Рефетека.ру / Экономика

Контрольная работа: Совершенствования инновационной политики в Уральском Федеральном округе

Введение


Инновационная деятельность в Уральском Федеральном округе характеризуется значительным научно-техническим потенциалом и низким по результативности показателем инновационной активности. Анализ уровня инновационной активности показывает, что только пять отраслей имеют значения данного показателя, превышающие среднюю по промышленности величину. Это медицинская промышленность (17,8 процента), химическая и нефтехимическая промышленность (17,3 процента), черная металлургия (10,5 процента), машиностроение и металлообработка (7,9 процентов) и топливная промышленность (5,3 процента).

Наибольшую долю в затратах на инновации российских предприятий составляло приобретение машин и оборудования (49 процентов). В то же время на приобретение новых технологий расходовалось только 7,7 процента всех средств, затрачиваемых на инновации. Из них на приобретение прав, патенты, лицензии, промышленные образцы и полезные модели - 0,5 процента. В общем объеме затрат предприятий на инновации подавляющую долю составляют собственные средства (84,5 процента), доля иностранных инвестиций - 7 процентов, федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации - 2,9 процента, внебюджетных фондов -3,3 процента.

Концепция создания инновационной системы в Свердловской области является основой для разработки пакета управляющей документации и плана мероприятий по государственной поддержке развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в Свердловской области до 2010 года, обеспечивающих развитие и реализацию ее инновационного потенциала.[1]

Актуальность данной работы: научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику.

Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

Цель данной работы: целью контрольной работы является определение основных направлений совершенствования инновационной политики в Уральском Федеральном округе.

1. Теоретические основы совершенствования региональной политики


1.1 Понятие инноватики и роль государственного регулирования в их внедрении


Существует множество определений инноваций, однако они не так уж сильно расходятся между собой и имеют общими как минимум два пункта.

Во-первых, само слово "инновация" предполагает новизну, оригинальность. Однако при этом, как правило, речь не идет о полной новизне, об изобретении "с чистого листа". Подавляющее большинство успешных инноваций состояло в комбинировании и развитии ранее известных идей и/или в приложении этих идей к решению новой задачи. Например, изобретение микропроцессора сотрудником компании Интел Тедом Хоффом состояло в комбинировании двух ранее известных технологий - микросхем средней степени интеграции (производством которых занимался Интел) и процессора фон-Неймановской архитектуры. Сочетание этих идей дало новое качество, но принципиальная новизна и важность этого нового качества стали очевидны лишь через десятилетие.

Во-вторых, сама по себе новизна идеи (или сочетания идей) не образуют инновации. Изобретение или открытие, каким бы неожиданным и гениальным оно само по себе ни было, также не представляет собой инновации. Чтобы инновация имела практическое значение, она должна быть доведена до практического применения, как говорили в советское время - "внедрена", а успех внедрения предполагает наличие потребности во внедряемом изобретении. Успех инновации – это сочетание потребности в решении какой-то технической, экономической или организационной проблемы с одной стороны, и удачного решения этой проблемы – с другой.

При внедрении нередко оказывается, что новая либо плохо реализуема на практике (или даже вообще не реализуема), либо обладает какими-то неочевидными негативными сторонами. Таким образом, успешная инновация - это не просто новая идея или сочетание идей, это новая идея или сочетание идей, которые были опробованы на практике и продемонстрировали применимость и полезность.[10,c.7]

Вопрос об успешности инноваций тесно связан с вопросом о критериях полезности идей и практик (не только новых, но и общепринятых). В условиях рыночной экономики существует простой и поддающийся объективной проверке критерий полезности практики: способность этой практики приносить прибыль. Если практика (неважно, инновационная или общепринятая) осуществляется в условиях хорошо определенных прав собственности и не нарушает этих прав, то вред, который она может причинить третьим лицам, заведомо (и очень жестко) ограничен. С учетом этого ограничения, прибыльность практики означает, что ее результат по рыночной цене превосходит ресурсы, необходимые для этой практики, или, что то же самое, что практика использует недозагруженные (недоиспользуемые) ресурсы для удовлетворения чьей-то насущной потребности, и, в этом смысле, полезна. Таким образом, мотив получения прибыли является источником стимулов для инноваций. В нерыночных же и квазирыночных секторах столь простых как прибыль критериев успешности инноваций и стимулов для их осуществления не существует.

Обратимся теперь к более детальным описаниям инноваций, которые предлагаются влиятельными экономическими школами. В современную экономическую науку понятие инновации было введено Й. Шумпетером. По предложенной им классификации, инновациями являются:

-предложение нового продукта или качественных изменений в существующем продукте;

- новая (для данной индустрии) организация процесса;

- открытие нового рынка;

- разработка новых источников сырья или других исходных материалов;

- изменения в организации индустрии.

Эта классификация, в частности, положена в основу рекомендаций OECD по сбору и интерпретации статистики инноваций. Из этой классификации видно, что инновации по Шумпетеру не ограничены научно-техническими новшествами. Организационные изменения и поиск новых рынков являются инновациями. Изменения в продуктах и производственных процессах также не обязательно должны быть технологическими, чтобы быть инновационными.

Сходным образом определяет инновацию один из самых влиятельных теоретиков менеджмента прошедшего столетия, П.Ф. Друкер:

Инновация – это проявление предпринимательского духа, будь то уже существующая коммерческая организация, коммунальные услуги или замысел, рожденный дома на кухне. Для предпринимателя это способ создания новых источников прибыли или расширения потенциала уже имеющихся.

Инновационная деятельность – выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

- создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

- создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

-применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных нововведений при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.[8,c.57]

Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта (технологического процесса), предназначенный для использования в хозяйственном обороте с целью достижения экономического, социального, экологического, иного полезного эффекта.

Инновационная система - совокупность эффективно взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики региона (субъекта Федерации), которые обеспечивают оперативное преобразование научных знаний в современные технологии, новые материалы и иную конкурентоспособную продукцию.

Инфраструктура инновационной системы - совокупность организаций любой организационно-правовой формы и формы собственности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К субъектам инфраструктуры инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и иное.

Субъект инновационной деятельности - организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющая инновационную деятельность и/или реализующая инновационную продукцию.

Государственная инновационная политика – составная часть научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность целей, задач, приоритетов, социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологии и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также создание системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировых рынках. Основными субъектами государственной инновационной политики области являются законодательные и исполнительные органы государственной власти.

Областная инновационная программа - комплекс закрепленных в областном законодательстве мероприятий по реализации государственной инновационной политики, согласованных по исполнителям, ресурсам и срокам выполнения.[1]


1.2 Проблемы формирования и внедрения государственной инновационной политики в регионах


В экономических исследованиях и политических рекомендациях часто встречаются рассуждения о «провалах рынка», «субоптимальных траекториях развития» и т.д. Как правило выводом из этих рассуждений является предположение о необходимости государственного вмешательства в экономические процессы. Такое предположение имеет смысл лишь при (обычно, неявном) дополнительном предположении, что государство в целом или регулирующий государственный орган имеет знания, недоступные участникам экономических процессов, что этот орган знает, как надо или, хотя бы, как лучше. Действительно, государственные эксперты зачастую владеют информацией, которая недоступна частным предпринимателям, но и частные предприниматели практически всегда владеют знаниями, которые недоступны государственным экспертам, и совершенно неочевидно, что информация экспертов более релевантна. Даже если знания экспертов более релевантны, вполне возможно, что их следует просто опубликовать, вместо того, чтобы строить на их основе планы регуляционного вмешательства в экономику.

Если эти соображения верны, то наиболее высокие темпы инновационого развития и экономического роста должны наблюдаться там и тогда, где государство воздерживается от прямого вмешательства в экономические процессы и предоставляет свободу предпринимательской инициативе.

Речь, разумеется, не идет о полном устранении государства. Продуктивное функционирование рыночных механизмов нуждается в обеспечении прав собственности и соблюдения контрактов.

Если эти условия будут нарушены, успешным предпринимателем (получателем наивысшей прибыли) может оказаться не тот, кому удалось найти недоиспользуемый ресурс, а тот, кому удалось найти ресурс "плохо лежащий", недостаточно защищенный. Таким образом, несоблюдающиеся права собственности не столько подавляют инновацию, сколько перенаправляют ее в неконструктивное русло, порождая явления, которые социологи называют «силовым» и «политическим предпринимательством», то есть, попросту говоря, преступность и коррупцию (в действительности, точное определение «силового предпринимателя» в социологии не совсем соответствует определению преступника в уголовном кодексе, но степень перекрытия этих понятий все-таки очень высока). Впрочем, главная угроза инновационой активности в таких условиях состоит даже не в этом, а в том, что в этих условиях оказываются невыгодны (а иногда и просто невозможны) инвестиции, особенно долгосрочные.

Действительно, инвестиция делается в расчете на будущее повышение производительности и будущие прибыли. Но в условиях, когда прибыльное предприятие может быть отобрано "силовыми предпринимателями", инвестиции оказываются неприемлемо рискованными. Кроме того, становятся неясны источники первоначального накопления. Накопить деньги самостоятельно предприниматель не может по той же самой причине - накопления могут быть у него отобраны прежде, чем он сможет их проинвестировать. Кредитно-финансовый рынок в условиях несоблюдающихся контрактов нормально функционировать также не может; опять-таки, если предприятие отберут, то расплачиваться по кредиту будет нечем. Эти же факторы снижают привлекательность страны и региона для прямых иностранных инвестиций. [11,c.112]

Многие политики по ряду причин не удовлетворяются работой свободного рынка и предлагают комплексы мер, нацеленные на ускорение и стимулирование инновационной активности. Про некоторые из этих мер утверждается, что они также благоприятны для предпринимательской активности, про другие признается, что они направлены на стимулирование инновационной, но не предпринимательской деятельности.

Существует и такая проблема, как инвестиции в «человеческий капитал». Сложно привести возражения против вложения средств в образование, так чтобы они не прозвучали как отрицание образования и культуры как таковых, поэтому мало кто оспаривает это направление деятельности. Однако из материала предыдущих разделов должен быть ясен основной недостаток этой политики с точки зрения цели поддержки инноваций. Действительно, в ходе формального образования человек получает формализованное научное и техническое знание, которое, при всей его ценности, не является ни необходимым, ни достаточным условием инновационной деятельности. Это относится как к научному и техническому образованию, так – и даже в большей степени – ко входящему сейчас в моду «бизнес-образованию». Большинство успешных инноваторов – как владельцев предприятий, так и наемных работников – не заканчивали никаких специальных курсов по инновациям.

Другая проблема «инвестиций в человеческий капитал» состоит в том, что обычно речь идет о невозвратных вложениях, субсидировании или финансировании, но не инвестициях. Основной доход от этой инвестиции, если он и образуется, достается самому объекту инвестирования, самому человеку. Конечно, если в результате образования человек становится успешным изобретателем, крупным ученым или просто продуктивным наемным работником, это создает «положительные экстерналии», которые и можно считать отдачей от инвестиций в него. Но часто этого не происходит. Например, получивший хорошее специальное образование человек может уехать за рубеж, и получится, что вместо «человеческого капитала» мы профинансировали «утечку мозгов». Особенно острый характер эта проблема приобретает при инвестициях в человеческий капитал на региональном уровне – ведь большинство российских граждан гораздо спокойнее относятся к межрегиональным переездам, чем к эмиграции.

Многие политики осознают эту проблему, но осознают также и то, что возможные меры по ее решению совершенно неприемлемы с политической, а зачастую и с этической точки зрения. Действительно, все более или менее эффективные способы взыскать с человека «возврат на инвестиции» в его образование выглядят до неприличия похоже на такие милые и продуктивные институты, как крепостное право или кабальный договор.[13,c.45]

2. Характеристика современного состояния инновационной политики в УРФО


2.1 Анализ инновационных процессов на региональном уровне и перспективы их развития


В соответствии с проектом Федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике выделяются основные направления поддержки государственной инновационной политики:

- содействие увеличению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции;

- ориентация на всемирную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

- сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма и защиты интеллектуальной собственности;

- содействие развитию инновационной деятельности в регионах России международному и межрегиональному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного предпринимательств(4)

Основные направления Российской инновационной политики:

- поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение результатов, качественно меняющих науку и технику;

- финансирование поисковых НИОКР для создания новых продуктов и технологий с опережающими техническими решениями для последующей передачи результатов в сферу материального производства;

- создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей экономическую заинтересованность производителей в осуществлении инноваций и, как следствие, радикальные изменения технического уровня производства и экономики в целом.[3]

Проблемы формирования инновационной политики особенно важны при выборе перспективной стратегии. В настоящее время особую актуальность приобретает разработка стратегии и тактики реформирования внутрифирменной науки как элемента инновационной политики. Необходимо поддерживать совместные исследования внутрифирменных научных подразделений с академическими институтами, вузами и ГНЦ. Такая целенаправленная мера позволит обеспечить трансфер технологий по стадиям инновационного цикла, и «компенсировать» недостаток кадров высшей квалификации и исследовательской базы этого сектора науки.

Формирование стратегии происходит с учетом существующих условий, собственных интересов инноваций предприятия, перспектив развития инновационных процессов на длительную перспективу. Это обусловлено следующими причинами.

Сформулированные в конкретный момент цели и приоритеты инновационной политики отражают только субъективное осознание действительности. По мере развития предприятий, отраслей и экономики в целом цели и возможности их реализации будут существенно меняться по мере осознания новых факторов и условий развития.

Инновация не является разовым мероприятием, воспроизводственные процессы в экономике должны носить постоянный характер, поэтому все инновационные мероприятия должны быть взаимоувязаны не только технологически, но и по времени.

В современных условиях основную роль в создании новой инновационной политике должно играть федеральное правительство и его органы. В частности министерство науки и новых технологий.

В ближайшей и долгосрочной перспективе максимизация инновационного фактора становится решающим условием устойчивости развития современных экономических систем.[7,c.89]

Государству целесообразнее реализовывать инновационную политику по трем важнейшим направлениям:

- обеспечение инноваторов необходимыми финансовыми ресурсами;

- создание систем маркетинговых, консалтинговых, инжиниринговых фирм, инвестиционных коммерческих банков, бирж технологий, обеспечивающих продвижение инноваций, формирование благоприятной инфраструктуры рынка включая государственные программы создания наукоградов, технопарков, свободных экономических зон и так далее;

- выработка единых правил и механизмов координации деятельности всех субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной основе кооперирования по интересам на разных стадиях инновационного цикла. Следствием этого должно стать расширение воспроизводства инноваций и расширение действия данного механизма на другие сферы жизнедеятельности.

Во многих регионах РФ программы, связанные с инновационным развитием, не носят целостного характера. За рамками программ остаются ключевые аспекты взаимодействия малого инновационного бизнеса, научных и образовательных организаций и крупных промышленных компаний. Кроме того, зачастую отсутствует единая организационная основа, обеспечивающая целостное управление региональной инновационной стратегией и развитием.

На данный момент регионы не имеют развитой инновационной системы, не имеют полноценной стратегии инновационного развития, и, соответственно, не могут эффективно развиваться. В регионах существует непонимание вопроса разделения функций между федеральной и региональной властями в области совместного стратегического развития региональной и национальной инновационных систем. На сегодняшний день ряд важных функций на федеральном уровне выполняется не в полной мере. Особенно сильно сказывается недостаточность аналитической, координирующей и консалтинговых функции.

С другой стороны, регионы должны стремиться не только к тому, чтобы просто производить больше продукции, а к тому, чтобы концентрировать у себя интеллектуальные права на нее, финансовые ресурсы, квалифицированные кадры. Это, в свою очередь, на региональном уровне содействует решению одной из ключевых задач государственной политики России - созданию экономики знаний. Кроме того, это содействует расширению процессов, связанных с реализаций структурных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности и инновативности экономики.

В настоящий момент в регионах уже создаются такие важные объекты, как бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного доступа к современным технологиям, но отсутствует какой-либо объединяющий (информационно-аналитический) центр стратегического развития, который проводил бы анализ сильных и слабых сторон региона, способствовал согласованию стратегий участников инновационной деятельности. Деятельность такого экспертного центра позволила бы сформировать профиль бизнес-инкубатора, технопарка или центра коллективного доступа. [11,c.112]


2.2 Анализ текущего состояния региональной инновационной политики


Наука и инновационная деятельность в России остаются практически невостребованными. По данным Госкомстата, сократилось число образцов вновь создаваемых типов машин, оборудования, приборов, средств автоматизации. Об этом также свидетельствует неизменно уменьшающееся количество освоенных производством образцов новой техники. Современная промышленность в основном ориентируется на закупку импортной техники и технологий, а горнодобывающая, металлургическая промышленность, железнодорожный транспорт и авиация эксплуатируют изношенную на 2/3 и морально устаревшую технику.

Организационно распался самый крупный сектор науки – отраслевая наука. При этом промышленность практически лишилась дееспособных научных коллективов, осуществляющих научное сопровождение производства, а академическая и вузовская наука – партнеров по доведению идей, технических и технологических решений до практического освоения.

Наука и научный комплекс уже более 10 лет финансируются государством из незащищенных разделов бюджета по остаточному принципу. Уровень государственных затрат на науку в процентах к ВВП снизился до десятых долей процента.

Особую роль в обеспечении инновационного роста должна сыграть предлагаемая стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года.

Цель стратегии в области развития науки и инноваций состоит в разрешении следующего системного противоречия: темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.

В основе предлагаемой системы мероприятий лежит концентрация ресурсов федерального бюджета для финансирования НИОКР на ключевых направлениях, к которым относятся: повышение уровня «человеческого капитала», который является одним из основных конкурентных преимуществ России; сохранение (развитие) среды, обеспечивающей расширенное воспроизводство фундаментальных знаний; проведение прикладных исследований по ограниченному числу приоритетных направлений для обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке и повышения капитализации сектора исследований и разработок; создание инновационной инфраструктуры для реализации национальных приоритетов технологического развития, обеспечивающей преобразование знаний в рыночный продукт. Важная роль в стратегии отводится использованию механизма частно-государственного партнерства.

На современном этапе Государственная инновационная политика России заключается в формировании таких нормативно-правовых и экономических условий, которые всемерно стимулировали бы субъектов экономической деятельности к проведению исследований, разработок, НИОКР, приобретению новых знаний и технологий, выпуску новых высококонкурентоспособных товаров и освоению производств. Инновационная политика РФ сводится к реализации следующих задач:

- создание законодательной базы, стимулирующей и поддерживающей инновации и инновационную деятельность, к которой в первую очередь относятся законы: об общих принципах организации инновационной деятельности и проведения исследований и разработок; о защите интеллектуальных прав на объекты научных исследований и разработок; о льготном налогообложении и налоговом стимулировании субъектов инновационной деятельности; о создании особых экономических зон и ином стимулировании субъектов инновационной деятельности;

- создание в РФ развитой и эффективной инновационной инфраструктуры, которая заключается: в государственном финансировании фундаментальных и прикладных исследований, осуществляемых высшими учебными заведениями, исследовательскими институтами и прочими субъектами инновационной деятельности, имеющих стратегическое национальное значение; создание и поддержка технопарков, инновационных инкубаторов, центров трансферта технологий, инновационно-технологических центров, наукоградов, венчурных фондов и т.д.; финансовая поддержка высшего и профессионального образования для подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью;

- прямое финансирование отдельных стратегических национальных программ НИОКР, в том числе с привлечением частного инвестиционного капитала.

В настоящее время в России действует ряд финансовых институтов, созданных с участием государства и призванных стимулировать процессы коммерциализации. К ним, в первую очередь, относятся Российский фонд технологического развития (РФТР) (создан в 1992 г.), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия) (создан в 1994 г.), Венчурный инновационный фонд (ВИФ) (создан в 2000 г.).

РФТР в основном поддерживает проекты на стадии исследований и разработок, и главными получателями его средств являются научно-исследовательские организации и малые предприятия, Фонд содействия концентрирует свою деятельность на поддержке малых предприятий, находящихся преимущественно на стадии коммерческого выпуска продукции, а с 2003 г. – и на финансировании только возникших инновационных компаний (start-ups). Венчурный инновационный фонд – некоммерческая организация с государственным участием, которая, на основе долевого финансирования, формирует отраслевые и региональные венчурные фонды. При этом доля ВИФ в уставном (складочном) капитале вновь образуемых фондов не может превышать 10%, а объем средств, находящихся под управлением региональных или отраслевых венчурных фондов, должен составлять в рублевом эквиваленте не менее 3 миллионов долларов США. Кроме того, задачей ВИФ является осуществление приоритетной поддержки российских инновационных предприятий, создающих продукты и технологии, относящиеся к перечню критических технологий федерального уровня путем участия в финансировании этих проектов на их начальной стадии.

Бюджеты всех названных фондов достаточно скромные: так, бюджет Фонда содействия составляет 1,5% от общих расходов государственного бюджета на гражданскую науку. Размер бюджета РФТР колеблется в пределах 1,5 – 4% государственных расходов на гражданскую науку, поскольку его наполнение происходит за счет отчислений из внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основными источниками формирования имущества ВИФ являлись: целевой взнос Министерства науки и технологий Российской Федерации из средств Российского фонда технологического развития, целевой взнос Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере за счет средств, полученных на возвратной основе, а также добровольные имущественные взносы отечественных инвесторов (фондов, банков и т.п.). Планировалось, что первоначальный бюджет ВИФ составит 200 млн. руб., в настоящее время он равен 300 млн. руб., что для венчурного инвестирования является символической суммой, показывающей скорее намерения государства, чем дающей реальную финансовую поддержку.

РФТР и Фонд содействия могут выделять средства и на поддержку производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности, но только из внебюджетных средств. Это довольно скромная поддержка. Так, по данным на 2007 год, доля внебюджетных средств составляет 8% общего бюджета фонда содействия. Эти средства предоставляются на условиях возврата в качестве льготных кредитов со ставкой, равной половине учетной ставки Центрального Банка. Деньги Федерального бюджета, который получает Фонд содействия, могут направляться только на финансирование НИОКР.

Если федеральные органы власти РФ в начале 1990-х гг. не просто активно участвовали, но и явились инициаторами создания всей существующей инфраструктуры, способствующей коммерциализации технологий, то о региональном уровне власти этого сказать нельзя. Это отличает Россию от многих развитых стран мира, где местные власти активно вовлечены в стимулирование инновационной деятельности на своих территориях. Так, например, в ФРГ при таком же, как в России, федеративном устройстве все земли Германии имеют мощные бюджеты науки и инновационной деятельности и сильные связи с наукой на своих территориях. Объяснить сложившееся положение дел можно тремя группами причин.

Во-первых, сами финансовые институты (посевное финансирование, венчурное финансирование, грантовая поддержка) были абсолютно неизвестны подавляющему большинству не только представителей власти, но и научному сообществу. Знакомство с современными механизмами стимулирования инноваций началось лишь после того, как к середине 1990-х годов сложилась и начала действовать нынешняя система федеральных программ и фондов.

Вторая группа причин связана с ограниченностью региональных бюджетов, с тяжелым положением всей бюджетной сферы, а не только науки. В этой связи региональные власти не имели достаточного количества ресурсов и квалифицированных кадров управленцев для введения механизмов поощрения коммерциализации и технологического развития.

Третьей причиной недостаточного внимания региональных властей к обсуждаемому вопросу можно считать сложившуюся в СССР структуру научно-технического потенциала страны. Как известно, практически вся «серьезная» наука, в том числе и технологической направленности, находилась в ведомственном подчинении федеральных министерств и ведомств. В этой связи региональные власти не имели ни опыта, ни необходимых полномочий управлять и эффективно взаимодействовать с «большой» наукой, находящейся на их территории. Здесь особенно показателен пример г. Москвы, сегодня имеющей очень большой собственный городской бюджет на НИОКР. Как известно, на территории города располагается примерно четверть научного потенциала страны, однако до недавнего времени он никак не ориентировался на московскую тематику.

К сожалению, на настоящий момент специализированных финансовых институтов, осуществляющих целевое финансирование инновационных высокотехнологичных проектов и фирм, в регионах нет. В большинстве больших и средних, а также в некоторых малых городах существуют фонды поддержки предпринимательства. Однако суммы, перечисляемые из региональных и муниципальных бюджетов в соответствующие фонды, носят символический характер. Сбалансированные региональные программы инновационного развития либо отсутствуют, либо, если есть, финансируются по остаточному принципу.[9,c.167]


2.3 Формирование региональной инновационной политики в УрФО


Правительством Свердловской области была принята Концепция создания и развития инновационной системы в Свердловской области на 2007-2010 годы. Настоящая Концепция определяет сущность, основные цели, задачи и приоритетные направления создания инновационной системы в Свердловской области, выявляет возможности использования научного, научно-технического и инновационного потенциалов, намечает формы и механизмы государственной поддержки инновационной деятельности в Свердловской области на ближайшую и среднесрочную перспективу, определяет приоритетные направления развития науки, техники и технологий.

Необходимость разработки Концепции определяется:

- возрастанием роли инноваций как фактора роста благосостояния и устойчивости социально-экономического развития;

- недостаточным развитием российского законодательства в инновационной сфере;

- актуальностью формирования в Свердловской области эффективной социально-ориентированной рыночной экономики, базирующейся на современных технологических укладах;

- отсутствием должных условий для активного вовлечения накопленного научно-технического потенциала Свердловской области в процессы модернизации производства и развития высокотехнологичного сектора экономики.

Создание региональной инновационной системы является важнейшей задачей экономической политики Свердловской области и предусматривает:

- создание благоприятной экономической и правовой среды;

- построение инновационной инфраструктуры;

-совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

Свердловская область обладает высоким научно-техническим потенциалом. В области имеются все необходимые условия, чтобы обеспечить экономический рост на основе научно-технического прогресса.

По научному и кадровому потенциалу Свердловская область занимает одно из ведущих мест в России. Научные исследования и проектные работы выполняют около 30 тыс. человек. Среди регионов Уральского федерального округа Свердловская область занимает первое место по числу занятых в науке.

В области сохранились ведущие научные школы, имеющие мировую известность. Наука Свердловской области является неотъемлемой частью научного потенциала России. Так, Уральское отделение Российской академии наук насчитывает 41 научное учреждение, 22 из них сосредоточены в городе Екатеринбурге.

В области сосредоточено 92 института (что составляет около 2/3 всех организаций Урала) – 13,6 тыс. сотрудников, осуществляющих исследования и разработки. Различными видами научной, научно-технической и проектно-изыскательской деятельности занимается более 1000 организации, из них 146 относятся к базовым и специализированным по видам деятельности институтам, имеющим необходимую научную, производственную и нормативно-техническую базу, а также соответствующую квалификацию специалистов.

Высшие учебные заведения Свердловской области обладают мощным инновационным потенциалом - 30 вузов (в том числе 18 государственных), 4,7 тысяч сотрудников. В настоящее время большое внимание уделяется формированию учебно-научных инновационных комплексов. Один из таких комплексов создан на базе Уральского государственного технического университета - УПИ, что позволяет вовлечь в инновационный процесс преподавателей высшей школы, аспирантов и студентов, обеспечить единство учебного, научного и инновационного процессов и подготовку кадров по перспективным для региона направлениям.

Научный процесс охватывает полный цикл исследований и разработок, заканчивающийся созданием готовой продукции. Ежегодно вузами Свердловской области в содружестве с институтами Уральского отделения Российской академии наук и отраслевыми институтами создается более 100 научно-технических разработок, представляющих интерес для развития экономики Свердловской области и всего Уральского региона.

Для обеспечения динамичного развития инновационного потенциала области необходимо обеспечить рост численности сотрудников, занятых в науке и научном обслуживании. Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года предусматривает такой рост - в 1,5 раза к 2015 году. Однако за период 2000 – 2004 годов число научных сотрудников сократилось на 11,4 процента, в том числе исследователей – на 20 процентов. Основными причинами такого спада являются недостаточное финансирование науки и научного обслуживания, жесткая налоговая политика по отношению к научному сектору, сокращение количества отраслевых институтов. Одна из наиболее острых проблем – старение научных кадров и нарушение преемственности в науке. Так, на сегодняшний день доля исследователей старше 50 лет в Свердловской области составляет 47 процентов.

Внедрением и продвижением новых и перспективных технологий в производств в Свердловской области занимаются: 162 крупных и средних инновационных промышленных предприятия; более 200 малых инновационно-активных предприятий; Институт инноватики и маркетинга Уральского государственного технического университета; 3 бизнес-инкубатора: закрытое акционерное общество «Технопарк «Заречный»; Екатеринбургская Палата товаропроизводителей; 2 инновационно-технологических центра:

- инновационно-технологический центр «Академический», созданный на базе Уральского отделения Российской академии наук для поддержки инновационной деятельности малых наукоемких предприятий;

-Уральский объединенный научно-исследовательский и проектно-конструкторский центр металлургии, выполняющий крупные инновационные проекты, играющий важнейшую роль для развития промышленности области;

- Уральский учебно-научный центр инновационного бизнеса оказывающий консалтинговые, информационные и маркетинговые услуги инновационным фирмам; 3 региональных промышленных центра:

- Свердловский областной технический центр быстрой подготовки производства, который занимается разработкой и производством широкой номенклатуры инструмента;

- Уральский региональный центр по производству печатных плат – структурное подразделение федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Октябрь»;

- Региональный центр листообработки, в котором решаются наиболее сложные технологические задачи листообработки и изготавливаются изделия для широкого спектра отраслей экономики;

2 центра трансфера технологий:

- отдел трансфера технологий при Уральском государственном техническом университете - УПИ, который занимается коммерциализацией вузовских разработок;

- Уральский региональный центр трансфера технологий при Уральском отделении Российской академии наук, в сферу деятельности которого входит отбор инновационных проектов академических институтов;

5 технопарков:

- автономная некоммерческая организация «Технопарк «Уральский»;

- закрытое акционерное общество «Технопарк «Заречный»;

-технопарк «Урал-2000» (на базе открытого акционерного общества «Свердловский инструментальный завод»);

- общество с ограниченной ответственностью «Технопарк»;

- закрытое акционерное общество «Технопарк «Уральские технологии» (открытое акционерное общество «УралНИТИ»).

Одним из важных направлений активизации инновационной деятельности является формирование и развитие региональной инновационной инфраструктуры.

В 2003 году Правительство Свердловской области приняло постановление о возможности для крупных предприятий, имеющих пустующие территории и неиспользуемые производственные мощности, организовывать на них технопарки на условиях существенных льгот при оплате за землю.

Планируется создание технопарков на основе:

- открытого акционерного общества «Машиностроительный завод имени М.И.Калинина);

- в городе Верхняя Пышма на базе Уральского завода химических реактивов;

- в Институте математики и механики Уральского отделения Российской академии наук Академическо-вузовский технопарк информационных технологий (разработка новейших программных продуктов);

- в 2008-2009 годах будет существенно расширен инновационно-технологический центр «Академический» (строительство 2-х зданий общей площадью более 16 тыс. кв. м).

Особая роль в развитии инновационной инфраструктуры предназначена созданию в городе Екатеринбурге Большого Евразийского университетского комплекса, отличительной особенностью которого явится максимально широкий спектр научных исследований, специальностей и направлений подготовки необходимых кадров, а также наличие мощного технопарка, закрывающего в значительной степени потребности отраслей производства региона в инновационных разработках.

Создание Большого Евразийского университетского комплекса следует рассматривать как шаг, направленный на реализацию государственной инновационной политики, формирование необходимых структур и кадров, обеспечивающих интеграцию всех ресурсов для эффективного трансфера новых знаний в реальную экономику.

Тем не менее, несмотря на рост отдельных показателей, инновационная активность региона остается невысокой. Так, наукоемкость валового регионального продукта области составляет порядка 1,5 процента, а выпуск инновационной продукции – менее 6 процентов от общего выпуска промышленной продукции.

Основными причинами замедленного развития инновационного сектора являются:

- несовершенство правовой базы в сфере научно-технической и инновационной деятельности;

- отсутствие стратегии инновационного развития Свердловской области на долгосрочную перспективу;

- отсутствие системы стимулирования субъектов инновационной деятельности;

- недостаточная поддержка инновационных процессов со стороны государства;

- отсутствие механизмов финансово-экономической поддержки научно-технической и инновационной деятельности;

- разрозненность имеющихся элементов инновационной системы, слабые связи между наукой и производством;

- нехватка у предприятий собственных средств;

- низкий спрос на отечественную инновационную продукцию;

- не развитость в обществе позитивного отношения к инновациям.

Как показывают данные, в настоящее время инновационная система в Свердловской области находится в стадии становления. Можно говорить о наличии отдельных элементов: мощный научный комплекс, высокотехнологичные предприятия оборонно-промышленного комплекса, старт-компании при вузах и академических институтах, объекты инновационной инфраструктуры, новые специальности в вузах и центрах переподготовки кадров. Формируется правовая база в сфере научно-технической и инновационной деятельности.

Однако эти элементы пока разрознены, им не хватает объединяющего и координирующего начала, превращающего их в действенный механизм эффективного использования и коммерциализации научных знаний. В роли такого начала, в соответствии с мировой практикой, должна выступать продуманная система мер и механизмов комплексной государственной поддержки инновационной деятельности, а также создание особо благоприятных финансово-экономических и правовых условий для формирования гармоничной инфраструктуры и регионального рынка инноваций.

Необходимо, чтобы создаваемая инновационная система региона объединила усилия органов государственной власти Свердловской области, научного сообщества и предпринимательского сектора в интересах ускоренной реализации результатов интеллектуальной деятельности на рынке инноваций. Особую актуальность проблема формирования инновационной системы приобретает в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Целью государственной политики по развитию инновационной системы в Свердловской области является создание региональной эффективно действующей инновационной системы, способной обеспечить укрепление позиций региона на внутреннем и внешнем рынках, повысить его конкурентоспособность за счет осуществления кардинальных качественных сдвигов в структуре производства и его технологическом перевооружении.

Анализ процессов развития инновационной деятельности и формирования региональной инновационной системы Свердловской области выявил ряд нерешенных проблем. Наиболее неотложными из них являются:

- обеспечение многоканального финансирования научно-технической и инновационной деятельности;

- преодоление разрозненности, автономности имеющихся элементов инновационной системы, восстановление и укрепление связей между наукой и производством;

- развитие инфраструктуры, обеспечивающей передачу технологий в практику;

- разработка эффективных мер стимулирования инновационной активности.

Региональная инновационная система Свердловской области представляет собой совокупность взаимосвязанных субъектов инновационной деятельности. Целевая поддержка, мониторинг развития и управление инновационной системой осуществляется непосредственно Правительством Свердловской области.

Реализация положений Концепции создания и развития инновационной системы развития инновационной системы в Свердловской области предполагает разработку и принятие следующих областных законодательных и нормативных правовых актов:

- закон Свердловской области «Об инфраструктуре инновационной деятельности в Свердловской области»;

- областная инвестиционная программа по развитию технопарков и бизнес-инкубаторов на территории Свердловской области;

- нормативно-техническая документация, регулирующая механизмы создания и деятельности технопарков в Свердловской области, включая методики создания технопарков на территории Свердловской области, механизмы аккредитации технопарков и оценки эффективности их деятельности;

- программа содействия экспорту наукоемкой продукции, выпускаемой предприятиями в Свердловской области.

Все это позволит обеспечить благоприятную правовую среду и условия для стимулирования инновационной деятельности, модернизации производства, существенного увеличения объемов финансирования инновационной деятельности из бюджетов всех уровней и собственных средств предприятий, ускоренного формирования инновационной инфраструктуры и в результате создать региональную инновационную систему для обеспечения перехода к инновационному пути развития Свердловской области.

В Свердловской области поддержка фундаментальных и прикладных исследований как базы инновационного технологического развития в 2007-2010 годах планируется в трех основных формах:

- конкурс научных разработок и инновационных проектов по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий;

- совместный региональный конкурс Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительства Свердловской области;

- совместный региональный конкурс Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Правительства Свердловской области.

Источниками финансирования инновационной деятельности являются:

- целевые федеральные и областные программы;

- банковские кредиты;

- гранты международных фондов;

- средства стратегических партнеров;

- венчурный капитал.

Влияние Правительства Свердловской области на развитие механизмов финансирования проектов создания инновационной продукции основано на следующих принципах и мерах:

- финансирование инновационной деятельности осуществляется на основе селективного подхода и концентрации финансовых ресурсов на приоритетных для области направлениях;

- основным механизмом поддержки инновационной деятельности органами государственной власти Свердловской области будет являться программа развития инновационной деятельности Свердловской области;

- прямая поддержка за счет средств областного бюджета будет оказываться главным образом созданию принципиально новых наукоемких технологий и производств, реализующих перспективные научно-технологические разработки высокой степени готовности, а также на реализацию наиболее значимых для региона быстро окупаемых проектов;

- в отношении промышленных предприятий предполагается использовать преимущественно меры косвенного стимулирования инновационной деятельности (налоговые льготы, льготы по кредитам и иное);

- предусматривается комплекс мер по созданию льготного режима деятельности для субъектов малого инновационного предпринимательства в «стартовый» период (снижение ставок по налогам в части, зачисляемой в областной бюджет, компенсация ставок по банковским кредитам, льготы по аренде помещений и оборудования, компенсация затрат по участию в выставках и ярмарках, ускоренная амортизация);

- в целях привлечения к финансированию инновационной деятельности средств коммерческих банков, международных фондов, стратегических инвесторов и иных источников планируется разработать и внедрить систему гарантий и льгот, предоставляемых органами государственной власти Свердловской области отечественным и зарубежным инвесторам, вкладывающим свои финансовые средства в перспективные инновационные проекты и программы;

- предусматривается работа по привлечению других субъектов Российской Федерации к участию в совместных инновационных проектах на взаимовыгодных условиях;

- правовые основы финансово-экономической поддержки инноваций заложены в Законе Свердловской области от 30 июня 2006 года № 43-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области».

Для получения информации о состоянии инновационной инфраструктуры Свердловской области и корректировки приоритетов развития на ближайшую перспективу необходимо провести анализ результатов деятельности участников инновационной сферы.

В основу развития инновационной инфраструктуры Свердловской области будет положено создание технопарков, инновационно-технологических центров, технико-внедренческих зон, наукоградов, «инкубаторов» инновационного бизнеса как очагов инновационной активности территорий с последующим объединением их в единую сеть, обеспечивающую сопровождение инновационной деятельности на территории региона и создание благоприятных условий для производства и распространения инноваций.

Потенциальными возможностями для получения статуса наукограда в Свердловской области обладают города: Заречный, Новоуральск, Лесной, Верхняя Салда и Нижняя Салда.

Создание в регионе новых технопарков будет осуществляться на базе ведущих научно-производственных и опытно-конструкторских предприятий, отраслевых научно-исследовательских институтов, конверсионных организаций оборонного комплекса.

Предполагается организация инновационно-технологических центров и научно-инновационных комплексов при академических институтах и на базе отраслевых научно-исследовательских институтов.

Планируется создание областного инновационного центра (далее - центр) с участием Правительства Свердловской области, федеральных фондов поддержки предпринимательства, частных банков и субъектов инновационной инфраструктуры. Основными задачами центра являются: координация действий участников инновационного процесса региона; формирование областной базы данных об инновационных проектах и субъектах инновационной деятельности; инновационный маркетинг. Организация центра позволит повысить эффективность управления научно-инновационной деятельностью.

Предполагается создание академическо-вузовского технопарка информационных технологий.

Планируется и поддержка создаваемых муниципальных, отраслевых и иных информационных центров, ориентированных на обслуживание инновационного бизнеса.

В целях укрепления материально-технической базы инновационной деятельности и ее своевременного обновления будут приняты меры по созданию лизинговых фирм, предоставляющих инновационным предприятиям оборудование на условиях последующего выкупа.

Особое внимание будет уделено развитию и поддержке сети специализированных центров трансфера технологий и созданию технологической биржи, обеспечивающих передачу или продажу прав на промышленную собственность, лицензирование запатентованных технологий, поставку «ноу-хау» и технический консалтинг.

Предполагается создание ряда инжиниринговых (инновационно-инвестиционных) центров, обеспечивающих организацию выполнения инновационных проектов, включая подбор исполнителей, комплексную поставку необходимого оборудования и сдачу объектов «под ключ». Организация инжиниринговых центров будет способствовать разрушению межотраслевых барьеров, усилению интеграции науки и производства.

В числе планируемых мероприятий – создание регионального венчурного фонда Свердловской области.

Огромным инновационным потенциалом обладает проект создания Большого Евразийского университета. Содействие и координация деятельности в ходе создания университета – одно из приоритетных направлений деятельности Правительства Свердловской области по созданию инновационной системы.

Расширение производственных площадей и технологических возможностей для малых инновационных предприятий будет реализовано с пуском второй (инновационно-технологический центр «Екатеринбург») и третьей очереди (инновационно-технологический центр «Химметтехнология») инновационно-технологического центра «Академический».

Приоритетными инновационными направлениями развития науки, техники и технологий, реализация которых позволит обеспечить модернизацию и реструктуризацию производственного комплекса и повысить инновационную составляющую экономики региона являются:

- глубокая переработка ресурсов Свердловской области.

Одной из главных особенностей Свердловской области является наличие собственных природных ресурсов: черные и цветные металлы, лес, торф, глубокая переработка которых позволит:

повысить уровень переработки сырья и увеличить долю наукоемких производств в общем объеме выпускаемой продукции области;

увеличить стоимость конечного продукта, в связи с чем добавленная стоимость возрастет в 2-5 раз;

создать дополнительные рабочие места;

повысить конкурентоспособность продукции региона на мировых рынках;

выполнить задачу, поставленную Президентом Российской Федерации по удвоению валового внутреннего продукта.

Данное направление является условием динамичного развития всей экономики области, это источник рынка новых продуктов и технологий, предпосылка будущего эффективного выхода на внешние рынки;

- применение наукоемких технологий в машиностроении и металлургии.

Важность данного направления обусловлена следующими причинами:

машиностроение и металлургия являются основой экономической и технологической безопасности Свердловской области;

необходимо обновление основных фондов в машиностроении и металлургии с учетом специфики экономики области; требуются принципиально новое оборудование, инновационные технологии, материалы;

с учетом реализации принятых в металлургии инвестиционных программ до 2010–2015 годов, ежегодный прирост инвестиций в основной капитал металлургии может составить в среднем 8–10 процентов;

по прогнозам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации ожидается закрепление тенденции динамичного роста машиностроения на Урале, за счет расширения как инвестиционного, так и потребительского спроса, а также роста экспорта.

Для реализации этого направления в области имеется большой научно-технический потенциал в научной сфере и оборонно-промышленном комплексе. Его использование позволит решить задачу импортозамещения, повысить технологическую безопасность региона и реализовать потенциал оборонно-промышленного комплекса в сфере технологий «двойного назначения»;

- энергосберегающие технологии.

Приоритетность для Свердловской области этого направления определяется следующим:

в регионе сосредоточены крупнейшие энергоемкие производства и в первую очередь металлургические (на сегодняшний день одним из основных рисков для черной и цветной металлургии – основных инвестиционных направлений Свердловской области - является недостаток энергетических ресурсов, что может оказаться критическим фактором для развития региона в целом);

в области ощущается дефицит энергоресурсов. Собственными энергоресурсами область обеспечена лишь на 5-7 процентов;

энергетика является одним из основных сдерживающих факторов дальнейшего развития промышленности Свердловской области (уже в 2006 году в области появились энергодефицитные узлы: Серово-Богословский, Каменск-Уральский, Первоуральско-Ревдинский, Екатеринбургский);

область характеризуется высокой энергоемкостью базовых отраслей промышленности. Сегодня она превышает аналогичные показатели отраслей Западно-Европейских стран в 1,5-2 раза, что при вступлении России в Всемирную торговую организацию делает нашу продукцию неконкурентоспособной;

растут цены на энергоносители.

Вместе с тем в Свердловской области имеются передовые разработки в сфере энерго- и ресурсосбережения (водородная энергетика, заделы по созданию топливных элементов). Благодаря усилиям Правительства Свердловской области, в регионе созданы благоприятные организационные условия для реализации этого направления;

- информационно-телекоммуникационные технологии и электроника.

Информационным технологиям принадлежит определяющая роль в научно-техническом развитии. По результатам анализа рынка Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, информационно-телекоммуникационные технологии и электроника вошли в число направлений технологического развития государственной важности как области, способные превысить стартовые инвестиции в отрасль за 3 года в пять раз.

В регионе сосредоточен высокий научный потенциал по данному направлению (Институт математики и механики Уральского отделения Российской академии наук, кафедры в Уральском государственном технологическом университете - УПИ, Уральском государственном университете и иные учреждения), реализация данного направления даст Свердловской области возможность конкурировать на мировом рынке;

- экология и рациональное природопользование.

Важность данного направления определяется:

крайне неблагополучной экологической обстановкой в регионе и спецификой промышленного комплекса Свердловской области (здесь сосредоточено более 50 процентов металлургической и горно-добывающей промышленности);

наличием на территории большого количества техногенных образований и необходимостью их переработки,

наличием ядерных объектов и отходов;

необходимостью реализации положений Киотского протокола;

ужесточением экологических стандартов в связи с вхождением России в Всемирную торговую организацию.

Мероприятия данного направления позволят обеспечить безопасность и улучшение качества жизни населения области, повысить эффективность использования энергетических, минеральных и биологических ресурсов и интенсифицировать процессы переработки отходов;

- новые материалы и химические технологии.

Приоритетность данного направления для Свердловской области обусловлена следующим:

разработка новых материалов и методов получения химических продуктов определяет технологический уровень основных отраслей экономики;

в регионе существуют разработки по новым перспективным конструкционным и функциональным материалам, химическим продуктам, которые являются перспективной базой для создания новой конкурентоспособной техники и технологий,

в области хорошо представлены химический комплекс, производство медицинских препаратов.

Согласно Концепции развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2010 года планируется переход комплекса на инновационный путь развития, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, укрепление позиций отечественных производителей на внутреннем и внешних рынках в условиях рыночной экономики.

В соответствии с вышеуказанными приоритетными направлениями развития инновационной деятельности в Свердловской области на основе предложений научных организаций, промышленных и инновационных предприятий, отраслевых институтов области управлением научно-технической политики Министерства промышленности, энергетики и науки Свердловской области был создан банк важнейших инвестиционных и инновационных проектов Свердловской области.[1,20,21]


3. Совершенствование инновационной политики УрФО


3.1 Рекомендации по совершенствованию инновационной политики УрФО


Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.

Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.

В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.

При слабом "внутреннем" стимулировании инноваций, что пока составляет специфику и одну из основных особенностей экономической жизни в России на ее микро уровне, еще в течение какого-то времени следует поддерживать повышенный уровень регуляторных воздействий со стороны государства. Конкретные научные разработки и программы таких регуляторных вмешательств государственных органов и их организационных структур - не только дело настоящего, но в еще большей мере будущего

Ключ к выходу из экономического кризиса лежит в освоении основанного на крупных изобретениях базисных инноваций обеспечивающего переход к новым поколениям техники в ведущих секторах экономики.[7,c.194]

Технологический переворот возможно осуществить лишь на основе включения в мировой инновационный процесс, поиска и освоения технологических и рыночных ниш, опираясь на стратегию "лазерного луча", обеспечением патентозащищенности конкурентоспособной продукции.

Замкнутость в инновационной политике и практике, отрыв от мирового научно-технического прогресса привели к падению конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке (а теперь и на внутреннем, все более наводняемом импортными товарами), и растущему отставанию от высшего мирового технического уровня. Преодолеть эту тенденцию невозможно, опираясь только на собственные силы, без включения в мировое сообщество. При этом необходима селективная научно- техническая политика, с выделением трех секторов в инновационной пирамиде.

В вершине ее лежит сравнительно узкий сектор прорывных технологий, основанный на отечественных изобретениях, которые могут обеспечить приоритет и высокую конкурентоспособность на узком сегменте мирового рынка и принести значительный доход при умелой и масштабной реализации приоритета.

Следующий, более широкий сектор - где есть возможность, опираясь на отечественные и зарубежные лицензии организовать на равных разработку, производство и поставку на рынок конкурентоспособной современной продукции. Большие возможности в этом плане предоставляет конверсия военной науки и промышленности, где немало крупных, прежде засекреченных изобретений и технологий могут быть использованы для производства такой продукции.

Третий, еще более широкий сектор - там, где страна не имела достаточного научного задела и инновационного потенциала и где эффективнее использовать зарубежный потенциал, тем более что ограничение на экспорт высоких технологий к нам постепенно ослабляются или снижаются. Нужно понимать, что сейчас ни одна страна в мире не в состоянии развивать всю гамму направлений современной науки и техники; разумнее опираться на международное разделение и кооперацию труда в этой сфере.

Реализация селективной инновационной политики должна опираться на разработку и выполнение программ, охватывающих всю технологическую цепочку (от фундаментальных исследований до достижения оптимального уровня производства и потребления избранного направления пионерной техники), с организацией, охватывающей весь сегмент мирового рынка системы маркетинга, рекламы, продажи, фирменного обслуживания, обновления данного вида товаров.

Эффективная реализация наступательной инновационной стратегии возможна лишь при сочетании современных рыночных механизмов, государственной поддержки базисных инноваций и высокой творческой активности изобретателей и новаторов и защищающих их интересы союзов и организаций. Национализация интеллектуальной собственности, обилие централизованных программ, субсидирование научного поиска и инновационной деятельности за счет централизованных фондов, господство военно-промышленного комплекса и монополии тяжелой промышленности, как доказал недавний опыт, неэффективны. Это порождает снижение изобретательской активности, преобладание псевдоноваций, нацеленных на продление устаревших поколений техники.

Переход к рынку усиливает технологическую конкуренцию, приводит к банкротству тех, кто использует и производит устаревшую продукцию, обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно- технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным новаторам. Формируется экономический, рыночно конкурентный механизм нововведений. Но предприниматели (особенно в кризисной ситуации) неохотно идут на базисные нововведения, связанные с крупными разовыми вложениями, большим рынком зачастую обрекающим на гибель уже отлаженное, четко функционирующее производство, создающее ему конкурентов, обесценивающее вложенный капитал. Именно это побуждает монополии сопротивляться (до известного предела) базисным нововведениям, порождает тенденцию к техническому застою. Поэтому нужна активная и дифференцированная государственная поддержка базисных нововведений, основанных на крупных изобретениях. Эта поддержка может быть как прямой (частичное финансирование сравнительно небольшого числа приоритетных программ), так и косвенной (налоговые и таможенные льготы для инновационных мероприятий и предприятий, патентная защита, четкое правовое регулирование и т.п.) в сочетании с антимонопольными мерами.[10,c.127]

Однако государственная поддержка может сыграть и реакционную роль, если она направлена на продление жизни устаревших, но еще мощных поколений техники и связанных с ними монополизированных структур.

Активная государственная поддержка не только фундаментальных исследований, но и базисных инноваций осуществляется во всех развитых странах - достаточно привести пример государственных целевых программ в

Японии и США, западноевропейской программы "Эврика", налоговых льгот для венчурных предприятий и инвестиций в большинстве стран. Однако эта поддержка ограничена во времени и уступает затем место обычному рыночному механизму.

В то же время необходимо объединение инновационных сил в самом секторе прорыва. Речь идет не только о формировании разнообразных гибких хозяйственных форм в этом секторе, но и активизации общественных организаций и союзов изобретателей и новаторов (ВОИР, Союза инновационных предприятий и т.д.), активном включении их в поддержку инновационных инициатив путем создания влиятельных творческих коллективов, малых предприятий, технологических парков и т.д.

Для того, чтобы научная организация смогла перейти к работе в условиях рынка, необходимо провести комплекс подготовительных работ.

Причем это должны быть не разовые мероприятия, а некоторая система, которая вначале должна помочь перейти к работе в условиях рынка, а в дальнейшем закрепиться на нем.

В процессе создания такой системы необходимо:

провести анализ достигнутых результатов и определить интересы; организовать маркетинговые исследования; провести анализ и переоценку имеющихся основных фондов; оценить имеющийся научно-технический и производственный потенциал; разработать проект программы исследований и разработок, ориентированный на реализацию в условиях рынка; определить фактическую фондовооруженность первичных коллективов и действительные потребности в развитии и обновлении потенциала; разработать проект программы исследований и разработок, ориентированный на реализацию; рассмотреть возможности внедрения новых форм организации исследований и разработок, включая создание малых предприятий; выбрать программу работ и определиться со стратегией развития; подготовить необходимое нормативно-методическое обеспечение исследований и разработок.[7,c.172]

В настоящее время основным источником финансирования инновационной деятельности зачастую являются собственные средства предприятий. Каждому восьмому предприятию оказывалась поддержка из федерального бюджета, каждому 12 – из местных бюджетов. Около 2,5% промышленных предприятий получали средства из региональных инновационных фондов, около 1% - из фонда технологического развития либо от иностранных инвесторов.

В последние годы все большее распространение финансирования НИОКР получает система грандов. Для эффективного использования системы грандов при функционировании фундаментальных исследований следует наделить научного работника или первичную исследовательскую группу правами юридического лица, в зависимости от сложности проблемы выделять гранды на срок до 3-5 лет. Для перехода на такую систему нужно, чтобы деньги и фонды находились в распоряжении научных советов при отделениях республиканских академий.

Новый статус академических научных учреждений позволит осуществить предложение о переходе академической науки на конкурсно-контрактную систему со свободным финансированием. Суть ее в том, что руководитель научного коллектива завоевывает в результате конкурса финансовое обеспечение своей работы, объявляет через ученый совет конкурс на соответствующий штат научных сотрудников. С теми, кто его пройдет, в дальнейшем заключается контракт на определенный срок, причем оплата труда определяется ученым советом в пределах фонда зарплаты, выделенного на выполнение работы.

Важную роль в перспективе могут сыграть долгосрочные кредиты.

Построение федеральной инновационной системы требует решения следующих взаимосвязанных задач:

- совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;

- совершенствование механизмов формирования и реализации инновационных проектов, значимых для государства;

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения в инновационной сфере;

- проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;

- создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и иное), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий;

- создание системы подготовки кадров для осуществления инновационной деятельности.

- формирование территорий ускоренного инновационного развития на базе имеющегося научного и промышленного потенциала;

- использование возможностей международного научно-технического сотрудничества для развития технологического потенциала Российской Федерации.

При решении этих задач предполагается максимальное использование собственного научно-технического потенциала.

Реализация государственной политики по созданию инновационной системы предполагает:

- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей активизацию инновационных процессов;

- обеспечение благоприятных финансово-экономических условий для инновационной деятельности и инвестиций в инновационную сферу, расширение форм и механизмов косвенного регулирования инновационных процессов (налоговых, амортизационных, кредитных и иных);

- привлечение инвестиций для развития инновационной инфраструктуры;

- рациональное сочетание государственного регулирования с действием рыночных механизмов, прямых и косвенных методов поддержки инновационной деятельности.[20]


3.2 Участие ЗАО «Уралстройресурс» в региональной инновационной политике


Основным направлением деятельности ЗАО «Уралстройресурс» является осуществление сбыта строительных материалов, производимых в цехах, принадлежащих этому же предприятию, организация серийного производства, поиск новых технологий для снижения затрат на производстве, а также реализация сопутствующих строительных материалов и других материалов для строительства и отделки помещений.

Строительные материалы, производимые ЗАО «Уралстройресурс» - это изделия из дерева – двери, окна, плинтуса, наличники, доска, вагонка. ЗАО «Уралстройресурс» производит также изделия из дерева по индивидуальным заказам – это такие изделия, как беседки, двери, окна, ворота, заборы и т.д. Сопутствующие материалы, реализуемые ЗАО «Уралстройресурс» – крепеж, пена для установки дверей, стекло, антисептики для деревянных изделий. Строительные материалы для строительства и отделки – это листовые материалы, строительные блоки, сухие смеси, утеплители и т.д.

Компания основана в ноябре 1997 в форме закрытого акционерного общества. На первоначальном этапе акционерным собранием директором ЗАО «Уралстройресурс» был выбран Сорокин Сергей Иванович, опытный руководитель, являющийся директором ООО «Уралстрой–1» и ТК «Сибирский трактъ». Сорокин С.И. является директором ЗАО «Уралстройресурс» по настоящее время. Первоначально компания занималась только продажей строительных материалов.

Новый этап в развитии ЗАО «Уралстройресурс» начался в июне 2001 года, с покупкой деревообрабатывающего цеха в поселке Сосновый Бор, Свердловской области. На этот момент главной задачей руководства являлось принципиальное изменение механизмов сбыта продукции, переход от розничной торговли к сочетанию розничной и оптовой. Руководством были сделаны шаги в данном направлении – налаживание контактов со строительными организациями, сужение ассортимента, реклама продукции, производимой в собственном цехе. К данному моменту времени все эти задачи выполнены.В настоящее время налажено серийное и индивидуальное производство, разработаны маркетинговая и сбытовая политика.

На сегодняшний день строительство домов – это востребованное направление на рынке. Для строительных фирм в первую очередь важно следить за развитием новшеств на рынке строительных материалов, развитием технологий производства, методов строительства, сопутствующих систем (таких как противопожарные, канализационные), дизайна.

В данный момент на предприятии ООО «Уралстрой-1» существует отдел новаций, сотрудники которого посещают выставки как в России, так и в зарубежных странах (таких как Германия, Испания и др.). Этот отдел отслеживает появление новых строительных материалов, которые могли бы быть полезны, учитывая российский климат, а также ускоряли и удешевляли бы строительство. Благодаря работе этого отдела, в цехе занимающемся производством окон, дверей и деревянных профильных изделий, из опилок, остающихся от производства, планируют выпускать опилкобетонные блоки.

Стратегия инновационного развития ЗАО «Уралстройресурс» реализуется в следующих направлениях.

Административно-организационная:

-разработка общей долгосрочной стратегии развития (в том числе и инновационного) и отдельных (краткосрочных и среднесрочных) планов;

-разработка и представление региональных проектов и программ;

-продвижение производимой продукции с получением необходимой поддержки в официальных инстанциях на региональном уровне

Научно-исследовательская:

-отслеживание новых технологий и новых видов оборудования;

-внедрение снижающих себестоимость технологий;

-проведение необходимых для этого исследований, экспериментов, испытаний, анализов

Юридическая и правовая:

-подготовка юридической базы в отношениях с инвесторами, подрядчиками, клиентами, любыми другими партнерами

Производственная:

-обеспечение высокоэффективного и бесперебойного производства

-диверсификация производства, снижение издержек

Торгово-сбытовая:

-улучшение собственной сбытовой и сервисной инфраструктуры для реализации производимой продукции

-проведение торговых, экспортно-импортных, лизинговых и иных коммерческих операций

-оптовая и розничная продажа, монтаж и техническое обслуживание

-маркетинг, реклама и т.д.

Финансово- экономическая

-организация кредитования текущей деятельности компании

-проведение сделок, связанных с приобретением, привлечением, продажей и размещением различных финансовых инструментов

-организация выполнения проекта

Одной из основ успешного развития компании и важной составляющей частью административного управления является система планирования и отчетности для подразделений и сотрудников, формирование которой было закончено в 2002 году. Разработаны стандартные формы годового, месячного и недельного плана/отчета. Система документооборота и распоряжений руководства согласована с системой планирования и отчетности. Отработана система мониторинга выполнения запланированных мероприятий, а также система контроля выполнения поручений руководства.

Аттестация сотрудников стала неотъемлемой частью деятельности компании. Первая аттестация сотрудников была проведена в феврале 2002 года с целью установления соответствия занимаемым должностям и определения результативности и полезности каждого сотрудника для компании. Аттестация проводилась на основании методики и критериев оценки персонала, утвержденных учредителями. По результатам аттестации каждому сотруднику были выданы заключения-рекомендации.

Заключение


Создание эффективно действующей инновационной системы заложат прочные основы для перехода экономики на инновационный путь развития, создадут благоприятные условия для перевода экономики России и ее регионов на интенсивный тип развития на основе повышения эффективности использования научно-технического потенциала и коммерциализации результатов инновационной деятельности. Начнет формироваться принципиально новый облик экономики региона.

Разработка и внедрение правовых и экономических механизмов стимулирования инновационной деятельности и модернизации производства, увеличение объемов финансирования науки и инновационной деятельности из бюджетов всех уровней и собственных средств предприятий, ускоренное формирование инновационной инфраструктуры обусловят высокую динамику развития регионального рынка инноваций.

Переход к расширенному воспроизводству инноваций к 2010 году позволит создать условия для наращивания научно-технического и инновационного потенциала, прежде всего в отраслях машиностроительного комплекса. Будут созданы условия для модернизации производств, возрастет спрос промышленных предприятий на научные разработки, появится возможность для научных предприятий работать в рамках регионального заказа, ориентируясь на реальные потребности промышленности. Значительное повышение спроса на исследования и разработки позволит научным организациям обновить свои основные фонды.

Увеличение расходов на науку, повышение оплаты труда научных работников позволят сохранить потенциал научных школ, привлечь в науку талантливую молодежь. Это положительно скажется как на патентной активности, так и на росте объемов работ, выполняемых научными организациями.

На качественно новый уровень поднимется функционирование системы образования. Высокие темпы обновления знаний приведут к необходимости непрерывного образования. В связи с расширением междисциплинарных исследований и межотраслевых инноваций усилится интеграция науки и образования. Повысится уровень научной обоснованности управленческих решений.

Существенный рост затрат на технологические инновации создаст предпосылки для реализации крупных инновационных проектов, радикальных нововведений, нацеленных на производство продукции и услуг, базирующихся на прогрессивных технологиях. Повышение уровня инновационной активности позволит увеличить долю России на мировых рынках высокотехнологичной продукции.

Активизация инновационной деятельности будет способствовать решению таких актуальных социально-экономических проблем, как:

- сохранение и эффективное использование научно-технического и инновационного потенциала;

- привлечение инвестиций в инновационную сферу;

- создание новых рабочих мест;

- модернизация производственного комплекса;

- преодоление структурных деформаций, увеличение доли продукции конечных переделов в общем выпуске продукции;

- повышение конкурентоспособности продукции предприятий регионов на отечественном и мировом рынках;

- оживление экономики и повышение доходов бюджета;

- формирование эффективного механизма передачи результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок производству;

- преодоление разрозненности, автономности имеющихся элементов инновационной системы, восстановление и укрепление связей между наукой и производством;

- создание принципиально новых высокодоходных производств, основанных на новейших технологических укладах;

- ускорение адаптации оборонного комплекса к рыночной экономике;

- повышение экологической безопасности, снижение ресурсной зависимости и энергоемкости производства.

Список литературы


1. Концепция создания и развития инновационной системы в Свердловской области на 2007-2010 годы

2.Концепция Федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы

3. Федеральный Закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»

4.Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" (в ред. Постановления правительства РФ от 18.08.2007 № 531)

5. Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база на 2007 - 2011 годы (в ред. Постановления правительства РФ от 26.11.2007 №809)

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2006.

7. Бжилянская Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования. М., "Экономист", 2006.

8.Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М., Информационно-издательский дом "Филинъ", 2007.

9.Грачева М.В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предприятий. М., 2004.

10.Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. и др. Государство и новации. М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.

11.Конов Ю.П., Фатькина Л.П. Экономическая оценка использования изобретений. М., ВНИИПИ, 2005.

12.Данные, предоставленные Отделом Науки при Министерстве промышленности, энергетики и науки Свердловской области

(г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101)

Похожие работы:

  1. • Уральский федеральный округ
  2. •  ... регионального продукта федеральных округов Российской ...
  3. • Уральский федеральный округ
  4. • Характеристика развития Приволжского федерального ...
  5. • Характеристика Урала: расположение, население, ресурсы
  6. • Сравнительная характеристика двух федеральных ...
  7. •  ... экономическое развитие Северо-Кавказского Федерального округа
  8. • Особенности УрФО
  9. • Социальные проблемы развития Южного федерального ...
  10. • Федеральные округа и система правоохранительных органов
  11. • Государственная инновационная политика
  12. • Наименования жителей Уральского федерального округа в ...
  13. •  ... Северо-Западного и Приволжского федеральных округов
  14. • Экономика Сибирского Федерального Округа
  15. • Инновационная политика
  16. •  ... ресурсов на примере Южного федерального округа
  17. • Инновационная политика России в условиях трансформации ...
  18. •  ... характеристика Южного Федерального округа РФ. Влияние ...
  19. • Федеральные округа и новая региональная политика
Рефетека ру refoteka@gmail.com