Рефетека.ру / Экология

Реферат: Будущее экологического образования: некоторые предположения

Будущее экологического образования: некоторые предположения

Завершается двадцатое столетие. Похоже, что человечество собственное уничтожение сделало своей целью и стремительно к ней движется. Никакой разум не сможет понять и тем более объяснить, почему, сознавая, что ресурсы биосферы конечны, хозяйственная емкость жизнеобеспечивающих природных систем ограничена, интенсивное перемещение сырья и отходов по планете чревато непредсказуемыми последствиями, что война не лучший способ разрешения социальных конфликтов, что лишение человека возможности реализовать себя как личность на благо общества оборачивается деградацией самого общества, человек не предпринимает никаких серьезных шагов для своего спасения, а с таким завидным упорством, используя новейшие достижения науки и техники, стремится к гибели, наивно полагая, что это никогда не случится.

В последние годы активно обсуждаются две точки зрения на преодоление экологического кризиса. Первая представляет собой идею биологической стабилизации окружающей среды (существенный вклад в ее развитие внесли российские ученые В.Г. Горшков, К.Я. Кондратьев, К.С. Лосев), суть которой состоит в том, что биота планеты, являясь важнейшим фактором формирования и стабилизации природной среды при условии сохранения ее в достаточном для обеспечения стабильности объеме, в состоянии вернуть биосфере ее устойчивость. Предполагается, что основной механизм стабилизации заключается в замыкании биосферных циклов сохранившимися экосистемами, поскольку основной принцип устойчивости экосистем - круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии. Основанием для существования этой идеи служит утверждение о том, что на Земле еще сохранились экосистемы, не подверженные прямому антропогенному прессу. Так, в ряде государств сохранились территории, не нарушенные хозяйственной деятельностью: в России это участки общей площадью 700-800 млн га (41-47%), в Канаде - 640,6 (65%), в Австралии - 251,6 (33%), в Бразилии - 237,3 (28%), в Китае - 182,2 (20%), в Алжире - 152,6 (64%). Иными словами, у биоты имеются резервы для сохранения жизни. Задача человека состоит в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не допустить разрушения этих центров стабильности, сохранять и восстанавливать естественные сообщества организмов в таких масштабах, чтобы вернуться в пределы хозяйственной емкости биосферы в целом, а также осуществить переход только к использованию исключительно возобновляемых ресурсов.

Вторая точка зрения - идея "вписания" человечества в природные круговороты. Основанием для нее является прямо противоположное утверждение о том, что у биоты планеты нет резервов, все экосистемы в той или иной степени деградировали (уменьшилось биоразнообразие, изменились видовой состав экосистем, их физико-химические параметры, водный и почвенный режим, климатические условия и т.п.) если и не напрямую, то опосредованно. Современная наука и техника втягивают в орбиту человеческой деятельности новые типы объектов - сложные саморазвивающиеся системы, в которые включены человеко-машинные (производственные) системы, локальные природные экосистемы и социокультурная среда, принимающая новую технологию. Поскольку нельзя однозначно просчитать, как и по какому пути пойдет развитие системы, то в деятельности человека, который работает с такой саморазвивающейся системой, и в которую он сам включен, особую роль начинают играть запреты на некоторые виды взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия. И эти ограничения накладываются не только объективными знаниями о возможных путях развития биосферы, но и сформированной в обществе системой ценностей.

Что движет человеком, когда он принимает то или иное решение, совершает тот или иной поступок? Новая информация (знания), ответная реакция на нее (эмоции) или то, что скрыто в глубине человеческого "я" (его потребности)? С позиций потребностно-информационной теории человеческую личность определяют потребности, которые переходят в цели и дела. Процесс перехода сопровождается эмоцией, которая возникает в ответ на поступающую к человеку информацию извне, изнутри, из прошлого или в продолжение всей жизни. Следовательно, поступки продиктованы не информацией, не эмоциями, а потребностями, не всегда даже осознаваемыми человеком. Чтобы понять этот мир, понять его проблемы, попытаться их разрешить, прежде всего необходимо понять себя. Мелоди Беатти очень точно сказал: "Мы не можем изменить других, но когда мы изменяем себя, то в конечном итоге мы изменяем мир".

Общество будущего, ориентированное на ноосферное мышление и на иной образ жизни, при котором восприятие и понимание мира опираются на развитую этику, а духовные потребности доминируют над материальными, возможно лишь при условии принятия каждым ее членом идеи самосовершенствования как пути достижения цели, и если духовные потребности будут присущи большинству людей и востребованы общественными нормами. Для этого необходимо соблюдать два правила.Первое: материальные, социальные, идеальные потребности каждого члена общества должны быть увязаны с потребностями развития данного общественного производства.Второе: система производственных отношений общества должна обеспечить возможность не только надежного перспективного прогнозирования удовлетворения потребностей каждого члена данного общества, но и его личного влияния на этот прогноз.

Если какие-то решения, от которых зависит успех или неуспех дела, принимаются помимо личности, если она не в состоянии представить себе отчетливо, как эти решения скажутся на удовлетворении ее потребностей, то механизм прогнозирования не срабатывает, эмоции не включаются, дела не двигаются, знания не становятся убеждениями.

Исходя из того, чем личность определяется - неповторимой, уникальной для каждого человека композицией потребностей (витальных, социальных, идеальных - основной группы, этнических и идеологических - промежуточной, воли и компетенции - вспомогательной группы) - можно предположить следующую схему развития общественно-исторических норм. Человек, движимый заложенной в нем доминирующей потребностью, ищет пути для ее удовлетворения. Повышая свою компетенцию через знания и умения, он достигает цели. Его успешный опыт служит примером для других. Другие культивируют этот опыт в общественной среде как некую новую норму. Появляется новая личность, которая, движимая своими потребностями, эту норму превышает. Новый успешный путь удовлетворения потребностей данной личности входит в опыт других. Возникает новая общественно-историческая норма. В пределах данной среды эта норма определяет систему ценностей каждой конкретной личности.

Социальная потребность развития "для себя" проявляется в стремлении улучшить свое собственное положение, а социальная потребность развития "для других" требует совершенствования самих норм или улучшения норм какой-либо социальной группы.

Идеальная потребность сохранения удовлетворяется простым усвоением объема знаний, а идеальная потребность развития вынуждает стремиться к непознанному, никем ранее не изведанному.

Потребности общественного развития начинают работать лишь тогда, когда они становятся потребностями большинства составляющих общество людей.

Для того чтобы "навести порядок в головах" людей в области проблем окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека в биосфере, необходима, прежде всего, эффективная система образования и просвещения. Именно образование, опирающееся на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Образованный человек может понять суть содеянного, оценить последствия, перебрать варианты выхода из неблагоприятной ситуации и предложить свою точку зрения. Духовно-нравственный человек - человек свободный, способный отречься от удовлетворения прагматических потребностей, способный проявить "гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности и придет освобождение от диктата потребления" (В. Хесле).

Сегодня необходима смена этических парадигм. Человек может хорошо усвоить и даже осознавать, что какие-то вещи плохи, но это совсем не значит, что он будет поступать в соответствии со своим знанием. Поступать гораздо труднее, чем понимать. Поэтому в образовании мотивационно-психологически важнее сделать акцент на любви к миру и людям, красоте природы, правде и добре, самоценности человеческой и иной жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды. Тогда сформированная морально-этическая норма человека, вступив в согласие с его совестью, вызовет в нем потребность в активном действии.

Таким образом, стратегической целью образования должно стать экологическое мировоззрение, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика. Цель становится тождественна ценностям - мировым, жизненным. Без духовно-нравственной основы в человеке знания или мертвы, или могут стать огромной разрушительной силой.

Тактической целью образования можно считать формирование именно духовных потребностей - идеальных потребностей в познании и социальных потребностей "для других".

Из вышесказанного следует, что современное экологическое образование должно быть нацелено на будущее, опираться на идеи коэволюции природы и общества, устойчивого развития биосферы, должно быть направлено на преодоление сложившихся в обществе стереотипов через формирование духовно-нравственной, экологически грамотной личности и создание условий для ее развития, стать фактором социальной стабильности.

На передний план выдвигается идея саморазвития личности, для которой определяющими становятся морально-этические принципы и законы духовного развития.

К основным морально-этическим принципам следует отнести принцип гармонии, принцип любви, принцип золотой середины, принцип оптимизма.

Принцип гармонии проявляется на всех уровнях бытия: духа, души и тела. Гармония мысли, слова и дела (Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело) определяет три вселенских начала, лежащих в основе нашего мира, согласно богословскому его пониманию. В китайской философии им соответствуют начала: ЯН (активное, отдающее, мужское, центробежное, порождающее), ДЭН (объединяющее начало, середина, связка, трансмутация, качественный переход) и ИНЬ (пассивное, принимающее, женское, центростремительное, оформляющее, сохраняющее). Эти же три начала отражены в христианском понятии о Божественной Троице. В индуизме они соответствуют Браме, Вишну и Шиве как активному и творческому началу, а также преобразующему и трансформирующему началу. В зороастризме - трем формам мира: миру духа Меног, миру души Ритаг, миру физических тел Гетиг. По заповедям Заратуштры (Зороастры), задача человека состоит в стремлении восстанавливать гармонию в каждом из этих миров.

Любое дело, любой поступок рождается под действием изначальной мысли, являющейся проявлением духа, активного творческого начала в человеке. Слово связано с воплощением мысли в конкретные дела. Оно - проводник, связь. Наконец, дело - это то, что рождается под действием мысли, то, что накапливается и сохраняется. То есть сначала появляется замысел, идея, желание что-то сделать. Затем четко формулируется, что необходимо сделать. Составляется план действий. И только потом замысел может быть реализован в конкретное дело, действие, изделие. На всех трех стадиях этого процесса человеку необходимо соизмерять свои действия с законами нашего мира, служить добру и созиданию, а не злу и разрушению. Только тогда, когда это выполняется, результат может считаться благим, продвигающим нас вперед по пути нашей эволюции. Мысли, слова и дела должны быть чисты и находиться в гармонии между собой.

В экологическом образовании следование этому принципу абсолютно обязательно. Прежде всего это касается самого учителя, поскольку для многих детей, особенно младшего школьного возраста, именно учитель, а не родители, становится образцом для подражания. Подражание - прямой путь к подсознанию, где заложены врожденные потребности личности. Это значит, что если ребенок в своем ближайшем окружении будет видеть высоконравственные примеры, то, вооружаясь знаниями, умениями, путем подражания, игры, любознательности, а затем образования, он может откорректировать свои врожденные потребности. Учителю важно помнить, что воспитывать других можно только через себя. Поэтому вопрос о воспитании сводится лишь к одному - как жить самому? Вводя детей в мир природы, знакомя их с проблемами окружающей среды, учитель может открыть и усилить в каждом ребенке такие качества, как правда, доброта, любовь, целомудрие, терпение, милосердие, отзывчивость, инициатива, мужество, забота.

По словам Грегори Бэтсона, "самые большие проблемы в мире есть результат разности между тем, как действует природа и как думают (люди)". Принцип гармонии - это примирение индивидуальных, общественных и природоохранных интересов, что и составляет задачу экологического образования.

Принцип любви - основополагающий. Это - высшая ценность мира, которая дает начало жизни, питает ее и служит "маяком" на пути самосовершенствования человека. Высший уровень проявления любви - любовь безусловная, бескорыстная. Такая любовь принимает все сущее на Земле таким, каково оно есть, признавая за каждым его самоценность и неповторимость, безоговорочное право на существование "просто так". Производное от любви - сострадание. Следствием любви и сострадания является созидание и развитие. В любви человек не отстраняется от мира, а делает шаг навстречу ему. И появляется сила, течет творческая энергия, рождается новое, происходит развитие.

Если попытаться выстроить иерархию приоритетов в жизни человека, связанных с проявлением любви, то возникает последовательность: любовь к Богу (для людей верующих) - духовность - любовь к миру и к людям - нравственность - "блага цивилизации".

Главная заповедь учителя - любить детей. Главная задача учителя - научить ребенка любить Творца, жизнь, природу, людей, себя, активно познавая мир, в который он пришел.

Принцип оптимизма означает привнесение в жизнь гармонии через радость, творческую реализацию человеком самого себя, понимание двойственности мира, сущности добра и зла и того, что зло конечно. В экологическом образовании принцип оптимизма проявляется через приоритет позитивных идей, фактов и действий в области решения проблем окружающей среды, а также осознание каждой личностью необходимости (как меры ответственности) и реальной возможности активного участия в сохранении естественного природного окружения.

Принцип золотой середины - то, что соответствует целостности системы. Плох как избыток, так и недостаток любого свойства, качества. В экологии этот принцип полностью соответствует закону оптимума (закон Либиха-Шелфорда). Во всех областях жизни существует оптимальный путь, и отклонение от этого пути как в одну, так и в другую сторону нарушает закон. Осознать золотую середину в том или ином вопросе несколько сложнее, чем абсолютизировать ценность того или иного понятия, но именно она соответствует правильному, гармоничному, целостному миру. Задача человека и состоит в том, чтобы осознать эту золотую середину и следовать ей во всех своих делах. Опора на этот принцип особенно важна в экологическом образовании, где любые крайности вредны: и в выборе идеологии, и в содержании, и в стратегии обучения, и в оценке деятельности. Этот принцип позволяет развивать ребенка как духовно-нравственно, так и интеллектуально, не ущемляя его индивидуальность.

В экологическом образовании наметились качественные изменения: пришло понимание того, что сегодня уже недостаточно иметь лишь определенный объем экологических знаний, необходима этико-экологическая позиция и соответствующая ей деятельность человека. Именно поэтому в общеобразовательную школу все активнее внедряются такие модели обучения, в основе которых лежит гуманитарно-эстетическая и естественнонаучная предметная интеграция. При этом все предметы должны быть экологически ориентированы и направлены на развитие интеллектуальной и духовной сфер личности. Такая интеграция позволяет не только подготовить учащихся к системному, научному восприятию мира и его экологических проблем, но и усилить у них потребности познания и активной природоохранной деятельности.

Вариант построения такой системы обучения может быть следующий: во всех звеньях, от начальной до старшей школы, работа с учащимися выстраивается в рамках выполнения учебных проектов. При этом экологическая этика становится главным стержнем, сквозной линией в воспитании: от элементарных "уроков вежливости" к пониманию эволюции Вселенной, эволюции развития личности. Например:1-3 (4) классы - "Основы экологической этики";5-7 классы - "Экология и мир" ("Экология. Мир. Этика.");8-9 классы - "Мировые цивилизации и мировая культура";10-11 классы - "Экология. Цивилизация. Культура".

Учебный экологический проект - перспективная форма организации детей. Это и учеба, и работа одновременно. Максимум самостоятельности и творчества, полная возможность самореализации. Учебные проекты должны уделять внимание как социальной, так и конструктивной стороне учебного процесса - получению опыта, как житейского, так и духовного, открытию своего "я", индивидуальным размышлениям. При этом личностная оценка ученика контролируется посредством сравнения с общественной оценкой, а знания ученика сравниваются с научно доказанными знаниями. Размышление над личным опытом, знаниями, ценностями не является чисто индивидуальным процессом. Важно общение с другими людьми, выражение словами полученного опыта, обмен опытом и знаниями. Обмен опытом играет роль совместного обучения при развитии открытого восприятия знаний и ценностей других людей.

Выполнение учебного проекта предполагает такие этапы, как: наблюдение и восприятие, определение проблемы и описание ее, анализ и объяснение причин, прогнозирование и оценка последствий, принятие решений, индивидуальная оценка этих решений, индивидуальная реакция на принятие решений, планирование последующей деятельности.

Например, в рамках образовательного проекта для учащихся 5-7 классов "Мир. Экология. Этика" ученики могут выполнить индивидуальные проекты с условным названием "Забота". Девиз проекта "Чтобы помочь себе, нужно помогать другим". Ученики самостоятельно (или с помощью учителя) составляют план действий, ориентируясь на следующие обязательные положения:

1. Исследуй свое окружение: естественную природу (растения, животные, человек) и искусственную природу (жилище, школа и др.).

2. Найди предмет заботы.

3. Заботься о ком-то, о чем-то.

4. Пересмотри собственную систему жизненных ценностей, определи доминирующие потребности, избавься от плохих привычек.

Прекрасно сказано: "Каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет".

Список литературы

В.М. Назаренко, доктор педагогических наук, профессор. Будущее экологического образования: некоторые предположения

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecolife.org.ua./


Похожие работы:

  1. • Природоохранное просвещение и концепция эколого ...
  2. • Эколого-краеведческое образование младших школьников
  3. • Содержание экологического образования и его основные ...
  4. • Формирование экологической культуры студентов на примере темы ...
  5. • Экологическое воспитание и экологическое ...
  6. •  ... для устойчивого развития экологического образования в ДОУ
  7. • Формирование экологической культуры младших ...
  8. • Экологическое воспитание в школе
  9. • Экологическое образование младших школьников в курсе ...
  10. • Организация внеклассной работы по экологическому ...
  11. • Содержание современного экологического образования ...
  12. • Полевая экология и натуралистическое образование: история ...
  13. • Вопросы охраны природы
  14. •  ... психология. Психологические основы экологического образования
  15. • Интегрированный подход в экологическом образовании ...
  16. • Экология человека
  17. • Экологическое обучение и воспитание в системе ...
  18. • Экологическая педагогика
  19. • Экологическое воспитание младших школьников
Рефетека ру refoteka@gmail.com