают и используют, а также попытаться нарисовать свои состояния Я. Маски рисуются на листе формата А4, в районе глаз прорезаются отверстия для глаз. Необходимо предупредить участников о том, что маски – это не обязательно человеческое лицо. Пусть не задумываясь рисуют то, что приходит в голову и подписывают.

4. Обсуждение группы

Когда маски нарисованы, участники одевают эти маски по очереди и от их имени говорят, отвечают на вопросы других участников группы. После такого общения маски выкладываются на пол, и начинается обсуждение масок группой и автором, что нравится, что не нравится, какие чувства вызывают, что можно было бы изменить в маске, чтобы она стала «приятной», пытаются угадать, какое реальное Я каждого участника.

Результаты занятия: Участники смогли распознать в себе «Я-реальное», «Я-Идеальное» и другие маски, которые они «носят», выделить приятные для них и неприятные «маски», выработать тактику избавления от неугодных «масок».

На следующей встрече по типу вышеописанного упражнения выполнялось упражнение «Нарисуй маски 5 значимых для тебя людей», где участники группы определили для себя значимых людей, выявили, какие «маски» они «носят», как мириться с неприятными для них «масками» у людей, которые для них дороги.


15 день. 11.05.09 БЛОК 4. «ХАРАКТЕР И СУДЬБА:КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНАРИИ»


1. Краткая лекция, посвящённая Э.Берну и его работе «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Сознавание состояний Я – Родитель, Взрослый, Ребёнок. Семейные сценарии. Семейные поглаживания.

Цели занятий:

Обстоятельства жизни человека формирует его характер. Характер предопределяет судьбу. Можно ли выйти за рамки внешних обстоятельств и внутренних сценариев и разорвать порочный круг: ЧЕЛОВЕК – ХАРАКТЕР – СУДЬБА.

Экспедиция в глубину семейной истории. Диалог с предками. В каждом из нас живут голоса предшествующих поколения нашей семьи, которые так или иначе оценивают наши поступки, нашептывают нам привычные решения. Они глубоко скрыты и редко осознаются. Задача тренинга - заставить звучать голоса предков открыто. Тогда мы сможем спорить с ними, вести диалог и разобраться, наконец, когда мы защищаем собственные интересы, а когда подчиняемся семейному сценарию.

Как освободиться от своего семейного сценария? Это глубокая и осмысленная работа над собой и своими жизненными стереотипами, встреча со своим бессознательным и бессознательным предшествующих поколений семьи.

Состояния ЭГО состоит из трех структур: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. В позиции "Родителя" могут быть "карающий Родитель" – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки и "опекающий Родитель" – советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды. Позиция Взрослого предусматривает спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

2. Упражнение на осознание влияния детского опыта на взрослую жизнь «Характер семейных поглаживаний».

Данное упражнение взято из группы трансакционного анализа. Это упражнение разработано на основе работы Гулдинга и Гулдинга (Goulding and Goulding, 1979). Оно применяется для улучшения осознавания того, как семейные поглаживания подкрепляют ощущения счастья или несчастья.

Необходимое время. 45 минут. Материалы. Не требуются.

Подготовка. Руководитель должен быть опытным, поскольку это упражнение может вызывать сильные эмоции.

Инструкция. Примите удобное положение и закройте глаза. Представьте, как вы стоите возле дома, где жили, когда были маленькими. Теперь представьте, что вы упали и разбили коленку. Вы с рыданиями бежите в дом, а по ноге у вас стекает маленькая капля крови. Посмотрите на выражение лиц членов вашей семьи. Что они говорят вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают?

Повторите это упражнение в следующих воображаемых ситуациях.

Вы вбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей постарше отобрал у вас игрушку.

Вы вбегаете в дом в сильном испуге, потому что увидели большую собаку.

Вы вбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.

Вы входите в дом с чувством сильнейшего стыда, потому что промочили штаны и старшие ребята над вами смеялись.

По завершении этого упражнения откройте глаза. Поделитесь впечатлениями. Случалось вам испытывать чувства, которые в вашей семье считались неприемлемыми и которые вы теперь отказываетесь у себя признавать? Были ли у вас чувства, которые поощрялись и с помощью которых вы теперь манипулируете другими, чтобы добиваться того, что вам нужно?

3. Упражнение «Определение сценариев».

Цель. Это упражнение является вводным в задачу понимания жизненных сценариев и помогает участникам определить, какие формы поведения они хотели бы у себя изменить.

Необходимое время. 1 час. Материалы. Не требуются.

Подготовка. Руководитель должен быть опытным, потому что это упражнение может вызвать сильные эмоции.

Процедура. Разбейтесь на подгруппы по четыре-пять человек. В каждой такой подгруппе подумайте над ответами на такие вопросы (James, 1977):

Что случается с людьми вроде меня?

Если я и дальше буду таким, как есть, чем это по логике должно кончиться?

Что при этом скажут обо мне другие?

В пределах подгруппы поделитесь ответами на вопросы, насколько сочтете нужным. Эти ответы могут иметь происхождением те решения, которые вы приняли когда-то в детстве. Теперь у вас может появиться желание пересмотреть эти решения, перерешить их.

Следующие вопросы также могут быть полезны для определения жизненных сценариев и добавлены к упражнению.

Какая у вас в детстве была любимая история или волшебная сказка?

Что рассказывали в семье о вашем рождении?

Как было выбрано ваше имя?

Какая надпись на вашем надгробии подвела бы итог вашей жизни?

4. Обсуждение группы

В результате выполнения даны упражнений участники увидели, как семейные поглаживания подкрепляют ощущения счастья или несчастья. Во втором упражнении участники выявили сценарии их жизни, заложенные в детстве.


16 день. 18.05.09


1. Психодрамма. Упражнение «Сознавание состояний Я» (Родитель, Взрослый, Ребёнок).

Цель. Это упражнение позволяет получить практику в диагностике состояний Я и является введением к транзакциям между различными состояниями Я.

Необходимое время. 45 мин. Материалы. Не требуются.

Подготовка. Руководитель должен уметь распознавать состояния Я и быть знакомым с тем, как они функционируют.

Процедура. Упражнение начинается с того, что три добровольца рассаживаются перед группой на стульях. Каждый из них выбирает для себя роль Родителя, Взрослого или Ребенка.

Каждое из состояний Я представляет часть одной и той же личности. Если вызвались вы, то, пока упражнение выполняется, оставайтесь в своей роли.

Представьте, что вы гуляете в лесу. Каковы ваши ощущения? Если вы Родитель, вас могут беспокоить возможные опасности или дело, которое надо сделать по ходу прогулки. Помните, что Родитель часто дает оценки и пользуется словами типа "противно" или "смешно". Если вы Взрослый, то можете обращать внимание на то, какие виды птиц живут в лесу или какие вокруг вас деревья. Словарь Взрослого включает такие слова, как "полезно", "практично", "желательно". Если вы Ребенок, вы, возможно, ощущаете прилив бодрости или скуку, обращаете внимание на то, тепло вам или холодно, пересыпаете свою речь мусорными словами. Почувствуйте себя в выбранной роли и поделитесь вашими впечатлениями со всей группой.

Теперь руководитель может пригласить еще трех добровольцев присоединиться к первым. Они будут другими Родителем, Взрослым и Ребенком, представляющими лицо противоположного пола.

Чтобы расшевелить новых добровольцев к разыгрыванию их состояний Я, придумайте воображаемую ситуацию, например поход в кино. Что вы там увидели? Как вам это понравилось? Можно, чтобы о ваших впечатлениях спрашивали другие участники.

Теперь расставьте стулья так, чтобы две группы добровольцев оказались друг против друга: Родитель напротив Родителя, Взрослый напротив Взрослого и Ребенок напротив Ребенка.

Представьте, что вы супружеская пара, у которой возникли проблемы. Заведите разговор. Разговаривать можно с другим человеком или со своим собственным другим состоянием Я. При этом каждый раз убеждайтесь, что ваши слова обращены к определенному состоянию Я. Скоро вы увидите, что даже самые простые вещи могут иметь разное значение в зависимости от того, кто о них говорит и к кому обращается. Через пять минут закончите разговор и обсудите его между собой и с другими участниками группы. После этого переключитесь на другие состояния Я или пригласите кого-нибудь еще из группы себе на замену. Надо следить за порядком этих взаимодействий, чтобы у каждого была возможность сыграть какое-нибудь состояние Я.

Если группа особенно активна, можно сыграть все пять состояний Я человека: Критикующего Родителя, Заботливого Родителя, Взрослого, Приспосабливающегося Ребенка и Свободного Ребенка.

2. Упражнение, помогающее брать ответственность на себя «Сила языка»

Цель: Язык - важнейшее средство коммуникации, форма существования и выражения мышления. Это упражнение помогает членам группы изменить структуру своего языка. Это упражнение особенно важно для молодых людей, входящих во взрослую жизнь.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Сядьте лицом к лицу с партнером и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, начиная каждую словами "я должен". Не предоставляя вам обратной связи, партнер в свою очередь выскажет три фразы, начиная каждую словами "я должен", Теперь вернитесь к своим фразам и замените в них слова "я должен" словами "я предпочитаю", сохранив неизменными остальные части. Затем выслушайте измененные фразы в утверждениях партнера. Поделитесь своими переживаниями.

По очереди с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами "я не могу"; И затем замените в них "я не могу" на "я не хочу", сохраняя остальные части неизменными. Поделитесь с партнерами своим опытом и посмотрите, можете ли вы почувствовать свою способность отказаться, а не свою некомпетентность или беспомощность.

По очереди произнесите три фразы, начинающиеся со слов "мне надо", и затем замените "мне надо" на "я хочу". Поделитесь своими переживаниями и посмотрите, ведет ли замена необходимости желанием к ощущению свободы или к облегчению. Является ли то, о чем вы говорили, чем-нибудь действительно жизненно необходимым для вас или чем-то тем, что вам хотелось бы, но без чего можете прожить,

Наконец, по очереди с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами "я боюсь, что", и затем поменяйте "я боюсь, что" на "я хотел бы", оставляя остальные части фраз без изменений. Поделитесь своими переживаниями с партнером и посмотрите, мешает ли страх достижению важных целей и приобретению интересующего опыта.

Слова "я должен", "я не могу", "мне надо" и "я боюсь,, что" отрицают вашу способности быть ответственным. Изменяя свой язык, вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.

3. Обсуждение упражнений группой.

После данных упражнений участники научились распознавать состояния Я, занимать позицию Взрослого, умеющего брать ответственность на себя, различать принуждение и свободный выбор.


17 день. 25.05.09. Подведение итогов тренинга


1. Завершающее упражнение «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение».

Данное упражнение взять из группы тренинга умений (тренинга уверенности в себе).

Цель. Прежде чем изучать и отрабатывать навыки уверенного поведения, необходимо понять суть уверенности в себе. Данное упражнение поможет участникам психокоррекционной группы отличать уверенность от неуверенности и агрессивности.

Необходимое время, 1 час. Материалы. Не требуются. Подготовка. Не требуется.

Процедура. Каждому участнику группы предлагается продемонстрировать неуверенную поведенческую реакцию, агрессивную реакцию и уверенную реакцию в некой гипотетической ситуации. Например, можно представить, что ваш друг "забыл" вернуть взятые в долг деньги. Агрессивная реакция в этом случае может быть такой: "Черт! Я так и знал, что тебе нельзя доверять. Сейчас же верни мои деньги!" Неуверенная реакция может быть выражена такими словами: "Прости, я не хочу быть назойливым, но, может быть, ты не будешь слишком задерживаться с возвратом этих денег?" Наконец, уверенное поведение может включать такую фразу: "Я полагал, что мы договорились: ты должен был вернуть мне деньги сегодня. Буду очень признателен, если ты сможешь сделать это не позднее пятницы".

Надо, чтобы свои способы поведения продемонстрировали все участники группы, даже если времени каждому хватит только на один из трех вариантов. Для этого каждому из участников должна быть предложена ситуация, отличная от тех, что были ранее предложены другим. Если при работе над этими ситуациями прибегать к ролевым играм, участники группы могут отождествлять себя с самыми уверенными, неуверенными или агрессивными людьми из числа их знакомых. При этом они должны помнить, что невербальное поведение говорит о человеке не меньше, чем произносимые им слова, поэтому интонации, жесты и позы должны соответствовать изображаемой реакции. Если для этого упражнения используют ситуации, которые приведены ниже, можно либо вызывать добровольцев из числа участников группы, либо обходить всех по очереди. При этом надо, чтобы каждый получил обратную связь от участников группы, которая будет оценивать степень уверенности или агрессивности его реакций. Абсолютно правильных реакций в таких случаях не бывает, и их обсуждение может быть очень информативным.

Упражнение показало участникам, как внутреннее состояние Я может влиять на выбор поведенческой линии. Можно с уверенностью сказать, что агрессивное и неуверенное поведение не присуще Я- Взрослому, поэтому, контролируя и корректируя своё реагирование на ситуацию, участники могут контролировать и своё состояние внутреннего Я.

2. Подведение итогов тренинга. Отзывы участников. Анализ внутренних изменений.

Участники отметили серьезные изменения в себе, своём отношении к жизни, окружающим людям. Студенты выявили желание и дальше продолжать занятия и готовность меняться.

37


Похожие работы:

  1. • Социально-психологический тренинг общения как форма ...
  2. • Эффекты социально-психологических тренингов
  3. • Формирование сплоченности коллектива
  4. • Девять P для рынка T
  5. • Танцевально-двигательная терапия
  6. • Теоретические основы и типология тренингов
  7. • Межличностные отношения и общение
  8. • Групповая дискуссия - один из основных тренинговых ...
  9. • Cтиль руководства как одно из направлений психологии малых ...
  10. • Понятие и особенности социально-психологического тренинга
  11. • Изучение эффективности социально-психологического ...
  12. • Особенности активных групповых методов обучения и их ...
  13. • Тренинги общения с младшими школьниками как средство ...
  14. • Тренинг клиент-центрированного взаимодействия для ...
  15. • Психологический анализ агрессивного поведения ...
  16. •  ... у будущих учителей посредством тренинговых занятий
  17. • Тренинг групповой сплоченности
  18. • Социально-педагогический подход к профилактике ...
  19. • Я-концепция у старших подростков
Рефетека ру refoteka@gmail.com