Рефетека.ру / Экономика

Учебное пособие: Региональная экономика

ЛЕКЦИИ

ПО ПРЕДМЕТУ

«РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА».

Основные положения региональной политики в Российской Федерации


Основные цели региональной политики в Российской Федерации.


Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов стра­ны, а также механизм их реализации.

Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, нацио­нально-культурных и иных условий.

Регион может совпадать с границами территории субъекта Россий­ской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Рос­сийской Федерации.

Основными целями региональной политики в Российской Федераций являются:

обеспечение экономических, социальных, правовых и организацион­ных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установ­ленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономи­ческих возможностей регионов;

выравнивание условий социально-экономического развития регио­нов;

предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвида­ция последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратеги­ческое значение;

максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.


Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления.


Сохранение и укрепление единства и правового пространства Россий­ского государства во многом зависит от успешного формирования фе­деративных отношений, организации взаимодействия федеральных ор­ганов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.


2.1. Развитие федеративных отношений


Преобразование российской государственности предполагает после­довательную реформу федеративного устройства страны, реализацию в полном объеме его конституционных основ.

Эти задачи включают в себя:

защиту и обеспечение интересов Российской Федерации в целом, сохранение единства и территориальной целостности Российского госу­дарства;

децентрализацию власти, расширение полномочий органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации и повышение степе­ни их ответственности перед населением;

выравнивание реальных прав и компетенции субъектов Российской Федерации;

осуществление мер экономического, административного и правово­го характера, обеспечивающих самостоятельность регионов, сочетание государственной поддержки отдельных регионов с государственным сти­мулированием экономической активности на всей территории России;

реальное обеспечение действия прав и свобод человека и граждани­на на всей территории государства:

четкое определение круга полномочий федеральных органов государ­ственной власти, которые обеспечивают защиту интересов Российской Федерации в целом и в то же время не ограничивают самостоятельнос­ти субъектов Российской Федерации в решении вопросов, отнесенных к их ведению.

Одними из важнейших положений региональной политики в Россий­ской Федерации являются:

децентрализация власти путем закрепления за субъектами Россий­ской Федерации возможно большего числа полномочий в сферах совме­стного ведения, а также усиление влияния населения на принятие реше­нии федеральными органами государственной власти. Эти меры будут способствовать повышению эффективности взаимодействия федераль­ных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечению стабильности развития и укреплению единства Российского государства;

обеспечение действия принципа равноправия субъектов Российской Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти с учетом специфики каждого из них путем дос-тижения реального конституционно-правового равенства субъектов Рос­сийской Федерации, соблюдения прав и интересов субъектов Россий­ской Федерации в ходе подготовки и принятия правовых актов федераль­ных органов государственной власти.

Следует совершенствовать законодательный процесс таким образом, чтобы мнение субъектов Российской Федерации учитывалось на этапе разработки концепций законопроектов.

Чрезвычайно важно обеспечить соответствие норм конституций (ус­тавов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Россий­ской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным за­конам. В этих целях необходимо определить порядок приведения действующих и вновь принимаемых актов в соответствие с Конституци­ей Российской Федерации.

Механизмом такого приведения должна стать функционирующая не­зависимая судебная власть, способная оперативно и непредвзято рас­сматривать споры между федеральными органами государственной вла­сти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Особая роль здесь принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации, для повышения эффективности Работы которого следует законодательно определить порядок реализации его решений.


2.2. Роль местного самоуправления в развитии федеративных отношений


Важную роль в региональной политике призвано играть местное са­моуправление. Дополняя комплекс отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, реформа местного самоуправления завершает построение целостной системы власти в государстве на прин­ципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

Основной задачей органов местного самоуправления является обес­печение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в ре­гионе посредством взаимосогласованных действий органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Определение компетенции местного самоуправления должно исхо­дить из принципа дополнительности, предусматривающего возложение субъектом Российской Федерации и Российской Федерацией на органы местного самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии выполнить. При этом только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы местного самоуправления способны успешно осуществлять ре­гиональную политику, учитывающую потребности населения.


Основные положения региональной экономической политики.


Провозглашенное Конституцией Российской Федерации многообра­зие форм собственности, новое геополитическое положение России ра­дикально изменили критерии рациональности территориальной органи­зации производства, специализации регионов, размещения отдельных предприятий. Повышение уровня самостоятельности регионов требует совершенствования экономических и прежде всего бюджетных взаимо­отношений с федеральным центром.

Это обусловливает необходимость корректировки целей и задач ре­гиональной политики на обозримый период.


3.1. Цели и задачи региональной экономической политики


Главная цель предстоящего десятилетия — стабилизация производ­ства, возобновление экономического роста в каждом из регионов Рос­сии, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание на­учно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире.

В связи с этим усилия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации должны быть сконцентрированы на решении следующих задач:

укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

содействие развитию и углублению экономической реформы, форми­рованию во всех регионах многоукладной экономики, становлению реги­ональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институ­циональной и рыночной инфраструктуры;

сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-эконо­мического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепле­ния в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;

достижение экономически и социально оправданного уровня комп­лексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;

развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других);

стимулирование развития районов и городов, располагающих круп­ным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов Российской Федерации;

оказание государственной поддержки районам экологического бед­ствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;

разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специ-альных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие);

совершенствование экономического районирования страны.

Одним из главных условий реализации перечисленных задач регио­нальной политики является обеспечение единства экономического про­странства страны, которое определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, ско­ординированным развитием основных институциональных структур.

При этом территориальное разделение труда и производственная специализация хозяйства регионов Российской Федерации должны обеспечиваться следующими методами:

модернизация структуры хозяйства индустриально развитых районов на принципах экономики постиндустриального типа;

содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между предприятиями пригра­ничных областей России и соседних государств, включенных в единые производственно-технологические системы;

обеспечение условий для привлечения ресурсов российских и ино­странных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий в слабо­развитых районах, а также к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика;

привлечение инвестиций регионов России и иностранных государств, заинтересованных в развитии общероссийской инфраструктуры и ее включении в систему мировых коммуникаций;

обеспечение государственного регулирования цен на продукцию ес­тественных монополий, прежде всего в сфере транспорта и энергетики, выравнивающего условия хозяйственной деятельности в различных рай­онах страны.


3.2. Методы и формы реализации региональной экономической политики


Решение задач территориального развития требует совершенствова­ния механизма реализации региональной экономической политики. Дальнейшее развитие должны получить такие методы и формы государ­ственного воздействия, как прогнозирование и программирование.

При разработке общероссийских прогнозов и программ особое мес­то должно быть отведено региональному аспекту. Это даст регионам не­обходимые ориентиры, позволяющие им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономи­ческого развития, свое место в межрегиональном разделении труда, на­метить и скорректировать в прогнозируемой динамике общероссийско­го и региональных рынков собственные регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы.

В проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ должны быть отражены вопросы совершенствования региональной эко­номической политики, втом числе возможные изменения экономическо­го механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов и другие).

Важнейшими исходными пунктами должны стать прогнозирование пла­тежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможно­стей регионов, выявление путей и средств активизации собственного по­тенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.

Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осу­ществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.

Перечни таких федеральных целевых программ, подлежащих прора­ботке, должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов.

Учет регионального аспекта должен стать необходимым звеном в вы­работке и проведении политики структурной перестройки экономики.

В качестве основных форм ее реализации наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым госу­дарственным финансированием должны использоваться такие формы, как:

участие государства в наиболее эффективных инвестиционных про­ектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;

размещение федеральных заказов на поставку продукции для обще­государственных нужд;

поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;

содействие активизации международных экономических связей реги­онов Российской Федерации;

создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый по­тенциал, а также развитую инфраструктуру;

содействие малому и среднему бизнесу.

Ведущим в области совершенствования финансовых и налоговых от­ношений между Российской Федерацией и ее субъектами, а также меж­ду органами государственной власти и органами местного самоуправле­ния должен стать курс на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и му­ниципальных-образований. С этой целью необходимо закрепить за субъектами Российской Федерации постоянные и достаточные финансо­вые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельно­го формирования бюджетов.

Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые по­токи между бюджетами различных уровней, снизить объемы федераль­ной финансовой поддержки регионов, способных обеспечить развитие собственными силами.

Для реализации задач региональной экономической политики в бюд­жетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:

бездефицитность бюджетов большинства субъектов Российской Фе­дерации путем изменения налоговой системы;

законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти', органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного само­управления по осуществлению социально-экономической политики, фор­мированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;

возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Российской Фе­дерации;

сбалансированность бюджетов всех уровней, а также согласованные между Российской Федерацией и ее субъектами соответствующие рас­четные принципы и методы;

право — в пределах автономных финансовых ресурсов самостоятель­ного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне ре­шений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;

контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из феде­рального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.


3.3. Государственное регулирование международной и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации


Целями региональной политики в области международных и внешне­экономических связей субъектов Российской Федерации являются:

использование региональной политики в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации для обеспечения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Российской Федерации на международной арене;

реализация внешнеполитической линии Российской Федерации и ее международных обязательств, согласованность действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в выполнении международных дого­воров и соглашений;

учет интересов субъектов Российской Федерации при разработке концепции внешней политики Российской Федерации, подготовке и зак­лючении международных договоров Российской Федерации;

содействие субъектам Российской Федерации в освоении опыта де­ятельности в области внешних связей, их активному вхождению в меж­дународное сотрудничество и участию в проектах и программах между­народных организаций, связанных с региональным развитием;

поддержка внешнеэкономической деятельности российских регио­нов, способствующей их экономическому развитию и улучшению усло­вий жизни населения:

развитие культурного сотрудничества и гуманитарных связей на ре­гиональном уровне, расширение контактов и поддержка соотечественни­ков за рубежом;

содействие установлению тесных связей между регионами России и государствами — участниками Содружества Независимых Государств;

широкое участие представителей субъектов Российской Федерации в общеевропейском сотрудничестве региональных и местных властей.

Механизмы реализации целей региональной политики в области вне­шних связей включают:

государственную поддержку программ регионального развития субъектов Российской Федерации, предусматривающих укрепление эк­спортного потенциала и становление импортозамещающих производств;

совместную координацию Российской Федерацией и субъектами Рос­сийской Федерации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

обеспечение государственной поддержки деятельности субъектов Российской Федерации по развитию внешних связей;

создание условий для улучшения инвестиционного климата и эффек­тивного привлечения иностранных капиталовложений в экономику Рос­сийской Федерации;

оказание содействия в подготовке для регионов квалифицированных кадров в различных областях международных и внешнеэкономических связей.


Основные положения региональной политики в социальной сфере.


Региональные особенности процессов социального развития требу­ют адекватного отражения при формировании системы мер государ­ственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов Российской Федерации и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности.


4.1. Задачи региональной социальной политики


Большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требу­ется участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на:

противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения;

предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицатель­ных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;

сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бед­ных» и наиболее «богатых» регионах;

регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответ­ствии с федеральной и региональными миграционными программами;

содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой выс­шего и послевузовского образования;

оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситу­ацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

Особое место в региональной социальной политике занимают про­блемы демографии. Их решение должно включать в себя:

регулирование миграционных процессов с учетом стратегических за­дач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны;

регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, созда­ние условий для их рационального размещения на территории Россий­ской Федерации;

осуществление мер экономического и социального характера, на­правленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России.


4.2. Региональная политика в области повышения уровня жизни населения


Важнейшие задачи региональной политики — создание прочной ос­новы для повышения уровня жизни населения, государственная поддер­жка малоимущих слоев населения в районах, не имеющих возможности собственными силами выполнить эту задачу.

Основным элементом социальной политики является поэтапное повы­шение уровня минимальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индек­сация в соответствии с ростом потребительских цен.

Главными целями региональной политики в области доходов являются:

обеспечение максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, посо­бий и других денежных доходов граждан России;

стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, необходимо дополнительно выделять государственные ре­сурсы, величина которых должна определяться с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.

J В целях минимизации отрицательных последствий расслоения обще­ства региональная политика должна быть ориентирована на:

совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, осо­бенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;

расширение прав субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов оплаты труда на основе региональных соглашений между объ­единениями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда.

4.3. Региональная политика в сфере занятости


Важнейшим условием повышения уровня жизни граждан России яв­ляется сохранение относительной стабильности в сфере занятости.

На ближайший период основными задачами региональной политики в сфере занятости являются:

перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающих­ся отраслей, организация профессиональной подготовки кадров для но­вых прогрессивных производств;

защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективная поддержка граждан, потерявших работу, их профессио­нальная переориентация.

В долгосрочной перспективе главным направлением региональной политики в сфере занятости является создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, в потребительской сфере, а также в организа­циях рыночной инфраструктуры.

Основная нагрузка в реализация мероприятий по повышению занято­сти населения ложится на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Региональная политика в этой сфере заключа­ется в регулировании процесса высвобождения рабочих мест в тех ре­гионах, где в силу структурных особенностей хозяйственного комплекса или изменения государственной экономической политики складывается особенно острая ситуация с занятостью населения, для изменения кото­рой местных сил и возможностей недостаточно. Федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государствен­ных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и во­енно-промышленного комплекса.

В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходи­мо контролировать процесс банкротства убыточных организаций, прибе­гая в случае необходимости к их целевой поддержке путем выдачи льгот­ных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы. Особое внимание следует уделять организациям, яв­ляющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних го­родов.

В слаборазвитых районах, где ситуация осложняется наличием избыт­ка трудовых ресурсов, необходимо оказывать поддержку развитию мел­котоварного производства как в городской, так и в сельской местности, стимулировать малое предпринимательство в сфере услуг и в агропро­мышленном комплексе.


4.4. Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности


В сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружа­ющей среды в условиях развития рыночных отношений на федеральном и региональном уровнях основными направлениями региональной поли­тики являются:

экологически обоснованное размещение производительных сил;

экологически безопасное развитие промышленности, сельского хо­зяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

рациональное использование природных ресурсов;

предупреждение возникновения противоречий в экологически небла­гоприятных регионах Российской Федерации между развитием произво­дительных сил и сохранением экологического равновесия;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и вос­становление уникальных природных комплексов при решении террито­риальных проблем;

совершенствование управления в области охраны окружающей сре­ды и природопользования.

Региональные аспекты национально-этнических отношений


Характерной особенностью Российской Федерации является то, что она представляет собой одно из крупнейших в мире многонациональных государств. Народы России различаются по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельно­сти, языку, особенностям материальной и духовной культуры, конфесси­ональной принадлежности.

В практическом плане национальная политика представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федератив­ного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разре­шения национальных и межнациональных проблем.

Региональная политика в области национально-этнических отношений должна обеспечивать:

в государственно-правовой сфере:

формирование модели федеративного устройства, отвечающей со­временным социально-экономическим и политическим реалиям и исто­рическому опыту России и направленной на сохранение территориаль­ной целостности государства;

создание правовой и нормативной базы для урегулирования нацио­нальных отношений;

создание на уровне федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ме­ханизмов предупреждения межнациональных конфликтов;

создание правовых, организационных и материальных основ учета и удовлетворения национально-культурных интересов народов;

объединение усилий всех звеньев государственной системы и граж­данского общества, политических и религиозных деятелей для достиже­ния межнационального согласия, решительной борьбы с проявлениями агрессивного национализма;

2) в духовной сфере:

уважение прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, социального положения и территории проживания;

равные права народов при любых формах их самоопределения;

предотвращение и мирное урегулирование межнациональных конф­ликтов:

государственную поддержку сохранения самобытной культуры мало­численных народов, условия для сохранения их языка, традиций и сре­ды обитания;

развитие национальных языков и культур во всех сферах, прежде все­го в сфере образования;

реальные возможности для функционирования русского языка как общегосударственного языка и как средства межнационального обще­ния;

укрепление национальной общеобразовательной и высшей школы как важнейшего условия сохранения и развития этнического своеобразия культур, содействие формированию у каждого нового поколения нацио­нального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

распространение объективной информации о жизни и проблемах на­родов, населяющих Российскую Федерацию, идей духовного единения, межнационального мира и согласия, сотрудничества во имя процветания России;

сохранение исторического наследия русской культуры, создание в обществе атмосферы уважения к ее достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций культурного взаимодействия, в частности меж­славянских связей, а также связей славянской, тюркской, кавказской, финно-угорской, монгольской и иных культур, в рамках общего евразий­ского этнокультурного пространства:

учет религиозных и конфессиональных особенностей различных на­родов, соблюдение равного статуса вероисповеданий, признание важной


Федеральный закон «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ( Извлечения)

Статья 1.

«Образование, формирование, деятельность законодательных (пред­ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами го­сударственной власти основываются на Конституции Российской Феде­рации и регулируются федеральными конституционными законами, на­стоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Статья 2. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федера­ции и федерального законодательства

1. Федеральными законами, договорами о разграничении полномо­чий, соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (да­лее — соглашения), конституциями (уставами), законами й иными нор­мативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не мо­гут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Фе-

. дерации и субъектов Российской Федерации (далее — предметы совме­стного ведения), а также предметы ведения субъектов Российской Фе­дерации. В случае противоречия Конституции Российской Федерации положений указанных актов действуют положения Конституции Россий­ской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным ак­том, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

2. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собствен­ное правовое регулирование по предметам совместного ведения до при­нятия федеральных законов. После принятия соответствующего феде­рального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов

Рефетека ру refoteka@gmail.com