Рефетека.ру / Транспорт

Курсовая работа: Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Ульяновский автомеханический техникум


Курсовая работа

по предмету: Двигатели А.Т.Т.


Выполнил студент

3 курса гр. 538-А

Сасиков М.А.

Содержание


Введение

Исходные данные.

Процессы впуска и выпуска.

Процесс сжатия.

Процесс сгорания.

Параметры рабочего тела.

Процессы расширения и выпуска.

Построение индикаторной диаграммы.

Тепловой баланс.

Кинематический расчет КШМ.

Перемещение поршня.

Скорость поршня.

Ускорение поршня.

Динамический расчет КШМ.

Построение развернутой индикаторной диаграммы.

Расчет и построение удельной силы инерции.

Определение суммарной силы, действующей на поршень.

Расчет и построение диаграммы тангенциальной силы.

Построение суммарной тангенциальной диаграммы многоцилиндрового двигателя.

Определение крутящего момента и мощности двигателя.

Расчет маховика.

Нормальная сила.

Введение


Цели и задачи:

Целью данного курсового проекта является улучшение эксплуатационных и технических показателей вследствие применения более современных конструкционных материалов и улучшения тепловых процессов двигателя, а также повышение надёжности его работы, снижение токсичности отработанных газов и улучшение вибрационно-акустических качеств за счёт повышения уравновешенности масс кривошипно-шатунного механизма. В задачи проекта входит расчёт и определение параметров и показателей рабочего цикла, основных размеров, кинематический и динамический анализ, оценка прочности деталей, расчёт и компоновка систем, обслуживающих двигатель.

В курсовом проекте в качестве прототипа используется автомобиль ВАЗ-2106 легковой, с закрытым четырёхдверным кузовом, с передним расположением двигателя и задними ведущими колёсами, предназначен для перевозки пяти человек и багажа не более 50 кг. Автомобиль рассчитан для эксплуатации при температуре окружающей среды от минус 400 С до плюс 450 С.

На автомобиль устанавливается 4-цилиндровый карбюраторный двигатель с рядным вертикальным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала рабочим объёмом 1,6 литра. Двигатель приводит в движение автомобиль и его оборудование. В таблице приведены основные показатели и параметры двигателя в сравнении с лучшими отечественными и мировыми аналогами.

Таким образом, двигатель ВАЗ 2106 значительно отстаёт от аналогов и на мой взгляд требует значительной модернизации конструкции с целью дальнейшего повышения производительности, эффективных показателей, а также уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Определяем эксплуатационную мощность двигателя из условия обеспечения максимальной скорости движения.


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106=43 м/с – максимальная скорость автомобиля

та = 1445 кг — масса автомобиля

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 — коэффициент суммарного сопротивления дороги. Принимаю Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

КВ =0,2 — коэффициент обтекаемости, Н с2/м4

F =1,7 — лобовая площадь, м2

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106— коэффициент учета силы инерции приведенных вращающихся масс

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 = 1,04+0,04 ik , где ik =1 — передаточное число коробки передач

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 = 1,04+0,04*1=1,08

ja =0,2 — ускорение автомобиля м/с2

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 =0,85 — КПД трансмиссии.


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

=47,6 кВт.


Определяем эффективную мощность:

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кВт.

Тепловой расчёт и тепловой баланс карбюраторного двигателя


Произвести расчет четырехтактного карбюраторного двигателя, предназначенного для легкового автомобиля. Эффективная мощность двигателя Nе = 56 кВт при частоте вращения коленчатого вала п = 5400 об/мин. Двигатель четырехцилиндровый, i = 4 с рядным расположением. Система охлаждения жидкостная закрытого типа. Степень сжатия ε = 8,5.


Тепловой расчет

Средний элементарный состав и молекулярная масса топлива

С =0,855; Н =0,145 и mт = 115 кг/кмоль.

Низшая теплота сгорания топлива

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Параметры рабочего тела. Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106кмоль возд/кг топл.;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106=Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кг возд/кг топл.

Коэффициент избытка воздуха. Стремление получить двигатель достаточно экономичный и с меньшей токсичностью продуктов сгорания, которая достигается при α ≈ 0,95 - 0,98, позволяет принять α = 0,96 на основных режимах, а на режиме минимальной частоты вращения α = 0,86.

Количество горючей смеси


М1= αL0 + l/mт;


M1 = 0,96 0,516+1/115= 0,5041 кмоль гор. см/кг топл.

Количество отдельных компонентов продуктов сгорания при К=0,5 и принятых скоростных режимах:

при п = 900 об/мин

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кмоль СО2/кг топл;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кмоль СО/кг топл;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кмоль Н2О/кг топл;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кмоль Н2/кг топл;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кмоль N2/кг топл;

при п = 3000, 5400 и 6000 об/мин

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кмоль СО2/кг топл;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кмоль СО/кг топл;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кмоль Н2О/кг топл;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кмоль Н2/кг топл;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кмоль N2/кг топл;

Общее количество продуктов сгорания


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106;


М2 = 0,0655 + 0,0057+0,0696 + 0,0029 + 0,3923 = 0,5360 кмоль пр. сг/кг топл.

Проверка: М2 = 0,855/12 + 0,145/2 + 0,792 ∙ 0,96 ∙ 0,516 = 0,5360 кмоль пр. сг/кг топл.

Параметры окружающей среды и остаточные газы


Давление и температура окруж. среды при работе двигателей без наддува рk=р0=0,1 МПа и Тk=Т0=293 К.

Температура остаточных газов. При постоянном значении степени сжатия ε = 8,5 температура остаточных газов практически линейно возрастает с увеличением скоростного режима при α = const, но уменьшается при обогащении смеси. Учитывая, что при п = 900 об/мин α = 0,86, а на остальных режимах α = 0,96, принимается:


Тr 1060 МПа

Давление остаточных газов рr за счет расширения фаз газораспределения и снижения сопротивлений при конструктивном оформлении выпускного тракта рассчитываемого двигателя можно получить на. номинальном скоростном режиме

prN = 1,18р0 = 1,18 0,1 =0,118 МПа.

Тогда

Aр = (prN – p0·1.035) 108/( Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 ) = (0,118-0,1·1,035) 108/(54002 • 0,1) = 0,4973;

Рr = р0 (1,035 + Aр· 10-8n2) = 0,1 (1,035+ 0,4973 10-8n2) = 0,1035 + 0,4973·10-9n2.

Отсюда получим:


pr 0,1170 МПа

Процесс впуска


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106.

Далее получим:


∆Т 7,99 °С

Плотность заряда на впуске


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106,

где RB = 287 Дж/кг град — удельная газовая постоянная для воздуха.

Потери давления на впуске. В соответствии со скоростным режимом двигателя (n = 5400 об/мин) и при условии качественной обработки внутренней поверхности впускной системы можно принять β2 + ξвп = 2,8 и ωвп = 95 м/с. Тогда

Аn = ωвп /nN = 95/5400= 0,01759;


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106.


Отсюда получим:

∆pα= 2,8 • 0.017592 • 54002 • 1,189 Ч10-6/2 = 0,015 МПа;

Давление в конце впуска


рα= p0 — ∆pα,


рα 0,085 МПа

Коэффициент остаточных газов. При определении γr для двигателя без наддува принимается коэффициент очистки φоч = 1, а коэффициент дозарядки на номинальном скоростном режиме φдоз = 1,10, что вполне возможно получить при подборе угла опаздывания закрытия впускного клапана в пределах 30—60°. При этом на минимальном скоростном режиме (п = 900 об/мин) возможен обратный выброс в пределах 5%, т. е. φдоз = 0,95. На остальных режимах значения φдоз можно получить, приняв линейную зависимость φдоз от скоростного режима. Тогда


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106;

Температура в конце впуска:


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 К;

Коэффициент наполнения:


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106.


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Процесс сжатия. Средний показатель адиабаты сжатия k1при ε =8,5 и рассчитанных значениях Та определяется по графику, а средний показатель политропы сжатия n1 принимается несколько меньше k1. При выборе n1 учитывается, что с уменьшением частоты вращения теплоотдача от газов в стенки цилиндра увеличивается, а n1 уменьшается по сравнению с k1 более значительно:


k1 1,3772
336 К
n1 1,377

Давление в конце сжатия


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106МПа;

Температура в конце сжатия


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 К;

Средняя мольная теплоемкость в конце сжатия:

а) свежей смеси (воздуха):


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106,


где Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


tc 479,88 °С

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

21,87 кДж/(кмоль · град);

б) остаточных газов

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106- определяется методом экстраполяции;

α = 0,96 и tc =480 °С

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кДж/(кмоль • град);

в) рабочей смеси


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кДж/(кмоль • град);


Процесс сгорания


Коэффициент молекулярного изменения горючей Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 и рабочей смеси

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


μ0=0,5360/0,5041=1,0633;

μ=(1,0633+0,04902)/(1+0,04902)=1,06034;

Количество теплоты, потерянное вследствие химической неполноты сгорания топлива:


∆Нu= 119950(1— α)L0.


∆Нu= 119950·(1— 0,6)·0,516=2476 кДж/кг.

Теплота сгорания рабочей смеси


Нраб.см = (Нu - ∆Hu)/[М1(1 + γr)]


Нраб.см = (43930 - 2476)/[0,5041(1 + 0,04902)]=78391 кДж/кмоль раб. см;

Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106=(1/0,536) [0,0655 ∙(39,123 + 0,003349tz) +0,0057∙ (22,49 + 0,00143tz) + 0,0696 (26,67 + 0,004438tz) + 0,0029 (19,678 + 0,001758tz) + 0,3923(21,951+ 0,001457tz)] = 24,656 + 0,002077tz кДж/(кмоль∙град).


Величина коэффициента использования теплоты ξz при п = 5600 и 6000 об/мин в результате значительного догорания топлива в процессе расширения снижается, а при т = 900 об/мин ξz интенсивно уменьшается в связи с увеличением потерь тепла через стенки цилиндра и неплотности между поршнем и цилиндром. Поэтому при изменении скоростного режима ξz ориентировочно принимается в пределах, которые имеют место у работающих карбюраторных двигателей:


ξz 0,91

Температура в конце видимого процесса сгорания


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


0,9 78390 + 21,9627 ∙ 480 = 1,0603 ∙ (24,656 + 0,002077tz)tz, или

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106, откуда

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106°C;

Tz=tz+273=2574+273=2847 K;

Максимальное давление сгорания теоретическое


рz = pcμTz/Tc .


рz = 1,6189·1,06034·2847/752=6,4988 МПа;

Максимальное давление сгорания действительное рzд = 0,85/ рz;

рzд 5,524 МПа

Степень повышения давления


λ= рz /pc


λ 4,0143

Процессы расширения и выпуска. Средний показатель адиабаты расширения k2 определяется по номограмме при заданном ε =8,5 для соответствующих значений α и Тz, а средний показатель политропы расширения n2 оценивается по величине среднего показателя адиабаты:


α 0,96
Tz 2847 К
k2 1,2518
n2 1,251

Давление и температура в конце процесса расширения


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 и Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


рb= 6,4988/8,51,251 = 0,4468 МПа и Тb= 2847/8,51,251 -1 = 1664,8 К;

Проверка ранее принятой температуры остаточных газов:


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106;

газов принята в начале расчета достаточно удачно, так как ошибка не превышает 1,7%.

Индикаторные параметры рабочего цикла. Теоретическое среднее индикаторное давление


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106;

Среднее индикаторное давление:


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106МПа


где коэффициент полноты диаграммы принят φи = 0,96;


pi 1,0729 МПа

Индикаторный КПД и индикаторный удельный расход топлива


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 и Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106; Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 г/(кВт·ч);


Эффективные показатели двигателя. Среднее давление механических потерь для карбюраторного двигателя с числом цилиндров до шести и отношением S/D≥1 Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Предварительно приняв ход поршня S равным 80 мм, получим υп.ср. = Sn/3 104 = 80 n/3 ·104 = =0,002667n м/с, тогда рм = 0,049 + 0,0152 • 0,002667n МПа, а на различных скоростных режимах:

υп.ср 14,4018 м/с
рм 0,2677 МПа

Среднее эффективное давление и механический КПД


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 и Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106;


pi 1,0729 МПа
pe 0,8052 МПа
ηм 0,75049

Эффективный КПД и эффективный удельный расход топлива:


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 и Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106;


ηi 0,3353 МПа
ηe 0,252 МПа
ge 325 г/(кВт·ч)

Основные параметры цилиндра и двигателя. Литраж двигателя:

Vл = 30τNe/(pen) = 30 4 54/(0,8052 5400) = 1,545л.

Рабочий объем одного цилиндра:

Vh = Vл/i = 1,545/4 = 0,38625 л.

Диаметр цилиндра. Так как ход поршня предварительно был принят S = 80 мм, то

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106мм

Окончательно принимается D == 79мм и S = 80 мм.

Основные параметры и показатели двигателя определяются по окончательно принятым значениям D и S:

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 л;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 мм2=48,99 см2;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


pe 0,8052 МПа
Ne 56,887 кВт
Me 100,649 Н·м
GT 18,488 кг/ч

Литровая мощность двигателя


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кВт/л;


ВЫВОД: основные данные полученные в тепловом расчёте при сравнение с характеристиками прототипа (см. таб.) позволяют сделать вывод о том что для дальнейших расчётов мы можем принять этот двигатель так как расхождение не превышает 10%.



Ne, кВт ре ηе ge, г/кВт∙ч
Рассчитанное 56,9 0,8052 0,25 325
Прототипа 56,0 0,81 0,27

310Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-21065

Погрешность 1,6 0,5 8 4,6

Построение индикаторной диаграммы


Индикаторную диаграмму строят для номинального режима работы двигателя, т. е. при Ne = 54кВт и n = 5400 об/мин.

Масштабы диаграммы: масштаб хода поршня Мs = 1 мм в мм; масштаб давлений Мр = 0,05 МПа в мм.

Приведенные величины, соответствующие рабочему объему цилиндра и объему камеры сгорания:

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106мм; Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 мм

Максимальная высота диаграммы (точка z)

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 мм

Ординаты характерных точек:

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 мм; Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 мм;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 мм; Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 мм;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 мм.

Построение политроп сжатия и расширения аналитическим методом:

а) политропа сжатия Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106. Отсюда

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 мм,

гдеТепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106мм.

б) политропа расширения Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106.Отсюда

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 мм

Результаты расчета точек политроп приведены в табл.


№ точек


OX, мм


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Политропа сжатия Политропа расширения



Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106, мм


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106, МПа

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106, МПа

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106, МПа

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106, мм


1 10,7 8,5 19,04 32,4 1,62 (точка с) 14,55 132,4 6,62 (точка z)
2 11,3 8 17,52 29,8 1,49 13,48 122,7 6,135
3 12,9 7 14,58 24,7 1,23 11,41 103,8 5,19
4 18,1 5 9,17 15,5 0,77 7,490 68,2 3,41
5 22,7 4 6,74 11,5 0,58 5,66 51,5 2,57
6 30,2 3 4,54 7,7 0,385 3,953 36 1,8
7 45,4 2 2,59 4,4 0,22 2,380 21,658 1,083
8 60,5 1,5 1,74 3,0 0,15 1,661 15,1 0,755
9 90,7 1 1 1,7 0,085 (точка а) 1 9,1 (точка b) 0,455

Теоретическое среднее индикаторное давление


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106,


где Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106мм2- площадь диаграммы aczba. Это близко к рассчитанному.

В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения зажигания определяют положение точек r', а', а", с', f и b' по формуле для перемещения поршня:


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106,


где λ — отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.

Выбор величины λ производится при проведении динамического расчета, а при построении индикаторной диаграммы предварительно принимается λ = 0,285.

Расчеты координат точек r', а', а", с', f и b' сведены в табл.


Обозначение точек

Положение

точек


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Расстояние точек от в.м.т. (AX), мм

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106до в.м.т.

18 0,0655 2,6

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106после в.м.т.

25 0,1223 4,8

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106после в.м.т.

120 1,6069 62,5

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106до в.м.т.

35 0,2313 9,0

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106до в.м.т.

30 0,1697 6,6

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106до в.м.т.

125 1,6667 65,0

Положение точки Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106определяется по формуле:

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 МПа;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106мм.

Действительное давление сгорания

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 МПа;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106мм.

Соединяя плавными кривыми точки r с а', с' с с" и далее с zд и кривой расширения, b' с b" (точка b" располагается обычно между точками b и а) и линией выпуска b"r'r, получим скругленную действительную индикаторную диаграмму ra'ac'fc" zдb'b"r.


Параметры внешней скоростной характеристики

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

56,89 325 100 18,49 0,879 0,96


Тепловой баланс

Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом:

Q0 = HuGт/3,6 = 43930Gт/3,6= 12203 Gт

GT 18,488 кг/ч
Q0 225609 Дж/с

Теплота, эквивалентная эффективной работе за 1 с: Qe = 1000Ne,


Qe 56887 Дж/с

Теплота, передаваемая охлаждающей среде:


Qв= ciDl+2mnm (Hu - ∆Нu)/(αНu)


где с — 0,45 - 0,53 — коэффициент пропорциональности для четырехтактных двигателей. В расчете принято с = 0,5; i — число цилиндров; D — диаметр цилиндра, см; n — частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин; m = 0,6 - 0,7 — показатель степени для четырехтактных двигателей. В расчете принято при n= 900 об/мин m = 0,6, а на всех остальных скоростных режимах — m = 0,65.

Qв= 0,5·4·7,9l+2·0,65·54000,65 (43930 - 2476)/(0,96·43930)=60836 Дж/с;

Теплота, унесенная с отработанными газами:


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


Qr = (18,488/3,6) {0,536·[25,043+ 8,315] 897 —0,5041 · [20,775+ +8,315]Ч 20} = 72240Дж/с,

Теплота, потерянная из-за химической неполноты сгорания топлива:


Qн.c = ∆НuGт/3,6


Qн.c =2476 • 18,488/3,6 =12716 Дж/с;

Неучтенные потери теплоты


Qocт =Q0-(Qe+Qв+Qr + Qн.c)


Qост = 225609—(56887 + 60836 + 72240 + 12715) = 22931 Дж/с;


Расчёт кинематики и динамики двигателя


Кинематика

Выбор λ и длины Lш шатуна. В целях уменьшения высоты двигателя без значительного увеличения инерционных и нормальных сил отношение радиуса кривошипа к длине шатуна предварительно было принято в тепловом расчете λ = 0,285. При этих условиях Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 мм.

Устанавливаем, что ранее принятые значения Lш и λ обеспечивают движение шатуна без задевания за нижнюю кромку цилиндра. Следовательно, перерасчета величин Lш и λ не требуется. Сравнивая Lш рассчитанную и Lш прототипа делаем вывод что мы можем принять λ=0,285 так как погрешность не превышает 10%, ∆Lш=0,2 .

Перемещение поршня


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 мм


Расчет sx производится аналитически через каждые 10° угла поворота коленчатого вала. Значения для Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106при различных φ взяты из таблицы как средние между значениями при λ=0,28 и 0,29 и занесены в гр. 2 расчетной таблицы (для сокращения объема значения в таблице даны через 30°).

Угловая скорость вращения коленчатого вала

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106рад/с.


Скорость поршня


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 м/с


Значения для Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 взяты из таблицы и занесены в гр. 4, а рассчитанные значения vп — в гр. 5 таблицы.

Ускорение поршня


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106=Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106м/с2


Значения для Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 взяты из таблицы и занесены в графу 6, а рассчитанные значения Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 - в гр. 7 таблицы.

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

мм

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

м/с

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106м/с2

1 2 3 4 5 6 7
0 0,0000 0,0 0,0000 0,0 +1,2860 +16420
30 +0,1697 6.8 +0,6234 +14 +1,0085 +12877
60 +0,6069 24.0 +0,9894 +22.4 +0,3575 +4565
90 +1,1425 45.7 +1,0000 +22.6 -0,2850 -3639
120 +1,6069 64.3 +0,7426 +16.8 -0,6425 -8204
150 1,9017 76.0 +0,3766 +8.5 -0,7235 -9238
180 +2,0000 80 0,0000 0,0 -0,7150 -9129
210 +1,9017 76.0 -0,3766 -8.5 -0,7235 -9238
240 +1,6069 64.3 -0,7426 -16.8 -0,6425 -8204
270 +1,1425 45.7 -1,0000 -22.6 -0,2850 -3639
300 +0,6069 24.0 -0,9894 -22.4 +0,3575 +4565
330 +0,1697 6.8 -0,6234 -14 +1,0085 +12877
360 +0,0000 0,0 -0,0000 0,0 +1,2850 +16408
По данным таблицы построены графики Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 в масштабе Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106мм в мм, Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106- в масштабе Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 м/с в мм, Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 - в масштабе Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106м/с2 в мм. Масштаб угла поворота коленчатого вала Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 в мм.

При Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106, а на кривой Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 - это точка перегиба.


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


Динамика


Силы давления газов


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106мм,


где Мs — масштаб хода поршня на индикаторной диаграмме.

Масштабы развернутой диаграммы: давлений и удельных сил Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 МПа в мм; полных сил Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106МН в мм, или Mp=245 Н в мм, угла поворота кривошипа Mφ=3°в мм, или


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 рад в мм,


где OB— длина развернутой индикаторной диаграммы, мм.

По развернутой диаграмме через каждые 10° угла поворота кривошипа определяют значения ∆pг и заносят в гр. 2 сводной таблицы динамического расчета (в таблице значения даны через 30° и точка при φ=370°).

Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма


С учетом диаметра цилиндра, отношения Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106, рядного расположения цилиндров и достаточно высокого значения рz устанавливаются:

масса поршневой группы (для поршня из алюминиевого сплава принято Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106=80 кг/м2)

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кг;

масса шатуна (для стального кованого шатуна принято Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кг/м2)

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106кг;

масса неуравновешенных частей одного колена вала без противовесов (для литого чугунного вала принято Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кг/м2)

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106кг.

Масса шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца:

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106кг.

Масса шатуна, сосредоточенная на оси кривошипа:

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кг.

Массы, совершающие возвратно-поступательное движение:

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106кг.

Массы, совершающие вращательное движение:

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кг.

Удельные и полные силы инерции. Из таблицы переносят значения j в гр. 3 таблицы и определяют значения удельной силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс (гр. 4):


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106Мпа


Центробежная сила инерции вращающихся масс.


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106кН

Центробежная сила инерции вращающихся масс шатуна:


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кН


Центробежная сила инерции вращающихся масс кривошипа:


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 кН


Удельные суммарные силы. Удельная сила (МПа), сосредоточенная на оси поршневого пальца (гр. 5): Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Удельная нормальная сила (МПа) Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106. Значения tgβ определяют для λ=0,285 по таблице и заносят в гр. 6, а значения pN — в гр. 7.

Удельная сила (МПа), действующая вдоль шатуна (гр. 9):


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


Удельная сила (МПа), действующая по радиусу кривошипа (гр. 11):


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


Удельная (гр.13) и полная (гр.14) тангенциальные силы (МПа и кН):


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 и Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


По данным таблицы строят графики изменения удельных сил pj, p, ps, pN, pK и рT в зависимости от изменения угла поворота коленчатого вала φ.

Среднее значение тангенциальной силы за цикл:

по данным теплового расчета


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106Н;


Крутящие моменты. Крутящий момент одного цилиндра


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106Н·м


Период изменения крутящего момента четырехтактного двигателя с равными интервалами между вспышками

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Суммирование значений крутящих моментов всех четырех цилиндров двигателя осуществляется табличным методом через каждые 10° угла поворота коленчатого вала и по полученным данным строится кривая Мкр в масштабе ММ= 10 Н·м в мм.

Средний крутящий момент двигателя:

По данным теплового расчета


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 Н·м;


Максимальный и минимальный крутящие моменты (рис. 10.2, д)

Mкp.max=500 Н·м; Мкр.min= -212 Н·м.

Графики динамического расчёта карбюраторного двигателя:


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


φ°


Цилиндры

Мкр.ц,

Н·м


1-й 2-й 3-й 4-й

φ°

криво-

шипа

Мкр.ц,

Н·м

φ°

криво-

шипа

Мкр.ц,

Н·м

φ°

криво-

шипа

Мкр.ц,

Н·м

φ°

криво-

шипа

Мкр.ц,

Н·м


0 0 0 180 0 360 0 540 0 0
30 30 -180 210 -75 390 240 570 -78 -93
60 60 -103 240 -133 420 161 600 -137 -212
90 90 77 270 -84 450 221 630 -83 131
120 120 132 300 71 480 199 660 97 499
150 150 75 330 90 510 97 690 176 438
180 180 0 360 0 540 0 720 0 0

ВЫВОД: Вследствие применения новых более лёгких конструкционных материалов мы получили улучшенные параметры сил и моментов, действующих на кривошипно-шатунный механизм. После чего можно предположить, что повысится степень уравновешенности двигателя.


Конструирование и расчёт на прочность деталей двигателя


Расчет поршня бензинового двигателя

На основании данных расчетов (теплового, скоростной характеристики и динамического) получили: диаметр цилиндра D =79 мм, ход поршня S=80, действительное максимальное давление сгорания Рд=6,233 МПа при nм=3000 об/мин, площадь поршня Fп= 48,99 см2 , наибольшую нормальную силу Nmax= 0,0044 МН при φ=370°, массу поршневой группы mn= 0,3916 кг, частоту вращения nx.x max=6000 мин-1 и λ=0,285.

В соответствии с существующими аналогичными двигателями и с учетом соотношений, принимаем толщину днища поршня δ=7,5 мм, высоту поршня Н= 88 мм; высоту юбки поршня hю=58 мм, радиальную толщину кольца t=3,5 мм, радиальный зазор кольца в канавке поршня ∆t=0,8 мм, толщину стенки головки поршня S=5 мм, величину верхней кольцевой перемычки hп=3,5 мм, число и диаметр масляных каналов в поршне Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106=10 и dм=1 мм. Материал поршня — эвтектический алюминиевый сплав - Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 1/К; материал гильзы цилиндра — серый чугун, Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-21061/К.

Напряжение изгиба в днище поршня:


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106МПа,

Где Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106мм.

Днище поршня должно быть усилено ребрами жесткости. Кроме того, в целях повышения износо- и термостойкости поршня целесообразно осуществить твердое анодирование днища и огневого пояса, что уменьшит возможности перегрева и прогорания днища, также пригорания верхнего компрессионного кольца.

Напряжение сжатия в сечении х — x


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106МПа,

где Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106МН;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106м2;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106мм;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 мм2;


Напряжение разрыва в сечении х — х:

максимальная угловая скорость холостого хода


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106рад/с;


масса головки поршня с кольцами, расположенными выше сечения х - х:


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106кг;


максимальная разрывающая сила


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106МН;

напряжение разрыва


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106МПа.


Напряжения в верхней кольцевой перемычке: среза


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106МПа;


Изгиба Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106МПа;

Сложное Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106МПа.

Удельное давление поршня на стенку цилиндра:


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106МПа;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106МПа.


Ускорение приработки юбки поршня, а также уменьшение трения и снижения износа пары - юбка поршня — стенка цилиндра — достигается покрытием юбки поршня тонким (0,003 — 0,005 мм) слоем олова, свинца или оловянно-свинцового сплава.

Гарантированная подвижность поршня в цилиндре достигается за счет установления диаметральных зазоров между цилиндром и поршнем при их неодинаковом расширении в верхнем сечении головки поршня Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 и нижнем сечении юбки Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106.

Диаметры головки и юбки поршня с учетом монтажных зазоров:

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106мм;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106мм,

где Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106мм;

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106мм.


Диаметральные зазоры в горячем состоянии


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


где Тц=383 К, Тг=593 К, Тю =413 К приняты с учетом жидкостного охлаждения двигателя.


Расчёт элементов системы охлаждения


Расчет жидкостного насоса карбюраторного двигателя

По данным теплового баланса количество теплоты, отводимой от двигателя жидкостью: QВ = 60836 Дж/с; средняя теплоемкость жидкости сж = 4187 Дж/(кг∙К), средняя плотность жидкости рж ≈ 1000 кг/м3; напор, создаваемый насосом, принимается рЖ = 120000 Па; частота вращения насоса nВ.И.=4600мин-1. Циркуляционный расход жидкости в системе охлаждения


Gж=QВ/(сжрж∆Тж)=60836/(4187∙1000∙9,6) = 0,00151 м3/с,


где ∆ТЖ = 9,6 К — температурный перепад жидкости при принудительной циркуляции.

Расчетная производительность насоса

Gж.р = Gж/η = 0,00151/0,82=0,00184м3/с,


где η = 0,82 — коэффициент подачи насоса.

Радиус входного отверстия крыльчатки


r1= Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 = Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 = 0,0206 м,


где С1 = 1,8 — скорость жидкости на входе в насос, м/с; г0=0,01 — радиус ступицы крыльчатки, м.

Окружная скорость потока жидкости на выходе из колеса


u2 = Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106= Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106= 14,7м/с,

где угол α2=10°, а угол β2=45°; ηh = 0,65 — гидравлический КПД насоса.

Радиус крыльчатки колеса на выходе г2=30u2/(πnв.н) = 30 14,7/(3,14∙4600)=0,0304 м.

Окружная скорость входа потока u1 = u2r1/r2 = 14,7 0,0206/0,0304=9,96 м/с.

Угол между скоростями с1 и u1 принимается α1 = 90°, при этом tgβ1=c1/u1=1,8/9,96=0,1807, откуда β1 = 10°15'. Ширина лопатки на входе


b1 = Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106= Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106,=0165м

b1= Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


где z=4 – число лопаток на крыльчатке насоса; δ1=0,003 – толщина лопаток у входа, м.

Радиальная скорость потока на выходе из колеса

cr= Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106= Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106=2,2 м/с.

Ширина лопатки на выходе


b2= Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106=Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106=0,0048 м,


где δ2=0,003 — толщина лопаток на выходе, м.

Мощность, потребляемая жидкостным насосом:


Nв.н = Gж.ррж/(1000ηм)=0)00184∙120000/(1000∙82) = 0,27 кВт,


где ηм=0,82 — механический КПД жидкостного насоса.

Расчет поверхности охлаждения жидкостного радиатора карбюраторного двигателя. По данным теплового баланса (см. § 5.3) количество теплоты, отводимой от двигателя и передаваемого от жидкости к охлаждающему воздуху: Qвозд=Qж = 60836 Дж/с; средняя теплоемкость воздуха свозд= 1000 Дж/(кг • К); объемный расход жидкости, проходящей через радиатор, принимается по данным § 20.2: Gж=0,00151 м3/с; средняя плотность жидкости ρж= 1000 кг/м3.

Количество воздуха, проходящего через радиатор:


G'возд=Qвозд/(свозд∆Твозд)= 60836/(1000∙24)= 2,53кг/с,


где ∆Твозд=24 — температурный перепад воздуха в решетке радиатора, К.

Массовый расход жидкости, проходящей через радиатор:


G'ж=Gжρж = 0,00151∙1000 = 1,51 кг/с.

Средняя температура охлаждающего воздуха, проходящего через радиатор:


Тср. возд=Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106= Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106=325,0 К,


где Твозд. вх=313—расчетная температура воздуха перед радиатором, К.

Средняя температура жидкости в радиаторе


Тср. ж= Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106=Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106=358,2 К,


где Тж. вх = 363 — температура жидкости перед радиатором; К; ∆Тв = 9,6 — температурный перепад жидкости в радиаторе, принимаемый по данным § 20.2, К.

Поверхность охлаждения радиатора


F=Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106=Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106=11,45 м2,


где К=160—коэф-т теплопередачи для радиаторов легковых автомобилей, Вт/(м2 • К).

Расчет вентилятора для карбюраторного двигателя. По данным расчета жидкостного радиатора массовый расход воздуха, подаваемый вентилятором:

G'возд=2,53 кг/с, а его средняя температура Тср. возд=325 К. Напор, создаваемый вентилятором, принимается ∆ртр = 800 Па.

Плотность воздуха при средней его температуре в радиаторе

рвозд=р0р∙106/(RвТср. возд)=0,1 • 10б/(287 • 325)= 1,07 кг/м3.

Производительность вентилятора

Gвозд=G'возд/рвозд= 2,53/1,07 = 2,36 м3/с.

Фронтовая поверхность радиатора


Fфр. рад= Gвозд/wвозд=2,36/20 = 0,118 м2,


Где wвозд=20 — скорость воздуха перед фронтом радиатора без учета скорости движения автомобиля, м/с.

Диаметр вентилятора


Dвент= 2Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106= 2Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106=0,388 м.


Окружная скорость вентилятора и


ψл Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106=2,2Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106 = 71,0 м/с,


где ψл =2,2 — безразмерный коэффициент для криволинейных лопастей.

Частота вращения вентилятора


nвент =60u/(πDвент)= 60 • 71/(3,14 • 0,388) = 3500 мин-1.


Мощность, затрачиваемая на привод осевого вентилятора,


Nвент = Gвозд∆pтр/ (1000ηв) = 2,36∙800/(1000∙0,65) = 2,9 кВт,


где ηв=0,38 — КПД литого вентилятора.

Описание конструкции детали и системы


Описание конструкции поршня

Поршни двигателей автомобилей ВАЗ изготовлены из алюминиевого сплава. В головке поршня залита стальная пластина, обеспечивающая компенсацию неравномерной тепловой деформации поршня при нагреве. В бобышках поршня имеются отверстия для прохода масла к поршневому пальцу.

Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 1,2 мм в правую (по направлению движения) сторону для уменьшения стука поршня при переходе через в.м.т. Поэтому на днище поршня клеймят стрелку, которая при сборке должна быть обращена в сторону передней части двигателя.

Поршни, как и цилиндры, сортируют по наружному диаметру на пять классов через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец — на три категории через 0,004 мм, обозначаемые цифрами 1, 2, 3. Класс поршня (букву) и категорию отверстия под поршневой палец (цифру) клеймят на днище поршня. При изготовлении строго выдерживается масса поршней. Поэтому при сборке двигателя подбирать поршни одной группы по массе не требуется.

Поршень воспринимает давление газов во время рабочего хода и передает его через палец и шатун коленчатому валу. Кроме механических нагрузок поршень подвергается действию высоких температур в период сгорания топлива и расширения образовавшихся газов. Он нагревается также вследствие трения его боковой поверхности о стенки цилиндра.

В автомобильных двигателях чаще всего устанавливают поршни, изготовленные из алюминиевого сплава. Они обладают достаточной прочностью, малой массой, высокой теплопроводностью и хорошими антифрикционными свойствами.

Поршень имеет уплотняющую часть (головку), в которой выполнены канавки под компрессионные (уплотняющие) кольца, днище и направляющую часть (юбку). Для крепления поршневого пальца 2 в поршне сделаны бобышки. В днище поршня у дизелей имеется фигурная выемка, которая формирует камеру сгорания. Иногда сделаны проточки для клапанов.

Поршни во время работы нагреваются неравномерно. Чтобы компенсировать разную степень расширения, поршни делают овальной и конусной формы. Диаметр по оси бобышек у холодного поршня меньше, чем поперечный диаметр, так как большая масса металла расширяется интенсивнее. Диаметр головки меньше, чем юбки, поскольку верхняя часть нагревается интенсивнее. Выше бобышек (а иногда и на направляющей части) выполнена канавка под маслосъемное кольцо. Внутри нее сделаны отверстия для прохода соскребаемого кольцом со стенок цилиндра масла внутрь поршня.

На днище обычно выбивают следующие метки: направление установки, размерная группа, масса поршня.


Описание конструкции системы охлаждения

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком. Насос охлаждающей жидкости центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновидным ремнем 14 (рис.).

Вентилятор 11 с электроприводом, имеет четырехлопастную крыльчатку, которая крепится болтами к ступице шкива, приводится в действие от ремня привода насоса.

Термостат с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной и перепускной клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости 77–86° С, ход основного клапана не менее 6 мм.

Радиатор — вертикальый, трубчато-пластинчатый, с двумя рядами трубок и стальными лужеными пластинами. В пробке 8 (см. рис.) заливной горловины имеются впускной и выпускной клапаны.


Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106


1 – трубка отвода жидкости от радиатора отопителя;

2 – патрубок отвода горячей жидкости из

головки цилиндров в радиатор отопителя;

3 – перепускной шланг термостата;

4 – выпускной патрубок рубашки охлаждения;

5 – подводящий шланг радиатора;

6 – расширительный бачок;

7 – рубашка охлаждения;

8 – пробка радиатора;

9 – трубка радиатора;

10 – кожух вентилятора;

11 – вентилятор;

12 – шкив;

13 – отводящий шланг радиатора;

14 – ремень вентилятора;

15 – насос охлаждающей жидкости;

16 – шланг подачи охлаждающей

жидкости в насос;

17 – термостат


Заключение


На основе полученных в процессе теплового расчёта эффективные показатели двигателя, а также некоторых технических характеристик можно сделать некоторые выводы. Карбюраторный двигатель ВАЗ 2106 производства Волжского автомобильного завода имеет эффективный КПД равный 29%. Удельный эффективный расход топлива составляет 308Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-21065 г/кВт∙ч. Среднее эффективное давление 0,91МПа, что вполне соответствует такому роду двигателей. Этот мотор можно отнести к высокооборотным, а по эффективной мощности к двигателям со средней мощностью. Отсюда следует, что действительно целесообразно использовать его в качестве привода легковых автомобилей.

Похожие работы:

  1. • Тепловой и динамический расчет двигателей внутреннего ...
  2. • Двигатель автомобиля ВАЗ-2106
  3. • Тепловой и динамический расчет автомобильного ...
  4. • Тепловой и динамический расчёт двигателя внутреннего сгорания
  5. • Тепловой и динамический расчет двигателя
  6. • Тепловой и динамический расчет двигателя внутреннего сгорания
  7. • История развития ВАЗ-2106
  8. • Тепловой и динамический расчёт двигателя внутреннего сгорания
  9. • Устройство рулевого управления ВАЗ-2106
  10. • Конструкция и расчет легкового автомобиля ВАЗ-2106
  11. • Автомобили ВАЗ
  12. • Техническая характеристика, устройство и работа тормозной ...
  13. • ВАЗ
  14. • Технико-экономическая оценка целесообразности ...
  15. • Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-2105
  16. • Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093
  17. • Анализ системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106
  18. •  ... К-88А. Устройство автомобилей ВАЗ-2106 и ГАЗ-2417
  19. • Техническое обслуживание и ремонт ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com