Рефетека.ру / Социология

Контрольная работа: Система социальной защиты семьи

Содержание


Введение

1 Сущность социальных проблема отдельных категорий семей

2 Основные направления социальной политики

3 Виды социальных служб и организаций, предоставляющих услуги и помощь семьям

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Семьей также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, — это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию.

В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому формирование комплексной системы социальной защиты семьи в нашей стране является весьма актуальной проблемой.

Целью данной работы является изучение системы социальной защиты семьи.

Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:

1. изучить сущность социальных проблема отдельных категорий семей;

2. проанализировать основные направления социальной политики;

3. изучить виды социальных служб и организаций, предоставляющих услуги и помощь семьям.

В структурном отношении работа представлена введением, тремя параграфами, заключением, списком использованной литературы.


1 Сущность социальных проблема отдельных категорий семей


В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы — направленные на социальную реабилитацию инвалидов или детей-инвалидов, оказывающие помощь малообеспеченным, женщинам, военнослужащим и т.д. Существу ют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой.

Неправильная ориентация социальной работы может быть причиной постановки нереалистичных целей, выбора неэффективных технологий и методик. Поэтому анализ социальной действительности и выбор стратегий, адекватных объективному положению дел, имеют прямое отношение к содержанию и организации социальной работы.

Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом.

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.

Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная полоролевая социализация.1

Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX в. в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепция или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

1. семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностыо, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

2. семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

3. неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3—7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности.

Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности.

Осуществление права инвалидов на труд, самообеспечение — одна из главных проблем их социальной реабилитации. Это не только способ улучшить их материальное положение, но и важнейший фактор самоутверждения и внутреннего развития.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат. Подобное решение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком — инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью.

Замечено, что в семьях, в которых дети-инвалиды получают даже элементарную помощь специалистов по социальной реабилитации, уровень разводов ниже среднего для такой категории семей, ибо подобная помощь делает ситуацию не столь безнадежной.2

Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность — в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных.

Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отойдут на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений займут первое место.3

Таким образом, мы можем видеть, что каждой категории семей присущи специфические социальные проблемы. К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большой долей вероятности предсказать неблагоприятный прогноз будущего семейного союза еще до его заключения. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения.

2 Основные направления социальной политики


В настоящее время, согласно Конституции Российской Федерации, семья, материнство, детство находятся под защитой государства. Среди нормативно-правовых актов, направленных на социальную поддержку семьи, материнства, защиту и обеспечение прав детей, решение острых проблем профилактики безнадзорности, правонарушений подростков, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, необходимо назвать: «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (национальный план действий в интересах детей)»; Семейный кодекс Российской Федерации; в рамках президентской программы «Дети России» -федеральные целевые программы «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей»; Положение «О приемной семье»; «Основные направления государственной семейной политики»; 3акон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»; «О национальном плане действий по улучшению положения женщины и повышению ее роли в обществе до 2000 г.» и др.4

Решение острейших проблем российских семей требует разработки и реализации федерального и региональных планов действий в поддержку семей, предусматривающих конкретные меры семейной политики с указанием сроков, исполнителей и источников финансирования, разработанных на основе докладов о положении семей во всех регионах России и учитывающих региональную специфику демографического, социального и экономического развития.

Именно семья и все виды ее деятельности (домашнее хозяйство, воспитание, участие в общественном труде, семейно-производительная деятельность и т. д.) связаны с человеком прямо и опосредованно; вне этой деятельности не могут существовать ни человек, ни общество.

Основными направлениями семейной политики являются:

улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактика бедности;

обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей и личными интересами человека;

оказание всесторонней помощи семье в воспитании детей, поддержка одаренных детей;

обеспечение охраны здоровья матери и ребенка;

защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений;

усиленное внимание к неполным, имеющим детей инвалидов, малообеспеченным семьям с целью создания благоприятных условий для их жизнедеятельности;

всесторонняя подготовка молодежи к браку и семейной жизни и планированию семьи;

профилактика семейного неблагополучия и др.

Для реализации основных направлений семейной политики разрабатывается целый ряд государственных документов:

Доклад о положении семей в Российской Федерации;

Национальный план действий в отношении семьи (среднесрочная государственная семейная политика);

Целевая федеральная программа «Семья»;

Целевые ведомственные программы улучшения условий жизнедеятельности семьи;

Федеральная программа координации деятельности негосударственных субъектов семейной политики;

Положение о Государственной фамилистической (семейной) экспертизе;

Региональные концепции и программы семейной политики.

Из вышесказанного речь идет о комплексном подходе к семье, способности всех субъектов семейной политики отстоять ее интересы. Таким образом, по своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения государства и семьи в основных сферах жизнедеятельности общества. Комплексная программа семейной политики должна быть направлена на устранение тех причин, которые порождают негативные аспекты в жизнедеятельности семьи, чтобы максимально смягчить их последствия. В то же время она сосредоточена на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций (репродуктивной, экономической, жизнеохранительной, воспитательной). В связи с этим принципиальное значение имеет четкая дифференциация семейной и социальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблем семьи.5

Приоритетным направлением семейной политики, как на государственном, так и на региональном уровне, является обеспечение социальных гарантий и улучшение благосостояния семей с детьми, поскольку именно семья представляет наиболее комфортные условия для рождения и воспитания детей, ей также приписывается роль связующего звена между удовлетворением индивидуальных потребностей семьи и обеспечением функционирования семьи в интересах общества.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1. Денежные выплаты семье на детей и в связи е рождением,

содержанием и воспитанием детей (пособия по пенсии).

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежца и обувь, питание беременным женщинам и др.).

4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

Итак, государственная семейная политика на современном этапе развития отражается в социальном и материальном обеспечении семьи и детства. Особенное внимание уделяется охране семей, имеющих детей, и всячески стимулируется рождаемость. Приоритетным направлением является формирование имиджа семьи среди молодого населения страны.


3 Виды социальных служб и организаций, предоставляющих услуги и помощь семьям


На сегодняшний день система служб и организаций, направленная на оказание помощи различным категориям семей в нашей стране находится на этапе формирования.

В политике социальной поддержки детей преобладающей является стратегия помощи малообеспеченным. При этом система оказания материальной помощи имеет существенные недостатки. Выплачиваемые государством компенсации на сегодня не являются гарантией стабильного экономического положения, так как размер детских пособий минимален.

Медико-социальные службы (поликлиники, женские консультации) также не всегда способны обеспечить должный уровень социальной работы с детьми из многодетных семей.

Что касается уровня профилактических и реабилитационных мероприятий с детьми и их родителями, осуществляемыми детскими дошкольными учреждениями и школами, то он тоже оставляет желать лучшего. Подобная ситуация обусловлена, во-первых, общей чрезмерной загруженностью педагогов, во-вторых, нехваткой специалистов в области социальной и семейной педагогики, в-третьих, отсутствием в штатном расписании большинства подобных учреждений должности специалиста по социальной работе, который должен выступать главным организатором, координатором и контролером профилактических и реабилитационных мер с детьми развода, в четвертых, отсутствием программ социально – психолого-педагогической работы с этой категорией нуждающихся.

Центры занятости населения так же содействуют многодетным семьям, в первую очередь, принимая меры по трудоустройству многодетных родителей и представляя их детям возможность работать по нескольку часов в период учебы или во время летних каникул.

Наиболее эффективно меры по оказанию помощи детям на местном уровне осуществляются Территориальными центрами социальной помощи семье и детям. Учреждения данного типа создаются в целях оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Деятельность Центра направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений, в связи с чем Центр осуществляет:

- мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей;

- выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

- определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;

- поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

- социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

- социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

- оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

- участие в привлечении государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы и т.п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и т.п.) к решению вопросов оказания социальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;

- внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;

- проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества.

Таким образом, меры по оказанию помощи семьям, оказываемые социальными службами и организациями в нашей стране, пока сложно назвать весьма эффективными, комплексная система социальной поддержки семей находится на этапе становления.

Заключение


Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.

Значение семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и другие.

Государственная семейная политика, объектом которой является семья, формируется на основе закономерностей функционирования института семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса.

Социальная защита семьи должна быть направлена не только на поддержание благосостояния нуждающихся семей, но и на благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие «благополучие», которое в отличие от понятия «благосостояние» выражает не только «материальную обеспеченность», «имущественное благополучие», но и «счастливую жизнь».


Список использованной литературы


Климантова, Г.И. Проблемы законодательного обеспечения государственной семейной политики / Г.И. Климантова // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2004. – 192 с.

Технологии социальной работы / под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с.

Федотовская, Т.А. О демографических аспектах современной государственной семейной политики в Российской Федерации / Т.А. Федотовская // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2004. – 217 с.

Холостова, Е. И. Социальная работа / Е.И. Холостова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.- 692 с.

Шеляг, Т.В. Цели и ценности государственной семейной политики / Т.В. Шеляг // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2004. – 146 с.

1 Технологии социальной работы / под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.223.

2 Холостова, Е. И. Социальная работа / Е.И. Холостова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.- С. 512

3 Федотовская, Т.А. О демографических аспектах современной государственной семейной политики в Российской Федерации / Т.А. Федотовская // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2004. – С.101.

4 Климантова, Г.И. Проблемы законодательного обеспечения государственной семейной политики / Г.И. Климантова // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2004. – С. 27.

5 Шеляг, Т.В. Цели и ценности государственной семейной политики / Т.В. Шеляг // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2004. – С. 88.

Похожие работы:

  1. • Роль социального работника в организации социальной ...
  2. • Фонд социальной защиты населения
  3. • Семья как социальный институт и объект социальной ...
  4. •  ... капитал, как форма дополнительной поддержки семьи
  5. • Содержание социальной работы с многодетными семьями
  6. • Социальная работа с многодетными семьями
  7. • Социальная помощь в Украине и её виды
  8. • Демография семьи
  9. • Инвалидизация населения
  10. • Уровень жизни населения России
  11. • Права ребенка
  12. • Психолого-педагогическая работа с семьёй ...
  13. • Сокращение населения - главная социально-экологическая ...
  14. • Демографическая политика Российской Федерации
  15. • Качество жизни населения
  16. • Социальная работа с детьми инвалидами
  17. • Дезадаптированные дети и подростки
  18. • Современная демографическая ситуация в России и ...
  19. • Сравнительный анализ форм социальной поддержки юных ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com