Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Анализ финансового состояния предприятия

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ


Институт экономики, информатики и управления

Кафедра «Бухгалтерского учета, анализа и аудита»


Курсовая работа

по дисциплине «Экономический анализ»

на тему:

«Анализ финансового состояния предприятия» (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)»


Уфа   2008

Содержание


Введение

1. Значение и сущность анализа финансового состояния предприятия

1.1 Понятие, цель и задачи анализа финансового состояния предприятия

1.2 Информационное обеспечение проведения анализа

1.3 Система показателей и методология анализа финансового состояния предприятия

2. Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «АВТОВАЗ»

2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «АВТОВАЗ»

2.2 Анализ баланса предприятия и его структуры

2.3 Анализ финансовой устойчивости

2.4 Оценка ликвидности и платежеспособности

2.5 Оценка рентабельности и деловой активности

2.6 Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО «АВТОВАЗ»

Заключение

Список используемой литературы

Приложения


Введение


С переходом экономики России к рыночным отношениям повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам предприятия, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам.

В данной курсовой работе проводится финансовый анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, т.е. для внутреннего использования и оперативного управления финансами.

Главная цель данной работы – выявить основные проблемы финансовой деятельности и внутрихозяйственные резервы укрепления финансового положения и повышения платежеспособности предприятия на основе исследования финансового состояния ОАО «АВТОВАЗ».

Поставленная цель конкретизируется следующими задачами:

– предварительный обзор бухгалтерского баланса;

– характеристика имущества предприятия: основных и оборотных средств, выявление проблем;

– характеристика источников образования хозяйственных средств предприятия (собственных и заемных);

– определение наличия (отсутствия) признаков банкротства;

– определение группы финансовой устойчивости;

– оценка ликвидности;

– разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Объектом исследования является ОАО «АВТОВАЗ». Предмет анализа – финансовые процессы предприятия и конечные производственно – хозяйственные результаты его деятельности.

При проведении данного анализа были использованы следующие приемы и методы:

– горизонтальный и вертикальный анализ;

– анализ коэффициентов (относительных показателей);

– сравнительный анализ;

– факторный анализ;

– корреляционно-регрессионный анализ.


1. Значение и сущность анализа финансового состояния предприятия


1.1 Понятие, цель и задачи анализа финансового состояния предприятия


Хозяйствующий субъект осуществляет свою производственную деятельность на рынке самостоятельно, но в условиях конкуренции. Конкуренция представляет собой состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю. Рыночные регуляторы, соединяясь с конкуренцией, образуют единый механизм хозяйствования, который заставляет производителя учитывать интересы и запросы потребителя. Хозяйствующие субъекты вступают между собой в конкурентные отношения в борьбе за потребителя. Хозяйствующий субъект, проигравший в борьбе, обычно становится банкротом.

Под банкротством хозяйствующего субъекта понимается неспособность его удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (услуг), обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом. Чтобы не стать банкротом, хозяйствующий субъект должен постоянно следить за хозяйственной ситуацией на рынке и обеспечивать себе высокую устойчивость. Одним из необходимых условий для обеспечения конкурентоспособности является анализ коммерческой деятельности, в том числе анализ финансового состояния, так как он позволяет выявить наиболее сложные проблемы управления предприятия в целом и его финансовыми ресурсами в частности.

Финансовый анализ и анализ финансового состояния

Анализ финансового состояния представляет собой глубокое, научно обоснованное исследование финансовых отношений и движения финансовых ресурсов в едином производственно-торговом процессе. Следует различать понятия «финансовый анализ» и «анализ финансового состояния предприятия». Финансовый анализ – более широкое понятие, так как он включает наряду с анализом финансового состояния еще и анализ формирования и распределения прибыли, себестоимости продукции, реализации и другие вопросы. Анализ финансового состояния – это часть финансового анализа. Финансовое состояние предприятия характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимой для нормальной производственной, коммерческой и других видов деятельности предприятия, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями с другими субъектами хозяйствования платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Способность предприятия своевременно производить платежи свидетельствует о его хорошем финансовом положении.

Финансовое состояние предприятия (ФСП) – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечения нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнения расчетной дисциплины, достижения рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.

Внутренний и внешний анализ

Существенная роль в достижении стабильного финансового положения принадлежит анализу. Различают внутренний и внешний анализ финансового положения.

Внутренний анализ осуществляется для нужд управления предприятием. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска банкротства.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикаций отчетности. Его цель – установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

Основные задачи анализа

Основными задачами как внутреннего, так и внешнего анализа являются:

Общая оценка финансового положения и факторов его изменения;

Изучение соответствия между средствами и источниками, рациональности их размещения и эффективности использования;

Соблюдение финансовой, расчетной и кредитной дисциплины;

Определение ликвидности и финансовой устойчивости предприятия;

Долгосрочное и краткосрочное прогнозирование устойчивости финансового положения.

Для решения этих задач изучаются:

Наличие, состав и структура средств предприятия; причины и последствия их изменения; наличие, состав и структура источников средств предприятия; причины и последствия их изменения;

Состояние, структура и изменение долгосрочных активов;

Наличие, структура текущих активов в сферах производства и обращения, причины и последствия их изменения;

Ликвидность и качество дебиторской задолженности;

Наличие, состав и структура источников средств, причины и последствия их изменения;

Платежеспособность и финансовая гибкость.

Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.

Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:

c общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;

c аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;

с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения улучшения или ухудшения ФСП.


1.2 Информационное обеспечение проведения анализа


Информационной базой для проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия служит бухгалтерская отчетность. Отчетность организации (хозяйствующего субъекта) – это система показателей, характеризующая результаты и отражающая условия ее работы за истекший период.

В отчетность включены все виды текущего учета: бухгалтерский, статистический и оперативно-технический. Благодаря этому обеспечивается возможность отражения в отчетности всего многообразия предпринимательской деятельности предприятия.

По характеру сведений, содержащихся в отчетах, различают управленческую (внутреннюю) и финансовую (внешнюю) отчетности (рис. 1).

К финансовой отчетности предъявляется ряд требований. Основные из них:

– уместность и достоверность информации;

– значимость данной отчетности.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия в основном базируется на финансовой (внешней) бухгалтерской отчетности предприятия.

Финансовая бухгалтерская отчетность состоит из нескольких образующих единое целое отчетных документов:

бухгалтерского баланса, форма №1;

отчета о прибылях и убытках, форма №2;

отчета о движении капитала, форма №3;

отчета о движении денежных средств, форма №4;

приложение к бухгалтерскому балансу, форма №5


Анализ финансового состояния предприятия


Рис. 1. Виды отчетности организации и их краткая характеристика


Поскольку финансовая отчетность – это документы, показывающие результаты деятельности организации за определенный период в прошлом, то часто у внешних аналитиков нет иного выхода, кроме как оценивать нынешнее состояние, основываясь на устаревших данных. Ввиду того что аналитики заинтересованы прежде всего в получении информации о том, что происходит сейчас и вероятнее всего произойдет в будущем, а не о том, что случилось в прошлом, то они не должны экстраполировать историческую информацию на нынешние условия и тем более делать на ее основе прогнозы в отношении будущего.


1.3 Система показателей и методология анализа финансового состояния предприятия


Методы финансово-экономического анализа

Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия являются:

анализ бухгалтерской отчетности;

горизонтальный анализ;

вертикальный анализ;

трендовый анализ;

расчет финансовых коэффициентов.

Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности.

В процессе анализа бухгалтерской отчетности определяются состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяется размер и источники заемных средств, оцениваются объем выручки от реализации и размер прибыли,

При этом следует сравнивать фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.

Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:

простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;

анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей.

При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.

Система показателей, используемых для аналитической работы

Финансовая деятельность – это рабочий язык бизнеса, и практически невозможно анализировать операции или результаты работы предприятия иначе, чем через финансовые показатели.

Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа, значение отвлеченных данных баланса или отчета о финансовых результатах весьма невелико, если их рассматривать в отрыве друг от друга. Поэтому для объективной оценки финансового положения необходимо перейти к определенным ценностным соотношениям основных факторов – финансовым показателям или коэффициентам.

Финансовые коэффициенты характеризуют пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирования влияния инфляции.

Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности предприятия, нуждающиеся в дополнительном анализе. Правда, дополнительный анализ может не подтвердить негативную оценку в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики предприятия. Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учёта, не отражают качества составляющих компонентов. Наконец, они имеют статичный характер. Необходимо понимать ограничения, которые накладывают их использование, и относятся к ним как к инструменту анализа.

Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчётности, акционерами и кредиторами. Целевые ориентиры проводимого финансового анализа зависят от того, кто его проводит: управляющие, налоговые органы, владельцы (акционеры) предприятия или его кредиторы.

Налоговому органу важен ответ на вопрос способно ли предприятие к уплате налогов. Поэтому с точки зрения налоговых органов финансовое положение характеризируется следующими показателями:

– балансовая прибыль;

– рентабельность активов = балансовая прибыль в% к стоимости активов

– рентабельность реализации = балансовая прибыль в% к выручке от реализации;

– балансовая прибыль на 1 рубль средство на оплату труда.

Исходя из этих показателей, налоговые органы могут определить и поступление платежей в бюджет на перспективу.

Банки должны получить ответ на вопрос о платёжеспособности предприятия, т.е. о его готовности возвращать заемные средства, ликвидации его активов.

Управляющие предприятием главным образом интересуются эффективностью использования ресурсов и прибыльностью предприятия.

Показатели оценки имущественного положения

«Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятий» – это показатель обобщенной стоимости оценки активов, числящихся на балансе предприятия.

«Доля активной части основных средств». Согласно нормативным документам под активной частью основных средств понимаются машины, оборудование и транспортные средства. Рост этого показателя оценивается положительно.

«Коэффициент износа» – обычно используется в анализе как характеристика состояния основных фондов. Дополнением этого показателя до 100% (или единицы) является «коэффициент годности».

«Коэффициент обновления» – показывает, какую часть от имеющихся на конец отчётного периода основных средств составляют новые основные средства.

«Коэффициент выбытья» – показывает, какая часть основных средств выбыла из-за ветхости и по другим причинам.

Оценка ликвидности и платёжеспособности

«Величина собственных оборотных средств» – характеризирует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов. Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами.

«Манёвренность функционирующего капитала» – характеризирует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств. Для нормального функционирования предприятия этот показатель меняется в пределах от 0 до 1.

«Коэффициент покрытия» (общий) – даёт общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств, это рассматривается как успешно функционирующее.

«Коэффициент быстрой ликвидности» по смыслу аналогичен «коэффициенту покрытия», однако из расчёта исключены производственные запасы. В западной литературе он ориентировочно принимается ниже 1, но это условно.

«Коэффициент абсолютной ликвидности» (платёжеспособности) – показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена немедленно.

В международной практике считается, что значение его должно быть больше или равным 0,2 – 0,25

«Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов» – характеризирует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами, рекомендуется нижняя граница 50%.

«Коэффициент покрытия запасов» – рассчитывается соотношением величин «нормальных» источников покрытия запасов, и суммы запасов. Если значение показателя < 1, то текущее финансовое состояние неустойчивое.

Оценка финансовой устойчивости

Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия – стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы.

«Коэффициент концентрации собственного капитала» – характеризирует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво предприятие.

«Коэффициент финансовой зависимости» – является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает заемных средств.

«Коэффициент манёвренности собственного капитала» – показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства.

«Коэффициент структуры долгосрочных вложений» – коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих вне оборотных активов профинансирована внешними инвесторами.

«Коэффициент долгосрочного привлечения заёмных средств» – характеризирует структуру капитала. Чем выше показатель в динамике, тем сильнее предприятие зависит от внешних инвесторов.

«Коэффициент отношения собственных и привлечённых средств» – он даёт общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Рост показателя свидетельствует об усилении зависимости от внешних инвесторов. (Расчёт коэффициентов приведён в приложении 2).

Нужно сказать, что единых нормативных критериев для рассмотренных показателей не существует. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств и др.

Поэтому приемлемость значений этих показателей лучше составлять по группам родственных предприятий. Единственное правило которое «работает»: владельцы предприятия (инвесторы и другие лица, сделавшие взносы в уставной капитал) предпочитают разумный рост в динамике заемных средств, а кредиторы отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономностью.

Оценка деловой активности

Такими качественными критериями являются: широта рынков сбыта продукции, репутация предприятия и т.п. Количественная оценка даётся по двум направлениям:

– степень выполнения плана по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;

– уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

В частности, оптимально следующее соотношение:

Тнб > Тр > Так > 100%;


Где Тнб, Тр, Так, – соответственно темп изменения финансовой прибыли, реализации, авансированного капитала. (10)

Эта зависимость означает, что:

а) экономический потенциал возрастает;

б) объём реализации возрастает более высокими темпами;

в) прибыль возрастает опережающими темпами.

Это «золотое правило экономики предприятия».

Для реализации второго направления могут быть рассчитаны: выработка, фондоотдача, оборачиваемость производственных запасов, продолжительность операционного цикла, оценка авансированного капитала.

К обобщающим показателям относятся «показатель ресурсоотдачи и коэффициент устойчивости экономического роста».

«Ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала)» – характеризует объём реализованной продукции на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия.

«Коэффициент устойчивости экономического роста» – показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие.

Оценка рентабельности

К основным показателям этого блока относятся рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. При расчёте можно использовать либо балансовою прибыль либо чистую.

Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте следует принимать во внимание три ключевых особенности:

– временный аспект, когда предприятие делает переход на новые перспективные технологии и виды продукций;

– проблема риска;

– проблема оценки, прибыль оценивается в динамике, собственный капитал в течении ряда лет.

Однако далеко не всё может быть отражено в балансе, например, торговая марка, суперсовременные технологии, чудесный слаженный персонал не имеют денежной оценки, поэтому при выборе решений финансового характера необходимо принимать во внимание рыночную цену фирмы.

Оценка положения на рынке ценных бумаг

Этот фрагмент анализа выполняется в компаниях, зарегистрированных на фондовых биржах.

Поскольку терминология по ценным бумагам в нашей стране окончательно не сложилась, названия показателей являются условными.

1. «Доход на акцию» – отношение чистой прибыли, уменьшенной на величину дивидендов по привилегированным акциям, к общему числу обыкновенных акций. Именно этот показатель в значительной степени влияет на рыночную цену акций.

«Ценность акции» – частное от деления рыночной цены акции на доход на акцию. Этот показатель служит индикатором спроса на акции данной компании, т. к. показывает как много согласны платить инвесторы на один рубль прибыли на акцию.

«Рентабельность акции» – отношение дивиденда, выплачиваемого на акцию, к её рыночной цене. Рентабельность акции характеризирует процент возврата на капитал, вложенный в акции фирмы.

«Дивидендный выход» – рассчитывается путём деления дивиденда, выплачиваемого по акции, на доход на акцию, т.е. это доля чистой прибыли, выплаченная акционерам в виде дивидендов.

С этим коэффициентом тесно связан «коэффициент реинвестирования прибыли», характеризующий её долю, направленную на развитие производства. Сумма значений этих показателей равна единице.

«Коэффициент котировки акций» – отношение рыночной цены к её (книжной) учётной цене. Книжная цена характеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию. Она складывается из номинальной стоимости, доли эмиссионной прибыли и доли накопленной и вложенной в развитие фирмы прибыли.

Анализ баланса предприятия и его структуры

Анализ финансового состояния предприятий осуществляется в основном по данным годовой и квартальной бухгалтерской отчётности и в первую очередь по данным бухгалтерского баланса.

Принятая группировка позволяет осуществить достаточно глубокий анализ финансового состояния предприятия.

Эта группировка удобна для «чтения баланса», под которым принимают предварительное общее ознакомление с итогами работы предприятия и его финансовым состоянием непосредственно по бухгалтерскому балансу.

При чтении баланса выясняют: характер изменения итога баланса и его отдельных разделов статей, правильность размещения средств предприятия, его текущую платёжеспособность и т.п.

Чтение баланса, обычно, начинают с установления изменения величины баланса анализируемый период времени. Для этого итог баланса на начало года сравнивают с итогом баланса на конец периода.

Горизонтальный анализ означает сопоставление статей баланса и исчисляемых по ним показателей на начало и конец одного или нескольких отчётных периодов; он помогает выявить отклонения, требующие дальнейшего изучения. При горизонтальном анализе исчисляют абсолютные и относительные изменения показателей. Сопоставление позволяет определить общее направление движения баланса. В обычных производственных условиях увеличение итогов баланса оценивают положительное, а уменьшение – отрицательно.

После оценки динамики изменение баланса целесообразно установить соответствие динамики баланса с динамикой объёма производства и реализации продукции, а также прибыли предприятия.

Более быстрый темп роста объёма производства, реализации продукции и прибыли по сравнению с темпом роста суммы баланса указывает на улучшение использования средств. Для установления темпов роста объёма производство, реализации продукции и прибыли используют данные предприятия о производстве продукции, отчёт о финансовых результатах и баланс.

Показатели прибыли, товарной и реализованной продукции в расчёте на один рубль (квартальной) стоимости имущества целесообразно исчислять и сопоставлять с данными прошлых лет, а также с аналогичными показателями других предприятий.

Указанные показатели в странах с рыночной экономикой используются с целью характеристики деловой активности руководителей предприятия. Для характеристики деловой активности используются также показателей фондоотдачи, материалоёмкости, производительности труда, оборачиваемости оборотного капитала, собственного капитала, коэффициенты устойчивости экономического роста и чистой выручки.

Помимо выяснения направленности изменения всего баланса, следует выяснить характер изменения отдельных его статей и разделов, то есть осуществить дальнейший анализ по горизонтали. Положительно оценки заслуживает увеличения в активе баланса денежных средств, ценных бумаг, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений и, как правило, основных средств, капитальных вложений, нематериальных активов и производственных запасов, а в пассиве баланса – итога первого раздела и особенно суммы прибыли, резервного фонда, фондов специального назначения. Как правило, отрицательной оценки заслуживает резкий рост дебиторской и кредиторской задолженности в активе и в пассиве баланса. Во всех случаях отрицательно оценивают наличие и увеличение по статьям «убытки» и «резервы по сомнительным долгам».

Чтение этих статей баланса позволяет сделать некоторые выводы о финансовом состоянии предприятий. Так, наличие убытков свидетельствует о нерентабельности данного предприятия. Если предприятие является планово-убыточным, то сумму убытка следует сопоставить с плановой величиной и с суммой убытка предшествующего баланса. Это позволить выявить сложившуюся тенденцию. Наличие сумм по статье «Резервы по сомнительным долгам» свидетельствует об имеющийся простроченной дебиторской задолженности за товары, работы или услуги или по другим её видам. (23)

В процессе дальнейшего анализа баланса изучают структуру средств предприятий и источников их образования (анализ по вертикали).

Вертикальный анализ – это выражение статьи (показателя) через определённое процентное соотношение к соответствующей базовой статье (по базовому показателю). С помощью вертикального анализа выявляют основные тенденции и изменения в деятельности предприятия.

Структура актива баланса состоит из следующих показателей: имущество предприятия; основные средства и прочие внеоборотные активы (в процентах ко всем средствам); материальные оборотные активы (в процентах к оборотным средствам); денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (в процентах к оборотным средствам).

По этим показателям прежде всего определяют тенденции изменения оборачиваемости всех средств имущества предприятия его производственного потенциала.

При определении тенденции изменения оборачиваемость средств предприятия, помимо оценки изменения показателя общей оборачиваемости средств предприятия (исчисляют соотношение выручки от реализации и средней стоимостью баланса), изучают соотношение динамики внеоборотных и оборотных средств, а также используют показатели мобильности всех средств предприятия и оборотных средств.

Финансовое состояние предприятия в значительной мере обуславливается его производственной деятельности. Поэтому при анализе финансового состоянии предприятия (особенно на предстоящий период) следует дать оценку его производственного потенциала.

Для характеристики производственного потенциала используют следующие показатели: наличие, динамику и удельный вес производственных активов в общей стоимости имущество; наличие, динамику и удельный вес основных средств в общей стоимости имущества; коэффициент из носа основных средств; среднюю норму амортизации; наличие, динамику и удельный вес капитальных вложений и их соотношение с долгосрочными финансовыми вложениями.

Определенные выводы о производственной и финансовой политики предприятия можно сделать по отношению капитальных вложений и долгосрочных вложений. Более высокие темпы роста финансовых вложений могут существенно снизить производственные возможности предприятия.

Структура источников средств предприятия (пассив) включает в себя следующие показатели: источники средств – всего; источники собственных средств; собственные оборотные средства; заёмные средства; кредиты и заёмные средства; кредиторская задолженность; доходы и резервы предприятия.

Данные о структуре источников хозяйственных средств используется прежде всего для оценки финансовой устойчивости предприятия и его ликвидности и по платёжеспособности. Финансовая устойчивость предприятия характеризуется коэффициентами: собственности, заёмных средств соотношение заёмных и собственных средств, мобильности собственных средств, соотношение внеоборотных средств суммой собственных средств и долгосрочных пассивов.

Под ликвидностью понимают возможность реализации материальных и других ценностей и превращения их в денежные средства.

По степени ликвидности имущества предприятия можно разделить на четыре группы:

– первоклассные ликвидные средства (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения);

– легкореализуемые активы (дебиторская задолженность, готовая продукция и товары);

– среднереализуемые активы (производственные запасы, МБП, незавершённое производство, издержки обращения);

– труднореализуемые или неликвидные активы (нематериальные активы, основные средства и оборудование к установке, капитальные долгосрочные финансовые вложения).

Ликвидность баланса оценивают с помощью специальных показателей, выражающих соотношений определённых статей актива и пассива баланса или структуру актива баланса. В большей мере в международной практике используются следующие показатели ликвидности: коэффициент абсолютной ликвидности; промежуточный коэффициент покрытия и общий коэффициент покрытия. При исчислении всех этих показателей используют общий знаменатель – краткосрочные обязательства, которые исчисляются как совокупная величина краткосрочных кредитов, краткосрочных займов, кредиторской задолженности.

Ликвидность баланса предприятия тесно связана с его платёжеспособностью, под которой понимают способность в должный сроки и в полной мере отвечать по своим обязательствам.

Различают текущую и ожидаемую платёжеспособность. Текущая платёжеспособность определяется на дату составления баланса. Предприятие считается платёжеспособным, если у него нет просроченной задолженности поставщикам, по банковским ссудам и другим расчётам. Ожидаемая платёжеспособность определяется на определённую предстоящую дату сопоставлением платёжных средств и первоочередных обязательств на эту дату.

Как уже отметилось, платёжеспособность предприятия сильно зависит от ликвидности баланса. Вместе с тем на платёжеспособность предприятия значительное влияния оказывают и другие факторы – политическая и экономическая ситуация в стране, состояние денежного рынка, наличие и совершенство залогового и банковского законодательства, обеспеченность собственным капиталом, финансовое состояние предприятий – дебиторов и другие.

Анализ финансового состояния предприятия заканчивают комплексной его оценкой. При анализе финансового состояния своего предприятия после комплексной оценки разрабатывают мероприятия по улучшению финансового состояния, обращая особое внимание на разработку финансовой стратегии предприятия на перспективу и в ближайшие периоды.

Таким образом, в этой главе были рассмотрены теоретические основы финансового анализа, то есть виды, приёмы и методы финансового анализа, методика анализа финансового состояния, то есть основные показатели оценки финансового состояния, их структура и коэффициенты их определяющие, а также факторы, от которых зависят данные показатели. Была рассмотрена структура баланса предприятия и направления по которым он анализируется.


2. Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «АВТОВАЗ»


2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «АВТОВАЗ»


Информация о предприятии

Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ»

Сокращенное наименование: ОАО «АВТОВАЗ»

Место нахождения, почтовый адрес: 445024, Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36

Дата государственной регистрации: 5 января 1993 г., регистрационный номер – 2925

Орган, осуществивший государственную регистрацию: Администрация Автозаводского района г. Тольятти

Аудитор общества: ООО «Эрнст энд Янг»
115035, Россия, г. Москва, Садовническая наб. 77, стр. 1
Тел. (8–495) 755–97–00 Факс (8–495) 755–97–01

Держатель реестра акционеров: ОАО «Центральный Московский депозитарий» 105082, г. Москва, ул. Большая Почтовая, дом 34, стр. 8
Тел. (8–495) 221–1333 Web сайт: www.mcd.ru

Краткая история создания и развития

ОАО «АВТОВАЗ» ведет свою историю с 1966 года, когда было принято правительственное постановление о строительстве в городе Тольятти завода по производству легковых автомобилей. Основным партнером АВТОВАЗа на тот момент был итальянский концерн FIAT, с которым было подписано генеральное соглашение о сотрудничестве, а разработки FIAT стали базовыми для российской автомобильной промышленности. Первый автомобиль сошел с конвейера АВТОВАЗа в апреле 1970 года, а спустя 30 лет завод отметил выпуск 20 миллионного автомобиля.

В 2001 г. АВТОВАЗ подписал генеральное соглашение с корпорацией General Motors и Европейским банком реконструкции и развития о создании совместного предприятия по выпуску легковых автомобилей, а уже в 2002 г. на рынке появилась Chevrolet Niva – представитель нового семейства российских внедорожников.

В настоящий момент ОАО «АВТОВАЗ» – это один из крупнейших промышленных комплексов страны, ежегодно выпускающий около 700 тыс. автомобилей. АВТОВАЗ является градообразующим предприятием для г. Тольятти и одним из крупнейших налогоплательщиков России и Самарской области: в 2006 г. объем налогов, выплаченных ОАО «АВТОВАЗ» в бюджеты всех уровней, а также в бюджетные и внебюджетные фонды превысил 16 млрд. руб., что соответствует 0,3% объема федерального бюджета России. На АВТОВАзе трудятся более 117 тыс. человек.

Целью общества является извлечение прибыли.

Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

• производство автомобилей, запасных частей, продукции станкостроения, инструмента, в том числе режущего, товаров народного потребления и оказание услуг населению;

• проектная, научно-исследовательская, проведение технических, технико-экономических и иных экспертиз и консультаций;

• строительные, монтажные, пуско-наладочные и отделочные работы;

• производство продукции производственно-технического назначения;

• информационное обслуживание, связь;

• защита сведений, составляющих коммерческую тайну, и иную конфиденциальную информацию;

• защита сведений, составляющих государственную тайну Российской Федерации;

• оказание услуг в области защиты государственной тайны Российской Федерации;

• торговая, торгово-посредническая, закупочная, сбытовая;

• организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок, аукционов, торгов как в Российской Федерации, так и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах;

• транспортирование грузов на всех видах транспорта;

Высшим органом управления ОАО «АВТОВАЗ» является общее собрание акционеров. Основные полномочия по управлению обществом делегируются акционерами совету директоров. Совет директоров в целях обеспечения оперативного управления обществом назначает единоличный исполнительный орган – генерального директора.

Уставный капитал ОАО «АВТОВАЗ» составляет 16 062 482 000 рублей и состоит из 32 124 964 акций следующих категорий:

Обыкновенные акции – 27 194 624 шт.

Привилегированные акции типа «А» – 4 930 340 шт.

Номинальная стоимость каждой акции составляет 500 руб. 80,81% акций ОАО «АВТОВАЗ» находится в собственности юридических лиц, 17,72% – в собственности физических лиц, а 1,47% – в федеральной собственности.

В 2004 году на АВТОВАЗе продолжилась работа по глубокому реформированию компании, в результате которой была значительно усилена роль экономической составляющей в принятии управленческих решений в части сокращения затрат на производство, а также накоплен значительный опыт по экономическому управлению бизнес – единицами дочерними и зависимыми обществами.

Деятельность ОАО «АВТОВАЗ» и его развитие направлены на:

Укрепление роли ОАО «АВТОВАЗ» в российской экономике;

Рост капитализации общества, повышение его инвестиционной привлекательности и усиление позиций на фондовых рынках;

Улучшение качества и повышение технического уровня продукции;

Дальнейшее развитие производства и управления;

Сохранение и улучшение социального партнерства с коллективом предприятия.

Изменение конкурентной среды деятельности компании и структуры автомобильного рынка обусловили принятие Советом Директоров ОАО «АВТОВАЗ» новой миссии и стратегических целей.

ОАО «АВТОВАЗ» провозглашает свою миссию следующим образом: «Мы создаем для наших клиентов качественные автомобили по доступным ценам, принося стабильную прибыль своим акционерам, улучшая благосостояние наших сотрудников и повышая ценность нашего бизнеса во благо Отечества».

Своими ценностями ОАО «АВТОВАЗ» считает:

Персонал компании;

Лояльность потребителей;

Сильную торговую марку;

Высокий научно-технический потенциал;

Прочную деловую репутацию;

Социальную ответственность.

Основные стратегические цели ОАО «АВТОВАЗ» ориентированы на ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЛИДЕРСТВО И ГИБКОСТЬ.

Лидерство

Сохранение лидерства на российском автомобильном рынке.

Активная интеграция в мировое автомобилестроение.

Достижение передового уровня квалификации персонала.

Эффективность

Эффективное управление ресурсами и затратами.

Постоянное улучшение качества.

Развитие корпоративной культуры, ориентированной на достижение результата.

Гибкость

Внедрение передовых гибких технологий производства автомобилей.

Оперативное реагирование компании на требования рынка.

Обеспечение потребителей автомобилями, соответствующими международным нормам безопасности и экологии.

Финансовый обзор за 2004–2006 гг.

В течение последних трех лет ОАО «АВТОВАЗ» показывало положительную динамику основных финансовых показателей. Рост выручки в 2006 году составил 17.3% по сравнению с 2005 годом при росте себестоимости всего на 14.6%. Чистая прибыль компании выросла более чем на 20%. Рост валюты баланса ОАО «АВТОВАЗ» составил 4.5%.


Таблица 1 – Основные финансовые показатели ОАО «АВТОВАЗ» в 2004–2006 гг., в млн. рублей

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. к 2005 г. 2006 г. к 2004 г.
Выручка 9227 107381 125976 17,3% 36,5%
Себестоимость 8002 93724 107364 14,6% 34,2%
Прибыль от продаж 9828 10156 13415 32,1% 36,5%
Чистая прибыль 545 4655 5600 20,3% 927,5%
Активы 100655 103952 108622 4,5% 7,9%
Собственный капитал 41843 44247 45526 2,9% 8,8%
Суммарный долг 13047 16951 19474 14,9% 49,3%

В 2006 году выручка АВТОВАЗа составила почти 126 млрд. рублей ($4.4 млрд. по среднегодовому курсу), увеличившись за год на 17.3%, а за 2 года – на 36.5%. При этом рост себестоимости ОАО «АВТОВАЗ» за двухлетний период составил 34.2%, что позволяет говорить о сохранении контроля над издержками.

В структуре выручки ОАО «АВТОВАЗ» наибольшую долю – около 87% – занимают продажи автомобилей и сборочных автокомплектов. На долю запасных частей приходится около 3% выручки ОАО «АВТОВАЗ». Структура себестоимости автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» наибольшую долю – около 53.5% – занимают комплектующие изделия.

Валовая прибыль АВТОВАЗа в 2006 году выросла на 36.3% по сравнению с 2004 годом. Рост коммерческих расходов, которые в 2006 году составили 5.2 млрд. рублей (+48.4% к 2003 году) был вызван увеличением затрат на перевозку автомобилей в размере более 1 млрд. рублей.

Прибыль до налогообложения ОАО «АВТОВАЗ» выросла по итогам 2006 года на 26% до уровня 8.32 млрд. рублей, а чистая прибыль составила 5.6 млрд. рублей, увеличившись за год на 20% и превысив показатель 2004 года более чем в 10 раз.


2.2 Анализ структуры активов и пассивов


Таблица 2 – Горизонтальный анализ баланса ОАО «АВТОВАЗ»

Наименование статей 2005 г. 2006 г. Прирост

млн. руб. млн. руб. млн. руб. %
АКТИВ



1. Внеоборотные активы



Нематериальные активы 79 44 -35 -44,30
Основные средства 45100 46926 1826 4,05
Незавершенное строительство 14190 15814 1624 11,44
НИОКР 1937 3188 1251 64,58
Доходные вложения в материальные ценности 90 56 -34 -37,78
Долгосрочные финансовые вложения 4566 5228 662 14,50
Прочие внеоборотные активы 1 647 646 64600
Итого внеоборотных активов 65963 71906 5943 9,01
2. Оборотные активы

0
Запасы и затраты 14786 14841 55 0,37
НДС по приобретенным ценностям 4125 5102 977 23,68
Дебиторская задолженность 8780 7481 -1299 -14,79
Краткосрочные финансовые вложения 5684 7275 1591 27,99
Денежные средства 925 2014 1089 117,73
Прочие оборотные активы - - - -
Итого оборотных активов 34300 36716 2416 7,04

Баланс

100263 108622 8359 8,34
ПАССИВ



3. Собственный капитал



Уставный капитал 16062 16062 0 0
Добавочный капитал 36130 35784 -346 -0,95
Фонды и резервы 152 385 233 153,28
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

(11786)


(6705)

5081 -43,11
Итого собственного капитала 40558 45526 4968 12,24
4. Обязательства



4.1. Долгосрочные обязательства 28029 28449 420 1,49
4.2. Краткосрочные обязательства



Краткосрочные кредиты и займы 7063 8683 1620 22,93
Кредиторская задолженность 23047 23401 354 1,53
Прочие краткосрочные обязательства 1566 2563 997 63,66
Итого краткосрочных обязательств 31676 34647 2971 9,37
Итого обязательств 59705 63096 3391 5,67

Баланс

100263 108622 8359 8,34

Таблица 3 – Вертикальный анализ баланса ОАО «АВТОВАЗ»

Наименование статей 2005 г. 2006 г.

млн. руб. % млн. руб. %
АКТИВ



1. Внеоборотные активы



Нематериальные активы 79 0,08 44 0,04
Основные средства 45100 44,98 46926 43,20
Незавершенное строительство 14190 14,15 15814 14,56
НИОКР 1937 1,93 3188 2,93
Доходные вложения в материальные ценности 90 0,09 56 0,05
Долгосрочные финансовые вложения 4566 4,55 5228 4,81
Прочие внеоборотные активы 1 0,00 647 0,60
Итого внеоборотных активов 65963 65,79 71906 66,20
2. Оборотные активы


0,00
Запасы и затраты 14786 14,75 14841 13,66
НДС по приобретенным ценностям 4125 4,11 5102 4,70
Дебиторская задолженность 8780 8,76 7481 6,89
Краткосрочные финансовые вложения 5684 5,67 7275 6,70
Денежные средства 925 0,92 2014 1,85
Прочие оборотные активы -
-
Итого оборотных активов 34300 34,21 36716 33,80

Баланс

100263 100 108622 100
ПАССИВ



3. Собственный капитал



Уставный капитал 16062 16,02 16062 14,79
Добавочный капитал 36130 36,04 35784 32,94
Фонды и резервы 152 0,15 385 0,35
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (11786) -11,76 (6705) -6,17
Итого собственного капитала 40558 40,45 45526 41,91
4. Обязательства
0,00
0,00
4.1. Долгосрочные обязательства 28029 27,96 28449 26,19
4.2. Краткосрочные обязательства
0,00
0,00
Краткосрочные кредиты и займы 7063 7,04 8683 7,99
Кредиторская задолженность 23047 22,99 23401 21,54
Прочие краткосрочные обязательства 1566 1,56 2563 2,36
Итого краткосрочных обязательств 31676 31,59 34647 31,90
Итого обязательств 59705 59,55 63096 58,09

Баланс

100263 100 108622 100

Таблица 4 – Оценка ликвидности баланса

Характеристика показателей Усл. ликв. Характеристика показателей
Наиболее ликвидные активы (А1) – денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения > Наиболее срочные обязательства (П1) – кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства
Быстро реализуемые активы (А2) – дебиторская задолженность сроком погашения в течение 12 месяцев после отчетной даты и прочие оборотные активы > Краткосрочные обязательства (П2) – краткосрочные заемные средства и кредиты

Медленно реализуемые активы (АЗ) – запасы (за вычетом расходов будущих периодов), а также статья «Долгосрочные финансовые вложения» из раздела I актива баланса (за вычетом вложений в уставные фонды других предприятий)

> Долгосрочные обязательства (ПЗ) – долгосрочные кредиты и заемные средства, отложенные налоговые обязательства, прочие долгосрочные обязательства
Труднореализуемые активы (А4) – раздел I актива баланса «Внеоборотные активы» (за вычетом статей этого раздела, включенных в предыдущую группу) и дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты < Постоянные пассивы (П4) – капитал и резервы предприятия, задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, а также прочие краткосрочные обязательства

Таблица 5 – Расчет ликвидности баланса и платежного излишка (недостатка)

Актив На начало периода На конец периода Пассив На начало периода На конец периода Платежный излишек (недостаток)






На нач. периода На кон. периода
А1 6609 9292 П1 23368 23576 -16759 -14284
А2 7918 6988 П2 7063 8683 855 -1695
АЗ 19352 20069 ПЗ 28029 28449 -8677 -8380
А4 62259 67171 П4 37678 42812 24581 42812
Баланс 96138 103520 Баланс 96138 103520 0 0

На начало периода На конец периода

А1 < П1 А1 < П1

А2 > П2 А2 < П2

А3 < П3 А3 < П3

А4 > П4 А4 > П4


На момент составления баланса его нельзя признать ликвидным, так как одно из соотношений групп активов и пассивов отвечает условиям абсолютной ликвидности баланса.

За отчетный период снизился платежный недостаток наиболее ликвидных активов с -16759 до -14284 тыс. руб. Ожидаемые поступления от дебиторов превысили краткосрочные займы. Размер запасов меньше размера долгосрочных обязательств.

Анализ структуры активов

В структуре активов ОАО «АВТОВАЗ» преобладают внеоборотные активы, на которые по итогам 2006 года пришлось более 66% валюты баланса. Основной статьей внеоборотных активов являются основные средства, которые составляют около 43% валюты баланса компании. Стоимость основных средств ОАО «АВТОВАЗ» составила по итогам года 46.926 млрд. рублей, из которых около 59% приходится на здания и сооружения, а 40% – на машины и оборудование. Общий размер амортизации основных средств АВТОВАЗа в 2006 году составил 4 млрд. рублей при том, что стоимость введенных в эксплуатацию основных средств составила 6.3 млрд. рублей. Стоимость незавершенного строительства ОАО «АВТОВАЗ» по итогам года составила 15.8 млрд. рублей.


Таблица 6 – Структура активов ОАО «АВТОВАЗ» в 2005–2006 гг., в млн. рублей

Показатель 2005 г. 2006 г. доля, %

Оборотные активы

34300

36716

33,8

Запасы 14786 14841 13,7
Дебиторская задолженность (<12 мес.) 862 493 0,5
Дебиторская задолженность (>12 мес.) 7918 6988 6,4
НДС по приобретенным ценностям 4125 5102 4,7
Краткосрочные финансовые вложения 5884 7278 6,7
Денежные средства 925 2014 1,9
Прочие оборотные активы - - 0,0

Внеоборотные активы

69652

71906

66,2

Нематериальные активы 79 44 0,0
Основные средства 48789 46926 43,2
Незавершенное строительство 14190 15814 14,6
Долгосрочные финансовые вложения 4566 5228 4,8
Прочие внеоборотные активы 2028 4541 4,2

Активы всего

103952

108622

100


Таблица 7 – Структура пассивов ОАО «АВТОВАЗ» в 2003–2004 гг., в млн. рублей

Показатель 2005 2006 доля, %

Капитал и резервы

44247

45526

41,9

Уставный капитал 16062 16062 14,8
Добавочный капитал 39313 35784 32,9
Резервный капитал 152 385 0,4

Долгосрочные обязательства, в т.ч.:

28021

28449

26,2

займы и кредиты 9888 10791 99,9

Краткосрочные обязательства, в т.ч.:

31684

34647

31,9

займы и кредиты 7063 8683 8,0
кредиторская задолженность 23055 23401 21,5

Пассивы всего

103952

108622

100


Анализа структуры пассивов

В структуре пассивов ОАО «АВТОВАЗ» наибольшую долю – 42% – занимают собственные средства, которые на конец прошлого года составили 45.5 млрд. рублей. На долю уставного и добавочного капитала, которые составляют 16.06 млрд. и 35.78 млрд. рублей соответственно, приходится 48% валюты баланса компании. Таким образом, основным источником финансирования активов ОАО «АВТОВАЗ» является собственный капитал общества.

Долгосрочные обязательства ОАО «АВТОВАЗ» составили на конец прошлого года 26% валюты баланса, достигнув уровня 28.45 млрд. рублей. Доля краткосрочных обязательств составила 32%.


2.3 Анализ финансовой устойчивости


Таблица 8 – Основные показатели оценки финансовой устойчивости

Наименование показателя и рекомендуемое значение Значения

2005 г. 2006 г.
2.1. Коэффициент концентрации собственного капитала (финансовой автономии) {>0,5| 0,40 0,42
2.2. Коэффициент финансовой зависимости {<2} 2,47 2,38
2.3. Коэффициент маневренности собственного капитала {>0,5} 0,06 0,04
2.4. Коэффициент концентрации заемного капитала (<0,5) 0,6 0,58
2.5. Коэффициент структуры долгосрочных вложений 0,42 0,39
2.6. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств {>0,6} 0,40 0,38
2.7. Коэффициент структуры заемного капитала 0,47 0,45
2.8. Коэффициент задолженности (<0,7) 1,47 1,38

Проведя анализ финансовой устойчивости ОАО «АВТОВАЗ» можно сделать следующие выводы:

Коэффициент концентрации собственного капитала повысился с 0.40 до 0.42, (активы фирмы профинансированы собственным капталом на конец года на 42%), что является положительной тенденцией, так как повышает финансовую устойчивость предприятия.

Соответственно снизился коэффициент финансовой зависимости (с 2,47 до 2,38)

Можно отметить незначительное уменьшение коэффициента концентрации заемного капитала (0,6 до 0,58), что указывает на аналогичную тенденцию.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств снизился с 1,47 до 1,38, что также указывает на повышение финансовой устойчивости предприятия за анализируемый период.

Таким образом, изучив динамику показателей данной группы можно сделать вывод о постепенном повышении финансовой устойчивости ОАО «АВТОВАЗ».

2.4 Оценка ликвидности и платежеспособности


Таблица 9 – Основные показатели оценки ликвидности и платежеспособности

Наименование показателя и рекомендуемое значение 2005 2006
1. Величина собственных оборотных средств {>0} 1762 1576
2. Маневренность собственных оборотных средств {0–1} 0,52 1,27
3. Коэффициент текущей ликвидности {>2} 1,08 1,06
4. Коэффициент быстрой ликвидности {>1} 0,62 0,63
5. Коэффициент абсолютной ликвидности {0,05–0,1} 0,21 0,27
6. Доля оборотных средств в активах 0,33 0,33
7. Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов {>0,5} 0,09 0,08
8. Коэффициент покрытия запасов {>1} 1,68 1,69

Величина собственных оборотных средств характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов предприятия. Величина собственных оборотных средств в 2006 г. снизилась на 186 млн. руб., что означает отрицательную тенденцию.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2006 г. составил 0,27, превысив показатель предыдущего года. Следовательно, при небольшом значении коэффициента повышается способность компании своевременно погасить свои краткосрочные обязательства.

Коэффициент быстрой ликвидности составил в 2006 г. 0,63. Незначительное увеличение коэффициента говорит о возможности предприятия выполнить свои текущие обязательства.

Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы. Ликвидность АВТОВАЗа соответствует нормативному уровню: коэффициент текущей ликвидности превышает единицу, а наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) покрывают более четверти краткосрочных обязательств компании. Коэффициент текущей ликвидности снизился на 0,02 в 2006 г. по сравнению с 2005 г.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных средств предприятия. Этот коэффициент снизился на 0,01 в 2006 г. по сравнению с 2005 г.

Маневренность собственных оборотных средств характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Рост этого показателя в 2006 г. по сравнению с 2005 г. рассматривается как положительная тенденция.

Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. В 2006 г. этот показатель снизился по сравнению с 2005 г. на 0,01.

Коэффициент покрытия запасов означает, какие источники средств и в каком объеме используются для покрытия производственных (товарных) запасов. Коэффициент покрытия запасов в 2006 г. составил 1,69 что свидетельствует устойчивом финансовом состоянии предприятия.


2.5 Оценка рентабельности и деловой активности


Таблица 10 – Показатели рентабельности ОАО «АВТОВАЗ» в 2004–2006 гг.

Показатель 2004 2005 2006
Валовая рентабельность 13,3% 12,7% 14,8%
Рентабельность продаж 10,7% 9,5% 10,6%
Доналоговая рентабельность 3,0% 6,2% 6,6%
Чистая рентабельность 0,6% 4,3% 4,4%

Валовая рентабельность компании увеличилась с 12.7% до 14.8%, что указывает на повышение эффективности производства.

АВТОВАЗ сумел сохранить высокий уровень рентабельности продаж, но и увеличить его на 1.2% по сравнению с 2005 годом.

Рентабельность компании по прибыли до налогообложения и чистой прибыли выросла в течение года на 0,40 и 0,10 до 6.6% и 4.4% соответственно. Рост чистой рентабельности по сравнению с 2004 годом составил 3.8%.


Таблица 11 – Показатели деловой активности ОАО «АВТОВАЗ» в 2004–2006 гг.

Показатель 2004 2005 2006
Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях 33,78 29,84 21,68
Оборачиваемость основных средств 2,02 2,14 2,63
Оборачиваемость активов 0,92 1,03 1,16
Оборачиваемость запасов 79,38 57,58 50,45

Важной составной частью финансовой политики ОАО «АВТОВАЗ» является повышение эффективности бизнес процессов. Итогом проводимой компанией политики является улучшение показателей, характеризующих деловую активность общества. Так, оборачиваемость основных средств в течение двух последних лет выросла почти на 30%, составив по итогам года 2.63. Оборачиваемость активов составила 1.16, что на 27% выше, чем в 2004 году. Оборачиваемость дебиторской задолженности сократилась с 34 дней в 2004 году до 22 дней по итогам 2006 года.


2.6 Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО «АВТОВАЗ»


Реорганизационные меры предусматривают восстановление платежеспособности путем проведения определенных инновационных мероприятий. По результатам анализа должна быть выработана генеральная финансовая стратегия и составлен бизнес-план финансового оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства и вывода его из «опасной зоны» путем комплексного использования внутренних и внешних резервов.

К внешним источникам привлечения средств в оборот предприятия относят факторинг, лизинг, привлечение кредитов под прибыльные проекты, выпуск новых акций и облигаций.

Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.

Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий; использования вторичного сырья; организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов; изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии; материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.

В особо тяжелых случаях необходимо провести реинжиниринг бизнес-процесса, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбор и расстановку персонала, управление качеством продукции, рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и другие вопросы.


Заключение


Финансовое состояние предприятия (ФСП) – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Информационной базой для проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия служит бухгалтерская отчетность. Отчетность организации (хозяйствующего субъекта) – это система показателей, характеризующая результаты и отражающая условия ее работы за истекший период.

Финансовая бухгалтерская отчетность состоит из нескольких образующих единое целое отчетных документов:

бухгалтерского баланса, форма №1;

отчета о прибылях и убытках, форма №2;

отчета о движении капитала, форма №3;

отчета о движении денежных средств, форма №4;

приложение к бухгалтерскому балансу, форма №5.

Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия являются:

анализ бухгалтерской отчетности;

горизонтальный анализ;

вертикальный анализ;

трендовый анализ;

расчет финансовых коэффициентов.

Реорганизационные меры предусматривают восстановление платежеспособности путем проведения определенных инновационных мероприятий. По результатам анализа должна быть выработана генеральная финансовая стратегия и составлен бизнес-план финансового оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства и вывода его из «опасной зоны» путем комплексного использования внутренних и внешних резервов.


Список используемой литературы


Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: Учеб. Пособие. – М: "Финансы и статистика", 2002. – 208 с.

Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. – М: Издательство "ПРИОР", 2000. – 96 с.

Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.:» Бухгалтерский учет», 1998

Ковалев В.В. Анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства. – СПб.:» Аудит-Ажур». 2002.

Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.:» Финансы и статистика», 1998.

Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 424 с.

Кричевский Н.А. Как улучшить финансовое состояние предприятия. М.:» Бухгалтерский учет» – 1997.

Петров В.В., Ковалев В.В. Как читать баланс. М.:» Финансы и статистика», 2000.

Русак Н.А., Стражев В.И. Мигун О.Ф. и др. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник /Под общ. ред. Стражева В.И. – Минск:» Высшая школа», 2001. – 398 с.

Рубцов И.В. Финансы организации (предприятия). Учебное пособие. – М.: ООО Издательство «Элит», 2006. – 448 с.

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4 е изд., переработ. И доп. – Минск: ООО» Новое издание», 2008.-512 с.

Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 366 с.

Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.» ИНФРА М», 1996

www.lada-auto.ru

Приложение


Бухгалтерский баланс ОАО «АВТОВАЗ» за 2006 г. (в млн. руб.)

АКТИВ Код стр. На начало отчетного периода На конец отчетного периода

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Нематериальные активы 110 79 44
Основные средства 120 45100 46926
Незавершенное строительство 130 14190 15714
НИОКР 131 1937 3188
Доходные вложения в материальные ценности 135 90 59
Долгосрочные финансовые вложения 140 4566 5228
Отложенные налоговые активы 145 - -
Прочие внеоборотные активы 150 1 647

ИТОГО по разделу I

190 65963 71906

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Запасы 210 14786 14841
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 8342 7951
затраты в незавершенном производстве 213 3633 4080
готовая продукция и товары для перепродажи 214 2082 2194
товары отгруженные 215 42 235
расходы будущих периодов 216 603 305
прочие запасы и затраты 217 84 76
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 4125 5102
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 862 493
в том числе покупатели и заказчики 231 205 179
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 7918 6988
в том числе покупатели и заказчики 241 4706 4601
Краткосрочные финансовые вложения 250 5684 7278
Денежные средства 260 925 2014

ИТОГО по разделу II

290 34300 36716

БАЛАНС

300 100263 108622
ПАССИВ Код стр. На начало отчетного периода на конец отчетного периода

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ




Уставный капитал 410 16062 16062
Добавочный капитал 420 36130 35784
Резервный капитал 430 152 385
в том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством 431 152 385
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470


-11786

-6705
ИТОГО по разделу III 490 40558 45526

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА




Займы и кредиты 510 9888 10791
Отложенные налоговые обязательства 515 350 730
Прочие долгосрочные обязательства 520 17791 16928
ИТОГО по разделу IV 590 28029 28449

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА




Займы и кредиты 610 7063 8683
Кредиторская задолженность 620 23047 23401
в том числе: поставщики и подрядчики 621 15837 16773
задолженность перед персоналом организации 622 550 567
задолженность перед государственными внебюджетными фондами 623 349 379
задолженность по налогам и сборам 624 1728 1029
прочие кредиторы 625 4583 4653
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов 630 40 93
Доходы будущих периодов 640 68 132
Резервы предстоящих расходов 650 1137 2163
Прочие краткосрочные обязательства 660 321 175
ИТОГО по разделу V 690 31676 34647

БАЛАНС

700 100263 108622




Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах




Арендованные основные средства 910 354 497
в том числе по лизингу 911 345 491
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 920 125 182
Товары, принятые на комиссию 930 - 1
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов 940 10202 6827
Обеспечения обязательств и платежей полученные 950 1164 1636
Обеспечения обязательств и платежей выданные 960 1337 6234
Износ жилищного фонда 970 27 36
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов 980 - 73
Нематериальные активы, полученные в пользование 990 29 27

Отчет о прибылях и убытках ОАО «АВТОВАЗ» за 2006 г. (в млн. руб.)

Наименование показателя За отчетный период За аналогичный период предыдущего года

код

Доходы и расходы по обычным видам деятельности




Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 125976 107381
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 -107364 -93724
Валовая прибыль 029 18612 13657
Коммерческие расходы 030 -5197 -3501
Прибыль (убыток) от продаж 050 13415 10156

Прочие доходы и расходы





Проценты к получению 060 33 17
Проценты к уплате 070 -1959 -2511
Доходы от участия в других организациях 080 55 64
Прочие доходы 090 120621 125894
Прочие расходы 100 -121528 -128418
Внереализационные доходы 120 3266 7229
Внереализационные расходы 130 -5583 -5801

Прибыль (убыток) до налогообложения

140 8320 6630
Отложенные налоговые активы 141 - 37
Текщий налог на прибыль 150 -2306 -1498

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190 5600 4655

СПРАВОЧНО

Постоянные налоговые обязательства (активы)

200 466 -130
Базовая прибыль (убыток) на акцию 210 174 145
Разводненная прибыль (убыток) на акцию 220 - -

Похожие работы:

  1. • Теоретические аспекты анализа финансового ...
  2. • Анализ финансового состояния предприятия
  3. • Анализ финансового состояния предприятия
  4. • Анализ финансового состояния предприятия (на ...
  5. • Анализ финансового состояния предприятия
  6. • Анализ финансового состояния предприятия (на ...
  7. • Анализ финансового состояния предприятия в переходной ...
  8. • Анализ финансового состояния предприятия
  9. • Анализ финансового состояния предприятия
  10. • Формирование информационного массива для анализа ...
  11. • Анализ финансового состояния предприятия на ...
  12. • Анализ финансового состояния предприятия
  13. • Анализ финансового состояния предприятия
  14. • Анализ финансового состояния предприятия
  15. • Методы анализа финансового состояния предприятия
  16. • Краткий анализ финансового состояния предприятия в оценке ...
  17. • Анализ финансового состояния предприятия
  18. • Анализ финансового состояния предприятия СПК им ...
  19. • Анализ финансового состояния предприятия ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com