Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Причины и уровень безработицы в Республике Беларусь

КУРСОВАЯ РАБОТА


на тему:


"Причины и уровень безработицы в Республике Беларусь"


Минск 2009

Введение


В условиях рыночной экономики большое значение приобретает проблема безработицы. Занятость и безработица, характеризующие рынок труда, и использование имеющихся трудовых ресурсов – это не только экономические категории, но и важнейшие социальные индикаторы, отражающие национальное благополучие, эффективность осуществляемых реформ и их привлекательность для населения. Рыночная экономика не может существовать без рынка труда, основным результатом функционирования которого является формирование определенного уровня занятости населения. Так и невозможно найти в мире страну, где не было бы безработицы. Проблема безработицы затрагивает каждого без исключения жителя страны, особенно остро она проявляется в последние годы. Каждый человек когда-либо сталкивался, прямо или косвенно, с этой серьезной проблемой. Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего рабочая сила.

Поддержание занятости – важнейшая цель экономической политики государства. Ведь безработица связана с экономическим развитием и с изменением потребностей в рабочей силе, с социальным статусом и психологическим состоянием человека. Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей её решения является не просто важным, но и актуальным на данный момент вопросом.

Так, целью данного исследования является детальное изучение сущности безработицы, как сложного социально-экономического явления, а также изучение особенностей безработицы в Республике Беларусь.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

изучение понятия безработицы и ее экономических составляющих;

определение и анализ особенностей безработицы в Республике Беларусь;

изучение политики государства по обеспечению занятости и трудоустройства населения.

Основу для исследования составили статистические материалы, научные статьи, учебная литература по макроэкономике, правовые акты и другие источники информации, которые позволили решить поставленные задачи, таким образом, достигнув определенной мной цели работы.


1. Понятие безработицы


1.1 Причины безработицы: классическая и кейнсианская концепции


Безработица – это социально-экономическое явление, характеризующее недоиспользование в обществе части трудоспособного населения, незанятость общественно полезной трудовой деятельностью. [2, c. 264]

На первый взгляд сущность безработицы очевидна: слишком много работников претендует на слишком малое количество рабочих мест. Но экономисты неоднократно предпринимали попытки выяснить причины безработицы. Наибольшее распространение в западной экономической науке получили классическая и кейнсианская теории безработицы.

Одной из первых была классическая школа. Представители этой школы рассматривали рынок труда, с учетом взаимодействия спроса и предложения на труд. Причина безработицы – чрезмерно высокий уровень заработной платы; ставки заработной платы должны и будут снижаться. Классики не видели в безработице серьезной проблемы. По мнению классиков, причина безработицы в слишком высокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос и предложение труда. Если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их понижения, а, следовательно, и снижение заработной платы до тех пор, пока не устанавливается равновесие на рынке труда. Если же заработная плата в этой ситуации не снижается, этому препятствуют сами работники, их профсоюзы, то тем самым они «добровольно» соглашаются на существование какого-то количества безработных. Классическая модель основывается на саморегулировании рынка труда и безработицы. Т.е. безработица носит добровольный характер, так как работники сознательно отказываются работать за низкую заработную плату.

Пытаясь понять причины «Великой депрессии» в 1929–1933 гг. известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс подверг критике объяснения классиков относительно выдвинутой ими теории. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при существовании безработицы.

В 1936 году Джо Кейнс выдвинул новое объяснение уровня занятости в капиталистической экономике. В своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнс подверг критике основы классической теории, чем совершил великую революцию в экономической мысли по макроэкономическим вопросам. Кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода. Жёсткий вывод этой теории заключается в том, что не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Безработица носит не добровольный, а вынужденный характер. Уравнивание спроса на труд и его предложения, согласно кейнсианской модели, происходит и при сохранении избытка на рынке труда. Рабочие не отказываются работать даже при низкой заработной плате из-за роста цен. Предложение труда зависит от номинальной заработной платы, а спрос на труд от реальной. Размер инвестиций Кейнс считал главным фактором эффективного спроса, и как следствие, роста национального дохода. Он заметил, что если сбережения больше инвестиций, то часть производственных товаров не может быть реализована, следовательно, падает спрос на рабочую силу и возникает безработица. В кейнсианской модели уровень занятости зависит не столько от работников, сколько от предпринимателей, представляющих спрос на труд.

Кейнс делает два важных вывода:

Чтобы повысить уровень занятости, необходимо активное вмешательство со стороны государства.

Снижение цен не является способом борьбы с безработицей, как считали неоклассики, т. к. при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей. [4, c. 107]

На современном этапе среди экономистов нет одинаковой точки зрения на причины безработицы.

Тем не менее, можно выделить следующие причины:

установление ставок заработной платы выше точки равновесия, которое происходит под давлением профсоюзов;

наличие монопсонии на рынке;

структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

изменения в демографической структуре населения, а именно рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает предложение на труд и, возрастает вероятность безработицы.

наличие невостребованных профессий. [3, c. 187]


1.2 Сущность и виды безработицы


Прежде, чем рассматривать безработицу, необходимо четко определить, кого следует считать безработным.

По определению Международной организации труда (МОТ), «к безработным относятся лица, достигшие трудоспособного возраста, которые в отчетный период:

– не выполняли никакой работы;

– занимались поиском работы;

– были готовы приступить к работе немедленно (в течение 2 недель);

– лица, обучающиеся по направлению службы занятости;

– учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. «[8, c. 76]

Правоприменительная практика многих зарубежных стран может отличаться от рекомендаций МОТ. Так, например, в США для получения статуса безработного необходимо предпринять не менее одной попытки поиска работы в течение месяца, в Японии – одну попытку в течение последней недели. В Германии этот статус получают потерявшие работу лица, проработавшие до этого не менее 150 дней.

По-разному в странах относятся к таким категориям населения, как впервые ищущие работу и возвращающиеся на работу после длительного перерыва. К ним относится молодежь и женщины, оставившие работу в связи с рождением и воспитанием детей. Основной же массив безработных – это лица, уволенные с предприятий и имеющие стаж работы.

В эту категорию в основном входят работники, потерявшие работу вследствие структурных изменений в экономике и производстве, закрытия предприятий, модернизации производства, перехода на новые виды продукции и т.д. Среди них люди различных квалификаций и профессий, готовые работать по своей специальности на других предприятиях, пройти переподготовку и повысить свою квалификацию. [9]

Безработица имеет две основные формы: естественную и истинную. Структуру безработицы можно представить следующим образом (рисунок 1).


Причины и уровень безработицы в Республике Беларусь

Рисунок 1 – Структура безработицы


Естественная безработица характеризует такой резерв рабочей силы, который способен самостоятельно рассасываться в краткосрочном периоде в зависимости от потребностей производства. При таком подходе основными видами естественной безработицы считаются: фрикционная, институциональная и добровольная.

Фрикционная безработица. Термин «фрикционная безработица» экономисты используют применительно к работникам, которые ищут работу или ждут получения работы ближайшем будущем. Фрикционная безработица считается неизбежной и, по крайней мере, отчасти, желательной. Потому что многие рабочие, добровольно оказались «между работами», меняя низкооплачиваемую, малопродуктивную работу на более высокооплачиваемую и более производительную. Это означает более высокие доходы для самих работников и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший объем реального производства для экономики в целом. Основным признаком такой безработицы служит ее непродолжительность (от 1 до 3 месяцев).

Институциональной безработицей считается такая, которая обусловлена правовыми или иными институциональными нормами. Например, слишком большие социальные выплаты по безработице могут снизить предложение труда и, тем самым, повысить уровень безработицы.

Добровольная безработица – та, при которой есть люди, которые могут, но не хотят работать по каким-либо личным причинам.

Другая, истинная безработица, бывает следующих видов:

Структурная безработица – это такая безработица, которая возникает под воздействием крупномасштабных преобразований в той или иной отрасли, в экономике в целом:

закрытие устаревших предприятий и производств;

сокращение выпуска продукции ряда отраслей (например, в связи с переходом к ресурсосберегающему типу производства);

переориентация производства на выпуск наукоемкой продукции;

несовпадение спроса и предложения на рынке труда в профессиональном или региональном разрезе.

Технологическая безработица напрямую связана с НТР и означает сокращение числа работающих из-за внедрения новой техники и технологий.

Региональная безработица – та, которая характерна по каким-то причинам (демографическим, этническим и др.) для отдельного региона.

Циклическая безработица связана с экономическими циклами, циклическими спадами производства и кризисами.

Скрытая безработица – это обычно незаметная напрямую, но реально существующая избыточность применяемого труда, проявляющаяся в пониженном уровне производительности труда. Иначе говоря, это ситуация, когда функции одного работника фактически выполняют два.

Но надо также отметить, что экономисты выделяют три основных типа безработицы: фрикционная, структурная и циклическая, на основе оценки которых и происходит анализ явления безработицы. [1, c. 536]


1.3 Показатели безработицы


Население любой страны подразделяется на тех людей, которые входят в состав рабочей силы (L), и которые в ее состав не входят (N). Совокупность занятых (E) и безработных (U), которые хотят трудиться, образуют рабочую силу.

К категории не включаемых в численность рабочей силы относят людей, не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу. В эту категорию попадают следующие группы людей:

– институциональное население, которое исключается из численности рабочей силы, так как не считается потенциальным компонентом рабочей силы:

отбывающие срок заключения в тюрьмах;

находящиеся в психиатрических лечебницах;

инвалиды;

– люди, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т. к. не хотят или не могут работать и работу не ищут:

студенты дневного отделения (поскольку должны учиться);

вышедшие на пенсию (как по возрасту, так и по состоянию здоровья);

домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд);

бродяги (не хотят работать);

люди, искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому прекратившие поиск (отчаявшиеся найти работу учитываются в численности не включаемых в рабочую силу, а не в численности безработных).

К категории включаемых в численность рабочей силы относят людей, которые либо имеют место работы в общественном производстве, либо работы не имеют, но работать хотят и работу активно ищут. Поэтому общая численность рабочей силы делится на две части:

занятые (employed – E) – это люди, имеющие работу в общественном производстве, причем неважно, занят человек полный рабочий день или неполный (в этом случае он считается неполно или частично занятым). Человек также считается занятым, если он не работает по следующим причинам: находится в отпуске, болеет. В эту категорию, не попадают люди, официально нигде не зарегистрированные и не учитываемые статистическими службами;

безработные (unemployed – U) – т.е. не имеющие работу, но активно ее ищущие. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.

Таким образом, общая численность рабочей силы равна:


L = E + U. (1.1)


Количественная характеристика безработицы может быть представлена двумя основными показателями, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Первый из них – уровень безработицы (u) – это отношение количества полностью безработных, зарегистрированных официальными службами (U), к численности экономически активного населения (L) (сумме количества занятых (E) и безработных (U)), выраженное в процентах:


Причины и уровень безработицы в Республике Беларусь (1.2)


Второй показатель – продолжительность безработицы – измеряется средним количеством времени, в течение которого незанятые остаются без работы.

Очевидно, оценить значимость безработицы, можно, сопоставив уровень безработицы с ее продолжительностью.

Экономистами определяется также:

уровень фрикционной безработицы, который равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы:

u фрикц. = (Uфрикц./L) Ч 100% (1.3)


уровень структурной безработицы, который рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах:


u структ. = (Uструкт./L) Ч 100% (1.4)


естественный уровень безработицы. Если в экономике существуют только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы и означает, что рабочая сила используется наиболее эффективно и рационально. Уровень безработицы при полной занятости рабочей силы носит название «естественного уровня безработицы» (u*). Это значит, что все люди, которые хотят работать и работу активно ищут, работу рано или поздно находят. Таким образом, естественный уровень безработицы рассчитывается по следующей формуле:


u* = u фрикц. + u структ. = [(U фрикц. + Uструкт.)/L] Ч 100% (1.5)


уровень циклической безработицы. Высчитывается по следующей формуле:


u цикл.= u факт - u* (1.6)


Уровень циклической безработицы может быть как положительной величиной – при спаде, когда фактический уровень безработицы выше ее естественного уровня и наблюдается неполная занятость ресурсов, так и отрицательной величиной – при буме, когда фактический уровень безработицы меньше естественного уровня безработицы и имеет место сверхзанятость ресурсов. [1, c. 251–253]

Таким образом, можно сделать вывод о сложности такого макроэкономического понятия как безработица, которая характерна для любой экономической системы. Сегодня существует множество подходов к объяснению причин безработицы, наибольшее распространение из которых получили классическая и кейнсианская теории. По мнению классиков, причина безработицы в слишком высокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда. Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, т.е. безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Существует множество видов безработицы, изучение и анализ которых позволяют находить способы их преодоления. Что касается показателей безработицы, которые используются для анализа рынка труда, то это, в первую очередь, уровень безработицы и средняя её продолжительность.


2. Безработица в Республике Беларусь


2.1 Официальная и фактическая безработица в РБ


Безработица как официальное явление было признано в РБ в 1991 году, тогда же появились и первые безработные. Согласно закону «О занятости населения Республики Беларусь», к безработным относятся «трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь, не имеют работы, не занимаются предпринимательской деятельностью, не обучаются в дневных учебных заведениях, или не проходят военной службы, и зарегистрированы в государственной службе занятости».

Официальный уровень безработицы в Республике Беларусь составил всего 1% на конец августа 2009 года. [17]

Но в нашей стране оказаться без работы – это ещё не значит стать безработным. Официально считается, что безработный – это человек, который состоит на учете в службе занятости. Но ведь не каждый безработный захочет пройти длительную процедуру регистрации. Прежде чем получить статус безработного, необходимо предоставить:

справку о составе семьи;

копию свидетельства о рождении детей;

справку о заработной плате с прежнего места работы за 2 последних месяца;

открыть счет в банке, если такового не имеется. [18]

Но даже не все обратившиеся в службу занятости признаются в последствие безработными. В 1996 г. изменилось положение о признании лиц, обратившихся в службу занятости, в качестве безработных, и о постановке их на учет. В получении данного статуса отказано безработным, не отработавшим в течение месяца определенное число часов на общественных работах (Декрет №7 от 17.03.1997 г. «О дополнительных мерах по обеспечению занятости населения»). В 2004 г. порядок регистрации безработных еще более ужесточился, так как были введены дополнительные ограничения. В частности,

невыполнение требований службы занятости;

отказ от предложений центром занятости подходящей работы или прохождения профессионального обучения, профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению центра занятости;

невыполнение без уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах стали поводом для приостановления выплаты пособия, и в дальнейшем – со снятия безработного с учета. Например, в 2006 г. 23,72% безработных, состоящих на учете, были сняты с учета за невыполнение обязанностей, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь». [17]

Ужесточение процедуры регистрации безработных и условий выплаты пособия привело к усугублению дихотомии рынка труда: официально контролируемым все больше становится вторичный рынок труда (то есть неквалифицированная рабочая сила), а первичный рынок труда перемещается за пределы видимости государственной службы занятости населения. Причины такого явления кроются в самой практике регулирования занятости в Беларуси. Представителям вторичного рынка труда выгодно регистрироваться в службе занятости, так как это:

легализация их бездеятельности;

статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот (в уплате за коммунальные услуги, например).

Представителям первичного рынка труда, наоборот, нет стимула регистрироваться в службе занятости, так как:

организуемые общественные работы уравнивают квалифицированный и неквалифицированный труд;

службы занятости располагают сведениями о низкооплачиваемых рабочих местах и вакансиях;

в период безработицы затруднен самостоятельный поиск работы ввиду необходимости соблюдать определенные обязанности безработного;

самым главным аргументом является невысокий размер пособия по безработице, который не дает возможности существовать без дополнительного приработка, но в случае появления такового пособие не выплачивается. [6]

Средний размер пособия по безработице на октябрь 2009 г. составил 42,9 тыс. руб. [13] Это намного ниже даже установленного ООН статуса бедности (доход в 2 доллара в день) и составляет только 17,1% от бюджета прожиточного минимума в стране (а это, как известно, порог физического выживания).

Поэтому для квалифицированных специалистов и рабочих регистрироваться в службе занятости в качестве безработного нет стимулов. Служба занятости предлагает широкий спектр услуг, но очень ограниченной категории граждан из числа нуждающихся в трудоустройстве. Таким образом, безработными признаются не более 70–80% от обратившихся, а пособие получает только около половины из тех, кто признан безработным.

Международная практика показала, что наиболее эффективный способ определения безработицы – это выборочные исследования населения (домашних хозяйств). К сожалению, в нашей стране расчет населения безработных на основе социологических обследований домашних хозяйств по методике Международной организации труда как централизованное мероприятие не проводится. Другими источниками данных об уровне безработицы могут быть перепись населения, картотеки службы занятости, страховых организаций, органов социального обеспечения и т.д. но такие обследования требуют больших финансовых затрат. [8, c. 77]

Так, согласно переписи населения 1999 г., уровень фактической безработицы составил 5,9%, тогда как уровень официальной безработицы в этом году был 2%. Альтернативные оценки на основе национальных вопросов населения были сделаны в 2002 году. Исследования показали, что безработица в стране составила 9–10,5%, что в 3–3,5 раза превышало официальные показатели. В рамках реализации мероприятий Государственной программы занятости населения Республики Беларусь на 2006 г. НИИ труда также провел обследования домашних хозяйств в Чашникском, Березовском и Ганцевичском районах, по результатам которых выявлено, что уровень безработицы в Березовском районе составил 13,1% при официальном – 2,4%, Чашникском – 11,4% и 2,2% соответственно. [6]

Таким образом, говоря об уровне безработицы в Беларуси, следует принимать во внимание отсутствие опросов рабочей силы, которые могли бы дать более точные данные, а также ужесточение требований к тем, кто стремится получить статус безработного в государственной службе занятости.


2.2 Особенности безработицы в РБ


Структура официальной безработицы в Беларуси характеризуется высокой долей женщин, что свидетельствует о существовании женской безработицы, причем женщины являются более уязвимыми на рынке труда, чем мужчины. Очевидно, существует определенная дискриминация в отношении женщин при найме на работу. Кроме того, мужчины, вероятно, чаще прибегают к параллельной или неформальной занятости, а социальная незащищенность и отсутствие правовой защиты переносятся ими легче, нежели женщинами. Так, на октябрь 2009 года женщины составляли 56,9% безработных. [13] Но здесь надо сказать, что доля женщин в общей численности безработных все же имеет тенденцию к снижению.

В общем составе безработных на конец октября 2009 года около половины всех состоящих на учете безработных составляет молодежь в возрасте от 16 до 30 лет (45,1%), средний возраст безработного составляет 34,4 года. [13] Значит правомерно говорить о такой проблеме, как молодежная безработица. Проблема молодежной безработицы частично была решена принятием Советом Министров РБ «Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил РБ». В итоге, среди безработных сократилось число выпускников ПТУ и техникумов, вузов, и возросло число безработных-выпускников общеобразовательных школ (в 1,5 раза). Это является подтверждением факта, что служба занятости в большей степени контролирует вторичный рынок труда. Распределение безработных по уровню образования на 1 июля 2009 года отражено в диаграмме 1.


Причины и уровень безработицы в Республике Беларусь

Рисунок 2. Состав безработных по уровню образования на 1 июля 2009 года


На 1 июля 2009 года основными источниками безработицы стали:

уволенные по собственному желанию;

уволенные по соглашению сторон;

длительно неработающие;

уволенные по уважительной причине и др. [12]

Региональные же различия в уровне и структуре безработицы в большей степени выражены не в областном, а в районном разрезе. Среди областей в Беларуси всегда устойчиво выше среднереспубликанского значения уровень безработицы в Витебской и Могилевской областях, устойчиво ниже – в г. Минске. Более точную картину региональной дифференциации безработицы дают данные районов и городов Беларуси, в соответствии с которыми можно выделить спокойные, напряженные и критические региональные рынки труда. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, по состоянию на 1.10.2006 г. были обследованы рынки труда районов, городов и городских поселков Беларуси по двум показателям – уровню безработицы и конъюнктуре рынка труда в динамике за 2005–2006 гг. Согласно данному мониторингу, выделено

44 критических региональных рынков труда;

81 напряженный рынок;

176 спокойных рынков труда.

Крупные многофункциональные города имеют более спокойные рынки труда. Это объясняется диверсифицированной многопрофильной структурой производственно-хозяйственного комплекса, наличием более широких возможностей для трудоустройства. Среди рынков труда малых и моногородов 36% попали в разряд критических или напряженных, среди преимущественно сельскохозяйственных – 45%. Следует отметить различную амплитуду колебаний конъюнктуры рынка труда и уровня безработицы. Так, если в Минской области самый напряженный показатель конъюнктуры рынка труда составил 2 безработных на 1 вакансию, то, например, в Новолукомле Витебской области – 253, в г. Василевичи Речицкого р-на Гомельской области – 94, в г. Давыд-Городок Столинского р-на Брестской области – 65. Наиболее высоких значений этот показатель достигает именно в малых городах и моногородах. Очевидно, узость производственно-хозяйственного комплекса города, неразвитость инфраструктуры регионального рынка труда, ограниченность малого и среднего бизнеса, сферы услуг приводят к росту напряженности регионального рынка труда. К тому же из года в год речь идет об одних и тех же регионах: это, как правило, небольшие города и городские поселки с монопроизводственной структурой (города Новолукомль, Светлогорск и др.) и бывшие военные городки (Поставский, Ганцевичский, Петриковский районы и др.). [8]

Характеризуя структурную безработицу середины 90-х в РБ, правомерно было отметить ее регрессивный характер. Так, в промышленно развитых странах структурная безработица вызвана НТП, появлением новых производств и необходимостью временного лага для подготовки рабочей силы. В отечественной экономике природа структурной безработицы иная. Она обусловлена разрывом прежних хозяйственных связей, сокращением объемов производства, когда незадействованный в силу этих причин человеческий капитал вынужден менять свои характеристики (профессию, квалификацию, форму занятости) для обеспечения условий самовоспроизводства. [7, c. 134]

В настоящее время природа структурной безработицы в Беларуси двоякая: с одной стороны, сохраняются устаревшие и неэффективные производства, с другой – переход экономики на инновационный путь развития, объективные процессы европейской глобализации и интеграции сопровождаются потребностью в кадрах новых профессий и специальностей, обусловливают быстрое устаревание существующих знаний и потребность в повышении квалификации, переподготовке. Все это объясняет доминирующий характер структурной безработицы в Беларуси. Расчеты количественных параметров видов безработицы в Беларуси отражены в таблице 1.

Таблица 1. Виды безработицы в Беларуси (в% к экономически активному населению), 1992–2006 гг.

Виды безработицы / Годы Циклическая безработица Структурная безработица Фрикционная безработица
1992 1,5 0,2 0,05
1997 0,96 2,3 0,24
2006 0,2 0,23 0,25

Особенностью Республики Беларусь является также наличие скрытой безработицы, причем можно говорить о двух ее видах:

скрытая безработица в сфере формальных трудовых отношений, то есть которой охвачены занятые работники. Ее параметры можно оценить по масштабам неполной вынужденной занятости. Уровень скрытой безработицы этого вида составил в 2006 г. 4,42%, причем за 2000–2006 гг. он снизился вдвое;

срытая безработица в сфере неформальных трудовых отношений-то есть, которой охвачены лица из численности экономически неактивного населения. Это часть фактически безработных, которые нигде не работают, ищут работу и приступают к ней без оформления трудовых отношений. Их количество можно оценить при анализе параметров и структуры экономически неактивного населения. Численность экономически неактивного населения в Беларуси постоянно растет, причем в ней возрастает доля «прочего неактивного населения» – то есть трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, чью занятость невозможно установить (ориентировочно 828,2 тыс. чел. в 2006 году). Среди них определенная часть выезжает на работу в Российскую Федерацию без оформления трудовых отношений – по разным оценкам, около 300 тыс. чел. Порядка 50 тыс. чел. выезжают в страны дальнего зарубежья, и их также нельзя отнести к безработным. Часть экономически неактивного населения занимаются работой в личном подсобном хозяйстве, маятниковой трудовой миграцией в приграничных районах Беларуси, определенную часть «прочего» экономически неактивного населения можно отнести к асоциальным элементам (бомжи, тунеядцы). Таким образом, оставшуюся часть прочего экономически неактивного населения (около 153 тыс. чел.) можно отнести к безработным. [8]

Безработица в Беларуси не является долгосрочной (то есть длится менее одного календарного года), но это явление в Беларуси также имеет свою специфику. Длительная безработица очень показательна по своим социально-демографическим характеристикам. Например, в Витебском районе среди длительно безработных:

около 40% в возрасте старше 50 лет;

90,9% – женщины;

72% длительно безработных имеют среднее образование;

28% – среднее специальное образование (преимущественно специальность зоотехника);

18,2% – это уволенные госслужащие (женщины предпенсионного возраста), которые имеют среднее специальное образование и не стремятся искать работу, поскольку имеют пособие в размере среднемесячной заработной платы за последние два месяца до увольнения и личное подсобное хозяйство;

36,4% – это матери-одиночки (в том числе многодетные) или имеющие на иждивении престарелых родственников. Им статус безработного позволяет получать пособия на детей, жилищные субсидии. Они также не хотят работать и не ищут работу. Они отказываются практически от всех предложений по трудоустройству. [16]

Более того, долгосрочная безработица больше характерна для сельскохозяйственных районов и моногородов, то есть, мест, где практически не создаются рабочие места, в то время как мобильность рабочей силы никак не поощряется. Тем не менее, в 2004–2006 гг. произошло увеличение численности безработных, находившихся без работы более одного года, с 12 до 17%. При этом сохраняются региональные различия – средняя продолжительность безработицы увеличилась в Брестской и Могилевской областях, в то время как в г. Минске и Минской области она сократилась.

Обобщая портрет длительно безработного, следует отметить, что это:

либо преимущественно женщина без образования в возрасте 40–49 лет или предпенсионного возраста, использующая статус безработной для получения субсидий для детей, справок и подрабатывающая без оформления трудовых отношений на рынке. Практически служба занятости ими воспринимается как орган социального обеспечения;

либо низкоквалифицированные и недисциплинированные работники, которые ведут аморальный образ жизни, сами не хотят работать и никто не хочет нанимать таких работников (удельный вес 36,3%). [12]


2.3 Причины безработицы в РБ


В условиях мирового финансово-экономического кризиса резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и других государствах, наших торговых партнерах, взаимная задолженность по платежам, разбалансированность мировых цен и валютных курсов сказались на ухудшении условий работы белорусских экспортно-ориентированных предприятий. Некоторые предприятия были признаны банкротами, что прямым образом повлияло на число людей, оставшихся без работы. Отдельные производства вынуждены были перейти на сокращенный график работы, что также является основной причиной так называемой, скрытой безработицы в Беларуси на данный период. [9]

Процессы увеличения уровня безработицы также тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу.

Структурная безработица является доминирующей формой безработицы в Беларуси. Это прослеживается и в следующих фактах. Рынок труда по-прежнему ориентирован в основном на применение мужской рабочей силы по рабочим профессиям. Имеет место дефицит квалифицированных кадров. Наиболее востребованы работники с опытом работы по имеющейся у них профессии (специальности). Повсеместно на рынке рабочей силы устойчивым спросом пользуются работники строительных профессий и металлообрабатывающего профиля, слесари по наладке и ремонту оборудования, электромонтеры, водители автомобиля, среди специалистов – врачи, инженеры различных профилей, в сельской местности – механизаторы, трактористы, животноводы, операторы машинного доения, ветврачи, зоотехники и другие. Ряд нанимателей, особенно в сельской местности, представляют вакансии с низкой оплатой труда, что затрудняет их заполнение. [16]

В то же время рынок рабочей силы перенасыщен рядом специалистов. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, также приводит к возникновению серьезных проблем.

Как причину безработицы в Беларуси выделяют также то, что низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест. [16]

Значимой проблемой является присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий крайне ограничивает для местного населения возможности в сфере приложения труда. [6]

Сложно решаются вопросы трудоустройства отдельных категорий граждан ввиду низкой конкурентоспособности на рынке труда (молодежи без практического опыта работы, женщин, инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также имеющих длительный перерыв в работе).

Среди безработных (на 1.01.2009 г.) каждый пятый относится к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы, каждый седьмой не имеет профессии, каждый десятый ранее не работал и ищет работу впервые. [13]

Не теряет своей актуальности проблема женской и молодежной безработицы (женская составила 56,9% на 1 октября 2009 г., молодежная – 45,1%). [13]

Таким образом, безработица в Республике Беларусь имеет свои особенности, главной из которых является низкий уровень официально зарегистрированной безработицы, который значительно отличается от реального, что связано с несовершенной системой регистрации безработных; и состав безработных (т.е. преобладание женского населения и молодежи, а также лиц со средним специальным образованием). Важной отличительной чертой является потребность в рабочих специальностях, которая в 4 раза превышает спрос на служащих и специалистов.


3. Государственное регулирование занятости и безработицы в РБ


Политика занятости в Республике Беларусь является приоритетным направлением деятельности государства и направлена на снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке.

Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите: молодежи; инвалидов; лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях; граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам. [14]

С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников.

Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».

Так, в 2008 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека. [15]

В рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

В 2008 году обучение основам предпринимательской деятельности по направлению службы занятости прошли более 300 женщин.

Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

Активное содействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год их удельный вес в численности безработных сократился с 60,6% (на 1 июня 2009 г.) до 56,9%.

В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

Одной из существенных проблем в сфере занятости населения является структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.

Для обеспечения количественного и качественного соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и местной властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем. [18]

В Беларуси сохраняются определенные различия в состоянии и возможностях региональных рынков труда. Так, на конец 2008 года в целом по республике на 1 безработного условно приходилось 1,36 вакантных рабочих места, в г. Минске – 4,6, а в Витебской области – только 0,8.

Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.

Для ускорения решения проблем социально-экономического развития таких административно-территориальных единиц реализуется Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. №265.

В прошлом году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости.

Как результат, за 2008 год улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных там снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%.

Решению проблемы занятости в сельской местности способствует реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. №150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.

Решить проблемы занятости сельчан в немалой степени позволяет развитие агро- и экотуризма. В прошлом году граждане, желающие заниматься этим видом бизнеса, получили льготы. [16]

Так, можно сделать вывод, что правительство ведет активную политику занятости и трудоустройства граждан. Реализуются соответствующие государственные программы, оказывается помощь в поиске работы более уязвимым на рынке труда группам населения, организуется бесплатное профобучение и переквалификация. Таким образом, государство стремится создать условия для максимальной занятости, тем самым повышая и общий уровень жизни населения.


Заключение


Проведя исследование, целью которого было изучение сущности безработицы, как сложного социально-экономического явления, а также изучение особенностей безработицы в Республике Беларусь, можно сделать ряд выводов.

Безработица – неизбежное явление в рыночной экономике и одна из основных макроэкономических проблем, которая заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках: не производится какая-то часть товаров и услуг; сокращаются налоговые поступления в государственный бюджет; снижается общий уровень жизни населения и т.д.

Существует множество видов безработицы, из которых отдельно выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицу. В Беларуси доминирующим видом является структурная безработица, которая вызвана в первую очередь быстрым устареванием существующих знаний в связи с переходом экономики на инновационный путь развития.

Одной из особенностей рынка труда в Беларуси является наличие скрытой безработицы. Это вызвано, прежде всего, спадом производства, который вынуждает работников трудиться неполный рабочий день.

Говоря о безработице в Беларуси, обязательно стоит отметить и совершенно не отражающий действительное положение на рынке труда способ измерения числа безработных. Люди не видят для себя никакой выгоды и не спешат регистрировать себя в качестве безработных. Это связано с чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест. Таким образом, действующая система регистрации безработных государственной службой занятости намного занижает реальные показатели безработицы в Беларуси.

Что касается качественной структуры безработицы, то правомерно будет сказать о ярко выраженной проблеме молодежной безработицы. Основной ее причиной, по моему мнению, является нежелание предприятий принимать на работу неопытных сотрудников.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

– макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

– государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово-кредитными методами;

– регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направлении создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

– регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, формирования эффективной социальной политики.

Список использованных источников


Базылев, Н.И. Экономическая теория 3-е изд. Стереотип/ Н.И. Базылев, С.П. Гурко – Минск: Книжный дом, Экоперспекива, 2004. – 637 с.

Зеленкевич, М.Л., Клюня, В.Л., Черченко, Н.В. Учеб. пособие: 2-е изд., испр. – Мн.:ИП «Экоперспектива», 1998. – 336 с.

Зенькова, Л.П. Макроэкономика / под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: Новое знание, 2002.

Ивашковский, С.Н. И24 Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., ИСГф., доп. – М.: Дело, 2002. –472 с.

Лутохина, Э.А., Козловский, В.Н., Бусько, В.Н. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие / Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Тесей, 2003. – 320 с.

Мониторинг рынка труда Республики Беларусь.2007 г. / Комитет по занятости населения при министерстве труда Республики Беларусь. – Минск, 2007.

Новикова, И.В. Экономическая теория / под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Мн. Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – ч. 2. – 230 с.

Разоренова, Л.В. Оценка уровня реальной и скрытой безработицы в Республике Беларусь // Квартальный бюллетень клуба экономистов, выпуск 3. 86c.

Щербакова, Е.А. Рост безработицы в мире в 2008 году // Бюллетень «Население и общество». – 2009. – №395. – С. 67–69.

Декрет №2 от 23 января 2009 г. «О стимулировании работников организаций отраслей экономики».

Закон РБ «О занятости населения Республики Беларусь» (от 15 июня 2006 г.). Причины и уровень безработицы в Республике Беларусь

Статистические материалы / Белорусский экономический журнал. – 2009. – №4.

Статистический ежегодник Республики Беларусь. – 2009 г.

Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт президента Республики Беларусь. – Минск, 2009. – Режим доступа: http://www.president.gov.by. – Дата доступа: 13.11.2009. (14)

Комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома [Электронный ресурс] – Минск, 2009. – Режим доступа: http://www.minsk-region.gov.by Дата доступа: 13.11.2009

Материалы к Единому дню информирования 19 февраля 2009 года. [Электронный ресурс] /Официальный сайт Минского городского исполнительного комитета. – Минск, 2009. – Режим доступа: http://minsk.gov.by/upr/den_info/2009/den_info_20090219.shtml. – Дата доступа: 20.11.2009 г.

Похожие работы:

  1. •  ... Местное самоуправление в Республике Беларусь
  2. • Порядок назначения референдумов в Республике ...
  3. • Государственное регулирование инвестиционной деятельности в ...
  4. • Источники конституционного права Республики Беларусь
  5. • Международное право в правовой системе Республики Беларусь
  6. • Система органов государственного управления в ...
  7. • Принципы действия уголовного закона Республики ...
  8. • Полномочия президента республики Беларусь в бюджетном ...
  9. • Управление иностранными делами
  10. • Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в ...
  11. •  ... деятельности нотариата в Республике Беларусь
  12. • Совет Министров Республики Беларусь
  13. • Гражданство Республики Беларусь
  14. • Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
  15. • Национальный банк Республики Беларусь и его роль в ...
  16. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  17. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  18. • Правовой статус таможен Республики Беларусь
  19. • Конституционный строй Республики Беларусь
Рефетека ру refoteka@gmail.com