Рефетека.ру / Экономика

Контрольная работа: Методологические основы анализа хозяйственной деятельности

Контрольная работа

Вариант I

Раздел 1. Методологические основы АХД


1. Предмет, объект, цель, содержание и задачи АХД в современных условиях


АХД как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием плана, управленческих решений, контроля за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработка рекомендаций по их использованию.

Предметом АХД является причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объекты АХД – экономические результаты хозяйственной деятельности.

АХД занимает важное место в системе управления предприятием. При этом систему управления можно представить в виде следующей последовательности взаимосвязанных функций:

планирование;

учёт;

анализ;

принятие управленческих решений.

Содержание АХД вытекает из тех функций, которые он выполняет в системе экономических наук (задачи):

изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов;

научное обоснование текущих и перспективных планов;

контроль за выполнением планов управленческих решений, а также за экономным использованием ресурсов;

изучение влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности;

поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта, достижений науки;

оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов по достигнутому уровню развития и использованию имеющихся возможностей;

разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.


1.2 Виды экономического анализа


Классификация АХД имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. АХД классифицируется по различным признакам:

По отраслевому признаку:

отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики;

межотраслевой – является эффективной основой АХД и применяется во всех отраслях;

По признаку времени:

предварительный: проводится до осуществления хозяйственных операций;

последующий: проводится после завершения хозяйственных операций;

итоговый: проводится за какой-либо отчётный период;

По пространственному признаку:

внутрифирменный: изучается деятельность одного предприятия;

межфирменный: сравнивается деятельность двух или более предприятий;

По функциональному признаку:

финансовый;

управленческий;

маркетинговый;

инвестиционный;

социально-экономический;

функционально-стоимостной и др.

По методике изучения объекта:

количественный;

качественный;

экспресс;

экономико-математический;

По субъектам анализа:

внутренний: осуществляется на предприятии для собственных нужд;

внешний: проводится на основании отчётности банками, инвесторами, акционерами и др. заинтересованными лицами;

По степени охвата изучаемых объектов:

сплошной: выводы делают после изучения всех объектов;

выборочный: выводы делают по результатам обследования части объекта;

По содержанию программы:

комплексный, при котором деятельность изучается полностью;

тематический, при котором изучается только отдельные стороны деятельности предприятий.

Раздел 2. Построение структурно-логических и математических моделей факторных систем


Задание: установить соподчиненность факторов (Х1, Х2, Х3 и т.д.), влияющих на анализируемый показатель (У), представить её в виде блок схемы и записать математическую модель построения факторной системы. (Не все приведённые в условии факторы обязательно включать в факторную систему). Дать краткую качественную характеристику каждого фактора.

Задача 1

Результативный показатель: У – прибыль отчётного периода;

Факторы: Х1 – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

Х2 – операционные доходы;

Х3 – операционные расходы;

Х4 – внереализационные доходы;

Х5 – внереализационные расходы;

Х6 – объём выпущенной продукции.

Решение:

Прибыль отчетного периода (У) рассчитывается как сумма прибыли от реализации (Х1), прибыли от прочей реализации и прибыли по внереализационным операциям.

В свою очередь прибыль от прочей реализации рассчитывается как разница между операционными доходами (Х2) и операционными расходами (Х3), а прибыль по внереализационным операциям как разница между внереализационными доходами (Х5) и внереализационными расходами (Х6).

Таким образом, Прибыль отчётного периода = прибыль от реализации (Х1) + (операционные доходы (Х2) - операционные расходы (Х3)) + (внереализационные доходы (Х4) - внереализационные расходы (Х5)).

Математическая модель:

У = Х1 + (Х2 - Х3) + (Х4 - Х5)


На размер прибыли отчётного периода оказывают влияние следующие факторы:

прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – данный фактор является интенсивным, носит характер прямой зависимости, зависит от деятельности предприятия;

операционные доходы – данный фактор является интенсивным, носит характер прямой зависимости, зависит от деятельности предприятия;

операционные расходы – данный фактор является интенсивным, носит характер прямой зависимости, зависит от деятельности предприятия;

внереализационные доходы – данный фактор является интенсивным, краткосрочным, не зависит от деятельности предприятия;

внереализационные расходы – данный фактор является интенсивным, краткосрочным, не зависит от деятельности предприятия;

объём выпущенной продукции – данный фактор является экстенсивным, зависит от деятельности предприятия.

Задача 2

Результативный показатель: У – объём выпущенной продукции;

Факторы: Х1 – среднегодовая численность рабочих;

Х2 –среднегодовая выработка продукции одним рабочим;

Х3 – прибыль от реализации продукции;

Х4 – среднечасовая выработка продукции одним рабочим;

Х5 – количество часов отработанных одним рабочим за год;

Х6 – количество дней отработанных одним рабочим за год;

Х7 – продолжительность рабочего дня;

Х8 – удельный вес рабочих в общей численности работающих.

Решение:

Объём выпущенной продукции (У) равен произведению среднегодовой численности рабочих (Х1) и среднегодовой выработки на одного работающего (Х2). В свою очередь среднегодовая выработка на одного рабочего (Х2) рассчитывается как произведение количества дней отработанных одним рабочим за год (Х6), продолжительности рабочего дня (Х7) и среднечасовой выработки продукции одним рабочим (Х4).

Таким образом, объём выпущенной продукции (У) = среднегодовая численность рабочих (Х1) * (количество дней отработанных одним рабочим за год (Х6) * продолжительность рабочего дня (Х7) * среднечасовую выработку продукции одним рабочим (Х4)).


У = Х1 * Х2.

Х2 = Х6 * Х7 * Х4.

У = Х1 * Х6 * Х7 * Х4.


На объём выпущенной продукции оказывают влияние следующие факторы:

среднегодовая численность рабочих - данный фактор является экстенсивным, долгосрочным, зависит от деятельности предприятия, носит характер прямой зависимости;

среднегодовая выработка продукции одним рабочим – данный фактор является интенсивным, краткосрочным, зависит от деятельности предприятия;

прибыль от реализации продукции – данный фактор является интенсивным, носит характер прямой зависимости, зависит от деятельности предприятия;

среднечасовая выработка продукции одним рабочим – данный фактор является интенсивным, краткосрочным, носит характер прямой зависимости, зависит от деятельности предприятия;

количество часов отработанных одним рабочим за год - данный фактор является экстенсивным, краткосрочным, не зависит от деятельности предприятия;

количество дней отработанных одним рабочим за год - данный фактор является экстенсивным, не зависит от деятельности предприятия;

продолжительность рабочего дня - данный фактор является экстенсивным, носит характер прямой зависимости, не зависит от деятельности предприятия;

удельный вес рабочих в общей численности работающих – данный фактор является интенсивным, зависит от деятельности предприятия.

Раздел 3. Задачи по количественному измерению уровня влияния факторов с использованием экономико-логических методов


Задача 1

Построить факторную модель прибыли и исчислить влияние факторов на изменение её суммы всеми возможными способами. Сделать выводы.


Показатели План Факт
Объём реализованной продукции, шт. (V) 500 450
Цена изделия, млн. руб. (Ц) 10 12
Себестоимость изделия, млн. руб. (С/С) 7 8
Прибыль от реализации изделия, млн. руб. (П) 1500 1800

Решение:

1) Произведём решение приёмом цепных подстановок:

Составим факторную модель: П = V * (Ц – С/С)

Определим отклонение от плана суммы прибыли от реализации изделия:

∆П = Прибыль от реализации изделия факт – Прибыль от реализации план = 1800 – 1500 = 300 млн. руб.

По сравнению с планом прибыль от реализации изделия увеличилась на 300 млн. руб. На это повлияло 3 фактора:

изменение объёма реализованной продукции;

изменение цены изделия;

изменение себестоимости изделия.

Определим условные показатели:

Пу1 = Объём реализованной продукции факт * (Цена изделия план – Себестоимость изделия план) = 450 * (10 -7) = 1350 млн. руб.

Пу2 = Объём реализованной продукции факт * (Цена изделия факт – Себестоимость изделия план) = 450 * (12 – 7) = 2250 млн. руб.

Определим влияние факторов:

за счёт изменения объёма реализованной продукции:

∆ПV = Условная прибыль1 (Пу1) – Прибыль план = 1350 – 1500 = - 150 млн. руб.

за счёт изменения цены изделия:

∆ПЦ = Условная прибыль2 (Пу2) – Условная прибыль1 (Пу1) = 2250 – 1350 = 900 млн. руб.

за счёт изменения себестоимости изделия:

∆П C/ С = Прибыль факт - Условная прибыль2 (Пу2) = 1800 – 2250 = - 450 млн. руб.

Проведём проверку балансовым методом:

∆П = ∆ПV + ∆ПЦ + ∆П C/ С = (-150) + 900 + (-450) = 300 млн. руб.

2)Произведём решение приёмом абсолютной разницы:

Составим факторную модель: П = V * (Ц – С/С)

Определим отклонение от плана суммы прибыли от реализации изделия:

∆П = Прибыль от реализации изделия факт – Прибыль от реализации план = 1800 – 1500 = 300 млн. руб.

По сравнению с планом прибыль от реализации изделия увеличилась на 300 млн. руб. На это повлияло 3 фактора:

1. изменение объёма реализованной продукции;

2. изменение цены изделия;

3. изменение себестоимости изделия.

Определим абсолютные отклонения каждого фактора:

∆V = Объём реализованной продукции факт - Объём реализованной продукции план = 450 – 500 =-50 шт.

∆ Ц = Цена изделия факт - Цена изделия план = 12 – 10 = 2 млн. руб.

∆ С/С = Себестоимость изделия факт – Себестоимость изделия план = 8 – 7 = 1 млн. руб.

Определим влияние факторов:

1. за счёт изменения объёма реализованной продукции:

∆ПV =Изменение объёма реализованной продукции (∆V) * (Цена изделия план - Себестоимость изделия план) = (- 50) * (10 – 7) = - 150 млн. руб.

за счёт изменения цены изделия:

∆ПЦ = Объём реализованной продукции факт * Изменение цены изделия (∆ Ц) = 450 * 2 = 900 млн. руб.

за счёт изменения себестоимости изделия:

∆П C/ С = Объём реализованной продукции факт * (-Изменение себестоимости изделия)) = 450 * (– 1) = -450 млн. руб.

∆П = ∆ПV + ∆ПЦ + ∆П C/ С = (-150) + 900 + (-450) = 300 млн. руб.

Решение приёмом относительной разницы, долевого участия, интегральным и логарифмирования при данной модели невозможно.

Вывод: таким образом, прибыль от реализации по сравнению с планом увеличилась на 300 млн. руб., а именно:

за счёт уменьшения реализованной продукции на 50 шт. прибыль от реализации уменьшилась на 150 млн. руб.;

за счёт увеличения цены изделия на 2 млн. руб. прибыль увеличилась на 900 млн. руб.; за счёт увеличения себестоимости изделия на 1 млн. руб. прибыль уменьшилась на 450 млн. руб.

Задача 2

Рассчитайте уровень влияния факторов изменения результативного показателя способом долевого участия. Сделать выводы.


Показатели Уровень показателей
Общая величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли, % + 2

Общая сумма изменения прибыли

Всего:

+ 400
В том числе за счёт изменения: + 120
Объёма реализованной продукции
Себестоимости реализованной продукции + 200
Цен на реализованную продукцию + 80

Решение:

Произведём решение приёмом долевого участия:

Общий прирост результативного показателя (величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли ∆Р) составил 2 % = 0,02. На это повлияло изменение прибыли, а именно:

за счёт изменения объёма реализованной продукции;

за счёт изменения себестоимости реализованной продукции;

за счёт изменения цен на реализованную продукцию.

Рассчитаем влияние факторов:

за счёт объёма реализованной продукции:

∆Ррп = (Изменение прибыли за счёт изменения объёма реализованной продукции / (изменение прибыли за счёт изменения объёма реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения себестоимости реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения цен на реализованную продукцию)) * общая величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли = (120 / (120 + 200 + 80)) * 0,02 = 0,006

за счёт изменения себестоимости реализованной продукции:

∆РC/C = (Изменение прибыли за счёт изменения себестоимости реализованной продукции / изменение прибыли за счёт изменения объёма реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения себестоимости реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения цен на реализованную продукцию)) * общая величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли = (200 / (120 + 200 + 80)) * 0,02 = 0,01

за счёт изменения цен на реализованную продукцию:

∆РЦ = (Изменение прибыли за счёт изменения цен на реализованную продукцию / изменение прибыли за счёт изменения объёма реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения себестоимости реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения цен на реализованную продукцию)) * общая величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли = (80 / (120 + 200 + 80)) * 0,02 = 0,004

Произведём проверку балансовым методом:

∆Р = ∆Ррп + ∆Р C/C + ∆РЦ = 0,006 + 0,01 + 0,004 = 0,02

Вывод


Общий прирост результативного показателя (величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли ∆Р) составил 2 % = 0,02. На это повлияло изменение прибыли, а именно:

1)за счёт изменения объёма реализованной продукции рентабельность продукции увеличилась на 0,006, что составляет 0,6%;

2)за счёт изменения себестоимости реализованной продукции рентабельность продукции увеличилась на 0,01, что составляет 1%;

3)за счёт изменения цен на реализованную продукцию рентабельность продукции увеличилась на 0,004, что составляет 0,4%.

Похожие работы:

  1. • Оценка финансово-хозяйственной деятельности ...
  2. • Пути повышения эффективности деятельности ...
  3. • Технико-экономический анализ МУП (по балансу)
  4. • Комплексный анализ хозяйственной деятельности
  5. • Анализ хозяйственной деятельности
  6. • Технико-экономические показатели хозяйственной ...
  7. • Современное состояние и анализ деятельности ...
  8. • Анализ товарно-материальных запасов
  9. • Анализ финансового состояния организации (на примере ...
  10. • Полный анализ финансовой деятельности ООО ТГ Импульс
  11. • Анализ деятельности предприятия
  12. • Теория прибыли и анализ финансово-хозяйственной ...
  13. • Ответы на билеты по курсу АХД по учебнику Савицкой
  14. • Анализ производственных запасов предприятия
  15. • Оценка финансового состояния ШРМЗ ГХК ...
  16. • Анализ спроса и ассортиментная политика предприятия
  17. • Экзаменационные билеты по предметам Анализ финансовой ...
  18. • Использование экономико-статистических методов в ...
  19. • Анализ и оптимизация себестоимости продукции ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com